Научная статья на тему 'Нормативно-методические основы формирования образовательных программ стандартов нового поколения в области культуры'

Нормативно-методические основы формирования образовательных программ стандартов нового поколения в области культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / БАКАЛАВР / МАГИСТР / КОМПЕТЕНЦИИ / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН И ПРАКТИК / ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА / BASIC EDUCATIONAL PROGRAM / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / BACHELOR / MASTER / COMPETENCE / CURRICULUM / WORKING PROGRAMS OF DISCIPLINES AND PRACTICES / ESTIMATED MEANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Караваева Евгения Владимировна, Фомкин Алексей Викторович, Пронина Людмила Алексеевна, Чураева Марина Львовна

Рассматриваются вопросы проектирования основных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров на основе федеральных государственных образовательных стандартов. Приводятся примеры из проектов образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки высшего профессионального образования «Хореографическое искусство».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Караваева Евгения Владимировна, Фомкин Алексей Викторович, Пронина Людмила Алексеевна, Чураева Марина Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Standard-methodical bases of the new generation standards educational programs formation in the field of culture

Questions of designing of the basic educational programs of preparation of bachelors and masters on the basis of federal state educational standards are considered. Examples from the projects of educational programs of a bachelor degree and magistracy in a direction of preparation of the higher vocational training "Choreographic art" are resulted.

Текст научной работы на тему «Нормативно-методические основы формирования образовательных программ стандартов нового поколения в области культуры»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 378

НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

© Е.В. Караваева, А.В. Фомкин, Л.А. Пронина, М.Л. Чураева

Рассматриваются вопросы проектирования основных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров на основе федеральных государственных образовательных стандартов. Приводятся примеры из проектов образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки высшего профессионального образования «Хореографическое искусство».

Ключевые слова: основная образовательная программа; федеральный государственный образовательный стандарт; бакалавр; магистр; компетенции; учебный план; рабочие программы дисциплин и практик; оценочные средства.

Правовой базой реформ высшего образования являются Федеральные законы № 232-Ф3 от 24 октября 2007 г. и № 309-Ф3 от 1 декабря 2007 г., которые внесли существенные изменения в Федеральные законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части установления уровней высшего профессионального образования, изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта. В системе высшего профессионального образования (ВПО) России установлено два самостоятельных уровня образования: первый уровень - бакалавриат, второй уровень - магистратура и подготовка специалиста. Федеральный закон № 309-ФЗ изменил подход к структуре и сущности государственного образовательного стандарта. Данный закон фактически привел нормы действующего законодательства в области образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации (ст. 43, п. 5), установив понятие «федеральных государст-

1 Работа выполнена в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)», проект № 3.1.1/3585 «Разработка научно-методических рекомендаций вузам по формированию основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры в компетентностно-кредитно-модульном формате на основе ФГОС-3 по направлениям подготовки в области культуры».

венных образовательных стандартов» (ФГОС) и отказавшись от деления образовательных стандартов на федеральный, региональный (национально-региональный) компоненты и компонент образовательного учреждения. Отказ от компонентного деления ФГОС не привел к устранению от участия в формировании основных образовательных программ органов управления образованием, образовательных учреждений и самих обучающихся. Указанный закон установил, что ФГОС включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ, в т. ч. требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в т. ч. кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ. Закон № 309-ФЗ конкретизировал и уточнил такие понятия, как образовательные программы: общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные), а также - примерные основные образовательные программы.

При разработке стандартов нового поколения учитывался отечественный опыт и

опыт зарубежных стран. В данный период произошел пересмотр перечня специальностей и направлений подготовки: в частности, произошло объединение родственных специальностей, изменились направления и профили подготовки. Проиллюстрируем данное утверждение. В нашей стране традиционно осуществлялась подготовка по специальности «Библиотековедение и библиография». При разработке двухуровневой системы название было изменено на «Библиотечноинформационные ресурсы» (с присвоением квалификации, например, «Бакалавр библиотечно-информационных ресурсов»). Специа-литет существует по направлению «библиотечно-информационная деятельность», с присвоением квалификации в зависимости от специализации, профиля подготовки (например, референт-аналитик, менеджер информационных ресурсов и т. д.). Анализ показал, что во многих странах сложившаяся система библиотечно-информационного образования трансформируется, причем произошла интеграция в подготовке специалистов двух сфер (библиотечной и информационной) или усилился информационный уклон в традиционной библиотечной сфере, распространился и подход через «управление знанием». Например, в Дании предлагается подготовка специалистов по направлению «Управление знанием и библиотечное развитие». Во многих странах подготовка специалистов идет по направлению «Библиотечные и информационные науки», «Библиотечный и информационный менеджмент» (например, Школа библиотечного и информационного менеджмента в США). Высшая библиотечная школа (г. Бурос, Швеция) предлагает программу «Управление знанием» как специализацию библиотечного работника. В Софийском университете им. К. Охридского подготовка осуществляется по специальности «Библиотечно-информационные науки» (отделение входит в структуру философского факультета). В США и Канаде предлагают докторские программы по библиотековедению и информационным наукам. Причем тенденции в разных странах явно совпадают. Поэтому смена названия специальности «Библиотековедение и библиография» в нашей стране на «Библиотечно-информационную деятель-

ность» вполне соответствует мировым тенденциям, что привело к усилению информа-

ционной составляющей. Кроме того, мы ушли от использования термина «наука», использовав соответственно «деятельность», деятельностную методологию, что позволяет уже в само название специальности заложить ориентацию на компетентностные модели образования.

Определим тенденции в библиотечноинформационном образовании. Во многих странах выделяют 2 уровня подготовки: бакалавриат и магистратура, которые развиваются параллельно. Например, в Германии предпочтение в библиотеках отдают магистрам библиотековедения и информатики по сравнению с бакалаврами и дипломированными библиотекарями. В США магистерская программа за 2 года предлагает 18 курсов и присваивается степень «магистр библиотечных и информационных наук». Библиотечноинформационная школа Католического университета (США) предлагает интересные профили подготовки с присвоением квалификации: библиотекарь-историк, библиотекарь-биолог, библиотекарь-музыковед. Университет Эдит Кауан (Австралия) осуществляет библиотечно-информационную подготовку с присвоением квалификации «библиотековед». В Польше присваивают квалификации: библиотекарь, библиотековед и

специалист в области научно-технической и экономической информации. В Великобритании присваивают степени: почетный бакалавр искусств в области библиотечных и информационных наук, в области информационного и библиотечного менеджмента, в области информации и коммуникации, магистр искусств в области библиотечных информационных наук, магистр естественных наук в области библиотечных и информационных исследований и др.

В ближайшие время высшая школа страны столкнется с ситуацией необходимости разработки основных образовательных программ бакалавриата, магистратуры, реализуемых вузом по различным направлениям и профилям подготовки. В соответствии с новым законодательством основная образовательная программа (ООП) включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, программы учебной и производственной

практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Создание данного пакета документов представляет определенную сложность, т. к. впервые будет использован ком-петентностно-кредитно-модульный формат.

Реализация основных положений Болонского соглашения, учет опыта зарубежных стран и значительный опыт отечественного образования в настоящее время позволил разработать стандарты третьего поколения по культуре, которые принципиально отличаются от предшествующих подходом, содержанием, структурой. Элемент унификации достигается за счет использования единой методологии и структуры документа. В первой части системы документов дается общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (бакалавриат / магистратура), приводится перечень нормативных документов для разработки ООП бакалавриата / магистратуры по направлению подготовки. В общей характеристике четко формулируются цели ООП бакалавриата (магистратуры) (формирование общекультур-

ных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, развитие у студентов личностных качеств). Далее приводятся сроки освоения и трудоемкость данной ООП (в зачетных единицах - российского аналога кредитов в Европейской системе переноса и накопления кредитов БСТ8 [1]). Кроме того, в ООП бакалавриата указываются требования к абитуриенту, а в ООП магистратуры указываются требования к уровню подготовки, необходимому для освоения магистерской программы, в т. ч. перечень ключевых компетенций бакалавра, необходимых для освоения магистерских программ по данному направлению и профилю подготовки. Во второй части системы документов, составляющих ООП вуза, дается характеристика области профессиональной деятельности выпускника (бакалавра / магистра) по данному направлению подготовки, описывается ее специфика с учетом профиля подготовки, указываются типы организаций и учреждений, в которых может осуществлять профессиональную деятельность выпускник.

Далее перечисляются объекты, виды и задачи профессиональной деятельности выпускника с учетом профиля его подготовки. При этом требования ФГОС ВПО дополняются с учетом традиций вуза и потребностей заинтересованных работодателей.

Новая парадигма образования в соответствии с принципами Болонского процесса ориентирована преимущественно не на сообщение обучающемуся комплекса теоретических знаний, а на выработку у студентов компетенций - динамического набора знаний, умений, навыков и личностных качеств, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда и успешно профессионально реализовываться в широком спектре отраслей науки, экономики, культуры [2]. При проектировании ООП вуз определяет компетенции выпускника, формируемые в процессе освоения данной образовательной программы (компетенции, заданные ФГОС ВПО, уточняются и дополняются с учетом профиля подготовки в соответствии с целями основной образовательной программы бакалавриата / магистратуры).

Сравним европейский и отечественный опыт.

Как видно из табл. 1, отечественная ком-петентностная модель предполагает единый перечень общекультурных компетенций без деления их на инструментальные, межличностные, системные [3]. При сравнении очевидно, что по ряду параметров модели совпадают. Специальные компетенции в отечественном варианте получили название «профессиональные».

Значительным изменениям подвергается и система организации учебного процесса. Так, для построения календарного учебного графика рекомендуется использовать форму, традиционно применяемую конкретным вузом. В учебном плане отображается логическая последовательность освоения циклов и разделов ООП (дисциплин, модулей, практик), обеспечивающих формирование компетенций. Указывается общая трудоемкость дисциплин, модулей, практик в зачетных единицах, их общая и аудиторная трудоемкость в часах. В базовых частях учебных циклов указывается перечень базовых модулей и дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. В вариативных частях учебных

Таблица 1

Сравнительная характеристика компетентностных моделей образования

Европейская компетентностная модель

Отечественная компетентностная модель (специальность «Хореографическое искусство»)

1

2

Инструментальные компетенции, которые включают: когнитивные способности, способность понимать и использовать идеи и соображения;

методологические способности, способность понимать и управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принятия решений и разрешения проблем;

технологические умения, умения, связанные с использованием техники, компьютерные навыки и способности информационного управления; лингвистические умения, коммуникативные компетенции.

Конкретизированный набор включает: способности к анализу и синтезу, к организации и планированию, базовые общие знания, базовые знания по профессии, коммуникативные навыки в родном языке, элементарные компьютерные навыки, навыки управления информацией (способность извлекать и анализировать информацию из различных источников), способность решать проблемы, принимать решения.

Межличностные компетенции, т. е. индивидуальные, способности связаны с умением выражать чувства и отношения, с критическим осмыслением и способностью к самокритике; социальные навыки связаны с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, умением работать в группах, принимать социальные и этические обязательства.

Набор межличностных навыков включает: способность к критике и самокритике, способность работать в команде, межличностные навыки, способность работать в междисциплинарной команде, способность взаимодействовать с экспертами в других предметных областях, способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия, способность работать в международном контексте, приверженность этическим ценностям.

Системные компетенции, т. е. сочетание понимания, отношения и знания, позволяющее воспринимать, каким образом части целого соотносятся друг с другом, и оценивать место каждого из компонентов в системе, способность планировать изменения с целью совершенствования системы и конструировать новые системы. Они включают: способность применять знания на практике, исследовательские способности, способность к обучению, способность к адаптации в новых ситуациях, способность к генерации новых идей (творчеству), способность к лидерству, понимание культур и обычаев других стран, способность работать автономно, способность к разработке проектов и их управлению, способность к инициативе и предпринимательству, ответственность за качество, волю к успеху.

Общекультурные компетенции:

способен уважительно и бережно относиться к историческому наследию и многообразным культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, взаимодействовать с представителями различных культур;

способен понимать закономерности и многовариантность исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества;

способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и лично-стно значимые философские проблемы;

способен к постоянному саморазвитию, личностной и предметной рефлексии, к критике и самокритике (критическому мышлению, способен формулировать критические суждения);

способен логически верно, аргументировано и ясно строить литературную и деловую устную и письменную речь на русском языке; создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний;

способен принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе; пользоваться в собственной деятельности этическими и правовыми нормами, регулирующими отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде; способен пользоваться современными средствами получения, хранения, обработки и предъявления информации; работать с распределенными базами знаний в глобальных компьютерных сетях, с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач, владеет необходимыми для этого компьютерными программами; способен использовать методы и средства познания, обучения и самоконтроля для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования; понимает необходимость соблюдения здорового образа жизни;

способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных, экономических и искусствоведческих наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социальнозначимые проблемы и процессы;

способен применять основные положения, законы и методы естественных наук для представления адекватной современному уровню знаний научной картины мира;

способен при необходимости применить методы анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности;

способен к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках своей профессиональной компетенции, готов к самостоятельному обучению в течение всей жизни и непрерывному самосовершенствованию, расширению границ своих научных познаний; способен пользоваться художественными и эстетическими принципами на основе духовно-нравственных ценностей, понимать значение и роль религии в истории и современной духовной жизни общества;

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; способен к кооперации с коллегами, работе в коллективе (с партнерами в дуэте, в ансамбле, с обучающимися на занятиях, с коллегами в трудовом коллективе и т. д.);

способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность;

способен к соблюдению прав и обязанностей гражданина; умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности; осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; способен осуществлять коммуникации в профессиональной среде и в обществе в целом, в т. ч., на иностранном языке;

способен к быстрой адаптации в меняющихся социальных условиях; владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

Окончание таблицы 1

1 2

способен к восприятию и адекватной интерпретации общественно значимой социологической информации, использованию социологического знания в профессиональной и общественной деятельности; способен понимать роль искусства в человеческой жизнедеятельности, готов развивать художественное восприятие и вкус, стремиться к эстетическому развитию и самосовершенствованию; способен определять и анализировать основные вехи в истории искусств (по видам), разбираться в стилях и жанрах мирового и отечественного искусства, анализировать художественные произведения, высказывать свои взгляды на современное состояние развития искусства; способен выполнять и использовать в профессиональной деятельности биомеханический анализ обыденных и танцевальных движений человека, знания о физиологии, основы медицинской профилактики травматизма, охраны труда в хореографии;

Специальные компетенции характеризуют владение предметной областью на определенном уровне Профессиональные компетенции характеризуют владение предметными областями (педагогической, балетмейстерской, репетиторской, организационно-управленческой, методической, культурно-просветительской) на определенном уровне

циклов вуз самостоятельно формирует перечень и последовательность модулей и дисциплин с учетом рекомендаций соответствующей ООП ВПО. В качестве примера рассмотрим фрагмент учебного плана (циклы ОПД и СД) подготовки бакалавра по направлению «Хореографическое искусство» [4].

Основными задачами при формировании предлагаемого плана ФГОС ВПО были:

- углубление связи со сферой труда, что выразилось в расширении числа профилей профессиональной деятельности;

- увеличение объема вариативной части содержания образования (до 50 %).

Как и в примерных учебных планах 1 и 2 поколений ГОС ВПО, в данном учебном плане отсутствует цикл естественнонаучных дисциплин, общепрофессиональный цикл содержательно практически не отличается от аналогичного цикла в стандартах 1 и 2 поколений. Следует обратить внимание, что структура профессионального цикла учебного плана подверглась наибольшим изменениям. Цикл подразделяется на базовую и вариативную части. При этом базовая часть построена по модульному принципу, т. е. каждый из имеющихся модулей содержательно является основанием («выводит») на конкретный вид профессиональной деятельности, представленный в вариативной части соответствующими профилями. Содержательное (дисциплинарное) наполнение профилей передано в компетенцию учебного заведения. Предложенное описание профиля

«Педагогика балета» в предлагаемом учебном плане дается в качестве примера. Всего во ФГОС «Хореографическое искусство» устанавливается 8 профилей: педагогика балета, народного танца, современного танца, бального танца, педагогика истории и теории хореографии, искусство балетмейстера, искусство балетмейстера-репетитора и менеджмент исполнительских искусств. Приводится фрагмент учебного плана (табл. 2).

В ООП бакалавриата (магистратуры) должны быть приведены рабочие программы всех учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) как базовой, так и вариативной частей учебного плана, включая дисциплины по выбору студента. В новой трактовке программа учебной дисциплины должна содержать не только традиционные «зуны» (знания, умения и навыки), но категории «способность» и «готовность». Объем дисциплины и виды учебной работы устанавливают в зачетных единицах. Поэтому при определении общей трудоемкости дисциплины указывают количество зачетных единиц.

Традиционным остается раскрытие содержания тем программы, учебно-методическое, материально-техническое обеспечения дисциплины. Кроме того, программа включает методические рекомендации по организации изучения дисциплины, которые разрабатываются и приводятся по каждому модулю. Обязательным компонентом профессиональной подготовки являются учебные и производственные практики.

Таблица 2

Фрагмент учебного плана

Б.3 Профессиональный цикл 105-108 3780-3888

Базовая (общепрофессиональная) часть 40-43 1440-1548

1 Наследие и репертуар 10 360 X X X X Экзамен

2 Основы безопасности жизнедеятельности и охраны труда в хореографии 3 108 X Зачет

Модуль 1 Преподаватель (по направлениям) 30 1080

3 Введение в педагогику художественного образования 3 108 X X Зачет

4 История и теория хореографического образования 10 360 X X X X Экзамен

5 Возрастная и педагогическая психология 4 144 X X Зачет

6 Возрастная анатомия и физиология 3 108 X X Зачет

7 Методика преподавания профильного вида танца или дисциплины 10 360 X X X X Экзамен

Модуль 2 Балетмейстер (по видам творчества) 30 1080

3 Искусство балетмейстера 25 900 X X X X X X X Экзамен

4 Основы менеджмента исполнительских искусств 5 180 X X Зачет

Модуль 3 Менеджер 30 1080

3 Общий менеджмент 10 360 X X X Экзамен

4 Экономическая теория 10 360 X X X Экзамен

5 Организация и управление персоналом в организациях искусств 5 180 X X Зачет

6 Маркетинг 5 180 X X Экзамен

Вариативная часть, в т. ч. дисциплины по выбору студента 62-65 2232-2340

Профиль 1 «Педагогика балета» 65 2340

1 Методика преподавания классического танца 25 900 X X X X X X X Экзамен

2 Методика преподавания характерного танца 15 540 X X X X Экзамен

3 Методика преподавания дуэтно-классического танца 5 180 X X X Экзамен

4 Методика преподавания исторического танца 5 180 X X X Экзамен

5 Методика преподавания современного танца 10 360 X X X X Зачет

6 Методика преподавания актерского мастерства 5 180 X X X Экзамен

Таблица 3

Фрагмент учебной программы

Зачетные Учебные недели в семестре (количество академических часов)

Вид учебной работы единицы (БСТ8) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Общая трудоемкость модуля 1 4

Аудиторные занятия 2 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4

Лекции 1 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2

Практические занятия (ПЗ) 2 2 2 2 2 2

Семинары (С) 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Самостоятельная работа 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2

Эссе 0,5 2 2 2 2 2 2

Просмотр хореографических произведений 0,5 24

Формы контроля 1

Контрольная работа 0,5 * *

Экзамен 0,5 проводится по итогам изучения объема учебной дисциплины

В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки учебные и производственные практики представляют собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теорети-

ческих курсов, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных и профессиональных компетенций. Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа. Данный раздел включается в ООП бакалавра в том случае, если вуз один из видов учебной практики заменяет научно -

исследовательской работой; в ООП магистра он является обязательным. В программе НИР указываются виды, этапы научно-исследовательской работы, в которых обучающийся должен принимать участие. Например: изучать специальную литературу и другую научную информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и искусства в соответствующей области знаний; участвовать в проведении научных исследований; осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме (заданию); составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию); выступить с докладом на конференции и т. д.

Кроме того, в состав системы документов, составляющих основную образовательную программу вуза, входят:

- описание фактического ресурсного обеспечения ООП;

- характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников;

- нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП:

- фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации [5-7];

- итоговая государственная аттестация выпускников ООП бакалавриата;

- другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся.

При переходе на систему подготовки бакалавриат / магистратура вузы, осуществляющие подготовку по различным направлениям культуры, должны создать полноценный пакет необходимых документов, причем некоторые из них они будут создавать впервые.

1. Сазонов Б.А., Караваева Е.В., Максимов Н.И. Методические рекомендации по применению системы зачетных единиц (БСТ8) при разработке и реализации программ высшего профессионального образования в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов. М., 2007.

2. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. М., 2006.

3. Фомкин А.В. Проект актуального набора компетенций бакалавров для ФГОС ВПО третьего поколения направления подготовки 070300 Хореографическое искусство // Вестн. Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. СПб., 2008. Вып. № 1 (19). С. 28-42.

4. Фомкин А.В. Проекты учебных планов бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Хореографическое искусство» // Вестник Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. СПб., 2008. Вып. № 2 (20). С. 20-42.

5. Богословский В.А., Гончаренко С.Н., Караваева Е.В. и др. Подходы к разработке нормативно-методического обеспечения реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования. М., 2008.

6. Богословский ВА., Караваева Е.В., Ковтун Е.А. и др. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ при компетентностном подходе. Подходы к разработке нормативно-методического обеспечения реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования. М., 2007.

7. Зинченко Ю.П., Володарская И.А. Психологопедагогическое сопровождение реализации инновационных образовательных программ. М., 2008.

Поступила в редакцию 12.05.2009 г.

Karavaeva E.V., Fomkin A.V., Pronina L.A., Chu-raeva M.L. Standard-methodical bases of the new generation standards educational programs formation in the field of culture. Questions of designing of the basic educational programs of preparation of bachelors and masters on the basis of federal state educational standards are considered. Examples from the projects of educational programs of a bachelor degree and magistracy in a direction of preparation of the higher vocational training "Choreographic art" are resulted.

Key words: basic educational program; federal state educational standard; bachelor; master; competence; curriculum; working programs of disciplines and practices; estimated means.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.