Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций будущих учителей в условиях летней педагогической практики'

Формирование профессиональных компетенций будущих учителей в условиях летней педагогической практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
663
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
летняя педагогическая практика / задачи практики / содержание программы практики / профессиональные компетенции. / summer internship program / aims and tasks of internship programs / internship program content / professional skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М Е. Акмамбетова, Е А. Савельева-рат

Воплощение в жизнь компетентностного подхода в образовании будущих учителей продуктивно осуществляется в условиях летней педагогической практики, значимость которой определяется как ее содержанием, так и условиями подготовки к ней. Реализация содержания программ летних педагогических практик, учебных и производственных, актуализирует освоенное студентом теоретическое педагогическое знание и развивает компетенции будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М Е. Акмамбетова, Е А. Савельева-рат

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STUDENTS’ PROFESSIONAL SKILLS THROUGH SUMMER TEACHING INTERNSHIP PROGRAMS

Summer teaching internship programs help implementing competence-based approach into teacher training. The significance of summer teaching internship programs is determined by their content. While participating in these programs students test their theoretical knowledge, obtain working experience and develop their professional skills.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций будущих учителей в условиях летней педагогической практики»

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ

ЛЕТНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

© 2018 М. Е. Акмамбетова1, Е. А. Савельева-Рат2

1канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры педагогики непрерывного профессионального образования

e-mail: akmambetova@mail. ru

Астраханский государственный университет

2зав. базовой кафедрой педагогики воспитания зам. директора МДЦ «Артек»

Курский государственный университет

Воплощение в жизнь компетентностного подхода в образовании будущих учителей продуктивно осуществляется в условиях летней педагогической практики, значимость которой определяется как ее содержанием, так и условиями подготовки к ней. Реализация содержания программ летних педагогических практик, учебных и производственных, актуализирует освоенное студентом теоретическое педагогическое знание и развивает компетенции будущих учителей.

Ключевые слова: летняя педагогическая практика, задачи практики, содержание программы практики, профессиональные компетенции.

Педагогическая практика в профессиональной подготовке будущих учителей занимает особое место, является логическим продолжением теоретической подготовки студентов и, несомненно, предопределяет качественное формирование их профессиональных компетенций.

Условия детского оздоровительного лагеря, являясь особенными, предоставляют возможность будущему педагогу сделать процесс формирования его профессиональных компетенций последовательным, логичным, эмоционально окрашенным, запоминающимся и продуктивным. Именно этот период - период летней педагогической практики - время интенсивного обогащения профессионального опыта студента в самостоятельном созидании коллектива и его становлении через организацию повседневной совместной жизнедеятельности воспитанников [Мордвинова 2010].

Астраханский государственный университет (АГУ) осуществляет подготовку будущих учителей по направлению подготовки «Педагогическое образование» и «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» по профилям «География», «Химия», «Биология» «Математика», «Начальное образование», «Физическая культура», «История», «Мировая художественная культура», «Русский язык и литература», «Иностранные языки (английский, китайский, французский, турецкий, персидский)», «История и обществознание». Все профили подготовки в учебных планах содержат педагогическую практику. Руководство педагогической практикой обеспечивают несколько кафедр университета. Практики, реализуемые на каждом факультете, особенны в связи с их спецификами, но их содержание направлено на достижение общей цели - готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности в рамках предметных практик, закреплению теории на практике,

способности продуцировать педагогическую деятельность в разнообразных видах и формах в условиях детских оздоровительных лагерей.

Любой вид педагогической практики (учебная, производственная) решает три вида задач: контролирующие, обучающие и воспитательные.

Контролирующие задачи направлены на определение уровня теоретической и методической готовности будущего педагога к проведению учебно-воспитательных мероприятий, различных по форме и содержанию; к рефлексии собственной профессиональной деятельности и опыта коллег; к проведению и анализу результатов малых исследований.

Наличие обучающих задач и безусловное их решение гарантирует формирование, развитие, закрепление общекультурных и профессиональных компетенций студентов: владение «способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия», «... организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности» [ФГОС ВО 44.03.05].

Воспитательные задачи способствуют формированию у студентов готовности к взаимодействию с коллегами, результатом чего должны стать умение работать в команде, приобретение и совершенствование навыков педагогического общения, ответственное и творческое отношение к проведению воспитательной работы с детьми разного возраста в условиях временного детского коллектива.

В Астраханском государственном университете сформировалась определенная система подготовки к летней педагогической практике, которая осуществляется не только на теоретических и практических занятиях по дисциплинам психолого-педагогического цикла в рамках учебного плана, но и во внеаудиторное время. Курс психологии обеспечивает изучение возрастных особенностей детей, что необходимо для выстраивания верных профессиональных отношений с ними. Цикл педагогических дисциплин оснащает будущего педагога знаниями о воспитательных технологиях, о содержании, методах и формах работы в воспитательном коллективе. Семинарские и практические занятия не только преследуют информационные цели - сообщить, информировать студентов о теории того или иного психолого-педагогического явления, но и тщательно «препарируют» содержание профессиональных фактов и явлений.

В стенах университета будущие педагоги осуществляют подготовку к реализации программ летних педагогических практик и в рамках курсов по выбору: «Воспитательная деятельность в современной школе», «Организация воспитательной работы в условиях летнего оздоровительного лагеря» и других, где студенты знакомятся с теорией и практикой организации досуга детей в летний период. Соблюдение единого подхода к разработке программ обеспечивает целостность педагогического процесса, что, в свою очередь, работает на формирование профессиональной компетентности [Акмамбетова 2009].

Педагогические (летние) практики в АГУ представлены как учебные, так и производственные.

Учебная педагогическая практика решает следующие задачи: получение первичного представления о педагогическом процессе; изучение структуры деятельности образовательных учреждений; формирование у практикантов умения наблюдать за учебно-воспитательным процессом и анализировать его результаты; формирование и развитие у будущих учителей педагогических умений и навыков, профессионально значимых качеств личности; наблюдение за работой опытных учителей и классных руководителей. Постановка и решение вышеназванных задач гарантирует изучение опыта работы классного руководителя в системе деятельности

Акмамбетова М. Е., Савельева-Рат Е. А. Формирование профессиональных компетенций

будущих учителей в условиях летней педагогической практики

современных образовательных учреждений. Кафедры, реализующие содержание такой практики, используют в качестве баз практик образовательные учреждения г. Астрахани. Факторами выбора образовательной организации в качестве базы практики являются: наличие администрации образовательного учреждения -сподвижника в решении образовательных задач университета, слаженной работы педагогического коллектива школы, сильного методического объединения классных руководителей, существование учебно-воспитательных традиций. Такими образовательными организациями являются гимназия № 4, лицей № 2 им. В.В. Разуваева, лингвистическая гимназия, школы № 4, 8, 12, 13, 29, 48, 56 и другие.

Ощутимый вклад в результат подготовки к летним педагогическим практикам вносит существующая при кафедре педагогики и непрерывного профессионального образования Школа вожатого, способствующая формированию такой компетенции, как «готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности» [ФГОС ВО 44.03.05]. Она имеет возможность подготовить всех желающих к практике функций вожатого в детских оздоровительных центрах и лагерях Астрахани и Астраханской области: «Березка», «Бережок», «Астраханские зори, «Ребячья усадьба «Чудотворы», «Юный железнодорожник», «Детский оздоровительный центр имени А.С. Пушкина». Будущие педагоги, получившие сертификат Школы вожатого и прошедшие отбор, могут быть направлены для прохождения производственной педагогической практики и в другие регионы страны: Краснодарский край (Всесоюзный детский центр «Смена»), Республика Крым (Международный детский центр «Артек», Детский центр отдыха «Жемчужный берег»).

Производственная (летняя) педагогическая практика реализуется сразу после завершения студентами аудиторных занятий, в летнее каникулярное время учащихся, в условиях детского оздоровительного лагеря с дневным или круглосуточным пребыванием. В последнем случае вожатый-студент круглосуточно находится на территории базы практики. Здесь он, принимая самостоятельные решения, организует воспитательную работу с детьми, несет ответственность за жизнь и здоровье. Именно практика такого формата способствует осознанию и соблюдению требований самовоспитания и самообразования - необходимых условий профессионального-педагогического становления.

Педагогическая практика в летний период способствует активному воплощению в жизнь компетентностного подхода в образовании будущих педагогов. Функциональные обязанности вожатого, педагога-организатора предполагают наличие умения определять воспитательные задачи и решать их путем совместной деятельности с воспитанниками. Каждодневные многочисленные педагогические ситуации требуют от будущего учителя способности диагностировать их, умения анализировать и принимать верные решения, что возможно лишь в процессе формирования профессиональной компетентности в разрешении коллизионных педагогических ситуаций [Акмамбетова 2006: 25-28].

Изучение системы работы летнего оздоровительного лагеря является частью целевой установки практики, вместе с тем выполнение данной задачи значится важным аспектом деятельности студента-практиканта. Будучи прообразом образовательного учреждения, летний оздоровительный лагерь позволяет подготовиться к последующей практике в стенах школы уже в качестве учителя-предметника и классного руководителя. Вожатый в детском загородном лагере для воспитанников - и воспитатель, и организатор детской жизни, и няня, и медсестра, и мама, папа, и друг.

Весь перечисленный неписаный функционал требует от вожатого-студента обученности планировать и организовывать воспитательную работу, владения

различными технологиями проведения воспитательных мероприятий. Деятельность педагогического персонала детского лагеря предполагает знание и соблюдение нормативно-правовой базы деятельности вожатого и педагога-организатора, понимание всей ответственности, возложенной на них за жизнь и здоровье детей. В связи с этим педагогическая практика, осуществленная в условиях детского оздоровительного лагеря, и полученный колоссальный опыт педагогического взаимодействия становятся основой для предметной практики. Предметная практика, в свою очередь, потребует от будущего учителя продуктивного педагогического взаимодействия, умелого соотнесения собственных интересов с интересами других субъектов образовательного процесса, рационального и грамотного использования сторонних ресурсов воспитательной системы для решения комплекса поставленных задач, что позволит утверждать о наличии готовности к социальному взаимодействию.

Учебная и воспитательная деятельность будущих педагогов в детском оздоровительном лагере сопряжена с исследовательской деятельностью, связанной с поиском, разработкой и апробацией новых форм и способов теории и практики воспитательной работы с детьми. Исследовательская компетенция формируется не только путем написания курсовых и квалификационных работ, она основывается на знаниях, умениях, навыках и способностях видеть проблему, определять задачи и пути ее решения. И самые первые научно-исследовательские работы будущие учителя проводят по темам летних творческих заданий и иных работ исследовательского характера.

Специфика факультетских психолого-педагогических исследований и коллективно-творческих дел предопределяет их направления. К примеру, студенты факультета иностранных языков проводят мероприятия языкового или лингвострановедческого характера; студенты исторического факультета -мероприятия, в которых отражена история страны, края, местности, самого детского лагеря; студенты факультета филологии и журналистики - мероприятия, связанные с народными праздниками и устным народным творчеством. Реализация содержания программ летних педагогических практик, учебных и производственных, актуализирует освоенное студентом теоретическое педагогическое знание и развивает компетенции будущих учителей.

Кропотливая и планомерная работа со слушателями Школы вожатого ведется силами преподавательского корпуса кафедры ПНПО Астраханского государственного университета в тесном сотрудничестве с ведущими специалистами баз педагогических практик и наиболее яркими представителями вожатского движения - студентами вуза, имеющими опыт работы в детском оздоровительном лагере. Это позволяет за достаточно короткий срок (3 месяца) максимально полно подготовить слушателей Школы к эмоционально, психологически и физически насыщенному периоду студенческой жизни - летней педагогической практике.

Необходимо отметить, что работа со студенческим вожатским корпусом не заканчивается и после возвращения будущих педагогов в аудитории. Традиционной формой отчетов по летней педагогической практике стало проведение Недели творческих отчетов всех факультетов, реализующих данный вид практики, именующейся Летом соответствующего года («Неделя «Лето 2015», «Неделя «Лето 2016», «Неделя «Лето 2017»). Традиционная отчетная документация демонстрирует не только навыки ее ведения, оформления и презентации. Вчерашние вожатые в нестандартной форме представляют итоги своей практики: «Копилки воспитательных мероприятий», «Один день из жизни вожатого», «Фотоотчет», «Медиа-зарисовки с места событий» и прочее. Один день из этой Недели, как правило заключительный, посвящен гала-концерту, гостями которого традиционно становятся руководство вуза,

Акмамбетова М. Е., Савельева-Рат Е. А. Формирование профессиональных компетенций

будущих учителей в условиях летней педагогической практики

представители всех баз практик, методисты, студенты, прошедшие практику, и студенты, чья практика еще впереди, родители и друзья.

Программа Недели включает, помимо гала-концерта, ряд мероприятий, свидетельствующих о желании и способности проводить профессиональную рефлексию: круглые столы по формам организации таких видов практик, интеллектуальные факультетские соревнования по вопросам взаимодействия с детьми в условиях летней лагерной смены, публикации в студенческих конференциях в рамках Недели науки, подготовка материала для университетской многотиражки, новостной ленты на главной странице веб-портала АГУ и многое другое.

Показателем продуктивности и эффективности в достижении поставленных практикой целей и задач является динамический рост желающих студентов попробовать себя в качестве вожатого в период практики и после ее завершения. Например, в летний сезон 2015 г. около двухсот студентов местом практики определили для себя астраханские лагеря и около двадцати студентов -оздоровительные детские лагеря за пределами родного города. Летом 2017 г. около четырехсот студентов педагогического профиля были направления для прохождения летней (учебной и производственной) педагогической практики в детские оздоровительные лагеря Астраханской области и более восьмидесяти - за ее пределы. Значимым является и тот факт, что число студентов, понимающих всю важность и значимость вожатского дела и принимающих активное участие в деле подготовки к следующим периодам практик, неуклонно растет.

Студенты - активисты вожатского дела регулярно участвуют во всероссийских слетах вожатых, например в Ульяновске в 2016 г. или в Анапе в 2017 г., что свидетельствует о непрерывности и системности подготовки к различным видам практик и осуществлению собственно профессиональной деятельности. Участие студентов в форумах профессиональной направленности за пределами университета предоставляет возможность им высказаться, быть услышанными, стать узнаваемыми на рынке труда и способствует осуществлению профессионального самообразования и личностного роста, формированию профессиональной компетенции в проектной деятельности, которая звучит как «способность проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития» [ФГОС ВО 44.03.05].

Подготовка ко всем видам летней педагогической практики требует соблюдения не только содержательности, но и логичности и последовательности, понимания того, что учебная практика является неким трамплином для осуществления производственной практики, обеспечивает методическую преемственность между видами практик. Ясно, что содержание учебных практик, определяемых их соответствующей целью, позволяет планомерно перейти от простого погружения в образовательную среду к сложному взаимодействию в ней. Образовательное учреждение со своими характерными особенностями и правилами профессионального «поведения», включая в свое существование студентов-практикантов, тем самым способствует формированию важных и значимых общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущего учителя. Перенимая эстафету созидания профессиональной компетентности будущего учителя, детский оздоровительный лагерь, его среда, традиции и правила продолжают планомерную работу со студентом, имеющим представление о психолого-педагогических особенностях взаимоотношения детей и педагогов.

Необходимость летней педагогической практики в Астраханском государственном университете объясняется не только ее методической необходимостью и значимостью, но наличием социального заказа. Рынок труда в период летнего оздоровления детей в условиях детских лагерей отдыха должны занять

профессионально подготовленные люди, способные в полной мере оценить масштабы государственных задач и содействовать их решению.

Библиографический список

Акмамбетова М.Е. Формирование компетентности будущего учителя в разрешении коллизийных педагогических ситуаций: дис. ... канд. пед. наук. Астрахань, 2006. 201 с.

Акмамбетова М.Е. Формирование профессиональной компетентности и компетентностный подход в образовании // Педагогическое образование в эпоху перемен: результаты научных исследований и их использование в образовательной практике (отечественный и зарубежный опыт): сб. ст. по материалам междунар. практич. конф. (17-19 марта 2009 г., г. Санкт-Петербург). СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. С. 72-76.

Мордвинова Е.А. К вопросу о летней педагогической практике // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. III междунар. науч.-практ. конф. № 3. Новосибирск: СибАК, 2010 [Электронный ресурс]. URL: https://sibac.info/conf/pedagog/iii/35608 (дата обращения: 14.01.2018).

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 44.03.05 [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты: Министерство образования и науки РФ. URL: https://минобрнауки.рф Приказ Минобрнауки России от 9 февраля 2016 г. № 91 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата)» (pdf, 999.4KB) (дата обращения: 14.01.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.