Научная статья на тему 'Professional and personal self-development of the prospective teacher as a condition for creating an educational environment in the summer camp'

Professional and personal self-development of the prospective teacher as a condition for creating an educational environment in the summer camp Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / ВОСПИТЫВАЮЩАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ САМОРАЗВИТИЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ / RECREATION CAMP / UPBRINGING ENVIRONMENT / PROFESSIONAL AND PERSONAL SELF-DEVELOPMENT OF THE PROSPECTIVE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чудина Елена Ефимовна

The article highlights educational significance of summer recreation camps. The role of the prospective teachers' professional and personal self-development in the creation of an educative environment in the conditions of the summer camp is revealed. The author demonstrates the influence of the components of the counselors’ professional and personal self-development on the elements of the educational environment of the summer camp. The results of a survey ofstudent counselors are presented showing the stimulating influence of summer camp teaching practice on professional and personal self-development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Professional and personal self-development of the prospective teacher as a condition for creating an educational environment in the summer camp»

известия вгпу

The activities of the counselorin the conditions of the upbringing environment of the children's recreation camp

The article presents the analysis ofthe content of the concept ofupbringing environment" and substantiates the expediency ofits creation in the conditions of a children's recreation camp. Based on the analysis of the content of the"Specialist in the field of education" professional standard, the three types of the counselor activities united by the idea of leadership in the children's team are summarized and systematized, namely the activities of the counselor in the children's recreation camp, the activities ofthe senior counselor and the activities of the counselor of the children's public organization.

Keywords: upbringing environment, children's camp, activities and functions of the counselor.

(Статья поступила в редакцию 19.10.2018)

Е.Е. чудинА (Волгоград)

профессионально-личностное саморазвитие будущего учителя как условие создания воспитывающей среды в летнем оздоровительном лагере

Показана воспитательная значимость летних оздоровительных лагерей. Выявлена роль профессионально-личностного саморазвития будущих учителей в создании воспитывающей среды в условиях летнего оздоровительного лагеря. Представлено влияние компонентов профессионально-личностного саморазвития вожатых на элементы воспитывающей среды летнего оздоровительного лагеря. Приведены результаты опроса студентов-вожатых, показывающие стимулирующее влияние летней педагогической практики на профессионально-личностное саморазвитие.

Ключевые слова: оздоровительный лагерь, воспитывающая среда, профессионально-личностное саморазвитие будущего учителя.

В условиях современного образовательного пространства оздоровительный лагерь является самым массовым видом летнего отдыха детей, воспитательно-оздоровительным

внешкольным учреждением и служит наиболее распространенной базой педагогической практики. Включение студентов в производственную (педагогическую) практику имеет четко сформулированные цели, задачи и определенные этапы подготовки, что способствует успешному становлению будущих педагогов. Педагогическая практика является связующим звеном между теоретическим обучением и самостоятельной работой студентов в образовательных организациях [1, с. 4].

Воспитательная значимость летних оздоровительных лагерей подтверждается еще и тем, что в период школьных каникул в условиях лагерной смены продолжается процесс целенаправленного педагогического воздействия на детей. Но, в отличие от школы, в летнем оздоровительном лагере имеется больше возможностей для организации неформального общения детей и самой разнообразной их деятельности [4, с. 3]. Разнообразные формы и виды деятельности, неформальность обстановки способствуют развитию самодеятельности школьников, воспитанию в них коллективных черт, формированию активности, самостоятельности, обучению различным организаторским умениям и навыкам. В активных и специфичных формах жизнедеятельности летнего оздоровительного лагеря наиболее продуктивно удается организовать разнообразную деятельность школьников, придать ей общественно полезный характер, связать с романтикой и игрой. Надо иметь в виду, что выбор средств, форм воспитания определяется всякий раз конкретно, исходя из поставленных целей и особенностей создаваемой воспитательной среды в условиях летней оздоровительной смены. От опыта воспитателей, вожатых, студентов-практикантов, инструкторов, от их знаний, умений, отношения к делу во многом зависит, будет ли школьникам интересно в летнем лагере, приобретут ли они полезные навыки, укрепят ли здоровье. В современных условиях организации летнего отдыха детей существенно изменились и запросы родителей к организаторам смен, к содержанию программы смены, форума - это не просто отдых по принципу «море, солнце, сто фантазий», а развитие детей, подростков, новые знания, навыки, умения, компетенции, а также новые возможности для продвижения ребенка в определенном направлении [2, с. 116].

С учетом вышеизложенного в деятельности летнего оздоровительного лагеря существенное значение приобретает воспитыва-

О Чудина Е.Е., 2019

ющая среда, в которой каждый воспитанник ощущает сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом. Актуальность создания воспитывающей среды убедительно доказывается и планом мероприятий в соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., предусматривающей реализацию проекта по созданию воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления «Всероссийская школа вожатых». Цель проекта - координация подготовки вожатских кадров и их сопровождения, создание воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления. Промежуточные результаты, проблемы, перспективы и обмен опытом по реализации данного проекта активно обсуждаются во многих городах России: Анапе, Ульяновске, Санкт-Петербурге, Москве, Волгограде и др. Эксперт Всероссийского методического совета российских студенческих отрядов А. Ябло-кова в своем докладе на пленарном заседании Всероссийского форума «Инновационные формы подготовки вожатских кадров для организации детского оздоровительного отдыха» отметила, что создание воспитывающей среды является важным прежде всего в контексте воспитания подрастающего поколения. Она подчеркнула, что это тот вклад в наше будущее, который имеет достаточно отсроченный результат, но он самый важный. Воспитывающую среду летнего оздоровительного лагеря профессор Е.И. Тихомирова рассматривает как часть социальной среды, организованную педагогами-профессионалами, как микросреду, наиболее приближенную после семейной к растущему человеку, вступающему в большой социальный мир [5].

Назовем отличительные особенности воспитывающей среды лагеря в сравнении с социальной средой в целом. Во-первых, это отсутствие привычной домашней обстановки, которая выражается в совместном пребывании детей. Во-вторых, активное взаимодействие воспитанников со своими взрослыми наставниками - вожатыми, воспитателями, инструкторами, появление «зоны доверия». В-третьих, приобщение детей к здоровому и безопасному образу жизни в естественных условиях социальной и природной среды. В-четвертых, укрепление здоровья детей, развитие экологической культуры в процессе общения с природой. В-пятых, восстановление физических сил

кие науки -

в процессе развлечений и всевозможных хобби детей, а также занятий интересным делом.

В связи с этим возникает актуальная научно-педагогическая потребность в поиске механизмов, способствующих созданию воспитывающей среды в оздоровительном лагере, которая активизирует процесс развития растущего человека вне взаимодействия с родителями и педагогами школы. В результате исследования мы пришли к выводу, что наиболее эффективным механизмом создания воспитывающей среды в условиях летнего оздоровительного лагеря выступает профессионально-личностное саморазвитие будущего учителя -практиканта как процесс качественного, целенаправленного, сознательного изменения его личностной сферы, профессиональной деятельности, включающий в себя самосознание, самооценку, самоорганизацию, самоуправление [6, с. 155].

Мы определили показатели самооценки как компонента профессионально-личностного саморазвития: осознание личных профессиональных качеств вожатым, осознание этих качеств у других представителей вожат-ского коллектива; сопоставление собственной профессиональной оценки и оценки других вожатых. Наиболее эффективно этот компонент влияет на оценку предстоящих развивающих возможностей воспитательной среды и ее целевых ориентиров, когда осуществляется будущими педагогами планирование лагерной смены, когда каждый студент оценивает свои возможности, знания и по итогам проведенных мероприятий корректирует свою деятельность.

Самоорганизация как компонент профессионально-личностного саморазвития характеризуется такими признаками, как соотнесенность усвоенных знаний с действительным отношением личности к себе и к окружающим, регуляция учебно-практических действий, целесообразность принимаемых решений в работе с детьми на практике; оценка, контроль, корректировка личности вожатого как субъекта деятельности. Самоорганизация является рычагом самообразования и формирования профессионально-личностных качеств, а также вносит упорядоченность и организованность в работу будущего педагога. Данный компонент профессионально-личностного саморазвития будущих педагогов-вожатых обеспечивает функционирование воспитывающей среды через ее традиции и авторитеты -как информационные, так и личностные. Са-

известия вгпу

моразвитие вожатых способствует созданию в среде непререкаемых познавательных постулатов: законов, закономерностей, образцов поведения, членов отряда, на которых равняются. В то же время традиции как одна из закономерностей существования воспитывающей среды могут являться не только стабилизирующим фактором, но и тормозящим, если они закрепляют ошибочные представления в ошибочных действиях. Регулятором эффективных традиций временного детского коллектива в летнем лагере выступает следующий компонент саморазвития - самоуправление. Характерными в нашем исследовании являются следующие признаки данного компонента: прогнозирование и планирование результатов собственной педагогической деятельности, рефлексия и оценка собственной профессиональной деятельности. В условиях оздоровительного лагеря вожатым довольно часто приходится самостоятельно решать многие вопросы воспитательной работы, проектировать отрядные дела и организовать работу отряда в быстро меняющейся обстановке. Поэтому необходимо не только развивать собственную самоорганизацию вожатых, но и организовывать детей при помощи органов самоуправления и самообеспечения. Создание условий для развития самоуправления предполагает включение ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе. Через свое участие в решении проблем отряда, лагеря дети вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. от отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем. Самоорганизация и самоуправление как компоненты профессионально-личностного саморазвития вожатых также обеспечивают организацию воспитывающей среды через все ведущие виды деятельности (коммуникативная, спортивная, трудовая, познавательная, эстетическая, художественно-творческая, образовательная и т. п.). В условиях летнего оздоровительного лагеря у подростков возникает стремление к самовыражению и самореализации через использование нелитературных слов русского языка, письменных сокращений в соцсе-тях и в устной речи. Нейтрализации подобных форм самовыражения и самореализации подростков будут способствовать самоуправление вожатых как компонент саморазвития и в целом воспитывающая среда лагеря, в которой будут заложены традиции эффективного педа-

гогического взаимодействия. Молодым вожатым проще донести до школьников ценности и смыслы современного общества, т. к. они являются частью одной субкультуры - субкультуры молодежи [3, с. 51].

Создание воспитывающей среды в условиях летнего загородного лагеря способствует глубокому и конкретному познанию сущности профессиональной деятельности учителя, интенсификации процесса формирования профессионально-педагогических умений, ускорению выработки самостоятельного профессионального опыта, повышению степени удовлетворенности профессиональной деятельностью как механизма, запускающего профессионально-личностное саморазвитие будущего учителя. Предварительная подготовка студентов к летнему лагерю на инструктивных сборах, организуемых кафедрой педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета (ВГСПУ), сбор методических рекомендаций, заранее подготовленная методическая копилка, игры позволяют снять многие организационные, психолого-педагогические проблемы в процессе создания воспитывающей среды и запускают механизмы профессионально-личностного саморазвития будущего педагога.

По итогам летней педагогической практики мы провели опрос среди студентов 3-го курса ВгСПу факультета естественнонаучного образования, физической культуры и безопасности жизнедеятельности, результаты которого продемонстрировали роль летней педагогической практики в профессионально-личностном саморазвитии будущего педагога. Студентам нужно было ответить на следующие вопросы:

1. Какие новые профессиональные качества вы обнаружили в себе по итогам практики?

2. Как практика способствовала вашему профессионально-личностному саморазвитию?

3. Какие новые направления в профессионально-личностном саморазвитии вы выделили по итогам летней практики?

Были получены следующие результаты:

- 75% студентов, проходивших летнюю педагогическую практику в лагере «Старт», обнаружили в себе такие качества, как выдержка, самообладание, остальные 25% - ответственность и отзывчивость;

- 60% студентов, проходивших практику в лагере «СКО Смена», отметили такие каче-

ства, как душевная чуткость, отзывчивость, а остальные 40% обнаружили в себе хорошие организаторские способности.

В период прохождения летней педагогической практики 75% студентов, работавших в лагере «Зеленый миг», углубили и закрепили теоретические знания, основные профессионально-педагогические умения, навыки, а оставшиеся 25% проявили творческое мышление в своей деятельности и научились планировать работу с детьми. В целом студенты-вожатые обратили внимание, что по итогам педагогической практики им удалось не только приобрести опыт общения с детьми, но и оценить свои силы, возможности, а также личные перспективы. Летняя педагогическая практика стимулирует их к самоанализу и активизирует дальнейшее саморазвитие в процессе овладения знаниями, умениями, навыками, необходимыми для эффективной педагогической деятельности. Главное, что должно быть заложено в профессиональной педагогической деятельности, - это любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать.

Таким образом, профессионально-личностное саморазвитие будущих педагогов - вожатых способствует созданию воспитывающей среды через выявление ведущей идеи, формулировку основных целей и задач, формирование на их основе программы смены, конкретизацию ее составляющих и механизмов их взаимодействия, определение и использование мероприятий, способствующих не только оздоровлению и отдыху детей, но и реализации образовательной, развивающей и воспитательных функций.

Список литературы

1. Дударенко А.В., Нуриханова Н.К, Султанова Л.Ф. Система подготовки будущих педагогов к вожатской практике // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2018. № 8. С. 4-8.

2. Лесконог Н.Ю. Могут ли вожатые научить мечтать? // Нар. образование. 2012. № 3. С. 116— 119.

3. Лесконог Н.Ю., Шаламова Л.Ф. Воспитательная среда образовательной организации как фактор развития социальной активности обучающихся // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2018. № 9. С. 49—52.

4. Тазиев С.Ф. Организация воспитательного процесса в летнем оздоровительном лагере: метод. рекомендации. Альметьевск, 2005.

5. Тихомирова Е.И. Воспитывающая среда образовательного учреждения как объект управле-

жие науки -

ния [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia Offlain Letters): электрон. науч.-пед. журн. 2003. URL: http://www.emissia.org/ offline/2003/925.htm (дата обращения: 11.11.2018).

6. Чудина Е.Е. Профессионально-личностное саморазвитие будущего учителя в вузе // Изв. Волгогр. гос. техн. ун-та. 2013. Т. 13. № 9(112). С. 155158.

* * *

1. Dudarenko A.V., Nurihanova N.K, Sultano-va L.F. Sistema podgotovki budushhih pedagogov k vozhatskoj praktike // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2018. № 8. S. 4-8.

2. Leskonog N.Ju. Mogut li vozhatye nauchit' mechtat'? // Nar. obrazovanie. 2012. № 3. S. 116-119.

3. Leskonog N.Ju., Shalamova L.F. Vospitatel'-naja sreda obrazovatel'noj organizacii kak faktor raz-vitija social'noj aktivnosti obuchajushhihsja // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2018. № 9. S. 49-52.

4. Taziev S.F. Organizacija vospitatel'nogo processa v letnem ozdorovitel'nom lagere: metod. reko-mendacii. Al'met'evsk, 2005.

5. Tihomirova E.I. Vospityvajushhaja sreda ob-razovatel'n-ogo uchrezhdenija kak ob#ekt upravlenija [Jelektronnyj resurs] // Pis'ma v Jemissija. Offlajn (The Emissia Offlain Letters): jelektron. nauch.-ped. zhurn. 2003. URL: http://www.emissia.org/offline/2003/925. htm (data obrashhenija: 11.11.2018).

6. Chudina E.E. Professional'no-lichnostnoe samo-razvitie budushhego uchitelja v vuze // Izv. Volgogr. gos. tehn. un-ta. 2013. T. 13. № 9(112). S. 155-158.

Professional and personal self-development of the prospective teacher as a condition for creating an educational environment in the summer camp

The article highlights educational significance of summer recreation camps. The role of the prospective teachers' professional and personal self-development in the creation of an educative environment in the conditions of the summer camp is revealed. The author demonstrates the influence of the components of the counselors' professional and personal self-development on the elements of the educational environment of the summer camp. The results of a survey ofstudent counselors are presented showing the stimulating influence of summer camp teaching practice on professional and personal self-development.

Key words: recreation camp, upbringing environment, professional and personal self-development of the prospective teacher.

(Статья поступила в редакцию 22.11.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.