УДК 331.54
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Аннотация. В статье рассматриваются процессы в области профессионального образования. Дается характеристика современных образовательных стандартов высшего профессионального образования в сравнении с профессиональными стандартами. Представлен алгоритм разработки основных профессиональных образовательных программ высшего образования с учетом соответствующих профессиональных стандартов и характеризуются его основных этапов.
Ключевые слова: профессиональное образование, образовательная программа, образовательный стандарт, компетенция, профессиональный стандарт, трудовая функция, результаты освоения образовательной программы.
METHODICAL APPROACH TO USE OF PROFESSIONAL STANDARDS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Annotation. The article considers processes in the field of professional education. It characterizes modern educational standards of higher education in comparison with professional standards. The article represents development algorithm of the higher education professional educational programs considering corresponding professional standards and characterizes its main stages.
Keywords: professional education, education program, educational standard, competence, professional standard, labor function, learning outcomes.
Современные процессы в области профессионального образования обусловлены целым рядом факторов, вызванных переходом к постиндустриальному обществу со стратегией обучения в течение всей жизни, призванной предоставить максимальные возможности профессиональной и личностной самореализации граждан. В 2011 г. был завершен переход российской системы высшего образования на новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения. Одной из отличительных особенностей новых стандартов в сравнении со стандартами второго поколения является отсутствие жестких требований к содержанию подготовки. Для описания результатов освоения основной образовательной программы (ООП) используется перечень общекультурных и профессиональных компетенций. Около половины трудоемкости основной образовательной программы занимает вариативная часть, содержание которой определяется вузом в соответствии с определенным профилем подготовки. Также не менее одной трети от общей трудоемкости вариативной части занимают дисциплины по выбору студентов.
Основная методологическая проблема новых стандартов связана с недостаточно подробной разработанностью системы компетенций, на основе которой должно формироваться содержание ООП. Компетенции представлены в виде очень коротких общих формулировок, в стандартах не конкретизировано содержание компетенций, не выделены их уровни, стандарты разных уровней профессионального образования не согласованы между собой. Все вышеперечисленное не дает возможность адекватно контролировать процесс формирования компетенции.
Положительной особенностью новых стандартов можно считать наличие большой вариативной части, которая позволяет более гибко формировать основные образовательные программы, актуализировать их содержание по мере необходимости [6]. Федеральные стандарты профессионального
© Митрофанова Е.А., Митрофанова А.Е., 2015
Е.А. Митрофанова А.Е. Митрофанова
Elena Mitrofanova Alexandra Mitrofanova
образования третьего поколения ориентированы на требования работодателей и на профессиональные стандарты (ПС). Именно профессиональные стандарты описывают требования к качеству и содержанию труда в определенной области профессиональной деятельности, которые в системе профессионального образования трансформируются в требования к результатам обучения. При этом знание, понимание и способность выполнять какую-либо трудовую деятельность предполагает наличие общих компетенций, которые обуславливают гибкость и адаптивность индивида и его успешность на рынке труда.
«Федеральные государственные образовательные стандарты являются рамочными документами, за счет чего обеспечивают вариативность профессиональных образовательных программ, возможность их разработки с учетом требований работодателей, в том числе зафиксированных в профессиональных стандартах. В большинстве случаев, профессии, специальности и направлению подготовки может быть сопоставлен не один, а несколько профессиональных стандартов. Исходя из потребностей рынка труда, имеющихся научно-методических, материально-технических и кадровых ресурсов образовательная организация определяет те профессиональные стандарты (один или несколько), с учетом которых будет разрабатываться образовательная программа. Этот выбор во многом определяет направленность (профиль) образовательной программы. Таким образом, требования профессиональных стандартов в наиболее полном объеме могут быть учтены именно при разработке образовательной программы» [2].
Стоит отметить, что профессиональный и образовательный стандарт - принципиально разные вещи. «Сегодня в России, как и во всем мире, единицей образовательного процесса является образовательная программа (до этого была лишь специальность). Образовательный стандарт нужен для того, чтобы регулировать структуру и содержание ООП, описать, как должна быть устроена образовательная программа с точки зрения государства, ее структура, наличие в ней тех или иных элементов и какой набор компетенций она должна формировать. Профессиональный стандарт используется с одним из его главных предназначений - сформулировать требования работодателей к работникам и показать, какими умениями, знаниями и навыками должен обладать работник, чтобы соответствовать занимаемой должности» [1]. Наглядно различия между профессиональными и образовательными стандартами можно представить в виде таблицы (см. табл. 1).
Таблица 1
Различия между профессиональными и образовательными стандартами
Параметр сравнения Профессиональные стандарты Образовательные стандарты
Институты Сертификация квалификаций Кредитно-зачетная система, аккредитация образовательных программ
Аналогия (с чем можно сравнить) Техническое задание на «Продукцию» (спрос) Карта всей профессии Техническое описание подрядчиком своей «продукции» (предложение) Блок-схема получения базового образования
Кому принадлежит Профессиональному сообществу в данном виде деятельности Системе профессионального образования
По объекту управления Закономерности развития профессии, конкретные трудовые функции; требования к квалификации, компетенциям Закономерности педагогического процесса, конкретные педагогические единицы Структура и устройство образовательного процесса
По зонам использования Ориентиры в профессиональной деятельности Ориентиры в процессе обучения
По субъектам управления Организации, делегированные профессиональным сообществом в данном виде деятельности Министерство образования и науки РФ, учебно-методические объединения, учреждения образования и т.д.
Окончание таблицы 1
Параметр сравнения Профессиональные стандарты Образовательные стандарты
По содержанию Описание профессиональной деятельности (функции, работы, продукты, технологии, знания, умения, компетенции, уровни квалификации) Описание форм и содержания обучения (какие именно должны быть компетенции сформированы у выпускника, и др. дескрипторы)
По использованию Для суммирования требований профессионалов к своей деятельности и информирования социальных партнеров Основа для процедур сертификации Выстраивание систем оплаты и путей дальнейшего развития (непрерывного образования) Обеспечение мобильности сертифицированного персонала Защита интересов работодателей и наемного персонала Для описания возможностей учреждения образования и информирования социальных партнеров Основа для учреждения образования во внутреннем контроле за процессом подготовки и получением знаний, умений и навыков обучающихся - процедура государственной аттестации
В настоящее время разработаны методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов [3]. Так, актуализация образовательных стандартов в соответствии с профессиональными стандартами осуществляется в части разделов, содержащих описание профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, и требований к результатам освоения образовательной программы. Задача актуализации ФГОС и образовательных программ с учетом профессиональных стандартов сформулирована в поручениях Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам разработки профессиональных стандартов, состоявшегося 9 декабря 2013 г. Применение профессиональных стандартов при разработке образовательных программ предусмотрено Правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов [4].
Разработку основных профессиональных образовательных программ высшего образования с учетом соответствующих профессиональных стандартов можно представить в виде следующего алгоритма.
Шаг 1. Создание рабочих групп. В целях разработки программы создается рабочая группа по разработке комплекта документов ООП и, по усмотрению вуза, по разработке рабочих программ дисциплин (модулей). Рабочая группа по разработке комплекта документов ООП формируется из числа представителей руководства вуза, ведущих специалистов в области образовательных технологий и организации образовательного процесса, экспертов в области содержания образовательной программы и экспертов из числа работодателей. Задачами рабочей группы являются:
- разработка компетентностной модели выпускника с учетом ПС;
- разработка образовательной технологии системного уровня (в том числе установление требований к уровням формирования (развития) компетенций, последовательности и логике освоения (развития) компетенций, набору дисциплин/модулей, для каждого из которых обозначены результаты обучения и указан объем в зачетных единицах (кредитах));
- создание подходящей системы оценки и обеспечения качества, сфокусированной на обеспечении логичности всей учебной программы и функционирования элементов обратной связи;
подготовка рекомендаций для разработчиков рабочих программ дисциплин/модулей.
Рабочие группы по разработке рабочих программ дисциплин (модулей) формируются из числа педагогов, представителей работодателей (для модулей вариативной части - в обязательном
порядке), специалистов в области методик обучения. Задачами этих групп являются:
- разработка требований к результатам обучения по дисциплине /модулю (формируемым знаниям, умениям, навыкам);
- разработка образовательной технологии дисциплинарного/модульного уровня;
- определение видов и объема (в часах) контактной работы обучающегося с преподавателем и самостоятельной работы обучающегося;
- разработка требований к фондам оценочных средств для промежуточной аттестации;
- определение подходящих стратегий преподавания, обучения и оценки для обеспечения достижения запланированных результатов обучения и развития требуемых компетенций выпускников и подготовка соответствующих рекомендаций преподавателям.
Шаг 2. Определение объема учета ПС в образовательной программе. Разработчики программы соотносят требования профессиональных стандартов, требования ФГОС и направленность программы с целью формирования компетентностной модели выпускника. При этом с профстандар-том может соотноситься не вся программа, а только отдельные ее части, дисциплины, модули. Результаты анализа группы разработчиков на этом шаге можно оформить в виде таблицы (см. табл. 2).
Таблица 2
Связь образовательной программы с профессиональными стандартами
Назначение программы Наименование программы Номер уровня квалификации Наименование выбранного профессионального стандарта (одного или нескольких)
1 2 3 4
Шаг 3. Уровень анализа обобщенных трудовых функций. Для анализа нужно выбирать содержание ПС, которое относится к выбранному на первом шаге данного алгоритма уровню квалификации. Формулировки требований ФГОС и ПС могут формально не совпадать, при сопоставлении необходимо обращать внимание на их смысл.
В высшем образовании под видом профессиональной деятельности понимается научная, проектная, педагогическая и иная деятельность. Для уточнения/дополнения этого раздела образовательной программы рекомендуется:
проанализировать перечень обобщенных трудовых функций ПС, отобранных для разработки образовательной программы;
- выбрать наиболее значимые обобщенные трудовые функции, не учтенные в ФГОС;
- определить виды профессиональной деятельности, к которым относятся выбранные обобщенные трудовые функции, и соотнести их с видами деятельности в ФГОС.
При сопоставлении важно понять, есть ли в ПС обобщенная трудовая функция, которая не представлена в ФГОС, но необходима в профессиональной образовательной программе. Итог шага оформляется в таблице (см. табл. 3).
Таблица 3
Сопоставление видов деятельности ФГОС и обобщенных трудовых функций
профессиональных стандартов
Требования ФГОС ВО Требования ПС Выводы
Виды деятельности (ВД) Обобщенные трудовые функции (ОТФ)
Шаг 4. Уровень анализа трудовых функций. На этом шаге проводится уточнение задач про-
фессиональной деятельности, к решению которых готовится выпускник. Для этого необходимо:
- проанализировать перечень трудовых функций, отобранных для разработки конкретной образовательной программы;
- выбрать наиболее значимые трудовые функции;
- при необходимости на основе выбранных трудовых функций составить обобщенный перечень задач профессиональной деятельности выпускника образовательной программы высшего образования и сопоставить его с ФГОС. Итог шага оформляется в таблице (см. табл. 4).
Таблица 4
Сопоставление профессиональных задач ФГОС и трудовых функций ПС
Требования ФГОС ВО Требования ПС Выводы
Профессиональные задачи Трудовые функции (ТФ)
Шаг 5. Формирование перечня компетенций, вносимых в ООП дополнительно к компетенциям ФГОС ВО
При использовании ПС для формирования расширенного перечня профессиональных компетенций образовательной программы необходимо:
- проанализировать раздел II «Описание трудовых функций, которые содержит профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)» и раздел III «Характеристика обобщенных трудовых функций» всех ПС, используемых для разработки образовательных программ;
- отобрать наиболее значимые для конкретного проекта образовательной программы трудовые функции, описанные в отдельных пунктах раздела III;
- составить на основе отобранных единиц профессионального стандарта перечень профессиональных компетенций. Рекомендуется учесть, что предлагаемые работодателем трудовые функции могут носить несколько иной характер, чем профессиональные компетенции, формируемые в период обучения, в связи с тем, что трудовые функции предполагают наличие практического опыта, которого нет у обучающихся и который может быть сформирован у выпускников только в объеме трудоемкости практической подготовки, предусмотренной ФГОС. Итог шага оформляется в таблице (см. табл. 5).
Таблица 5
Сопоставление профессиональных компетенций ФГОС и трудовых функций
профессиональных стандартов
Требования ФГОС ВО Требования ПС Выводы
Профессиональные компетенции по каждому ВД Трудовые функции по каждой ОТФ
Шаг 6. Формирование результатов освоения программы с учетом ПС. Сопоставление, проведенное на предыдущих шагах, позволяет составить перечень результатов освоения образовательной программы. В высшем образовании (ВО) в зависимости от уровня программы это общекультурные (ОК) или универсальные (УК) компетенции, общепрофессиональные компетенции (ОПК), а также сгруппированные по видам профессиональной деятельности профессиональные компетенции (ПК) и (или) профессионально-специализированные компетенции (ПСК). Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы высшего образования, соответ-
ствующие ФГОС и учитывающие требования профессионального стандарта (стандартов), удобно представить в формате следующей таблицы (см. табл. 6).
Таблица 6
Результаты освоения основной профессиональной образовательной программы
высшего образования
Виды Профессиональные Профессиональные компетенции
профессиональной задачи и (или)профессионально
деятельности специализированные компетенции
1 2 3
ВПД 1 .... ПК ...
ПК ...
ВПД п ... ПК .. ., ПСК...
ПК .. ., ПСК.
Общепрофессиональные компетенции (ОПК):
Универсальные компетенции (УК) или общекультурные компетенции (ОК):
Шаг 7. Учет ПС при разработке системы оценки. Освоение программы ВО, в том числе отдельной части или всего объема дисциплины (модуля), сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся. Контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода и результатов освоения дисциплин (модулей) и прохождения практик.
Шаг 8. Учет ПС при формировании структуры и содержания программы. ФГОС определяет только объемные характеристики блоков программы. Соотношение в них базовой и вариативной части изменяется в зависимости от уровня высшего образования: в программах бакалавриата вариативная часть составляет около 50 %, в программах магистратуры - около 80 %, аспирантуры - около 90 %. При этом набор дисциплин (модулей) организация, реализующая программы высшего образования, определяет самостоятельно: для базовой части - с учетом примерных программ, для вариативной - с учетом направленности (профиля) программы.
8.1. Разработка программы учебной и производственной практики
При определении содержания программы важно пойти от результатов обучения, определенных на основе ФГОС и с учетом профессионального стандарта, к практике, завершающей процесс формирования всех профессиональных компетенций. Ее содержание формируется так, чтобы оно обеспечивало формирование всех компетенций.
8.2. Учет ПС на этапе формирования содержания дисциплин/модулей
Рабочие программы дисциплин/модулей и их учебно-методическое обеспечение разрабатываются в соответствии с:
запланированными для дисциплины/модуля результатами обучения;
объемом дисциплины/модуля (выделенного на дисциплину/модуль количества зачетных
единиц);
отобранными образовательными технологиями, методиками преподавания и организации самостоятельной работ;
видами и формами контроля (аттестации).
Рекомендуется также указывать, к исполнению каких трудовых функций готовится выпускник в рамках данной дисциплины/модуля. Умения и знания, являющиеся основой формирования (совершенствования) компетенций, определяются из примерных программ, а также профессиональных стандартов. При этом профессиональные стандарты служат основой дополнения, конкретизации
умений и знаний, освоение которых подразумевается примерными программами.
Шаг 9. Разработка учебного плана и календарного графика. На этом шаге по результатам проведенной работы составляется учебный план и календарный график, проводится корректировка трудоемкости (объема) по все элементам образовательной программы, определяется их последовательность.
Шаг 10. Экспертиза образовательной программы. Данный шаг позволяет обеспечить качество образовательной программы за счет ее оценки всеми участниками образовательного процесса. К экспертизе целесообразно привлечь:
представителей работодателей и объединений работодателей, поскольку именно они лучше других могут оценить соответствие заявленных результатов освоения программы требованиям профессиональных стандартов;
представителей обучающихся (студентов, аспирантов и т.д.) или выпускников, поскольку они отражают мнение непосредственных потребителей образовательных услуг;
- педагогов, принимающих участие в реализации образовательной программы, поскольку именно они могут оценить ее дидактическую целесообразность.
Стоит отметить, что последовательное выполнение перечисленных выше шагов алгоритма разработки основных профессиональных образовательных программ высшего образования с учетом соответствующих профессиональных стандартов обеспечивает исполнение пункта 8 Комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014-2016 гг. [5].
Таким образом, использование профессиональных стандартов при создании программ профессионального образования и подготовки требует от разработчиков понимания логики построения профессионального стандарта, знания его структуры, содержания, а также основных понятий и их корреляции с терминами, используемыми в документах, регламентирующих процесс профессионального образования. Также необходимо добавить, что с 1 июля 2016 г. требования к профессиональным компетенциям, которые содержатся в образовательных стандартах (ФГОС), а также конкретные программы профессионального обучения будут формироваться на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии). На один год со дня вступления в силу данного федерального закона устанавливается переходный период для приведения федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования в соответствие с его требованиям [7]. На сегодняшний день данное формирование происходит с учетом положений профессиональных стандартов.
Библиографический список
1. Белков, Б. Чем отличается профессиональный стандарт от образовательного стандарта? [Электронный ресурс] / Б. Белков. - Режим доступа : http://www.expertclub.rU/sections/hr/publications/5 (дата обращения : 03.08.2015).
2. Ливанов, Д. В. Тезисы выступления Министра образования и науки Российской Федерации на заседании Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям 15 мая 2014 г. на тему «О применении профессиональных стандартов при формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования» [Электронный ресурс] / Д. В. Ливанов. - Режим доступа : http://www.nspk.rspp.ru/news/view/4712 (дата обращения : 03.08.2015).
3. Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов (утв. Минобрнауки России 22.01.2015 № ДЛ-2/05вн. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/902393797_(дата обращения : 03.08.2015).
4. Постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» (с изменениями на 23.09.2014) [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/902393797_(дата обращения : 03.08.2015).
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 487-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.rg.ru/2014/04/04/standarty-site-dok.html (дата обращения : 03.08.2015).
6. Сухомлин, В. А. Профессиональные стандарты и образование. Перпендикулярный взгляд / В. А. Сухом-лин. - М. : ВМиК МГУ им. Ломоносова, МАКС пресс, 2008. - 80 с.
7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения : 03.08.2015).