Научная статья на тему 'Балльно-рейтинговая система контроля и оценки при формировании проектно-информационной компетенции будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна'

Балльно-рейтинговая система контроля и оценки при формировании проектно-информационной компетенции будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
424
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ДИЗАЙН / ПРОЕКТНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / РЕЙТИНГ / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / КОНТРОЛЬ / ОЦЕНКА / PROFESSIONAL EDUCATION TEACHER / DESIGN / PROJECT-AND-INFORMATION COMPETENCE / RATING / MARK-AND-RATING SYSTEM / CONTROL / ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышева Анастасия Геннадьевна

В статье рассматривается балльно-рейтинговая система контроля и оценки качества подготовки как педагогическое условие формирования проектно-информационной компетенции будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна. Описана технология балльно-рейтинговой системы на примере дисциплины «Конструктивное моделирование и технология сложных форм».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернышева Анастасия Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Mark-and-Rating System of Monitoring and Assessment in Future Design Professional Education Teachers’ Project-and-Information Competence Forming

The article considers the mark-and-rating monitoring system and assessment of training quality as a pedagogical condition of future design teachers’ project-and-information competence forming. The technology of mark-and-rating system is described in terms of such subject as “Constructive Modeling and Complex Forms Technology”.

Текст научной работы на тему «Балльно-рейтинговая система контроля и оценки при формировании проектно-информационной компетенции будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна»

УДК 378: 001.8: 687.1 ББК 74.480.26: 73: 37.24

Чернышева Анастасия Геннадьевна

аспирант

кафедра педагогики, психологии и предметных методик Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Chernysheva Anastasiya Gennadievna Post-graduate

Chair of Pedagogy, Psychology and Subject Teaching Methods Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk [email protected]

Балльно-рейтинговая система контроля и оценки при формировании проектно-информационной компетенции будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна The Mark-and-Rating System of Monitoring and Assessment in Future Design Professional Education Teachers’ Project-and-Information Competence Forming

В статье рассматривается балльно-рейтинговая система контроля и оценки качества подготовки как педагогическое условие формирования проектноинформационной компетенции будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна. Описана технология балльно-рейтинговой системы на примере дисциплины «Конструктивное моделирование и технология сложных форм».

The article considers the mark-and-rating monitoring system and assessment of training quality as a pedagogical condition of future design teachers’ project-and-information competence forming. The technology of mark-and-rating system is described in terms of such subject as “Constructive Modeling and Complex Forms Technology”.

Ключевые слова: педагог профессионального обучения, дизайн, проектно-информационная компетенция, рейтинг, балльно-рейтинговая система, контроль, оценка.

Key words: professional education teacher, design, project-and-information competence, rating, mark-and-rating system, control, assessment.

В современных условиях научно-технического прогресса, когда компьютерные технологии активно внедряются во все этапы дизайн-проектирования, для успешного выполнения проектных задач в будущей профессиональной деятельности педагогам профессионального обучения необходимо быть компе-

тентными в области информационных технологий. Поэтому формирование проектно-информационной компетенции является актуальной задачей при подготовке будущих педагогов в области дизайна.

Под проектно-информационной компетенцией будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) нами понимается личностная, интегративная, формируемая характеристика способности и готовности выпускника (специалиста) к применению информационных технологий в проектнотворческой деятельности на основе информационной грамотности, личностных качеств и владения специальными проектными знаниями и умениями, сформи-рованность которой обеспечит подготовку высококвалифицированного педагога профессионального обучения в области дизайна. Иными словами, это способность и готовность студентов применять компьютерные технологии на всех этапах проектирования: при проведении предпроектных исследований (Internet, CD, DVD, текстовые и табличные редакторы и др.), осуществлении художественного (графические редакторы CorelDraw, Photoshop и др.) и технического проектирования (САПР - система автоматизированного проектирования одежды, АРМ, текстовые и табличные редакторы и др.), подготовке презентации проекта (презентационные пакеты программ).

Мы считаем, что процесс формирования проектно-информационной компетенции будущего специалиста должен протекать не спонтанно, а целенаправленно, и этого можно достичь при создании ряда специальных педагогических условий. Одним из таких условий является балльно-рейтинговая система контроля и оценки качества подготовки будущих педагогов профессионального обучения (дизайн).

Рейтинг (от английского «to rate» - оценивать и «rating» - оценка, оценивание) - индивидуальный числовой показатель оценки какого-либо лица, а также его деятельности.

Рейтинговый контроль (РК) - индивидуальный числовой показатель учебной деятельности студента, характеризующий класс достижения студента по результатам обучения по предмету [4, с. 68].

Балльно-рейтинговая система контроля — одна из современных систем контроля успешности освоения обучающимися содержания образования [4, с. 13]. Анализ многочисленных научных статей и исследовательских работ (Е. Г. Булатова, В.С. Бухмин, Ю.Ф. Верещагин, В.П. Ерунов, С.А. Оськин и др.), а также анализ положений о рейтинговой системе, разработанных в университетах, показал, что в большинстве случаев рейтинговая система используется в контексте оценки знаний. Мы считаем, что возможность балльно-рейтинговой системы значительно шире, и с ее помощью можно оценивать умения, личностные качества, отношение студента к дисциплине, творческие возможности, инициативность и другие проявления не просто знаний, а компетенций. Поэтому мы, соглашаясь с Е.Н. Перевощиковой [7], используем понятие балльнорейтинговая система в контексте контроля и оценки качества подготовки студентов. Поскольку «рейтинговая система, разработанная только на принципе оценки накопления знаний, на практике оказывается не очень динамичной и слабо стимулирует познавательную деятельность обучающихся» [2, с. 88]. А «результатом учебной деятельности, должны стать не отдельные, фрагментарные знания, действия, оценки, а целостные возможности личности к продуктивной работе, к решению учебных, впоследствии учебнопрофессиональных задач» [5, с. 233].

Под качеством подготовки студентов по дисциплине мы понимаем совокупность характеристик, с одной стороны, знаний, умений и навыков (полнота и глубина, обобщенность и конкретность, осознанность, логичность и рациональность, системность, прочность и действенность), с другой - личностных качеств (самостоятельность и ответственность, инициативность, коммуникабельность, дисциплинированность, трудолюбие, активность, способность к творчеству, к рефлексии, к корректному и уважительному общению со студен-

тами и преподавателями), позволяющих дифференцировать обучаемых с одинаковым уровнем подготовки [7, с. 41].

Рейтинговая система оценивания качества подготовки студентов - это совокупность нормативно-методических документов (правил, методических указаний, рекомендаций, механизмов оценивания), обеспечивающих управление систематической, ритмичной и продуктивной учебной деятельностью студентов по формированию у них опыта самостоятельной работы и самообразования [7, с. 45].

Рассматривать рейтинговую систему контроля и оценки качества подготовки, как педагогическое условие формирования проектно-информационной компетенции будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) мы можем по ряду причин:

1. Балльно-рейтинговая система является эффективным средством управления профессионально-личностным развитием студентов, поскольку помогает скорректировать активность студентов путем приоритетных баллов. Таким образом, включение стимулирующих баллов поможет дополнительно мотивировать студентов к освоению компьютерных технологий при проектировании одежды. Добавление в рейтинг студента оценки за применение современных дизайн-технологий при выполнении контрольных работ, курсовых проектов, подготовке к семинарам и др. по отраслевым дисциплинам, позволит осуществлять непрерывное формирование проектно-информационной компетенции.

2. Балльно-рейтинговая система подходит для оценки компетенции, поскольку позволяет оценивать не только знания и навыки студентов, но и творческие их возможности: активность, неординарность решений поставленных проблем, умение организовать группу для решения проблемы и т.д. [1, с. 244 -245]. Это значит, что грамотно разработанные и представленные студентам критерии оценки будут требовать от него умения применять свои знания на практике, проявлять проектно-информационную компетенцию по перечислен-

ному перечню, а у преподавателя появиться возможность контролировать уровень формирования.

Основными целями балльно-рейтинговой системы контроля и оценки качества подготовки будущих педагогов профессионального обучения (дизайн), как педагогического условия формирования проектно-информационной компетенции являются:

- повышение заинтересованности студентов к систематической работе в течение всего процесса изучения дисциплины за счет равномерного распределения учебной нагрузки;

- повышение мотивации студентов к освоению информационных технологий в области проектирования одежды и как следствие поэтапное формирование проектно-информационной компетенции;

- стимулирование активной познавательной, исследовательской, проектной, а также самостоятельной работы студентов в межсессионный период и качества управления ею;

- развитие у студентов таких социально-значимых качеств личности, как дисциплинированность, ответственность за выполнение планов, заданий, добросовестность, стремление освоить изучаемую дисциплину и компьютерные технологии при проектировании одежды;

- повышение уровня организации образовательного процесса;

- уменьшение стрессовых нагрузок студентов во время сессии;

- обеспечение оперативного, четкого, объективного, систематичного, поэтапного, наглядного и гласного контроля качества подготовки студента в течение всего семестра, а не только на момент сессии;

- исключение случайности при сдаче итогового экзамена и субъективизма преподавателя;

- повышение качества образовательных результатов в целом.

Помимо этого, «развернутая процедура контроля дает возможность развить у обучающихся навыки самооценки и формирования самоконтроля в про-

фессиональной деятельности» [3, с. 158]. А в соответствии с письмом Рособр-надзора от 17.04.2006 г. № 02-55-77 ин/ак, «модульно-рейтинговые системы обучения и контроля знаний способствуют развитию самостоятельности и ответственности будущих специалистов» [6].

Как педагогическое условие формирования проектно-информационной компетенции, для нее характерно:

- разделение учебного материала на логически завершенные части (модули), после изучения которого предусматривается обязательное контрольное мероприятие;

- накопительная система оценки образовательных результатов, в процессе текущего, промежуточного и итогового контроля, отражающая объективную информацию об успешности учебного процесса;

- учет в итоговой оценке по дисциплине баллов, набранных за все виды обязательных и дополнительных работ, таким образом, итоговая оценка по дисциплине отражает не только итоги сдачи экзамена или зачета, но и результаты учебной работы в течение всего семестра;

- высокий стимулирующий коэффициент за использование компьютерных технологий при выполнении лабораторно-практических, контрольных работ, курсовых проектов и т.д.;

- использование понижающего коэффициента за несвоевременное выполнение и защиту лабораторно-практических, контрольных работ, курсовых проектов и т.д.;

- использование тех форм оценки образовательных результатов студентов, которые направлены на выявление не объема знаний студента, а уровня развития профессиональной компетентности студента;

- ознакомление студентов в начале изучения дисциплины с переченем выполняемых обязательных видов работ и работ по выбору, правилами

Ч_/ /“■' ч_/ ч_/ ч_/

начисления баллов, за каждый вид учебной нагрузки и переводной шкалой

баллов, в пределах которой студент получает зачет или обеспечивает себе "3", "4" или "5" за экзамен по дисциплине;

- обеспечение четкого и прозрачного учета выполнения студентом всех видов работ;

- разработка соответствующих нормативно-методических документов.

При подготовке будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна можно выделить следующие виды учебной нагрузки, входящие в систему контроля при рейтинговой системе оценки образовательных результатов студентов: лекции, семинары, лабораторно-практические занятия, текущий контроль после прохождения каждого модуля дисциплины, контрольные работы («Оборудование швейного производства», «Моделирование одежды», «Ма-териаловеденье» и др.); курсовые проекты («Конструирование одежды», «Технология швейных изделий», «Дизайн костюма»), практика (прохождение и отчет), зачеты, экзамены.

Дополнительно оцениваются:

- посещаемость занятий и индивидуальная активность на лекциях и семинарах;

- использование компьютерных дизайн-технологий при выполнении контрольных, лабораторно-практических работ, курсовых проектов;

- участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, мастер-классах,

- получение призового места на олимпиадах, конкурсах по профилю дисциплины;

- выполнение работы, не входящий в перечень обязательных заданий по дисциплине и выполненная сверх нормы по собственной инициативе с целью реализации своих профессиональных и творческих интересов: подготовка доклада и выступление на конференции или научном семинаре, опубликование научной статьи по профилю дисциплины, изготовление изделий (если это не является обязательным требованием, прописанным в УМК), разработка качественных дидактических материалов по дисциплине и др.

Поощрительные баллы выставляются по той дисциплине, по которой выполнена оцениваемая работа студента, в рамках более детального ее изучения или развития.

В таблице 1 представлены правила начисления баллов за все виды обязательных работ, а так же поощрительные виды работ, которые студент может выполнять для увеличения своего рейтинга и получения итоговой экзаменационной оценки «автоматически», на примере дисциплины «Конструктивное моделирование и технология сложных форм».

В контрольной работе студентам необходимо выполнить конструктивное моделирование (КМ) и разработать технологическую последовательность (ТП) на 5 моделей. Правильность выполнения конструктивного моделирования и технологической части оценивается отдельно по 3-х бальной шкале. Таким образом, максимальное количество баллов, которое может заработать студент за каждую модель - 6 баллов, а за всю контрольную работу - 30.

3 балла за конструктивное моделирование выставляется студенту при условии, что:

- правильно выполнено конструктивное моделирование;

- представлены все этапы моделирования (базовая конструкция, нанесение модельных особенностей, модификация базовой конструкции в модельную, оформление деталей и др.);

- грамотно подписаны все чертежи с использованием правильной терминологии;

- студент может грамотно объяснить каждый этап моделирования с использованием профессиональной лексики.

3 балла за технологическую последовательность выставляется студенту при условии, что:

- последовательность технологической обработки разработана верно;

- грамотно используется терминология;

- аккуратно и правильно прорисованы технологические узлы;

- студент может объяснить технологическую последовательность с использованием профессиональной терминологии.

- 2 балла - есть незначительные погрешности или небрежное оформление, при защите контрольной работы студент сомневается в правильности выбранного решения, путается в терминологии;

- 1 балл - есть одна грубая ошибка или много недочетов;

- 0 баллов - две и более грубые ошибки или явно не самостоятельное конструктивное моделирование, а схематичное копирование из учебников или другого источника.

Таблица 1. Правила начисления баллов по дисциплине «Конструктивное

моделирование и технология сложных форм»

Обязательные виды работ Поощрительные виды работ и стимулирующий коэффициент

Виды работ макс. мин Виды работ Стимули-

балл бал рующий коэффи-

л циент

Лекции (за все лекции) 10 0 Дополнительная активность на лекциях 2

Текущий кон- ТК 1 5

троль (ТК) ТК 2 5

после прохож- ТК 3 5 25 15 —

дения каждого ТК 4 5

модуля ТК 5 5

Лабораторно- ЛПЗ 1 5 Использование графических редакторов при выполнении ЛПЗ

практические ЛПЗ 2 5 15 10 1,5 - 2

занятия (ЛПЗ) ЛПЗ 3 5

М 1 КМ 3 Использование графических редакторов при выполнении КР 1,2 1,5 - 2

ТП 3

М 2 КМ 3

ТП 3 Разработка фрагмента мульти-

Контрольная М 3 КМ 3 30 10 2 - 4

работа (КР) ТП 3 медийных лекций

М 4 КМ 3 Изготовление одного изделия из 2 - 4

ТП 3 контрольной работы

М 5 КМ 3 Изготовление дидактических 1,5 - 2

ТП 3 материалов (макета изделия)

Экзамен 20 10 — —

Итого: 100 50

Если студент при выполнении контрольной работы или лабораторнопрактического занятия использует графический редактор, например, СогеЮга’^ количество баллов может увеличиться вдвое и составить максимально 60 баллов за контрольную работу и 30 баллов за лабораторно-практическое задание. Расчет производится следующим образом: баллы, которые набрал студент по критериям, описанным выше, суммируются и умножаются на стимулирующий коэффициент; учитываются только те этапы, на которых использовался графический редактор.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стимулирующий коэффициент может быть уменьшен, если графический редактор использован нецелесообразно, есть замечания по оформлению, акценты по толщине линий расставлены неверно, если чертежи выполнены не в едином масштабе (нарушено масштабирование).

Также при выполнении контрольной работы студенту предоставляется возможность набрать поощрительные баллы: при разработке фрагмента мультимедийных лекций, изготовлении изделия или дидактических материалов. Стимулирующий коэффициент применяется только к тем моделям, по которым выполнялась дополнительная работа.

Высокий балл за контрольную работу не освобождает студентов от выполнения обязательных видов работ, таких как лабораторно-практические занятия и текущего контроля после прохождения каждого модуля дисциплины, но может освободить его от сдачи экзамена и дает возможность получить итоговую оценку «автоматом». Если оценка студента не устраивает, он может повысить оценку за итоговую аттестацию путем сдачи экзамена. Студент, не набравший минимальное количество баллов, для получения «автоматической оценки» 4 или 5 обязан сдавать экзамен. В общую сумму баллов включаются только баллы за положительно сданный экзамен. Итоговые успехи студента определяются на основе шкалы, приведенной в таблице 2.

Таблица 2. Распределение баллов по дисциплине «Конструктивное моделирование и технология сложных форм»

Баллы за работу в течение семестра Автоматическая оценка Баллы за экзамен Общая сумма баллов Итоговая оценка

90 и более 5 — 90 и более 5

9 00 1 1П Г" 4 0 - 20 90 - 119 5

75 - 89 4

9 0 1 9 -ь. 5

6 0 1 7 -Ь. — 0 - 20 75 - 89 4

6 0 1 7 -ь. 3

9 1 0 0 - 20 75 - 79 4

55 - 74 3

< 40 — не допускается — —

Аналогичным образом происходит рейтинговый контроль и по другим дисциплинам отраслевой подготовки. Максимальное количество баллов во всех дисциплинах за обязательные виды работ и экзамен равно 100 баллам. Но мы не ограничиваем максимальное количество баллов, которое может набрать студент при освоении той или иной дисциплины, выполняя поощрительные виды работ. Студент сам определяет траекторию своего развития, поскольку «суть рейтинговой системы в педагогическом смысле состоит в том, что в ней принципиально отсутствует принуждение к «погоне за баллом». Каждый выбирает для себя подходящую ему свою «дистанцию», но в ее рамках добивается высоких результатов» [5, с.234].

Неофициальный опрос студентов, которые предпочли сделать дополнительные виды работ для получения «автоматической» итоговой оценки, показал, что их знания не ниже, чем у студентов, которые готовились к сдаче экзамена, а в большинстве случаев, на порядок выше. Выполняя поощрительные задания, студент больше углубляется в изучение дисциплины и более ответственно подходит к выполнению своей работы. У данных студентов лучше формируется понимание как теоретической, так и практической части дисциплины. Поощрительный коэффициент служит дополнительным стимулом к освоению компьютерных дизайн-технологий и позволяет осуществлять формирование

проектно-информационной компетенции будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна.

Библиографический список

1. Богословский, В.А. Переход российских вузов на уровневую систему подготовки кадров в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: нормативно-методические аспекты / В.А. Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун и др. — М. : Университетская книга, 2010. — 249 с.

2. Виленский, М.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе / М.Я. Виленский, П.И. Образцов, А.И. Уман. -М.: Педагогическое общество России. - 2005. - 192 с.

3. Егоров, В.В. Педагогика высшей школы: Учебное пособие. / В.В. Егоров, Э.Г. Скибицкий, В.Г. Храпченков. - Новосибирск: САФБД, 2008. - 260 с.

4. Никифоров, В.И. Теория и практика высшего профессионального образования. Термины, понятия и определения : учеб.-методическое пособие /

B. И. Никифоров, А. И. Сурыгин. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009. - 141 с.

5. Новиков, А.М. Развитие отечественного образования / Полемические размышления / А.М. Новиков - М.: Издательство «Эгвес», 2005. - 176 с.

6. О новых критериях показателя государственной аккредитации высших учебных заведений [Электронный ресурс] / Письмо рособрнадзора от 17.04.2006 n 02-55-77ин/ак http:// URL: www.lawmix.ru/prof/38227

7. Перевощикова, Е.Н. Рейтинговая система оценки подготовки бакалавров / Е.Н. Перевощикова // Высшее образование в России. 2012. - № 6. -

C. 40 - 47.

8. Рощина, Н.Н. Основы дидактики высшей школы : учебное пособие по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы» (Часть 1) / Н.Н. Рощина - Новогорск: 2011. - 109 с.

Bibliography

1. About New Criteria of State Accreditation Indicators of Higher Educational Institutions [Electronic Resource] / Letter of 17.04.2006 n 02-55-77in/ak. - Access Mode: www.lawmix.ru/prof/38227

2. Bogoslovsky, V.A. Transition of the Russian Higher Education Institutions to the Level System of Training According to Federal State Educational Standards: Standard and Methodical Aspects / V.A. Bogoslovsky, E.V.Karavaeva, E.N.Kovtun, et al. — M.: University Book, 2010. — 249 p.

3. Egorov, V.V. Higher School Pedagogics: Manual / V.V. Egorov, E.G. Skibitsky, V. G. Khrapchenkov. - Novosibirsk: SAFBD, 2008. - 260 p.

4. Nikiforov, V.I. Theory and Practice of Higher Education. Terms, Concepts and Definitions: Study Guide / V.I. Nikiforov, A.I. Surygin. - SPb.: Publishing House of Politechnical Institution, 2009. - 141 p.

5. Novikov, A.M. Development of Domestic Education / Polemic Reflections / A.M. Novikov. - M.: “Egves” Publishing House, 2005. - 176 p.

6. Perevoshchikova, E.N. Rating System of Assessment in Bachelors’ Training / E.N. Perevoshchikova // Higher Education in Russia. - 2012 . - №. 6. - P. 40 - 47.

7. Roshchina, N.N. Didactics Bases of Higher School: Manual on "Pedagogics and Psychology of Higher School" (Part 1) / N.N. Roshchina. - Novogorsk, 2011 . -109 p.

8. Vilensky, M.Ya. Technologies of Professional Oriented Training at Higher School / M.Ya. Vilensky, P.I. Obraztsov, A.I.Uman. - M.: Pedagogical Society of Russia, 2005. - 192 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.