Научная статья на тему 'Реализация образовательных услуг с учетом требований профессиональных стандартов в условиях рынка'

Реализация образовательных услуг с учетом требований профессиональных стандартов в условиях рынка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новиков Петр Николаевич

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. предусматривается расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса, говорится о предоставлении услуг непрерывного профессионального образования. Рассматриваемые в статье профессиональные стандарты являются важным компонентом формируемой системы взаимодействия и сопряжения сферы труда и сферы профессионального образования, способствуют проявлению внутренней двуединой сущности образовательной услуги, выступающей одновременно как экономическая и образовательно-педагогическая категория.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новиков Петр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL SERVICES TO MEET THE REQUIREMENTS OF PROFESSIONAL STANDARDS UNDER MARKET CONDITIONS

The concept of long-term social and economic development up to 2020 provides for greater involvement of employers at all stages of the educational process. At the same time the concept refers to the provision of continuing professional education services. The paper focuses on professional standards which are an important element of the system of linking interaction between the world of work and vocational education. They contribute to the manifestation of the inner dual nature of an educational service representing both economic and educational pedagogical category.

Текст научной работы на тему «Реализация образовательных услуг с учетом требований профессиональных стандартов в условиях рынка»

Новиков Петр Николаевич

Реализация образовательных услуг с учетом требований профессиональных стандартов в условиях рынка

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. предусматривается расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса, говорится о предоставлении услуг непрерывного профессионального образования. Рассматриваемые в статье профессиональные стандарты являются важным компонентом формируемой системы взаимодействия и сопряжения сферы труда и сферы профессионального образования, способствуют проявлению внутренней двуединой сущности образовательной услуги, выступающей одновременно как экономическая и образовательно-педагогическая категория.

Образовательная услуга профессионального образования, профессиональный стандарт, профессиональное образование, федеральный государственный образовательный стандарт, основная образовательная программа.

Под образовательной услугой профессионального образования понимается деятельность по реализации требований федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы с целью формирования у обучающегося общих (общекультурных) и профессиональных компетенций, личностных качеств для осуществления предполагаемого вида трудовой деятельности, с учетом требований соответствующего профессионального стандарта [1]. В обеспечивающие условия реализации услуги входит разработка названных документов, регламентирующих профессиональное образование и труд, что позволяет говорить о комплексной образовательной услуге, в состав которой входит и ее инфраструктура. Не случайно в проекте нового Закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная услуга определяется не только как услуга по осуществлению образовательного процесса, но и по его организации, включающей разработку учебно-программного обеспечения.

В самых общих чертах профессиональный стандарт - это подробное описание того, что должен знать и уметь человек и насколько хорошо он должен это знать и уметь делать, чтобы быть эффективным в выбранном виде профессиональной (трудовой) деятельности. В середине 1990-х гг. инициаторами разработки профессиональных стандартов в России выступили крупные работодатели, их объединения и ассоциации, которые, не дожидаясь действий государственных органов, сами создавали эти стандарты. При формировании стандартов применялись различные подходы, методы и форматы (макеты) документов, что порой затрудняло их использование,зато позволяло оперативно учитывать динамику происходящих изменений в соответствующей отрасли экономики, в содержании труда работников.

На государственном (ведомственном) уровне первой попыткой введения профессиональных стандартов в нашей стране стало постановление Минтруда России от 17 мая 1999 г. №8 «О квалификационных требованиях (профессиональных стандартах) к основным должностям работников туристской индустрии», где впервые были приведены не только перечень должностей и должностных обязанностей по каждому из рассматриваемых видов профессиональной деятельности, но также перечень ключевых навыков и знаний, необходимых для их выполнения. Приводимый в стандартах перечень знаний, необходимых для выполнения долж-

Ы О К О

г

к

м

>

и >

£=1 О

К

¡=1

•по

>■

ьа о

ностных обязанностей, мог в определенной мере служить основой для разработки учебных программ по ряду дисциплин[2].

Действующие документы - Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКСД) имеют ограничения как источники информации о требованиях к профессиональным квалификациям работников, которые необходимо учитывать при разработке федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), создании современных программ профессионального образования для эффективной реализации образовательных услуг.

Правовой статус профессионального стандарта как документа нового типа на государственном уровне пока окончательно не определен. В настоящее время Правительством РФ подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части законодательного регулирования порядка разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов)».

В документе есть существенные положения, узаконивающие профессиональные стандарты, которые постепенно, по мере их утверждения, будут заменять ЕТКС и ЕКСД. Предусматривается, что в профессиональных стандартах должны содержаться требования к необходимому уровню квалификации (знаниям, умениям и опыту) работников для выполнения соответствующей трудовой функции и условиям ее осуществления. Порядок разработки и применения профессиональных стандартов будет определяться Правительством РФ, а их утверждение будет осуществляться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Иными словами, речь идет о возможности государственного регулирования этой проблемы. В то же время целесообразно максимально использовать имеющийся опыт, накопленный профессиональными сообществами, объединениями работодателей в части методологии разработки и механизмов внедрения в практику профессиональных стандартов как одного из элементов формируемой национальной системы квалификаций. Здесь наиболее последовательно и системно действует Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Сформирована организационная и нормативная основа для разработки и использования профессиональных стандартов: учреждено Национальное агентство развития квалификаций (НАРК), которое обеспечивает организационную, информационную и методическую поддержку разработки профессиональных стандартов; создана Комиссия РСПП по профессиональным стандартам; утверждены Положение о профессиональном стандарте, Макет профессионального стандарта, Порядок экспертизы проектов профессиональных стандартов и др.

Согласно этим документам, профессиональный стандарт - многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к содержанию и условиямтруда, квалификации и компетенциям (знаниям, умениям) работников по различным квалификационным уровням [3].

Профессиональный стандарт предназначен, наряду с другими функциями, для формирования государственных образовательных стандартов и программ всех уровней профессионального образования, в том числе обучения персонала на предприятиях, а также для разработки учебно-методических материалов к этим программам [4]. Можно сказать, что эта функция профессионального стандарта связана с различными аспектами образовательной услуги и ее инфраструктуры.

Профессиональные стандарты, разработанные работодателями (бизнес-сообществом) и прошедшие апробацию в отрасли, доказавшие свою эффективность и качество и утвержденные Комиссией РСПП, в рамках реализации Соглашения о взаимодействии между Минобрна-уки России и РСПП [5], передаются в Министерство образования и науки РФ и рекомендуются для использования учреждениями профессионального образования при разработке образовательных стандартов и программ всех уровней, для учета при реализации услуг профессионального образования.

Однако сложность учета профессиональных стандартов заключается в следующем. Исторически сложилось, что законодательные акты и другие документы, регулирующие развитие сфер

О РЭ

Си

К К

о

1=2

Н

£¡4

к

г

о Ш о

И

труда и образования, разрабатываются разными ведомствами, в настоящее время - это Мин-здравсоцразвития и Минобрнауки России соответственно. С обеих сторон сложился определенный понятийно-терминологический аппарат. В сфере труда и в сфере образования часто применяются идентичные термины/понятия, имеющие несколько разную смысловую нагрузку [6].

В качестве примера обратимся к понятию трудовой функции. В сфере труда в соответствии с Трудовым кодексом РФ (ст. 15, ст. 57, абзац 2) трудовая функция определяется, во-первых, как работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации и, во-вторых, как конкретный вид поручаемой работнику работы. Поэтому трудовая функция определяется работодателем в трудовом договоре с работником либо через наименование должности, профессии или специальности, либо через раскрытие ее содержания. Отсюда следует, что в первом случае понятие «трудовой функции» является родовым по отношению к видовому понятию «вид трудовой деятельности». Во втором случае, т.е. при определении конкретного содержания труда, перечислении конкретных обязанностей, операций, эти понятия можно считать идентичными. При этом следует обратить внимание, что с позиции профессионального стандарта набор трудовых функций (как минимальных единиц профессионального стандарта) не полностью определяет содержание профессии, специальности, получаемых в учебном заведении.

В сфере же профессионального образования трактовка несколько иная. Так, во ФГОС ВПО под видом профессиональной деятельности понимается организационно-управленческая, научная, проектная, педагогическая и иная деятельность. И в этом случае понятие «вид профессиональной деятельности» является родовым по отношению к видовому понятию «трудовая функция», а конкретный вид профессиональной деятельности приближается к сумме трудовых функций, их интеграции.

Несмотря на различия в определениях можно прийти к выводу, что в целом, с учетом определенных допущений, сопоставимы термины:

«вид трудовой деятельности» профессионального стандарта и «основной вид профессиональной деятельности» ФГОС профессионального образования разного уровня;

«трудовая функция» профессионального стандарта и «профессиональная компетенция», «профессиональная задача» ФГОС профессионального образования разного уровня.

Примерно одинаковое наполнение имеют термины «область профессиональной деятельности» и «объекты профессиональной деятельности» в профессиональном стандарте и во ФГОС.

Из вышесказанного вытекает необходимость договоренности сферы труда и сферы профессионального образования в части сопряжения соответствующего понятийного аппарата.

Для снятия смысловых рассогласований может быть предложен следующий подход. Речь идет о формировании компетенций (вырабатываемых на основе знаний и умений), необходимых для осуществления профессиональной деятельности, которые вытекают из соответствующих функций труда. Данный подход базируются на переводе определенных структурных элементов профессиональной деятельности, отраженных в профессиональном стандарте, в дидактический инструментарий и учет их при формировании ФГОС и образовательных программ профессионального образования, реализации образовательных услуг.

Можно выделить три возможных обобщенных направления взаимосвязи элементов ФГОС с элементами трудовой деятельности, отраженными в профессиональном стандарте.

Так, структура основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) (учебные циклы, учебные дисциплины, модули, профессиональные модули) соотносится с содержанием труда в виде соответствующего содержания трудовых функций. Весьма важным является то обстоятельство, что на уровне начального профессионального образования профессиональный модуль может непосредственно соотноситься с конкретной трудовой функцией, а на уровне среднего профессионального и тем более высшего профессионального образования такое соотнесение неправомерно из-за различного содержания труда и, соответственно, класса задач, решаемых рабочими и специалистами.

Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы предусматривают самостоятельную разработку образовательными учреждениями

Ы О К О

г

к

м

>

и >

£=1 О

К

¡=1

•по

>■

ьа о

ОПОП (в высшем образовании они трактуются как основные образовательные программы -ООП). При этом конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник (рабочий, бакалавр, специалист, магистр), должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой и обновляемой совместно с заинтересованными работодателями с учетом требований профессиональных стандартов. Кроме того, материально-техническое обеспечение образовательного процесса (в части оснащения лабораторий, мастерских современным оборудованием и т.д.) как инфраструктура образовательной услуги должно, в известной мере, соотноситься с современными условиями, средствами труда, упомянутыми в профессиональном стандарте.

Результаты освоения основной профессиональной образовательной программы (в виде профессиональных компетенций) можно соотнести с требуемыми работодателем профессиональными компетенциями работника, которые отражены в содержании понятий «трудовая функция», «вид трудовой деятельности», «область трудовой деятельности», приведенных в Макете профессионального стандарта. Естественно, что определяемые работодателем компетенции могут иметь несколько иной характер за счет требуемого практического опыта, которого пока еще нет у выпускников учреждений профессионального образования. В то же время результат образовательной услуги - профессиональные компетенции, освоенные выпускниками, и в первую очередь высшего учебного заведения, должны быть более широкими за счет интеграции ряда компетенций, требуемых работодателями.

Поскольку большинство ФГОС нового поколения уже утверждены, нет необходимости более детально останавливаться на возможностях использования и механизмах учета профессиональных стандартов при разработке образовательных стандартов.

При реализации комплексных образовательных услуг с учетом требований профессиональных стандартов необходимо понимание логики построения этих стандартов, знания их структуры, содержания, а также основных понятий и их корреляции с терминами, используемыми в документах, регламентирующих профессиональное образование.

Разработчики программ профессионального образования всех уровней, методисты, преподаватели должны учитывать, что:

- создание документов, регламентирующих процесс профессионального образования -ФГОС, ОПОП, ООП и др., - является одним из направлений использования профессионального стандарта, поэтому формат и содержание этого стандарта не может и не должен точно и полно соответствовать названным программам;

- существует определенное рассогласование понятийного аппарата, применяемого всфере труда и сфере образования, о чем говорилось выше;

- перечни профессий, специальностей и направлений, по которым разрабатываются документы, регламентирующие профессиональное образование, не совпадают с перечнем областей профессиональной деятельности (и/или видов экономической деятельности), по которым разрабатываются профессиональные стандарты. Из этого следует, что для разработки одного документа (ООП, ОПОП) может потребоваться использование нескольких профессиональных стандартов, и прямой перенос формулировок из них во ФГОС, ООП, ОПОП невозможен;

- в соответствии с действующими в настоящее время макетами ООП ВПО, макетами программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, составляющих ОПОП СПО/НПО, сведения, содержащиеся в профессиональном стандарте, могут быть использованы при разработке их разделов.

При этом отметим, что примерные ООП ВПО и ОПОП СПО, НПО разрабатываются на основе соответствующих ФГОС и охватывают содержание обязательной части ФГОС. Требования профессиональных стандартов в том или ином виде уже должны быть учтены (они отражены в требованиях ФГОС), и существенных изменений в обязательную часть программы внести практически невозможно. В этом случае образовательным учреждениям рекомендуется использовать профессиональные стандарты присоздании рабочих программ дисциплин в вариативной части программы.

Покажем далее возможности использования профессиональных стандартов при формировании основных образовательных программ высшего профессионального образования, оказании соответствующих образовательных услуг.

О РЭ

Си

К К

о

н

£¡4

к

г

о Ш о

И

В соответствии с действующим макетом ООП ВПО учет требований работодателей на основе профессиональных стандартов в дополнение того, что должно быть сделано при создании ФГОС, возможен в следующих разделах:

- виды профессиональной деятельности выпускника (виды профессиональной деятельности указываются в соответствии с ФГОС ВПО и при необходимости дополняются, уточняются вузом совместно с заинтересованными работодателями);

- задачи профессиональной деятельности выпускника (задачи профессиональной деятельности указываются на основе соответствующих ФГОС ВПО ипримерных ООП ВПО и дополняются, уточняются с учетом традиций вуза и потребностей заинтересованных работодателей);

- компетенции выпускника ООП, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО (компетенции выпускника, формируемые в процессе освоения данной ООП ВПО, определяются на основе ФГОС ВПО, примерной ООП по данному профилю подготовки и дополняются профессионально-специализированными (и при необходимости - иными) компетенциями в соответствии с целями основной образовательной программы);

- учебный план подготовки (в базовых частях учебных циклов указывается перечень базовых дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО; в вариативных частях учебных циклов вуз самостоятельно формирует перечень и последовательность дисциплин с учетом рекомендаций соответствующей примерной ООП ВПО);

- фактическое ресурсное обеспечение ООП (с учетом конкретных особенностей, связанных с профилем данной основной образовательной программы, вуз должен дать краткую характеристику привлекаемых к обучению педагогических кадров, а также фактического учебно-методического, информационного и материально-технического обеспечения учебного процесса).

При создании, уточнении рабочих программ учебных дисциплин и программ практик также возможен учет требований профессиональных стандартов, работодателей к профессиональным квалификациям работников. В частности, при формировании разделов, характеризующих структуру и содержание дисциплины (практики), формы и оценочные средства контроля успеваемости, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

Процесс использования профессиональных стандартов при формировании ООП ВПО, оказании образовательных услуг состоит из нескольких этапов [7].

1. Выбор профессиональных стандартов.

Разработчики программы, прежде всего, должны отобрать тот (или те) профессиональные стандарты, которые наиболее точно соответствуют профилю разрабатываемой образовательной программы. Необходимость этого обусловлена тем, что перечень профилей ООП, разрабатываемых на основе соответствующего ФГОС, не совпадает с перечнем областей профессиональной деятельности (и/или видов экономической деятельности), по которым созданы профессиональные стандарты.

2. Виды профессиональной деятельности выпускника.

В высшем профессиональном образовании под видом профессиональной деятельности, как отмечалось, понимается организационно-управленческая, научная, проектная, педагогическая и иная деятельность. Для уточнения, дополнения этого раздела ООП рекомендуется:

- проанализировать перечень видов трудовой деятельности соответствующих профессиональных стандартов, отобранных для разработки ООП;

- выбрать наиболее значимые виды трудовой деятельности, не учтенные в федеральном государственном образовательном стандарте;

- определить вид(ы) профессиональной деятельности, к которым относятся выбранные виды трудовой деятельности, и внести соответствующие дополнения в ООП.

3. Задачи профессиональной деятельности выпускника ООП ВПО и профессиональные компетенции.

Поскольку понятия задачи профессиональной деятельности выпускника ООП ВПО и профессиональной компетенции соответствуют в основном понятию трудовой функции профессионального стандарта, то для корректировки, дополнения перечня названных задач при формировании конкретных ООП ВПО необходимо:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- проанализировать перечень единиц профессиональных стандартов, отобранных для

Ы О К О

г

к

м

>

и >

£=1 О

К

¡=1

•по

>■

ьа о

разработки конкретной ООП;

- выбрать наиболее значимые единицы профессиональных стандартов (трудовые функции);

- при необходимости на основе выбранных единиц профессиональных стандартов составить обобщенный перечень задач профессиональной деятельности выпускника ООП ВПО.

При использовании профессиональных стандартов для формирования уточненного перечня профессиональных компетенций ООП необходимо:

- проанализировать «Перечень единиц профессионального стандарта» и «Описание единиц профессионального стандарта» всех профессиональных стандартов, используемых для разработки ООП;

- отобрать наиболее значимые для конкретного проекта ООП единицы профессиональных стандартов;

- при необходимости составить на основе отобранных единиц профессионального стандарта перечень обобщенных (интегрированных) профессиональных компетенций.

Еще раз подчеркнем, что профессиональные компетенции, осваиваемые выпускниками высших учебных заведений, должны быть более широкими, обобщенными за счет интеграции ряда компетенций, предлагаемых работодателями в профессиональных стандартах.

4. Формирование других разделов ООП ВПО (рабочий учебный план; рабочие программы учебных дисциплин; программы практик; фактическое ресурсное обеспечение ООП).

Для использования сведений, содержащихся в профессиональных стандартах, при разработке и корректировке примерного учебного плана в части определения перечня дисциплин вариативной части каждого цикла; рекомендуемых видов и продолжительности практик; программ дисциплин базовой и вариативной части каждого цикла; материально-технического и информационного обеспечения учебного процесса рекомендуется:

- отобрать наиболее значимые (актуальные) для конкретной ООП виды трудовой деятельности и единицы профессионального стандарта каждого из отобранных видов трудовой деятельности;

- проанализировать отобранные виды трудовой деятельности и описание каждой из отобранных единиц профессиональных стандартов, акцентируя внимание на сведениях, необходимых для формирования конкретного раздела ООП или программы учебных дисциплин/практик;

- провести анализ и обобщение «родственной» информации, полученной из профессиональных стандартов в части видов трудовой деятельности и описаний различных единиц этих стандартов;

- сформировать содержание конкретного раздела ООП.

В качестве примера приведем последовательность перехода от содержания профессионального стандарта «Управляющий (руководитель) организации», соответствующего виду экономической деятельности «Руководство (управление) организацией», к знаниям, умениям, навыкам и компетенциям вариативной части учебных циклов ООП направления подготовки «Управление персоналом».

В этом профстандарте предусмотрены пять квалификационных уровней - с четвертого до восьмого. Для каждого квалификационного уровня приведено обобщенное описание выполняемой трудовой деятельности, условия труда; определены личностные качества, а также требования к профессиональному образованию и обучению работника, требования к практическому опыту работы и т.д.

Так, например, для шестого квалификационного уровня видом трудовой деятельности считается «Управление проектами/процессами в организации», ее цель - «управление направлениями деятельности организации для достижения стратегических целей». На этом уровне руководитель или специалист, работая в коммерческой или некоммерческой организации, должен: «Определять приоритеты и очередность задач, функциональных стратегий, проектировать бизнес-процессы, разрабатывать требования для их выполнения. Управлять бизнес-процессами. Руководить кадровым потенциалом и карьерой ключевого персонала. Развивать собственные лидерские навыки. Руководить изменениями в схемах взаимодействия, логистики, правовой основы деятельности».

Для реализации этой деятельности он должен обладать определенными личностными ка-

О РЭ

Ри

К К

о

н

£¡4

к

г

о ш

о

и

чествами: «Ситуативное лидерство. Самостоятельность, чувство справедливости, Способность обучаться самостоятельно. Способность и готовность решать сложные вопросы, проблемы. Инновационный подход. Коммуникативные умения (включая коммуникацию на иностранном языке). Личная организованность. Ориентация на результат. Ответственность. Самоанализ (способность к рефлексии). Системность мышления. Способность работать в команде. Стремление к профессиональному развитию. Уверенность в себе. Широкий кругозор».

Требования к профессиональному образованию и обучению работника этого квалификационного уровня: «Наличие компетенций, соответствующих уровню высшего образования, дополнительная подготовка по специализации и отраслевой специфике».

Можно привести также перечень видов деятельности, соответствующий пятому квалификационному уровню, который, на наш взгляд, также отражает возможности деятельности выпускников вуза, обучившихся по направлению (специальности) «Управление персоналом».

На пятом квалификационном уровне для осуществления обобщенного вида трудовой деятельности «Управление деятельностью подразделений для достижения функциональных целей организации», работнику нужно: «Планировать производственно-хозяйственную деятельность подразделения; управлять производственно-хозяйственной деятельностью подразделения; управлять сбором, систематизацией, трансляцией функциональной информации, знаниями, технологиями; развивать собственные управленческие навыки; инициировать изменения и развитие в организации работ/технологий».

Личностными качествами работника должны быть: «Стремление к новому, стремление обучаться самостоятельно. Коммуникативные умения (включая коммуникацию на иностранном языке). Личная организованность. Оперативность принятия решений. Ориентация на результат. Ответственность. Способность работать в команде. Стремление к профессиональному развитию. Увлеченность. Анализ и уважение различных точек зрения и взглядов. Уверенность в себе. Широкий кругозор, принципиальность, Расчетливость и прозорливость. Карьеризм. Требовательность к себе и другим».

На этом уровне работник должен, например, знать: «Документы, определяющие основные направления экономического и социального развития отрасли. Законодательные и нормативные правовые акты, нормативные и методические материалы, касающиеся зоны его ответственности. Кадровую политику и стратегию предприятия. Основы трудового законодательства. Основы трудовой мотивации персонала. Передовой отечественный и зарубежный опыт работы с персоналом. Современные концепции управления персоналом и т.д.

Необходимо обладать следующими умениями: «Вносить организационные и технические предложения с учетом социальных и этических факторов по вопросам, возникающим в ходе работы. Демонстрировать творчество при разработке проектов. Обучать других и развивать деятельность команды. Самостоятельно управлять проектами, требующими решения проблем, где существует множество факторов, часть из которых взаимосвязаны и приводят к непредсказуемым изменениям и т.д.

Далее в профстандарте происходит распределение обобщенных функций на единицы профстандарта и их условное кодирование в соответствии с квалификационными уровнями. Предусматриваются обязательные единицы и единицы профстандарта на выбор.

Так, для шестого квалификационного уровня из общих функций обязательными единицами приняты: согласование стратегических и оперативных планов сторон; осуществление бюджетирования; разработка стратегических и оперативных планов; управление рисками/конфликтами; создание условий деятельности; текущий контролинг деятельности; контролинг материальных и финансовых ресурсов; управление мотивацией персонала; развитие профессиональных умений; осуществление изменений.

В числе единиц по выбору предлагаются, в частности: разработка стратегии деятельности, определение показателей реализации стратегии/достижения целей; реализация стратегии; проверка соответствия результатов деятельности стратегии компании; формирование командной работы; управление мотивацией персонала; проявление лидерства; управление собой; планирование изменений; создание системы инноваций.

Затем последовательно и подробно описываются все единицы профессионального стан-

Ы О К О

г

к

м

>

и >

£=1 О

К

¡=1

•по

>■

ьа о

\

о

РЭ Ри

К

К ич О

ч н

^¡ч

к

дарта каждого квалификационного уровня с указанием необходимых знаний и умений для их реализации.

Из всего вышеперечисленного материала необходимо сначала привести параллельную выборку по следующим основаниям:

- какие параметры уже заданы ФГОС ВПО: а) виды деятельности; б) компетенции; в) знания, умения, навыки;

- что можно отнести: а) к конкретным видам профессиональной деятельности; б) к вытекающим их них ЗУНам, компетенциям.

Затем, проанализировав требования к знаниями умениям работников по всем оставшимся единицам профстандарта, можно путем экспертной выборки выделить наиболее общие знания и умения, которые формулируются в виде компетенций, пригодных для формирования дисциплин вариативной части учебных циклов.

После определения состава компетенций следует переходить к следующему этапу - сопряжению их с содержанием учебных дисциплин вариативной части профессионального цикла. При этом отметим, что целесообразно использовать существующую преемственность ФГОС ВПО третьего поколения и ГОС второго поколения, особенно в части содержания специальных учебных дисциплин (а иногда и дисциплин специализаций) прежнего ГОСа.

Несмотря на достаточно в целом трудоемкую процедуру, приведенную выше, учет и использование профессиональных стандартов позволит связать требования рынка труда, работодателей с образовательными стандартами, программами, стать основой для эффективной реализации образовательных услуг по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников, перейти к построению системы независимой оценки качества профессионального образования, независимой сертификации квалификаций.

Литература

[1] Зуев В.М., Вертиль В.В., Гермаидзе Г.Е. Конкурентоспособность образовательных услуг учреждений среднего профессионального образования / Под науч. ред. д-ра экон. наук П.Ф. Анисимова. - Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.экон. ун-та, 2004.

[2] Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям туристской индустрии. ТД81Б, 2000.

[3] Практика разработки и введения в действие профессиональных стандартов. Сб. нормативно-методических документов. - М., 2009.

[4] Методика разработки профессиональных стандартов. - М.: АНО «Национальное агентство развития квалификаций», 2008.

[5] Соглашение о взаимодействии Министерства образования и науки Российской Федерации и Российского союза промышленников и предпринимателей от 25 июня 2007 г.

[6] Современное российское образование: словарь-справочник/ авт.-сост. Лейбович А.Н., Новиков П.Н. и др.

- М.: Федеральный институт развития образования, 2010.

[7] Рекомендации по учету требований работодателей к профессиональным квалификациям работников при разработке профессиональных образовательных программ/ И.А. Волошина, Е.Ю. Есенина, П.Н. Новиков, О.Д. Прянишникова.

- М.: Национальное агентство развития квалификаций Российского союза промышленников и предпринимателей, 2010.

О

ш

о

и

£Т5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.