МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ
УДК 378
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ ФГОС ВПО ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ. ИТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО ВРАЧА
Р.Ю.Залилов
Институт медицинского образования НовГУ, [email protected]
Рассматриваются отличительные особенности Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения, проводятся параллели с американской системой подготовки врачей на примере Медицинской школы Массачусетского университета, обозначаются ИТ-компетенции будущего врача.
Keywords: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения, компетентностный подход, уровневая система, ИТ-компетенции
This article considers the distinctive features of the Federal Educational Standards of higher vocational education of the third generation; gives some parallels with the American system of training of doctors by the example of Medical School of University of Massachusetts; reveals the IT-competence of the future doctor.
Ключевые слова: the Federal Educational Standards of higher vocational education of the third generation, competence approach, level system, IT-competences
В настоящее время в системе российского высшего профессионального образования в соответствии с требованиями современного рынка труда, международными тенденциями развития высшего образования и положениями Болонской декларации осуществляется внедрение нового образовательного стандарта (ФГОС ВПО) третьего поколения.
Компетентностный подход, уровневая система подготовки, расширение академических свобод вузов и введение научно-исследовательской работы студента как обязательного образовательной компонента — это фундаментальные основы вновь вводимого стандарта.
В качестве цели при внедрении компетентно-стной основы в профессиональном образовании выступает подготовка высококвалифицированного специалиста посредством комплексного освоения умений и знаний в рамках формирования соответствующей компетенции, которая обеспечивает выполнение конкретной профессиональной функции, отражающей реалии рынка труда.
Требования, предъявляемые к компетентности специалиста в рамках нового стандарта, как оказывается, не связаны жестко с той или иной дисциплиной, они носят надпредметный характер, т.е. отличаются универсальностью. Их формирование требует не только нового содержания (предметного), но и современных педагогических и информационных технологий. Подобные особенности одни авторы называют базовыми навыками [1], другие — надпрофес-сиональными, базисными квалификациями [2], третьи
— ключевыми компетенциями [3].
Компетенции согласно ФГОС ВПО третьего поколения подразделяются на две группы: общекультурные (универсальные, надпредметные) и профессиональ-
ные (специальные, предметно-специализированные, профильные). Первые являются переносимыми и менее жестко привязанными к объекту и предмету труда, они в большей степени характеризуют личностные качества обучающегося. Вторые отражают профессиональную квалификацию и различаются для разных направлений подготовки.
По специальности «лечебное дело» ФГОС определяет восемь общекультурных компетенций и 32 профессиональные компетенции, необходимые в профилактической, диагностической, лечебной, реабилитационной, психолого-педагогической, организационно-управленческой и научно-исследовательской деятельности будущего врача.
Обращаясь к мировому опыту, например к американской системе университетского образования, отметим, что каждый университет проводит подготовку по собственным учебным программам, но, безусловно, эти программы отвечают самым передовым мировым требованиям.
Компетентностная модель подготовки выпускника — это проверенная временем доктрина американских университетов. Для примера приведем ком-петентностные кластеры, декларируемые Массачусетской Медицинской школой: Врач — это Профессионал, Ученый, Коммуникатор, Клиницист, Защитник пациента и сообщества, Личность [4]. Привитие этих качеств/компетенций, по мнению американских коллег, будет способствовать выпуску дипломированных специалистов, которые станут заботливыми целителями, обладающими необходимыми знаниями, навыками, развившими за время учебы их естественные таланты и желание беспокоиться о других.
Воспитание личности, формирование социально-личностных компетенций выпускников — это од-
на из целей образования, впервые обозначенная в ФГОС третьего поколения (образовательные стандарты второго поколения предусматривали требования лишь в области обучения).
В настоящее время, когда технологии и знания лавинообразно обновляются, подготовка «узких» специалистов в университетских аудиториях в течение пяти-шести лет становится неприемлемой. Введение «широкого» бакалавриата с последующей специализацией в магистратуре или в производственной сфере позволит гибко и оперативно сопрягать профессиональное образование с быстро меняющимся рынком труда и потребностями общества.
Действительно, выпускник школы поступает в российский вуз в 17-летнем возрасте и не всегда осознанно выбирает профиль и траекторию образования. Уровневое высшее профессиональное образование позволяет после первых лет обучения по широкому направлению более осознанно выбрать профиль программы, который реализуется на старших курсах бакалавриата. А после окончания первого уровня, имея диплом о высшем профессиональном образовании, вновь скоординировать свои планы с произошедшими изменениями на рынке труда и, возможно, продолжить образование в магистратуре с использованием широкого спектра программ магистерской подготовки.
Необходимо отметить, что подготовка врачей согласно новому стандарту высшего медицинского образования основывается на классической парадигме образования, т.е. не разбивается на бакалаврскую и магистерскую ступени, а будет производиться, как и раньше, по моноступенчатому принципу с присвоением квалификации «специалист».
Вероятно, разработчики стандарта исходили из того, что невозможно за четыре года обучения в бакалавриате дать высшее врачебное образование. Действительно, согласно ГОС второго поколения для достижения статуса практикующего врача необходимо пройти шестилетний специалитет, обязательную последипломную подготовку (двухгодичная клиническая ординатура) и только после этого выпускник получает право на врачебную деятельность. Поэтому степень бакалавра по лечебному делу просто невозможна, не имеет смысла.
В то же время, обращаясь к мировому опыту, например к той же американской системе университетского образования, отметим наличие уровневой системы по подготовке врачей, состоящей из бакалавриата по естественнонаучному или социокультурному направлению со специализацией по медико-биологическому профилю и магистратуры по лечебному делу. Благодаря этому магистранты в процессе обучения проходят подготовку только по дисциплинам медицинского профиля и по окончании четырехлетнего обучения выпускники получают степень магистра — доктора медицины.
В перспективе видится возможность введения в будущем магистерской подготовки на медицинских факультетах российских университетов. Действительно, если вынести естественнонаучную и социокультурную подготовку студентов медиков в соот-
ветствующий бакалавриат (по американскому образцу), то наличие магистратуры по специальности «лечебное дело» становится реальным. Это согласуется и с Болонским процессом, по которому специалитет в европейской образовательной системе в ближайшие годы будет ликвидирован.
Отметим, что такая модель обучения (естест-веннонаучный/социо-культурный бакалавриат + магистратура по лечебному делу) может быть успешно осуществлена в системе классического университетского образования, тогда как в специализированном медицинском вузе эта схема подготовки проблематична.
Отметим, что в случае введения магистерской подготовки по медицинскому направлению студентами медицинского факультета будут становиться не выпускники школ (пока еще не осознавшие социальную значимость и ответственность будущей профессии), а дипломированные бакалавры, определившиеся в своих намерениях и тем самым нацеленные на получение высшего медицинского образования. По нашему мнению, это непременно будет способствовать повышению качества получаемого образования.
Более конструктивно в вопросе внедрения уровневости в российское медицинское образование обстоит дело в медсестринском направлении. Так, в текущем учебном году в НовГУ открывается бакалаврская подготовка по сестринскому делу. Следующая ступень — это магистратура по общественному здоровью. В настоящий момент ведутся работы совместно с Массачусетским университетом по разработке учебной программы двойного диплома по данному направлению, в которой изначально как для американских, так и для российских магистрантов заложена возможность обучение на обеих площадках.
Процессу мобильности и персонализации обучения студентов в немалой степени будет способствовать другая важная особенность нового стандарта
— измерение трудоемкость освоения основной образовательной программы (ООП) в зачетных единицах. Данное нововведение сближает российскую систему счисления трудоемкости с американской и европейской.
В Евросоюзе система учета учебной работы студентов при освоении образовательной программы или курса (ECTS) измеряется в кредитах* и инструментально используется при переходе студентов из одного учебного заведения в другое.
Как ГОС первого, так и ГОС второго поколения последовательно расширяли академическую свободу вузов в части формирования основных образовательных программ с 10% в 1988 г. до 30% в 2000 г. Эта самостоятельность вузов осуществлялась за счет вариативности, заложенной в региональных и вузовских компонентах ООП, при неизменности и обязательности федеральной составляющей программы.
В новом ФГОС основная образовательная программа разбивается на учебные циклы: 1) гуманитар-
* Общая годовая загрузка в системе ECTS равна 60 кредитам, в России — 60 зачетным единицам. Кредиты присваиваются только в том случае, если курс полностью завершен, удовлетворены все требования и успешно сданы экзамены.
ный, социальный и экономический; 2) математический, естественнонаучный; 3) профессиональный. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом.
Суммарная трудоемкость базовой части по трем вышеперечисленным циклам дисциплин должна быть: у бакалавра — не более 50%; у магистра — не более 30%; у специалиста — не менее 70%. Таким образом, применительно к подготовке врачей вариативная часть по новому ФГОС может достигать 30%, раньше этот показатель, по нашим подсчетам, реально находился в пределах 6-7% от общей трудоемкости освоения ООП.
Наличие вариативной части дает возможность вузу реализовывать концепцию студентоцен-трированного обучения, т.е. создавать некий набор дисциплин, которые студенты смогут выбирать и тем самым выстраивать свой профиль и траекторию образования.
Обращаясь к мировому опыту, отметим, что выбирать предметы и составлять расписание с помощью куратора — это обязанность студентов (университет Болоньи). Такой индивидуальный подход к составлению учебного плана позволяет выбирать наиболее интересные предметы в соответствии с выбранной специализацией.
В американской университетской системе обычна практика, когда студент поступает не на какую-то определенную специальность, а в университет, занимается по индивидуальному плану и только на старших курсах определяется с профилем будущей специальности.
На протяжении последних десятилетий компьютерные, или информационные технологии (ИТ) выступают в роли безусловного инструментария применительно к любому виду профессиональной деятельности. Отсюда вытекает повышенное внимание к дисциплине «Информатика» и к формированию прочного ИТ-компететностного статуса у выпускника вуза. Это особенно актуально в подготовке медицинских кадров, принимая во внимание сегодняшнюю насыщенность здравоохранения компьютерным оборудование и современными технологиями.
Как показал анализ IV раздела ФГОС «Характеристика профессиональной деятельности специалистов», будущий врач должен выполнять целый ряд профессиональных задач, основываясь на приобретенных им за время обучения ИТ-компетенциях. Причем в некоторых задачах ИТ-составляющая присутствует явно, а в других — в стандарте не прописана, но, тем не менее, по нашему мнению, необходима. Перечислим эти необходимые современному врачу ИТ-компетенции:
— владеть компьютерной техникой;
— получать информацию из различных источников;
— работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
— обладать способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами* (здесь и далее звездочкой отмечены общенаучные и профессиональные компе-
тенции (ПК), которые без соответствующей ИТ-подготовки будут неполновесными);
— обладать способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31)*;
— применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9);
— применять современные социальногигиенические методики сбора и медикостатистического анализа информации*;
— проводить санитарно просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-11)*;
— обеспечивать рациональную организацию труда медицинского персонала медицинских организаций*;
— обладать способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования* [5].
Все это предопределяет необходимость формирования компетентностного статуса обучающегося в сфере информационных технологий, причем делать это нужно как в пределах освоения дисциплины «Медицинская информатика», так и за счет медикопрофессиональных дисциплин с включением в них соответствующих ИТ-блоков / модулей.
Попытаемся классифицировать основные ИТ-направления, по которым необходимо проводить подготовку студентов для формирования у них прочного компетентностного статуса в компьютерной сфере. К ним относятся: 1) использование офисных программных пакетов для подготовки / ведения учетно-отчетной медицинской документации, деловой переписки; для создания электронных таблиц, баз данных, презентаций и рефератов; 2) применение компьютерных программ для проведения медико-статистического анализа медицинской информации и подготовки отчетов по выполненному исследованию; 3) применение компьютерных и программных средств для проведения медико-диагностических и научных исследований; 4) использование возможностей современных мультимедийных программно-аппаратных систем для осуществления и проведения пропагандистских мероприятий среди населения по здоровому образу жизни.
Исходя из опыта и требований нового ФГОС, целесообразно при проведении практических занятий использовать: 1) многофункциональные офисные
программы MS Office, OpenOffice; 2) программные пакеты для аудио-, видео-, фото-дизайна VirtualDub, Windows Movie Maker, GIMP, Adobe PhotoShop (факультативно); 3) прикладное программное обеспечение медицинского назначения (регистратурные базы данных, автоматизированное рабочее место врача, электронная история болезни и т.д.); 4) компьютеризированные медико-диагностические комплексы (электрокардиограф, спирограф, энцефалограф и т.д.).
В заключении отметим, что принципиальные положения ФГОС ВПО третьего поколения предполагают формирование у будущего медицинского специалиста ИТ-компентенций, максимально ориентированных на решение профессиональных задач, а
именно, применение этих компетенций в профилактической, диагностической, лечебной, психологопедагогической, организационно-управленческой, научно-исследовательской деятельности врача.
1. Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. М., 2002. С.22-46.
2. Новиков А.М. Профессиональное образование России: перспективы развития. М., 1997. 254 с.
3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 1997. 244 с.
4. Официальный сайт Медицинской школы Массачусетского университета — http://www.umassmed.edu
5. Федеральный государственный образовательный стан-
дарт высшего профессионального образования (060101 Лечебное дело).
Bibliography (Transliterated)
1. Bajdenko V.I., Oskarsson B. Bazovye navyki (kljuchevye kompetencii) kak integrirujuwij faktor obrazovatel'nogo processa // Professional'noe obrazovanie i formirovanie lich-nosti specialista. M., 2002. S.22-46.
2. Novikov A.M. Professional'noe obrazovanie Rossii: perspek-tivy razvitija. M., 1997. 254 s.
3. Zeer Je.F. Psihologija professij. Ekaterinburg, 1997. 244 s.
4. Oficial'nyj sajt Medicinskoj shkoly Massachusetskogo uni-versiteta — http://www.umassmed.edu
5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija (060101 Lechebnoe delo).