Научная статья на тему 'Уровневая система подготовки по медицинским специальностям в России и США на примере Новгородского и Массачусетского университетов'

Уровневая система подготовки по медицинским специальностям в России и США на примере Новгородского и Массачусетского университетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВНЕВАЯ СИСТЕМА / АКАДЕМИЧЕСКАЯ И ПОСЛЕВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА / РЕЗИДЕНЦИЯ / LEVEL SYSTEM / ACADEMIC AND POSTGRADUATE EDUCATION / RESIDENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Залилов Р. Ю., Босхомджиев A., Лебедева Н. А.

Рассматриваются ступени академической и послевузовской подготовки по медицинскому направлению в Новгородском и Массачусетском университетах, обсуждается тревожная ситуация, сложившаяся в кадровой структуре профессорскопреподавательского состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уровневая система подготовки по медицинским специальностям в России и США на примере Новгородского и Массачусетского университетов»

УДК 378

УРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ПО МЕДИЦИНСКИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ В РОССИИ И США НА ПРИМЕРЕ НОВГОРОДСКОГО И МАССАЧУСЕТСКОГО УНИВЕРСИТЕТОВ

Р.Ю.Залилов, A.Босхомджиев*, Н.А.Лебедева**

Институт медицинского образования НовГУ, Rinat.Zalilov@novsu.ru *Массачусетский университет, Амхерст, США, aboskhom@gmail.com **Медицинский колледж НовГУ, Natalya.Lebedeva@novsu.ru

Рассматриваются ступени академической и послевузовской подготовки по медицинскому направлению в Новгородском и Массачусетском университетах, обсуждается тревожная ситуация, сложившаяся в кадровой структуре профессорско-преподавательского состава.

Ключевые слова: уровневая система, академическая и послевузовская подготовка, резиденция

In this article the steps of the academic and postgraduate education on a medical direction are considered by the example of Novgorod and Massachusetts universities and the disturbing situation in personnel structure of the faculty is discussed.

Keywords: level system, academic and postgraduate education, residency

В настоящее время, когда технологии и знания лавинообразно обновляются, целесообразность подготовки «узких» специалистов в университетских аудиториях в течение пяти-шести лет становится неприемлемой. Введение «широкого» бакалавриата с последующей специализацией в магистратуре или в производственной сфере позволит гибко и оперативно сопрягать профессиональное образование с быстро меняющимся рынком труда и потребностями общества. В связи с этим в настоящее время происходит процесс активного внедрения в российское образование новых федеральных государственных стандартов (ФГОС) третьего поколения, устанавливающих уров-невую систему (бакалавриат — магистратура) в высшем профессиональном образовании (ВПО).

Однако внедрение уровневой подготовки в медицинской образовательной области объективно затруднено ввиду ее многогранности, высокой специфичности и увеличенной длительности учебного процесса. И действительно, в России для достижения статуса практикующего врача необходимо пройти шестилетний специалитет, обязательную последипломную подготовку (двухгодичная клиническая ординатура) и только после этого выпускник получает право на врачебную деятельность. Таким образом, при подготовке будущих врачей невозможно «уложить» основную образовательную программу в рамки четырехгодичного бакалавриата и двухгодичной магистратуры. Вероятно, вследствие этого по направлению «лечебное дело» пока еще не предусмотрена

академическая уровневая подготовка*, тогда как во всех других образовательных областях высшей профессиональной подготовки с введением новых стандартов будет осуществляться выпуск «бакалавров» и «магистров».

Обращаясь к мировому опыту, например к американской системе университетского образования, отметим наличие уровневой системы по подготовке врачей, состоящей из бакалавриата по естественнонаучному или социокультурному направлению и магистратуры по лечебному делу. Благодаря этому магистранты в процессе обучения, например, в Медицинской школе Массачусетского университета проходят подготовку только по дисциплинам медицинского профиля и по окончании четырехлетнего обучения выпускники получают степень магистра — доктора медицины. Затем следует обучение в ординатуре (здесь она называется резиденция) — от 3 до 7 лет в зависимости от направления специализации.

В перспективе российского университетского медицинского образования тоже видится возможность введения магистерской подготовки на медицинских факультетах. Действительно, если вынести естественнонаучную и социокультурную подготовку студентов медиков в соответствующий бакалавриат, то наличие магистратуры по специальности «лечебное дело» становится реальным. Это согласуется с правилами участия Российской Федерации в Болонском процессе, по которому квалификационная степень «специалист» в европейской образовательной системе в ближайшие годы будет ликвидирована.

Медсестринское образование

Система получения медсестринского образования в США входит в общую концепцию академического и послевузовского образования. Т. е. сначала это бакалавриат в медсестринской школе университета с получением степени лицензированной медсестры (базовое высшее образование), затем мастерская и докторская программы, по окончанию которых можно получить степень магистра и доктора по медсестринскому направлению.

В Российской Федерации в последние годы происходят значительные изменения, направленные на внедрение уровневой системы подготовки в сестринском деле. Так, с 2011 г. начинается бакалаврская подготовка по сестринскому делу по новому ФГОС третьего поколения. В ближайшее время в НовГУ появится следующая ступень — магистратура по общественному здоровью. В этом направлении в настоящий момент ведутся работы совместно с Массачусетским университетом в рамках международного образовательного проекта, конечной целью которого будет являться выпуск магистров, обладающих двойным дипломом.

Таким образом, можно констатировать, что подготовка по медсестринскому направлению в России в последнее время структурно сопоставима с американской медсестринской школой.

*В российском высшем медицинском образовании согласно ФГОС ВПО третьего поколения все еще сохраняется специалитет.

И все-таки необходимо отметить, что отличительной особенностью американской системы подготовки медицинских специалистов является ее значительная гибкость и «уровневость» (ступенчатость). Для сестринского образования это следующие ступени: муниципальный медицинский колледж (два года, среднее медобразование), медсестринская школа университета (два — четыре года, бакалавр), магистратура (магистр), докторантура; для лечебного дела: естественнонаучный/социокультурный бакалавриат, университетская медицинская школа, резиденция. Кроме того, в пределах бакалавриата и магистратуры возможны различные переучивания с одной специальности на другую и индивидуальные программы обучения.

Подготовка преподавательских и научных кадров высокой квалификации

Исторически российская система послевузовского образования в части получения ученых степеней/званий строилась по германскому образцу. В советское время эта система приобрела двухранговую градацию кандидата/доктора наук, доцента/профессора и высокие требования в части присуждения докторской степени, так что соискатель докторской степени достигал ее их к 50 годам.

В американских университетах докторами наук становятся в 30-40 лет, этому в немалой степени способствует одноступенчатая система послевузовского образования, по окончании которой выпускникам в случае успешной защиты диссертации сразу присваивается степень доктора философии**.

Отметим, что в большинстве англоязычных стран «профессор» — это персональная должность, которая предоставляется за заслуги в науке специально определенному человеку, или титул, присваиваемый самим учебным заведением ученому, занимающему руководящую должность (как правило, заведующего кафедрой, лабораторией). В Соединенных Штатах титул профессора наряду с учеными также получают довольно большая категория опытных высококвалифицированных преподавателей колледжей.

В Российской Федерации ученое звание «профессор» присваивается органом Министерства образования и науки, в основном — докторам наук при соблюдении целого ряда условий и требований, выполнение которых требует значительных временных затрат. Вследствие этого в России на региональном уровне преподаватель или научный сотрудник получает звание «профессор» обычно после пятидесяти лет. Все это делает научно-педагогическую профессию перспективно не привлекательной для молодого поколения. Так, по нашим данным, в настоящее время около 80% профессоров/докторов наук Института медицинского образования НовГУ уже перешагнули пенсионный рубеж, причем для большинства из них работа в вузе не является основной. Таким образом, можно ожидать, что в ближайшее время в российских

**В РФ американская степень доктора философии часто приравнивается к степени кандидата наук, а российское звание доцента примерно соответствует американскому титулу/званию «помощник профессора» (associate professor).

университетах появится острый дефицит в высококвалифицированных научно-педагогических кадрах.

Отметим, что в XIX в. медицинские факультеты российских университетов сталкивались с аналогичной проблемой нехватки профессорско-преподавательского состава. Для решения этой проблемы были введены должности почетных/экстраординарных (внештатных) профессоров и приват-доцентов, которые были допущены к ведению лекционные курсы наряду со штатными профессорами. Кроме того была упрощена процедура присваивания почетных званий, например экстраординарных профессоров назначали из числа приват-доцентов после 3-4 лет преподавания. Эта мера помогла привлечь самых образованных и талантливых клинических врачей к учебному процессу, превратила больницы и госпитали в «рассадник» для комплектования штатных профессоров [см. лит.].

Неадаптивность двухступенчатой структуры приобретения научно-педагогических регалий общеизвестна, она вынуждает соискателя ученой степени дважды проходить через процедуру защиты диссертации, сначала кандидатской, а затем докторской, — и это при всеобщем временном дефиците и динамизме современной жизни. Как известно, в европейских странах дипломы кандидатов наук были упразднены в ходе реализации Болонской декларации, к которой в 2003 г. присоединилась и Российская Федерация.

Зимин И.В. Подготовка медицинских кадров в России (XIX — начало XX вв.). СПб., 2004. 367 с.

Bibliography (Translitirated)

Zimin I.V. Podgotovka medicinskikh kadrov v Rossii (XIX — nachalo XX vv.). SPb., 2004. 367 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.