Научная статья на тему 'Воспитательная практика студентов в организациях отдыха детей как профориентационная деятельность'

Воспитательная практика студентов в организациях отдыха детей как профориентационная деятельность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА / ВОЖАТЫЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ / ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / EDUCATIONAL PRACTICE / COUNSELOR / PROFESSIONAL CHOICE / TEACHING PROFESSION / CHILDREN''S HEALTH CAMP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малахова Виктория Григорьевна

Рассматривается профориентационная роль педагогической воспитательной практики в организациях детского отдыха, дается анализ профессионально-педагогической подготовки будущих вожатых для работы с детьми в условиях летнего лагеря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малахова Виктория Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article explores the role of pedagogical educational practice in children's recreation organizations for career councelling. The author analyses the professional and pedagogical training of future counselors for working with children in summer camp conditions.

Текст научной работы на тему «Воспитательная практика студентов в организациях отдыха детей как профориентационная деятельность»

известия вгпу

Quasi-professional instructive briefings as a condition for high-quality preparation of students for summer teaching practice

The article presents the approach of the Volgograd State Socio-Pedagogical University to the organization of quasi-professional activities of students in the framework of their preparation for the summer teaching practice. The authors define the role of instructional briefings in such training. The data of surveys pointing to the effectiveness of the proposed approach are given.

Key words: counselor, pedagogical training, quasiprofessional activity.

(Статья поступила в редакцию 15.10.2018)

в.г. малахова

(волгоград)

воспитательная практика студентов в организациях отдыха детей как профориентационная деятельность*

Рассматривается профориентационная роль педагогической воспитательной практики в организациях детского отдыха, дается анализ профессионально-педагогической подготовки будущих вожатых для работы с детьми в условиях летнего лагеря.

Ключевые слова: воспитательная практика, вожатый, профессиональный выбор, педагогическая профессия, детский оздоровительный лагерь.

Производственная практика студентов в педагогических вузах является неотъемлемой частью профессиональной подготовки будущих педагогов. Именно в процессе практической деятельности развиваются столь необходимые педагогу коммуникативные, дидактические, перцептивные, организаторские способности, которые впоследствии способствуют формированию аксиологического, техно-

* Статья публикуется в рамках Международного форума РАО «Непрерывное педагогическое образование: проблемы и перспективы».

логического и личностно-творческого компонентов профессиональной педагогической культуры.

В учебном плане подготовки бакалавров Волгоградского государственного социально-педагогического университета (ВГСПУ) на собственно прохождение педагогической производственной (воспитательной) практики отводится 216 часов (или 6 зачетных единиц). Традиционно производственная педагогическая (воспитательная) практика для студентов проводится в летнее время, в период школьных каникул в организациях отдыха детей. Ноу-хау университета в подготовке вожатых, имеющей более чем сорокалетнюю историю, является проведение инструктивных сборов, на которых будущие вожатые получают системную подготовку в вопросах нормативно-правовых основ деятельности вожатого, профессиональной этики, вожатского мастерства. Студенты, успешно освоившие курс подготовки на инструктивных сборах, получают сертификат и допускаются к работе с детьми в летнем лагере в качестве вожатого.

Значительный опыт, накопленный педагогами ВГСПУ в процессе многолетней системной работы по подготовке вожатых, нашел свое отражение в ряде статей, посвященных анализу данного направления работы. Определению места и роли летней воспитательной практики в системе профессиональной подготовки учителя посвящена статья С.В. Романова и Е.А. Опфер [4]. Летняя практика выступает в данной статье как один из необходимых и значимых элементов в становлении личности будущего учителя. Деятельность вожатого рассматривается через призму профессиональных компетенций, формируемых у студентов-бакалавров. В статье Н.И. Тихоненкова «Технологические основы подготовки студентов к летней воспитательной практике в детских оздоровительных лагерях» инструктивные сборы выступают в качестве одной из форм подготовки студентов к практике в детских оздоровительных лагерях как квазипрофессиональной деятельности, дается подробное технологическое описание организации и проведения данной эффективной формы практической подготовки студентов к осуществлению первой профессиональной педагогической деятельности в качестве вожатых и воспитателей [5]. Одним из важнейших аспектов подготовки педагога является вопрос обратной связи вуза и подготовленных специалистов-

О Малахова В.Г., 2018

выпускников. Данную проблему затрагивают М.Ю. Чандра, Е.В. Сергеева и др. в статье «Проблемы оценивания качества профессиональной подготовки по основным образовательным программам вуза на основе обратной связи с выпускниками» [6]. Статья Т.А. Крюковой и В.Г. Малаховой «Организация педагогической практики студентов вуза в современных условиях» дает обстоятельный анализ вопросов разработки и реализации модели педагогической практики студентов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» в условиях внедрения образовательных стандартов ВПО третьего поколения [3]. Это далеко не полный список публикаций, рассматривающих различные стороны подготовки вожатых в процессе обучения в вузе как одного из значимых аспектов в профессиональном становлении и развитии будущего педагога.

Закономерно возникает вопрос о том, зачем студентам, успешно освоившим программу двух лет обучения в бакалавриате вуза, фактически преодолевшим экватор обучения, профессиональная ориентация? Этот вопрос логично должен возникать при осознанном осуществлении выбора будущей профессии, при поступлении в университет.

С одной стороны, педагогическая профессия относится к немногочисленной группе профессий, в которые нельзя прийти случайно. Вопрос профессионального отбора в педагогические и медицинские вузы неоднократно поднимался в истории высшего образования. С другой стороны, падение престижа педагогической профессии, отношение отдельных представителей власти и депутатского корпуса к педагогам как людям, неспособным добиться успеха на поприще большого бизнеса, усугубляют ситуацию. Люди старшего поколения удивляются вполне обоснованному ответу современного выпускника школы на вопрос: «Кем ты хочешь стать?» - «Все зависит от того, как сдам ЕГЭ». В советское время у большинства с детства была осознанная мечта - стать врачом, космонавтом, инженером, учителем. Велась системная работа, направленная на поднятие престижа социально значимых профессий. Сейчас рамки профессионального выбора размыты, у выпускников нет четкого представления о том, кем быть. Более того, в принципиальной позиции - быть или иметь (по Э. Фромму) - чаша весов все чаще склоняется в пользу «иметь».

Таким образом, среди абитуриентов любого вуза оказывается значительное число лю-

кие науки -

дей, которые не имеют четкого представления ни о перспективах обучения, ни о будущей профессии. Следовательно, проблема профессиональной ориентации постепенно смещается от проблемы актуальной для учащихся старшей школы к четкому осознанию себя в профессии в процессе обучения в высших и средних профессиональных заведениях. Воспитательная практика оказывается первым серьезным испытанием для студентов вуза, позволяющим изнутри прочувствовать особенности и специфику профессиональной деятельности, а также понять и принять роль педагога, осознать свои возможности в данной профессии. Соответственно, летнюю воспитательную практику следует рассматривать как процесс активного погружения, который выступает точным индикатором определения правильности собственного профессионального выбора.

Центром мониторинга качества подготовки специалистов ВГСПУ проводится системный мониторинг, позволяющий оценить качество подготовки специалиста в вузе, получить обратную связь от выпускников, работодателей. Результаты мониторинга находят свое отражение в аналитических отчетах «Карьерный рост выпускников ВГСПУ и их удовлетворенность качеством профессиональной подготовки». для нашей работы мы воспользовались отчетами за 2014 и 2016 гг. (отчет составляется один раз в два года), предоставленными Центром мониторинга качества [1; 2]. Какие же выводы о профессиональной ориентации студентов в вузе мы можем сделать? Анализ ответов выпускников разных лет показал, что в целом выпускники удовлетворены знаниями и умениями по полученной специальности, а также своими личностными качествами, необходимыми для работы. Статистически значимых различий в оценке знаний и умений выпускниками разных лет не наблюдается.

Один из блоков вопросов посвящен карьере выпускников после окончания вуза. После окончания обучения 44% выпускников начали работать по специальности, 25% - не по специальности. Более 10% выпускников поступили в магистратуру и аспирантуру ВГСПУ, 10% выпускников не могли найти работу или не работали в связи с семейными обстоятельствами. Более 8% выпускников продолжили свое обучение в других вузах.

Один из вопросов анкеты состоял в том, что выпускнику предлагалось дать совет самому себе в то время, когда он принимал решение о выборе вуза и специальности для обуче-

известия вгпу

ния. Данные отчетов 2014 и 2016 гг. практически идентичны: 66% (2014 г.) и 65% (2016 г.) выпускников отметили, что сделали бы такой же выбор, 21% выпускников также поступил бы в ВГСПУ, но на другую специальность, 13% выпускников не стали бы поступать в ВГСПУ.

На вопрос: «Назовите 3 фактора, которые в наибольшей степени повлияли на Ваш выбор специальности / профиля при поступлении в ВГСПУ» - в 2014 г. 71% выпускников указал собственный интерес к профессии, 47% - возможность бесплатного обучения, по 29% - желание / совет родителей и имидж университета, 17% - престиж профессии, 16% -наличие спроса на специалистов на рынке труда, 9% - продолжение семейной традиции, а 2% - качественное образование [1]. К 2016 г. происходит значительное изменение роли факторов, определяющих профессиональный выбор - лишь 56% выпускников указали собственный интерес к профессии, 41% - возможность бесплатного обучения, 22% - желание / совет родителей, 21% - имидж университета, 13% - наличие спроса на специалистов на рынке труда, 12% - престиж профессии [2]. Полученные данные убедительно свидетельствуют о том, что профориентационная работа в общеобразовательной школе ведется на недостаточном уровне. Среди областей улучшения качества ряд выпускников отмечают необходимость «более эффективно проводить проф-ориентационную работу в школе».

При этом отметим, что в качестве сильных сторон в подготовке выпускников респонденты отметили высококвалифицированный преподавательский состав, высокий уровень качества знаний, возможность прохождения практики в реальных условиях [1]. Таким образом, подчеркивается значительная роль педагогической практики в процессе профессиональной подготовки. В 2016 г. значение «практики в школе и лагере» как сильной стороны обучения в вузе занимает уже второе место, уступая лишь «хорошей теоретической подготовке» [2].

Для оценки качества профессиональной подготовки будущих вожатых в процессе обучения в вузе при освоении материала учебной дисциплины «Педагогика», а также в процессе проведения инструктивных сборов в Институте художественного образования ВГСПУ используется комплексный анализ результатов педагогической воспитательной практики на протяжении четырех лет - с 2014-го по 2018 г.

Опрос вожатых, проведенный при подведении итогов летней практики 2018 г. в Институте художественного образования, показал, что из 25 студентов, успешно прошедших летнюю практику, 21 студент (84%) удовлетворен ее результатами (дал высокую оценку по 5-балльной шкале - 4 и 5): «проделанная в лагере профессионально-педагогическая работа мне понравилась», «данная работа изменила мои представления о работе педагога», «мне понравилось работать с детьми». Сложности возникали в вопросах общения с родителями, в вопросах организационно-бытового устройства с администрацией лагеря. Проблем во взаимоотношениях с детьми практически не возникало, что свидетельствует о высоком уровне подготовки вожатых.

Каким же должен быть современный вожатый, чтобы удовлетворять запросам всех заинтересованных сторон - детей, коллег, работодателей, родителей? Вожатый принимает на себя роль старшего товарища, педагога, психолога, тьютора и даже родителя. Меняется и отношение детей к вожатым в организациях летнего отдыха детей. Развитие цифровых технологий приводит к созданию информационной среды, в которую дети погружаются практически с момента рождения. Необходимыми умениями для ребенка становятся владение гадже-тами, умение быстро и точно найти информацию, возможность мыслить отдельными образами, картинками, поэтому ребенок, который растет в информационной среде, востребует целый спектр умений, совершенно необходимых современному педагогу (владение навыками создания видеороликов, грамотного ведения аккаунта в соцсетях и т. д.). Относясь к поколению XXI в., ребенок и вожатый гораздо легче взаимодействуют в интернет-среде и понимают друг друга. Это позволяет вожатому быстро и эффективно наладить диалог с детьми, заинтересовать их, умело сочетая реальное и виртуальное общение, без нажима осуществлять воспитательное взаимодействие. О данном аспекте вожатской подготовки говорят и представители администраций летних лагерей, и сами дети, и вожатые.

Необходимость в профессиональной подготовке вожатых способствовала появлению проекта «Всероссийская школа вожатых», созданию федерального координационного центра и окружных координационных центров (по федеральным округам Российской Федерации) по подготовке вожатых как комплексу мероприятий, обеспечивающих не только

педагогические науки

подготовку профессиональных вожатых, но и создание условий для эффективной работы вожатого: в летнем оздоровительном лагере, на профильной смене, в школе во главе первичного отделения РДШ.

В рамках проекта проводится комплекс мероприятий, которые станут площадкой для выявления и трансляции передового опыта, определения стратегий развития вожатского движения. Слеты, конференции, круглые столы и сетевая игра позволят охватить все категории вожатых и специалистов, их сопровождающих (старший вожатый, куратор РДШ, руководитель педотряда), а также учесть мнение детей. Реализация мероприятий в рамках Всероссийской школы вожатых позволяет вести открытый диалог и выстраивать партнерские отношения между всеми участниками, заинтересованными в качественном безопасном и полноценном отдыхе и образовании российских детей.

Таким образом, высокопрофессиональная комплексная подготовка студентов к вожат-ской деятельности не только является необходимым условием организации летнего отдыха детей, но и выступает смыслопоисковой деятельностью, позволяющей определить личностный смысл своей педагогической деятельности и осознать верность своего профессионального выбора.

список литературы

1. Аналитическая справка о результатах мониторингового обследования «Карьерный рост выпускников ВГСПУ и их удовлетворенность качеством профессиональной подготовки». Волгоград, 2014.

2. Аналитическая справка о результатах мониторингового обследования «Карьерный рост выпускников ВГСПУ и их удовлетворенность качеством профессиональной подготовки». Волгоград, 2016.

3. Крюкова Т.А., Малахова В.Г. Организация педагогической практики студентов вуза в современных условиях // Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. № 2. С. 80-84.

4. Опфер Е.А., Романов С.В. Летняя воспитательная практика в системе профессиональной подготовки учителя [Электронный ресурс] // Грани познания. 2016. № 3(46). URL: http://grani.vspu. ru/files/publics/1465758210.pdf (дата обращения: 24.09.2018).

5. Тихоненков Н.И. Технологические основы подготовки студентов к летней воспитательной практике в детских оздоровительных лагерях [электронный ресурс] // Грани познания. 2015. № 7(41).

URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1443378719.pdf (дата обращения: 24.09.2018).

6. ЧандраМ.Ю.,УлановскаяК.А.,СергееваЕ.В., Соколова Л.М. Проблемы оценивания качества профессиональной подготовки по основным образовательным программам вуза на основе обратной связи с выпускниками // Современные проблемы

науки и образования. 2014. № 3. С. 172.

* * *

1. Analiticheskaja spravka o rezul'tatah moni-toringovogo obsledovanija «Kar'ernyj rost vypuskni-kov VGSPU i ih udovletvorennost' kachestvom pro-fessional'noj podgotovki». Volgograd, 2014.

2. Analiticheskaja spravka o rezul'tatah moni-toringovogo obsledovanija «Kar'ernyj rost vypuskni-kov VGSPU i ih udovletvorennost' kachestvom pro-fessional'noj podgotovki». Volgograd, 2016.

3. Krjukova T.A., Malahova V.G. Organizacija pedagogicheskoj praktiki studentov vuza v sovre-mennyh uslovijah // Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). 2015. № 2. S. 80-84.

4. Opfer E.A., Romanov S.V. Letnjaja vospi-tatel'naja praktika v sisteme professional'noj podgo-tovki uchitelja [Jelektronnyj resurs] // Grani po-znanija. 2016. № 3(46). URL: http://grani.vspu.ru/ files/publics/1465758210.pdf (data obrashhenija: 24.09.2018).

5. Tihonenkov N.I. Tehnologicheskie osnovy podgotovki studentov k letnej vospitatel'noj praktike v detskih ozdorovitel'nyh lagerjah [Jelektronnyj resurs] // Grani poznanija. 2015. № 7(41). URL: http:// grani.vspu.ru/files/publics/1443378719.pdf (data ob-rashhenija: 24.09.2018).

6. Chandra M.Ju., Ulanovskaja K.A., Sergeeva E.V., Sokolova L.M. Problemy ocenivanija ka-chestva professional'noj podgotovki po osnovnym ob-razovatel'nym programmam vuza na osnove obratnoj svjazi s vypusknikami // Sovremennye problemy na-uki i obrazovanija. 2014. № 3. S. 172.

Educational practice of students in organizations for children's recreation as a career guidance activity

The article explores the role of pedagogical educational practice in children's recreation organizations for career councelling. The author analyses the professional and pedagogical training of future counselors for working with children in summer camp conditions.

Key words: educational practice, counselor, professional choice, teaching profession, children's health camp.

(Статья поступила в редакцию 19.10.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.