УДК 378
ВОЗМОЖНЫЕ МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС-3+
ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ
«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» (ПРОФИЛИ «ФИЗИКА+...»)
Д.А. Исаев, Н.С. Пурышева1
1 Работа выполнена в рамках Государственного контракта №05.043.12.0013 от 23 мая 2014г.
Аннотация: В статье приведены различия нормативных документов образовательной деятельности в вузе - стандартов ФГОС-3 и ФГОС-3+. Рассматриваются подходы к построению образовательных программ и учебных планов по направлению «Педагогическое образование», соответствующих ФГОС-3+, которые применяются на факультете физики и информационных технологий МПГУ. При этом учитывается многолетний опыт построения модульного обучения на факультете и предлагаются новые подходы к дифференциации студентов по профилям обучения.
Ключевые слова: педагогическое образование, образовательная программа, профиль обучения, модульное обучение, бакалавры
POSSIBLE MODELS OF IMPLEMENTATION OF THE GEF-3+
IN THE PREPARATION OF BACHELORS
OF PEDAGOGICAL EDUCATION (PROFILE "PHYSICS+...")
D.A. Isaev, N.S. Purysheva
Abstract: The article summarizes the differences of regulations lyurazovatelnoy activity in high school - standards GEF-3 and GEF-3 +. Discusses approaches to the design of educational programs and curricula in the direction "Pedagogical education", the relevant GEF-3+, which are used at the faculty of physics and information technology, Moscow state pedagogical University. This takes into account years of experience building modular training faculty, and offers new approaches to the differentiation of students according to fields of study.
Keywords: teacher education, educational program, training profile, modular training, bachelors
Происходящее в последние годы перманентное изменение нормативной базы высшего образования, в частности образовательных стандартов, с одной стороны, вызывает некое непонимание и внутренний протест, с другой стороны, нельзя не признать, что каждая последующая итерация развивает изначально заложенные в стандартах идеи и предоставляет вузам все большую самостоятельность в наполнении образовательной программы. Это, безусловно, позволяет участникам образовательного процесса в большей степени учитывать потребности рынка труда, проектировать индивидуальные образовательные маршруты и траектории, обеспечивать академическую мобильность, учитывать региональные особенности при наполнении вариативной части образовательной программы.
Необходимость разработки Федерального образовательного стандарта 3+ (ФГОС-3+), который рассматривается как редакция стандарта ФГОС-3, определяется, прежде всего, тем, что перечни общекультурных компетенций выпускников, заданные в разных ФГОС, не унифицированы по количеству и по используемым подходам для их определения даже для родственных направлений подготовки; перечни профессиональных компетенций в большинстве ФГОС избыточны и не структурированы по видам профессиональной деятельности, в них не выделено «ядро» - набор компетенций, который должен быть обеспечен любому выпускнику.
Что касается направления «Педагогическое образование», то перечень компетенций не учитывает в достаточной степени виды профессиональной деятельности, выделенные в профессиональном стандарте педагога.
Основные отличия ФГОС-3+ от ФГОС-3 заключаются в следующем.
1. Предусмотрены две программы подготовки бакалавров: академический и прикладной бакалавриат. Первая ориентирована на научно-исследовательский и педагогический вид профессиональной деятельности, а вторая носит практико-ориентированный, прикладной характер. При этом ни виды профессиональной деятельности, ни профессиональные задачи, ни даже компетенции академических и прикладных бакалавров не различаются.
2. Формы получения образования дополнены сетевой формой, что позволит объединить материально-технические, учебно-методические и кадровые ресурсы образовательных учреждений как одного уровня подготовки, так и разных, например вузов и гимназий, дошкольных организаций, организаций дополнительного образования и т.п.
3. В структуре образовательной программы отсутствует деление дисциплин на блоки, все они входят в общий блок «Дисциплины (модули)», состоящий из базовой и вариативной частей.
Возможны несколько вариантов реализации требований ФГОС-3+ в образовательных программах. Один из вариантов касается реализации модульного построения программ при подготовке физиков и учителей физики. На факультете физики и информационных технологий Mill У на протяжении многих лет совместно обучаются студенты-физики и студенты-педагоги. Поэтому проблема организации совместного обучения физиков и педагогов для нас не является новой. Ряд ее решений приведены, например, в работах Ю.Н. Пашина и С.Е. Каменецкого [3], а также в некоторых наших статьях [1; 2]. На наш взгляд, будущие педагоги и физики могут объединяться в общие потоки не только при изучении ряда гуманитарных дисциплин (это достаточно очевидное решение становится весьма актуальным в связи с повышенным вниманием к экономике образования). Основной интерес состоит в совместном изучении курсов, которые обеспечивают будущим педагогам-физикам предметную подготовку, а бакалаврам физики -профессиональную.
Множество вопросов современной физики не может войти в базовые фундаментальные курсы. Некоторые разделы современной науки вообще не существовали пять-десять лет назад. В то же время, новые достижения науки и техники настолько быстро входят в повседневную жизнь, что современный учитель физики должен иметь хотя бы общие представления о них. Такую возможность получают бакалавры педагогического образования, занимаясь на общих с бакалаврами физики дисциплинах по выбору. В качестве примера приведем модуль по выбору «Физика и технология наноструктур», который включает дисциплины «Физика сверхпроводящих наноструктур», «Физика современных материалов и наноматериалов», «Функциональные и наноматериалы аэрокосмической техники» и др. При этом на зачетных мероприятиях требования к будущим педагогам могут быть несколько ниже, чем к физикам. Очевидно, изучив такие дисциплины, будущие педагоги не смогут получить «знания на всю жизнь», но они получат потенциал для дальнейшего отслеживания и понимания общих
направлений развития физики и техники. Это важная черта, которая существенна для современных учителей физики.
Совместное обучение будущих физиков и будущих педагогов-физиков, кроме того, позволяет внести вклад в решение еще одной важной задачи, сформулированной во ФГОС: обеспечить каждому студенту реальную возможность формирования собственного образовательного маршрута. Выбирая подобные курсы, студенты-педагоги в будущем получают возможность, при проявлении склонностей и способностей, перейти в бакалавриат по направлению «Физика» или же позже продолжить обучение в магистратуре науки.
В статье [1] мы рассмотрели возможность зачисления студентов на первый курс обучения по направлению «Педагогическое образование» по сдвоенным профилям «Физика и Информатика» и «Физика и Английский язык», когда разделение на профили происходит по итогам обучения на первом курсе. Это возможно осуществить при «синхронизации» в соответствующих учебных планах содержания обучения на первом курсе. Такой подход позволяет студентам осуществить выбор сдвоенного с физикой профиля более осознанно, поскольку у них есть возможность определиться непосредственно в ходе обучения. После разделения по сдвоенным с физикой профилям, обучение проходит как освоение модулей, что делает возможным освоение студентами того или иного модуля как в рамках базового учебного плана, так и индивидуально.
Эта модель получает развитие в новой образовательной программе уже для трех сдвоенных с физикой профилей подготовки в бакалавриате (с 2015 года добавляются профили «Физика и Технология»). Ниже приведена характеристика возможного варианта образовательной программы.
1. Базовая часть блока «Дисциплины (модули)» включает 5 определенных ФГОС-3+ обязательных дисциплин и дисциплины, при изучении которых формируются общекультурные и общепрофессиональные компетенции педагога: русский язык и культура речи, образовательное право, экономика образования, педагогика, психология, математика, информатика, естественнонаучная картина мира.
2. Вариативная часть блока «Дисциплины (модули)» из двух частей: дисциплин профилей и курсов по выбору студентов. Дисциплины профилей включают общий для всех трех программ блок (основы физики, высшая математика, электро- и радиотехника, информатика и программирование, общая физика) и дисциплины каждого профиля. При этом оба профиля являются равноправными, и число зачетных единиц, обеспечивающих каждый профиль, одинаово.
3. Курсы по выбору студента составляют 62 зачетные единицы, в образовательной программе они изучаются во 2-9 семестрах: по 3 курса во 2-ом семестре и по 4 в остальных. Всего за время обучения предлагается 31 курс по выбору.
Мы предлагаем 2 типа курсов по выбору студентов:
1) курсы, обеспечивающие профиль - информатика, английский язык, технология;
2) курсы, расширяющие и углубляющие подготовку по разным дисциплинам.
Обязательными дисциплинами по выбору студентов являются физические спецпрактикумы:
по одному в 7 и 8 семестрах. Примерное распределение курсов по выбору студентов приведено в табл. 1.
Таблица 1. Распределение по семестрам курсов по выбору студентов
Семестр Тип курса
2 Общекультурный, психолого-педагогический, профильный (второй профиль)
3 Общекультурный, физико-математический, психолого-педагогический, профильный (второй профиль)
4 Физико-математические (2), профильные (2)
5 Физико-математический (1), методический (1), профильные (2)
6 Физико-математический (1), методический (1), профильные (2)
7 Физико-математический (1), спецпрактикум (1), методический (1), профильный (1)
8 Физико-математический (1), спецпрактикум (1), методический (1), профильный (1)
9 Физико-математический (1), методический (2), профильный (1)
Важными проблемами является определение места практик в структуре образовательной программы и их взаимосвязи с психолого-педагогическими дисциплинами.
В табл. 2 приведены порядок изучения психолого-педагогических дисциплин и распределение практик по семестрам. Следующим этапом работ является разработка учебного плана.
Таблица 2. Распределение педагогических практик по семестрам
Семестр Психология Педагогика Методика обучения Практика
1 Общая психология
2 Возрастная психология Теория воспитания Учебная, 2 з.е.
3 Педагогическая психология История педагогики Учебная, 2 з.е
4 Теория управления Учебная, 2 з.е
5 Теория обучения Методики обучения Учебная, 2 з.е
6 Методики обучения Летняя, 2 з.е
7 Методики обучения Педагогическая,7 з.е.
8 Методики обучения
9 Методики обучения
10 Педагогическая 8 з.е. Культурнопросветительская 2 з.е. Преддипломная 3 з.е.
Литература:
1. Исаев Д.А. Организация обучения по индивидуальным образовательным программам при подготовке бакалавров направления «Педагогическое образование» по сдвоенным профилям / Д.А. Исаев // Школа будущего. - 2014. - №2. - С.87-90.
2. Исаев Д.А. Индивидуализация образовательных маршрутов студентов при подготовке физиков и педагогов-физиков на уровне бакалавриата / Д.А. Исаев, Г.М. Чулкова // Физическое образование в вузах. -2014. - Т. 20. - №2. - С. 149-153.
3. Пашин Ю.Н. О внедрении многоуровневой системы подготовки специалистов на физическом факультете МИГУ / Ю.Н. Пашин, С.Е. Каменецкий // Наука и школа. - 1996. - №1. - С. 6-8.
4. Пурышева Н.С. Образовательные программы подготовки бакалавров направления Педагогическое образование / Н.С. Пурышева // Физическое образование: проблемы и перспективы развития: материалы 9й Междунар. науч.-метод. конф., 1-4 марта 2010 года. - Ч. 1. - М., Рязань: МПГУ; РГУ им. С.А. Есенина, 2010. - С.186-188.
5. Пурышева Н.С. Профессионально-методическая подготовка учителя физики в зеркале современных реформ / Н.С. Пурышева // Материалы Международной научно-методической конференции «Физикоматематическое и технологическое образование: состояние и перспективы развития». - Часть 1. - М.: МПГУ, «ОиеЪоок.ги», 2015. - С.149-152.
References:
1. Isaev D.A. Organizacija obuchenija po individual'nym obrazovatel'nym programmam pri podgotovke bakalavrov napravlenija «Pedagogicheskoe obrazovanie» po sdvoennym profiljam / D.A. Isaev // Shkola budushhego. - 2014. - №2. - S.87-90.
2. Isaev D.A. Individualizacija obrazovatel'nyh marshrutov studentov pri podgotovke fizikov i pedagogov-fizikov na urovne bakalavriata / D.A. Isaev, G.M. Chulkova // Fizicheskoe obrazovanie v vuzah. - 2014. - T. 20. -№2. - S. 149-153.
3. Pashin Ju.N. O vnedrenii mnogourovnevoj sistemy podgotovki specialistov na fizicheskom fakul'tete MPGU / Ju.N. Pashin, S.E. Kameneckij // Nauka i shkola. - 1996. - №1. - S. 6-8.
4. Purysheva N.S. Obrazovatel'nye programmy podgotovki bakalavrov napravlenija Pedagogicheskoe
obrazovanie / N.S. Purysheva // Fizicheskoe obrazovanie: problemy i perspektivy razvitija: materialy 9-j
Mezhdunar. nauch.-metod. konf., 1-4 marta 2010 goda. - Ch. 1. - M., Rjazan': MPGU; RGU im. S.A. Esenia, 2010. - S.186-188.
5. Purysheva N.S. Professional'no-metodicheskaja podgotovka uchitelja fiziki v zerkale sovremennyh reform / N.S. Purysheva // Materia-ly Mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konfe-rencii «Fiziko-matematicheskoe i tehnologicheskoe obrazovanie: sostojanie i perspektivy razvi-tija». - Chast' 1. - M.: MPGU, «Onebook.ru», 2015. -S.149-152.
Сведения об авторах:
Исаев Дмитрий Аркадьевич (г.Москва), доктор педагогических наук, профессор, первый заместитель директора Института физики, технологии и информационных систем МПГУ, декан факультета физики и информационных технологий, Московский педагогический государственный университет
Пурышева Наталия Сергеевна (г.Москва), доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения физике факультета физики и информационных технологий ИФТИС МПГУ, Московский педагогический государственный университет
Information on authors:
Isaev D.A. (Moscow), doctor of pedagogical sciences, professor, the first deputy director of the Institute of physics, technology and information systems, dean of the faculty of physics and information technologie, Moscow state pedagogical university
Purysheva N.S. (Moscow), doctor of pedagogical sciences, professor,head of the department of theory and methodology of teaching physics at the faculty of physics and information technology IFTIS, Moscow state pedagogical University