Научная статья на тему 'Методические рекомендации по использованию системы зачетных (кредитных) единиц при создании ООП на основе фгос по направлению подготовки ВПО «Филология»'

Методические рекомендации по использованию системы зачетных (кредитных) единиц при создании ООП на основе фгос по направлению подготовки ВПО «Филология» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
402
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР ФИЛОЛОГИИ / МАГИСТР ФИЛОЛОГИИ / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ФИЛОЛОГИЯ" / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ФИЛОЛОГИЯ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковтун Елена Николаевна

В статье представлена система методических рекомендаций по разработке основных образовательных программ в формате федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения для классических университетов, реализующих направление подготовки «Филология»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковтун Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические рекомендации по использованию системы зачетных (кредитных) единиц при создании ООП на основе фгос по направлению подготовки ВПО «Филология»»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 34 (215). Филология. Искусствоведение. Вып. 49. С. 141-159.

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ: МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В связи с введением с 1 сентября 2011 года Федерального государственного образовательного стандарта 3 поколения (ФГОС-3) редакция Вестника ЧелГУ обратилась к заместителю декана филологического факультета Московского государственного университета с просьбой прокомментировать предстоящие изменения.

Е. Н. Ковтун

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СИСТЕМЫ ЗАЧЕТНЫХ (КРЕДИТНЫХ) ЕДИНИЦ ПРИ СОЗДАНИИ ООП НА ОСНОВЕ ФГОС ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ВПО «ФИЛОЛОГИЯ.»

Статья публикуется в рамках проекта НП-09/1

В статье представлена система методических рекомендаций по разработке основных образовательных программ в формате федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения для классических университетов, реализующих направление подготовки «Филология».

Ключевые слова: бакалавр филологии, магистр филологии, основная образовательная программа по направлению «Филология», образовательный стандарт по направлению «Филология».

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, как и предшествующие Государственные образовательные стандарты первого (утверждены в 1994 году) и второго (утверждены в 2000 году) поколений, определяют:

1) специфику (общую характеристику) направления подготовки ВПО;

2) трудоемкость ООП (в академ.часах);

3) требования к результатам освоения основных образовательных программ (ООП)1 (ранее - требования к уровню подготовки по направлению ВПО);

4) требования к структуре ООП (структуре учебного плана);

5) требования к условиям реализации ООП (кадровым, материально-техническим, информационным и т. п.).

Принципиальные отличия ФГОС, разработанного на основе принципов Болонского процесса и реформы ВПО в Европе, от ГОС-1 и ГОС-2 заключаются в следующем:

1) разработка совместно с объединениями работодателей;

2) ориентация на результаты обучения, выраженные в формате компетенций2;

3) возможность модульного3 построения ООП (учебного плана);

4) учет трудоемкости ООП в зачетных единицах;

5) значительное увеличение доли самостоятельности вуза при разработке ООП: 50 % содержания учебного плана бакалавра и 70 % магистра определяет вуз. Соответственно, вместо членения ООП (учебного плана) на федеральный, национально-региональный и вузовский компоненты ФГОС содержит разделение циклов Б.1-Б.3 и М.1-М.2 на базовую и вариативную (профильную)4 части. При этом дисциплины по выбору обучающихся должны составлять не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1-Б.3 и М.1-М.2.

Как видим, во ФГОС жестко закреплены компетентностный подход к разработке ООП и учет трудоемкости в зачетных единицах, являющихся аналогом использования в европейских вузах и в проекте Tuning Educational Structures in Europe / «Настройка образовательных структур в Европе») т. н. Европейской системы перевода и накопления кредитов (European Credit Transfer System, ECTS).

Модульная же структура ООП не является жестким требованием ФГОС, хотя и представляется чрезвычайно плодотворной для вузов, осуществляющих академическую мобильность с иными (в том числе европейскими) университетами5.'

Разработчики ФГОС по направлению подготовки «Филология» полагают для российских вузов затруднительным быстрый (уже в

2011-2012 учебном году) переход на модульную структуру образовательных программ, так как она существенно отличается от традиционного для России дисциплинарного принципа формирования учебного плана и требует достаточно серьезной перестройки образовательного процесса. Вот почему данные методические рекомендации адресованы прежде всего учебным заведениям, которые в ближайшие годы намерены сохранить более или менее традиционную (дисциплинарную) отечественную образовательную модель.

Напомним, что алгоритм (последовательность этапов) разработки вузом ООП выглядит следующим образом (в основе лежит алгоритм разработки программ в проекте TUNING):

Шаг 1. Подтверждение социального «заказа» на программу, консультации с работодателями, определение профиля ООП.

Шаг 2. Формулировка целей программы и описание результатов обучения в терминах компетенций.

Шаг 3. Определение универсальных (общих) и профессиональных (предметноспециализированных компетенций, которые должны быть сформированы при освоении программы.

Шаг 4. Формирование и описание содержания и структуры программы (состав модулей и их объем в кредитных единицах).

Шаг 5. Проверка взаимного соответствия структуры программы, результатов обучения и набора компетенций.

Шаг 6. Определение соответствующих результатам обучения образовательных технологий и методик обучения и оценки формируемых компетенций.

Шаг 7. Создание системы оценки, обеспечения и повышения качества обучения6.

Согласно методологии TUNING, распределение кредитов по компонентам ООП в принципе может осуществляться двумя способами

- «сверху вниз» или «снизу вверх».

При «восходящем» подходе базовым элементом системы становится конкретная позиция учебного плана (дисциплина). В российской практике это означает, что в зачетные единицы преобразуется объем в академических часах, которая данная дисциплина имела в ГОС-2. При таком подходе, однако, отмечают эксперты TUNING, недостаточно четко осознается роль дисциплины в общей структуре образовательной программы, а следовательно, и ее необходимый объем. Тем самым, при исполь-

зовании данного подхода создается опасность переоценки (или недооценки) роли предметов преподавателями. Для студентов это означает, что они могут оказаться не в состоянии эффективно использовать учебное время из-за слишком большой (или маленькой) запланированной им вузом учебной нагрузки.

При «нисходящем» подходе распределение кредитов определяется прежде всего результатами обучения. Их количество устанавливается: а) для образовательной программы в целом;

б) для каждого года обучения; в) для каждого модуля (дисциплины). После того, как результаты обучения сформулированы, необходимо определить, сколько времени (часов и / или зачетных единиц) необходимо для достижения каждого из них. Подсчеты основываются на оценке того, что может сделать типичный студент за определенный период времени.

Таким образом, в идеале, распределение кредитных единиц представляется более целесообразным проводить «сверху», отталкиваясь от трудоемкости всей образовательной программы (для России это 240 кредитов бакалавриата и 120 кредитов магистратуры) и оставаясь в границах целых чисел, а не механически пересчитывая ныне существующие объемы трудозатрат из академических часов в зачетные единицы. Соотношение объема в кредитах между модулями или дисциплинами должно диктоваться лишь логикой выработки компетенций и не должно содержать диспропорций (чересчур больших или маленьких величин).

При создании ФГОС их разработчики учитывали следующие принципы и нормы распределения и наполнения кредитов в европейской практике и проекте TUNING.

1. В кредитах ECTS учитывается объем всех форм учебной работы (лекции и семинары, различные виды самостоятельной (в том числе научной) работы, практик и т. п.), необходимый студенту для достижения тех или иных результатов обучения (т. е. формирования соответствующих компетенций).

Иными словами, количество зачетных единиц, отводимых на каждую позицию учебного плана (дисциплину) в ООП нового типа, включает в себя:

A) аудиторную работу;

Б) самостоятельную работу;

B) согласно примечанию к табл. 2, ФГОС

- «все виды текущей и промежуточной аттестаций», т. е. текущий контроль успеваемости и итоговый контроль за семестр (зачет, экзамен

и т. п., включая время на подготовку и сдачу экзамена).

2. Кредиты начисляются в случае успешного освоения студентом модуля после его завершения и не зависят от полученной оценки или степени важности модуля для профессиональной подготовки.

Иными словами, недопустимо введение никаких коэффициентов для зачетных единиц в зависимости от важности той или иной дисциплины для подготовки специалиста в рамках данного направления. Наполнение зачетной единицы (ее часовой эквивалент) должно оставаться одинаковым для всех компонентов учебного плана по данному профилю подготовки, исключая раздел «Физическая культура»7.

в дальнейшем для получения иных квалификаций. ФГОС предусматривает возможность реализации факультативных дисциплин в объеме до 10 зачетных единиц за весь период обучения (сверх обязательных 240 з. е.).

4. В европейской образовательной практике (в частности, в проекте TUNING) трудоемкость одного учебного года при очной форме обучения установлена в размере 60 кредитов, эта же цифра закреплена во ФГОС. Исходя из годовой трудоемкости, во ФГОС рассчитывается общая трудоемкость ООП:

5. Один кредит в европейской образовательной практике соответствует 25-30 астрономическим часам учебного времени. Соответствующая «вилка» для привычных в российском

Таблица 1

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация выпускников

Наименование ООП Квалификация (степень) Нормативный срок освоения ООП, включая последипломный отпуск Трудоемкость (в зачетных единицах)

Код в соответствии с принятой классификацией ООП Наимено- вание

ООП бакалавриата 62 бакалавр 4 года 240

ООП магистра 68 магистр 2 года 120

Кредиты (зачетные единицы) не оценивают степень успешности освоения дисциплины (модуля) тем или иным студентом. Если студент продемонстрировал хотя бы минимальные успехи (достаточные для выставления оценки «зачтено»), ему должен быть начислен весь объем зачетных единиц, предусмотренный для данной дисциплины (модуля) в учебном плане. Для оценки успешности освоения курса дополнительно применяются шкалы оценивания: от традиционной 5-балльной до 100-балльной в рамках балльно-рейтинговой системы.

3. Кредиты отражают пропорциональное соотношение модулей (дисциплин) и «удельный вес» модуля (дисциплины) в структуре ООП (учебного плана) и облегчают процесс сопоставления частей ООП (временных отрезков), которые студент обучается в родном вузе и в вузе-партнере по академической мобильности. Кредиты могут накапливаться студентом сверх минимума, установленного для получения определенной квалификации, и использоваться

образовательном пространстве академических часов выглядит как 33-40 ак. часов. С учетом п. 42 «Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)», утвержденного постановлением Правительством Российской Федерации № 71 от 14 февраля 2008 года, в котором сказано, что «для всех видов аудиторных учебных занятий академический час устанавливается уставом высшего учебного заведения в пределах 45-50 минут», при максимальной продолжительности академического часа (50 минут) та же «вилка» составляет 30-36 ак. часов.

Как видно из предыдущего раздела, наиболее эффективно кредиты (зачетные единицы) работают в образовательных программах, одинаково полно использующих все три главные «болонские» понятия: компетенции, модули и кредиты. Лишь при сохранении общей логики построения ООП от результатов обучения («на выходе» должен получиться спе-

циалист, умеющий то-то и то-то) через компетенции (для этого выпускник должен уметь / быть способным делать то-то и то-то) к модулям (частям учебного плана, формирующим данные компетенции) определенного объема (большее количество кредитов означает больший объем времени, затраченный студентом на приобретение тех или иных компетенций

- и тем самым, косвенно, их важность для данной ООП) может быть получена образовательная программа инновационного («болонского») типа.

Наиболее эффективно кредиты работают также в условиях нелинейной организации учебного процесса в вузе и балльнорейтинговой системы учета достижений студентов8. При этом, в частности, в графике учебного процесса отсутствуют сессии и, соответственно, часы, отведенные при традиционной схеме обучения на подготовку и сдачу экзаменов, используются непосредственно для учебной работы студента. Оценка же по дисциплине (модулю) выставляется по итогам текущей и промежуточной аттестации, которая может проводиться в различных формах (тесты, коллоквиумы, контрольные работы, подготовка рефератов и т. п.). Отметим особо, что ФГОС не регламентирует график учебного процесса и формы отчетности по семестрам, определяя лишь (пункт 7.4), что «по дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка (“отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно”)».

Однако на практике большую часть российских вузов в ближайшие годы ждет перевод в «кредитный» формат учебных планов традиционного дисциплинарного типа. Поэтому данные рекомендации исходят из привычных для вузов форм учебной работы студента (аудиторная и самостоятельная работа, подготовка и сдача экзаменов и т. п.) и их традиционных соотношений в структуре учебного плана.

Табл. 2 ФГОС, регламентирующая структуру вузовской ООП, содержит лишь общие (рамочные) требования к наполнению учебного плана. В ней закреплен (в вариативном формате, в виде «вилки») только объем в зачетных единицах:

А) разделов программы (физическая культура, учебные и производственные практики, итоговая государственная аттестация),

Б) циклов дисциплин Б.1-Б.3 (т. е. во ФГОС бакалавра по направлению подготовки «Фи-

лология» - Гуманитарного, социального и экономического цикла, Общепрофесссиональ-ного цикла и Профессионального цикла дисциплин),

В) их базовых частей.

Объем вариативных частей данных циклов в стандарте не определен и зависит от того, какое именно количество зачетных единиц выберет вуз из «вилки» базовой части цикла.

Распределение зачетных единиц по циклам и разделам ООП (учебного плана) во ФГОС бакалавра по направлению подготовки ВПО «Филология» выглядит следующим образом:

Таблица 2 Структура ООП бакалавриата

Код УЦ ООП Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения Трудоем- кость (зачетные единицы)

Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл 40-45

Базовая часть: 20-25

Вариативная часть

Б.2 Общепрофессиональный цикл 40-45

Базовая часть 20-25

Вариативная часть

Б.3 Профессиональный цикл 125-130

Базовая часть, в том числе: Модули 1-4. 75-80 30-35

Вариативная часть

Б.4 Физическая культура 2

Б.5 Учебные и производственные практики 10-15

Б.6 Итоговая государственная аттестация Общая трудоемкость основной образовательной программы 12 240

Кроме того, ФГОС содержит Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий - т. е. список дисциплин базовой части циклов Б.1-Б.3. Для ФГОС бакалавра по направлению подготовки «Филология» он выглядит следующим образом:

Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл

Базовая часть: История Философия Иностранный язык Менеджмент Экономика

Б.2 Общепрофессиональный цикл

Базовая часть: Безопасность жизнедеятельности Информатика Основы филологии Введение в языкознание Введение в литературоведение Введение в теорию коммуникации Классические / древние языки

Б.3 Профессиональный цикл

Базовая часть Введение в спецфилологию Основной язык / языки (теоретический курс) История основного языка / языков История мировой литературы Практикумы

Модуль 1. Отечественная филология (с указанием основного языка / языков и литературы / литератур) История русской /родной литературы Стилистика и культура речи основного языка / языков Устное народное творчество История литературной критики

Модуль 2. Зарубежная филология (с указанием основного языка / языков и литературы / литератур) Практический курс основного языка / языков Основы межкультурной коммуникации Теория перевода Современный русский язык и культура речи

Модуль 3. Преподавание филологиче ских дисциплин (с указанием основного языка / языков и литературы / литератур) История русской /родной / зарубежной литературы Методика преподавания языка / языков Методика преподавания литературы Педагогика и психология

Модуль 4. Прикладная филология (с указанием основного языка / языков) История русской /родной / зарубежной литературы Филологическое обеспечение профессиональной коммуникации Основы филологической работы с текстом (создание / редактирование / перевод)

Соответственно, разработка учебного плана подготовки бакалавра филологии на основе ФГОС начинается с определения объема вариативных частей циклов Б.1-Б.3 и набора входящих в эти циклы дисциплин. Помощь в этом вузу призвана оказать созданная разработчиками ФГОС Примерная основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению «Филология»9.- Она содержит:

A) перечень профилей подготовки бакалавра по направлению «Филология» и аннотации профилей;

Б) перечни дополнительных профильных компетенций, которые вуз при составлении ООП по конкретным профилям подготовки может добавлять к перечням компетенций, устанавливаемых ФГОС;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

B) требования к итоговой государственной аттестации;

Г) аннотации примерных программ учебных дисциплин и образец примерной программы дисциплины;

Д) аннотации примерных программ учебных и производственных практик и образец примерной программы практики;

Е) примерный учебный план с расшифровкой содержания (набора дисциплин и их объема в зачетных единицах и академических часах) вариативной части для всех профилей подготовки;

Ж) примерный бюджет времени обучения (в неделях).

Как видно из приведенного списка (пункт Е), учебный план ПООП представляет собой следующий по сравнению с ФГОС шаг в конкретизации программы обучения бакалавра филологии. В нем прописаны дисциплины вариативной части, реализующие (дополнительно к модулям базовой части профессионального цикла) профили подготовки в рамках направления «Филология». В том числе в учебном плане ПООП определены объемы (в зачетных единицах и академических часах) вариативной части циклов Б.1-Б.3 и конкретных дисциплин из базовой и вариативной части данных циклов.

На данной стадии конкретизации учебный план выглядит так10:

Трудоемкость

№ п/п Наименование дисциплин (в том числе практик) Зачетные единицы Акаде- мические часы

Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл 40 1440

Базовая часть 20 720

1.1. История 4 144

1.2. Философия 2 72

1.3. Иностранный язык 10 360

1.4. Менеджмент 2 72

1.5. Экономика 2 72

Вариативная часть, в т. ч. дисциплины по выбору студента 20 720

1.6. Культурология 4 144

1.7. Иные дисциплины по выбору вуза 8 288

1.8. Курсы по выбору студента 8 288

Б.2. Общепрофессиональный цикл 44 1584

Базовая часть 20 720

2.1. Информатика 2 72

2.2. Безопасность жизнедеятельности 2 72

2.3. Основы филологии 2 72

2.4. Введение в языкознание 4 144

2.5. Введение в литературоведение 4 144

2.6. Введение в теорию коммуникации 2 72

2.7. Классические языки (латинский, греческий, старославянский, старотюркский и др.) 4 144

Вариативная часть, в т. ч. дисциплины по выбору студента 24 864

2.8. Иные дисциплины по выбору вуза 10 360

Для профиля «Отечественная филология (с указанием языка / языков и литературы/литератур)»

2.8.1. Общее языкознание 4 144

2.8.2. Теория литературы 4 144

2.8.3. Риторика 2 72

Для профиля «Зарубежная филология (с указанием языка / языков и литературы/литератур)»

2.8.1. Второй иностранный язык 10 360

Для профиля «Преподавание филологических дисциплин (с указанием языка /языков и литературы/литератур)»

2.8.1. Инновационные технологии в образовании 4 144

2.8.2. Компьютерные технологии в обучении языку и литературе 2 72

2.8.3. Дидактика 2 72

2.8.4. Педагогическая риторика 2 72

Для профиля «Прикладная филология (с указанием языка / языков)»

2.8.1. Прикладная филология (теория и методика) 4 144

2.8.2. Теория коммуникации 4 144

2.8.3. Практическая риторика 2 72

2.9. Курсы по выбору студента 14 504

Б.3. Профессиональный цикл 130 4680

Базовая часть 80 2880

1. Введение в спецфилологию 2 72

2. Основной язык / языки (теоретический курс) 14-28 504-1008

3. История основного языка 4-12 144-432

4. История мировой (зарубежной) литературы 8-16 228-576

5. Практикумы 4-14 144-504

Модуль 1. «Отечественная филология (с указанием языка / языков и литературы/литератур)»

1. История русской /родной литературы 20 720

2. Стилистика и культура речи основного языка / языков 4 144

3. Устное народное творчество 4 144

4. История литературной критики 2 72

Модуль 2. «Зарубежная филология (с указанием языка / языков и литературы/литератур)»

1. Практический курс основного языка / языков 14 504

2. Теория перевода 6 216

3. Основы межкультурной коммуникации 2 72

4. Лингвострановедение 2 72

5. Современный русский язык и культура речи 6 216

Модуль 3. «Преподавание филологических дисциплин (с указанием языка / языков и литературы/литератур)»

1. История русской / родной / зарубежной литературы 20 720

2. Методика преподавания языка / языков 4 144

3. Методика преподавания литературы 4 144

4. Педагогика и психология 2 72

Модуль 4. «Прикладная филология (с указанием языка / языков)»

1. История русской /родной / зарубежной литературы 20 720

2. Филологическое обеспечение профессиональной коммуникации 4 144

3. Основы филологической работы с текстом (создание / редактирование / перевод) 6 216

Вариативная часть, в т. ч. дисциплины по выбору студента 50 1800

Иные дисциплины по выбору вуза 36 1296

Для профиля «Отечественная филология (с указанием языка /языков и литературы/литератур)»

5. Современная русская / родная литература 4 144

6. Современная зарубежная литература 4 144

7. Иностранный язык (практический курс) 16 576

- Английский / немецкий / французский и др. язык 12 432

- Славянский / тюркский / финно-угорский и др. язык 4 144

8. Практический курс русского языка 4 144

9. Русская / родная диалектология 2 72

10. Филологический анализ текста 2 72

11. Спецкурсы и спецсеминары 4 144

ро ту с 1 « 8 филя «Зарубежная филология (с указанием языка /языков и лиры/литератур)»

6. История русской литературы 6 216

7. История литературы страны основного изучаемого языка 4 144

8. Углубленный практический курс основного иностранного языка/языков 24 864

9. Лингвокультурология 2 72

Для профиля «Преподавание филологических дисциплин (с указанием языка / языков и литературы/литератур)»

5. Современная русская / родная литература 2 72

6. Иностранный язык (практический курс) 16 576

- Английский / немецкий / французский и др. язык 12 432

- Славянский / тюркский / финно-угорский и др. язык 4 144

7. Возрастная психология 2 72

8. Детская литература 2 72

9. Актуальные проблемы орфографии и пунктуации 4 144

10. Русская / родная диалектология 2 72

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Лингвистический анализ текста в школе 2 72

12. Литературоведческий анализ текста в школе 2 72

13 Спецкурсы и спецсеминары 4 144

Для профиля «Прикладная филология (с указанием языка /языков)»

4. Иностранный язык (практический курс) 16 576

- Английский / немецкий / французский и др. язык 12 432

- Славянский / тюркский / финно-угорский и др. язык 4 144

5. Основы теории текста и дискурса 2 72

6. Стилистика и культура речи основного языка/языков 4 144

7. Другие дисциплины, формирующие навыки филологического обеспечения избранной сферы профессиональной деятельности 10 360

8 Спецкурсы и спецсеминары 4 144

Курсы по выбору студента 14 504

Б.4 Физическая культура 2 400

Б.5 Учебные и производственные практики 12 432

Базовые учебные практики 6 216

Профильные учебные, производственные или научно-исследовательские практики 6 216

Б.6Итоговая государственная аттестация 12 432

Выпускная квалификационная работа 10 360

Государственный экзамен (по усмотрению вуза) 2 72

Всего: 240 8640 (+328)*

*В скобках указаны часы, выделенные на реализацию дисциплины «Физическая культура» сверх нормативно определенного часового эквивалента для двух зачетных единиц.

Следует иметь в виду, что учебный план ПООП содержит лишь рекомендуемый общий объем каждой дисциплины без указания распределения по формам работы (аудиторная, самостоятельная, лекции, семинары, контактные часы и т. п.).

Важно также помнить, что перечень дисциплин вариативной части в учебном плане ПООП имеет рекомендательный характер - как и объем каждой из данных дисциплин. Вуз вправе при составлении ООП наполнять вариативные

части циклов Б.1-Б.3 иным содержанием или менять объемы учебных курсов. Ограничением самостоятельности вуза отныне остаются лишь заложенные во ФГОС компетенции, точнее -необходимость их формирования отдельными элементами учебного плана.

Следующий шаг в составлении учебного плана вузовской ООП - определение перечня курсов по выбору в вариативной части циклов Б.1-Б.3 и их объема в зачетных единицах.

Например, для профиля «Отечественная филология» (Русский язык и литература») перечень курсов по выбору может выглядеть следующим образом:

Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл

Курсы по выбору: Мифология / Лингвокультурология История религии / Культура и религия Этика / Логика Политология / Социология 2 2 2 2

Б.2 Общепрофессиональный цикл

Курсы по выбору: Концепции современного естествознания / Экология Инновационные технологии в науке / образовании История лингвистических / История литературоведческих учений Актуальные проблемы лингвистики / Актуальные проблемы литературоведения История искусства / История эстетических учений 2 2 4 4 2

Б.3 Профессиональный цикл

Курсы по выбору: Язык СМИ / Язык рекламных текстов Практическая стилистика / Теория текста и дискурса Литературное редактирование / Активные процессы в современном русском языке Социолингвистика / Методика преподавания русского языка Психолингвистика / Методика преподавания литературы 2 2 2 4 4

Перечень курсов по выбору составляется с учетом научных школ и образовательных традиций конкретного вуза, а также рекомендаций работодателей, экономических потребностей региона, где расположен вуз, и т. п. Следует учитывать, что курсы по выбору должны быть составной частью профильной подготовки и что после совершения выбора тот или иной курс из их числа становится обязательным для студента.

При составлении учебного плана вузовской ООП следует также определить виды и объем практикумов. Например:

Практикумы 4

Коммуникативный практикум 2

Практикум по креативному письму 2

Напомним, что позиция «Практикумы» в ООП бакалавра на основе ФГОС задумывалась разработчиками как одно из важных условий реализации компетентностной модели фило-лога11. Практикумы призваны сформировать у студентов компетенции по работе с различными типами текстов (не только научными, но и публицистическими, документами и т. п.) и осуществлению устной и письменной коммуникации. Наиболее важна роль практикумов при реализации профиля «Прикладная филология», однако и в иных профилях подготовки впредь следует большее внимание уделять закреплению активных коммуникационных навыков и навыков создания и интерпретации текстов12.

ФГОС бакалавра филологии устанавливает для вузовских ООП следующие общие временные параметры в зачетных единицах (з. е.) и академических часах (ак. ч.):

1. Общая трудоемкость ООП - 240 з. е. Трудоемкость за учебный год по очной форме обучения - 60 з. е. (табл. 1 и примечание к ней).

2. Одна з. е. соответствует 36 ак. ч. (примечание к табл. 1)13.

3. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух з. е. (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех з. е., должна выставляться оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»)

- пункт 7.4.

4. Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может составлять более 54 ак. ч. в неделю, включая все виды аудиторной

и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся не обязательными для изучения обучающимися. Трудоемкость факультативных дисциплин не должна превышать 10 з. е. за весь период обучения - пункт 7.6.

5. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 27 ак. ч. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре - пункт 7.7.

6. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период - пункт 7.9.

7. Занятия лекционного типа должны составлять не более 40 % аудиторных занятий (и не менее 20 % аудиторных занятий должны составлять занятия, проводимые в активных и интерактивных формах) - пункт 7.3.

Кроме того, пункт 46 «Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)», утвержденного постановлением Правительством Российской Федерации № 71 от 14 февраля 2008 года, устанавливает: «Студенты, обучающиеся в высших учебных заведениях по образовательным программам высшего профессионального образования, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов. В указанное число не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам».

Данные параметры и ограничения являются базовыми при составлении вузовских ООП (учебных планов). Разработку учебного плана целесообразно начинать с составления графика учебного процесса и расчета учебного времени в неделях, а затем к установлению соотношения академических часов и зачетных единиц и выбора принципа их пересчета.

Разработчики ООП бакалавра филологии, согласно действующим нормативным документам, вправе выбрать одну из нескольких схем пересчета трудоемкости из академических часов в зачетные единицы.

В «Разъяснениях разработчикам основных образовательных программ для реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального

образования», распространенных в приложении к письму Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 13 мая 2010 года № 03-956 (далее - «Разъяснения...»), сказано:

«18. Вопрос: Может ли вуз при разработке своей основной образовательной программы отклоняться от установленного ФГОС соответствия 1 зачетной единицы 36 академическим часам?

Ответ: В связи с тем, что трудоемкость одного учебного года для освоения основной образовательной программы задана однозначно -60 зачетных единиц, а реальная продолжительность учебного года, выраженная в учебных неделях, и установленное вузом значение еженедельной учебной нагрузки студентов в академических часах могут различаться, при разработке основных образовательных программ вуз может использовать соответствие одной зачетной единицы академическим часам в интервале от 32 до 38 академических часов»14. Прокомментируем данное разъяснение. Нормативный срок обучения бакалавров, согласно ФЗ от 10 июля 1992 года № 3266-[ «Об образовании» в редакции 11 октября 2007 года, составляет 4 года, т. е. 208 календарных недель.

Если вуз при разработке ООП отводит на каникулы максимально разрешенный ФГОС срок

- 10 недель в год (т. е. 40 недель за весь период обучения), то учебный период длится:

208 - 40 = 168 недель.

Общая его трудоемкость в академических часах составляет:

168 х 54 = 9072 ак. ч.

Соответственно, часовой эквивалент 1 зачетной единицы равен:

9072 : 240 = 37,8 ак. ч.

Если же вуз исходит из минимальной продолжительности каникулярного времени, разрешенного ФГОС (7 недель в год; 28 за весь период обучения), то учебный период длится: 208 - 28 = 180 недель.

Общая его трудоемкость в академических часах составляет:

180 х 54 = 9720 ак. ч.

Соответственно, часовой эквивалент 1 зачетной единицы равен:

9720 : 240 = 40,5 ак. ч.

Как видим, данное значение (не нарушая законодательных требований!) даже превосходит разрешенные параметры «вилки».

Вуз при разработке ООП может установить строго соответствие 1 зачетной единицы 36 академическим часам. В этом случае также возможны два варианта расчетов. При максимальной продолжительности каникул (40 недель) они выглядят следующим образом:

Вариант 1.

Продолжительность учебного времени всей ООП составляет:

36 х 240 = 8640 ак. ч., или 8640 : 54 = 160 учебных недель (40 учебных недель в год).

Иными словами, при данном варианте подсчетов продолжительность учебного года необходимо сократить на 2 недели (168 - 160 : 4) по сравнению с существующей ныне в большинстве вузов. Дополнительные 2 недели в год (8 недель за период подготовки) возможно использовать на освоение студентом факультативных курсов объемом до 10 зачетных единиц в целом по ООП. В «Разъяснениях.» (ответ на вопрос 13) сказано: «Высшее учебное заведение может реализовывать факультативные дисциплины за счет ежегодного резерва в 2-5 учебных недель, образующегося за счет варьирования продолжительности каникул от 7 до 10 недель в год».

Вариант 2.

При сохранении традиционной для филологических подразделений вузов продолжительности учебного года 42 недели (168 недель за весь период обучения) и установлении строгого соотношения 1 з. е. = 36 ак. ч. получаем:

Общая трудоемкость ООП - 36 х 240 = 8640 ак. ч.;

8640 : 168 учебных недель = 51, 428 ак. ч. общей недельной нагрузки.

Иными словами, при подобной схеме расчетов недельная трудоемкость обучения составляет около 51,1 ак. ч., что также не нарушает требований ФГОС, предписывающих: «Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю».

Итак, на первом этапе разработки учебного плана выстраиваем график учебного процесса в неделях, исходя из выбранной продолжительности учебного года (теоретического обучения и сессий) и каникул (зимних и летних). Например:

КУРС Теорети- ческое обучение (год/ семестр) Экзаме-национ-ная сессия (год/ сезон) Учеб- ные практи- ки Производственная практика Итоговая государственная аттестация Каникулы ВСЕ- ГО

ВКР ИГА

I 34 (18+16) 7 (3+4) 2 9 (2+7) 52

II 34 (18+16) 7 (3+4) 2 9 (2+7) 52

III IV 34 (18+16) 7 (3+4) 11 (2+9) 52

25 (14+11) 5 (3+2) 4 6 2 10 (2+8) 52

ИТО- ГО 127 (68+59) 26 (12+14) 4 4 6 2 39 (8+31) 208

При данном расчете общее количество учебного времени ООП составляет 169 недель. Далее устанавливаем соотношение зачетной единицы определенному количеству академических часов. В данном примере 1 з. е. = 36 ак. ч.

Семестры 1 2 3 4 5 6 7 8

Аудиторных часов в неделю 27 27 27 27 27 27 27 27

Кредитов учебных в семестр 30 26 30 26 30 30 24 18 214

Кредитов практик, ИГА, физкультуры 3+1 3+1 6 12 24+2

Экзаменов / зачетов в семестр не более 10 экзаменов и 12 зачетов в год

Кредитов всего 30 30 30 30 30 30 30 30 240

Следующий шаг - распределение кредитов в учебном плане в соответствии с количеством академических часов (с опорой на ПООП) с одновременным контролем следующих параметров:

Напомним, что в числе данных параметров обязательными являются:

1. 60 з. е. в год (по семестрам данное количество можно распределять и неравномерно. Ср. в «Разъяснениях.»: «17. Вопрос: Может ли вуз при разработке своей основной образовательной программы изменять установленную ФГОС величину трудоемкости учебного года, равную 60 зачетным единицам? Ответ: Нет, не может. Трудоемкость одного учебного года при реализации основной образовательной программы должна быть равна 60 зачетным единицам. Однако по семестрам в рамках учебного года количество зачетных единиц может быть распределено неравномерно»).

2. 27 ак. ч. в неделю (максимум).

3. Количество экзаменов и зачетов в год.

Прочие параметры можно варьировать. В

частности, объем кредитов, отводимых на дисциплину «Физическая культура», можно распределять несколькими способами. Ср. в «Разъяснениях.»: «20. Вопрос: На физическую

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

культуру в соответствии с ФГОС отводится 2 зачетные единицы, соответствующие 400 академическим часам. Каким образом должны учитываться эти зачетные единицы по годам обучения? Ответ: Возможно два варианта в зависимости от количества семестров, отведенных вузом на освоение студентом физической культуры. Первый вариант: если физическая культура реализуется 4 семестра (в течение 2 лет), то можно начислять по 1 з. е. в год. Второй вариант: если физическая культура реализуется 4, 5 или

6 семестров, то можно начислять 2 з. е. сразу по окончании всех занятий по физической культуре (в течение 2-х или 3-х лет). При таком подходе промежуточную аттестацию студента (включая академические справки при переводе из вуза в вуз) следует осуществлять только с учетом отработанных студентом академических часов».

Следует учитывать также, что, согласно «Разъяснениям.»:

«19. Вопрос: Может ли трудоемкость дисциплин (модулей) и практик определяться дробным числом зачетных единиц? Ответ: Трудоемкость дисциплин (модулей) и практик должна определяться только целым числом зачетных единиц»;

«22. Вопрос: Можно ли при разработке учебного плана вуза предусматривать экзамен в качестве формы промежуточной аттестации для дисциплин объемом в 3 и менее зачетных единиц? Ответ: Можно, при условии, что количество экзаменов за календарный год не превышает 10. Следует иметь в виду, что ФГОС ВПО не связывает выставление оценки с обязательной процедурой экзамена. Согласно п. 7.4. ФГОС: «По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка (“отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно”). Оценка по дисциплине может быть получена не только в результате экзамена, но и при использовании различных образовательных технологий (например, балльно-рейтинговой)»;

«23. Вопрос: Сохраняется ли при переходе на ФГОС ВПО норма “один семестровый экзамен выражается одной зачетной единицей (три дня подготовки и один день на экзамен)”, определенная в письме Министерства образования

Российской Федерации от 28 ноября 2002 года № 14-52-988ин/13? Ответ: При переходе на ФГОС ВПО трудоемкость дисциплины (модуля), выраженная в зачетных единицах, включает в себя все виды учебной работы студента на освоение этой дисциплины (модуля) и все виды контроля (текущий контроль и промежуточная аттестация). При проектировании ООП в рамках общего количества зачетных единиц, выделенного на данную дисциплину (модуль), вуз самостоятельно распределяет время на аудиторную и самостоятельную работу студента, а также на мероприятия текущего контроля и промежуточной аттестации (в зависимости от применяемой образовательной технологии и принятой в вузе системы контроля)».

Таким образом, в конечном варианте учебный план вузовской ООП бакалавра филологии профиля «Отечественная филология» (Русский язык и литература»)15 может выглядеть следующим образом:

№ п/п Наименование дисциплин и практик Трудоемкость

Зачетные единицы Часы (всего / аудиторные)

Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл 40 1440 / 604

Базовая часть 20 720 / 308

1. История 4 144 / 68

2. Философия 2 72 / 32

3. Иностранный язык 10 360 / 154

4. Менеджмент 2 72 / 18

5. Экономика 2 72 / 36

Вариативная часть, в т. ч. дисциплины по выбору студента 20 720 / 296

6. Культурология 4 144 / 68

7. История философии 2 72 / 36

8. Психология 2 72 / 36

9. Педагогика 2 72 / 32

10. Основы права 2 72 / 16

11. Дисциплины по выбору студента 8 288 / 108

Мифология /Лингвокультурология 2 72 / 36

История религии /Культура и религия 2 72 / 36

Этика / Логика 2 72 /18

Политология / Социология 2 72 /18

Б.2. Общепрофессиональный цикл 44 1584 / 694

Базовая часть 20 720 / 344

1. Информатика 2 72 / 36

2. Безопасность жизнедеятельности 2 72 / 32

3. Основы филологии 2 72 / 36

4. Ведение в языкознание 4 144 / 68

5. Введение в литературоведение 4 144 / 68

6. Введение в теорию коммуникации 2 72 / 36

7. Классические языки 4 144 / 68

Латинский язык 2 72 / 36

Старославянский язык 2 72 / 32

Вариативная часть, в т. ч. дисциплины по выбору студента 24 864 / 350

8. Общее языкознание 4 144 / 61

9. Теория литературы 4 144 / 61

10. Риторика 2 72 / 28

11. Дисциплины по выбору студента 14 504 / 200

Концепции современного естествознания / Экология 2 72 / 32

Инновационные технологии в науке / образовании 2 72 / 32

История лингвистических /История литературоведческих учений 4 144 / 48

Актуальные проблемы лингвистики /Актуальные проблемы литературоведения 4 144 / 56

История искусства / История эстетических учений 2 72/ 32

Б.3. Профессиональный цикл 130 4680 / 2115

Базовая (общепрофессиональная) часть 80 2880 / 1311

1. Введение в славянскую филологию 2 72 / 36

2. Современный русский язык (теоретический курс) 20 720 / 336

3. История русского языка 12 432 / 188

4. История мировой (зарубежной) литературы 12 432 / 204

5. Практикумы 4 144 / 65

Коммуникативный практикум 2 72 / 32

Практикум по креативному письму 2 72 / 33

Модуль 1. «Отечественная филология (Русский язык и литература) 30 1080 / 482

1. История русской литературы 20 720 / 328

2. Стилистика и культура речи русского языка 4 144 / 72

3. Русское устное народное творчество 4 144 / 54

4. История русской литературной критики 2 72 / 28

Вариативная часть, в т. ч. дисциплины по выбору студента 50 1800 / 804

5. Современная русская литература 4 144 / 66

6. Современная зарубежная литература 4 144 / 70

7. Иностранный язык (практический курс) 16 576 /254

- Английский / немецкий / французский язык 12 432 /186

- Славянский язык 4 144 / 68

8. Практический курс русского языка 4 144 / 66

9. Русская диалектология 2 72 / 36

10. Лингвистический анализ текста 2 72 / 42

11. Спецкурсы и спецсеминары 4 144 / 61

12. Дисциплины по выбору студента 14 504 / 209

Язык СМИ /Язык рекламных текстов 2 72 /18

Практическая стилистика / Теория текста и дискурса 2 72 / 32

Литературное редактирование / Активные процессы в современном русском языке 2 72 / 33

Социолингвистика / Методика преподавания русского языка 4 144 / 60

Психолингвистика / Методика преподавания литературы 4 144 / 66

7704 всего 3323 ауд. (44 % ауд)

Б.4. Ф а р у ту ь куль Я с е ч и з и 2 400

Б.5.Учебная и производственная практики 12 432

Базовые учебные общепрофессиональные практики 6 216

Профильные учебные, производственные или научноисследовательские практики 6 216

Б.6.Итоговая государственная аттестация 12 432

Количество экзаменов/зачетов

Всего: 240 8640 /8968

При составлении учебного плана магистра филологии последовательность этапов и рекомендации - те же, что и для бакалавриата.

Следует помнить, что обучающийся в магистратуре в основном работает самостоятельно. Согласно ФГОС, «максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 14 академических часов (пункт 7.7). Соответственно, большая часть академических часов в рамках трудоемкости каждой дисциплины должна отводиться на самостоятельную работу студента.

Пример расчетов учебного времени и построения учебного плана магистерской программы «Русский язык».

Бюджет времени (в неделях)

Курсы Теоретическое обучение Экзамена- ционная сессия Практи- ки Научно-исследовательская практика (работа) Итоговая государственная аттестация Канику- лы Все- го

Подготовка ВКР ИГА

I 28 (18+10) 7 (3+4) 8 - - - 9 (2+7) 52

II 9 3 4 12 12 2 10 (2+8) 52

Итого 37 10 12 12 12 2 19 104

№ п/п Наименование дисциплин (в том числе практик) Зачет- ные едини- цы Часы

Трудоемкость по ФГОС Трудоемкость (общая / аудиторн) 1-й семестр

18

1 2 3 4 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М.1. Общенаучный цикл 20 720 /202

Базовая часть 6 216 / 72

1. Филология в системе современного гуманитарного знания 6 216 / 72 4

Вариативная часть, в т. ч. дисциплины по выбору сту-цента 14 504 / 130

2. Дисциплины, устанавливаемые вузом 8 288 / 76

2.1. Современные проблемы филологии 4 144 / 36 2

2.2. Методологические аспекты филологии 4 144 / 40

3. Дисциплины по выбору студента 6 216 / 54

3.1. Сравнительное и типологическое языкознания / Теоретические проблемы лингводидактики 4 144 / 36

3.2. Лингвокультурология / Когнитивная лингвистика 2 72 / 18

М.2. Профессиональный цикл 36 1296/306

Базовая (общепрофессиональная) часть 6 216 / 82

1. Информационные технологии 2 72 / 26 2

2. Деловой иностранный язык 4 144 / 56 2

Вариативная часть, в т. ч. дисциплины по выбору студента 30 1080 / 224

3 Дисциплины, устанавливаемые вузом 20 720 /130

3.1. Методика преподавания лингвистических дисциплин в школе и вузе 6 216 / 36

3.2. Теория речевого воздействия 6 216 / 40

3.3. Теория текста 4 144/36 2

3.4. Практическая риторика 4 144 / 18

4 Дисциплины по выбору студента 10 360 / 94

4.1. Лингвистический анализ художественного произведения / Лингвистический анализ звучащего текста 4 144 / 20

4.2. Спецсеминары 6 144 / 74 2

М.3. Практика и научно-исследовательская работа 40 1440

Практика по видам деятельности: научноисследовательская, производственно-прикладная, проектная, организационно-управленческая или иная практика 20 720

Научно-исследовательская работа 20 720

М.4. Итоговая государственная аттестация 24 864

Всего: 120 4320 / 508 14

Экзаменов/зачетов 2/3

Примечания

1 Согласно статье 9 п. 6.2 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» и статье 5 п. 5 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Основная образовательная программа высшего профессионального образования обе-

спечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом вида высшего учебного заведения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и ме-

тодические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии». Согласно пункту 39 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71, «Основная образовательная программа <...> разрабатывается и утверждается высшим учебным заведением самостоятельно с учетом требований рынка труда на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерных образовательных программ, разработку которых осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации».

2 Компетенции выражают ожидаемые и измеряемые результаты обучения - конкретные достижения студентов (выпускников), которые определяют, что будет способен делать студент (выпускник) по завершении всей или части образовательной программы. Компетенции - интегральная характеристика обучающегося, динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, которую студент обязан продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы.

3 Согласно принципам Болонского процесса и методологии международного проекта Tuning Educational Structures in Europe / «Настройка образовательных структур в Европе», модуль -совокупность всех видов учебной работы, необходимых для формирования определенной компетенции или группы родственных компетенций; относительно самостоятельная (логически завершенная) часть образовательной программы, отвечающая за формирование определенной компетенции или группы родственных компетенций. Соответственно, модульная образовательная программа - совокупность и последовательность модулей, направленная на овладение компетенциями, необходимыми для присвоения определенной квалификации (бакалавр, магистр и т. п.).

4 Профиль - более узкая область профессиональной подготовки в рамках направления подготовки ВПО. Для большинства направлений подготовки ВПО, согласно Перечням направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификаций (степеней) «бакалавр» и «магистр», утвержденным приказом Мини-

стерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. № 337 (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 30 октября 2009 г., регистрационный номер № 15158), профилями стали специальности ВПО, вошедшие в состав новых (укрупненных) направлений подготовки. Однако для направления подготовки ВПО «Филология» являются:

• Отечественная филология (с указанием основного языка/языков и литературы/литератур).

Данный профиль предполагает получение фундаментального классического филологического образования на базе русского и / или иных языков народов Российской Федерации. Изучение обширного комплекса лингвистических, литературоведческих и культурологических дисциплин готовит выпускника к исследовательской деятельности с преимущественным продолжением обучения в магистратуре и аспирантуре; к литературно-критической деятельности и работе по сохранению и пропаганде государственного языка / языков РФ.

• Зарубежная филология (с указанием основного языка/языков и литературы/литератур). Данный профиль обеспечивает фундаментальное изучение основного иностранного языка / языков в теоретическом, прикладном и коммуникативном аспектах, литературы и культуры стран основного языка / языков. Профиль готовит к исследовательской и переводческой деятельности широкого профиля (устный, письменный, последовательный и т. п. перевод различных типов текстов) и к работе в области межкультурной коммуникации.

• Преподавание филологических дисциплин (с указанием основного языка / языков и литературы / литератур).

Данный профиль предназначен для подготовки преподавателей основного языка / языков и соответствующей литературы, а также иных филологических дисциплин в учреждениях среднего общего и среднего профессионального образования. В рамках данного профиля изучение фундаментальных лингвистических и литературоведческих дисциплин сопровождается освоением психолого-педагогического цикла, методик преподавания филологических дисциплин и прохождением педагогической практики.

• Прикладная филология (с указанием основного языка/языков).

Данный профиль предусматривает подготовку

выпускников для работы в области коммуникации, рекламы, связей с общественностью, издательской деятельности, в СМИ, учреждениях культуры и управления. Профиль обеспечивает приобретение профессиональных навыков многоаспектной работы с различными типами текстов (создание, интерпретация, экспертиза, трансформация, распространение художественных, публицистических, официально-деловых, научных и т. п. текстов) и осуществления языковой, межличностной и межнациональной письменной и устной коммуникации.

Как следует из приведенных аннотаций, первые два профиля являются бывшими т. н. базовыми специализациями в рамках направления подготовки «Филология», четвертый профиль объединяет бывшие т. н. прикладные специализации («надстраиваемые» над базовыми специализациями на 3-5 годах обучения и обеспечивающие конкурентоспособность выпускника на рынке труда); третья специализация позволяет подразделениям филологического профиля вузов РФ по-прежнему готовить преподавателей для системы среднего и высшего образования.

Профили реализуются за счет вариативной части ФГОС, однако для направления подготовки «Филология» профильную направленность имеет также ряд дисциплин базовой части. Так, в базовую часть Профессионального цикла Б.3 введены профильные модули: Модуль 1. Отечественная филология (с указанием основного языка / языков и литературы / литератур); Модуль 2. Зарубежная филология (с указанием основного языка / языков и литературы / литератур); Модуль 3. Преподавание филологических дисциплин (с указанием основного языка / языков и литературы / литератур); Модуль 4. Прикладная филология (с указанием основного языка / языков). Обязательным для студента является освоение одного модуля из четырех в зависимости от профиля подготовки, который определяется высшим учебным заведением.

5 Подробнее см.: Модульное построение образовательных программ // Богословский, В. А. Переход российских вузов на уровневую систему подготовки кадров в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами : нормативно-методические аспекты : учеб.-метод. пособие / В. А. Богословский, Е. В. Караваева, Е. Н. Ковтун, С. В. Коршунов, И. Б. Котлобовский, О. П. Мелехова, С. Е. Родионова, И. Г. Телешова. М. : Университет, кн., 2010. С.133-147.

6 http ://www. iori .hse.ru/tuning/materials/Tuning-Russia_booklet.pdf.

7 Согласно пункту 7.10. ФГОС, раздел «Физическая культура» трудоемкостью две зачетные единицы реализуется при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.

8 См. письмо Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 15-55-357ин/15 с приложением «Примерного положения об организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием системы зачетных единиц». См. также: Проектирование и реализация образовательных программ с использованием системы зачетных единиц // Богословский, В. А. Переход российских вузов. С. 148-202.

9 Текст программы можно найти на сайте Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию. URL : http://www. philol .msu.ru/~umo.

10 Для экономии места в учебном плане опущены графы, рекомендующие распределение учебных курсов по семестрам и формы отчетности.

11 Компетентностная модель филолога в «явной» форме не представлена в текстах ФГОС. Однако разработчики исходили из нее при формулировании объектов, видов и задач профессиональной деятельности бакалавра и магистра филологии. В самом общем плане данная модель может быть представлена так: «Филолог подготовлен ко всем видам работ с различными типами текстов (включая устные и виртуальные), т. е. к созданию, интерпретации (анализ языковой и литературной информации), трансформации (корректура, редактирование, комментирование, систематизирование, обобщение, реферирование и аннотирование) и распространению (осуществление в разнообразных коммуникативных ситуациях устной и письменной коммуникации, как межличностной, так и массовой, в том числе межкультур-ной и межнациональной) различных типов текстов (устное выступление, обзор, аннотация, реферат, докладная записка, отчет и иные документы; официально-деловой, публицистический, рекламный текст и т. п.)».

12 Те вузы, которые при переходе на ФГОС сочтут целесообразным как можно более полное сохранение предшествующих образовательных моделей, вправе использовать данную позицию ООП для реализации коллоквиумов, семинар-

ских, практических и т. п. активных форм занятий традиционного типа.

13 Вопрос о том, означает ли данная формулировка, содержащаяся во ФГОС, жесткое требование непременного равенства 1 зачетной единицы 36 академическим часам, является дискуссионным. См. ниже о Разъяснениях разработчикам основных образовательных программ для реализации федеральных государственных образовательных стандартов высше-

го профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 13 мая 2010 г. № 03-956).

14 http://mon.gov.ru/pro/fgos/7240/.

15 Для экономии места в учебном плане опущены графы, рекомендующие распределение учебных курсов по семестрам и формы отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.