Научная статья на тему 'К вопросу о подготовке вожатских кадров в современном донбассе'

К вопросу о подготовке вожатских кадров в современном донбассе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / ВОЖАТЫЙ / ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА / CHILDREN''S RECREATION CAMP / COUNSELOR TRAINING / SCHOOL OF LEADER SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зябрева Светлана Эдуардовна

Подготовка вожатых вопрос актуальный. Сохранение традиций подготовки вожатских кадров в условиях военного конфликта важно для всех участников летней оздоровительной кампании. В пришкольные лагеря должны прийти подготовленные вожатые, чтобы сделать смену яркой и запоминающейся. Рассмотрена подготовка вожатых в ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков» (г. Горловка, Донецкая Народная Республика).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article looks upon training of school summer camp counselors as a relevant issue for modern Donbass. Preserving the traditions ofthe training of school camp counselors in the conditions ofa military conflict is regarded as important for all participants ofthe summer health campaign. The author points out that counselorsshould come to school camps prepared well enough to make the summer camp session bright and memorable for children. The process of counselor training in Gorlovka Institute ofForeign Languages, Donetsk People's Republic, is explored.

Текст научной работы на тему «К вопросу о подготовке вожатских кадров в современном донбассе»

zovatel'noj srede universiteta [Jelektronnyj resurs] // StRIZh: stud. jelektron. zhurn. 2018. № 4 (21.1). URL: http://strizh-vspu.ru/files/publics/1529491765.pdf (data obrashhenija: 16.07.2018).

3. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: feder. zakon Ros. Federacii ot 29 dek. 2012 g. № 273-FZ: prinjat Gos. Dumoj Feder. Sobr. Ros. Federacii 21 dek. 2012 g.: odobr. Sovetom Federacii Feder. Sobr. Ros. Federacii 26 dek. 2012 g. // Ros. gaz. 2012. 31 dek.

4. Sergeev A.N. Social'naja obrazovatel'naja set' universiteta: koncepcija i praktika realizacii v VGSPU // Informatizacija obrazovanija - 2014: mate-rialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Volgograd, 2326 apr. 2014 g. Volgograd: Izd-vo VGSPU «Pereme-na», 2014. S. 197-203.

5. Sergeev A.N. Teoretiko-metodologicheskie i metodicheskie osnovy ispol'zovanija social'nyh sete-vyh tehnologij pri podgotovke budushhih uchitelej: monogr. Volgograd: Izd-vo VGSPU «Peremena», 2013.

6. Sjekulich N.B. Jelektronnaja informacionno-obrazovatel'naja sreda universiteta: principy postroeni-ja i struktura // Vestn. Burjat. gos. un-ta. Pedagogika. Filologija. Filosofija. 2016. № 4. S. 114-120.

7. Cukanova E.V. Normativnye trebovanija k sozdaniju jelektronnoj informacionno-obrazovatel'noj sredy vuza // Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii v mirovom uchebno-vospitatel'nom prostranstve. 2016. № 9. S. 147-151.

Constructor website for educational documentation:implementation of the principles of organizational and technological priority in the electronic information and educational environment

The article analyses the concept, purpose and structure of the electronic information and educational environment ofthe university. The authors consider the principles of the priority development of the organizational and technological components of the electronic information and educational environment, as well as the possibility ofimplementing these principles through the creation of a social educational network and instrumental platforms functioning on its basis. The features of ensuring technological priority are described through the creation of a constructor website of educational documentation as an instrumental resource of a social educational network.

Key words: electronic information and educational environment, socialeducational network, constructor website, tool resource, educational documentation.

(Статья поступила в редакцию 27.07.2018)

с.э. ЭЯБРЕВА (горловка)

К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ ВОЖАТСКИХ КАДРОВ

в современном донбассе*

Подготовка вожатых - вопрос актуальный. Сохранение традиций подготовки вожатских кадров в условиях военного конфликта важно для всех участников летней оздоровительной кампании. В пришкольные лагеря должны прийти подготовленные вожатые, чтобы сделать смену яркой и запоминающейся. Рассмотрена подготовка вожатых в ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков» (г. Горловка, Донецкая Народная Республика).

Ключевые слова: детский оздоровительный лагерь, вожатый, школа вожатского мастерства.

Летний лагерь - это особая форма организации свободного времени для детей совершенно разного возраста, пола и уровня развития; пространство, созданное для оздоровления и развития творчества ребенка; он призван помочь детям обрести более глубокое и отчетливое понимание самих себя и принципа построения взаимоотношений с окружающими.

Детский оздоровительный лагерь осуществляет особый, отличный от других образовательных организаций, процесс воспитания детей, реализуя его через погружение в мир творчества, активной и увлекательной жизнедеятельности. Исходя из всех перечисленных характеристик и особенностей детского лагеря, стиль работы педагогического коллектива должен быть особым. Он должен базироваться на со-трудничестве, со-творчестве и со-управлении.

Вопросам организации и проведения летней оздоровительной компании в научно-методической литературе уделено серьезное внимание. Наиболее полно жизнедеятельность детского оздоровительного лагеря раскрыта в исследованиях В.Н. Антонова, Ю.В. Бурано-ва, К.Н. Волкова, Л.С. Ждановой, Е.М. Рыбинского, К.Н. Травинина. Отдельные аспекты организации летнего отдыха детей рассмотрены такими отечественными исследователями, как И.л. давлетчин и Н.А. курчанова (детский оздоровительный лагерь как педаго-

* Статья публикуется в рамках Международного форума РАО «Непрерывное педагогическое образование: проблемы и перспективы».

О Зябрева С.Э., 2019

гическая система), Н.Ю. Антипова, В.А. Вол-гунов, Н.Е. Щуркова (воспитывающая среда),

A.С. Пугачев (социализация детей в условиях детского оздоровительного лагеря), П.П. Блон-кий, Л.С. Выготский, В.А. Кудинов, П.Ф. Лес-гафт и Е.Н. Сорочинская (вопрос концептуально-исторических подходов к организации оздоровительной деятельности относительно детей и подростков, развитие идеи о гармоничном развитии личности ребенка через физическое воспитание), С.В. Астанкова,

B.Н. Вараксин, В.А. Великородная, И.Ю. Исаева, Н.В. Коблова, С.И. Лобачева, Н.С. Чаги-на, К.В. Щиголь (вопросы организации отдыха и досуговой деятельности детей, методики организации воспитательной работы в детском оздоровительном лагере, современные формы и методы организации летнего отдыха детей и подростков, планирование лагерной смены, особенности основных периодов смены, разработки программ летнего отдыха и т. д.); А.А. Акимова, Н.В. Кузьмина,

C.И. Панченко (определение структуры деятельности педагога-воспитателя), В.А. Волгу-нов, О.С. Газман, М.И. Зайкин, Б.В. Куприянов, Ю.Б. Таран, А.И. Тимонин, С.Л. Фурин (исследование феномена лагерных законов и значимости их использования в воспитательных целях). однако вопрос сохранения традиций подготовки вожатских кадров в условиях военного конфликта не был рассмотрен.

События 2014 г. перечеркнули планы оздоровления детей Донбасса. Практически все детские лагеря оздоровления и отдыха оказались в зоне ведения боевых действий и пострадали от обстрелов или же были отданы для расселения беженцев или военных. На территории Донецкой Народной Республики только в 2018 г. открыли первое отраслевое детское учреждение оздоровления и отдыха государственного предприятия «Макеевуголь» «Орленок» в с. Благодатное Амвросиевского района, которое приняло в июле и августе 2018 г. свыше 600 детей.

Закономерен вопрос: а нужен ли в современном Донбассе вожатый? Безусловно, нужен.

Вопросы оздоровления детей приоритетны в республике. Поскольку нет возможности открытия детских оздоровительных лагерей, упор делается на организацию работы летних пришкольных лагерей и площадок, площадок при комнатах школьника, благотворительных фондах, воскресных школах, организацию экскурсий и т. п. Осуществляют работу педагоги-организаторы образовательных учреждений и учреждений дополнительно-

го образования. Им в этом активно помогают студенты-практиканты.

Н.А. Курчанова, характеризуя детский оздоровительный лагерь, определяет его как открытую педагогическую систему, обладающую значительными педагогическими ресурсами развития ребенка, создающую дополнительные по отношению к другим социальным институтам условия, оптимизирующую процессы социальной интеграции и личностного становления [1].

Детский оздоровительный лагерь - особый социальный институт детства, эффективность которого все больше оценивается не только с позиций восстановления физических и духовных сил, но также в контексте педагогического управления развитием личности воспитанников в ходе социализации, в разновозрастном взаимодействующем коллективе. В детском оздоровительном лагере на первый план выходит развитие основных базовых свойств личности, способных обеспечить адаптацию подрастающего поколения к современным условиям жизнедеятельности и оказывающих непосредственное влияние на формирование мировоззрения личности [2].

Заслуживает быть отмеченным, что детский оздоровительный лагерь стал инструментом формирования ценностных ориен-таций, мировоззренческой позиции подрастающего поколения в контексте его особого образовательно-воспитательного потенциала, отражающего «уникальную возможность обогащения позитивного социокультурного опыта воспитанников в процессе интеграции их в новое социокультурное окружение, систему отношений со сверстниками и взрослыми, вовлечения в разнообразные виды развивающей деятельности, а также в силу дистанцирования от традиционного, не всегда особо благоприятного окружения, что создает особые возможности для формирования их качественно новых социально значимых и социально одобряемых личностных качеств» [3, с. 15].

По мнению Н.Е. Щурковой, воспитывающую среду можно определить как совокупность окружающих ребенка социально-ценностных обстоятельств, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру. Целенаправленное создание воспитывающей среды должно стать катализатором воспитательного процесса, фактором его эффективности [4].

Учитывая особенности влияния воспитывающей среды на формирование личности, можно констатировать, что ребенок, оказываясь погруженным в ценностно-насыщенную

среду, фактически должен «пропитываться» ее ценностными смыслами. Поэтому очень важно создавать такую среду, в которой «впитывание» ценностей будет происходить ненавязчиво, естественным образом.

Рассмотрим систему подготовки вожатых в 00 ВПО «Горловский институт иностранных языков» (ГИИЯ) (г. Горловка, Донецкая Народная Республика). В ГИИЯ подготовка вожатых - одно из приоритетных направлений работы. К 2014 г. насчитывалось 35 баз практики, включая крым, побережье Азовского моря, Святогорск и Красный Лиман (Донецкая область), Николаевскую и Одесскую область. Ежегодно не менее 5-7 студентов работали в «Артеке». Подготовка вожатых осуществлялась преподавателями кафедры педагогики и завпрактикой как аудиторно, так и внеаудиторно. В образовательный процесс бакалавриата включен специальный теоретический курс «Педагогика каникул», продолжением которого является обязательная производственная практика в летних оздоровительных лагерях. Обязательны были семинары-тренинги, которые проводили представители лагерей-«заказчиков».

С 2014 г. институт перестроил работу по подготовке вожатых. Понимая, что время загородных детских лагерей придет не сразу, преподаватели кафедры педагогики и методики преподавания иностранных языков сделали акцент на подготовку вожатых для работы в городе. С этой целью продолжила работу школа вожатского мастерства педагогического отряда «Штурманы детства» ГИИЯ. Полученную теорию будущие вожатые применяли на практике во время добровольческих акций и мероприятий. Так, зимой 20142015 учебного года студенты иняза подарили новогодние утренники юным горловчанам, воспитанникам социальных центров, детям из многодетных и малообеспеченных семей, детям, которые проходят лечение в больницах города, провели епархиальную елку. Особенно ждали наших добровольцев в школах, находящихся в обстреливаемых районах. Самым ответственным событием для будущих вожатых стал Праздник детства на Соборной площади, когда 35 волонтеров организовали игровые площадки для детей Горловки и их родителей. участниками такого мероприятия стали свыше 700 человек. И только опыт, полученный в школе вожатского мастерства, позволил сделать праздник запоминающимся, красочным и ярким. Это было по-настоящему семейное действо. Впервые после активных боевых действий в городе был праздник семьи, празд-

ник детей. От мала до велика люди шли к Соборной площади, чтобы просто увидеть друг друга, обнять, подарить улыбку, поддержать своего ребенка, участвующего в конкурсе, выйти семьей из дома.

Летом 2015-2018 гг. вожатые, подготовленные в школе вожатского мастерства, работали в пришкольных лагерях населенных пунктов республики. Программа подготовки вожатых включала вопросы организации работы вожатого (педагога-организатора), обязанностей и прав вожатого, логики лагерной смены, учета возрастных особенностей отдыхающих, планирования отрядных мероприятий, форм работы в отряде, этики общения вожатого, решения конфликтных ситуаций в отряде, оформления отрядных уголков, методики подготовки и проведения мероприятий, организации самоуправления в отряде и т. п. Практические занятия были посвящены методическим вопросам организации работы в лагере. Безусловно, проводились тренинговые занятия на сплочение вожатского коллектива. Организаторы школы понимали, что все же появится возможность выезда в загородный лагерь, и поэтому продолжали готовить вожатых к работе. Первая возможность появилась летом 2016 г. Свыше 60 вожатых работали в ДОЦ «Пионер» (станица Багаевская и с. При-морка, Неклиновский район) Ростовской области, в ДСОЛ «Шахтинский текстильщик» (Краснодарский край, Туапсинский район, п. Ольгинка).

К лету 2017 г. «штурманы» готовились, уверенные в своей нужности. Безусловно, остались пришкольные и игровые площадки в июне-июле. А также Ростовское региональное отделение молодежной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды» совместно с ГИИЯ успешно начало реализовать проекты, направленные на развитие студенческих педагогических отрядов. В период подготовки к третьему трудовому семестру 2017 г. студенты ГИИЯ прошли подготовку в школе вожатского мастерства по программе подготовки вожатых-воспитателей Ростовского регионального отделения МООО «Российские студенческие отряды», что позволило принять участие в летней оздоровительной кампании в составе областного педагогического отряда с 28 мая 2017 г. по 30 августа 2017 г. Вожатые удачно отработали лето 2017 г. в Краснодарском крае: ДОЛ «Счастливое детство» (г. Анапа), СОК «Золотой колос» (Туапсинский район, п. Новомихайловский), ДСОЛ «Морская волна» (Туапсинский район, п. Лермонтово).

Студенческий отряд - это одна большая семья, убеждены бойцы педагогического отряда «Штурманы детства». Корабль «Штурманов детства» (ГИИЯ) продолжил свое плавание, обучая слушателей, желающих работать вожатыми летом 2018 г. Кураторы школы вожатского мастерства Костышак Валерий и Щербакова Анна, магистранты ГИИЯ, обновили материал для теоретических и практических занятий, расширили арсенал форм работы с будущими вожатыми. Каждая встреча -море счастья, радости, шквал эмоций. Каждая встреча - это еще одна жемчужина в копилку вожатского мастерства. В октябре 2017 г. открыт новый сезон подготовки вожатых в школе вожатского мастерства. Более 60 человек дважды в месяц становятся участниками увлекательного действа, которое захватывает, воодушевляет, вселяет уверенность в своих силах и окрыляет. Школа учит любить детей, учит правилам общения с ними, учит понимать язык детства, понимать себя, поддерживать друг друга, развивает массу умений, необходимых вожатому для работы. Практический выход для участников школы - это проведение новогодних и рождественских праздников для детей города, игровых площадок и массовых общегородских праздников. Для слушателей школы предусмотрены раздаточные материалы, весь предлагаемый материал, афиши и дополнительная информация своевременно размещаются на странице педагогического отряда «Штурманы детства» в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/gifl1949_sd). Опыт участия в летней оздоровительной кампании позволяет заключить, что при работе с детьми отрядным вожатым надо обращать внимание на уровень базовой культуры личности воспитанников. Высокий или низкий уровень общения, конфликтологической культуры, самовоспитания, культуры самообслуживания, лидерских качеств и др. у детей актуализирует использование работниками лагеря педагогических технологий, направленных на развитие таких личностных качеств, как дисциплинированность, ответственность, инициативность, организованность, пунктуальность, оперативность, стрессоустойчивость и др.

Летом 2018 г. бойцы педотряда «Штурманы детства» работали в лагерях Ростовской области (ДОЛ «Орленок» и ДОЛ «Чайка» в Ка-шарском районе) и Краснодарского края (ДОЛ «Дружных» в с. Кабардинка, ДОЛ «Счастливое детство» в г. Анапе, СОК «Золотой колос» в Туапсинском районе (п. Новомихайлов-ский), ДСОЛ «Морская волна» в Туапсинском

районе (п. Лермонтово)). «Штурманы» также работали в ДУОиО «Орленок» (ДНР).

Кураторы «штурманов» и актив педотря-да не ограничиваются в обучении слушателей только собственным опытом, они являются постоянными участниками обучающих мероприятий Ростовского регионального отделения МООО «Российские Студенческие Отряды»: фестиваля «РСОДОН 2017», Школы командиров и комиссаров студенческих отрядов Ростовской области (30 марта по 1 апреля 2018 г.), методического семинара Ростовского областного педагогического отряда «ЮГА» (1-2 мая 2018 г.). Они также принимали участие в работе окружной школы руководителей штабов студенческих отрядов образовательных организаций Приволжского федерального округа в г. Оренбурге (апрель 2018 г.).

Однако следует признать, что в подготовке вожатых к работе в детском оздоровительном лагере в ГИИЯ невозможно по объективным причинам проведение выездного инструктивно-методического лагеря, что позволило бы осуществить погружение студента-вожатого в практическую деятельность, моделирующую профессиональную. Именно там, в условиях, приближенным к реальным, участники лагеря на занятиях разрабатывают основные вопросы содержания, методики и организации отдыха, досуга, воспитания и оздоровления в отряде; работают с методической литературой, развивают необходимые умения на практикумах по туризму, игровой и затейной, спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работе, оформительскому делу, природоохранной, медицинской и санитарной работе. Конечно, все названные вопросы рассматриваются и прорабатываются на занятиях в институте и в школе, но самого ощущения духа лагерной жизни это не заменит.

Серьезной проблемой также является тот факт, что многие нынешние студенты не имеют личного опыта жизни в детском оздоровительном лагере. Им трудно представить ритм работы вожатого, понять, как выстроить отношения с напарником, с администрацией лагеря, с родителями детей.

К существующим проблемам следует также отнести отсутствие целенаправленной политики подготовки вожатых в республике, площадки по обмену опытом вожатых. Существующие педагогические отряды в основном живут разрозненно, не появился пока реальный центр поддержки вожатых.

Обозначенные проблемы не останавливают нас, ГИИЯ и педагогический отряд «Штурманы детства» продолжают свое движение.

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ

Современный вожатый должен соответствовать времени, понимать ребенка, живущего здесь, сегодня и сейчас, создавать такую воспитывающую среду, чтобы ребенку было эмоционально комфортно, чтобы ему хотелось общаться с ровесниками, познавать себя.

Перспективы развития вожатского движения мы рассматриваем в активизации работы педагогического отряда «Штурманы детства», поиске и реализации новых форм подготовки вожатых, сотрудничестве с организациями дополнительного образования, имеющими опыт подготовки вожатых, с педагогическими отрядами Донецкой Народной республики и российской Федерации.

Список литератур

1. Курчанова Н.А. Реализация воспитательного потенциала детского оздоровительного лагеря как открытой педагогической системы: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2006.

2. Методические рекомендации по совершенствованию воспитательной и образовательной работы в детских оздоровительных лагерях, по организации досуга детей: письмо Минобрнауки России от 14 апр. 2011 г. №№ МД-463/06 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi7re q=doc&base=EXP&n=508931#05779378119782643 (дата обращения: 26.11.2018).

3. Мурашова А.Г. Развитие воспитательной деятельности педагогов детского оздоровительного центра в современных условиях (на примере международного детского центра «Артек»): дис. ... канд. пед. наук. М., 2002.

4. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Пед. о-во России, 1998.

* * *

1. Kurchanova N.A. Realizacija vospitatel'nogo potenciala detskogo ozdorovitel'nogo lagerja kak otkrytoj pedagogicheskoj sistemy: dis. ... kand. ped. nauk. SPb., 2006.

2. Metodicheskie rekomendacii po sovershenst-vovaniju vospitatel'noj i obrazovatel'noj raboty v det-skih ozdorovitel'nyh lagerjah, po organizacii dosuga detej: pis'mo Minobrnauki Rossii ot 14 apr. 2011 g. № MD-463/06 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP &n=508931#05779378119782643 (data obrashhenija: 26.11.2018).

3. Murashova A.G. Razvitie vospitatel'noj deja-tel'nosti pedagogov detskogo ozdorovitel'nogo centra v sovremennyh uslovijah (na primere mezhdunarodnogo detskogo centra «Artek»): dis. ... kand. ped. nauk. M., 2002.

4. Shhurkova N.E. Praktikum po pedagogicheskoj tehnologii. M.: Ped. o-vo Rossii, 1998.

On the issue of training of counselors in modern Donbass

The article looks upon training of school summer camp counselors as a relevant issue for modern Donbass. Preserving the traditions ofthe training of school camp counselors in the conditions ofa military conflict is regarded as important for all participants ofthe summer health campaign. The author points out that counselorsshould come to school camps prepared well enough to make the summer camp session bright and memorable for children. The process of counselor training in Gorlovka Institute ofForeign Languages, Donetsk People's Republic, is explored.

Key words: children's recreation camp, counselor training, school of leader skills.

(Статья поступила в редакцию 04.12.2018)

А.с. зёлко

(калининград) РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ*

Раскрываются понятия воспитания и профессионального воспитания, а также задачи, на решение которых оно направлено, обосновывается важность развития наставничества в профессиональном воспитании студентов -будущих педагогов и предлагаются к изучению основные направления такой деятельности. Описывается опыт Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта в реализации внеучебных проектов, связанных с развитием наставничества. Делается вывод о дальнейших перспективах развития наставничества в профессиональном воспитании.

Ключевые слова: профессиональное воспитание, наставничество, студенты - будущие педагоги.

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. воспитание рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требую-

* Статья публикуется в рамках Международного форума РАО «Непрерывное педагогическое образование: проблемы и перспективы».

О Зёлко A.O., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.