Научная статья на тему 'О математико-педагогических магистерских программах'

О математико-педагогических магистерских программах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ МАТЕМАТИКИ / МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / MASTER OF MATHEMATICS TRAINING / MULTILEVEL SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грушевский Сергей Павлович, Андрафанова Наталия Владимировна

Представлен опыт реализации математико-педагогических магистерских программ в рамках направлений "Математика" и "Математика и компьютерные науки" в Кубанском государственном университете. Ключевые слова: педагогическая подготовка магистров математики, многоуровневая система высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грушевский Сергей Павлович, Андрафанова Наталия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About Mathematical Educational Master’s Programs

This article is devoted to experience of implementating mathematical pedagogical master’s programs under direction "Mathematic" and "Mathematic and Computer Sciences" in Kuban State University.

Текст научной работы на тему «О математико-педагогических магистерских программах»

ББК 74.584

С. П. Грушевский, Н. В. Андрафанова

О математико-педагогических магистерских программах

S. P. Grushevsky, N. V. Andrafanova

About Mathematical Educational Master’s Programs

Представлен опыт реализации математико-педагогических магистерских программ в рамках направлений «Математика» и «Математика и компьютерные науки» в Кубанском государственном университете. Ключевые слова: педагогическая подготовка магистров математики, многоуровневая система высшего образования.

DOI 10.14258/izvasu(2013)2.2-02

В 2007 г. были приняты федеральные законы, определяющие переход всех вузов на уровневую систему высшего профессионального образования. В связи с этим актуализируется задача модернизации современной высшей школы, в том числе по направлениям подготовки математиков. Эта задача обусловливает новые подходы к разработке структуры и содержания высшего математического образования [1, с. 20].

В последние годы высшее математическое образование претерпело ряд важных преобразований. В настоящее время в процессе этих преобразований сложилась двухкомпонентная структура профессиональной подготовки математиков.

Первый компонент — четырех- и шестилетние основные образовательные программы подготовки бакалавров и магистров соответственно, а также включаемые в настоящее время в систему многоуровневой подготовки в качестве третьей ступени аспирантура и докторантура, которые пока относятся к послевузовскому образованию. В рамках этого компонента разработаны и утверждены федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) бакалавриата и магистратуры по таким направлениям подготовки, как 010100 «Математика», 010200 «Математика и компьютерные науки» и 010800 «Механика и математическое моделирование» [2; 3].

Второй структурный компонент подготовки математиков — образовательная программа в системе подготовки дипломированных специалистов по специальности 010701 «Фундаментальная математика и механика», в рамках которой предполагается две специализации: математика и механика. Появление этой наукоемкой математической специальности обусловлено высокой потребностью современной науки и промышленно-хозяйственного комплекса в высококвалифицированных специалистах, способных использовать современные математические методы и компьютерные технологии для решения широкого

This article is devoted to experience of implementating mathematical pedagogical master’s programs under direction «Mathematic» and «Mathematic and Computer Sciences» in Kuban State University.

Key words: Master of mathematics training, multilevel system of higher education.

спектра научных, организационно-управленческих и производственных задач.

Необходимо подчеркнуть, что выпускники математических факультетов классических университетов всегда составляли и составляют основу корпуса преподавателей математики и информатики как средних, так и высших учебных заведений. В характеристике профессиональной деятельности ФГОС по математическим направлениям в качестве области профессиональной деятельности включено преподавание цикла математических дисциплин (в том числе и информатики). Поэтому педагогическая подготовка является одним из стрежневых компонентов в их профессиональной подготовке. В этой связи особую роль приобретает проблема формирования в процессе профессиональной подготовки математиков педагогических компетенций [4, с. 31; 5, с. 91].

Однако необходимо отметить одну проблемную особенность образовательных стандартов подготовки математиков. Как в стандартах второго поколения, так и в ныне действующих ФГОС психолого-педаго-гический блок фактически не завершается получением квалификации преподавателя, а следовательно, требуется профессиональная педагогическая переподготовка.

Для решения указанной проблемы математические факультеты классических университетов долгое время шли по пути интеграции основной программы высшего профессионального образования подготовки математиков и программы дополнительной квалификации «Преподаватель». Такая интеграция позволяла в достаточной степени расширять компоненты профессионально-педагогической подготовки студентов. В рамках такого подхода ряд дисциплин регионального и вузовского компонентов, а также курсов по выбору и факультативов были представлены курсами, ориентированными на совершенствование методико-математической и дидактической подго-

товки студентов. Таким образом обеспечивалось выполнение государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации «Преподаватель».

Отметим в связи с этим, что многолетний опыт факультета математики и компьютерных наук Кубанского государственного университета показал, что система профессионально-педагогической подготовки студентов на основе интеграции программ подготовки специалистов математики и программы дополнительной квалификации «Преподаватель» зарекомендовала себя как эффективная система подготовки преподавателей математики. Она представляла собой комплекс дисциплин психолого-педагогического и методического цикла, соответствующих государственным требованиям к минимуму содержания уровня профессиональной подготовки указанной программы дополнительной квалификации. Этот комплекс реализовывался на 3-5-х курсах в рамках курсов по выбору и факультативов. Кроме того, студенты проходили десятинедельную педагогическую практику. Программа завершалась государственным экзаменом по методике преподавания математики и защитой выпускной квалификационной работы. Указанная интеграционная модель минимизировала затраты слушателей на получение дополнительной квалификации, так как фактически основная учебная нагрузка выполнялась за счет интеграционных возможностей учебного плана основной специальности.

К сожалению, в настоящее время государственные требования к программам профессиональной переподготовки, соответствующие стандартам третьего поколения, пока не разработаны, и предложенный подход может осуществляться на уровне вуза с выдачей диплома университетского образца.

При этом во ФГОС подготовки математиков сохраняется возможность интеграции в учебные планы профессионально-математических и педагогических компонентов за счет введения в вариативной части ряда математико-педагогических дисциплин, которые в комплексе с дисциплинами психолого-пе-дагогического блока позволяют сформировать базовые педагогические компетенции. Таким образом выпускники математических бакалавриатов в процессе обучения формируют соответствующие педагогические компетенции. Однако следует отметить явную нехватку учебного времени, в частности на педагогическую практику.

В связи с этим возникает проблема завершения профессионально-педагогической подготовки. В современных реалиях такую возможность предоставляют магистерские программы. Однако при их реализации возникает необходимость переосмысления системы формирования профессиональных компетенций преподавателя в процессе освоения образо-

вательных программ подготовки бакалавров и магистров математики. Речь может идти об организации профессионально-педагогической подготовки математиков по схеме бакалавр + магистр. Точнее говоря, предполагается в бакалаврских программах закладывать теоретические основы, а завершать профессионально-педагогическую подготовку в магистратуре.

При этом необходимо обеспечить реализацию в основных образовательных программах магистратуры основных блоков психолого-педагогического цикла, включая и дисциплины, формирующие профессионально-педагогические компетенции преподавателя высшей школы.

Опыт реализации магистерских программ на факультете математики и компьютерных наук Кубанского государственного университета подтверждает эффективность выстраивания сквозных компетентностных линий бакалавриат — магистратура.

Отдельно следует остановиться на проблеме подготовки математических кадров для научно-педагогической деятельности в системе высшего профессионального образования. Это многоаспектная, актуальная и многогранная проблема.

Исторически сложилось так, что основным поставщиком научно-педагогических кадров для высшей школы являлась аспирантура. Подготовка диссертации и получение соответствующей степени фактически уже позволяло осуществлять преподавательскую деятельность. При этом периодически в вузах организовывались в той или иной форме курсы по психологии и педагогике высшей школы для аспирантов и молодых преподавателей, аспиранты проходили научно-педагогическую практику. Однако системная работа по формированию навыков профессионально-педагогической деятельности выносилась за рамки научной подготовки аспирантов. Здесь можно говорить о разных причинах, но одна из основных, наверное, заключается в том, что специализированные математические кафедры изначально ориентированы на глубокую математическую подготовку, а педагогические навыки, как считается, будут сформированы с опытом.

Однако в последние годы наблюдается тенденция снижения наборов на физико-математические аспирантские специальности, а следовательно, сокращается приток молодых кандидатов наук на университетские кафедры. На многих общематематических кафедрах в инженерно-технических, сельскохозяйственных, экономических вузах возникает та же проблема кадрового потенциала.

С другой стороны, в связи с переходом на многоуровневую систему подготовки появились и нормативные проблемы, связанные с тем, что бакалавры, в отличие от специалистов, формально не обладают достаточными компетенциями для работы в профессиональном образовании.

Таким образом, еще одной из важнейших задач, которую должна решать магистратура, является формирование действенной системы подготовки преподавателей высшей школы, поскольку целевая функция математических магистерских программ — подготовка профессионалов, способных осуществлять продуктивную профессиональную научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность.

В связи с вышесказанным особое значение приобретает проблема расширения спектра программ профессиональной подготовки магистров по математическим направлениям, обеспечивающих формирование корпуса научных и научно-педагогических кадров, в том числе и для системы профессионального образования. К их числу мы относим так называемые математико-педагогические программы, реализуемые в Кубанском государственном университете: «Преподавание математики и информатики» (направление подготовки «Математика») и «Информационные технологии в образовании» (направление подготовки «Математика и компьютерные науки»).

Актуальность реализации указанных математикопедагогических программ на математических направлениях в классическом университетском образовании на современном этапе обусловлена также еще одним важным фактором. Дело в том, что выпускники педагогических специальностей, а сейчас бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» с математическим профилем, имеют возможность работать только в средней школе, при этом преподавание специализированных, элективных курсов в профильных классах во многих случаях зачастую не соответствует их квалификационным характеристикам. Обладая достаточными профессиональными педагогическими компетенциями, выпускники педагогических бакалавриатов часто проигрывают ба-калаврам-математикам в математической подготовке. В связи с этим представляется целесообразным обучение бакалавров педагогического образования на представленных выше математико-педагогических программах.

Остановимся чуть более подробно на так называемых математико-педагогических магистерских программах, которые исторически восходят к стандартам второго поколения [4, с. 32].

В государственных стандартах второго поколения по направлениям «Математика», «Математика. Компьютерные науки», «Математика. Прикладная математика» аннотирована магистерская программа «Информационные технологии в образовании». Основными ее разделами могут являться дополнительные разделы методики преподавания математики и информатики, методы и технологии создания обучающих программ, методология и технология дистанционного образования.

Магистерская программа «Преподавание математики и информатики» была аннотирована в государственных стандартах по направлениям «Математика», «Математика. Прикладная математика». Основными разделами программы могут являться дополнительные разделы алгебры, геометрии, теории чисел и математического анализа, элементарная математика, методика преподавания математики и информатики, дополнительные разделы педагогики и психологии, история математики.

Таким образом, современные математические магистерские программы, наряду с высокопрофессиональной подготовкой в области математики, овладением устойчивыми навыками научной деятельности, призваны обеспечить формирование эффективной системы подготовки преподавателей математики для высшей школы.

В Кубанском государственном университете в течение ряда лет осуществляется подготовка магистров по программе «Информационные технологии в образовании».

Актуальность организации и реализации этой программы обусловлена тем, что активное использование информационных технологий во всех сферах научнопедагогической деятельности человека требует подготовки квалифицированных специалистов в области применения информационных технологий в образовании. Данная магистерская программа обеспечивает формирование профессиональных компетенций магистра в области теории и практики использования информационных технологий в математическом и педагогическом образовании.

Направления научно-исследовательской и научнопедагогической деятельности магистров — информационные технологии в науке и образовании; научноматематические основы курса математики; методы и технологии создания обучающих программ; методология и технология дистанционного обучения математике и информатике; методы и инструментальные средства программирования, ориентированные на создание образовательных ресурсов; проектирование учебно-информационных комплексов и их применение в научно-методической и управленческой деятельности в образовании.

В структуру образовательной программы магистратуры включены базовые, специальные дисциплины и дисциплины по выбору, осваивая которые, магистры формируют и совершенствуют весь спектр профессиональных компетенций магистров математики.

В процессе освоения магистерской программы магистранты получают знания о современных направлениях развития математики и компьютерных наук, компьютерных технологиях в науке и образовании, методах получения, обработки и хранения научной информации с помощью информационных технологий, технологиях программирования, а также о со-

временных методах использования компьютерных технологий в профессионально-математической деятельности.

Магистранты защищают выпускные квалификационные работы, в которых исследуются актуальные вопросы науки и образования, многие результаты представлены в научных публикациях. В качестве примеров научно-исследовательской деятельности отметим следующую проблематику: конструирование учебно-информационных комплексов по математике и информатике, в том числе web-ресурсов, для дистанционных форм обучения, для профессионально-математической ориентационной работы с абитуриентами; разработка и применение модели обучаемого при конструировании образовательных ресурсов; применение современных программных языков, платформ и компьютерных сред для конструирования электронных дидактических ресурсов и др.

К математико-педагогической магистерской программе следует отнести и магистерскую программу «Преподавание математики и информатики». В западноевропейских университетах такая программа называется Master of Arts in Education.

Магистерская программа «Преподавание математики и информатики» ориентирована на профессионально-педагогическую подготовку математиков. В процессе ее освоения студенты формируют навыки как научно-исследовательской, так и научно-педа-

гогической деятельности в области преподавания дисциплин физико-математического цикла.

Основными разделами магистерской программы являются современные направления развития математики, научные основы курса математики, современные разделы теории и методики обучения математике и информатике, математические основы информатики, технология проектирования элективных курсов по математике и информатике, интерактивные технологии в образовательном процессе, дополнительные разделы алгебры, геометрии, теории чисел и математического анализа, элементарная математика, а также педагогика и психология.

В заключение отметим, что опыт реализации математико-педагогических магистерских программ на факультете математики и компьютерных наук Кубанского государственного университета показывает эффективность подготовки в рамках этих программ преподавателей математики и информатики высшей квалификации, что подтверждается заключениями экспертов, сделанными ими в процессе аккредитации этих программ. Кроме того, представляется важным осуществление в магистерских программах такого подхода к формированию профессиональных педагогических компетенций, при котором они формируются на основе сквозных траекторий профессионально-педагогической подготовки математиков (бакалавр + магистр) в двухуровневой структуре высшего профессионального образования.

Библиографический список

1. Стефанова Н. Л. Проектирование содержания магистерской программы для подготовки современного учителя математики // Проблемы теории и практики обучения математике : сборник научных работ, представленных на Международную конференцию «66-е Герценовские чтения». — СПб., 2013.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 010100 «Математика» [Электронный ресурс]. — URL: www. Минобрнауки.рф/документы/924.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Математика и компьютерные нау-

ки» [Электронный ресурс]. — URL: %'%гмг. Минобрнауки. рф/документы/924.

4. Грушевский С. П., Андрафанова Н. В. Реализация математико-педагогических магистерских программ в рамках направления «Математика» и «Математика и компьютерные науки» // Проблемы теории и практики обучения математике : сборник научных работ, представленных на Международную конференцию «66-е Герценовские чтения». — СПб., 2013.

5. Грушевский С. П. О формировании педагогических компетенций в современных образовательных программах профессиональной подготовки математиков // Теория и практика общественного развития. — 2012. — № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.