Научная статья на тему 'Развитие системы наставничества в профессиональном воспитании студентов - будущих педагогов'

Развитие системы наставничества в профессиональном воспитании студентов - будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
308
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / НАСТАВНИЧЕСТВО / СТУДЕНТЫ БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / PROFESSIONAL EDUCATION / MENTORING / TEACHER STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зёлко Александра Сергеевна

Раскрываются понятия воспитания и профессионального воспитания, а также задачи, на решение которых оно направлено, обосновывается важность развития наставничества в профессиональном воспитании студентов будущих педагогов и предлагаются к изучению основные направления такой деятельности. Описывается опыт Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта в реализации внеучебных проектов, связанных с развитием наставничества. Делается вывод о дальнейших перспективах развития наставничества в профессиональном воспитании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the concepts ofupbringing and professional education of teacher students, as well as the tasks that have to be achieved. The author substantiates the importance ofthe development of mentoring in the professional upbringing of teacher students, proposing the main directions of such activities for further study. The experience of the Immanuel Kant Baltic Federal University in the implementation ofextracurricular projects related to the development of mentoring is described. The conclusion is made about the future prospects of the development of mentoring in professional education.

Текст научной работы на тему «Развитие системы наставничества в профессиональном воспитании студентов - будущих педагогов»

Современный вожатый должен соответствовать времени, понимать ребенка, живущего здесь, сегодня и сейчас, создавать такую воспитывающую среду, чтобы ребенку было эмоционально комфортно, чтобы ему хотелось общаться с ровесниками, познавать себя.

Перспективы развития вожатского движения мы рассматриваем в активизации работы педагогического отряда «Штурманы детства», поиске и реализации новых форм подготовки вожатых, сотрудничестве с организациями дополнительного образования, имеющими опыт подготовки вожатых, с педагогическими отрядами Донецкой Народной Республики и Российской Федерации.

Список литератур

1. Курчанова Н.А. Реализация воспитательного потенциала детского оздоровительного лагеря как открытой педагогической системы: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2006.

2. Методические рекомендации по совершенствованию воспитательной и образовательной работы в детских оздоровительных лагерях, по организации досуга детей: письмо Минобрнауки России от 14 апр. 2011 г. №№ МД-463/06 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?re q=doc&base=EXP&n=508931#05779378119782643 (дата обращения: 26.11.2018).

3. Мурашова А.Г. Развитие воспитательной деятельности педагогов детского оздоровительного центра в современных условиях (на примере международного детского центра «Артек»): дис. ... канд. пед. наук. М., 2002.

4. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Пед. о-во России, 1998.

* * *

1. Kurchanova N.A. Realizacija vospitatel'nogo potenciala detskogo ozdorovitel'nogo lagerja kak otkrytoj pedagogicheskoj sistemy: dis. ... kand. ped. nauk. SPb., 2006.

2. Metodicheskie rekomendacii po sovershenst-vovaniju vospitatel'noj i obrazovatel'noj raboty v det-skih ozdorovitel'nyh lagerjah, po organizacii dosuga detej: pis'mo Minobrnauki Rossii ot 14 apr. 2011 g. № MD-463/06 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP &n=508931#05779378119782643 (data obrashhenija: 26.11.2018).

3. Murashova A.G. Razvitie vospitatel'noj deja-tel'nosti pedagogov detskogo ozdorovitel'nogo centra v sovremennyh uslovijah (na primere mezhdunarodnogo detskogo centra «Artek»): dis. ... kand. ped. nauk. M., 2002.

4. Shhurkova N.E. Praktikum po pedagogicheskoj tehnologii. M.: Ped. o-vo Rossii, 1998.

On the issue of training of counselors in modern Donbass

The article looks upon training of school summer camp counselors as a relevant issue for modern Donbass. Preserving the traditions ofthe training of school camp counselors in the conditions ofa military conflict is regarded as important for all participants ofthe summer health campaign. The author points out that counselorsshould come to school camps prepared well enough to make the summer camp session bright and memorable for children. The process of counselor training in Gorlovka Institute ofForeign Languages, Donetsk People's Republic, is explored.

Key words: children's recreation camp, counselor training, school of leader skills.

(Статья поступила в редакцию 04.12.2018)

А.с. зёлко

(калининград) РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ*

Раскрываются понятия воспитания и профессионального воспитания, а также задачи, на решение которых оно направлено, обосновывается важность развития наставничества в профессиональном воспитании студентов -будущих педагогов и предлагаются к изучению основные направления такой деятельности. Описывается опыт Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта в реализации внеучебных проектов, связанных с развитием наставничества. Делается вывод о дальнейших перспективах развития наставничества в профессиональном воспитании.

Ключевые слова: профессиональное воспитание, наставничество, студенты - будущие педагоги.

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. воспитание рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требую-

* Статья публикуется в рамках Международного форума РАО «Непрерывное педагогическое образование: проблемы и перспективы».

О Зёлко А.С., 2019

щий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», воспитание - это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [8].

Воспитание обучающихся реализуется через создание в обществе и конкретном учебном заведении своей воспитательной системы. При ее формировании важно опираться на следующие принципы:

- системно-деятельностный подход к воспитанию;

- гуманистический характер системы общих и конкретных целей, задач и направлений воспитания;

- одновременность воспитания, осуществляемого различными образовательными и общественными структурами для реализации воспитательных целей;

- преемственность содержания, форм, методов и средств воспитательного процесса;

- творческий характер и динамизм воспитания;

- единство процессов воспитания и самовоспитания.

развитие воспитания в системе образования предполагает в том числе [6]:

- обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию <...>;

- полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин <...>;

- содействие разработке и реализации программ воспитания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность <...>;

- развитие вариативности воспитательных систем и технологий <...>.

На этапе высшего образования крайне важным при организации воспитательной работы в вузе является профессиональное воспитание. В узком смысле профессиональное воспитание выступает как специально организованный и контролируемый процесс приобщения студента к профессиональной деятельности в ходе профессионального становления в качестве субъекта этой деятельности [7]. Оно

представляет собой процесс, направленный на решение следующих задач:

- расширение и уточнение в ходе профессионального обучения представлений о профессии, о данной профессиональной деятельности, ее аксиологических аспектах;

- проектирование студентом собственного профессионального роста на основе знаний о своих индивидуальных особенностях и требований профессии;

- гармонизация собственного отношения к профессии, сфере будущей профессиональной деятельности и самому процессу профессионализации.

решение этих задач создает базу для дальнейшего продвижения личности как профессионала. Став субъектом профессионального воспитания, личность может целенаправленно осваивать профессионально значимые знания, умения и навыки, технологии осуществления деятельности, ценности профессии, обеспечивать свой индивидуальный рост в профессии.

В высшем педагогическом образовании основная особенность профессионального воспитания студентов-педагогов заключается в том, что оно возможно в условиях самого вуза, где оно реализуется, и личный пример как метод профессионального воспитания играет здесь ключевую роль, а основная функция заключается в наставничестве, в сопровождении процесса формирования личностно-профессиональной позиции и субъектной самореализации [4].

Наставник - это человек, который может выступать в двух разных ролях: куратора и тьютора [5].

Куратор - проектная роль наставника. Это ключевой руководитель проекта, обеспечивающий возможность его существования. Ориентируется в профессиональной области и координирует работу команды, при этом не выполняет за нее проект, а скорее мотивирует участников к его реализации. Куратор ориентирован на доведение проекта до завершения.

Тьютор - педагогическая роль наставника. Это позиция, специфичная для проектов с выделяемым образовательным содержанием. Тьютор помогает обучающимся определять и осмысливать полученный опыт, строить траекторию своего будущего движения. Тьютор ориентирован на развитие личностных компетенций обучающегося. Тьютор обеспечивает разработку индивидуальных программ обучающихся и сопровождает процесс индивидуализации и индивидуального образования.

рассматривая студентов - будущих педагогов в роли наставников, можно говорить о следующих основных задачах профессионального воспитания:

- создание психолого-педагогических условий для внутренней перестройки системы отношений студента к выбранной профессии, процессу обучения в вузе, к своему будущему профессиональному пути;

- развитие ответственности и осознанности по отношению к собственным личностным и профессиональным планам и перспективам;

- развитие навыков креативной деятельности, потребности в творческой и общественно полезной деятельности;

- формирование социальной гражданской позиции, толерантности и ценностного отношения.

Проводимая в Институте образования Балтийского федерального университета (БФУ) им. И. Канта (г. Калининград) работа по подготовке наставников из числа студентов-педагогов направлена на комплексное решение поставленных выше задач через реализацию ряда ключевых проектов института: «Школа вожатых», «Ярмарка молодежных проектов», «Распределенный педагогический класс».

Школа вожатых. Это совместный проект Агентства по делам молодежи Калининградской области, Калининградского регионального отделения МООО «Российские студенческие отряды» и Института образования БФу им. И. Канта, который реализуется с 2008 г. [2]. Основная цель проекта - выявление и обучение инициативных молодых людей, заинтересованных в работе вожатыми в летних оздоровительных лагерях и центрах. Существование данного проекта позволяет качественно готовить вожатых, большинство из которых успешно трудоустраиваются. Это не только решает кадровый вопрос в детских и молодежных оздоровительных лагерях и центрах, но и содействует социальной поддержке студенчества и получению бесценного опыта для дальнейшего самоопределения молодых людей - как вожатых, так и наставников. Обучение в Школе вожатых состоит из двух блоков: аудиторных занятий и выездного инструктивно-методического слета на базе одного из загородных лагерей Калининградской области. За время обучения одна группа молодых людей посещает занятия, а вторая учится быть наставниками для будущих вожатых, которые работают с ними во время выездного слета и затем сопровождают при первых профессиональных пробах.

Ярмарка молодежных проектов. Это площадка, которая объединяет школьников, студентов и молодых ученых всех направлений в рамках секции на ежегодной научно-практической конференции с 2000 г. Ярмарка молодежных проектов направлена на реализацию следующих воспитательных целей: повышение активности познавательной деятельности, увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации и подготовку информационно грамотной личности, развитие различных видов мышления и коммуникативных способностей, а также осуществление проф-ориентационной работы через формирование профессиональных представлений обучающихся [3].

Проведение ярмарки является эффективным способом формирования ключевых компетенций наставников, поскольку она универсальна по отношению к предметному содержанию. Выполняя со школьниками проекты, студенты сами могут выбрать деятельность по интересам, которая соответствует их способностям, склонностям и направленности, приобретать опыт решения творческих задач.

Распределенный педагогический класс. Общая цель создания распределенного педагогического класса - осуществление профессиональной ориентации старшеклассников и приобщение к профессиональной культуре посредством включения их в университетскую жизнь. Проект появился в 2018 г. и нацелен на обучение основам педагогической профессии, формирование универсальных компетенций, в том числе на развитие критического мышления, лидерства, способности к командной работе, креативности, коммуникативных способностей. Помимо обучения в программе реализуются разного рода воспитательные мероприятия на базе Института образования БФу им. И. Канта во взаимодействии с партнерами и ресурсными центрами региона [1].

В рамках реализации данного проекта отдельный блок в программе отведен на подготовку наставников из числа студентов. В их работу входит формирование интереса к профессии педагога и мотивация к реализации собственных проектов в сфере образования, а также подготовка молодых людей делиться полученным опытом на региональном, всероссийском и международном уровнях.

Система развития наставничества в профессиональном воспитании студентов - будущих педагогов, таким образом, охватывает следующие направления:

- создание воспитательной среды, направленной на творческое саморазвитие и самореализацию личности;

- организация научно-исследовательской и проектной работы во внеучебное время;

- анализ социально-психологических проблем и организация психолого-педагогической поддержки;

- стимулирование интереса к разнообразным видам деятельности, в которые могут быть включены студенты в роли наставников;

- реализация индивидуально-личностного подхода на основе постановки индивидуальных, дифференцированных задач и заданий, в том числе и в командной работе;

- система поощрения инициатив и творчества во всех сферах жизни вузовского коллектива;

- вовлечение студентов-наставников в состязательную деятельность с целью развития конкурентоспособной личности;

- создание условий для максимальной творческой самореализации студентов-наставников;

- поощрение и стимулирование «самости» студентов: самостоятельности, самопознания, самоуправления, саморазвития и самореализации;

- обеспечение ресурсной базой, которая характеризуется наличием оснащенных помещений для всех видов воспитательной деятельности - различных коворкингов, арт-про-странств и функциональных зон.

Говоря о перспективах развития системы наставничества в студенческой среде, отметим, что для оптимизации профессионального воспитания в вузе будут необходимы:

- создание специального структурного подразделения, занимающегося профессиональным воспитанием в структуре института и обозначение его четких позиций в вертикали воспитательной работы «университет - институт - направление подготовки - курс - группа - студент»;

- разработка локальных нормативных документов, обеспечивающих функционирование и развитие системы профессионального воспитания в вузе;

- организация и проведение научно-методических исследований и проектов по проблемам профессионального воспитания в вузе;

- возрождение и всесторонняя поддержка наставничества, способствующего формированию у студентов ценностно-мировоззренческой и активной гражданской позиции;

- организация рационального использования внеаудиторного времени студентов;

- стимулирование научно-исследовательской и проектной работы студентов.

Таким образом, основной целью развития системы наставничества в профессиональном воспитании студентов-педагогов в вузе будет выступать сформированная субъектная профессиональная позиция выпускника вуза, предполагающая наличие у будущего специалиста достаточного уровня сформированно-сти потребности в профессиональном и личностном самосовершенствовании. Основной системообразующей деятельностью в развитии системы наставничества в профессиональном воспитании будущих педагогов выступает общественно-профессиональная деятельность всех субъектов образования, которая обеспечивает обучающимся в вузе творческое самовыражение, ценностно-смысловую ориентированность и проявление ответственности.

Список литературы

1. Бударина А.О., Зёлко А.С., Парахина О.В. Учитель будущего: рабочая тетрадь. Ч. 1. Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2018.

2. Зёлко А.С. Социальное самоопределение: дистрикт вожатого: учеб.-метод. пособие. Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2018.

3. Зёлко А.С. Ярмарка молодежных проектов как инструмент формирования профессиональных представлений обучающихся // Профессиональные представления: сб. науч. тр. № 9 / под ред. Е.И. Рогова. Ростов н/Д.: Фонд науки и образования, 2017. С. 77-81.

4. Никитина О.Э. Особенности профессионального воспитания в системе высшего педагогического образования [Электронный ресурс] // Studia-Humanitatis. 2017. № 3. URL: http://st-hum.ru/en/ node/565 (дата обращения: 15.09.2018).

5. Проектное обучение: практики внедрения в университетах / под ред. Л.А. Евстратовой, Н.В. Исаевой, О.В. Лешукова. М., 2018.

6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: ^Ш^://минобрнауки.рф/от-крытое_министерство/стратегия (дата обращения: 10.09.2018).

7. Тимонин А.И. Профессиональное воспитание как воспитание социальное // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. Сер.: Педагогика, Психология, Социальная работа, Ювенология, Со-циокинетика. 2012. Т. 18. № 1-1. С. 55-59.

8. Об образовании в Российской Федерации: фед. закон № 273-ФЗ от 29 дек. 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 24.06.2018).

ИЗВЕСТИЯ вгпу

* * *

1. Budarina A.O., Zjolko A.S., Parahina O.V. Uchitel' budushhego: rabochaja tetrad'. Ch. 1. Kaliningrad: Izd-vo BFU im. I. Kanta, 2018.

2. Zjolko A.S. Social'noe samoopredelenie: distrikt vozhatogo: ucheb.-metod. posobie. Kaliningrad: Izd-vo BFU im. I. Kanta, 2018.

3. Zjolko A.S. Jarmarka molodezhnyh proektov kak instrument formirovanija professional'nyh pred-stavlenij obuchajushhihsja // Professional'nye pred-stavlenija: sb. nauch. tr. № 9 / pod red. E.I. Rogova. Rostov n/D.: Fond nauki i obrazovanija, 2017. S. 77-81.

4. Nikitina O.Je. Osobennosti professional'nogo vospitanija v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovanija [Jelektronnyj resurs] // StudiaHumanita-tis. 2017. № 3. URL: http://st-hum.ru/en/node/565 (data obrashhenija: 15.09.2018).

5. Proektnoe obuchenie: praktiki vnedrenija v universitetah / pod red. L.A. Evstratovoj, N.V. Isaevoj, O.V. Leshukova. M., 2018.

6. Strategija razvitija vospitanija v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda [Jelektronnyj resurs]. URL: https://minobrnauki.rf/otkrytoe_ministerstvo/stra tegija (data obrashhenija: 10.09.2018).

7. Timonin A.I. Professional'noe vospitanie kak vospitanie social'noe // Vestn. Kostrom. gos. un-ta im. N.A. Nekrasova. Ser.: Pedagogika, Psihologija, Social'naja rabota, Juvenologija, Sociokinetika. 2012. T. 18. № 1-1. S. 55-59.

8. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: fed. zakon № 273-FZ ot 29 dek. 2012 g. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/ (data obrashhenija: 24.06.2018).

The development of a mentoring system in the professional education of teacher students

The article reveals the concepts ofupbringing and professional education of teacher students, as well as the tasks that have to be achieved. The author substantiates the importance ofthe development of mentoring in the professional upbringing of teacher students, proposing the main directions of such activities for further study. The experience of the Immanuel Kant Baltic Federal University in the implementation ofextracurricular projects related to the development of mentoring is described. The conclusion is made about the future prospects of the development of mentoring in professional education.

Key words: professional education, mentoring, teacher students.

(Статья поступила в редакцию 04.12.2018)

е.в. чепурченко

(луганск)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДСТВАМИ ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА»*

Раскрываются воспитательный потенциал детской литературы, особенности восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста, роль дисциплины «Детская литература» в подготовке будущих педагогов к реализации воспитательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Ключевые слова: детская литература, воспитательный потенциал детской литературы, дошкольное образовательное учреждение, дети дошкольного возраста, педагоги дошкольного образования.

Трудно переоценить воспитательное значение художественной литературы, лучшие произведения которой формируют систему моральных ценностей человека. Особенно сильное влияние на личность оказывает чтение литературных произведений в детстве. Анализируя этот феномен, С.Я. Маршак отмечал: «Я думаю, это происходит оттого, что ребенок отдается своим впечатлениям и переживаниям непосредственно, без оглядок, то есть без этой сложной системы зеркал, которая возникает в его сознании в более позднем возрасте» [5, с. 56].

С самого раннего детства, слушая сказки, ребенок учится различать добро и зло, хорошее и плохое, сопереживает, сочувствует любимым героям Философ и педагог И.А. Ильин отмечает: «Сказка будит и пленяет мечту, она дает ребенку первое чувство героизма - чувство испытания, опасности, усилия и победы; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие правды от кривды. В сказке народ сохранил свое видение, свое страдание, свой юмор и свою мудрость» [3, с. 12].

* Статья публикуется в рамках Международного форума РАО «Непрерывное педагогическое образование: проблемы и перспективы».

О Чепурченко Е.В., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.