Семенова Е.Е. \ Светова Н.Ю.2
1 Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск, к.ф.-м.н., доцент
кафедры прикладной математики и кибернетики, semenova@psu.karelia.ru
2 Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск, к.ф.-м.н., доцент
кафедры математического анализа, nsvetova@petrsu . ru
Информационно-аналитическая система разработки
учебных планов4
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Основная образовательная программа, образовательные стандарты, базовый учебный план, информационно-аналитическая Excel-система, показатели соответствия учебного плана требованиям образовательного стандарта.
АННОТАЦИЯ
В статье дается описание информационно-аналитической системы «ООП-Учебный план», реализованной с помощью приложения Microsoft Excel. Система предназначена для разработки учебных планов, отвечающих требованиям ФГОС ВПО.
Введение
Основным документом, разрабатываемым вузом для реализации своих образовательных услуг, является «Основная образовательная программа (ООП) высшего профессионального образования определенного уровня по конкретному направлению подготовки». Образовательная программа является комплексным проектом образовательного процесса, определяющим каким должен быть выпускник вуза в перспективе и что, когда и как для этого нужно сделать [1]. Важнейшими особенностями новых Федеральных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) являются использование зачетных единиц в качестве меры трудоемкости образовательных программ и их ориентация на компетентностную модель результатов обучения.
Можно выделить несколько этапов при проектировании вузовских ООП [2]:
1. Формирование целей ООП, построение компетентностной модели выпускника в соответствии с требованиями ФГОС по соответствующему направлению и уровню подготовки, конкретным профилем основной образовательной программы и миссией вуза [3];
4 Работа выполнена при поддержке Программы стратегического развития Петрозаводского государственного университета на 2012-2016 годы.
2. Составление перечня учебных дисциплин (модулей) образовательной программы и видов практической деятельности, в которые будут включаться студенты в процессе обучения. Содержание компетенций, которые планируется формировать в процессе обучения в вузе, определяет состав дисциплин и содержание их программ. Требуется дать ответ на вопрос: в рамках изучения каких дисциплин (модулей) и в реализации каких видов практической деятельности будут осваиваться компоненты каждой компетенции?
3. Определение состава учебных тем по каждой дисциплине, изучение которых необходимо для формирования планируемых компетенций. В ходе решения этой задачи, по каждому пункту содержания компонентов компетенции определяется, при изучении какой дисциплины и какой учебной темы будут приобретаться соответствующие знания, а также в каких формах занятий будут формироваться соответствующие умения и навыки;
4. Определение удельного веса (доли) каждой дисциплины, модуля, практики, научно-исследовательской работы (НИР), итоговой государственной аттестации (ИГА) в образовательной программе в целом то есть распределение зачетных единиц по всей ООП;
5. Определение последовательности освоения дисциплин (модулей) и реальное наполнение (в часах аудиторной и самостоятельной работы студента, включающих все формы текущего контроля и промежуточной аттестации) каждого модуля, дисциплины, практики и т.д., то есть составление базового учебного плана.
Учебный план как составная часть ООП
Образовательная программа оформляется в виде комплекса документов, определяющих содержание образования по направлению подготовки. К таким документам, прежде всего, относятся базовый учебный план (УП) на весь период обучения по программе и рабочие учебные планы (РУП) на каждый год обучения в отдельности.
На математическом факультете Петрозаводского государственного университета ведется подготовка бакалавров по четырем направлениям:
• 010100 - Математика;
• 010400 - Прикладная математика и информатика;
• 230400 - Информационные системы и технологии;
• 080500 - Бизнес-информатика
При проектировании учебных планов необходимо учитывать большое количество требований, установленных ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки [47].
По отношению к структуре ООП стандартом установлены жесткое ограничение на годовой объем ООП в 60 зачетных единиц (з. е.) и нормативный срок освоения ООП в 4 года, что в целом определяет общую трудоемкость освоения ООП в 240 з. е. Для каждого из циклов заданы
«плавающие» границы при определении объема циклов и введены ограничения на объем базовой и вариативной части. Однако для направления 080500 (Бизнес-информатика) эти ограничения являются безальтернативными. Структура ООП с указанием объемов циклов для всех перечисленных направлений подготовки приведена в табл. 1.
В табл. 2 приведен список показателей, значения которых строго регламентируются стандартами для различных направлений подготовки, и которые являются показателями оценки соответствия учебных планов требованиям ФГОС.
Табл. 1. Структура ООП
Код УЦ ООП Учебные циклы Трудоемкость (з. е.) по направлениям подготовки
010100 010400 230400
Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл 31-39 30-35 27-37
Базовая часть 18-22 15-20 11-21
Вариативная часть
Б.2 Естественно-научный цикл 40-50 65-75 59-69
Базовая часть 14-18 35-40 27-37
Вариативная часть
Б.3 Профессиональный цикл 140-150 110-120 115-125
Базовая часть 90-100 50-60 57-62
Вариативная часть
Б.4 Физическая культура 2 (400 часов)
Б.5 Учебная и производственная практика и/или научно -исследовательская работа 6-10 12-15 7-10
Б.6 Итоговая государственная аттестация 8 10-12 12
Общая трудоемкость ООП 240 240 240
Понятно, что для каждого направления требуется разработка своего учебного плана. Но при организации учебного процесса (с целью оптимизация учебной нагрузки преподавателей и распределения аудиторного фонда) надо обеспечить потоковое чтение лекций по одинаковым дисциплинам, которые входят в программы подготовки различных направлений. И при этом возникает основная трудность согласования учебных планов - разные трудоемкости и/или семестры изучения дисциплины, различные наборы формируемых компетенций.
Чтобы иметь возможность анализировать различные варианты УП на
предмет их соответствия требованиям ФГОС, готовить необходимую документацию для организации учебного процесса (например, подготовка РУП), проводить анализ планируемой преподавательской нагрузки (например, определение «стоимости ставки»), на математическом факультете разработана информационно-аналитическая система «ООП-Учебный план», реализованная с помощью приложения Microsoft Excel.
Табл. 2. Показатели оценки соответствия УП требованиям ФГОС
Показатель Направления подготовки (бакалавриат)
010100 010400 230400
Нормативный срок освоения ООП 4 года
Длительность учебного года 40 недель
Общая продолжительность каникул в учебном году 7-10 недель
Трудоемкость освоения ООП (в зачетных единиц) 240 з.е.
Трудоемкость освоения ООП за один учебный год (в зач. ед.) 60 з.е.
Максимальный объем учебных занятий в неделю, включая все виды аудиторной и неаудиторной работы по освоению ООП 54 акад. часа
Максимальный объем аудиторных занятий в неделю в среднем за весь период обучения (не включая занятия по физической культуре), акад. час 32 32 27
Общая трудоемкость дисциплины (за исключением дисциплин по выбору) не менее 2 з.е.
Должна выставляться оценка (экзамен) по дисциплинам, трудоемкость которых составляет более 3 з.е.
Занятия лекционного типа не могут составлять более (% аудиторных занятий) 50% 40% 50%
Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, должен составлять не менее (% от аудиторных занятий) 20% 20% 10%
Объем дисциплин по выбору должен быть не менее 1/3 вариативной части суммарно по циклам Б1, Б2, Б3
Раздел "Физическая культура" 2 з.е. (но не менее 400 часов, в т.ч. игровые — не менее 360 часов)
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения
В течение учебного года не более экзаменов и зачетов (в указанное число не входят зачеты и экзамены по физической культуре и факультативным дисциплинам) экзамен 10 10 10
зачет 12 12 12
1 ЗЕТ составляет 36 акад.часов
1 неделя составляет 1,5 ЗЕТ
Основные задачи, решаемые в информационно-аналитической системе «ООП-Учебный план»
Информационно-аналитическая система «ООП-Учебный план» (далее Ехсе1-система) обеспечивает решение следующих задач:
• ведение баз данных и справочников.
• построение графика учебного процесса.
• автоматическое формирование шаблонов матрицы компетенций и матрицы междисциплинарных связей с последующим их заполнением в ручном режиме.
• автоматическое распределение зачетных единиц для всех дисциплин циклов Б1, Б2 и Б3, допускающее экспертное оценивание и ввод установленных экспертами величин трудоемкости в ручном режиме.
• автоматическое построение Базового Учебного плана.
• анализ на соответствие УП требованиям ФГОС.
• автоматическое формирование на основе базового учебного плана рабочих учебных планов для каждого года обучения.
• автоматическое формирование задания на разработку рабочей программы дисциплины на основе базового УП и матрицы компетенций.
Для решения перечисленных задач подготовлены две электронные таблицы MS Excel. Первая (ООП_УП.х^) содержит формы для ввода необходимых для построения УП данных и формы для представления результатов расчета и анализа, вторая (УП_макросы.х^) содержит макросы, обеспечивающие автоматизацию действий по формированию шаблонов и выходных форм. Для каждого направления подготовки на основе первой книги создается и редактируется соответствующая книга
УП_направление.хls.
Структура электронной книги УП_направление^к Книга для построения учебного плана, рабочих учебных планов и их анализа на соответствие требованиям ФГОС ВПО состоит из 21 листа. Назначение каждого листа приведено в таблице 3. Методика распределения зачетных единиц
Приступая к разработке нового УП в зачетных единицах, предварительно был выполнен пересчет действующих учебных планов по всем направлениям подготовки на математическом факультете в зачетные единицы по методике, когда одной зачетной единице (1 ЗЕ) соответствуют
36 акад. часа, и экзамен, проводимый в традиционной форме, оценивается 1 ЗЕ [8]. Полученные результаты стали ориентирами на этапах разработки ООП, предусматривающих определение состава учебных дисциплин, распределения их по семестрам, распределения по дисциплинам рекомендуемых ФГОС в зачетных единицах значений нормативной трудоемкости в целом и отдельных циклов дисциплин.
Табл. 3. Назначение листов электронной книги
№ Название листа Назначение
1 Описание Содержит описание листов и используемых в книге макросов.
2 Характеристика Содержит сравнительную характеристику программ по всем направлениям подготовки бакалавров на математическом факультете ПетрГУ Источник данных: ФГОС [47].
3 Структура Содержит данные о структуре ООП по всем направлениям подготовки: учебные циклы и соответствующие им трудоемкости в зачетных единицах (з.е.). Источник данных: ФГОС [47].
4 График_УП Содержит информацию о распределении различных видов учебной деятельности по неделям всего нормативного срока освоения ООП (рис. 1).
5 ООП Спроектированный учебный план (рис. 2) для выбранного направления подготовки. Формируется автоматически с помощью макроса «ООП». Форма документа утверждена вузом.
6 Компетенции Содержит список компетенций, которые планируется формировать в процессе обучения по выбранному направлению. Источник данных: ФГОС [47] и раздел 3 ООП.
7 Дисциплины Содержит список дисциплин, в рамках изучения которых, будут осваиваться компоненты каждой компетенции. В список включаются и все виды практической деятельности (учебная практика, научно-исследовательская работа и др.), которые также способствуют формированию компетенций. Источник данных: ФГОС [47]; примерные ООП (ПООП), материалы учебно-методической комиссии, решения ученого совета факультета. На этом же листе автоматически формируется шаблон матрицы компетенций.
8 Рабочий_план Содержит информацию по каждой дисциплине, входящей в список (лист «Дисциплины»).
9 Экзамены Содержит информацию об экзаменах. Список экзаменов формируется автоматически с помощью макроса. Можно указать количество дней, отводимое на подготовку и сдачу экзамена.
10 Б4_Б6 Содержит информацию о часах, отводимых на занятия по "Физической культуре", и о трудоемкостях различных видов практик, научно-исследовательской работы и итоговой аттестации.
11 Факультативы Содержит информацию о факультативах.
12 Анализ_1 Анализ на соответствие УП требованиям ФГОС. Анализируемые показатели: недельная аудиторная нагрузка, недельная общая нагрузка, количество экзаменов, количество зачетов, количество ЗЕ на каждый год обучения, трудоемкость факультативных дисциплин (в ЗЕ). Допустимые значения анализируемых показателей ! справочные данные (лист «Характеристика», лист «Структура»).
13 Анализ_2 Содержит анализ на соответствие УП требованиям ФГОС. Анализируемые показатели: объем лекционных занятий, объем занятий дисциплин по выбору, объем занятий в активной и интерактивной формах, трудоемкость различных разделов ООП. Допустимые значения анализируемых показателей ! справочные данные (лист «Характеристика», лист «Структура»).
14 Анализ_3 Анализ на соответствие требованиям ФГОС. Анализируемый показатель: список компетенций, формируемых при изучении дисциплин.
15-18 РП_^курс, N=1, 2, 3, 4 Сформированные рабочие учебные планы по курсам (рис. 3). Формируются автоматически с помощью макроса.
19 Кафедры Содержит список кафедр, обеспечивающих реализацию ООП, и распределение аудиторных часов программы в зависимости от курса, на котором читается дисциплина кафедры и профиля подготовки.
20 Междисц_связи На листе с помощью макроса формируется шаблон матрицы междисциплинарных связей на основе списка дисциплин и осуществляется ее заполнение в ручном режиме. В клетки строк вводятся значения, равные 1, если дисциплина, которой соответствует столбец, является базовой.
21 Задание Содержит шаблон задания на разработку рабочей программы дисциплины. Задание формируется для выбранной дисциплины автоматически с помощью макроса «Задание».
График учебного процесса
н т * с «¡к™*» ч>(и 3-1К* 41 [т ¿-м--* нм ¿■¡ТС"
| X 3 X X й Я 3 | | Е в я 15 В л Я 5 ч Е к г 2 3 г £ 2 1 •Ч Й * ■а 5 Я Т £ Ч К ! Е | Я I 1 г Е; 1 Т * N * с + Д £ л Г ] 1 А А 1 £ ■О ! К 1 К Я 1 п. » - г -г Ч N 1 л * ■ Н л в* ?! л } 1 £ г я \ ! Й ! л- ■г \ 1 № Я ] 1 ■ 1 К 1 N Я £ л Ч £ я ¡г- 1 I N X : а
3 ? з <3 а а т & 10 11 '12 » и и а 17 п ±1 13 И г! Л ч 2Т 11 ы II 1: 91 и 31 1! 57 !1 1р л Д1 л: 19 ы и ¿4 47 43 ■а 93 1:
а 1 1 1 К К » 9 9 14 К К К К Е € 1
2 > > 3 К «
* 1 3- а < >
* 9 1 н н I ! I в Я нН
_ Е т - мки Афьъи
-с«1-" г ■
|Л1 " и^рт», ■ 1 (I - Т^ | - КГЧШ
С Ы.ЗВЫ* дзяшг
4,,(К ИТОГО
II ннл Ошмлоф ННй СИМСф НМй
1 1 5 л 1 4 I Ф
- l-.4r.iJ 11 и ' н и 31 н и. :1 ' » 11 :з 31
■■ ькчии.ч«»» ■&»■■ г*1 т "-V" : V! 1Л 11Л У9 1Ш 1:3 11(1 Й
м * ■ к 1» ■ 1 9 ' * 9 9 ■ ! Т г 1 г 11Л )1Л и ДО
л IIе«"»:**». 1н*у->.»ы-# кимч-Г;
V
П Дру^ЙЫДМш, ИКР
л I I 2
г г« ^даот-н^*") ||Л ъиь
■ 1 3 ' ю г 3 :р £ 3 1 л 3 к« «■
И » 31 и К 37 К*
Рис. 1. Лист «График_УП». График учебного процесса
ЭЖЕНЫЙ пин
ишфшкз вмышр! » ЕиршлсянеННЮ - Мл! гчиши Кы^шш - ¡шиц: Нзршля^ гг>Я ^пи - -I! ГСП
Згфэи алзя
А 1|ЛЧН1ИЛИНПКШ1, ры 1Н.1Н ГК1П. игъ СЙ-иа и:ая с-:- нчкгр1ч. и Щ ил: щ"|
11 1 Я иП1Ш1 || 1' * |
1 1 1 ч — Т----Г-
и 1 и 1 :г 1 1г 1 н 1 п \ и 1 а
н я |ДЯ
[1Ш11ШТ1 я » Я ¡в и: > » 1 4
н: > 1 ила I г» и я м 3 ] ок.;!? 1!
; И ■ и я И ; ш и — 11
1! 5И л ш ] ) Р Р 1!] * Н 11»
Ъжш )* I i «
1: ш л ш ]» 0 1 : : : 6 ч
19 11 Лжсоас*« ■ пдгязи I 14 » 1) а ^ идя н
■Р. * л? 1и 144 ]Ив I I И I <*.|ц.и.[: а. N1* и»
и 11 —'—^ -■-■ гы*.-1р- 1 з ц ¡6 и И ] ■1
■ КаОюг 1 и;.Чг, У- (я:-; ■ ¡ои:!,^ п. ■.и.1^
и*м Зспглш »^^»л 1,Д
л: ::: Я | и! ш <я Г J 1 } ч
Рис. 2. Лист «ООП». Фрагмент Учебного плана
Распределение зачетных единиц для дисциплин циклов Б1, Б2 и Б3 выполняется в системе «ООПУчебный план» долевым методом [8]. Суть долевого метода перехода от часов к зачетным единицам и его реализации
в системе (лист «Рабочий план») сводится к следующим положениям.
лидттоил бхмца пс нл-ииикм рииоО ■ Иганнш
ч пил* ИО( г <мл1 11 и ч&А 4С «-КО* 14 Г* '13 ад* ИТ
И 1 ! 1 1 Г ; * 11 1 % 5 1 ! ■ г ; í \ Чи И-"«
ГН.Ч-/ П«, (Ш ш №пп 1ьии
ни Пяс^дОк^Ч ¡и : 1 1 3» И « 131 3
I Щ4 1 ЦК кл.^ 4 1 ? 4 ■ : 144 не 3
3 ид 1 ОСДМк. 1 2 } 3 1 IX И и Ч' ■я 1ВС 3
ищи МА « ■ • 3 4 4 щ ■ 1 144 ЗД11 ЧЧЗ 1н 44в 13
iil.Il а гкрм чки 1 • 1 4 1 . 1!« м мл» 14^1 114 1» 1«
( Ш1) 2 1 * 1 1 1 1 в ■ ?! я ш ЙИ 1" ш 3
т Н1) но I I I 1 н м до т н л< •
1 пи< ^рлрпяМ мтиа^а I I £ № 14 ж п 1» !
1 н 4 л Л 1 1» 114 144
:0 И '>' * г п п фгпх.-г-ге'ти ——||||Т1
и А й 1} 3 3 :: 13 * 31 - 3 г :: : п» 214 ПЛ 141 1Ь2 1124 м
Рис. 3. Лист «РП_1курс». Рабочий учебный план 1-го года подготовки В качестве исходных для выполнения расчетов принимаются действующие учебные планы (это касается дисциплин, которые не являются «новыми» и включены в список дисциплин разрабатываемой ООП) и предполагаемые часовые затраты для новых дисциплин.
Выраженная в академических часах суммарная трудоемкость дисциплин отдельно по каждому году обучения (в этом отличие применяемого нами долевого метода от описанного в [8]) приравнивается к тому количеству зачетных единиц (ЗЕУГ), которое осталось после вычитания из 60 ЗЕ количества ЗЕ, отводимых на разделы Б4, Б5 и Б6 программы (лист «Б4_Б6»), и количества ЗЕ, отводимых на экзамены, для соответствующего года обучения.
Определяется доля учебных часов (приведенные часы) каждой учебной дисциплины в общем бюджете учебного времени для каждого года обучения. В соответствии с этими долями ЗЕУГ зачетные единицы распределяются между дисциплинами учебного плана года. Полученные дробные значения округляются до целых или до чисел, кратных 0,5 (в зависимости от выбранного правила округления), и затем увеличиваются на 1 ЗЕ, если для дисциплины установлен экзамен.
При таком подходе выраженная в зачетных единицах трудоемкость учебной дисциплины как элемента образовательной программы указывает на то, какова доля этого элемента относительно показателя общей трудоемкости соответствующего года образовательной программы.
Реализованная в Excel-системе описанная методика автоматического распределения зачетных единиц дает предварительный вариант распределения, после чего разработчики УП могут внести в него корректировки, введя экспертные величины трудоемкости в ручном режиме, учитывая при этом значения показателей соответствия УП требованиям образовательного стандарта.
Анализ Учебного плана на соответствие требованиям стандарта При построении учебного плана с помощью Excel-системы автоматически проводится анализ следующих показателей соответствия
учебного плана требованиям ФГОС (листы «Анализ_1», «Анализ_2», «Анализ_3»):
1) общая трудоемкость основной образовательной программы (в з. е.);
2) трудоемкость основной образовательной программы за учебный год (в з. е.);
3) соответствие формируемых компетенций в учебном плане и федеральном государственном образовательном стандарте;
4) соблюдение трудоемкости учебных циклов и разделов (в з. е.);
5) объем факультативных дисциплин за весь период обучения (в з. е.);
6) соответствие объема подготовки по дисциплине "Физическая культура";
7) удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, % (от объема дисциплин всех циклов);
8) удельный вес занятий лекционного типа, % (от объема дисциплин всех циклов);
9) удельный вес дисциплин по выбору обучающихся в составе вариативной части обучения, %;
10) максимальная аудиторная нагрузка, час;
11) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся в неделю (включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к основной образовательной программе и являющихся необязательными для изучения студентами), час;
12) максимальное количество экзаменов в учебном году;
13) максимальное количество зачетов в учебном году.
Расчет недельной аудиторной нагрузки в каждом семестре реализован в системе двумя способами. Согласно первому, она определяется как сумма аудиторных часов занятий по всем дисциплинам, включенным в недельное расписание занятий. А второй способ соответствует методике расчета5, предложенной федеральным государственным бюджетным учреждением «Информационный-методический центр анализа» (ФГБУ «ИМЦА» -http://imtsa . su/). Если в семестре предусмотрена распределенная практика, то второй способ расчета даст значение, отличное от полученного первым способом, так как в этом случае недельная аудиторная нагрузка определяется как результат деления общего объема аудиторных часов в семестре на разность количества недель теоретического обучения (ТО) в семестре и количества недель, соответствующих объему часов, выделенных на распределенную практику. При этом, очевидно, недельная аудиторная нагрузка будет выше
5 Реализована в программе GosInsp (разработка ФГБУ «ИМЦА»), с помощью которой осуществляется набор учебных планов ООП для передачи в РОСОБРНАДЗОР при прохождении вузом государственной аккредитации.
по сравнению с рассчитанной первым способом. Если взять за основу второй способ расчета, то для того, чтобы удовлетворить требованию стандарта по показателю «максимальная аудиторная нагрузка», необходимо уменьшать объем часов, отводимых на аудиторные занятия, увеличивая часы самостоятельной работы.
Анализ соответствия формируемых компетенций в учебном плане и федеральном государственном образовательном стандарте выполняется в системе автоматически с помощью макроса, реализующего сопоставление заполненной в ручном режиме матрицы компетенций, формируемых при изучении дисциплин УП, и списка компетенций, указанных в образовательном стандарте.
Кроме анализа перечисленных показателей в системе предусмотрен анализ трудоемкости экзаменационной сессии, длительность которой определяется по графику учебного процесса (рис. 1). На листе «Экзамен» автоматически формируется список экзаменов и определяется ресурс времени экзаменационной сессии в каждом семестре (из расчета 9 часов на каждый день сессии). При этом можно указать количество дней, отводимое на подготовку и сдачу экзамена. Если не введено количество дней, то расчет плановой трудоемкости сессии в часах выполняется исходя из следующих условий: 3 дня отводятся на подготовку к экзамену и 1 день - на сдачу экзамена. Если ресурс времени будет превышен, то следует указать меньшее количество дней, отводимых на экзамен.
Автоматический пересчет значений анализируемых показателей позволяет пользователям системы контролировать процесс построения нового УП или изменения существующего, добиваясь выполнения требований образовательного стандарта.
Заключение
Разработанная информационно-аналитическая система
предназначена для построения и анализа учебных планов подготовки бакалавров на математическом факультете ПетрГУ Система обеспечивает автоматический контроль соответствия учебного плана требованиям федеральных образовательных стандартов, а также предоставляет дополнительные возможности по формированию документов, необходимых для организации учебного процесса - рабочие учебные планы на год, задания кафедрам на подготовку рабочих программ дисциплин.
Ехсе1-система имеет достаточно простой интерфейс, позволяет легко выполнить настройку для построения учебных планов различных направлений подготовки бакалавров. Результаты расчета, полученные с помощью системы, могут быть использованы для последующего анализа распределения нагрузки по кафедрам факультета и, с учетом планируемого контингента студентов по каждому направлению подготовки на факультете, провести расчет «цены ставки» [9].
Литература
1. Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятельностно-компетентностного подхода образовательных программ ВПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения / Т.П. Афанасьева, Е.В. Караваева, А.Ш. Канукоева, В.С. Лазарев, ТВ. Немова. М.: Изд-во МГУ, 2007. 96 с.
2. Переход российских вузов на уровневую систему подготовки кадров в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: нормативно-методические аспекты / В.А. Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун и др. М.: Университетская книга, 2010. 248 с.
3. Светова Н.Ю., Семенова Е.Е. Компетентностная модель выпускника бакалавриата направления «Математика» Петрозаводского государственного университета // Университеты в образовательном пространстве региона: опыт, традиции и инновации: Сборник научных статей VI региональной научно-методической конференции (22-23 ноября 2012 г.). Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ 2013. С. 131-138
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 010100 Математика. Квалификация «бакалавр». Утв. приказом Министерства образования и науки РФ № 8 от 13 января 2010 г. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm8-1.pdf
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 010400 Прикладная математика и информатика. Квалификация «бакалавр». Утв. приказом Министерства образования и науки РФ № 538 от 20 мая 2010 г. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm538-1.pdf
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 230400 Информационные системы и технологии. Квалификация «бакалавр». Утв. приказом Министерства образования и науки РФ № 25 от 14 января 2010 г. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm25-1.pdf
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080500 Бизнес-информатика. Квалификация «бакалавр». Утв. приказом Министерства образования и науки РФ № 27 от 14 января 2010 г. URL: http://window.edu.ru/resource/147/74147/files/prm742-1.pdf
8. Методические рекомендации по применению системы зачетных единиц (ECTS) при разработке и реализации программ высшего профессионального образования в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов / Б.А. Сазонов, Е.В. Караваева, Н.И. Максимов. М.: Изд-во МГУ, 2007. 104 с.
9. Семенова Е.Е., Светова Н. Ю. Excel-системы анализа учебных планов на соответствие требованиям ФГОС ВПО и расчета «цены ставки» // Информационная среда вуза XXI века: материалы VII Международной научно-практической конференции (2327 сентября 2013 года). Петрозаводск, 2013. С. 173-177.