Научная статья на тему 'Проекты учебных планов бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки Хореографическое искусство'

Проекты учебных планов бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки Хореографическое искусство Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фомкин Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проекты учебных планов бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки Хореографическое искусство»

А.В. Фомкин

ПРОЕКТЫ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ БАКАЛАВРИАТА И МАГИСТРАТУРЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО»

Новые условия, сформировавшиеся на сегодняшний день в российской экономической и общественной жизни в связи с интег-раций России в европейское экономическое пространство, подписание Россией Болонской декларации ведут к необходимости смены парадигмы стандартизации высшего профессионального образования, разработки и реализации высшими учебными заведениями основных образовательных программ нового поколения.

Действующая система стандартизации и реализации образовательных программ высшего профессионального образования существует с 1992 года, когда Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) было введено понятие государственного образовательного стандарта как документа, регламентирующего формирование основных образовательных программ (ООП).

В России в последнее десятилетие развивались две ветви высшего профессионального образования: непрерывная подготовка дипломированных специалистов (срок обучения, как правило, 5 лет) и ступенчатая, обеспечивающая реализацию образовательных программ с присвоением выпускникам степени (квалификации) «бакалавр» (срок обучения 4 года) и «магистр» на базе бакалавриата (срок обучения 6 лет, включая время обучения в бакалавриате).

В соответствии с действующим Перечнем направлений подготовки (специальностей) в системе ВПО, в настоящее время в области культуры и искусства действует следующая система стандартов в области хореографического искусства:

070300 Хореографическое искусство (бакалавр, магистр);

070301 Хореографическое исполнительство (специалист);

070303 Искусство хореографа (специалист);

070304 Педагогика балета (специалист);

070305 История и теория хореографического искусство (специалист).

Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования второго поколения, введенные в области хореографии в 2002 году, расширили академическую свободу вузов в формировании образовательных программ до 30-40 %, но в полной мере не изменили культуру проектирования содержания высшего образования, поскольку сохранили ориентацию на информационно-знаниевую модель образования. В этой модели основной акцент сделан на формирование перечня дисциплин, их объемов и содержания, а не на требованиях к уровню освоения учебного материала, т. е. результатах учебного процесса.

Предлагаемый проект учебных планов по направлению подготовки «Хореографическое искусство» уровня бакалавриата и уровня магистратуры прошел обсуждение и экспертизу на заседании Учебно-методического объединения по образованию в области хореографического искусства 17 октября 2008 г. Проект разработан с учетом стратегических целей современного развития высшего образования, ориентирован на потребности обучающихся, общества и рынка труда.

Достижение вышеуказанных характеристик стало возможным благодаря использованию при разработке предлагаемых проектов компетентностного подхода, кредитно-модульной структуры, соотнесению требований с уровнем подготовки выпускников, содержания образования, компетентностных моделей с тарифно-квалификационными характеристиками Минтруда России и актуальными потребностями работодателей в лице не только федеральных органов исполнительной власти и прежде выполнявшими роль работодателей, но и с организациями, являющимися непосредственными потребителями кадров (театрами, высшими и средними учебными заведениями и др.).

Компетентностные модели сформированы на основе анкетирования выпускников, преподавателей и работодателей

в соответствии с рекомендациями, изложенными в работе В.И. Байденко1. Анкетирование включало несколько этапов:

1. создание рабочей группы по выявлению компетенций;

2. анализ рабочей группой предложенных в вышеуказанной работе анкет и их адаптация к требованиям и специфике хореографического искусства;

3. составление перечня компетенций бакалавра и магистра в области хореографического искусства и оформление анкет;

4. рассылка анкет по учебным заведениям и организациям работодателей (театрам, органам управления культурой и т. п.);

5. проведение анкетирования в указанных организациях;

6. обобщение результатов и выявление актуального состава компетенций бакалавра и магистра в области хореографического искусства;

7. формирование компетентностной модели специалиста.

Рабочей группой также была проведена экспертиза полученных результатов через их сравнение с действующими тарифно-квалификационными характеристиками, утвержденными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Экспертиза показала обоснованность большинства положений тарифно-квалификационных характеристик, но в то же время указала на необходимость их частичной модернизации -обновления в соответствии с актуальными запросами рынка труда и в ряде случаев на необходимость их расширения и уточнения. Кроме того, результаты анкетирования работодателей продемонстрировали необходимость в существенном расширении количества образовательных программ в области хореографического искусства. Для решения этой задачи и исходя из сформированной компетентностной модели специалиста, рабочей группой был избран двухуровневый (бакалавр-магистр) принцип разработки ФГОС ВПО по направлению «Хореографическое искусство».

Структура предлагаемой версии учебных планов в целом соответствует разъяснениям по формированию федерального государственного образовательного стандарта высшего про-

фессионального образования на основе технического задания на разработку федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образовании (макета) утвержденного 1 сентября 2008 г. Директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования И.М. Реморенко.

Предлагаемая версия учебных планов по направлению подготовки «Хореографическое искусство» определяет следующие основные параметры для проектирования основных образовательных программ (ООП):

вводит конкретные уровни и типы основных образовательных программ (бакалавра, магистра), входящих в данное направление подготовки;

определяет нормативные сроки, общую трудоемкость (в зачетных единицах) и присваиваемые в результате освоения квалификации (степени) для каждой основной образовательной программы (ООП) определенного уровня и типа, входящей в данное направление подготовки;

На основе полученных компетентностных моделей бакалавра и магистра рабочей группой было сформировано примерное содержание циклов дисциплин:

для бакалавриата - гуманитарное и социально-экономическое, общепрофессиональное и профессиональное (с выделением в них базовой и вариативной частей);

для магистратуры - общенаучное и профессиональное (с выделением в первом базовой и вариативной части, во втором - только вариативной).

В понятие «содержания» входит описание знаний, умений и навыков, проектируемых к получению выпускником по окончании изучения указанных циклов. Рабочей группой также была проведена экспертиза полученных результатов в части содержания циклов через их сравнение с дисциплинарным наполнением циклов и дидактикой в ГОС ВПО 1 и 2 поколений. Экспертиза продемонстрировала возможность сохранения в предлагаемом

проекте ФГОС ВПО традиционной фундаментальности образования в области хореографического искусства, зафиксированной в ГОС ВПО предшествующих поколений. Традиционно фундаментальность образования в области хореографии обеспечивалась за счёт широкого спектра искусствоведческих дисциплин (истории искусств), дисциплин общепрофессионального цикла. Практически без изменений данный цикл сохранён в данном проекте.

Предлагаемый проект учебного плана уровня бакалавриата предусматривает значительную свободу вузов в формировании основных образовательных программ за счет 50 % объема вариативной части. Кроме того, в качестве основного методологического принципа при разработке избрана модульная структура. Это позволило при проектировании существенно расширить количество программ - профилей - в основной образовательной программе, в сравнении со стандартами 1 и 2 поколений, а также избежать чрезмерной регламентации в содержании. Однако частичная регламентация сохраняется за счет введения следующего (открытого) перечня профилей: профиль 1 «Педагогика балета»; профиль 2 «Педагогика народного танца»; профиль 3 «Педагогика современного танца»; профиль 4 «Педагогика бального танца»; профиль 5 «Педагогика истории и теории хореографии»; профиль 6 «Искусство балетмейстера»; профиль 7 «Искусство балетмейстера-репетитора»; профиль 8 «Менеджмент исполнительских искусств». Предлагаемый проект учебного плана уровня магистратуры предусматривает еще более значительную свободу вузов в формировании основных образовательных программ за счет 70 % объема вариативной части.

В целях установления соответствия имеющихся в Перечне направлений подготовки (специальностей) ВПО образовательных программ уровня бакалавриата, специалитета, магистратуры в области хореографического искусства проектируемому набору профилей направления подготовки Хореографическое

искусство, рабочей группой разработан Указатель соответствия. Если в бакалавриате профили подготовки являются фиксированными, то формирование образовательных программ в магистратуре передано в компетенцию вуза.

В целях обеспечения качества высшего образования в области хореографии для конкретных профилей подготовки уровня бакалавриата и магистратуры, признано целесообразным разработать Примерные основные образовательные программы (силами образовательно-профессиональных объединений, ведущими вузами или на конкурсной основе). На основе сформированных во ФГОС требований и с учетом разработанных Примерных образовательных программ (при их наличии) высшее учебное заведение должно будет самостоятельно разрабатывать и утверждать основные образовательные программы вуза разного уровня и типа по данному направлению подготовки. При этом высшее учебное заведение вправе полностью самостоятельно формировать профильные (вариативные) части всех ООП, либо делать это на основе профессионально-профилированных образовательных модулей, которые будут присутствовать в соответствующих примерных основных образовательных программах данного направления подготовки. Вуз обязан при проектировании ООП пользоваться системой зачетных единиц с учетом общих требований, сформулированных в ФГОС. Вузу рекомендуется применять модульное построение образовательных программ, особенно в профессиональной и профессионально-профилированной части ООП. Вуз вправе использовать любую образовательную технологию при условии, что она обеспечивает достижение предусмотренных ООП целей и достигает требуемых во ФГОС результатов обучения (требуемого уровня компетенций обучающихся и выпускников). Высшее учебное заведение обязано формировать и ежегодно обновлять информационные пакеты с полным описанием реализуемых образовательных программ: набора модулей образовательных программ и их содержания, требований к подготовке, системы промежуточного и итогового контроля, методик обучения, структур кафедр, ведущих подготовку и т. д.

Учебные планы используются высшими учебными заведениями при составлении своего рабочего учебного плана по данному направлению. Эти учебные планы являются примерными, отражающими один из возможных вариантов построения образовательной программы и имеют рекомендательный характер для вузов; вузы формируют собственный рабочий учебный план, исходя из собственных научно-педагогических и творческих традиций, специфики вуза и региона, с соблюдением требований федерального государственного образовательного стандарта по данному направлению. В общем балансе трудоемкости часы физической культуры не учитываются. В колонках 5-12 символом «х» указываются семестры, когда изучается данная дисциплина; в колонке 13 указывается форма промежуточной аттестации (итогового контроля по дисциплине): «зачет» или «экзамен».

Планы имеют цикловую структуру, каждый из циклов содержит базовую и вариативную часть. Соотношение базовых и вариативных частей в бакалавриате 1:1, при этом совокупность базовых частей всех циклов не превышает 50 % общей трудоёмкости основной образовательной программы. Профессиональный цикл бакалавриата построен по модульному принципу: для каждого профиля подготовки в базовой части имеется соответствующий модуль дисциплин, содержание которого является жёстко фиксированным. При реализации определённого профиля в вариативной части вуз самостоятельно устанавливает содержательное наполнение. При введении в Перечень профилей во ФГОС ВПО нового профиля уполномоченным органом управления образованием в учебный план вносится новый модуль, содержание которого разрабатывается УМО.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 В.М. Байденко. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. М., 2005. - 112 с.

Федеральное агентство по образованию

УТВЕРЖДАЮ

_ /_/

«_»_ 200_г.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН подготовки бакалавра по направлению подготовки 070300 «Хореографическое искусство»

Квалификация - бакалавр Нормативный срок обучения - 4 года

Зачетные единицы Часы Примерное распределение по семестрам

№ п п Наименование дисциплин (в том числе практик) Трудоемкость по ФГОС Трудоемкость 1-й семестр 2-й семестр 3-й семестр 4-й семестр 5-й семестр 6-й семестр 7-й семестр 8-й семестр Форма промежуточной аттестации

Количество недель

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Б1 Гуманитарный социальный и экономический цикл 30-35 1080-1260

Базовая часть 15-18 540-648

1 История 4 144 X X Экзамен

со

а) о

3 а: с

Л;

Ь

9!

N5 О О 00

N5

N5 «О

ГО -Ч

Зачетные единицы Часы Примерное распределение по семестрам

№ п п Наименование дисциплин (в том числе практик) Трудоемкость по ФГОС Трудоемкость 1-й семестр 2-й семестр 3-й семестр 4-й семестр 5-й семестр 6-й семестр 7-й семестр 8-й семестр Форма промежуточной аттестации

Количество недель

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

2 Философия 4 144 X X Экзамен

3 Иностранный язык 10 360 X X X X Экзамен

Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента 15-17 540-612

Б Общепрофессиональный цикл 60-70 1260-2520

Базовая часть 30-40 1080-1440

1 История хореографического искусства 10 360 X X X X Экзамен

2 История драматического театра 8 288 X X X X Зачет

3 История и теория музыкального искусства 8 288 X X X X Экзамен

N5 00

О

С\)

а: с

СО

с

С О

а: з:

0

1

■О §

(1) а: ■с (1> о

г

ю

О; (1) ю

(1) Ьа

СГ

з: о о

4 История изобразительного искусства 8 288 X X X X Зачет

5 Основы режиссуры 3 108 X X Экзамен

6 Анатомия, физиология, биомеханика и основы медицины в хореографии 3 108 X X Зачет

Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента 30-40 1080-1440

Б Профессиональный цикл 105-108 ¿/80-¿888

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Базовая с общепрофессиональная ) часть 40-4.Э 1440-1548

1 Наследие и репертуар 10 360 X X X X Экзамен

2 Основы безопасности жизнедеятельности и охраны труда в хореографии 3 108 X Зачет

Модуль 1 Преподаватель (по направлениям) ¿0 1080

3 Введение в педагогику художественного образования 3 108 X X Зачет

4 История и теория хореографического образования 10 360 X X X X Экзамен

5 Возрастная и педагогическая психология 4 144 X X Зачет

Зачетные единицы Часы Примерное распределение по семестрам

№ п п Наименование дисциплин (в том числе практик) Трудоемкость по ФГОС Трудоемкость 1-й семестр 2-й семестр 3-й семестр 4-й семестр 5-й семестр 6-й семестр 7-й семестр 8-й семестр Форма промежуточной аттестации

Количество недель

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

6 Возрастная анатомия и физиология 3 108 X X Зачет

7 Методика преподавания профильного вида танца или дисциплины 10 360 X X X X Экзамен

Модуль 2 Балетмейстер (по видам творчества) 30 1080

3 Искусство балетмейстера 25 900 X X X X X X X Экзамен

4 Основы менеджмента исполнительских искусств 5 180 X X Зачет

Модуль 3 Менеджер 30 1080

3 Общий менеджмент 10 360 X X X Экзамен

4 Экономическая теория 10 360 X X X Экзамен

СО

о

О

■О

С\)

з: с

СО

с

С О

а: з:

0

1

■О §

(1) а: ■с (1> о

г

ю

О; (1) ю

(1) Ьа

СГ

з: о о

5 Организация и управление персоналом в организациях искусств 5 180 X X Зачет

6 Маркетинг 5 180 X X Экзамен

Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента 62-65 2232-2340

Профиль 1 «Педагогика балета» 65 2340

1 Методика преподавания классического танца 25 900 X X X X X X X Экзамен

2 Методика преподавания характерного танца 15 540 X X X X Экзамен

3 Методика преподавания дуэтно-классического танца 5 180 X X X Экзамен

4 Методика преподавания исторического танца 5 180 X X X Экзамен

5 Методика преподавания современного танца 10 360 X X X X Зачет

6 Методика преподавания актерского мастерства 5 180 X X X Экзамен

Профиль 2 «Педагогика народного танца»

Профиль 3 «Педагогика современного танца»

Профиль 4 «Педагогика бального танца»

со (1) о

3 а: с

Л;

ъ.

3

N5 О О 00

£ N5

N5 «О

Зачетные единицы Часы Примерное распределение по семестрам

№ п п Наименование дисциплин (в том числе практик) Трудоемкость по ФГОС Трудоемкость 1-й семестр 2-й семестр 3-й семестр 4-й семестр 5-й семестр 6-й семестр 7-й семестр 8-й семестр Форма промежуточной аттестации

Количество недель

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Профиль 5 «Педагогика истории и теории хореографии»

Профиль 6 «Искусство балетмейстера»

Профиль 7 «Искусство балетмейстера-репетитора»

Профиль 8 «Менеджмент исполнительских искусств»

Б. 4 Физическая культура Тренаж классического танца Гимнастика 2 40<Р X X X X X X Зачет

Б 5 Учебная и профессиональная практики 15-20 540-720

Б 6 Итоговая государственная аттестация 5 180

Всего: 40 8640

СО N5

О

С\)

а: с

СО

с

С О а: а:

0

1

■О §

(1) а: ■с (1> о

г

ю

О; (1) ю

(1) Ьа

СГ

а: о о

Бюджет времени, в неделях

Курсы Теоретическое обучение Экзаменационная сессия Учебная практика Профессиональная практика Итоговая государственная аттестация Каникулы Всего

I 32 6 4 — — 10 52

II 32 6 4 — — 10 52

III 32 6 2 2 — 10 52

IV 27 3 - 4 8 10 52

Итого: 123 21 10 6 8 40 208

Учебная практика (разделом практики может быть. НИР) Профессиональная практика Итоговая государственная аттестация:

Подготовка и защита выпускной квалификационной работы

2, 4, 5 семестр

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6, 8 семестр

8 семестр

Настоящий учебный план составлен, исходя их следующих данных (в зачетных единицах): Теоретическое обучение, включая экзаменационные сессии - 215 Практики (в том числе научно-исследовательская работа) - 20 Итоговая государственная аттестация - 5

со

а) о

3 а: с

Л;

ъ.

9!

N5 О О 00

N5

N5 «О

Итого:

240 зачетных единиц

со 00

Пояснения к учебному плану:

1. Настоящий примерный учебный план используется высшими учебными заведениями при составлении своего рабочего учебного плана по данному направлению. Настоящий примерный учебный план является примерным, отражающим один из возможных вариантов построения образовательной программы, и имеет рекомендательный характер для вузов; вузы формируют собственный рабочий учебный план, исходя из собственных научно-педагогических и творческих традиций, специфики вуза и региона, с соблюдением требований федерального государственного образовательного стандарта по данному направлению.

2. В общем балансе трудоемкости часы физический культуры не учитываются.

3. В колонках 5-12 символом «х» указываются семестры для данной дисциплины; в колонке 13 указывается форма промежуточной аттестации (итогового контроля по дисциплине): «зачет» или «экзамен».

Ректор Академии Русского балета имени А.Я.Вагановой

В.А. Дорофеева

Федеральное агентство по образованию

УТВЕРЖДАЮ

_ /_/

«_»_ 200_г.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН подготовки магистра по направлению подготовки 070300 «Хореографическое искусство»

Квалификация - магистр Нормативный срок обучения - 2 года

№ п п Наименование дисциплин (в том числе практик) Зачетные единицы Часы Примерное распределение по семестрам

Трудоемкость по ФГОС Трудоемкость 1-й семестр 2-й семестр 3-й семестр 4-й семестр Форма промежуточной аттестации

Количество недель

1 2 3 4 5 6 7 8 9

М1 Общенаучный цикл 19-23 684-828

Базовая часть 16-18 576-648

1 Методология научного исследования в хореографии 5-6 180-216 X Зачёт

со

а) о

3 а: с

Л;

Ь

9!

N5 О О 00

N5

N5 «О

00 СП

№ п п Наименование дисциплин (в том числе практик) Зачетные единицы Часы Примерное распределение по семестрам

Трудоемкость по ФГОС Трудоемкость 1-й семестр 2-й семестр 3-й семестр 4-й семестр Форма промежуточной аттестации

Количество недель

1 2 3 4 5 6 7 8 9

2 Современные проблемы науки и искусства 10-12 360^32 X X X Экзамен

Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента 3-5 108-180

М Профессиональный цикл 5- 7 1 60-1

Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента 35-37 1260-1332

М Практика творческая и научно-исследовательская работа 47-50 169 -1800

М 4 Итоговая государственная аттестация 10 60

Всего: 1 0 4 0

В колонках 5-8 символом «г» указываются семестры для данной дисциплины; в колонке 9 - форма

промежуточной аттестации (итогового контроля по дисциплине): «зачет» или «экзамен»

Бюджет времени, в неделях

Курсы Теоретическое обучение Экзаменационная сессия Практики Научно-исследовательская практика (работа) Итоговая государственная аттестация Каникулы Всего

I 16 6 10 10 — 10 52

II 11 3 10 10 8 10 52

Итого: 27 9 20 20 8 20 104

Настоящий учебный план составлен, исходя их следующих данных (в зачетных единицах):

Теоретическое обучение, включая экзаменационные сессии 60

Практики и научно-исследовательская работа 50

Итоговая государственная аттестация 10

Итого: 120 зачетных единиц

Пояснения к учебному плану:

1. Настоящий примерный учебный план используется высшими учебными заведениями при составлении своего рабочего учебного плана по данному направлению. Настоящий примерный учебный план является примерным, отражающим один из возможных вариантов построения образовательной программы, и имеет рекомендательный характер для вузов; вузы формируют собственный рабочий учебный план, исходя из собственных научно-педагогических и творческих традиций, специфики вуза и региона, с соблюдением требований федерального государственного образовательного стандарта по данному направлению.

2. В общем балансе трудоемкости часы физический культуры не учитываются.

3. В колонках 5-12 символом «х» указываются семестры для данной дисциплины; в колонке 13 указывается форма промежуточной аттестации (итогового контроля по дисциплине): «зачет» или «экзамен».

Ректор Академии Русского балета имени А.Я.Вагановой В.А. Дорофеева

Приложение 1

УКАЗАТЕЛЬ

соответствия существующих наименований направления подготовки (специальностей) в области хореографического искусства и предлагаемого набора профилей

Перечень направлений подготовки (специальностей) ВПО (приказ МОН №4 от 12.01.2005 г.) Предлагаемый набор профилей в соответствии с проектом ФГОС ВПО - 3

Код Наименование Квалификация (степень) Код Наименование направлений Степень профиль

код наименование код наименование

070300 Хореографическое искусство 62 68 Бакалавр Магистр Хореографическое искусство 62 68 Бакалавр Магистр

070303 Искусство хореографа 65 Хореограф Балетмей- стер-репетитор Хореограф балета на льду Бакалавр: 1. Искусство балетмейстера 2. Искусство балетмейстера- репетитора Магистр: 1. Хореограф 2. Хореограф балета на льду

070304 Педагогика балета 65 Педагог-балетмейстер Педагог бального танца Бакалавр: 1. Педагогика балета 2. Педагогика народного танца 3. Педагогика современного танца 4. Педагогика бального танца 5. Педагогика истории и теории хореографии Магистр: 1. Педагогика хореографии

070305 История и теория хореографического искусства 65 Балетовед Менеджер исполнительских искусств Бакалавр: 1. Педагогика истории и теории хореографии 2. Менеджмент исполнительских искусств Магистр: 1. История и теория хореографического искусства 2. Менеджмент исполнительских искусств

070301 Хореографическое исполнительство 65 Артист балета, педагог-репетитор Хореографическое исполнительство 62 Бакалавр: 1. Артист балета, педагог- репетитор 2. Артист танцевального ансамбля (коллектива) (по видам)

со (1) о

3 а: с

Л;

ъ.

3

N5 О О 00

£ N5

N5 «О

00 СО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.