Научная статья на тему 'Технология перехода университета на уровневую систему высшего профессионального образования'

Технология перехода университета на уровневую систему высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / УРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / MAIN EDUCATION PROGRAM / TWO-TIER SYSTEM OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антюхов А. В., Фомин Н. В.

В статье рассматриваются актуальные проблемы перехода вузов на уровневую систему образования. Авторами представлен опыт разработки и проектирования основных образовательных программ, реализующих Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антюхов А. В., Фомин Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the topical problem of the introduction of two-tier system of education in higher education establishments. The authors present their experience of developing and designing the main education program, implementing the Federal state educational standards of higher professional education.

Текст научной работы на тему «Технология перехода университета на уровневую систему высшего профессионального образования»

УДК - 378.4

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕХОДА УНИВЕРСИТЕТА НА УРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

A.B. Антюхов, Н.В. Фомин

В статье рассматриваются актуальные проблемы перехода вузов на уровневую систему образования. Авторами представлен опыт разработки и проектирования основных образовательных программ, реализующих Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования.

Ключевые слова: Федеральные государственные образовательные стандарты, основная образовательная программа, уровневая система образования.

Завершается переход отечественной высшей школы на уровневую систему образования и с 1 сентября 2011 года вузы приступают к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения. Новые образовательные стандарты и модернизация высшей школы ориентированы на основные цели и требования Болонского процесса:

- расширение доступа к европейскому образованию, дальнейшее повышение его качества и привлекательности;

- введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования;

- переход на двухступенчатую систему высшего образования;

- введение оценки трудоемкости (учебных курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов) и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО;

- повышение мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала;

- обеспечение необходимого качества высшего образования;

- взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования;

- введение аспирантуры в общую систему высшего профессионального образования (в качестве третьего уровня);

- придание «европейского измерения» высшему образованию и повышение конкурентоспособности европейского образования;

- реализация социальной роли высшего профессионального образования, его доступности, развитие системы дополнительного образования («образование в течение всей жизни»);

- обеспечение автономности вузов [1, с.23-24].

Как показывает анализ нормативно-правовых источников [6] Федеральные государственные образовательные стандарты предназначены для обеспечения:

- единства образовательного пространства Российской Федерации;

- качества высшего профессионального образования;

- основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные стандарты ВПО;

- признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании.

В соответствии с Федеральным законодательством [6] новые стандарты включают в себя требования

к:

- структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и к объему, а также к соотношению основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

- условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

- результатам освоения основных образовательных программ.

Как показывает анализ, характерными особенностями Федеральных государственных образовательных стандартов являются:

- ориентация образовательного процесса на результат в виде общекультурных и профессиональных компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и

личностные качества для успешной деятельности в определенной области;

- интеграция образовательного и воспитательного процесса в целях развития личности;

- применение инструментов Болонского процесса (кредитные единицы, компетентностно-модульных подход, рейтинговая оценка);

- ориентация на социальный заказ, инновационный характер образования и образовательных технологий;

- расширение академических свобод студентов и преподавателей, в том числе вариативности образовательных программ;

- расширение требований к кадровым, материально-техническим, библиотечно-информационным условиям реализации основных образовательных программ;

- существенное расширение самостоятельности вуза при формировании содержания образовательных программ (50% - для программ бакалавриата, 70% - для программ магистратуры).

Таким образом, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования - это совокупность требований, обязательных при составлении основных образовательных программ высшего профессионального образования.

Следует так же отметить, что стандарты нового поколения призваны:

- стать «проводниками» перспективных, отечественных, международных и европейских тенденций реформирования и развития высшего образования, исходя из стратегических интересов и культурно-образовательных тенденций России;

- обеспечить оптимальное сочетание успеваемости, фундаментальности высшего образования и его практической направленности [3].

В соответствии с утвержденными Федеральными образовательными стандартами вузы самостоятельно разрабатывают и утверждают основные образовательные программы. Опираясь на Федеральное законодательство и сложившуюся практику отечественных вузов, ученые-педагоги Исследовательского центра проблем качества подготовки предлагают следующее определение основной образовательной программы вуза:

«Основная образовательная программа (ООП) высшего учебного заведения - это комплексный проект образовательного процесса в вузе по определенному направлению, уровню и профилю подготовки, представляющий собой систему взаимосвязанных документов:

1) разработанную и утвержденную высшим учебным заведением самостоятельно на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и рекомендованной Примерной основной образовательной программы (ПрООП) (по соответствующему направлению, уровню и профилю подготовки) с учетом потребностей регионального рынка труда, традиций и достижений научно-педагогической школы конкретного вуза;

2) устанавливающую цели, ожидаемые результаты, структуру и содержание образования, условия и технологии реализации образовательного процесса, системы деятельности преподавателей, студентов, организаторов образования, средства и технологии оценки и аттестации качества подготовки студентов на всех этапах их обучения в вузе;

3) включающую в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки студентов, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии;

4) позволяющую реализовать образовательный процесс в конкретном вузе в соответствие с требованиями утвержденного Федерального государственного образовательного стандарта по данному направлению, уровню и профилю подготовки» [4, с.5].

Исходя из этого определения, мы рассматриваем основную образовательную программу как систему учебно-методических документов, регламентирующих цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, систему оценки качества подготовки выпускника.

Как видим, основная образовательная программа должна удовлетворять требованиям ФГОС ВПО, учитывать требования регионального рынка труда, мировые тенденции в сфере высшего образования, а так же традиции вуза, особенности его научных школ.

В результате анализа Примерных основных образовательных программ, разработанных профильными УМО базовых вузов и источников по проблеме проектирования основных

образовательных программ на основе ФГОС ВПО [2,4,5] можно выделить содержательные характеристики основных параметров ООП ВПО (табл. 1).

Таблица 1

Характеристика основной образовательной программы (ФГОС ВПО)_

№ п/п Основные параметры ООП Содержательная характеристика

1. Целевые характеристики ООП 1) Характеристики в соответствии с ФГОС ВПО: - в требованиях ФГОС ВПО впервые заданы требования не к обязательному минимуму содержания образования (дидактические единицы), а к результатам освоения ООП, выраженных в формате компетенций. - впервые во ФГОС ВПО как государственных требованиях зафиксированы не только профессиональные, но и общекультурные компетенции выпускников, гарантия сформированности которых обеспечивается вузами, реализующими соответствующую ООП ВПО. 2) Каждым вузом самостоятельно устанавливаются обязательные минимальные (пороговые) уровни сформированности компетенций, достижение которых является обязательным минимумом для всех выпускников ООП. 3) Рабочие программы учебных дисциплин (модулей), практик достраиваются в части ожидаемых результатов образования, переосмысливаются с точки зрения методов достижения и оценки запланированных результатов образования.

2. Содержательные характеристики ООП 1) Возрастает междисциплинарность проектируемых ООП ВПО. 2) Появляются системообразующие компоненты (разделы) в структуре ООП, также модернизируются ее традиционные компоненты (в части ожидаемых результатов образования и способов их достижения и оценки). 3) Используется принцип модульной организации при проектировании ООП ВПО. 4) Появляются междисциплинарные модули, направленные на формирование отдельных компетенций (наряду с действующими «внутри-дисциплинарными» модулями). 5) Осваивается система зачетных единиц в роли многоцелевого инструментария, включая определение трудоемкости ООП. 6) Обеспечивается преемственность в реализации традиций высшей школы, высокий уровень фундаментальности высшего образования, формирование системности профессионального мышления выпускников вузов, усилении креативной направленности образовательного процесса.

3. Технологические характеристики ООП 1) Устанавливается связь между ожидаемыми результатами образования, методами их формирования и оценивания (образовательных и оценочных технологий). 2) Усиливается значимость инновационных образовательных технологий, их адекватность и эффективность в обеспечении достижения ожидаемых результатов образования. 3) Усиливается направленность на диагностику достижений студентов и выпускников, которые они обязаны продемонстрировать. 4) Разрабатываются контрольно-измерительные материалы (включая междисциплинарные) для профессиональных и общекультурных компетенций.

4. Механизмы обеспечения качества ООП 1) ООП разрабатывается и утверждается высшим учебным заведением самостоятельно. 2) ООП проектируется в условиях устойчивого и эффективного социального диалога высшей школы и сферы труда. 3) Расширяются академические свободы вузов при разработке ООП ВПО, что проявляется, прежде всего, в самостоятельном установлении обязательного (порогового) уровня сформированности компетенций, «отборе» содержания образования и образовательных технологий. 4) Расширение автономии и академических свобод вузов в разработке ООП ВПО сопровождается усилением подотчетности вузов и их ответственности за качество образования. 5) Увеличивается степень свободы обучающихся в том, что касается выбора ими различных индивидуализированных образовательных траекторий. 6) Возрастает ответственность преподавателей и студентов за эффективность образовательного процесса и собственной деятельности.

Исходя из проведенного анализа общей характеристики основной образовательной программы, можно заключить, что важными особенностями новых программ ФГОС ВПО являются:

- ориентация на компетенции выпускников как результаты обучения;

- использование кредитной системы (системы зачетных единиц) для оценки компетенций,

а также дидактических единиц программы (модулей, дисциплин), обеспечивающих их достижение;

- введение междисциплинарных курсов и трансдисциплинарносги проектируемых ООП ВПО;

- использование принципов модульной организации учебного процесса и разработки учебных

планов;

- внедрение инновационных образовательных технологий;

- учет требований европейских стандартов и руководств для обеспечения качества высшего образования, а также национальных международных критериев качества образовательных программ;

- ориентация на студентоцентрированный характер ООП ВПО, предусматривающий увеличение объемов самостоятельной работы студентов, возможность построения индивидуальных образовательных траекторий.

В соответствии с утвержденными ФГОС ВПО вузы самостоятельно разрабатывают и утверждают основные образовательные программы. В текущем учебном году основной задачей коллектива БГУ является разработка основных образовательных программ по направлениям подготовки в бакалавриате и магистратуре, предусматривающих:

- разработку и утверждение «Положения об основной образовательной программе, реализующей ФГОС ВПО»;

- формулировку цели (миссии ООП);

- разработку матрицы соответствия формируемых компетенций с набором изучаемых учебных дисциплин (модулей);

- определение профилей основной образовательной программы;

- составление учебных планов на основе Федеральных государственных образовательных стандартов;

- разработку календарного графика учебного процесса;

- разработку программ учебных дисциплин, фондов оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, требований к итоговой государственной аттестации;

- обеспечение требований к условиям реализации образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Основные образовательные программы в университете разрабатываются в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, рекомендациями, содержащимися в Примерных основных образовательных программах, а также с учетом требований регионального рынка труда.

Разработка основных образовательных программ и учебных планов для уровневой подготовки в системе высшего профессионального образования, безусловно, представляет собой сложную задачу. Ведь не только количеством часов определяется качество образования - скорее возможностью применять инновационные методы обучения, введением новых междисциплинарных курсов, гармонизацией учебного процесса в целом. Поэтому при разработке основных образовательных программ нами учитываются следующие методологические подходы:

- системный подход означает проектирование структурных компонентов ООП, находящихся во взаимосвязи друг с другом и образующих определенную целостность и единство (соответствие целей, содержания, методов, форм, средств, технологий и механизмов оценивания результатов образовательного процесса);

- личностно-ориентированный подход обосновывает необходимость изменений в организации образовательного процесса, главной целью которого являются всестороннее развитие личности, учет ее интересов и потребностей, возможность построения индивидуальных образовательных траекторий;

- компетентностный подход ориентирует на переход с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны на компетенции и ожидаемые результаты образовательного процесса;

- маркетинговый подход ориентирует профессорско-преподавательский состав кафедры при проектировании ООП на достижение удовлетворенности всех групп потребителей, повышение конкурентноспособности выпускников;

- квалитометрический подход предполагает использование аппарата достижений предметных и специальных квалитометрий, возможных оценочных критериев, показателей и процедур для получения количественных оценок качества подготовки выпускников по реализуемой ООП;

По нашему мнению, важную роль при проектировании основной образовательной программы и ее последующей реализации играют сформулированные нами закономерности:

- целостность, единство структуры и взаимодействие компонентов основной образовательной программы;

- направленность основной образовательной программы на удовлетворение интересов и потребности личности, общества и государства, на формирование общекультурных и профессиональных компетенций выпускника;

- эффективность управления основной образовательной программой обуславливается комплексом обратных связей, продуктивностью рефлексивно-развивающего взаимодействия всех участников образовательного процесса;

- многомерность, альтернативность и вариативность управляющих воздействий на факторы и условия реализации основной образовательной программы;

- стратегия основной образовательной программы формируется исходя из потребностей рынка труда и социокультурных функций образования.

На наш взгляд, при проектировании и реализации ООП необходимо учитывать комплекс условий (организационно-педагогических, социально-педагогических, информационных, ресурсных) включающих:

- научное и методическое сопровождение проектирования и реализации основных образовательных программ;

- расширение и усовершенствование учебной, материально-технической базы вуза;

- разработка и внедрение в процесс обучения инновационных образовательных технологий;

- повышение профессионального уровня профессорско-преподавательского, научного и управленческого персонала вуза;

- развитие внутривузовской системы менеджмента качества;

- внедрение в процесс управления основной образовательной программой инновационных методов, обеспечивающих непрерывные и качественные изменения характеристик качества образования и модернизацию ООП.

Следует отметить, что при переходе на уровневую систему образования необходимо определить этапы разработки и проектирования основных образовательных программ. На наш взгляд, целесообразно выделить четыре этапа:

1 этап - разработка целей, результатов обучения и требований к уровню подготовки;

2 этап - разработка документов, определяющих содержание и организацию образовательного процесса;

3 этап - определение требований к ресурсному обеспечению ООП;

4 этап - разработка документов по функционированию системы оценки качества подготовки выпускников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрим более подробно содержание деятельности на каждом этапе разработки и проектирования ООП.

На первом этапе разрабатывается концепция ООП, согласованная с миссией университета, определяются цели обучения и воспитания; конкретизируются и дополняются результаты обучения на основании видов и задач профессиональной деятельности и требований к уровню подготовки выпускников, содержащихся в ФГОС по направлению подготовки ВПО; формируются требования к уровню подготовки выпускника на основе набора общекультурных и профессиональных компетенций. Результатом деятельности на первом этапе является формирование компетентностной модели выпускников, которая должна стать основой деятельности выпускающей кафедры.

На втором этапе решаются следующие задачи:

- определяется полный перечень дисциплин и/или модулей ООП (дисциплины базовой, а так же вариативной части ООП, включая дисциплины по выбору студента);

- устанавливается трудоемкость дисциплин и/или модулей ООП в зачетных единицах и последовательность их освоения;

- обеспечивается целостность образовательной программы, сочетающей фундаментальность подготовки с междисциплинарным характером профессиональной деятельности выпускника;

- определяется соотношение между аудиторной и самостоятельной работой студента;

- устанавливается целесообразное соотношение между теоретической и практической

составляющими содержания образования;

- определяются наиболее эффективные, с точки зрения достижения общих целей ООП, виды учебных занятий ,образовательные технологии и др.

Результатом деятельности на втором этапе являются разработанные учебно-методические документы: учебный план, программы учебных дисциплин и практик, учебно-методические комплексы, календарный график учебного процесса.

Следует особо подчеркнуть, что учебный план должен обеспечить:

- последовательность изучения дисциплин и модулей, основанную на их преемственности и обеспечивающих формирование компетенций;

- рациональное распределение дисциплин и модулей по семестрам с позиции равномерности учебной работы студента;

- эффективное использование кадрового и материально-технического потенциала университета;

- количество дисциплин и модулей, предлагаемых на выбор студентам в каждом цикле ООП, должно, как правило, обеспечивать возможность выбора не менее чем из двух вариантов эквивалентной трудоемкости.

На третьем этапе формируются требования к ресурсному обеспечению ООП, включая: кадровое, материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение, характеристику воспитательной работы, социально-бытовых условий и образовательных технологий.

Здесь важно отметить, что серьезные требования предъявляются к кадровому обеспечению магистерских программ, в частности:

• научное руководство магистерской программой должно осуществляться штатным профессором, доктором наук соответствующего профиля;

• руководители студентов-магистрантов должны иметь ученую степень и ученое звание; должны читать базовые или специальные курсы и являться авторами монографий, учебников, учебных пособий по данной магистерской программе.

Также подчеркнем, что создаваемая учебно-лабораторная база должна обеспечить:

• доступ каждого студента к современным информационным базам в соответствии с профилем подготовки;

• каждого обучающегося учебной и учебно-методической литературой, методическими пособиями по всем дисциплинам и модулям ООП в соответствии с нормативами, установленными ФГОС ВПО.

Таким образом, на третьем этапе разрабатывается система кадрового, материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения, формируется программа воспитательной работы.

Четвертый этап предусматривает разработку системы оценки качества подготовки выпускников, которая включает:

• подсистему входного контроля уровня подготовки по дисциплине или модулю;

• подсистему текущего контроля достижений студентов;

• подсистему промежуточного контроля достижений студентов;

• подсистему итоговой государственной аттестации выпускника.

Как свидетельствует наш опыт, на данном этапе необходимо описать механизм применения элементов системы менеджмента качества университета при реализации ООП, в том числе систему внешней оценки качества реализации ООП (учет и анализ мнения работодателей, выпускников университета и других субъектов образовательного процесса).

Отметим, что основная образовательная программа разрабатывается выпускающей кафедрой совместно с общеуниверситетскими кафедрами и деканатом факультета.

В результате анализа источников по проблеме перехода на уровневую систему образования [2] выявлены критерии оценки качества основных образовательных программ:

Критерий 1. Цели образовательной программы.

1.1. Образовательная программа должна иметь:

1.1.1. Четко сформулированные и документированные цели, согласующиеся с ФГОС ВПО, миссией вуза и соответствующими запросами потенциальных потребителей программы.

1.1.2. Эффективный механизм обеспечения достижения и корректировки целей.

1.2. Цели программы должны разделяться коллективом кафедр, участвующих в реализации

образовательной программы, быть опубликованы и доступны всем заинтересованным сторонам.

Критерий 2. Содержание образовательной программы ООП.

2.1. Содержание программы не должно противоречить ФГОС ВПО.

2.2. Программа должна иметь четко сформулированные и документированные результаты обучения, согласующиеся с целями образовательной программы.

2.3. Содержание программы должно соответствовать не менее:

- 240 кредитам ECTS при подготовке бакалавров (первый уровень);

- 300 кредитам ECTS при подготовке специалистов (интегрированная программа второго уровня);

- 120 кредитам ECTS при подготовке бакалавров (второй уровень);

2.4. Учебный план и рабочая программа каждой дисциплины ФГОС должны соответствовать целям образовательной программы и обеспечивать достижение результатов обучения всеми выпускниками программы.

2.5. Цикл дисциплин естественных наук математики (ЕНМ) должен обеспечивать:

- в программах подготовки бакалавров и специалистов фундаментальную подготовку (не менее 60 кредитов ECTS в том числе не менее 24 кредитов ECTS углубленных курсов) для изучения профессиональных дисциплин;

- в магистерских программах - соответствующую подготовку (не менее 24 кредитов ECTS с углубленными курсами), позволяющую изучать профессиональные дисциплины на втором уровне, основываясь на знаниях, полученных при обучении по программе первого уровня.

Суммируя изложенное, необходимо заключить, что переход на уровневую систему образования требует инновационных подходов к организации и содержанию образовательного процесса.

Учебно-методическому управлению, кафедрам, профессорско-преподавательскому составу предстоит:

- изменить организацию и планирование учебного процесса;

- переоценить значение каждой учебной дисциплины в процессе формирования компетенций;

- внедрить балльно-рейтинговую систему контроля знаний студентов по каждой дисциплине;

- переоформить требования к знаниям, умениям и навыкам в соответствии с компетентностным подходом;

- обеспечить самостоятельную работу студентов учебно-методическими комплексами ;

- оценить соответствие каждого преподавателя требованиям к преподаваемым дисциплинам;

- организовать на новом уровне повышение квалификации преподавателей.

The article deals with the topical problem of the introduction of two-tier system of éducation in higher éducation establishments. The authors present their experience of developing and designing the main education program, implementing the Federal state educational standards of higher professional education.

The Key words: the Federal state educational standards, main education program, two-tier system of education.

Список литературы

1. Антюхов A.В., Фомин H.В. Инновационные подходы к уровневой подготовке специалистов в системе высшего профессионального образования /Учебно-методическое пособие Брянск, «Курсив», 2009.

2. В помощь разработчикам ПрООП и ООП ВПО: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов НИТУ «МИСиС» [Электронный ресурс] режим доступа: http: rc.edu.ru/rc.

3. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения: Методические рекомендации для руководителей УМО вузов России. М: Исследовательский Центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы. М.; 2005.

4. Проектирование основных образовательных программ, реализующих Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования : методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений

вузов. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2009.

5. Проектирование компетентностно-ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) практик в составе основных образовательных программ, реализующих ФГОС ВПО: Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2009.

6. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятий и структуры государственного образовательного стандарта» от 01 декабря 2007 г № Э09-ФЗ. [Электронный ресурс] режим доступа: http: //www.mon.gov.ru/document/.

Об авторах

Антюхов A.B. - доктор филологических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]

Фомин Н.В. - кандидат педагогических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.