УДК 378.147
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ДИЗАЙН-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
О.А. Васильева
В статье представлена модель процесса формирования готовности будущих педагогов к дизайн-технологической деятельности в вузе, состоящая из взаимосвязанных компонентов (целевого, содержательного, деятельностно-творческого и результативного), отражающая логику и внутреннюю динамику процесса, результатом которого является сформированность готовности будущих педагогов к дизайн-технологической деятельности.
Ключевые слова: дизайн-технологическая деятельность, педагог профессионального обучения, модель готовности к дизайн-технологической деятельности, методологические подходы, структурные компоненты готовности, профессиональная компетентность, метод портфолио.
Формирование готовности будущих педагогов профессионального обучения к дизайн-технологической деятельности является комплексной проблемой. Исследователи в области дизайн-образования Е.В. Ткаченко и С.М. Кожуховская утверждают, что «подготовка педагога профессионального обучения в области дизайна синтезирует в себе деятельность педагогическую и дизайн-деятельность» [8 с. 15]. По нашему мнению, педагогическая деятельность обеспечивает отношения, которые складываются между участниками образовательного процесса и позволяют решать поставленные задачи. Дизайн-технологическая деятельность предполагает проектирование и изготовление изделий для конкретного человека в соответствии с его потребностями. Опыт внедрения дизайна в образовательную среду высшей школы показывает, что основная задача состоит не в том, чтобы каждого обучающегося сделать дизайнером, а в том, чтобы сформировать личность, способную в условиях образовательной системы, актуально взаимодействуя с обучающимися, включать их в творческую деятельность.
Понимание природы дизайн-технологической деятельности позволяет определить систему компонентов готовности будущих педагогов профессионального обучения к дизайн- технологической деятельности, которые составляют уникальное единство. Выделим следующие компоненты и блоки модели процесса формирования готовности будущих педагогов к дизайн-технологической деятельности в вузе: целевой, содержательный, организационно-технологический и результативный. В данной модели показана взаимосвязь между компонентами и структурными элементами, способствующими эффективному формированию готовности к дизайн-технологической деятельности (см. рис. 1).
I. Целевой блок отражает социальный заказ - подготовку высококвалифицированных педагогов профессионального обучения в вузе и общую цель - формирование готовности будущих педагогов к дизайн-технологической деятельности, способствующей развитию творческой личности. Кроме того, структура готовности педагогов профессионального обучения включает методологические подходы, принципы организации образовательного процесса.
II. Содержательный блок представлен структурными компонентами готовности будущих педагогов к дизайн- технологической деятельности: мотивационно- ценностный, деятельностно-творческий, операционно-технологический и рефлексивно-оценочный.
III. Организационно-технологический блок содержит этапы экспериментальной работы, инновационные методы, формы организации процесса развития готовности к дизайн- технологической деятельности, дидактическое сопровождение (учебно-методическое пособие для студентов по проектированию и изготовлению современной одежды на индивидуального потребителя; авторская учебно-методическая разработка портфолио).
IV. Результативный блок включает показатели и уровни сформированности готовности будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна к дизайн- технологической деятельности.
Рассмотрим некоторые характеристики компонентов предлагаемой нами модели процесса формирования готовности будущих педагогов к дизайн-технологической деятельности.
Целевой блок модели отражает основы организации процесса формирования готовности к дизайн-технологической деятельности. Цель процесса формирования готовности студентов к дизайн-технологической деятельности представляется не только как передача знаний, умений, навыков и отношений, но и как профессиональное развитие и саморазвитие творческой личности, достижение определенного уровня готовности к дизайн-технологической деятельности, формирование профессиональной компетентности в области дизайна, которая позволит студенту самостоятельно и творчески решать задачи теоретического и практического характера в будущей профессии.
Методологической основой процесса формирования готовности к дизайн- технологической деятельности выступают компетентностный и аксиологический подходы, реализация которых в процессе формирования готовности будущих педагогов к дизайн-технологической деятельности подразумевает ориентацию дизайн- образования на ключевые профессиональные компетенции и эстетические ценности. Это стимулирует развитие у каждого студента способности к самостоятельному поиску решения проблем в области дизайна, определение эмоционально-ценностных характеристик деятельности, актуализацию использования инновационных технологий в образовании.
Модель процесса формирования готовности будущих педагогов к дизанн-технологнческоп деятельности
целевой блок
Социальный заказ: подготовка высококвалифицированного педагога профессионального обучения Цель: формирование готовности будущих педагогов к дизайн-технологической деятельности
Принципы
Гуманизации, ннтегратнвности, связи
теории с практикой, ЩИЗЯВХВЙСШ,
информативности
содержательный блок
Методологические подходы Ко мл етентно стньш Аксиологический
Дяяияыижшнй
Структурные компоненты готовности
Мотив ационно-ценностный
Операцнонно-технологнческий Рефлекснв но -оце ночи ый
организационно-технологическии блок
Инновационные методы
Методы активизации мыслительной деятельности, метод проектов, метод портфолио
Формы
Практические занятая, самостоятельная работа, индивидуальные занятия, практика, курсовое в дипломное проектирование
Дидактическое сопровождение
Учебно-методическое пособие по проектированию и изготовлению современной одежды; авторская учебно-методическая разработка 1
РЕЗУЛЬТАТ!! ВНЫИ БЛОК
ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ГОТОВНОСТИ К ДИЗАЙН-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ярко выраженная гогоеностъ работать в должности педагога профессионального обл-ченил в области дизайна, сформированы профессиональные ценности и личностные качеств!, бысоккй \pcrcem, мотке ищи и потавательвоа акгпЕностн Высокий проекта таорческой активности Умеет самостоятельно оргаяизоЕэгь исследовательскую и проектную детальность, раз раса тыЕагъ оригинальные по художесп энному замыслу проекты изделий. Умеет осуществлять рефлексную и
Высокий
Проявление творческой зпжносгв не носит сн стел^а тическны характер, И'^пытывает затруднения в разрасогве портфолио, спосооен разрабатывать стаядзртные проеиы. не отличающиеся оригинальностью н новизной, знание и применение отдельных методов творческой деятельности по созданию продукта дизайна. Не а полней мере владеет приемами самоконтроля и самооценки в процессе проектирования и изготовления предмета дизайна (одежды).
Средний
Недостаточно сформирована мотивация к приобретению профессиональных компетенций Не осознает себя как творческий субъект дизайн-технологической деятельности, не спссооен творчески решать задачи проектной деятель в оетп. Не умеет осуществлять рефлексию и самоконтроль к дизайн-технологической давддяисгц._
Низкий
Рнс. 1. Модель процесса формирования готовности к дизайн-технологнческой деятельности
На основе деятельностного подхода рассматривается готовность использовать усвоенные знания и способы деятельности, отношения и готовность к организации образовательного процесса на практике. Деятель-ностный подход предполагает применение современных технологий обучения, в частности, создание портфолио в области дизайна одежды; опору на собственную активность личности в решении практических задач.
Импрессивный подход позволяет на основе чувственного восприятия учитывать аспекты впечатления от одежды, что важно при ее проектировании на индивидуального потребителя и выражается в создании предметов дизайна одежды с учетом повышенной степени физического и психологического комфорта.
Под принципами процесса подготовки студентов к дизайн-технологической деятельности подразумеваются исходные положения, определяющие содержание, методы, организационные формы и дидактические средства образования. Роль принципов, в зависимости от специфики задач, решаемых на разных этапах деятельности, не одинакова, и в разных условиях проявляется ведущая роль того или иного принципа.
Раскроем содержание дидактических принципов и проследим условия их реализации.
Принцип гуманизации - основополагающий принцип профессиональной подготовки будущих педагогов к дизайн-технологической деятельности. Гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности является одним из принципов государственной политики в области образования [6, с. 3]. Он ориентирует субъектов образования на активную, преобразующую творческую деятельность, согласующуюся с социальными и общечеловеческими ценностями и потребностями человека.
Принцип интегративности предполагает формирование навыков проектирования и изготовления изделий в области дизайна, привлечение дизайн-технологических знаний, умений и навыков из различных отраслей науки.
Принцип связи теории с практикой заключается в обеспечении единства теоретического и практического обучения в процессе дизайн-технологической деятельности, единства процесса проектирования и изготовления одежды для индивидуального потребителя от зарождения идеи до ее реализации.
Принцип проектности - один из важных принципов процесса формирования готовности будущих педагогов к дизайн-технологической деятельности, направленный на формирование проектного мышления, развитие последовательности действий будущего педагога с учетом имеющихся ресурсов и особенностями создания изделия, возрастанием самостоятельного добывания дизайн-технологических знаний и умений для реализации успешного творческого процесса.
Принцип коммуникативности утверждает необходимость разнообразных продуктивных отношений между студентами с опорой на индивидуальные особенности субъектов, поиск наиболее эффективных способов взаимодействия с учетом конкретной задачи, особенностей личности студента, реальной ситуации.
Принцип информативности обусловлен возрастанием роли информации в процессе формирования готовности будущих педагогов к дизайн-технологической деятельности. Студенты должны уметь эффективно осуществлять поиск нужной информации из разных источников (методические материалы, учебная книга, компьютер), уметь ее оценивать, перерабатывать и создавать новую.
Следует отметить, что принципы, являясь определяющими в процессе формирования готовности будущих педагогов к дизайн-технологической деятельности, служат ориентиром для постановки цели и задач, создания оптимальных психолого-педагогических условий развития творческой образовательной среды.
Содержательный блок разработанной нами модели включает структурные компоненты готовности к дизайн-технологической деятельности, которая рассматривается как устойчивая интегративная характеристика личности, включающая мотивационно-ценностный, деятельностно-творческий, операционно-технологический и рефлексивно-оценочный компоненты, критериями реализации и оценки которых выступают потребности, мотивы, ценности, личностные качества, опыт творческой деятельности, опыт осуществления рефлексии [2, с. 20].
Основная цель формирования готовности к дизайн-технологической деятельности - развитие и саморазвитие творческой личности. При этом важно определить педагогические условия для профессионального и личностного развития студентов, а также методическое обеспечение организации дизайн-технологической деятельности.
Изучение феномена дизайн-технологической деятельности, осмысление ее особенностей и потенциала реализации в условиях образовательного процесса вуза позволило выделить психолого-педагогические условия, обеспечивающие реализацию данного вида деятельности и способы формирования готовности будущих педагогов к дизайн технологической деятельности, механизмы профессионального и личностного роста.
К наиболее значимым из них мы относим следующие психолого-педагогические условия:
• использование компетентностного, аксиологического, деятельностного и импрессивного подходов, внедрение которых обеспечивает продуктивность процесса формирования готовности будущих педагогов к дизайн-технологической деятельности;
• понимание студентами сущностных характеристик дизайн-технологической деятельности как основы реализации алгоритма преобразовательной деятельности, который включает в себя проектирование и изготовление материального и духовного продукта, предметов дизайна;
• использование межпредметных связей в процессе творческого преобразования студентами дизайн-технологической деятельности для поддержания высокого уровня мотивации, развития навыков рефлексивной и оценочной деятельности;
• организация дизайн-образования на основе развития проектной культуры в процессе профессионального обучения;
• создание системы педагогического обеспечения программы формирования готовности будущих педагогов к дизайн-технологической деятельности, включающей современные формы, методы и технологии активного и интерактивного обучения;
• стремление будущих педагогов в области дизайна к самореализации в дизайн-технологической деятельности.
Организационно-технологический блок модели отражает направленность на творческое развитие личности, формирование креативной образовательной среды, создание благоприятных условий в процессе подготовки студентов к дизайн-технологической деятельности. В педагогике готовность рассматривается как система компонентов, качеств личности будущего специалиста, профессионала, которые обеспечивают ему развитие функций, адекватных потребностям определенной производственной деятельности. В процессе дизайн-технологической деятельности устанавливается прямая зависимость между качеством образования, уровнем творчества в обучении и развитием важных качеств личности, которые бы обеспечили формирование высокого уровня готовности будущих педагогов в области дизайна к дизайн-технологической деятельности. С определенностью можно сказать, что к таким качествам относятся способность к планированию технологических процессов, способность критически осмыслить ситуацию, выбрать соответствующую технологию, стремление к самообразованию, саморазвитию, самостоятельность, владение анализом и синтезом, создание (проектирование и изготовление) предметов дизайна, способность выявлять недостатки и достоинства, грамотное обоснование решений или путей этих решений, самоконтроль, адекватная самооценка, самоутверждение в дизайн-технологической деятельности.
Кроме того, подготовка к дизайн-технологической деятельности включает инновационные методы, формы организации процесса развития готовности к дизайн- технологической деятельности, дидактическое сопровождение. Одним из наиболее результативных инновационных методов обучения, на наш взгляд, является метод портфолио и методы и методические приемы активизации мыслительной деятельности (метод мозгового штурма, метод инверсии, метод аналогии, метод фантазии, метод новых комбинаций, метод ассоциативного проектирования).
Методы обучения в процессе подготовки будущих педагогов в области дизайна к дизайн-технологической деятельности - это взаимодействие преподавателя и студентов, направленное на усвоение содержания образования, овладение дизайн-технологическими знаниями, умениями, навыками и компетенциями в области дизайна. Подчеркнем, что выбор методов зависит от цели обучения, от уровня подготовленности студентов; от ресурсного обеспечения процесса обучения и др.
Учебно-методическая разработка портфолио представлена в электронном виде, где на каждом этапе в процессе проектирования и изготовления предмета дизайна (одежды) демонстрируется использование специальных символов, знаковых систем и средств в виде различных технологических карт, таблиц, диаграмм, рисунков, схем, графиков, условных обозначений и сокращений. Особо следует отметить, что использование на слайдах рисунков, схем, таблиц, условных обозначений, эскизов, фотографий для создания портфолио очень важно. Эти символы наглядно отражают процесс разработки предмета дизайна (модели одежды) и обеспечивают возможность предъявления результатов проектного процесса. Разработка модели одежды в модельно-знаковой (символической форме) позволяет проанализировать функционирование проектируемого объекта и тем самым выявить и устранить возможные ошибки до изготовления модели одежды. Портфолио содержит весь основной материал, иллюстрирующий ход проектной работы, раскрывает суть решения конкретной проблемы, имеет четко осознанный и завершенный результат (продукт дизайна), рефлексивный анализ. Мы согласны с В.Д Симоненко, что все это «наглядно отражает процесс разработки проектной модели и обеспечивают возможность передачи другим людям результатов проектного процесса» [7, с. 56].
Метод портфолио является инновационным в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов к дизайн-технологической деятельности и представляет большой научно-практический интерес. Применение метода портфолио дает возможность каждому студенту индивидуально разработать и изготовить предмет дизайна -одежду, создавая собственное авторское портфолио с использованием современных компьютерных технологий.
Следует отметить, что подготовка будущих педагогов направлена на формирование профессиональной компетентности в области дизайна, которая рассматривается как способность действовать в конкретной предметной области, самостоятельно разрешая проблемы и оценивая результаты [1]. В этих условиях метод портфо-лио обеспечивает развитие у студентов устойчивого позитивного отношения к своей будущей профессии, стремления к постоянному совершенствованию [9].
Следующим структурным компонентом модели готовности будущих педагогов к дизайн-технологической деятельности является дидактическое сопровождение процесса. Разработанные учебно-методические материалы: учебно-методическое пособие для студентов по проектированию и изготовлению современной одежды, авторская электронная учебно-методическая разработка портфолио, презентации «Модель из журнала или компьютера?», «Ателье будущего» позволяют сформировать у студентов творческий подход к делу, эффективное использование компьютерных технологий, профессиональные знания, умения, навыки и компетенции в области дизайна одежды. При этом в рамках специализации «Дизайн одежды» широко используются знания из разных областей науки и практики: прикладной антропологии, проектирования и конструирования, текстильного
материаловедения, технологии швейного производства, информатики и программирования.
В рамках практических занятий студентам предлагается интегративное проектирование одежды на основе промышленного проектирования по Т.В. Медведевой [5, с. 8] и учебного творческого проекта по В.Д. Симоненко [7, с. 144]. Промышленное проектирование включает пять стадий разработки: техническое задание; техническое предложение; эскизный проект; технический проект; рабочую документацию и учебный творческий проект, реализующий следующие этапы: определение конкретной потребности; выявление традиций, истории, тенденций; разработка эскизного проекта; выработка идей, вариантов, альтернатив; анализ и синтез идей, выбор оптимального варианта [4; с. 5].
Студенты анализируют и решают проблемные ситуации, детально их исследуют, чтобы выявить характерные свойства объекта проектирования и изготовления. Это развивает аналитическое мышление, учит устанавливать деловые и профессиональные контакты, принимать коллективные решения, формирует коммуникативные навыки, способы логического и критического мышления.
Многолетний опыт педагогической деятельности автора свидетельствует, что во время учебных практик студенты приобретают первоначальные профессиональные знания, умения и накапливают опыт профессиональной деятельности в области дизайна. Основным содержанием такой профессиональной пробы является создание портфолио в области дизайна одежды, выполненное индивидуально каждым студентом в процессе дизайн-технологической деятельности.
Портфолио создается в виде электронной презентации. Это набор слайдов, включающий материалы следующего содержания: техническое задание; анализ моделей-аналогов; таблица измерений фигуры; схема-анализ композиции модели одежды; характеристика внешней формы и конструкции модели одежды; анализ материалов, конфекционной карты; исторические сведения об одежде, об актуальных тенденциях современной моды; эскизы моделей одежды (фор-эскиз, творческий эскиз, рабочий эскиз); спецификация деталей кроя; спецификация ручных и машинных работ; описание внешнего вида модели одежды; перечень оборудования и приспособлений; правила безопасного труда при выполнении ручных, машинных и влажно-тепловых работ; технологическая карта изготовления изделия с изображением поэтапной обработки модели одежды; экономическое и экологическое обоснование; самооценка [4; с. 26]. В данном случае метод портфолио используется как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений будущих специалистов в области дизайна, а также способ для проявления личных достижений. По проведенным проектным исследованиям разработаны портфо-лио в форме электронных презентаций, в которых наглядно представлены все этапы процесса проектирования и изготовления по авторской методической разработке, представленной в монографии [3].
Результативность и качество в процессе формирования готовности будущих педагогов профессионального обучения к дизайн-технологической деятельности во многом зависят не только от применяемых методов, но и выбора форм организации процесса, прежде всего, выполняющих интегративную роль, обеспечивающих объединение и взаимодействие всех его компонентов.
Результативный блок содержит показатели и уровни сформированности готовности будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна к диайн-технологической деятельности. Проведенный анализ критериев и показателей готовности будущих педагогов к дизайн-технологической деятельности показал, что успешность и качество этого процесса определяется наличной системой знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых функций, раскрытием творческого потенциала и реализацией профессионально-творческих устремлений личности в процессе профессионального образования в вузе.
Таким образом, все компоненты модели формирования готовности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Как свидетельствует опыт практической деятельности, реализация каждого из них требует комплекса профессионально-значимых, целенаправленных профессиональных действий в их целостной структуре.
This article touches upon the design approach to the education of the future teachers in the process of design and technological activity. Formation of professional competence of future teachers is an important constituent part for making up of creative personality in the sphere of design. A formation model of readiness of future teachers to design and technological activity during the education was developed and presented in the article. This model consists of relative units (objective, instructive, pragmatic and creative, effective) it indicates logic and internal dynamic of the process and formed readiness of future teachers in the process of design and technological activity.
Keywords: design and technological activity, teacher of professional education, methodological approaches, structural components of readiness, professional competence, portfolio method.
Список литературы
1. Антюхов А.В., Фомин Н.В. Инновационные подходы к уровневой подготовке специалистов в системе высшего профессионального образования: учеб.-метод. пособие. - Брянск: «Курсив», 2009. - 212 с.
2. Васильева О.А. Формирование готовности будущих специалистов в области дизайна к дизайн-технологической деятельности // Актуальные проблемы педагогики и образования: сборник научных статей XX международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы педагогики и образования» / науч. ред. и сост. Н.А. Асташова. - Брянск: РИО БГУ; Шуклина Т.А., 2015. - 232с.
3. Васильева О.А. Профессиональная подготовка будущих педагогов к дизайн-технологической деятельности: монография. - Брянск: Курсив, 2010. - 180 с.
4. Васильева О.А., Воронин А.М. Учебно-методическое пособие по проектированию и изготовлению современной одежды для студентов педагогических вузов и учителей школ. - Брянск: РИО БГУ, 2009. - 37 с.
5. Медведева Т.В. Художественное конструирование одежды: учеб. пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2003. - 480 с.
6. Российская Федерация. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 - Ростов н/Д: Легион, 2013.- 208с.
7. Симоненко В.Д. Обучение учащихся V-XI классов проектной деятельности. Монография - М.: Вентана Граф, 2005. - 212 с.
8. Ткаченко Е.В., Кожуховская С.М. Дизайн-образование. Теория, практика, траектории развития / - Тка-ченко Е.В., Кожуховская С.М. - Екатеринбург, 2004. - издательство «АКВА-ПРЕСС», 2004. - 240 с.
9. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительное профессиональное образование». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.004.pdf (дата обращения 10.02.16г.).
Об авторе
Васильева О.А. - специалист отдела учебно-производственных практик УМУ Брянского государственного университета имени И.Г. Петровского, [email protected]
УДК 378.12
ПРОФИЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ НА ОСНОВЕ ВЫСОКО-ИНТЕГРИРОВАННЫХ КОСТРУКТОРСКО - ТЕХНОЛОГИЧЕКСКИХ СИСТЕМ КЛАССА
СAD/CAM/CAPP
А.М. Воронин
В статье рассматриваются теоретические предпосылки и практические подходы по применению компьютерных образовательных технологий в процессе обучения студентов факультета технологии и дизайна, а также в организациях профессионального образования Брянской области.
Ключевые слова: профессиональное образование, информационные технологии, CAD/CAM - системы, комплексная информатизация в процессе обучения.
В современных условиях от выпускников организаций среднего и высшего профессионального образования требуется высокая квалификация, широкий технический кругозор и способность к быстрому овладению более совершенными трудовыми умениями и навыками и информационно-технологической культурой, которая приобретает большую значимость и обуславливает иной качественный подход в профессиональном образовании. Учитывая требования Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части реализации образовательных технологий и электронного обучения [3, ст.13, п.2] и современных требований к профессиональному образованию, научно-исследовательский коллектив факультета технологии и дизайна Брянского государственного университета пришел к выводу о необходимости реализации системной модели обучения, сочетающей инновационные технологии обучения, квалификационный и компетентностный подходы в образовательной деятельности. Это способствует повышению эффективности образовательного процесса, развитию авктив-ности и самостоятельности студентов, как субъектов этого процесса [2].
Наиболее эффективными в образовательной деятельности студентов оказались интегрированные компьютерные системы, содержащие программные модули, ориентированные на выполнение обучающимися нескольких видов деятельности: геометрическое моделирование, технологическая подготовка производственных процессов и управление изготовлением изделий. Это объективно-ориентированные системы, работающие на уровне трехмерных компьютерных геометрических моделей.
При изучении студентами технических дисциплин мы пришли к выводу, что для повышения качества усвоения учебного материала необходимо создание виртуальной образовательной среды со следующими элементами обучения: электронными версиями теоретического материала, анимационными рамками, иллюстрирующими различные виды обработки, приемы наладки и эксплуатации оборудования 3D моделями режущего инструмента, приспособлений, станочного и вспомогательного оборудования, методическими указаниями и заданиями для практических занятий, тестами для контроля знаний.
В настоящее время на базе, имеющейся на факультете лаборатории, применяются интегрированные компьютерные системы конструкторско-технологической подготовки студентов, позволяющие в процессе проектирования моделировать на экране этапы металлообработки на плоскости и в объеме, что позволяет убедиться в эффективности выполненных разработок. При внедрении данных систем особое внимание уделяется применению компьютерных имитаторов-тренажеров различного оборудования. Это тренажеры поведенческого типа, ко-