Научная статья на тему 'Организационно-методическое обеспечение разработки основной образовательной программы высшего профессионального образования'

Организационно-методическое обеспечение разработки основной образовательной программы высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2285
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
основная образовательная программа / требования федерального образовательного государственного стандарта высшего профессионального образования / Педагогическое образование / basic educational programme / requirements of the federal state educational standard of the higher vocational education / pedagogical education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Микерова Галина Жоршовна

Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата (магистратуры, подготовки специалиста) разрабатывается вузом на основе требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и примерной основной образовательной программы (ПООП). Её разработка требует создания определенных организационных условий и реализации методических подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Микерова Галина Жоршовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic educational program (BEP) of Bachelor Degree Studies (Master Degree Studies, Specialist Programmes) is being developed by higher educational institution on the basis of requirements of the federal state educational standard of the higher vocational education (FSES HVE) and approximate basic educational programme (ABEP). Its working out requires creation of certain organizational conditions and realization of methodological approaches.

Текст научной работы на тему «Организационно-методическое обеспечение разработки основной образовательной программы высшего профессионального образования»

УДК 378

Микерова Галина Жоршовна

доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования Кубанского государственного университета mykerova8@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗРАБОТКИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата (магистратуры, подготовки специалиста) разрабатывается вузом на основе требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и примерной основной образовательной программы (ПООП). Её разработка требует создания определенных организационных условий и реализации методических подходов.

Ключевые слова: основная образовательная программа, требования федерального образовательного государственного стандарта высшего профессионального образования, педагогическое образование.

Mikerova Galina Zhorshovna

Doctor of Pedagogics, Head of the Department of Pedagogics and Methods of Primary Education of Kuban State University mykerova8@mail.ru

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT FOR DEVELOPMENT OF THE BASIC EDUCATIONAL PROGRAMME OF HIGHER VOCATIONAL EDUCATION

The basic educational program (BEP) of Bachelor Degree Studies (Master Degree Studies, Specialist Programmes) is being developed by higher educational institution on the basis of requirements of the federal state educational standard of the higher vocational education (FSES HVE) and approximate basic educational programme (ABEP). Its working out requires creation of certain organizational conditions and realization of methodological approaches.

Key words: basic educational programme, requirements of the federal state educational standard of the higher vocational education, pedagogical education.

Разработка основной образовательной программы бакалавриата (магистратуры, подготовки специалиста) по реализации требований ФГОС ВПО - самый сложный и ответственный этап. Именно основная образовательная программа является важнейшим стратегическим документом развития каждого вуза. При этом важно отметить, что если раньше функционирование и развитие режима его жизнедеятельности рассматривались как два самостоятельных процесса, то в основной образовательной программе оба эти процесса должны проектироваться вместе и диалектически взаимодействовать, обогащая друг друга. При этом высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. В процессе разработки бакалаврских программ должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников. Вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности будущих педагогов. Он должен способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ. Реализация компетентно-стного подхода в ООП должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения

занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20% (10%) аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40% (45%) аудиторных занятий. В учебной программе каждой дисциплины (модуля, курса) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает Ученый совет вуза.

Основная образовательная программа -совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечи-

вающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Процесс разработки основной образовательной программы бакалавриата (магистратуры, подготовки специалиста) в вузе предусматривает три этапа совместной деятельности управленческих и педагогических кадров по модернизации существующей педагогической системы с целью приведения её в соответствие с требованиями нового ФГОС 3-го поколения.

1 этап. Формирование рабочей группы по составлению основной образовательной программы бакалавриата (магистратуры, подготовки специалиста) образовательного учреждения ВПО и органов управления процессом её разработки, согласно требованиям ФГОС. При этом органы управления вузом призваны обеспечивать координацию действий всего педагогиче-

ского коллектива, а также осуществлять информационное, консалтинговое и научнометодическое сопровождение инновационного процесса. На этом этапе необходимо решить следующие задачи:

определить состав рабочей группы; назначить руководителя рабочей группы; определить порядок ее работы; поставить перед группой общую задачу и задачу следующего этапа.

В состав рабочей группы необходимо включить всех преподавателей, которые будут осуществлять реализацию определенной ООП. Руководство деятельностью рабочей группы целесообразно поручить представителю администрации образовательного учреждения или руководителю учебно-методической комиссии вуза или структурного подразделения. Состав рабочей группы и порядок ее работы должен быть утвержден приказом директора образовательного учреждения.

Рис.1 Организационная структура разработки ООП

Участники рабочей группы должны быть достаточно информированы о концепции, содержании и условиях реализации ФГОС ВПО. Они должны быть обеспечены необходимыми для работы инструктивно-методическими материалами и рекомендациями по разработке образовательной программы в соответствии с ФГОС нового поколения. В распоряжение участников группы предоставляется полный комплект документов, включающий содержание новых ФГОС образовательного учреждения и методические материалы по работе с ним.

Поскольку участие педагогов в деятель-

ности рабочей группы требует от них дополнительных усилий, желательно заранее определить формы дополнительного материального и морального поощрения за полученные результаты и довести до их сведения участников.

2 этап. Определение необходимых изменений в существующей образовательной системе профессионального педагогического образования. На этом этапе должен быть получен ответ на вопрос: «Что необходимо изменить в существующей образовательной системе, чтобы привести ее в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС». Для этого не-

обходимо определить, какие изменения требуется произвести:

в образовательных целях; в учебном плане;

в содержании учебных программ, модулях, циклах;

в образовательных технологиях; в условиях реализации образовательных программ;

в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.

Основной принцип действий на этом этапе состоит в сравнении предложенной новыми стандартами обобщенной модели образовательной системы с существующей в вузе и определении того:

какие элементы существующей образовательной системы полностью отвечают требованиям новых ФГОС и могут быть без изменений перенесены в желаемую систему;

какие элементы существующей системы частично отвечают требованиям новых ФГОС и нуждаются в переработке для переноса в желаемую систему;

какие элементы существующей системы не отвечают требованиям новых ФГОС и не могут быть перенесены в желаемую систему;

какие необходимые для желаемой системы элементы, определяемые новыми ФГОС, отсутствуют в существующей системе и должны быть найдены или разработаны.

В результате этих действий будет формироваться перечень необходимых и достаточных изменений в элементах образовательной системы профессионального педагогического образования в вузе.

3 этап. Разработка основной образовательной программы бакалавриата (магистратуры, подготовки специалиста). Проектирование основной образовательной программы целесообразно осуществлять в микрогруппах, которым требуется выдать задания на разработку единичных проектов - структурных элементов программы. Одновременно с определением единичных проектов формируется состав ответственных за их разработку и определяются сроки их выполнения. В зависимости от размера группы разработчиков и их готовности к работе возможны различные варианты формирования единичных проектов: выделение или, наоборот, объединение отдельных элементов необходимых изменений в образовательной системе.

Задача руководителя рабочей группы состоит в том, чтобы обеспечить полноту и связность единичных проектов - структурных компонентов основной образовательной программы образовательного учреждения.

Каждая микрогруппа, за которой закреплены определенные образовательные области (перечень образовательных программ и соот-

ветствующих им целей), проектирует все необходимые изменения в содержании образовательных программ, технологиях, условиях, способах контроля и оценки результатов. Для каждого из этих изменений определяется, каким образом оно будет осуществляться (будет найдено или разработано в рамках вуза).

Однако для получения целостного комплекса изменений в образовательной системе, взаимодополняющих и усиливающих эффекты друг друга, необходимо обеспечить согласованность между ними.

Каждая проектная микрогруппа в процессе конкретизации изменений в своей части проекта должна выявлять и фиксировать возможные связи с другими единичными проектами, определяя:

требования к изменениям, которые разрабатываются в других проектах;

предложения по включению и использованию отдельных результатов своего проекта другими.

Наиболее простым вариантом проведения согласования является проведение совместного заседания микрогрупп, на котором каждая из них сообщит, с какими другими группами ей необходимо установить связи, и что она хотела бы получить от других групп.

Оценка единичных проектов проводится на заседании рабочей группы.

При оценке каждого структурного элемента ООП необходимо учитывать: полноту содержания;

обоснованность выбора способа осуществления изменений в компоненте образовательной системы;

согласованность необходимых связей с другими структурными элементами;

распределение обязанностей между исполнителями при разработке основной образовательной программы бакалавриата (магистратуры, подготовки специалиста) и степень их загруженности;

наличие и обоснованность оценок, необходимых для реализации проекта финансовых и материально-технических ресурсов;

конкретность ожидаемых результатов и их обоснованность.

Выявленные недостатки единичных проектов должны быть устранены к установленному руководителем рабочей группы сроку.

Составленная основная образовательная программа образовательного учреждения обсуждается на общем заседании рабочей группы и администрации образовательного учреждения по введению новых ФГОС, который определяет готовность проекта для перехода к разработке плана-графика его реализации.

В ходе оценки необходимо установить, насколько детально в основной образовательной программе разработаны предлагаемые из-

менения в образовательной системе, а также уровень их достаточности для реализации ФГОС нового поколения.

Любая ООП бакалавриата (магистратуры, подготовки специалиста) должна содержать пояснительную записку и приложения к ней. Между тем на наш взгляд, следует упорядочить этот основной документ, который, в настоящее время находится в стадии разработки и требует интеграции усилий, как отмечено выше, всех руководителей программ, учебно-методического управления и в целом всего профессорско-преподавательского состава вуза.

Пояснительная записка ООП должна содержать обязательные элементы:

1. требования к результатам (ФГОС) -набор общекультурных компетенций (ОК), профессиональными компетенций (ПК), включающих общепрофессиональные компетенции (ОПК);

2. особенности, специфику конкретной вариативной программы;

3. принципы отбора материала;

4. логику освоения содержания;

5. обоснование выбора вида и содержания практик и содержания НИР, и видов государственной аттестации.

В перечень приложений к ООП входят: 1) матрица соответствия компетенций учебным дисциплинам; 2) учебный план; 3) график учебного процесса; 4) программа государственной аттестации; 5) программы учебных дисциплин и модулей; 6) программа (программы) практик; 7) перечень баз практик; 8) обеспечение литературой (основной и дополнительной); 9) кадровое обеспечение ООП; 10) характеристики социально-культурной среды вуза, обеспечивающей развитие общекультурных компетенций студентов; 11) оценочные средства; 12) положение об итоговой государственной аттестации выпускников; 13) положение об организации учебного процесса в вузе с использованием системы зачетных единиц и положение о модульной организации образовательного процесса.

Исходя из сказанного, вся ООП бакалавриата (магистратуры, подготовки специалиста) по каждой подпрограмме разрознена на многочисленные приложения. На наш взгляд, следует, взяв за основу три раздела сделать по каждой подпрограмме единую ООП, которая будет одним документом - основным при аккредитации направления - «Педагогическое образование».

СТРУКТУРА

Целевой раздел

Матрица

компетенций.

паспорт их формирования, модель выпускника

Оценоч -ные средства в вузе

Положение об итоговой государственной аттестации

1

С одержательнын раздел

Программа гос. аттестации

Програм -мы уч-х дисциплин

I___________

Организационный раздел

Програм-

Учебнын

план

Т аблнца обеспечения литературой

Характеристика социальнокультурной среды вуза

Баланс, графики уч. проц.

Таблица

кадрового

обеспечения

Положения об организации учебного процесса в вузе с использованием системы зачетных единиц, о модульной организации образовательного процесса

Рис.2. Основная образовательная программа

После пояснительной записки в первый «Целевой раздел» ООП следует отнести: 1) матрицу соответствия компетенций учебным дисциплинам, на основе которой составляется паспорт компетенций и модель выпускника по

конкретной подпрограмме; 2) оценочные средства; 3) положение об итоговой государственной аттестации выпускников.

Второй «Содержательный раздел» ООП должен содержать: 1) программу государствен-

ной аттестации; 2) программы учебных дисциплин и модулей; 3) программа (программы) практик; 4) таблицу обеспечения литературой (основной и дополнительной и т.д.).

В третий «Организационный раздел» ООП должны войти: 1) учебный план; 2) баланс и график учебного процесса, в том числе и календарный график; 3) перечень баз практик; 4) таблицу кадрового обеспечения ООП; 5) характеристики социально-культурной среды вуза, обеспечивающей развитие общекультурных компетенций магистров; 6) положение об организации учебного процесса в вузе с использованием системы зачетных единиц и положение о модульной организации образовательного процесса.

Вернемся к разделам ООП, думается, что выполнение специфических приложений (выделены курсивом) следует отнести к кафедрам, на которых реализуются подпрограммы бакалавриата (магистратуры, подготовки специалиста). Остальные приложения ООП требуют активной помощи в разработке основных документов (положений, программ, характеристик, таблиц) всех отделов и организационных структур КубГУ.

Компетенции являются интегральными характеристиками личности, носят надпредмет-ный характер и представляют собой динамическое сочетание качеств, отношений и умений. По сравнению с традиционной предметносодержательной моделью обучения составляющими компетентностной модели являются знания, умения, навыки, а также опыт деятельности по использованию этих компонентов на практике, т.е. формирование способности и готовности личности актуализировать данную компетенцию и ей компоненты в определенных профессиональных ситуациях.

При разработке матрицы соответствия компетенций содержанию образования (учебным дисциплинам, модулям) на первом этапе определяется массив компетенций, на формирование которых будет направлена каждая ООП. При этом одна и та же компетенция в различных ООП будет конкретизирована.

При необходимости возможно дополнение профессиональных компетенций - профессионально-специализированными, отражающими специфику будущей профессиональной деятельности выпускника. Но следует помнить, что каждая компетенция должна быть, не только отражена в списке, но и поддерживаться содержанием, технологией формирования, а также оценочными средствами. Поэтому список компетенций не должен быть избыточным.

После определения массива компетенций следующим шагом является его предоставление на внешнюю экспертизу представителям работодателя. Работодатель, как потребитель результатов ООП, заинтересованный в качестве подготовки потенциальных работников, выражает свое отношение к списку компетенций и оценивает их с точки зрения: а) понятности формулировки; б) собственных кадровых потребностей; высказывает предложения по изменению, добавлению, исключению существующих формулировок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На третьем этапе разработки ООП необходимо определить компонентный состав компетенции (знаний, умений, навыков, признаков проявления) для достижения операбельности, т.е. измеряемости степени сформированности компетентности и её составляющих. Для описания признаков проявления компетенции возможно использование целевых результатов образования - знает, умеет, владеет. Например:

Компетентный состав компетенций (ООП «Начальное образование» «Теория и методика начального языкового образования») МАГИСТРАТУРА

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ОРГАНИЗАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наименование компетенции - способен совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень в области психологии и педагогики организаторской деятельности

Индекс компетенции (ОК-1)

Компонентный состав компетенции

Знает Умеет Владеет

- основные категории курса; - сущность организаторской деятельности; - ориентироваться в вопросах психологии и педагогики организаторской деятельности; - совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень в области психологии и педагогики организаторской деятельности - методологией психологии и педагогики организаторской деятельности и формирующем и развивающем подходах к воспитанию; - навыками саморефлексии, самоанализа, самосовершенствования, самообразования

На четвертом этапе формирования ком- ООП, которое необходимо для достижения за-

петенций определяется общее содержание планированных результатов образования.

С помощью матрицы отношений между компетенциями и учебными дисциплинами каждая компетенция из выявленного перечня структурируется по дисциплинам и разделам (практика и НИРС). Тем самым каждая компетенция обогащается всеми компонентами её состава посредством различных учебных дисциплин и разделов ООП, определяется в рамках какого вида образовательной деятельности наиболее эффективно может быть обеспечено её обогащение. Из конкретных обогащенных компонентов компетентностей составляется модель выпускника по определенной ООП.

На последующих этапах пятом и шестом этапах разработки ООП определяются технологии и методы формирования каждой компетенции, а также технологии их оценки, которые конкретизируются в каждом УМК учебной дисциплины или модуля.

После разработки ООП производится пошаговая подготовка к её реализации по профильному обучению бакалавриат/магистратура.

Определение направления, вариативных профилей и соответствующих им компетенций.

Составление УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН по вариативным профилям, формирующих обозначенные компетенции.

Составление МАТРИЦЫ соответствия КОМПЕТЕНЦИЙ.

Составление УЧЕБНОГО ПЛАНА вариативного профиля по направлению с приоритетом модульного обучения (с учётом компетенций).

Присвоение учебным дисциплинам разного уровня (бакалавриат/магистратура) учетной трудоемкости (КРЕДИТЫ - см. ФГОС-3).

Учет нелинейного обучения (выбор студентами дисциплины и семестра его изучения; учебные курсы (модули) должны иметь завершенный вид в указанном семестре с определенной формой контроля; один модуль может изучаться 1-2 семестра).

Разработка Рабочих программ по учебным дисциплинам (пересмотр имеющихся УМК в соответствии с кредитами: 1 кредит = 36 часам; составление ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ учебной дисциплины).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.