Научная статья на тему 'Научно-методические подходы к разработке основных образовательных программ подготовки учителя на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования'

Научно-методические подходы к разработке основных образовательных программ подготовки учителя на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
536
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / GENERAL COMPREHENSIVE EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TEACHER TRAINING / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / БАКАЛАВР / BACHELOR / МАГИСТР / MASTER / ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПРОФИЛЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCY APPROACH / МОДУЛЬ / MODULE / TEACHERS / PROVISIONAL FUNDAMENTAL EDUCATIONAL PROGRAMME / MAJOR DISCIPLINE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трубина Л.А., Егорова Е.Б.

В статье проанализированы современные требования к педагогическим кадрам, особенности нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов, даны примеры формирования базовой и вариативной частей в соответствии с профилями подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трубина Л.А., Егорова Е.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses modern requirements for teachers, special features of the new generation of federal state educational standards, gives examples of developing their fundamental and variable parts according to the major discipline.

Текст научной работы на тему «Научно-методические подходы к разработке основных образовательных программ подготовки учителя на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования»

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Л. А. Трубина, Е. Б. Егорова

Аннотация. В статье проанализированы современные требования к педагогическим кадрам, особенности нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов, даны примеры формирования базовой и вариативной частей в соответствии с профилями подготовки.

Ключевые слова: общее среднее образование, педагогическое образование, педагогические кадры, федеральный государственный образовательный стандарт, бакалавр, магистр, примерная основная образовательная программа, профиль, компе-тентностный подход, модуль.

Summary. The article analyses modern requirements for teachers, special features of the new generation of federal state educational standards, gives examples of developing their fundamental and variable parts according to the major discipline.

Keywords: general comprehensive education, teacher training, teachers, federal state educational standard, bachelor, master, provisional fundamental educational programme, major discipline, competency approach, module.

Ф

_24

В условиях инновационного развития страны образованию отводится роль двигателя системных изменений в экономике и обществе. А это значит, что внимание к кадровому обеспечению образования объективно становится важнейшим приоритетом государственной политики. Внимание к учительскому корпусу сейчас очевидно на всех уровнях и прежде всего в обществе, которое предъявляет свои требования к качеству общего среднего образования и квалификации педагогов. Объявление 2010 г. Годом учителя в

еще большей степени способствовало проведению широких общественных дискуссий о средней школе, путях ее реформирования и назревших изменениях в подготовке учителей.

Тенденции развития общего среднего образования, а вместе с ним и профессионального педагогического, определены в подписанной Президентом Д. А. Медведевым национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Новая школа, подчеркивается в документе, - это прежде всего «новые учителя, открытые ко всему но-

вому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет».

Роль и функции учителя в современной школе серьезно изменились. В условиях повсеместного внедрения компьютерных технологий учитель освободился от многих видов рутинной работы в пользу творческой познавательной деятельности, направленной на помощь ученикам в поиске и анализе информации, на формирование навыков обучения, развития творческого мышления. Эти задачи ставятся уже на этапе начальной школы, которая переходит к обучению на основе федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС). Стандарт основан на принципах компетентностного подхода, в нем сделан акцент на результаты учебно-воспитательной деятельности, определены ориентиры, на основании которых школа и конкретный учитель могут строить свои образовательные программы.

С учетом вариативности образовательных программ в обсуждаемом проекте ФГОС для следующих ступеней обучения (основной и старшей школы) выделено фундаментальное ядро содержания образования и система универсальных учебных действий, освоить которые необходимо всем ученикам. Добиться решения этих задач невозможно без усиления внимания к предметной подготовке педагогов, к формированию их научно-исследовательских компетенций в предметной и методической областях.

Приоритеты личностных и мета-предметных результатов в оценке учебных и внеучебных достижений школьников, заложенные в новом стандарте,

требуют корректировки программ подготовки учителей по психолого-педагогическому циклу. Внедрение личностно ориентированных технологий серьезно изменило методику преподавания, да и всю структуру школьной деятельности. Урок перестал быть единственной формой организации образовательного процесса, серьезные акценты делаются на организацию проектной деятельности, самостоятельной внеаудиторной и внешкольной работы.

Чрезвычайно актуальными являются задачи усиления воспитания и духовно-нравственного развития подрастающего поколения. Принципиально важно, чтобы помимо предметных и межпредметных компетенций школа формировала у учащихся базовые ценностные ориентиры, способствовала социализации школьников, активизации участия семьи в формировании юных граждан России. Предстоит усилить подготовку всех педагогов к работе с различными возрастными группами детей, с теми, у кого есть проблемы в развитии и в поведении, кто испытывает трудности в жизни.

Дети проводят в школе значительную часть дня, поэтому сохранение их физического и психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. А для этого необходимо, чтобы сами педагоги были носителями ценностей здорового образа жизни.

Проведенный анализ задач, стоящих перед педагогами нового поколения, позволил сформулировать актуальные направления модернизации подготовки учителей:

• формирование профессиональных компетенций для реализации фундаментального ядра содержания среднего общего образования и системы универсальных учебных действий;

25

26

• обновление содержания общекультурной подготовки педагогов в области математической обработки информации, экологической культуры, профессиональной этики, педагогической риторики, логики и др.;

• обеспечение готовности учителей к работе с разными категориями детей и взрослых;

• целевая подготовка учителей к решению задач социализации, духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающихся, организации внеклассной и внешкольной работы, работе в системе дополнительного образования;

• овладение современными образовательными технологиями: информационно-коммуникационными, лич-ностно-ориентированными, здоровье-сберегающими, проектными и др.

С учетом всего этого комплекса проблем и задач высшая школа подходит к новому этапу своего развития, каким, без сомнения, станет переход в 2011 г. на уровневую структуру образования.

Создана нормативная и правовая основа для этого перехода: приняты изменения в федеральном законодательстве, утверждены федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, определено соответствие между ныне действующим перечнем направлений и специальностей и новым перечнем направлений по ФГОС ВПО. Систему высшего педагогического образования ожидают серьезные перемены, поскольку она переходит на подготовку бакалавров и магистров, а прием на педагогические специальности с пятилетним сроком обучения с 1 сентября 2010 г. прекращается.

В образовательной области «Образование и педагогика» утверждены ФГОС ВПО по четырем направлениям подготовки бакалавров и магистров. Направление «Педагогическое образование» предназначено для подготовки педагогов дошкольного образования, школьных учителей, педагогов системы дополнительного образования. В рамках направления «Психолого-педагогическое образование» будут готовиться кадры для психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на всех ступенях образовательной системы. Впервые выделено особое направление «Специальное (дефектологическое) образование», которое позволит целенаправленно готовить кадры для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Специфические задачи подготовки педагогов производственного обучения будут решаться в рамках направления «Профессиональное обучение (по отраслям)».

Необходимо учесть, что профили, связанные с подготовкой к преподаванию в школе, включены в стандарты классического университетского образования. Подготовка по специальностям с квалификацией выпускника «учитель» сохранилась в среднем педагогическом образовании.

Методологическую основу ФГОС ВПО в области образования и педагогики обеспечили результаты опережающих научных разработок по проблематике стандартизации, содержания и технологий педагогического образования, которые с самого начала 1990-х гг. систематически выполнялись на базе МПГУ. Ученые университета участвовали в разработке первых стандартов бакалавров и магистров

по направлениям науки и образования, разработали действующие стандарты по педагогическим специальностям, провели их корректировку в 2005 г., выполнили работы по методическому обеспечению ГОС ВПО двух поколений. Осуществлен целый ряд научных проектов по созданию различных моделей стандартов бакалавриата и магистратуры, их сопряженности со стандартами по специальностям, преемственности со школьным и средним профессиональным образованием. МПГУ стал одним из первых вузов страны, который еще в 1993 г. открыл подготовку магистров науки и образования, широко ведет подготовку бакалавров наряду с подготовкой специалистов. Это позволило значительно усовершенствовать научную и нормативную правовую базу уровневой подготовки педагогов, обеспечить фундаментальность педагогического образования, разумно сочетать в стандартах традиции и инновации, обеспечить преемственность нескольких поколений стандартов общего среднего, среднего педагогического и высшего образования; провести реформирование педагогического образования с учетом потребностей инновационного развития и вхождения в мировое образовательное пространство.

Разработке обновленного содержания и технологий подготовки педагогов для реформируемой средней школы была напрямую посвящена Инновационная образовательная программа, выполненная МПГУ в 20072008 гг. В рамках ИОП разработано 680 учебно-методических комплексов дисциплин, специализаций, магистерских программ, которые создали основу для перехода на новые принципы формирования содержания образова-

ния, его технологий и структуры учебно-воспитательного процесса.

Говоря о массовом переходе к уровневой структуре высшего образования, важно подчеркнуть, что в этой идеологии бакалавриат становится базовым уровнем педагогического образования (с последующим «наращиванием» на каждом новом уровне новых задач профессиональной деятельности и соответствующего им содержания образования).

Здесь необходимо сделать несколько замечаний. Бакалавр, по закону, лицо с высшим образованием. Но до сих пор бакалавриат во многих странах, включая Россию, часто воспринимается как промежуточная ступень для продолжения образования. Замечание второе. Несмотря на предоставленную бакалавру возможность продолжить обучение в магистратуре (пройдя конкурс), очевидно, что в целом по стране значительная часть бакалавров после окончания обучения окажется не в магистратуре, а на рынке труда. Далеко не все вузы будут иметь возможность для ведения магистерской подготовки, что определяется высокими требованиями к научному и кадровому обеспечению магистерских программ. В этой связи в первую очередь вузам предстоит серьезная работа по формированию содержания подготовки бакалавров, их готовности решать профессиональные задачи определенного типа и сложности.

Решать поставленные задачи в первую очередь призван ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование», в подготовке и доработке которого приняли участие ученые МПГУ и РГПУ им. А. И. Герцена. ФГОС ВПО основан на тех же методологических подходах, которые положены в основу стандарта общего среднего об-

28

разования. В первую очередь это ком-петентностный подход. Главное отличие ФГОС ВПО от предшествующих поколений стандартов определяется тем, что, как и в общем образовании, акцент переносится с процесса обучения на его результаты. В свою очередь, эти результаты сформулированы на языке компетенций.

Нужно признать, что, несмотря на появление целого ряда серьезных исследований в данной области (В. И. Бай-денко, И. А. Зимняя, В. А. Сластенин, В. Д. Шадриков и др.), до сих пор нет общепризнанного определения понятий «компетентность» и «компетенция», в связи с чем даже в стандартах эти понятия часто употребляются как синонимичные. Однако все более распространяется понимание компетенции как интегральной характеристики, объединяющей знания, навыки, умения, свойства личности, приобретенный опыт, определяющие способность и готовность выпускника действовать по решению задач профессиональной деятельности. В отличие от традиционных ЗУНов, компетенции - это свойства, реализованные в деятельности. Именно такой подход - проверка готовности выпускников действовать, решать профессиональные задачи на основе полученного образования - уже реализуется в разработанной УМО по специальностям педагогического образования модели итоговой государственной аттестации в соответствии со вторым поколением ГОС ВПО [1].

ФГОС ВПО разработаны в полном соответствии с федеральным законодательством [2, 3, 4].

Законом изменено название стандарта: он является документом федерального уровня. Это привело к изменениям в структуре стандарта: во-первых, в

нем отсутствует деление на федеральный, национально-региональный и вузовский компоненты, как это было в действующих стандартах, в то же время в каждом учебном цикле установлены базовая и вариативная части, что позволяет учесть запросы регионов и достижения научных школ конкретных вузов. Во-вторых, в отличие от действующих ГОС ВПО, где точно прописаны названия дисциплин и дидактические единицы содержания, новый стандарт сформулирован в категориях общих требований: требования к структуре основных образовательных программ, требования к условиям реализации основных образовательных программ, требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Обязательные наименования дисциплин стандартом не устанавливаются (за исключением истории, философии, иностранного языка и безопасности жизнедеятельности). Физическая культура выделена в отдельный раздел с трудоемкостью 2 зачетные единицы (для очной формы обучения 400 час.). Наименования других дисциплин приводятся лишь как примерные (для разработки примерных программ учебных дисциплин, учебников и учебных пособий). Полный перечень дисциплин и входящих в их состав дидактических единиц перенесен из стандарта в основные образовательные программы (комплект учебно-методической документации вуза).

Основные образовательные программы вузов (ООП) разрабатываются на основе примерных основных образовательных программ (ПрО-ОП), рекомендованных вузами - разработчиками ФГОС ВПО [5].

Именно в этом документе конкретно определены виды профессиональ-

ной деятельности выпускников бакалавриата, их ориентация на преподавание или другие виды деятельности в сфере образования.

Направленность основной образовательной программы на конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности формирует профиль подготовки бакалавра.

Существуют различные основания для выделения профилей даже в рамках одного направления. Так, например, исходя из задачи подготовки учителей и педагогов для других ступеней общего среднего образования, сформулированы профили в примерных основных образовательных программах, разработанных МПГУ:

1. Математика.

2. Информатика.

3. Физика.

4. Химия.

5. Биология.

6. География.

7. Экология.

8. Русский язык.

9. Литература.

10. Родной язык и литература.

11. Иностранный язык.

12. История.

13. Обществознание.

14. Музыка.

15. Изобразительное искусство.

16. Безопасность жизнедеятельности.

17. Физическая культура.

18. Технология.

19. Дошкольное образование.

20. Начальное образование.

В список профилей не вошли школьные предметы, четырехлетняя подготовка по которым нецелесообразна ввиду их небольшой трудоемкости и неполной занятости учителя (астрономия, черчение, естествозна-

ние, экономика, право, мировая художественная культура и т.д.). Подготовка учителей по этим предметам предполагается в рамках модульного построения четырехлетней программы бакалавриата, а также по дополнительным образовательным программам.

Возможна другая идеология реализации профилей в рамках направления. По сути, это идеология нынешних специализаций. Яркий пример -направление классического университетского образования 032700 «Филология», которое имеет четыре профиля: Отечественная филология, Зарубежная филология, Преподавание филологических дисциплин и Прикладная филология. Понятно, что в основе всех профилей лежит единое научное (филологическое) содержание. Действующий ГОС ВПО второго поколения по направлениям педагогического образования также дает образцы «непредметного» содержания профилей, направленных на подготовку бакалавров образования к видам деятельности, не связанным со школьным преподаванием: Компьютерная лингводидактика, Арт-терапия в худо- 29 жественном образовании, Музейная педагогика и проч. В этом случае подготовка бакалавров ориентирована на общепедагогические практики. На наш взгляд, образовательные программы такого типа могут дополнять, но вряд ли могут заменять подготовку бакалавров к осуществлению учебно-воспитательного процесса в школе.

Понятно, что разные подходы к формированию профилей отразятся на содержании дисциплин профессионального (и других) циклов, на формулировании компетенций, непосредственно вытекающих из видов и задач профессиональной деятельности.

30

Для решения целевой задачи отрасли - массовой подготовки педагогических кадров для школы и дошкольных образовательных учреждений - в отсутствие специальностей педагогического образования необходимы профили и соответствующие им примерные основные образовательные программы, которые обнаруживают четкую взаимосвязь со школьными предметами и ступенями образования. Названия их должны быть понятны работодателям, абитуриентам, их родителям.

Рассмотрим структуру ПрООП, на основе которой вузы будут создавать свои основные образовательные программы(табл. 1).

Примерная основная образовательная программа, разработанная в соответствии с профилем, включает в себя следующие элементы:

1) требования к результатам освоения основной образовательной программы;

2) примерный учебный план;

3) примерные программы дисциплин всех циклов (в виде аннотаций). Требования к результатам освоения основной образовательной программы представлены в ПрООП в виде перечня компетенций. При этом общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции одинаковы для всех профилей и отражают требования ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование».

Компетентностная модель бакалавра была дополнена специальными компетенциями (СК), соответствующими каждому профилю подготовки. Работа по выявлению специальных компетенций предполагает учет мнения профессионального сообщества, выпускников и работодателей. Эта информация была получена в ходе опроса и анкетирова-

ния ведущих преподавателей, руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием, выпускников, студентов старших курсов. Кроме того, учтены результаты анализа нормативно-правовых документов сферы образования, в том числе ГОС ВПО второго поколения по специальностям и направлениям педагогического образования, а также утвержденного федерального государственного стандарта начального общего образования, проектов ФГОС общего среднего полного образования, что позволило отразить в программах нацеленность подготовки студентов на формирование актуальных для современной школы компетенций будущих педагогов.

В качестве примера приведем перечень специальных компетенций по профилю «История». Отмечено, что выпускник:

• способен определять пространственные рамки исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях (СК-1);

• способен анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике (СК-2);

• способен характеризовать модели общественного развития (СК-3);

• способен ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторического процесса, специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке (СК-4);

• готов применять методы комплексного анализа исторических источников для объяснения исторических фактов (СК-5);

• способен использовать общенаучные принципы и методы познания

при анализе конкретно-исторических проблем (СК-6);

• готов использовать принципы научного анализа при прогнозировании последствий социальных процессов (СК-7);

• готов соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира (СК-8);

• готов к синтезу знаниевых, дея-тельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы профессиональной деятельности учителя истории (СК-9).

Специальные компетенции для профиля «Русский язык» сформулированы с учетом особенностей предметной (научной) сферы и ступени образования:

• способен к диахроническому осмыслению и синхронному анализу языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития русского языка (СК-1);

• способен выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их содержания, формы и функций (СК-2);

• владеет основными понятиями о функциях языка, соотношении языка и мышления, роли языка в обществе, языковых универсалиях и законах развития языка (СК-3);

• способен определять связи русского языка и его типологические соотношения с другими языками (СК-4);

• способен ориентироваться в дискуссионных вопросах языкознания и этапах его развития (СК-5);

• владеет приемами анализа текстов различных видов и жанров (СК-6).

Показательно, что в число специальных компетенций профиля «Русский язык» включены компетенции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

литературоведческой области; аналогично, компетенции, связанные с проблемами лингвистической подготовки, включены в перечень спецкомпетенций профиля «Литература»:

• способен интерпретировать произведения фольклора как феномен национально-духовной культуры народа (СК-1);

• готов к анализу мирового литературного процесса в контексте истории и культуры и с учетом основных методологических направлений (СК-2);

• готов к филологической интерпретации и анализу литературных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учетом эволюции художественного сознания и специфики творческого процесса (СК-3);

• владеет знаниями об истории и принципах литературной критики (СК-4);

• владеет приемами текстологического анализа (СК-5);

• готов к лингвистическому анализу текстов с учетом знаний об уров-невой системе русского языка и ее единицах в единстве их содержания, формы и функции (СК-6).

Центральной и наиболее значимой частью ПрООП является примерный учебный план как документ, дающий рекомендации по формированию содержания подготовки. Примерные учебные планы состоят из следующих компонентов:

1. Инвариантная часть, включающая дисциплины, заданные ФГОС ВПО для всех профилей высшей школы (история, философия, иностранный язык, безопасность жизнедеятельности, физкультура), а также дисциплины ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование», отражающие специфику подготовки учителя. Инва-

31

Таблица 1

Примерный учбеный план

Ф

32

№ п/п Наименование дисциплин (в том числе практик) Трудоемкость

Зачетные единицы Академические часы

Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл 26 936

Б.1.1. Базовая часть 18 648

1.1.1. История 3 108

1.1.2. Философия 4 144

1.1.3. Иностранный язык 6 216

1.1.4. Педагогическая риторика 3 108

1.1.5. Экономика 2 72

Б.1.2 Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента 8 288

1. 2.2 Профессиональная этика 2 72

1. 2.3 Образовательное право 2 72

1.3 Дисциплины по выбору студента 4 144

Б.2 Математический и естественнонаучный цикл 12 432

Б.2.1 Базовая часть 6 216

2.1.1 Информационные технологии в образовании 2 72

2.1.2 Естественнонаучная картина мира 2 72

2.1.3 Основы математической обработки информации 2 72

Б.2.2 Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента 6 216

2.2.1 Основы экологической культуры 2 72

2.3 Дисциплины по выбору студента 4 144

Б.3 Профессиональный цикл 170 6120

Б.3.1 Базовая часть 36 1296

3.1.1 Педагогика 10 360

3.1.2 Психология 10 360

3.1.3 Методика обучения предмету 10 360

3.1.2 Возрастная анатомия, физиология и гигиена 2 72

3.1.3 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 2 72

3.1.4 Безопасность жизнедеятельности 2 72

Ф

риантным является содержание общекультурных циклов (гуманитарного, социального и экономического, математического и естественнонаучного), а также основные дисциплины базовой части профессионального цикла.

Набор дисциплин инвариантной части тщательно выверен в соответствии с задачами сохранения преем-

ственности со стандартами второго поколения, потребностями в обновлении содержания подготовки учителя для реформируемой школы, новыми требованиями, предъявляемыми обществом и государством к личностным и профессиональным качествам педагогов.

Содержание примерных основных образовательных программ - это

отражение представлений о специфике подготовки нового учителя. Так, например, все разделы ПрООП подготовки учителя начальных классов модернизированы в целях обеспечения «формирования общей культуры обучающихся, их духовно-нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития, создания основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развития творческих способностей, саморазвития и самосовершенствования, сохранения и укрепления здоровья обучающихся» («Примерная основная образовательная программа начального общего образования»).

В программу обучения всех педагогов введена дисциплина «Профессиональная этика», раскрывающая проблемы внутриличностных и профессиональных отношений учителя с учениками, их родителями, коллегами, формирующая необходимые профессиональные компетенции. На взгляд разработчиков ПрООП, этика должна стать одной из базовый дисциплин в подготовке учителя.

Профессионально ориентированной стала общая для всех профилей дисциплина гуманитарного цикла «Педагогическая риторика». Она заменила более общую «Культуру речи» и призвана научить будущих учителей достижению профессиональных целей через эффективное педагогическое общение. Специфика профессионального педагогического общения заключается в повышенной речевой ответственности учителя, так как слово - важнейшая технология, инструмент его деятельности, главное средство реализации задач воспитания и обучения. В процессе освоения дисциплины будущие учителя по-

знакомятся не только с системой норм русского языка, но и с особенностями коммуникативно-речевых ситуаций, характерных для профессиональной деятельности учителя, освоят педагогические речевые жанры.

Что касается математического и естественнонаучного цикла, то в соответствии с ФГОС ВПО в него входят дисциплины, направленные на подготовку к использованию информационных технологий и применению методов математики при обработке информации, необходимой для профессиональной деятельности.

Рекомендована к обязательному включению в вариативную часть цикла дисциплина «Основы экологической культуры».

Таким образом, в ПрООП представлены следующие новые дисциплины, формирующие общекультурные компетенции педагогов:

• Педагогическая риторика

• Профессиональная этика

• Естественнонаучная картина мира

• Основы математической обработки информации

• Основы экологической культуры.

2. Вариативная (профильная)

часть содержит дисциплины, обеспечивающие фундаментальную базу образования, позволяющую преподавать школьный предмет. Именно вариативной частью будет отличаться подготовка, к примеру, бакалавра, который будет преподавать историю, от бакалавра, готового преподавать русский язык.

Приведем примеры вариативных частей профессионального цикла (табл. 2, 3).

В условиях инновационного развития общества как никогда велика

33

Таблица 2

Профессиональный цикл профиля «История»

Ф

Б.3 Профессиональный цикл 166 5976

3.1. Базовая часть 36 1296

3.1.1. Педагогика 10 360

3.1.2. Психология 10 360

3.1.3. Методика обучения истории 10 360

3.1.4. Возрастная анатомия, физиология и гигиена 2 72

3.1.5. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 2 72

3.1.6. Безопасность жизнедеятельности 2 72

3.2. Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента 130 4680

3.2.1. История России (с древнейших времен до конца XVII в.) 10 360

3.2.2 История России (XVIII - начало ХХ вв.) 16 576

3.2.3. Новейшая отечественная история 11 396

3.2.4. История Древнего мира 10 360

3.2.5. История Средних веков 6 216

3.2.6. История Нового времени 12 432

3.2.7. История Новейшего времени 10 360

3.2.8. Современная история 4 144

3.2.9. Специальные исторические дисциплины 6 216

3.2.10. История исторической науки 2 72

3.2.11 Историческое краеведение 2 72

3.3. Дисциплины по выбору студента 41 1476

Ф

34

роль фундаментальной базы образования. Многочисленные опросы мнений обучающихся и их родителей показывают, что лучший учитель - это тот, который знает свой предмет, умеет заинтересовать им и тем самым мотивирует к выбору профессии.

Так, в стандарте по специальности «Преподавание в начальных классах» профессиональные компетенции учителя в процессе урочной деятельности сформулированы так:

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.

ПК 1.2. Проводить уроки.

ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

ПК 1.4. Анализировать уроки.

ПК 1.5. Вести документацию, обе-

спечивающую обучение по программам начального общего образования.

Вряд ли специалист, подготовленный для решения так узко поставленных задач, сможет обеспечить выполнение тех требований, которые на современном этапе предъявляются к начальному общему образованию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учитывая необходимость серьезной научной базы подготовки выпускника, разработчики ПрООП по направлению «Педагогическое образование» большое внимание уделили формированию дисциплин профильных циклов. Отбор содержания профиля осуществлялся в соответствии с перечнем специальных компетенций. Содержание специальных дисциплин корреспондируется с задачами общего образования (на основе анализа проекта ФГОС), со-

Таблица 3

Вариативная часть профессионального цикла профиля «Русский язык»

3.2. Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента 128 4608

3.2.1. Введение в языкознание 3 108

3.2.2. Общее языкознание 2 72

3.2.3. Современный русский язык 38 1368

3.2.4. Русская диалектология 2 72

3.2.5. Старославянский язык 4 144

3.2.6. Историческая грамматика 6 216

3.2.7. История русского литературного языка 3 108

3.2.8. Латинский язык 2 72

3.2.9. Филологический анализ текста 2 72

3.2.10. Практикум по орфографии и пунктуации 2 72

3.2.11. Теория литературы 2 72

3.2.12. Фольклор 2 72

3.2.13. История русской литературы 9 324

3.2.14. История зарубежной литературы 8 288

3.2.15 Педагогическая риторика 4 144

3.3 Дисциплины по выбору студента 39 1404

храняет традиции и учитывает новые достижения соответствующих наук.

Обязательным разделом примерного учебного плана является «Учебная и производственная практика», которая представляет собой вид учебной деятельности, непосредственно ориентированный на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Наименование и содержание производственной практики определяется видами профессиональной деятельности бакалавра, установленными ФГОС ВПО. Например, по направлению «Педагогическое образование» - это педагогическая и культурно-просветительская деятельность. Соответственно возможны и два вида производственной практики: педагогическая и практика в области культурно-просветительской деятельности. Для профилей подготовки учителя обязательной является педа-

гогическая практика, а необходимость культурно-просветительской практики определяется характером профиля. Так, культурно-просветительская деятельность в большей степени присуща тем профилям, которые формируют творческие, художественные, языковые и т.п. специальные компетенции (Музыка, Изобразительное искусство, Иностранный язык, Русский язык, Литература, История). В меньшей степени она связана с математическими и естественнонаучными профилями. В свои ООП вузы могут включить различные виды учебной практики, не обозначенные в примерном учебном плане, исходя из специальных компетенций профиля (например, музейная, археологическая, фольклорная, полевая и т.п.).

ФГОС ВПО предусматривает, что итоговая государственная аттестация бакалавра включает защиту выпускной квалификационной работы и

35

36

(по решению Ученого совета вуза) государственный экзамен.

В разработанных на базе МПГУ ПрООП государственный экзамен включен в качестве обязательной формы ИГА для всех ООП вузов, ведущих подготовку педагогических кадров. Многолетняя практика показала, что государственный экзамен эффективен, если он носит комплексный, компе-тентностно-ориентированный характер и имеет содержание междисциплинарного характера. Цель итогового государственного экзамена в бакалавриате - проверка теоретической и практической подготовленности выпускника к осуществлению профессиональной деятельности и возможному продолжению обучения в магистратуре. С учетом компетентностного принципа, заложенного в основу ФГОС ВПО, предстоит разработать новые подходы к итоговой государственной аттестации, к содержанию и форме проведения государственного экзамена.

Рекомендованная трудоемкость в зачетных единицах и академических часах, распределение по семестрам и формы промежуточной аттестации показывают место конкретных дисциплин в структуре примерного учебного плана. Таким образом, примерные учебные планы как часть ПрООП реализуют концептуальный подход к подготовке нового учителя, которая определяется органическим сочетанием трех составляющих педагогического образования: формирования личности будущего учителя, психолого-педагогической и методической подготовки и подготовки в избранной предметной области.

Примерные программы дисциплин

Обновленное содержание подготовки учителей представлено в пример-

ных программах учебных дисциплин (модулей). Макет программы дисциплины разработан в соответствии с макетом учебно-методического комплекса, апробированным в процессе реализации Инновационной образовательной программы МПГУ, и рекомендациями Минобрнауки России. Содержание программ отобрано в соответствии с ком-петентностным подходом и данными современной науки. В составе ПрООП примерные программы дисциплин представлены в виде аннотаций, с учетом соблюдения авторского права и норм информационной безопасности.

В какой степени содержание примерных основных образовательных программ обязательно для вузов при разработке своих ООП?

В Разъяснениях разработчикам основных образовательных программ для реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, размещенных на официальном сайте министерства образования и науки РФ, подчеркивается их рекомендательный характер. Приведем выдержку из этого документа:

«9. Вопрос: Обязателен ли для вуза перечень дисциплин, приведенных в вариативной (профильной) части примерного учебного плана?

Ответ: Вуз формирует свой перечень дисциплин вариативной (профильной) части в пределах суммарной трудоемкости вариативной части, определенной ФГОС и примерным учебным планом. Перечень дисциплин вариативной (профильной) части, приведенный в примерном учебном плане, носит рекомендательный характер при условии реализации вузом компетенций, определенных примерной ООП».

Действительно, в условиях рамоч-

ного стандарта вузы получают значительные академические свободы. Им предоставляются широкие возможности для самостоятельной разработки и реализации образовательных программ с учетом требований рынка труда и особенностей научных школ вуза. Вуз имеет право в том числе устанавливать наименование дисциплин базовой части каждого цикла и разрабатывать вариативную часть каждого цикла, то есть определять знания, умения и навыки, которые должен приобрести обучающийся при изучении дисциплин вариативной части, и определять наименование и трудоемкость дисциплин.

Однако для педагогического образования особенно актуально сохранение единого образовательного пространства: функционирование единой системы общего (среднего) образования требует единых подходов к подготовке учителя, чтобы не возникла угроза физики по-рязански или биологии по-волгоградски. Особенно актуализирует эту задачу введение Единого государственного экзамена, который по факту унифицировал требования к содержанию образования. Общие требования к уровню подготовленности выпускников средних школ, естественно, предполагают и единство подходов к профессиональной подготовленности учителей, которые и должны обеспечить решение первой задачи.

Используя аналогию с новыми стандартами школьного образования, можно сказать о необходимости выделить «фундаментальное ядро» в педагогическом образовании. И в этом плане ориентиром могут служить разработанные МПГУ как ведущим педагогическим университетом примерные основные образовательные программы.

Кроме обязательных дисциплин,

устанавливаемых ФГОС и ПрООП, ООП каждого профиля должна включать дисциплины по выбору студентов. Это достаточно большая часть программы, ее трудоемкость, в соответствии с ФГОС, не может быть менее 1/3 общей трудоемкости всех вариативных дисциплин, а это около 1500 часов (напомним, что таков объем дисциплин дополнительной специальности по действующим ГОС ВПО).

При формировании ООП перед вузами неизбежно встанет вопрос о принципах формирования дисциплин этого блока.

Можно предложить несколько моделей.

Набор дисциплин «пропедевтического характера» (дисциплины по выбору студентов, которые осваиваются на первом курсе обучения и предназначаются для выравнивания базового порога формирования значимых компетенций - они важны для тех студентов, которые не получили необходимый уровень подготовки в школе). Такие дисциплины должны быть ориентированы преимущественно на общекультурные компетенции и реали-зовываться в рамках первых двух циклов ООП. Но для студентов, которые не нуждаются в таких «пропедевтических» курсах, могут быть предложены и курсы продвинутого характера.

Дисциплины, специализированные по предметному содержанию, но универсальные по рамочным компетент-ностным характеристикам (например, для профиля «История» это могут быть курсы по источниковедению или историографии в соответствии с научной специализацией). Такие курсы ориентированы на освоение специальных компетенций на пороговом уровне с помощью разного предметного содер-

37

жания. Они могут проектироваться и как модули (в том числе и с единой рабочей программой).

Дисциплины, ориентированные на повышенный уровень овладения компетенциями (они должны быть сконцентрированы на старших курсах).

Все эти курсы обеспечивают индивидуальные образовательные траектории.

Еще одна модель предполагает не введение множества дисциплин «россыпью», а реализацию идеологии целостной части программы (по типу нынешних специализаций). Так, на выбор студентов могут предлагаться комплексы (модули) дисциплин, обеспечивающие разностороннее расширение и углубление как профессиональных, так и специальных компетенций.

Например, для ООП по профилю «Литература» студентам предложены на выбор следующие модули.

Модуль «Школьная журналистика»

• Основы школьной журналистики

• Язык школьных СМИ

• Литературное редактирование

• Школьная печатная продукция

• Школьная радиопередача 38 • Школьное телевидение

• Сетевые СМИ

• Методика работы со школьниками по созданию школьных СМИ

Модуль «Мировая художественная культура»

• История мирового изобразительного искусства

• История музыки, театра и кино

• Мифологические мотивы в искусстве

• История архитектуры

• Методика и технологии проведения занятий по мировой художественной культуре

• Библейские мотивы в искусстве

• История декоративно-прикладного искусства

• Модуль «Литература для детей и юношества»

• Синкретизм в фольклоре и литературе для детей и юношества

• История прозаических и поэтических жанров в детской литературе

• Художественная культура и семейное чтение

• История детской литературно-художественной периодики

• Нравственно-эстетическая основа словесности для детей

• Способы интерпретации произведений детской литературы другими видами искусства

• Оформление детской книги

• Развитие творческих способностей школьников на основе литературы для детей и юношества

Модуль «Поэтика»

• Фольклор и русская литература

• Восприятие древнерусской литературы писателями нового времени

• Становление русского романа в отечественной литературе

• Античная литература в творчестве русских писателей

• Мифологические и библейские сюжеты в русской литературе

• Проблема традиции в русской литературе

• Русская литература в контексте культуры

• Поэтика в школе

Модуль «Русская православная культура»

• Введение в чтение Ветхого и Нового заывета

• Христианские мотивы и образы в русской словесности

• Древнегреческий язык

• Церковнославянский язык

• История русской религиозной философии

• Православие в искусстве

• Методика преподавания в школе русской православной культуры

Модули на выбор для профиля «Русский язык».

Модуль «Древние языки»

• История и искусство Древнего мира

• История и искусство Древней Руси

• История античной литературы и литературы средних веков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Древнегреческий язык

• Латинский язык

• Церковнославянский язык

• Методика преподавания древних языков

Модуль «Русский язык как иностранный»

• Сопоставительная типология языков

• Функциональная грамматика

• Методика преподавания русского языка как иностранного

• Практическая методика преподавания русского языка как иностранного

• Лингвокультурология и лингвостра-новедение

• Этнопедагогика и этнопсихология

• Психологические основы преподавания русского языка как иностранного

Модуль «Славянский язык (польский)»

• Польский язык

• Польская литература

• История и культура Польши

• Перевод и переводческая деятельность

• Сопоставительная лексикология и фразеология

• Сопоставительная грамматика

• Методика преподавания польского языка

• Модуль «Риторика»

• Мастерство публичного выступления

• Деловая риторика

• Жанрология

• Психология общения

• История риторики

• Профессиональная риторика

• Методика преподавания риторики

• Ортология

Модуль «Духовно-нравственное воспитание и развитие школьников средствами русского языка»

• Русская языковая картина мира

• Философия языка

• Методы и приемы формирования языкового эстетического идеала

• Язык русской духовной литературы

• Этические концепты в языке

• Патриотическое и гражданское воспитание на уроках русского языка

• Развитие мотивации к межкультурному общению

• Освоение ценностного потенциала русской языковой культуры

Особое значение для перехода к уровневой структуре высшего образования в нашей отрасли и эффективного решения стоящих перед ней задач имеет постановление Правительства Российской Федерации № 1136, подписанное премьер-министром страны В. В. Путиным 30 декабря 2009 г. Постановлением Правительства разрешена подготовка бакалавров педагогического образования одновременно по двум профилям «с иным сроком обучения», то есть 5 лет (этот срок будет указан в соответствующем ФГОС ВПО).

Пятилетняя подготовка бакалавров одновременно по двум профилям позволяет обеспечить многопрофильную подготовку учителей для сельской малокомплектной школы (как известно, до сих пор сельская школа составляет большую часть школ страны). Важно это и для соци-

39

альной защиты и закрепления учителей в городских школах, поскольку по ряду предметов, таких как информатика, химия, география, музыка, обществознание, трудно обеспечить полную занятость учителя. Есть также ряд предметов, по которым сейчас никто не готовит учителей, да и это вряд ли целесообразно в рамках 5-и 4-летнего обучения (астрономия, черчение, основы религиозной культуры и светской этики и др.). При совмещении с родственными по научной базе предметами решение этих задач станет возможным.

Совмещение профилей позволит за счет использования интенсивных технологий обучения высвободить время для усиления практической подготовки будущих педагогов к работе в реальных условиях школы.

С целью реализации этого важного для нашей системы постановления на базе МПГУ был в инициативном порядке разработан и представлен в Министерство образования и науки проект федерального государственного образовательного стандарта 40 5-летней подготовки бакалавров педагогического образования одновременно по двум профилям. Он согласован со стандартом четырехлетнего бакалавриата, однако в документе есть ряд отличий, которые связаны с профессиональными компетенциями учителя двух предметов, в том числе с усилением его практической подготовки непосредственно в системе образования. Начата разработка необходимого комплекта учебно-методической документации, включая примерную основную образовательную программу и рекомендации к совмещению профилей.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Методические рекомендации по проведению итоговой аттестации выпускников высших учебных заведений по специальностям педагогического образования. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.mpgu. edu/umo/metod.htm#02

2. Федеральный закон № 232-Ф3 от 24 октября 2007 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=93632

3. Федеральный закон № 309-Ф3 от 1 декабря 2007 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=93633

4. Федеральный закон № 260-ФЗ от 10 ноября 2009 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете»». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=93588

5. Разъяснения разработчикам основных образовательных программ для реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://mon.gov.ru/ pro/fgos/7240 ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.