содержащий объединенные глобальной целью комплексы целевых установок, соответствующие им индикаторы достижения целей, а также систему ключевых проектов, ранжированных по степени важности, упорядоченных по срокам исполнения и обеспеченных необходимыми ресурсами.
Благодаря реализации программы к концу 2015 г. ТПУ значительно повысит:
V качество и спектр предоставляемых образовательных услуг;
V уровень научной и инновационной деятельности;
V финансовую устойчивость университета;
V уровень международного сотрудничества;
V удовлетворенность сотрудников и студентов условиями производственной деятельности и социальной сферы;
V социальную защищенность коллектива университета.
Все это позволит упрочить позиции ТПУ как лидера отечественного технического образования и тем самым войти в группу университетов мирового уровня.
CHUBIK P., MOGILNITSKY S. TPU DEVELOPMENT STRATEGY The paper covers the development strategy of National Research Tomsk Polytechnic University - the leader of Russian technical education striving to join the group of world leading universities. The fifth Complex Development Program for 2011-2015 was developed on the basis of analysis embracing conditions and factors considerably influencing TPU development strategy. The paper also describes the basic provisions of the Program as its final document integrating major development programs of the university for the next five years.
Keywords: National Research Tomsk Polytechnic University, Complex Development Program, priority development fields, technologies for resource-efficient economy, world leading university.
А.И. ЧУЧАЛИН, профессор, проректор по образовательной и международной деятельности Е.Г. ЯЗИКОВ, профессор, зам. проректора М.А. СОЛОВЬЕВ, начальник учебно-методического управления
Образовательная деятельность ТПУ
В статье освещаются основные направления образовательной деятельности ТПУ согласно реализуемой в вузе концепции непрерывного образования. Дается анализ новых образовательных программ, основных образовательных программ по приоритетным направлениям развития ТПУ, а также моделей и технологий подготовки бакалавров и магистров в области техники и технологий по направлениям ФГОС.
Ключевые слова: Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), стандарт ООП ТПУ, Double Degree-программы, элитное техническое образование, дополнительное образование.
Традиции, сложившиеся за более чем вековую историю: единство научного и учебного процессов, фундаментальная подготовка практических инженеров, высокий уровень требований к студентам и преподавателям, а также новаторские идеи и непрерывное совершенствование образова-
тельной деятельности - позволяют Томскому политехническому университету (ТПУ) занимать лидирующие позиции среди технических вузов России. Подтверждением тому является реализация Инновационной образовательной программы (ИОП) в рамках приоритетного националь-
ного проекта «Образование» в 20072008 гг., получение статуса Национального исследовательского университета в
2009 г., третье место в рейтинге Минобрнауки РФ в 2010 г. и другие успехи.
В университете создана система непрерывной подготовки профессиональной элиты в области техники и технологий - от школьной скамьи до послевузовского образования и повышения квалификации специалистов предприятий и организаций высокотехнологичных секторов экономики.
Довузовская подготовка
С 1992 г. при университете действует Политехнический лицей, состоящий из трех 10-х и трех 11-х классов (около 170 обучающихся). В 2010 г. конкурс в лицей составил 6 чел. на место. Лицеисты - постоянные участники и дипломанты международных научно-технических конференций и олимпиад школьников.
Реализация основных образовательных программ
В соответствии с утвержденной Минобрнауки РФ Программой развития Национального исследовательского Томского политехнического университета на 20092018 гг. изменяется структура образовательной деятельности университета. В
2010 г. в университете создано шесть крупных научно-образовательных институтов: Институт природных ресурсов, Энергетический институт, Институт физики высоких технологий, Институт кибернетики, Институт неразрушающего контроля, Физико-технический институт. В структуре университета также действуют четыре учебных института: Институт международного образования и языковой коммуникации, Институт инженерного предпринимательства, Институт дистанционного образования, Институт дополнительного непрерывного образования - и три факультета: инженерно-экономический, гуманитарный и факультет физической культуры. В составе факультетов и институтов работает
90 кафедр. Университет имеет 2 филиала: Юргинский технологический институт (4 факультета, 12 кафедр) и Новокузнецкий филиал (2 кафедры).
В ТПУ и филиалах обучается около 22500 студентов, образовательную деятельность ведут 1740 преподавателей, из них 206 докторов наук и профессоров, 838 кандидатов наук, 15 членов РАН, 125 членов общественно-профессиональных академий, 16 лауреатов правительственных премий, 21 лауреат именных и международных премий, 2 лауреата премии Президента РФ.
Университет имеет лицензию на право осуществления образовательной деятельности по 172 направлениям подготовки (41
- бакалавров,39 - магистров, 92 - дипломированных специалистов) согласно Общероссийскому классификатору специальностей по образованию (ОК 009-2003).
В 2010-2011 учебном году университет одним из первых в системе российского высшего образования начал подготовку по образовательным программам подготовки бакалавров и магистров на основе Федеральных государственных образователь-
ных стандартов (ФГОС). Для нормативнометодического обеспечения перехода университета на уровневую систему подготовки в соответствии с ФГОС в рамках реализации Программы развития университета в 2010 г. разработаны и введены в действие «Стандарты и руководства по обеспечению качества основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов по приоритетным направлениям развития (Стандарт ООП ТПУ)».
Внедрение Стандарта ООП ТПУ-2010
- это модернизация образовательной деятельности вуза по всем направлениям: содержание образования, образовательные технологии, организация учебного процесса, мониторинг и оценка качества результатов реализации ООП, открытость информации по программам в соответствии с международными критериями.
Стандартом ООП ТПУ-2010 предусмотрена новая технология проектирования инженерных программ, которая включает: планирование компетенций выпускников на основе требований ФГОС, критериев международной аккредитации программ, запросов работодателей и других заинтересованных сторон; определение согласован-ныхцелей ООП (компетенций профессиональных инженеров) и результатов обучения (компетенций выпускников); оценку результатов обучения по ООП в кредитах ECTS; декомпозицию результатов обучения (знания, умения и опыт выпускников); распределение результатов обучения по циклам ООП согласно ФГОС; формирование модулей ООП по планируемым результатам обучения; оценку модулей (дисциплин) ООП в кредитах ECTS.
При разработке образовательных технологий Стандарт ООП ТПУ-2010 рекомендует:
■ оптимальное сочетание форм организации (лекция, лабораторная работа, семинар, проект, производственная практика, НИРС и УИРС и др.) и методов активизации образовательной деятельности (методы 1Т, работа в команде, сазе^^у, де-
ловая игра, проблемное, контекстное, междисциплинарное обучение и др.), обеспечивающее максимальную эффективность достижения запланированных результатов обучения;
■ формирование индивидуальных учебных планов и асинхронный процесс обучения студентов с накоплением кредитов ECTS;
■ внутрироссийскую и международную академическую мобильность студентов, в том числе реализацию совместных Double Degree-программ с ведущими отечественными и зарубежными университетами.
Новая технология проектирования была апробирована в ТПУ в 2007-2008 гг. при разработке 25 новых магистерских программ в рамках реализации Инновационной образовательной программы. В настоящее время данная технология используется в университете при проектировании образовательных программ подготовки бакалавров и магистров в области техники и технологий по 47 направлениям ФГОС, в том числе совместных Double Degree-программ с зарубежными университетами-партнерами. Ряд разработанных новых программ ТПУ уже аккредитованы АИОР с сертификатом EUR-ACE®, что гарантирует соответствие их качества европейскому стандарту.
В 2011 г. прием в университет будет осуществлен на основные образовательные программы, разработанные в соответствии с новым ФГОС и Стандартом ООП ТПУ-2010, по 47 направлениям бакалавриата, 25 направлениям магистратуры и 8 специальностям.
Система элитного технического образования
В университете разработана и с 2004 г. реализуется система элитного технического образования (ЭТО ТПУ) параллельно с традиционной массовой подготовкой специалистов. Обучение в системе ЭТО ТПУ состоит из следующих этапов: этап фундаментальной подготовки на 1-2-х курсах (углубленное изучение высшей математи-
ки, физики и других естественно-научных дисциплин), этап профессиональной подготовки на 3-4-х курсах (изучение экономики и менеджмента инновационных проектов, а также дисциплин, направленных на развитие системного и предпринимательского мышления, выполнение проблемноориентированных проектов в командах), этап специальной подготовки на 5-6-х курсах (выполнение групповых практико-ори-ентированных проектов в рамках специа-литета и магистратуры).
Отбор кандидатов на обучение в системе ЭТО ТПУ проводится по результатам вступительных испытаний (ЕГЭ) и дополнительного тестирования, в котором задания направлены на выявление интеллектуальных способностей и творческого потенциала: эрудиции, способности логически мыслить, умения решать математические и физические задачи. В настоящее время в системе ЭТО ТПУ обучаются более 500 студентов.
Система магистерской подготовки
В 1995 г. Томский политехнический университет одним из первых в России начал подготовку магистров. С тех пор постоянно разрабатываются и внедряются новые магистерские программы, ежегодно увеличивается набор в магистратуру. В 2010 г. прием на магистерские программы в ТПУ составил 933 человека. Общее количество магистрантов, обучающихся по 105 магистерским программам, составляет более 1500 человек. Реализуется система элитной опережающей подготовки магистров по 25 программам на базе 10 центров превосходства, созданных и модернизированных в рамках реализации Инновационной образовательной программы университета, в т.ч. 8 магистерских программ реализуются совместно с ведущими зарубежными университетами: Университетом Heriot-Watt (Великобритания), Университетом JiLin (Китай), Берлинским техническим университетом, Мюнхенским техническим университетом (Г ермания), Чешским техническим
университетом (Прага), Университетом Paris-Sud XI (Франция) и другими.
Система организации практик и трудоустройства выпускников
Одним из преимуществ ТПУ была и остается практическая направленность высшего профессионального образования, обеспечивающая консолидацию практических навыков при сохранении фундаментальности образования. Общее количество заключённых (действующих в 2010 г.) договоров по организации и обеспечению практик - 2176, из них долгосрочных договоров - 95, индивидуальных договоров
- 1852, коллективных договоров (на 3-х и более студентов) - 229. По запросам предприятий с 2010 г. в отдельных подразделениях ТПУ появилась возможность получения рабочих профессий во время прохождения учебной практики. Так, за 2009/
2010 учебный год 406 студентов ЭНИН, ИК и ИПР, проходя учебную практику, получили рабочие профессии: электромонтёра по ремонту и обслуживанию электрооборудования, слесаря КИПа, машиниста буровой установки, оператора по добыче нефти и газа, помощника бурильщика, линейного трубопроводчика и др.
Важным элементом системы трудоуст-
ройства в ТПУ является существующий в вузе механизм распределения выпускников. Два раза в год на базе университета проводятся процедуры распределения молодых специалистов, т.е. выпускники получают направление на трудоустройство на ведущие предприятия России и зарубежья. Ежегодно потребность в выпускниках ТПУ превышает выпуск специалистов и магистров в среднем в 1,5 раза. В 2010 г. на более чем 500 предприятий трудоустроено 91% выпускников при востребованности 158%. География трудоустройства выпускников ТПУ весьма обширна. Сегодня воспитанники университета успешно работают в США, Германии, Австрии, Китае и в других странах мира, однако большая их часть живет и трудится в Сибири. В 2010 г. 72% выпускников направлены на предприятия Сибирского федерального округа, из них 55% - в Томск и Томскую область, остальные распределены по другим регионам. По результатам 2010 г. ТПУ занял 1-е место в рейтинге трудоустройства выпускников среди 754 вузов России из 79 субъектов Российской Федерации.
Реализация программ дополнительного образования
Для специалистов реального сектора экономики в ТПУ реализуются программы дополнительного образования: профессиональная переподготовка - по 34 программам, повышение квалификации - по 275 программам. В 2010 г. в университете прошли обучение 2551 специалист промышленных предприятий, в том числе по программам повышения квалификации - 2008 чел. (из них 921 выпускник ТПУ), по программам профессиональной переподготовки - 543 чел. (из них 181 выпускник университета).
Основные перспективные направления модернизации образовательной деятельности ТПУ
В связи с переходом ТПУ с 2010/2011 учебного года на уровневую подготовку
бакалавров, магистров и специалистов по ФГОС в университете осуществляется масштабная модернизация основных образовательных программ и технологий организации учебного процесса. На сегодняшний день разработан и утвержден «План ввода в действие Стандарта ООП ТПУ в 2010/
2011 учебном году». Приказом ректора утверждены руководители всех основных образовательных программ, составы рабочих групп и календарный план разработки программ и подготовки их к реализации в 2011/2012 учебном году.
Разработаны и утверждены:
■ оптимизированные линейные графики учебного процесса по направлениям и специальностям подготовки в 2011/2012 учебном году, сокращено их количество для организации внутривузовской академической мобильности студентов и повышения эффективности использования научнообразовательных ресурсов университета;
■ оптимизированная структура образовательных программ и базовых учебных планов: бакалавриат - два года обучения по единому учебному плану плюс два года - с учетом профиля образовательной программы, магистратура - первый год обучения по единому учебному плану, второй год - с учетом специализации;
■ структура образовательных программ в кредитах ECTS по приоритетным направлениям (в области техники и технологий) на основе требований ФГОС и аккредитационных критериев АИОР, согласованных с международными стандартами инженерного образования (EUR-ACE и Washington Accord);
■ унифицированная и сокращенная номенклатура гуманитарных, социальноэкономических, естественно-научных, математических и ряда профессиональных дисциплин образовательных программ по кластерам родственных направлений и специальностей для фундаментализации подготовки и повышения ресурсоэффективно-сти образовательной деятельности университета.
В новых образовательных программах укрупняются и стандартизуются по количеству кредитов образовательные модули, сокращается их количество, усиливается роль курсового проектирования, практики, научных исследований, выпускной квалификационной работы в приобретении студентами необходимого комплекса профессиональных и универсальных (общекультурных) компетенций, а также возрастает значимость экспертной оценки готовности выпускников к профессиональной деятельности.
На основе опыта ведущих университетов мира для повышения эффективности и качества учебного процесса в университете создается личностно-ориентированная образовательная среда с приоритетом самостоятельного обучения студентов под руководством преподавателей (learning) по отношению к традиционномупреподаванию дисциплин (teaching). Студент как субъект, находясь в центре самостоятельного обучения в личностно-ориентированной (student-centered, ) образовательной среде, достигает лучших результатов, поскольку является активным участником учебного процесса и более внутренне, чем внешне, мотивирован на достижение успеха.
Модернизация учебного процесса в университете в условиях личностно-ориентированной образовательной среды предусматривает:
• внедрение компетентностного подхода (competence-based approach) к проектированию, реализации и оценке качества образовательных программ с использованием кредитной системы (ECTS) для оценки результатов обучения и содержания программ;
• асинхронную организацию учебного процесса и обучение студентов по индивидуальным планам с накоплением кредитов (нормативное количество кредитов в течение семестра - 30, максимальное - 36, минимальное - 24, общее количество кредитов в учебном году - не менее 60);
• сокращение лекционной составляющей аудиторной работы студентов до 20 -
40% и увеличение доли практических и интерактивных форм организации учебного процесса до 30 - 40% (технологии проблемного, проектного, контекстного обучения, case-study, мастер-классы и др.),
• организационно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, в особенности с использованием Интернет-портала ТПУ, увеличение ее доли в общем временном ресурсе освоения ООП: на первом-втором курсах - не менее 50%, на третьем-четвертом курсах - 60%, на пя-том-шестом курсах - 70%;
• введение в график учебного процесса конференц-недель, предназначенных для предоставления студентам возможности продемонстрировать результаты своей самостоятельной работы и усовершенствовать коммуникативные компетенции;
• совершенствование рейтинговой системы оценки качества освоения образовательных программ студентами по результатам обучения (максимальный рейтинг дисциплины - 100 баллов, максимальная оценка в течение семестра - 60 баллов, экзамен (зачет) - 40 баллов);
• актуализацию информации о критериях, правилах и процедурах, применяемых на постоянной основе для оценки ус-
певаемости студентов (текущая, промежуточная и итоговая аттестация) на сайте ТПУ;
• определение семестрового кредит-рейтинга студентов и его накопление нарастающим итогом для интегральной оценки успешности освоения студентами ООП и стимулирования их активности;
• размещение на сайте ТПУ открытой информации об успеваемости студентов, осваивающих ООП, об их успехах в научно-исследовательской, проектной и других видах деятельности (портфолио);
• использование кредитной системы для формирования объема учебных поручений научно-педагогическим работникам структурных подразделений, привлекаемым к реализации образовательных программ;
• сокращение аудиторной нагрузки преподавателей для более активного заня-
тия научными исследованиями и использования их результатов в учебном процессе;
• периодическую оценку компетенций и повышение квалификации преподавателей в соответствии с требованиями «Паспорта преподавателя ТПУ ».
Модернизация учебного процесса в университете направлена на создание образовательной среды мирового уровня для генерации профессиональной элиты в области ресурсоэффективных технологий в соответствии с Программой развития Национального исследовательского Томского политехнического университета в 2009— 2018 гг. Одним из целевыхпоказателей оценки эффективности реализации Программы является увеличение доли основных образовательных программ по приоритетным направлениям развития ТПУ, согласованных с международными стандартами, до 45% в 2018 г.
CHUCHALIN A, YAZIKOV E, SOLOVIEV M. TPU ACADEMIC ACTIVITY The paper describes the basic fields of TPU academic activity in compliance with the concept of continuous education being implemented at the university. It provides the analysis of the new educational programs, major educational programs according to TPU priority development fields, as well as the models and technologies of Bachelor and Master training in the field of engineering and technology under fields covered by the State Educational Standards.
Keywords: federal state educational standards (FSES), TPU basic educational standard, Double Degree programs, elite technical education, additional education.