Научная статья на тему 'О некоторых тенденциях современного математического образования на примере анализа гос ВПО, ФГОС ВПО и ФГОС во по направлению подготовки “Прикладная математика и информатика”'

О некоторых тенденциях современного математического образования на примере анализа гос ВПО, ФГОС ВПО и ФГОС во по направлению подготовки “Прикладная математика и информатика” Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
668
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL STANDARDS / EXEMPLARY EDUCATIONAL PROGRAMS / COMPETENCY-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Ирина Владимировна, Язенин Александр Васильевич

Проводится сравнительный анализ государственных стандартов 2-го поколения, федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования и федеральных государственных стандартов высшего образования на примере направления подготовки “Прикладная математика и информатика”. Изучаются преобразования структуры основной образовательной программы бакалавриата, характеристики профессиональной деятельности выпускника, существенные изменения в перечне как общекультурных, так и профессиональных компетенций. Анализируются новые требования к условиям реализации образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарова Ирина Владимировна, Язенин Александр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contains comparative analysis of state standards of the 2nd generation, federal state standards of higher professional education and federal state standards of higher education on example of field of study "Applied Mathematics and Computer Science." We study transformation of the structure of main undergraduate educational programs, characteristics of graduates' professional activity, significant changes in the list of common cultural as well as professional competences. New requirements for the implementation of educational programs are analyzed.

Текст научной работы на тему «О некоторых тенденциях современного математического образования на примере анализа гос ВПО, ФГОС ВПО и ФГОС во по направлению подготовки “Прикладная математика и информатика”»

О некоторых тенденциях современного математического образования на примере анализа ГОС ВПО, ФГОС ВПО и ФГОС ВО по направлению подготовки "Прикладная математика и информатика"

Захарова Ирина Владимировна к.ф.-м.н., доцент кафедры математической статистики и системного анализа, зам. декана ф-та прикладной математики и кибернетики, Тверской государственный университет, ул. Желябова, 33, г. Тверь, 170100, (4822) 58-54-10 /акИаг [email protected]

Язенин Александр Васильевич д.ф.-м.н., профессор, декан ф-та прикладной математики и кибернетики, Тверской государственный университет, ул. Желябова, 33, г. Тверь, 170100, (4822) 58-54-10 [email protected]

Аннотация

Проводится сравнительный анализ государственных стандартов 2-го поколения, федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования и федеральных государственных стандартов высшего образования на примере направления подготовки "Прикладная математика и информатика". Изучаются преобразования структуры основной образовательной программы бакалавриата, характеристики профессиональной деятельности выпускника, существенные изменения в перечне как общекультурных, так и профессиональных компетенций. Анализируются новые требования к условиям реализации образовательных программ.

The article contains comparative analysis of state standards of the 2nd generation, federal state standards of higher professional education and federal state standards of higher education on example of field of study "Applied Mathematics and Computer Science." We study transformation of the structure of main undergraduate educational programs, characteristics of graduates' professional activity, significant changes in the list of common cultural as well as professional competences. New requirements for the implementation of educational programs are analyzed.

Ключевые слова

федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональная компетенция, профессиональные стандарты, примерная основная образовательная программа, компетентностный подход; federal state educational standard, professional competence, professional standards, exemplary educational programs, competency-based approach.

Введение

Интеграция России в Болонский процесс и переход российской высшей школы с действующих государственных образовательных стандартов второго поколения (ГОС ВПО) на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (ФГОС ВПО или ФГОС 3) привели к тому, что изменились требования к результатам освоения образовательных программ. Отличительной особенностью образовательных стандартов третьего поколения является формулировка результатов освоения образовательных программ в виде набора универсальных и профессиональных компетенций выпускника. Под компетенцией понимается способность применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. В государственных образовательных стандартах первого и второго поколения преобладающей является "знаниевая" ориентация требований. Система высшего образования все дальше уходит от жесткого нормирования содержания образования в виде заданного набора дисциплин с фиксированной трудоемкостью (государственные образовательные стандарты ГОС-1, ГОС-2) и переходит к рамочной регламентации структуры образовательных программ, условий их реализации и результатов освоения (ФГОС 3, ФГОС 3+, в перспективе ФГОС 4). В 2014 году были утверждены проекты федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО или ФГОС 3+) по некоторым направлениям подготовки, в 2015 их количество существенно увеличилось. Представляется интересным провести сравнительный анализ стандартов различных поколений по направлению подготовки "Прикладная математика и информатика" для выявления тенденций высшего образования в России, в частности, его математической составляющей.

Сравнительный анализ стандартов

В настоящее время математические методы находят все более широкое применение как в традиционных для этого областях (физика, техника, экономика), так и в "далеких" от математики (биология, языкознание, история, искусство). Необычайно большое число будущих специалистов нуждаются в серьезной математической подготовке, которая давала бы возможность математическими методами исследовать широкий спектр проблем, применять современные информационные технологии, использовать теоретические достижения на практике.

Направление подготовки "Прикладная математика" является одним из старейших в Тверском государственном университете. 1994 год - начало двухуровневой подготовки (бакалавриат/магистратура) по данному направлению, в 1996 г. оно получило современное название "Прикладная математика и информатика". По результатам опросов работодателей в 2011-2013 г.г. отмечена самая высокая востребованность выпускников данного направления подготовки на рынке труда.

Среди видов деятельности, в которой востребованы выпускники, можно выделить следующие:

• Разработка и тестирование программного обеспечения;

• Анализ программного обеспечения;

• Внедрение и сопровождение программного обеспечения;

• Управление и консалтинг;

• Логистика;

• Банковско-финансовый сектор, бизнес;

• Традиционные производства.

Выпускники данного направления обладали традиционно высоким уровнем математической грамотности. Перед образовательными стандартами нового поколения и вузами, реализующими образовательные программы подготовки бакалавров и магистров, стоит сложная задача сохранения достигнутого уровня математического образования для направлений подготовки соответствующего профиля.

Государственные образовательные стандарты второго поколения (ГОС-2) содержали цикловую структуру:

Цикл ГСЭ - гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

Цикл ЕН - математические и естественнонаучные дисциплины;

Цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;

СД - дисциплины специализации;

ФТД - факультативные дисциплины.

Центральное место в ГОС-2 занимал "Раздел 4. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки". Таблица 1 представляет ГОС-2 по направлению 510200 (010500.62) - Прикладная математика и информатика бакалавра прикладной математики и информатики в части требований к минимуму его содержания.

Таблица 1.

Индекс Наименование дисциплин и их основные разделы Всего часов

ЕНФ Общие математические и естественно-научные дисциплины 2076

ЕНФ.01 Математика: 1173

ЕНФ.01.1 Математический анализ: функции одной и нескольких переменных (непрерывность, дифференциальное и интегральное исчисление, задачи на экстремум); функциональные последовательности и ряды; ряд Фурье и преобразование Фурье, функции комплексной переменной; мера и интеграл Лебега 816

ЕНФ.01.2 Геометрия и алгебра: аналитическая геометрия; теория матриц; системы линейных алгебраических уравнений; линейные пространства и операторы; элементы общей алгебры 357

ОПДФ Общепрофессиональные дисциплины направления 2248

ОПД.Ф.01 Дифференциальные уравнения: общая теория дифференциальных уравнений и систем; задача Коши и краевые задачи; линейные уравнения и системы; теория устойчивости; уравнения в частных производных первого порядка. 204

ОПД.Ф.03 Теория вероятностей и математическая статистика: аксиоматика теории вероятностей; случайные величины, их распределение и числовые характеристики; предельные теоремы теории вероятностей; случайные процессы; точечное и интервальное оценивание; проверка 204

статистических гипотез; линейные статистические модели

Всего часов теоретического обучения 7314

Математические и естественнонаучные дисциплины составляют 28.4% от общего числа часов, дисциплины цикла ОПД - 30.7 %. Цикл ГСЭ предусматривал в качестве обязательных такие дисциплины, как "Иностранный язык", "Физическая культура", "Отечественная история" и "Философия".

Сближение национальных систем образования в рамках Европейского Союза есть важная веха в глобальном развитии высшей школы в 21 веке. Официальной датой начала процесса сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого образовательного пространства высшего образования принято считать 19 июня 1999 года, когда была подписана Болонская декларация. Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году. В результате присоединения образовательные процессы в большинстве европейских стран в настоящее время находятся в процессе реформирования. Вузам поставлена задача не унификации, но гармонизации образовательных программ (их "настройке" друг на друга). В этой связи, государственные образовательные стандарты претерпевают переосмысление и значительные изменения.

С введением федеральных государственных стандартов 3 - го поколения (ФГОС 3, 2010 г.) российские вузы получают все большую самостоятельность в формировании основных образовательных программ, в выборе содержания, форм и методов обучения, что позволяет им конкурировать на рынке образовательных услуг, реагировать на запросы рынка труда. Федеральные государственные стандарты третьего поколения унаследовали цикловую структуру. Важнейшей особенностью введенных ФГОС ВПО явилось использование зачетных единиц в качестве меры трудоемкости образовательных программ. Показатели трудоемкости образовательных программ в целом, трудоемкости циклов учебных дисциплин заданы в стандартах ВПО и ВО в зачетных единицах. Например, суммарная трудоемкость подготовки бакалавра устанавливается равной 240 зачетным единицам (зач. ед.), магистра - 120 зач. ед., специалиста - 300 зач. ед.

Как и "академический час", "зачетная единица" является единицей измерения трудоемкости учебной работы, но значительно более последовательно ориентированной на работу именно студента, а не преподавателя. Между зачетными единицами и часами во всех международных и национальных системах устанавливается соотношение эквивалентности. В рамках транснационального проекта Tuning для Европейского пространства высшего образования устанавливается соответствие зачетной единицы 25-30 часам.[1] Методика, рекомендованная Минобразования России в 2002 г., устанавливает эквивалент одной зачетной единицы 36 академическим часам. Таблица 2 содержит структуру основной образовательной программы (ООП) по направлению 010400.62 "Прикладная математика и информатика" с перечнем учебных циклов, обязательных дисциплин для каждого цикла, регламентирует трудоемкость каждого цикла в зачетных единицах и коды компетенций, формируемых при изучении дисциплин.

Таблица 2.

Код уче бно го цик ла Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения Трудоем кость, зачетные единицы Перечень дисциплин для разработки примерных программ Коды форми руемы х компет енций

Б.2 Математический и естественнонаучный цикл Базовая часть В результате изучения дисциплин базовой части цикла студент должен: знать и применять на практике: основные методы математического, комплексного, функционального анализа; методы дискретной математики, линейной алгебры и геометрии; основные разделы физики, механики и информатики; методы теории вероятностей и математической статистики; уметь: понимать и применять на практике компьютерные технологии для решения различных задач; владеть: навыками решения практических задач 65-75 35-40 Математиче ский анализ (1-111) Комплексн ый анализ Функциона льный анализ Алгебра и геометрия Основы информатик и Архитектур а компьютеро в Компьютер ная графика ОК- 9,10,11 ,12, ПК- 1,2,6,8, 9,11,7, 13

Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)

Б.3 Профессиональный цикл 110-120 Дискретная математика ОК- 13,14,

Базовая часть В результате изучения дисциплин базовой части цикла студент должен: знать и уметь применять на практике методы теории обыкновенных дифференциальных уравнений, дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики, уравнений математической физики, архитектуры современных 50-60 Дифференц иальные уравнения Теория вероятносте й и математиче ская статистика Языки и 15,16 ПК- 3,4,5, 7,10,12

компьютеров, технологии программирования, численные методы и алгоритмы решения типовых математических задач; основы архитектуры операционных систем, способы оптимизации передачи данных и способы обеспечения безопасности в сетях; основы архитектуры параллельных вычислительных систем; владеть: методологией и навыками решения научных и практических задач методы программир ования Базы данных Численные методы Операционн ые системы Методы оптимизаци и БЖД

Нормативное значение трудоемкости программы подготовки бакалавра, установленное проектом ФГОС, составляет 240 зачетных единиц, что соответствует 8640 академическим часам. Дисциплины цикла МЕН составляют от 27 до 31,25% от 240 зачетных единиц. Согласно стандартам ФГОС ВПО и ФГОС ВО разработчики основных образовательных программ вправе самостоятельно определять трудоемкость циклов и дисциплин, входящих в них. Так, например, таблица 3 содержит информацию о трудоемкости дисциплины "Математический анализ" в двух вузах России.

Таблица 3.

ВУЗ Дисциплина Трудоемкость, зачетные единицы

МГУ им. Огарева (Мордовия) Математический анализ 12

ТвГУ (г. Тверь) Математический анализ 20

В стандарте необходимость математической подготовки отражена в двух профессиональных компетенциях: "Способность демонстрации общенаучных базовых знаний естественных наук, математики и информатики, понимание основных факторов, концепций, принципов теорий, связанных с прикладной математикой и информатикой" и "Способность понимать и применять в исследовательской и прикладной деятельности современный математический аппарат".

Первое отличие ФГОС ВО от ФГОС ВПО - в отсутствии так называемого "профессионального" образования в названии стандарта. Это отличие совсем не случайно. Изначально ФГОС 3+ должны были содержать указания на соответствие профессиональным стандартам. Профессиональный стандарт-это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. По сути, профессиональный стандарт представляет собой документ, содержащий требования:

• к уровню квалификации работника;

• опыту практической деятельности, образованию и обучению;

• содержанию и качеству деятельности;

• условиям осуществления трудовой деятельности.

На сегодняшний день профессиональные стандарты в большинстве областей профессиональной деятельности еще не утверждены, поэтому ФГОС 3+ не имели возможности сформулировать профессиональные компетенции выпускников с ориентацией на обобщенные трудовые функции (виды профессиональной деятельности), заданные конкретными профессиональными стандартами (ПС). Анализ структуры уже утвержденных ПС показал невозможность установить взаимно однозначное соответствие между областями профессиональной деятельности и образовательными областями. Поэтому во ФГОС 3+ выделено «ядро» подготовки в виде универсальных (общекультурных) компетенций и общепрофессиональных компетенций (не зависящих от конкретного вида профессиональной деятельности, к которому готовится обучающийся, и от направленности (профиля) программы). «Ядро» подготовки определяет «базовую» часть образовательной программы, которая носит достаточно фундаментальный и неизменяемый характер. «Вариативная часть» программы должна быть ориентирована на конкретные обобщенные трудовые функции или вид (виды) профессиональной деятельности, заданные профессиональными стандартами (при их наличии), Эта часть программы должна быть легко обновляемой и адаптируемой под новые запросы рынка труда. [2]

Механизм приведения отдельных разделов ФГОС ВО в соответствие с утвержденными профессиональными стандартами

С учетом ПС подлежат актуализации следующие разделы действующих ФГОС ВО:

• характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших образовательную программу, включающая характеристику области профессиональной деятельности, перечисление объектов, видов и задач профессиональной деятельности;

• требования к результатам освоения ООП.

Для этого необходимо отобрать профессиональные стандарты, обобщенные трудовые функции (ОТФ) из них, имеющие отношение к профессиональной деятельности выпускников.

Отбор ПС осуществляется на основе анализа:

• видов профессиональной деятельности, описанных в ПС;

• уровня квалификации, указанного в ПС в целях сопряжения с уровнем высшего образования.

В ПС понятие "область профессиональной деятельности" не применяется. Как следствие, необходимые изменения в описание области профессиональной деятельности вносятся на основе анализа раздела 1 "Группа занятий" и графе "Отнесение к видам экономической деятельности ". Кроме того, в ПС не применяется понятие "объект профессиональной деятельности". Это означает, что при определении перечня объектов профессиональной деятельности необходимо проанализировать раздел 2 "Описание трудовых функций", раздел 3 "Характеристика обобщенных трудовых функций", выделив в них наиболее значимые объекты профессиональной деятельности. Понятие "вид

профессиональной деятельности " в ПС и во ФГОС 3+ имеет различное содержание. В этом случае при описании задач профессиональной деятельности рекомендуется

учитывать обобщенные трудовые функции в профессиональных стандартах, отобранных для разработки ФГОС.

Раздел, касающийся характеристики профессиональной деятельности выпускников, во ФГОС ВО практически сохранился без изменений. Следующим очень важным отличием ФГОС ВО от ФГОС ВПО является разделение квалификации "бакалавр" на две: "академический бакалавр" и "прикладной бакалавр". При этом академическим считается бакалавриат, ориентированный на научный или педагогический вид деятельности, прикладным - бакалавриат, ориентированный на другие виды деятельности как основные.

Согласно государственной программе РФ "Развитие образования" на 20132020 годы численность студентов, обучающихся по программам "прикладного бакалавриата" к 2018 году должна составлять не менее 30 % от общей численности обучающихся в высших учебных заведениях. При этом вуз вправе сам решать, какую программу он будет реализовывать.

Значительные изменения претерпела и сама структура основной образовательной программы бакалавриата. Согласно ФГОС ВПО, в ней были описаны те знания, умения и навыки, которые должны приобрести обучающиеся при изучении дисциплин, относящихся к базовой части программы подготовки. Кроме того, приведен полный перечень дисциплин для разработки основной образовательной программы. ВО ФГОС 3+ пропадает так называемая "цикловая" структура программы подготовки. Вместо этого ФГОС 3+ предлагает структуру программы, состоящую из трех блоков:

• блок 1 "Дисциплины (модули)", который включает дисциплины, относящиеся к базовой части;

• блок 2 "Практики", который в полном объеме относится к вариативной части программы;

• блок 3 "Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования, утверждаемом Министерством образования и науки РФ.

Объемы блоков в зачетных единицах для "академического" и "прикладного" бакалавриатов регламентированы отдельно. В соответствии с 273-ФЗ образовательная организация самостоятельно при разработке ООП определяет распределение учебного содержания по дисциплинам и модулям и устанавливает последовательность их освоения.

Расширен раздел III- Характеристика направления подготовки, исключена заочная форма обучения. Кроме определения количества выделяемых зачетных единиц на образовательную программу и общих характеристик обучения, описаны специфические особенности обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья. ФГОС ВО дает право организациям применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, регламентирует образовательную деятельность на государственном языке РФ, допускает иное при наличии локальных нормативных актов организации.

Помимо разделения профессиональных компетенций в ФГОС ВО по квалификациям, сокращено количество общекультурных компетенций по сравнению в ФГОС ВПО. Таблица 4 содержит данные о количестве и структуре набора компетенций выпускников по стандартам ФГОС ВПО и ФГОС ВО.

Таблица 4.

Компетенции ФГОС ВПО ФГОС ВО

Общекультурные 16 9

Профессиональные (для ФГОС ВПО) 14 -

Общепрофессиональные (для ФГОС ВО) 4

Профессиональные (для ФГОС ВО) 13

При этом и содержание самих общекультурных компетенций изменено в значительной степени. Если раньше выпускник программы бакалавриата должен был владеть:

• культурой мышления, умением аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

• способностью осознать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

• способностью использовать в научной и познавательной деятельности, а также в социальной сфере профессиональные навыки работы с информационными и компьютерными технологиями;

• способностью работы с информацией из различных источников, включая ресурсы сети Интернет, для решения профессиональных и социальных задач;

• способностью владения навыками работы с компьютером как средством управления информацией,

то теперь выпускник бакалаврита должен, например, обладать:

• способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;

• способностью работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

Организация вправе дополнять набор компетенций выпускников с учетом ориентации программы бакалавриата на конкретные области знания и вид деятельности. Следует отметить, что в рамках Блока 1 обязательно изучение дисциплин "История", "Философия", "Иностранный язык" и "Безопасность жизнедеятельности". ФГОС ВО предлагает вузам самостоятельно определить перечень дисциплин, входящих в базовую часть программы. И только общепрофессиональная компетенция ОПК-1 обязует выпускника программы бакалавриата обладать "способностью использовать базовые знания естественных наук, математики и информатики, основные факты, концепции, принципы теорий, связанных с прикладной математикой и информатикой". Это означает, что каждый вуз самостоятельно выберет дисциплины, необходимые для формирования данной компетенции, а это обстоятельство не способствует получению качественной фундаментальной математической подготовки. Количество зачетных единиц, отводимых на освоение математических дисциплин, стандартом ФГОС 3+ не регламентируются, а это означает, что имеется возможность получения образования по направлению "Прикладная математика и информатика" без их изучения. Перед вузами возникает необходимость качественного отбора содержания математических

дисциплин с учетом видов профессиональной деятельности студента, с учетом его будущих профессиональных задач.

При разработке новых и обновлении действующих основных образовательных программ (ООП) и примерных основных образовательных программ (ПООП) многие разработчики воспользовались методикой и пошаговым алгоритмом создания образовательных программ, разработанным на основе методологии Tuning и адаптированным к требованиям ФГОС 3+ в рамках реализации проекта "Tuning Russia" (2010-2013 г.).[3]. Кроме того, будет полезным документ Европейского общества инженерного образования (European Society for Engineering Education, SEFI), который устанавливает квалификационные рамки для учебных планов математических дисциплин, содержит уровни и цели обучения, разделы о преподавании математики, формах оценивания, описание результатов обучения и направлен на формирование математической компетенции у выпускников программы подготовки бакалавриата.[4, 5, 6]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В стандарте ФГОС ВО увеличен максимальный объем аудиторных занятий в неделю по сравнению с ФГОС ВПО. Теперь он составляет 36 часов против 32. Увеличено максимальное количество часов лекционного типа с 40% до 60%. Ликвидировано требование к занятиям, проводимым в интерактивных формах. Возможно, это связано с тем, что для вузов интерактивные формы занятий стали привычной практикой.

Усилено требование к доле преподавателей, имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата (не менее 60% по ФГОС ВО, ФГОС ВПО против 50% по ГОС-2). При этом во ФГОС ВО ликвидировано требование к доле преподавателей, имеющих ученую степень доктора и (или) ученое звание профессора (не менее 6 процентов преподавателей) по сравнению с ФГОС ВПО и определена доля преподавателей, имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, которая должна составлять не менее 70%.

Согласно ФГОС ВО, доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы бакалавриата (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников, реализующих программу бакалавриата, должна быть не менее 5 процентов (ГОС-1,2 не содержали подобного требования). При этом ФГОС 3 содержали дополнительное условие к кадровому составу, а именно, до 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.

Стандарт ФГОС 3+ содержит подробный перечень требований к материально- техническому и учебно-методическому обеспечению программы, наличию электронно-библиотечных систем, электронной информационно-образовательной среды, требования к финансовым условиям реализации программы.

Заключение

Потребность в математической подготовке выпускников нашла отражение в стандартах ФГОС третьего поколения в цикле естественнонаучных и математических

дисциплин. Стандарт ФГОС 3+ дает полную свободу вузам в выборе перечня дисциплин и их содержания. Налицо ориентация на снижение уровня требований к математическому образованию выпускников. Перед вузами и профессорско-преподавательскими коллективами стоит сложная задача формирования и сохранения высокого уровня математической компетентности у выпускников, обусловленного предыдущими стандартами, без которой затруднительна дальнейшая трудовая деятельность.

Работа выполнена в рамках научного проекта "Научно-методическое сопровождение разработки примерных основных профессиональных образовательных программ (ПрОПОП) по областям образования", выполняемого в Тверском государственном университете по государственному заданию

М Министерства образования и науки Российской Федерации и международного проекта Tempus MetaMath (№ гранта: 543851-TEMPUS-1-2013-1-DE-TEMPUS-JPCR, Modern Educational Technologies for Math Curricula in Engineering Education of Russia MetaMath - Применение современных образовательных технологий для совершенствования yV\©t3 AA3th математического образования в рамках инженерных направлений в российских университетах).

Литература

1. Руководство по использованию ECTS (Европейской системы переноса и накопления зачетных единиц (кредитов)), 2009 г. - 37 с. http://www.umo.msu.ru/docs/EPVO/ECTS_RUS.pdf

2. Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов, 2015 г. - 11 с. http://fgosvo.ru/uploadfiles/metod/DL2_05_2015.pdf

3. Захарова И.В., Ишкина Е.Г., Маликов А.В., Кузенков О.А. и др. Tuning Russia. Ключевые ориентиры для разработки и реализации образовательных программ в предметной области «Информационно-коммуникационные технологии» // Universidad de Deusto, Bilbao, Espana, 2013. - 87 с. // URL: http://www.deusto-publicaciones.es/deusto/index.php/es/tuning-es/tuning-russia-ruso-es

4. Захарова И.В., Кузенков О.А., Солдатенко И.С. Проект MetaMath программы Темпус: применение современных образовательных технологий для совершенствования математического образования в рамках инженерных направлений в российских университетах// Сборник избранных трудов IX-ой Международной научно-практической конференции "Современные информационные технологии и ИТ-образование", Москва, МГУ, 2014, С.159-171.

5. Официальный сайт Европейского общества инженерного образования [Электронный ресурс]. // URL: http ://www. sefi.be.

6. Захарова И.В., Дудаков С.М., Язенин А.В., Солдатенко И.С. О методических аспектах разработки примерных образовательных программ высшего образования // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" - 2015. - V.18. - № 3. - C. 330-354. - ISSN 1436-4522. URL: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/V 183 2015EE.html

7. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 -ФЗ // URL:http:www//base. garant.ru/70291362/.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 010400.62 "Прикладная математика и информатика" (квалификация (степень) "бакалавр"): утв. приказом Минобрнауки РФ от 20.05.2010 № 538 // URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/28/20111115114121.pdf

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 01.03.02 "Прикладная математика и информатика" (уровень бакалавриата): утв. приказом Минобрнауки РФ от 12.03.2015 № 228 // URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/010302.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.