Научная статья на тему 'О методических аспектах разработки примерных образовательных программ высшего образования'

О методических аспектах разработки примерных образовательных программ высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
426
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПРИМЕРНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL STANDARDS / EXEMPLARY EDUCATIONAL PROGRAMS / COMPETENCY-BASED APPROACH / WORKING FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Ирина Владимировна, Дудаков Сергей Михайлович, Язенин Александр Васильевич, Солдатенко Илья Сергеевич

Статья посвящена методическим аспектам разработки примерных образовательных программ высшего образования. Работа содержит перечень оптимизированных общепрофессиональных компетенций выпускников программ бакалавриата и магистратуры в рамках укрупненной группы направлений и специальностей подготовки (УГНС) 2 Компьютерные и информационные науки области образования “Математические и естественные науки”. Проведен анализ профессиональных стандартов (ПС) на предмет соответствия оптимизированных общепрофессиональных компетенций (ООПК) обобщенным трудовым функциям (ОТФ) и трудовым функциям (ТФ), имеющим отношение к профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата и магистратуры. Для каждой ООПК составлена карта компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарова Ирина Владимировна, Дудаков Сергей Михайлович, Язенин Александр Васильевич, Солдатенко Илья Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the methodological aspects of the development of exemplary educational programs for higher education. The work contains a list of optimized general competencies (OGC) for bachelor and master programs graduates within AGPD 2 (aggregated group of professions and directions) “Computer and Information Sciences” of education field "Math and Natural Sciences". An analysis of compliance of general professional competencies with optimized generalized labor functions and labor functions related to the professional activity of graduates of bachelor and master programs was carried out. Map of competencies was developed for each optimized professional competence.

Текст научной работы на тему «О методических аспектах разработки примерных образовательных программ высшего образования»

О методических аспектах разработки примерных образовательных программ высшего образования

Захарова Ирина Владимировна к.ф.-м.н., доцент кафедры математической статистики и системного анализа, зам. декана ф-та прикладной математики и кибернетики, Тверской государственный университет, ул. Желябова, 33, г. Тверь, 170100, (4822) 58-54-10 zakhar [email protected]

Дудаков Сергей Михайлович д.ф.-м.н., профессор, зав. кафедрой информатики, ф-т прикладной математики и кибернетики, Тверской государственный университет, ул. Желябова, 33, г. Тверь, 170100, (4822) 58-54-10 sergeydudakov@yandex. ru

Язенин Александр Васильевич д.ф.-м.н., профессор, декан ф-та прикладной математики и кибернетики, Тверской государственный университет, ул. Желябова, 33, г. Тверь, 170100, (4822) 58-54-10

Alexander.Yazenin@tversu. ru

Солдатенко Илья Сергеевич к.ф.-м.н., нач. отдела информационных технологий, доцент кафедры информационных технологий, зам. декана ф-та прикладной математики и кибернетики Тверской государственный университет, ул. Желябова, 33, г. Тверь, 170100, (4822) 58-57-43 [email protected]

Аннотация

Статья посвящена методическим аспектам разработки примерных образовательных программ высшего образования. Работа содержит перечень оптимизированных общепрофессиональных компетенций выпускников программ бакалавриата и магистратуры в рамках укрупненной группы направлений и специальностей подготовки (УГНС) 2 Компьютерные и информационные науки области образования "Математические и естественные науки". Проведен анализ профессиональных стандартов (ПС) на предмет соответствия оптимизированных общепрофессиональных компетенций (ООПК) обобщенным трудовым функциям (ОТФ) и трудовым функциям (ТФ), имеющим отношение к профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата и магистратуры. Для каждой ООПК составлена карта компетенций.

The article is devoted to the methodological aspects of the development of exemplary educational programs for higher education. The work contains a list of optimized general competencies (OGC) for bachelor and master programs graduates within AGPD 2 (aggregated group of professions and directions) "Computer and Information Sciences" of education field "Math and Natural Sciences". An analysis of compliance of general professional competencies with optimized generalized labor functions and labor functions related to the professional activity of graduates

Ключевые слова

общепрофессиональные компетенции, профессиональные стандарты, примерные образовательные программы, компетентностный подход, трудовые функции;

general professional competence, professional standards, exemplary educational programs, competency-based approach, working functions.

Введение

Система государственной стандартизации программ высшего образования, действующая с середины 90-х годов, с момента введения федеральных государственных стандартов (ФГОС 3) все дальше уходит от жесткого нормирования содержания образования в виде заданного набора дисциплин с фиксированной трудоемкостью (государственные образовательные стандарты ГОС-1, ГОС-2) и переходит к рамочной регламентации структуры образовательных программ, условий их реализации и результатов освоения (ФГОС 3, ФГОС 3+, в перспективе ФГОС 4) [1]. Так, например, ГОС-2 содержали цикловую структуру: цикл ГСЭ - Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; цикл ЕН - Общие математические и естественнонаучные дисциплины; цикл ОПД - Общепрофессиональные дисциплины; ДС - Дисциплины специализации; ФТД - Факультативные дисциплины.

Центральное место в ГОС-2 занимал Раздел 4. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки. Таблица 1 содержит ГОС-2 по направлению 010500.62 - Прикладная математика и информатика бакалавра прикладной математики и информатики в части требований к минимуму содержания.

Таблица 1.

Индекс Наименование дисциплин и их основные разделы Всего часов

ЕНФ Общие математические и естественно-научные дисциплины 2076

ЕНФ.01 Математика: 1173

ЕНФ.01.1 Математический анализ: функции одной и нескольких переменных (непрерывность, дифференциальное и интегральное исчисление, задачи на экстремум); функциональные последовательности и ряды; ряд Фурье и преобразование Фурье, функции комплексной переменной; мера и интеграл Лебега 816

ЕНФ.01.2 Геометрия и алгебра: аналитическая геометрия; теория матриц; системы линейных алгебраических уравнений; линейные пространства и операторы; элементы общей алгебры 357

ОПДФ Общепрофессиональные дисциплины направления 2248

ОПД.Ф.01 Дифференциальные уравнения: общая теория дифференциальных уравнений и систем; задача Коши и краевые задачи; линейные уравнения и системы; теория устойчивости; уравнения в частных производных первого порядка. 204

Сближение национальных систем образования в рамках Европейского Союза важная веха в глобальном развитии высшей школы в 21 веке. Официальной датой начала процесса сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого образовательного пространства высшего образования принято считать 19 июня 1999 года, когда была подписана Болонская декларация. Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году. В результате присоединения образовательные процессы в большинстве европейских стран в настоящее время находятся в процессе реформирования. Вузам поставлена задача гармонизации образовательных программ (их "настройке" друг на друга). В этой связи, Государственные Образовательные Стандарты претерпевают переосмысление и значительные изменения.

Методические аспекты разработки примерных образовательных программ высшего образования

С введением федеральных государственных стандартов 3 - го поколения (ФГОС 3, 2011 г.) российские вузы получают все большую самостоятельность в формировании основных образовательных программ, в выборе содержания, форм и методов обучения, что позволяет им конкурировать на рынке образовательных услуг, реагировать на запросы рынка труда и работодателей. В отличие от ГОС-2 ФГОС 3 включает требования к результатам освоения образовательных программ в виде набора универсальных и профессиональных компетенций выпускника, предусматривает оценку трудоемкости учебной работы в зачетных единицах. При этом выявились следующие недостатки федеральных государственных стандартов:

• перечни общекультурных компетенций не унифицированы по количеству и значительно отличаются даже для родственных направлений подготовки;

• перечни профессиональных компетенций в большинстве ФГОС избыточны и плохо структурированы по видам профессиональной деятельности выпускников, при этом не выделено "ядро" направления подготовки;

• результаты обучения по отдельным элементам образовательной программы слабо коррелируются с набором компетенций, заданных во ФГОС;

• цикловая структура ООП и объемы трудоемкости циклов в зачетных единицах (ФГОС, Раздел 6) не позволяют вузам проектировать модульные (вертикальные) элементы образовательных программ (Европейская система накопления и переноса академических кредитов, Руководство ECTS (2009)) [1, 2].

Актуализированные стандарты ФГОС 3+ (2014 г.) в значительной степени избавлены от выявленных недочетов, а именно:

• определены понятия "базовая " и "вариативная" части образовательной программы ("базовая " часть определена как часть, обеспечивающая общепрофессиональную и общекультурную подготовку обучающегося в рамках направления подготовки; "вариативная" часть - часть,

обеспечивающая профильную подготовку в зависимости от направленности (профиля) программы);

• указаны требования к соотношениям объемов "базовой" и "вариативной" частей;

• убрано требование к цикловой структуре образовательных программ;

• сделана попытка максимально унифицировать общекультурные компетенции по уровням образования, и как следствие, универсальные компетенции установлены во ФГОС едиными для каждого уровня образования (бакалавриат - 9 общекультурных компетенций, специалитет, магистратура);

• в каждом направлении выделено "ядро" общепрофессиональных компетенций, остальные профессиональные компетенции четко разнесены под различные виды профессиональной деятельности;

• указано, что при разработке образовательной программы организация выбирает один или несколько основных видов деятельности, на которые ориентируется ОП;

• четко разделены понятия "компетенции выпускников" и "планируемые результаты обучения".

Еще одной важной особенностью ФГОС 3+ является введение аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры и ассистентуры - стажировки в уровни высшего образования.

В соответствии с 273-ФЗ образовательная организация самостоятельно при разработке ООП определяет распределение учебного содержания по дисциплинам и модулям и устанавливает последовательность их освоения.

Изначально ФГОС 3+ должны были содержать указания на соответствие профессиональным стандартам. На сегодняшний день профессиональные стандарты в большинстве областей профессиональной деятельности еще не утверждены, поэтому ФГОС 3+ не имели возможности сформулировать профессиональные компетенции выпускников с ориентацией на обобщенные трудовые функции (виды профессиональной деятельности), заданные конкретными профессиональными стандартами (ПС). Анализ структуры уже утвержденных ПС показал невозможность установить взаимно однозначное соответствие между областями профессиональной деятельности и образовательными областями. Поэтому во ФГОС 3+ выделено «ядро» подготовки в виде универсальных (общекультурных) компетенций и общепрофессиональных компетенций (не зависящих от конкретного вида профессиональной деятельности, к которому готовится обучающийся, и от направленности (профиля) программы). «Ядро» подготовки определяет «базовую» часть образовательной программы, которая носит достаточно фундаментальный и неизменяемый характер. «Вариативная часть» программы должна быть ориентирована на конкретные обобщенные трудовые функции или вид (виды) профессиональной деятельности, заданные профессиональными стандартами (при их наличии), Эта часть программы должна быть легко обновляемой и адаптируемой под новые запросы рынка труда [3]. На Рис.1 представлена структура перечня областей образования, содержащих указанное количество укрупненных групп направлений и специальностей и, наконец, общее число всех направлений подготовки и специальностей (НПиС) по конкретной области образования. Основой данного перечня является гармонизация с европейскими подходами: FOS 2007 (классификация науки и техники) и МСКО (международная стандартная классификация образования), принятая в 2011 году на 36-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО.

Основа -гармонизация с европейскими подходами (FOS 2007, МСКО 2011)

Области образования

УГНС

Математические и естественные науки

Введение аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры и ассистентуры -стажировки в уровни высшего образования

Здравоохранение и медицинские науки

Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки

Науки об обществе

Образование и педагогические науки

Искусство и культура

Гуманитарные науки

Оборона и безопасность государства. Военные науки

23

НПиС

6 N

V

50

245

У V

113

S 2 N

ч J

30

65

11

94

34

21

5

7

1

6

5

2

Рис.1. Структура перечня областей образования

При разработке новых и обновлении действующих основных образовательных программ (ООП) и примерных основных образовательных программ (ПООП) многие разработчики воспользовались методикой и пошаговым алгоритмом создания образовательных программ, разработанным на основе методологии Tuning и адаптированным к требованиям ФГОС 3+ в рамках реализации проекта "Tuning Russia" (2010-2013 г.г., Ключевые ориентиры для разработки образовательных программ в 9 предметных областях) [4]. Кроме того, будет полезным при разработке образовательных программ документ Европейского общества инженерного образования (European Society for Engineering Education, SEFI), который устанавливает квалификационные рамки для учебных планов математических дисциплин, содержит уровни и цели обучения, разделы о преподавании математики, формах оценивания, описание результатов обучения [5, 6].

Целью создания примерных образовательных программ (ПООП) является подготовка методической базы разработки основных образовательных программ на основе рамочных ФГОС 3+ и ФГОС 4.

ПООП содержат инструкции по превращению требований образовательных стандартов в формулировки результатов обучения образовательных программ; содержат инструкции учета требований профессиональных стандартов; задают алгоритм построения модульной структуры учебного плана основной профессиональной образовательной программы. Важными компонентами примерных программ являются необходимые оценочные средства, рекомендуемые образовательные технологии, требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса для расчета нормативов финансирования.

Данный подход не предполагает превращения примерной программы в типовую и не является основой для процедур аккредитации.

Структура примерной образовательной программы подразумевает наличие следующих разделов:

Раздел 1. Общая характеристика образовательной программы. В разделе указываются характеристики программы, установленные нормативными правовыми актами, включая перечень профессиональных стандартов, с учетом которых разработана примерная программа.

Раздел 2. Результаты освоения образовательных программ. Раздел содержит перечень общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций (последние в инициативном порядке), приведенных на уровне ФГОС в соответствие с требованиями профессиональных стандартов для соответствующих обобщенных трудовых функций, трудовых функций (трудовых действий).

Раздел 3. Структура и содержание образовательных программ

• характеристика рекомендуемой структуры примерной программы в части формирования УК (ОК)/ОПК и ПК (в инициативном порядке) с указанием примерной трудоемкости ее элементов (базовый примерный учебный план);

• примерный календарный учебный график (карту-схему), устанавливающий взаимосвязи результатов освоения универсальных и общепрофессиональных компетенций на протяжении всего периода обучения;

• рекомендации разработчикам примерной программы по форматам и содержанию образовательных модулей (примерные учебные программы).

Раздел 4. Условия реализации образовательных программ

• описание кадровых условий (требования к профессионально-педагогической компетентности педагогических кадров);

• характеристика педагогических подходов, рекомендованных к применению при разработке и реализации примерной программы , включая особенности, связанные с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, инклюзивного образования, сетевого обучения, обучения на базовых кафедрах;

• требования к материально-техническим условиям (включая минимальный перечень необходимого оборудования, обеспечивающего возможность освоения компетенций);

• примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

Раздел 5. Оценка результатов освоения образовательной программы

• рекомендации по содержанию, формам и методам проведения промежуточной и итоговой аттестации [3].

В данной статье представлена попытка авторов разработать примерную основную образовательную программу, направленную на формирование общепрофессиональных и универсальных компетенций для УГНС 2 Компьютерные и информационные науки. В данную УГНС входят следующие направления подготовки: бакалавриат:

02.03.01 Математика и компьютерные науки;

02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии;

02.03.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем.

Магистратура:

02.04.01 Математика и компьютерные науки;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

02.04.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии;

02.04.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем.

Анализ общепрофессиональных компетенций направлений подготовки бакалавриата позволил сформировать следующий перечень ООПК:

Уровень подготовки - бакалавриат: ОПК-1 (Б_02) - уметь применять знания в области фундаментальной и прикладной математики при разработке программного обеспечения;

ОПК -II (Б_02) - уметь разрабатывать, анализировать и программно реализовывать

алгоритмы для решения задач профессиональной деятельности;

ОПК-Ш (Б_02) - уметь применять современные информационно-коммуникационные

технологии для решения задач профессиональной деятельности.

В Таблице 2 представлен переходник для оптимизированных

общепрофессиональных компетенций для программ бакалавриата и

соответствующих им общепрофессиональных компетенций из ФГОС ВО.

Таблица 2.

Переходник

Оптимизированные ОПК для программ бакалавриата (Б) УГСН (02) ОПК из ФГОС ВО

ОПК-1 (Б_02) уметь применять знания в области фундаментальной и прикладной математики при разработке программного обеспечения ОПК-1 _ 02.03.01 Математика и компьютерные науки ОПК-1 _ 02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии ОПК-1 _ 02.03.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем ОПК-2 _ 02.03.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем

ОПК -II (Б_02) уметь разрабатывать, анализировать и программно реализовывать алгоритмы для решения задач профессиональной деятельности ОПК-4 _ 02.03.01 Математика и компьютерные науки ОПК-3 _ 02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии ОПК-3 _ 02.03.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем ОПК-7_02.03.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем ОПК-8_02.03.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем

ОПК-11_02.03.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем

ОПК-Ш (Б_02) уметь применять современные информационно-коммуникационные технологии для решения задач профессиональной деятельности ОПК-2 _ 02.03.01 Математика и компьютерные науки ОПК-2 _ 02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии ОПК-4 _ 02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии ОПК-4 _ 02.03.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем ОПК-5_02.03.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем ОПК-6_02.03.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем ОПК-8_02.03.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем ОПК-9_02.03.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем ОПК-10_02.03.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем ОПК-11_02.03.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем

Механизм приведения отдельных разделов ФГОС ВО в соответствие с утвержденными профессиональными стандартами

С учетом ПС подлежат актуализации следующие разделы действующих ФГОС ВО:

• характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших образовательную программу, включающая характеристику области профессиональной деятельности, перечисление объектов, видов и задач профессиональной деятельности;

• требования к результатам освоения ООП.

Для этого необходимо отобрать профессиональные стандарты, обобщенные трудовые функции (ОТФ) из них, имеющие отношение к профессиональной деятельности выпускников.

Отбор ПС осуществляется на основе анализа:

• видов профессиональной деятельности, описанных в ПС;

• уровня квалификации, указанного в ПС в целях сопряжения с уровнем высшего образования.

В таблице 3 указан уровень высшего профессионального образования и соответствующий ему уровень квалификации из ПС.

Таблица 3.

Уровень высшего профессионального образования Уровень квалификации

Бакалавриат Не ниже 6 уровня

Специалитет, магистратура Не ниже 7 уровня

Подготовка кадров высшей квалификации Не ниже 8 уровня

Актуализация характеристики профессиональной деятельности

В профессиональных стандартах понятие "область профессиональной деятельности" не применяется. Как следствие, необходимые изменения в описание области профессиональной деятельности вносятся на основе анализа раздела 1 "Группа занятий" и графе "Отнесение к видам экономической деятельности ". Кроме того, в ПС не применяется понятие "объект профессиональной деятельности". Это означает, что при определении перечня объектов профессиональной деятельности необходимо проанализировать раздел 2 "Описание трудовых функций", раздел 3 "Характеристика обобщенных трудовых функций", выделив в них наиболее значимые объекты профессиональной деятельности. Понятие "вид

профессиональной деятельности " в ПС и во ФГОС 3+ имеет различное содержание. В этом случае при описании задач профессиональной деятельности рекомендуется учитывать обобщенные трудовые функции в профессиональных стандартах, отобранных для разработки ФГОС.

Таблица 4 содержит перечень профессиональных стандартов, которые использовались при разработке примерной ООП по УГНС 2 .

Таблица 4.

Профессионал ьный стандарт Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Федеральный государственный образовательный стандарт

Программист от 18 ноября 2013 г. № 679н 02.03.01 Математика и компьютерные науки 02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии 02.03.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем 02.04.01 Математика и компьютерные науки 02.04.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии 02.04.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем

Специалист по информационн ым системам от 18 ноября 2014 г. № 896н 02.03.01 Математика и компьютерные науки 02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии 02.03.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем 02.04.01 Математика и компьютерные науки 02.04.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии 02.04.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем

Архитектор программного обеспечения от 7 апреля 2014 г. № 228н 02.04.01 Математика и компьютерные науки 02.04.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии 02.04.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем

Специалист по от 11 апреля 02.03.01 Математика и компьютерные науки

тестированию в области информационн ых технологий 2014 г. № 225н 02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии 02.03.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем 02.04.01 Математика и компьютерные науки 02.04.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии 02.04.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем

Администрато р баз данных от 17 сентября 2014 г. № 647н 02.03.01 Математика и компьютерные науки 02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии 02.03.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем 02.04.01 Математика и компьютерные науки 02.04.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии 02.04.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем

Сопоставим трудовые функции из отобранных профессиональных стандартов с полученным перечнем оптимизированных общепрофессиональных компетенций. В таблице 5 представлено соответствие ООПК трудовым функциям из профессиональных стандартов.

Таблица 5.

Соответствие оптимизированных компетенций трудовым функциям из профессиональных стандартов

Оптимизированны Трудовые Трудовые Трудовые Трудовые

е функции ПС функции ПС функции функции ПС

компетенции «Программис «Администра ПС «Специалист по

т» тор баз «Специалис ИС»

данных» т по

тестировани

ю в области

ИТ»

ОПК-1 (Б_02) А/01.3 ^01.4

уметь применять B/01.4 A/12.4

знания в области B/02.4 A/16.4

фундаментальной B/06.5

и прикладной B/26.5

математики при

разработке

программного

обеспечения

ОПК -II (Б_02) А/01.3 A/02.4, А/03.4,

уметь A/02.3 A/06.4, A/11.4,

разрабатывать, A/05.3 B/07.5, B/08.5,

анализировать и B/01.4 B/09.5, B/10.5,

программно B/02.4 B/13.5,B/19.5,

реализовывать B/04.4 B/20.5,B/21.5

алгоритмы для B/05.4

решения задач

профессиональной

деятельности

ОПК-Ш (Б_02) A/02.3 Л/01.4 Л/01.4 Л/03.4, A/04.4,

уметь применять A/03.3 Л/02.4 Л/02.4 Л/05.4, A/06.4,

современные A/04.3 Л/03.4 Л/03.4 Л/08.4, A/09.4,

информационно- A/05.3 Л/04.4 A/10.4, A/11.4,

коммуникационны B/03.4 Л/05.4 A/13.4, A/14.4,

е технологии для B/04.4 Л/06.4 A/15.4, A/17.4,

решения задач B/05.4 Л/07.4 A/19.4, B/01.5,

профессиональной B/02.5, B/06.5

деятельности B/10.5, B/11.5, B/12.5, B/13.5, B/14.5, B/16.5, B/17.5, B/18.5, B/19.5, B/22.5, B/23.5, B/24.5, B/25.5, B/27.5, B/32.5, B/33.5, B/34.5

В результате анализа списка общепрофессиональных компетенций направлений подготовки магистратуры УГСН 2 Компьютерные и информационные науки получен следующий перечень оптимизированных ОПК:

Уровень подготовки - магистр: ОПК-! (М_02) - уметь применять и совершенствовать знания в области фундаментальной и прикладной математики при разработке программного обеспечения;

ОПК-П (М_02) - уметь разрабатывать, анализировать и программно реализовывать

алгоритмы для решения задач профессиональной деятельности;

ОПК-Ш (М_02) - владение современными информационно-коммуникационными

технологиями для решения задач профессиональной сферы деятельности и их

совершенствование.

В Таблице 6 представлен переходник для оптимизированных общепрофессиональных компетенций для программ магистратуры и соответствующих им общепрофессиональных компетенций из ФГОС ВО.

Таблица 6.

Переходник_

Оптимизированные ОПК для программ магистратуры (М) УГСН (02) ОПК из ФГОС ВО

ОПК-1 (М_02) уметь применять и совершенствовать знания в области фундаментальной и прикладной математики при разработке программного обеспечения ОПК-1 _ 02.04.01 Математика и компьютерные науки ОПК-3_02.04.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии

ОПК-11 (М_02) уметь разрабатывать, анализировать и программно реализовывать алгоритмы для решения задач профессиональной деятельности ОПК-2 _ 02.04.01 Математика и компьютерные науки ОПК-3 _ 02.04.01 Математика и компьютерные науки ОПК-4_02.04.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем ОПК-6_02.04.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем ОПК-9_02.04.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем ОПК-10_02.04.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем ОПК-12_02.04.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем

ОПК-Ш (М_02) владение современными информационно-коммуникационными технологиями для решения задач профессиональной сферы деятельности и их совершенствование ОПК-3 _02.04.01 Математика и компьютерные науки ОПК-3_02.04.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии ОПК-5_02.04.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем ОПК-7_02.04.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем ОПК-8_02.04.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем ОПК-10_02.04.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем ОПК-11_02.04.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем ОПК-12_02.04.03 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем

Соответствие оптимизированных ОПК трудовым функциям из выбранных профессиональных стандартов представлено в Таблице 7.

Оптимизированные компетенции Трудовые функции ПС «Программист» Трудовые функции ПС «Администратор баз данных» Трудовые функции ПС «Специалист по тестированию в области ИТ» Трудовые функции ПС «Специалист по информационным системам» Трудовые функции ПС «Архитектор программного обеспечения»

ОПК-1 (М 02) Б/01.6 В/01.5 В/01.5 С/01.6 А/01.4, А/05.4,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

уметь применять и С/12.5 В/04.5 С/08.6 А/06.4, А/12.4,

совершенствовать С/13.5 С/02.5 С/09.6 С/01.4, Б/01.5,

знания в области С/04.6 С/11.6 Б/02.5, Б/03.5,

фундаментальной и С/12.6 Б/04.5. Е/01.5,

прикладной С/13.6 Е/02.5, Е/16.5

математики при С/27.6

разработке С/28.6

программного

обеспечения

ОПК-11 (М_02) уметь разрабатывать, анализировать и программно реализовывать алгоритмы для решения задач профессиональной деятельности С/01.5 С/02.5 Б/01.6 Б/02.6 Б/03.6 В/01.5 В/02.5 В/03.5 В/05.5 В/06.5 С/08.5 С/12.5 С/14.5 Б/01.6 Б/03.6 Б/04.6 Б/06.6 В/01.5 В/04.5 С/02.6 С/04.6 С/14.6 С/15.6 С/16.6 С/17.6 С/18.6 С/21.6 С/25.6 С/27.6 С/28.6 С/33.6 С/40.6 А/01.4, А/02.4, А/03.4, А/04.4, А/06.4, А/09.4, А/10.4, А/11.4, А/12.4, А/13.4, А/14.4, А/15.4, А/17.4, С/01.4, С/03.4, Б/03.5, Б/04.5, Е/01.5, Е/02.5, Е/03.5, Е/04.5, Е/05.5, Е/06.5, Е/07.5, Е/09.5, Е/10.5, Е/11.5, Е/12.5, Е/13.5, Е/14.5,

E/15.5, E/19.5

ОПК-Ш (М_02) D/02.6 B/01.5 B/02.5 C/02.6 ^02.4

владение B/02.5 B/03.5 C/10.6 ^05.4

современными B/03.5 B/05.5 C/18.6 ^06.4

информационно- B/04.5 C/21.6 ^07.4

коммуникационными B/05.5 еУ24.6 ^08.4

технологиями для ^01.5 C/25.6 ^09.4

решения задач ^02.5 C/30.6 A/10.4

профессиональной а03.5 C/31.6 A/16.4

сферы деятельности и ^04.5 C/35.6 C/02.4

их совершенствование ^05.5 а37.6 C/03.4

а06.5 C/38.6 E/07.5

^07.5 C/39.6 E/08.5

^09.5 C/40.6 E/16.5

^10.5 C/41.6 E/17.5

е/11.5 Ш8.6 E/18.5

е/14.5 C/49.6 F/01.5

C/15.5 F/02.5

C/16.5 G/01.5

е/17.5 G/02.5

D/02.6 G/03.5

D/03.6

D/05.6

Одним из ключевых моментов примерной ООП является оценивание компетенций, составляющих вид деятельности. Важно провести интегральную, комплексную оценку компетенций, а не отдельных умений и знаний их составляющих. Для каждой компетенции необходимо составить "карту" компетенции. Ниже приводятся карты оптимизированных общепрофессиональных компетенций для УГНС 2.

Компетенция: ОПК -I (Б_02) сквозная

уметь применять знания в области фундаментальной и прикладной математики при разработке программного обеспечения - бакалавриат;

уметь применять и совершенствовать знания в области фундаментальной и прикладной математики при разработке программного обеспечения -магистратура

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЕТЕНЦИИ

общепрофессиональная компетенция выпускника образовательной программы из укрупненной группы направлений подготовки (специальностей) высшего образования «Компьютерные и информационные науки», уровень ВО бакалавриат, магистратура.

Компетенция является базовой для последующего формирования профессиональных компетенций.

Планируе мые Критерии оценивания результатов обучения

результат ы обучения (показател и достижени я

Этап (уровень)

освоения компетенци 1 2 3 4 5

и заданного уровня освоения компетенц ий)

З (ОПК- Не Имеет Знает В В полном

II) -11: знает общее некотор основном объеме

знать представ ые знает знает

базовые ление о базовые базовые базовые

математи базовых понятия понятия и понятия

ческие понятия и методы и методы

понятия и х и методы

Первый этап (уровень) Умение методы методах

У (ОПК- II) -11: Не Умеет Умеет Уверенно Умеет

умее применя применя применяет сочетать

применять базовые уметь т ть ть стандартн различны

применят отдельн некотор ые методы е знания

математиче ские навыки ь фундамен ые приемы ые стандарт при решении при решении

тальные решения ные прикладн прикладн

математи приклад методы ых задач ых задач

ческие ных в

знания при задач полном

решении объеме

прикладны при

хзадач решении приклад ных задач

Второй этап З (ОПК- Не Знает Знает Знает Знает в

(уровень) II) -21: знает некоторы основны основные полном

Способность знать е приемы е алгоритм объеме

применять математи решения алгорит ы алгоритм

математиче ческие математи мы решения ы

ские методы алгоритм ческих решения математич решения

при ы решения задач математ еских математи

разработке прикладны некоторы ических задач ческих

программног хзадач х классов задач различных задач

о некотор классов различны

обеспечения ых х классов

(ПО) классов

У (ОПК- Не Умеет Способе Умеет Умеет

III) - 21: умее формали н строить строить

уметь т зовать формали формализ формализ

формализо отдельн зовать ацию ацию

вывать ые этапы некотор различных различны

математи алгорит ые алгоритмо х

ческий мов классы в алгоритм

алгоритм алгорит мов в полном объеме ов различны ми способам и

У (ОПК- Не Умеет Умеет Способен Способен

III) - 22: умее строить строить построить комбини

уметь т отдельн модель адекватну ровать

строить ые типовой ю модель различны

математи элемент задачи задачи е

ческие ы предмет предметно математи

модели математ ной й области ческие

задач ической области методы

предметы модели при

ой задачи построен

области предмет ной области ии моделей задач предметн ой области

В (ОПК- Не Имеет Владеет Владеет Владеет

III) - 2: влад представл базовым приемами навыкам

владеть еет ение о и работы с и работы

программы специализ приемам программ с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ым ированно и работы ным различны

обеспечен м ПО с обеспечен м ПО при

ием (ПО) програм ием решении

при мным некоторых математи

решении обеспече классов ческих

математи нием задач

ческих некотор

задач ых классов

Третий этап У (ОПК- Не Способе Умеет Умеет Умеет

(уровень) 3) - III1: умее н указать адаптиров адаптиро

Способность уметь т указать направле ать вать

совершенств совершенс недостат ния имеющиес имеющие

овать твовать ки развития я методы ся

существующ существу существ имеющи к методы к

ие и ющие ующих хся особеннос особенно

развивать математи методов методов тям задач стям

новые ческие для отдельных задач

математиче методы решения классов различны

скиезнания некотор х классов

и методы ых

задач

В (ОПК-3) Не Владеет Способе Способен Способен

- III1: влад навыкам н критическ получать

владеть еет и поиска освоить и новые

навыками информа новые проанализ научные

проведени ции о знания ировать результат

я научного новых в новые ы

исследован научных области знания в

ия в достиже фундаме области

области ниях в нтально фундамен

фундамен области й и тальной и

тальной и фундаме приклад прикладно

прикладно нтально ной й

й й и математ математик

математи приклад ики и

ки ной математ ики

Компетенция: ОПК -II (Б_02) сквозная уметь разрабатывать, анализировать и программно реализовывать алгоритмы для решения задач профессиональной деятельности - бакалавриат, магистратура

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЕТЕНЦИИ

общепрофессиональная компетенция выпускника образовательной программы из укрупненной группы направлений подготовки (специальностей) высшего образования «Компьютерные и информационные науки», уровень ВО бакалавриат, магистратура.

Компетенция является базовой для последующего формирования профессиональных компетенций.

Планируе мые Критерии оценивания результатов обучения

результат ы обучения (показател и достижен ия

Этап (уровень)

освоения компетенци 1 2 3 4 5

и заданного уровня освоения компетенц ий)

З (ОПК- Не Знает Знает Знает Знает

II) -1: знает базовые большин некоторые языки

знать констру ство из языков программ

языки кции констру программ ирования

программ хотя бы кций ирования разного

ирования одного языка програм мирован ия хотя бы одного языка програм мирован ия назначени я

З (ОПК- Не Знает Знает Знает Знает все

II) -1: знает отдельн алгорит основные базовые

знать ые мы для алгоритм алгоритм

Первый этап (уровень) Способность программно базовые приемы решения ы для ы для

алгоритм решения некотор решения решения

ы обработк и задач обработ ки ых задач обработ ки задач обработки информац задач обработк и

реализовыва ть базовые информац информа информа ии информац

ии ции ции ии

алгоритмы У (ОПК- Не Способе Умеет Умеет Умеет

II) -1: умеет н реализов реализова реализова

уметь реализов ать ть ть

реализовы ать различн различные различны

вать отдельн ые алгоритм е

алгоритм ые алгорит ы на алгоритм

ы на этапы мы на языке ы на

языке алгорит языке программ нескольки

программ ма програм ирования х языках

ирования мирован ия оптимальн ым образом программ ирования

В (ОПК- Не Владеет Владеет Владеет Владеет

II) -1: владе отдельны основны различны различны

владеть ет ми ми ми ми

ПО для инструме средства средствам средствам

разработк нтами, ми, и и

и применяе применя разработк разработк

мыми при емыми и и для

разработк при разных

е ПО разработ ке ПО платформ

У (ОПК- Не Умеет Умеет Способен Умеет

III) - 21: умеет разрабат разрабат разрабаты разрабаты

уметь ывать ывать вать вать

разрабат некотор закончен отдельные общую

ывать ые ные компонен архитекту

комплексы компоне компоне ты ру и

Второй этап (уровень) Способность разрабатыва ть и анализирова ть программное обеспечение программ нты нты программ архитекту

програм програм ного ру

много комплек са много комплек са комплекса и осуществл отдельны х компонен

ять их интеграци тов программ

ю ного комплекс а

для решения различных задач

В (ОПК-III) - 2: Не владе Владеет простейш Владеет отдельн Владеет различны Владеет различны

владеть ет ими ыми ми ми

приемами приемами приемам приемами приемами

анализа тестирова и тестирова верифика

программ ния ПО тестиров ния ПО ции и

ного ания ПО тестирова

обеспечен ия ния ПО

З (ОПК-3) Не Имеет Знает Знает Знает

- III1: знает общее некотор наиболее различны

знать представ ые существен е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

общие ление б базовые ные критерии

методы эффекти критери критерии оценки и

оценки вности и оценки оценки и соответст

Третий этап эффектив алгорит эффекти соответств вующие

(уровень) ности мов вности ующие им им классы

Способность алгоритм алгорит классы алгоритм

к разработке ов мов алгоритмо ов

новых в

алгоритмов У (ОПК- Не Умеет Умеет Умеет Способен

и оценке их 3) - III1: умеет указать адаптир адаптиров разрабаты

эффективно уметь недостат овать ать вать

сти совершенс ки существ существу алгоритм

твовать имеющи ующие ющие ы

существу хся алгорит алгоритм решения

ющие и алгорит мы для ы для принципи

разрабат мов при решения решения ально

ывать решении конкрет новых новых

новые конкрет ных прикладн задач

алгоритм ных приклад ых задач

ы задач ных задач

В (ОПК- Не Способе Способе Способен Способен

3) - III1: владе н н дать указать

владеть ет определ определ примерну границы

приемами ить ить ю оценку сложност

оценки некотор основны сложности и задачи и

сложност ые е задачи и выбрать

и задач и парамет парамет возможны адекватн

эффектив ры ры й ый

ности эффекти эффекти алгоритм алгоритм

алгоритм вности вности ее ее

ов алгорит мов алгорит мов решения решения

Компетенция: ОПК -III (Б_02) сквозная владение современными информационно-коммуникационными технологиями для решения задач профессиональной сферы деятельности - бакалавриат; владение современными информационно-коммуникационными технологиями для решения задач профессиональной сферы деятельности и их совершенствование - магистратура

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЕТЕНЦИИ

общепрофессиональная компетенция выпускника образовательной программы из укрупненной группы направлений подготовки (специальностей) высшего образования «Компьютерные и информационные науки», уровень ВО бакалавриат, магистратура

Компетенция является базовой для последующего формирования профессиональных компетенций.

Планируе мые Критерии оценивания результатов обучения

результат ы обучения (показател и достижен ия

Этап (уровень) освоения компетенци 1 2 3 4 5

и заданного уровня освоения компетенц ий)

З (ОПК-II) -1: знать классы существу ющего ПО Не зна ет Имеет представлен ие о некоторых классах ПО Знает основны е классы системн ого и приклад ного ПО Знает классы системног о и прикладно го ПО для решения основных задач Знает классы систем ного и прикла дного ПО для решен ия различ ных задач

Первый этап (уровень) Владение базовыми ИКТ З (ОПК-II) -1: знать классы аппаратн ого обеспечен ия Не зна ет Знает некоторые классы аппаратного обеспечени я Знает наиболе е распрост раненны е классы аппаратн ого обеспече ния и их некотор ые парамет ры Знает наиболее распростр аненные классы аппаратно го обеспечен ия и их основные параметр ы Знает различ ные классы аппара тного обеспе чения и их основн ые параме тры

У (ОПК-II) -1: уметь выбрать программ ное и аппаратн ое обеспечен ие для решения Не уме ет Умеет выбрать программно е и аппаратное обеспечени е для решения отдельных задач Умеет выбрать програм мное и аппаратн ое обеспече ние для решения типовых задач Умеет выбрать программ ное и аппаратно е обеспечен ие для решения различных задач Умеет выбрат ь оптима льное програ ммное и аппара тное обеспе

основных чение

задач для решен ия различ ных задач

В (ОПК- Не Владеет Владеет Владеет Владее

II) -1: вла опытом опытом опытом т

владеть дее работы с ПО работы с работы с опыто

приемами т отдельных ПО ПО м

работы с классов основны различных работы

ПО х классов с ПО

различных классов различ

классов ных классо в на разных платфо рмах

З (ОПК- Не Имеет Знает Знает Знает

II) -21: зна представлен базовые основные различ

знать ет ие о технолог технологи ные

технологи некоторые ии, и, технол

и, возможност использу используе огии,

применяе ях емые мые при исполь

мые при технологий, при разработк зуемые

разработк применяем разработ е при

е ПО ых при ке программ разраб

Второй этап (уровень) Способность применять разработке ПО програм мных продукт ов ных продуктов отке програ ммных продук тов

ИКТ при разработке и эксплуатаци и ИС

З (ОПК- II) -22: знать концепции Не зна ет Имеет представлени е об информацио Знает отдельн ые приемы Знает базовые приемы обеспечен Знает основн ые способ

и приемы нных угрозах обеспече ия ы

обеспечен и методах ния информац против

ия противодейс информа ионной одейст

информац твия им ционной безопасно вия

ионной безопасн сти инфор

безопасно ости мацио

сти нным угроза м

У (ОПК- Не Умеет Умеет Умеет Умеет

III) - 21; уме применять применя применять выбира

уметь ет некоторые ть основные ть и

применят ИКТ при базовые ИКТ при комби

ь ИКТ при создании ИКТ при создании нирова

создании программн создани программ ть

программ ых и ных различ

ных комплексов программ комплексо ные

комплексо мных в ИКТ

в комплек сов при создан ии програ ммных компле ксов

В (ОПК- Не Владеет Владеет Владеет Владее

III) - 2: вла некоторыми базовым навыками т

владеть дее навыками и установки навыка

навыками т установки приемам ми

эксплуата ИС и настройки устано

ции ИС установк и и настрой ки ИС ИС вки, настро йки и адапта ции ИС

У (ОПК- Не Способен Умеет Умеет Умеет

3) - III1: уме указать указать адаптиров адапти

уметь ет недостатки отдельн ать ровать

развивать имеющихся ые существу сущест

существу ИКТ при направле ющие вующи

ющие решении ния и ИКТ к е ИКТ

ИКТ определенн приемы решаемым к

ых задач повыше ния задачам основных решае мым

Третий этап (уровень) Способность к совершенств эффекти вности ИКТ классов задача м различ ных классо в

ованию ИКТ

В (ОПК- Не В Владеет Владеет Владее

3) - III1: вла состоянии базовым навыками т

владеть дее определить и анализа навыка

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

навыками т некоторые приемам основных ми

анализа характерист и характери всесто

ИКТ ики ИКТ анализа характер истик ИКТ стик ИКТ роннег о анализ а характ еристи

к ИКТ

Заключение

Получен перечень оптимизированных общепрофессиональных компетенций для направлений подготовки УГНС 2 Компьютерные и информационные науки области образования "Математические и естественные науки". Составлены переходники для оптимизированных ОПК и ОПК из ФГОС ВО. Проведен отбор и

анализ профессиональных стандартов на предмет соответствия оптимизированных общепрофессиональных компетенций обобщенным трудовым функциям и трудовым функциям, имеющим отношение к профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата и магистратуры. Составлены карты оптимизированных общепрофессиональных компетенций. Полученные результаты могут быть использованы вузами при разработке образовательных программ высшего образования подготовки бакалавров и магистров. Работа выполнена в рамках научного проекта "Научно-методическое сопровождение разработки примерных основных профессиональных образовательных программ (ПООП) по областям образования", выполняемого в Тверском государственном университете по государственному заданию Министерства образования и науки Российской Федерации и международного проекта Tempus MetaMath (№ гранта: 543851-TEMPUS-1 -2013-1 -DE-TEMPUS-JPCR, Modern Educational Technologies for Math Curricula in Engineering Education of Russia MetaMath - Применение современных образовательных технологий для совершенствования математического образования в рамках инженерных направлений в российских университетах) при поддержке Европейской комиссии.

Литература

1. Караваева Е.В. Рекомендуемый алгоритм проектирования программ высшего образования // Высшее образование в России. - 2000. — № 8-9. - С. 5-15.

2. Руководство по использованию ECTS (Европейской системы переноса и накопления зачетных единиц (кредитов)), 2009 г. - 37 c. http://www.umo.msu.ru/docs/EPVO/ECTS_RUS.pdf

3. Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов, 2015 г. - 11 с.http://fgosvo.ru/uploadfiles/metod/DL2 05 2015.pdf

4. Захарова И.В., Ишкина Е.Г., Маликов А.В., Кузенков О.А. и др. Tuning Russia. Ключевые ориентиры для разработки и реализации образовательных программ в предметной области «Информационно-коммуникационные технологии» // Universidad de Deusto, Bilbao, Espana, 2013. - 87 с. http ://www. deusto -publicaciones.es/deusto/index.php/es/tuning-es/tuning-russia-ruso-es

5. Захарова И.В., Кузенков О.А., Солдатенко И.С. Проект MetaMath программы Темпус: применение современных образовательных технологий для совершенствования математического образования в рамках инженерных направлений в российских университетах // Современные информационные технологии и ИТ-образование, 2014. №10. - С. 159-171.

6. Официальный сайт Европейского общества инженерного образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.sefi.be.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.