Научная статья на тему 'Деятельность вожатого в условиях воспитывающей среды детского оздоровительного лагеря'

Деятельность вожатого в условиях воспитывающей среды детского оздоровительного лагеря Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4077
365
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСПИТЫВАЮЩАЯ СРЕДА / ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФУНКЦИИ ВОЖАТОГО / UPBRINGING ENVIRONMENT / CHILDREN''S CAMP / ACTIVITIES AND FUNCTIONS OF THE COUNSELOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихоненков Николай Иванович, Чандра Маргарита Юрьевна

Проанализировано содержание понятия «воспитывающая среда», обоснована целесообразность ее создания в условиях детского оздоровительного лагеря. На основе анализа содержания профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» проведены обобщение и систематизация трех видов деятельности вожатого, объединенных идеей лидерства в детском коллективе: деятельности вожатого в детском оздоровительном лагере, деятельности старшего вожатого и деятельности вожатого детской общественной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the analysis ofthe content ofthe concept of“upbringing environment” and substantiates the expediency ofits creation in the conditions of a children's recreation camp. Based on the analysis ofthe content ofthe“Specialist in the field of education” professional standard, the three types of the counselor activities united by the idea of leadership in the children's team are summarized and systematized, namely the activities of the counselor in the children's recreation camp, the activities ofthe senior counselor and the activities of the counselor of the children's public organization.

Текст научной работы на тему «Деятельность вожатого в условиях воспитывающей среды детского оздоровительного лагеря»

известия вгпу

н.и. ТИХОНЕНКОВ, М.Ю. ЧАНДРА (Волгоград)

деятельность вожатого в условиях воспитывающей среды детского оздоровительного лагеря*

Проанализировано содержание понятия «воспитывающая среда», обоснована целесообразность ее создания в условиях детского оздоровительного лагеря. На основе анализа содер-ржания профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» проведены обобщение и систематизация трех видов деятельности вожатого, объединенных идеей лидерства в детском коллективе: деятельности вожатого в детском оздоровительном лагере, деятельности старшего вожатого и деятельности вожатого детской общественной организации.

Ключевые слова: воспитывающая среда, детский оздоровительный лагерь, виды деятельности и функции вожатого.

В настоящее время существенно повышается значение детского оздоровительного лагеря в становлении и развитии личности ребенка, подготовке детей к полноценной и качественной жизни в обществе. Наблюдается содержательная трансформация его миссии. В современном понимании назначение детского оздоровительного лагеря видится не просто в организации условий для активного отдыха и оздоровления детей, а в создании особой воспитывающей среды как «модели» социальной среды [1; 2]. Такая воспитывающая среда должна обеспечивать возможность приобретения подрастающим поколением социального опыта, развития общественно значимой и творческой активности личности, воспитания у нее высоких нравственных качеств, чувства патриотизма и гражданской ответственности.

Как известно, не всякая среда может являться воспитывающей, а только такая, которая позитивно влияет на процесс социального становления человека: в воспитывающей среде нормы отношений между людьми выступают в качестве нравственных регуляторов их поведения.

По мнению Н.Е. Щурковой, воспитывающая среда - это «совокупность окружающих

* Статья публикуется в рамках Международного форума РАО «Непрерывное педагогическое образование: проблемы и перспективы».

ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру» [8, с. 76]. С точки зрения М.П. Нечаева, воспитывающая среда представляет собой самоорганизующуюся духовную общность, которая возникает в межсубъектном взаимодействии. Относительно целей воспитания воспитывающая среда задает организационный порядок, образ жизни, виды деятельности, в которые включаются учащиеся и педагоги, что способствует их самореализации, становлению и развитию личности [5].

Ю.С. Мануйлов также отмечает, что воспитывающая среда - это то, среди чего пребывает субъект, посредством чего формируется его образ жизни и что опосредует его развитие и «осредняет» личность. Автор придерживается позиции, что воспитывающая среда является не только объектом, воздействующим на воспитанника, но и управляемым элементом со стороны воспитателя [4].

Таким образом, воспитывающая среда создается в процессе организованного, управляемого и контролируемого взаимодействия воспитателей и воспитанников. Это приводит, в свою очередь, к проявлению инициативы вос-питуемого и позволяет ему оказывать влияние как на воспитателя, так и на окружающую действительность - саму среду.

Мы придерживаемся позиции, что воспитывающая среда детского оздоровительного лагеря - это особое самоуправляемое образовательное пространство, искусственно создаваемое взрослыми и детьми в совместной активной деятельности на протяжении всей лагерной смены. Объединенные во времени, пространстве, движении работники лагеря и воспитанники, взаимодействуя, сознательно создают в детском оздоровительном лагере организованную воспитывающую среду, являющуюся целью, условием и результатом их сотрудничества.

Полагаем, что детский оздоровительный лагерь в большей степени, чем любая другая образовательная организация, подходит для создания воспитывающей среды, способствующей социальному становлению маленького человека. Сам уклад лагерной жизни, его автономность (круглосуточное совместное проживание воспитанников и воспитателей, формирование отрядов, коллективная творческая деятельность, четкий режим дня, насыщенность событиями, наличие традиций, ритуалов, лагерной идеологии и др.) предполагают опреде-

О Тихоненков Н.И., Чандра М.Ю., 2019

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ленную закрытость, что обеспечивает максимальную степень защиты воспитывающей среды от воздействия внешних факторов. Можно сказать, что современный лагерь - это своеобразный детский аналог большого государства взрослых. Он располагает широким спектром возможностей для того, чтобы ребенок сумел приобрести личностный опыт социального поведения, максимально осмыслить свою самость, раскрыть свой творческий потенциал и осознать свое предназначение в обществе, самореализоваться и самоутвердиться.

Благотворное влияние воспитывающей среды детского оздоровительного лагеря на юные личности особенно эффективно в том случае, если она будет отвечать запросам, потребностям и устремлениям детей, соответствовать их внутреннему миру [2]. Для нас представляется важным, что при целеполагании деятельности отряда педагоги должны исходить из потребностей и интересов самих воспитанников, вырабатывать их совместно с детьми (например, можно договориться, чем и когда мы будем заниматься, какие будем использовать символы и ритуалы, какие нам нужны объединения, мастерские и пр.).

Не менее значимой в условиях воспитывающей среды детского оздоровительного лагеря является возможность для воспитуемых включиться в различные виды деятельности (культурно-досуговую, творческую, спортивно-оздоровительную, поисково-исследовательскую, игровую, проектную, трудовую, патриотическую и т. д.) и освоить как можно большее количество социально значимых ролей и позиций участников этих видов деятельности. Коллективный характер деятельности субъектов воспитывающей среды лагерной смены, повышенная коммуникабельность между сверстниками и взрослыми, новизна контактов позволяют детскому оздоровительному лагерю выступать одним из важнейших инструментов социализации ребенка, приобретения жизненного опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Нам близка позиция В.А. Волгунова о том, что ключевыми условиями, способствующими созданию эффективной воспитывающей среды детского оздоровительного лагеря, являются:

- равноправность участия всех взрослых и детей в жизнедеятельности лагеря;

- соединение общих и индивидуальных интересов и целей в сообществе;

- учет потребностей воспитанников: включение каждого в сотрудничество по мере его способностей и интересов;

- свобода как основное условие, при котором возможны саморазвитие и самореализация воспитанника: осознание им неограниченных возможностей для своей полезной деятельности (социальной, ориентированной на других, и индивидуальной, ориентированной на себя) и ее независимости от любой формы произвола [2].

Представляет также интерес точка зрения И.Н. Поповой о том, что воспитывающая среда в обобщенном смысле формируется совокупностью материальных (инфраструктура, оборудование), социальных (характер взаимоотношений в коллективе) и духовных (ценности, традиции, идеи и др.) условий, под воздействием которых происходит личностный рост воспитанников [6].

Безусловно, создание эффективной воспитывающей среды в условиях детского оздоровительного лагеря во многом зависит от его педагогического персонала. Следует отметить, что деятельность вожатого является определяющей в обеспечении широкого спектра воспитательных результатов в условиях временного коллектива. вожатый является как формальным, так и фактическим лидером отряда, носителем культуры, организатором и участником коллективной творческой деятельности детей, помощником, вдохновителем, наставником, опекуном и, самое главное, другом своих воспитанников [3]. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос компетентности современного вожатого как профессионала, способного к проектированию разнообразных форматов социально полезной деятельности детей, к участию в непосредственном управлении образовательными ресурсами детского оздоровительного лагеря.

Анализ собственного многолетнего опыта подготовки и сопровождения вожатских кадров, а также содержания профессионального стандарта «Специалист в области воспитания», в котором специфика каждой должности раскрывается через систему обобщенных трудовых функций, трудовых действий, умений и знаний, позволил нам обобщить и систематизировать три вида деятельности вожатого, объединенных идеей лидерства в детском коллективе:

• старшего вожатого в образовательной организации;

• вожатого в детском оздоровительном лагере;

• вожатого детской общественной организации.

Старший вожатый в образовательной организации относится к категории педагогиче-

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ

ских работников, вожатый детской общественной организации - к категории общественной деятельности на основе общественной инициативы (традиционно - пионервожатый, скаут-лидер, вожатый Российского движения школьников), а вожатый детского оздоровительного лагеря - к категории учебно-вспомогательного персонала.

рассмотрим, в чем заключаются отличия деятельности вожатого в детском оздоровительном лагере от других вожатских видов деятельности.

Основными направлениями деятельности старшего вожатого являются:

• содействие развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений;

• организация внеурочной деятельности обучающихся.

В профессиональном стандарте специалиста в области воспитания определены следующие основные трудовые функции старшего вожатого:

• проектирование программ воспитания и социализации, деятельности детских общественных объединений, внеурочной и досуго-вой деятельности обучающихся и моделей развития детского самоуправления;

• организация совместной социально и личностно значимой деятельности детей и взрослых, создание условий для развития детской самодеятельности;

• организационно-методическое обеспечение деятельности детских общественных организаций, объединений, внеурочной, досу-говой деятельности обучающихся.

На практике мы наблюдаем старшего вожатого как энергичного, очень разностороннего, коммуницирующего с педагогами школы и со школьниками всех возрастных категорий специалиста. Часто у старшего вожатого регулярно на протяжении учебного года одновременно действуют несколько детских коллективов: ученический совет лидеров, ученический пресс-центр, ученический штаб волонтеров, ученический клуб интеллектуалов и пр. Порой встречаешь такую позицию администрации: если в школе нет множества ученических коллективов, то вожатый слабый. Поэтому от старшего вожатого как педагога ждут умений реализовывать потенциал воспитывающей среды, ответственности за содержание деятельности ученического самоуправления, профессионального отношения к позиции лидера (наставника), грамотного применения широкого спектра современных форм,

технологий, методов, средств воспитательной работы, умеющего использовать имеющуюся материальную базу образовательной организации.

Деятельность вожатого детской общественной организации на практике обусловлена непрерывностью деятельности детского объединения в течение определенного периода и относительным постоянством детского коллектива.

Безусловно, такое положение дел ставит перед вожатым детской общественной организации задачи иного содержания:

• регулярное обновление содержания форм и методов взаимодействия с детьми;

• глубокая приверженность законам и традициям детской общественной организации;

• обеспечение социализации детей в постоянном (разновозрастном) детском коллективе;

• формирование у ребенка умения откликаться на потребности общества сообразно своим возможностям (подростка, юноши);

• педагогическое взаимодействие с родителями воспитанников;

• становление собственной позиции будущего гражданина во взаимодействии с представителями других общественных организаций и пр.

Основными направлениями деятельности вожатого в детском оздоровительном лагере являются:

• попечение и надзор за воспитанниками во время их пребывания в лагере;

• сопровождение свободной деятельности воспитанников отряда.

Приведем в качестве примера требуемые в этой связи функции вожатого:

• контролирует выполнение воспитанниками санитарно-гигиенических норм, соблюдение ими опрятного внешнего вида, чистоты одежды, установленного порядка в спальных комнатах, иных помещениях жилых корпусов;

• контролирует соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом;

• обеспечивает сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проводит работу по профилактике вредных привычек, организует участие отряда в ежедневных оздоровительных мероприятиях;

• организует участие отряда в общелагерных культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и трудовых мероприятиях и др.;

• принимает участие в разработке общего плана работы детского оздоровительного лагеря, разрабатывает отрядный план работы, организует процесс его выполнения отрядом;

• организует работу актива отряда и творческую деятельность;

• оказывает поддержку в организации самоуправления в деятельности временного коллектива отряда;

• взаимодействует с родителями воспитанников в период лагерной смены;

• изучает потребности и интересы воспитанников, обеспечивает создание благоприятных условий для реализации ребенком своих потребностей, развития его творческого потенциала, интересного провождения времени

[3; 7].

Вожатый - это специалист, умеющий выстраивать коллективные отношения, умеющий работать с эмоциональным состоянием ребенка (заметим - это могут быть дети 7-8 лет или разновозрастный отряд детей 9-17 лет), владеющий методами воспитания, умело использующий множество игровых технологий и пр. Детям, как показывают наблюдения, нужен ха-ризматичный вожатый. Именно поэтому вожатый мало похож на педагогического руководителя или воспитателя, он ответственный организатор, вдохновитель, инициатор, он тот, кто увлекает разнообразной деятельностью, формирует вокруг себя уникальную воспитывающую среду. Вожатый - удачное сочетание ментальной близости к детям, педагогической подготовки, способности увлекаться, переживать и радоваться вместе с детьми.

В заключение отметим, что вожатый должен обладать готовностью к созданию воспитывающей среды, способствующей развитию личности, в которой каждый ребенок сумел бы максимально осмыслить свою индивидуальность, раскрыть свои желания и потребности, постичь свои силы и способности, свое значение в жизни, семье, обществе.

Определяя вклад вожатого в эффективность воспитывающей среды, мы затрагиваем основные моменты становления и развития личности:

- социализации (посредством детской общественной организации в открытом социокультурном пространстве),

- образования (посредством наполнения содержанием ученического самоуправления в школе),

- развития (посредством развивающего отдыха и оздоровления в загородном детском лагере).

КИЕ нАУКИ -

Список литературы

1. Белогуров А. Летний лагерь как среда социализации // Нар. образование. 2009. № 3. С. 15-17.

2. Bолгунов BA. Педагогические условия формирования воспитательной среды детского оздоровительного лагеря: дис. ... канд. пед. наук. Арзамас, 2004.

3. Зёлко А.С. Социальное самоопределение: дистрикт вожатого: учеб.-метод. пособие. Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2018.

4. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. 2-е изд. Н. Новгород: Изд-во Bолго-Bят. акад. службы, 2002.

5. Нечаев М.П. Теоретические основания развития воспитывающего потенциала образовательной среды школы: дис... д-ра пед. наук. М., 2012.

6. Попова И.Н. Целенаправленное формирование культуры школы как педагогическая проблема: матер. Bсерос. пед. чтений, посвящ. творческому наследию Л.И. Новиковой / под ред. АЛ. Гаврили-на, Н.Л. Селивановой. Bладимир, 2006. С. 172-174.

7. Слизкова E.B. Дереча И.И. Подготовка бакалавров к организации летней педагогической практики в детских оздоровительных лагерях // Bестн. Оренб. гос. ун-та. № 4(192). 2016. С. 29-33.

8. Щуркова Н.Е. Bоснитание как вхождение ребенка в культуру // Bоспитание школьников. 1998. № 5. С. 34-39.

* * *

1. Belogurov A. Letnij lager' kak sreda socializa-cii // Nar. obrazovanie. 2009. № 3. S. 15-17.

2. Volgunov V.A. Pedagogicheskie uslovija formirovanija vospitatel'noj sredy detskogo ozdoro-vitel'nogo lagerja: dis. ... kand. ped. nauk. Arzamas, 2004.

3. Zjolko A.S. Social'noe samoopredelenie: distrikt vozhatogo: ucheb.-metod. posobie. Kaliningrad: Izd-vo BFU im. I. Kanta, 2018.

4. Manujlov Ju.S. Sredovoj podhod v vospitanii. 2-e izd. N. Novgorod: Izd-vo Volgo-Vjats. akad. slu-zhby, 2002.

5. Nechaev M.P. Teoreticheskie osnovanija raz-vitija vospityvajushhego potenciala obrazovatel'noj sredy shkoly: dis. d-ra ped. nauk. M., 2012.

6. Popova I.N. Celenapravlennoe formirovanie kul'tury shkoly kak pedagogicheskaja problema: mater. Vseros. ped. chtenij, posvyash. tvorcheskomu nasle-diju L.I. Novikovoj / pod red. A.V. Gavrilina, N.L. Se-livanovoj. Vladimir, 2006. S. 172-174.

7. Slizkova E.V. Derecha I.I. Podgotovka baka-lavrov k organizacii letnej pedagogicheskoj praktiki v detskih ozdorovitel'nyh lagerjah // Vestn. Orenb. gos. un-ta. № 4 (192). 2016. S. 29-33.

8. Shhurkova N.E. Vospitanie kak vhozhdenie re-benka v kul'turu // Vospitanie shkol'nikov. 1998. № 5. S. 34-39.

ИЗВЕСТИЯ вгпу

The activities of the counselorin the conditions of the upbringing environment of the children's recreation camp

The article presents the analysis ofthe content of the concept ofupbringing environment" and substantiates the expediency ofits creation in the conditions of a children's recreation camp. Based on the analysis of the content of the"Specialist in the field of education" professional standard, the three types of the counselor activities united by the idea of leadership in the children's team are summarized and systematized, namely the activities of the counselor in the children's recreation camp, the activities ofthe senior counselor and the activities of the counselor of the children's public organization.

Keywords: upbringing environment, children's camp, activities and functions of the counselor.

(Статья поступила в редакцию 19.10.2018)

Е.Е. чудинА (Волгоград)

профессионально-личностное саморазвитие будущего учителя как условие создания воспитывающей среды в летнем оздоровительном лагере

Показана воспитательная значимость летних оздоровительных лагерей. Выявлена роль профессионально-личностного саморазвития будущих учителей в создании воспитывающей среды в условиях летнего оздоровительного лагеря. Представлено влияние компонентов профессионально-личностного саморазвития вожатых на элементы воспитывающей среды летнего оздоровительного лагеря. Приведены результаты опроса студентов-вожатых, показывающие стимулирующее влияние летней педагогической практики на профессионально-личностное саморазвитие.

Ключевые слова: оздоровительный лагерь, воспитывающая среда, профессионально-личностное саморазвитие будущего учителя.

В условиях современного образовательного пространства оздоровительный лагерь является самым массовым видом летнего отдыха детей, воспитательно-оздоровительным

внешкольным учреждением и служит наиболее распространенной базой педагогической практики. Включение студентов в производственную (педагогическую) практику имеет четко сформулированные цели, задачи и определенные этапы подготовки, что способствует успешному становлению будущих педагогов. Педагогическая практика является связующим звеном между теоретическим обучением и самостоятельной работой студентов в образовательных организациях [1, с. 4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Воспитательная значимость летних оздоровительных лагерей подтверждается еще и тем, что в период школьных каникул в условиях лагерной смены продолжается процесс целенаправленного педагогического воздействия на детей. Но, в отличие от школы, в летнем оздоровительном лагере имеется больше возможностей для организации неформального общения детей и самой разнообразной их деятельности [4, с. 3]. Разнообразные формы и виды деятельности, неформальность обстановки способствуют развитию самодеятельности школьников, воспитанию в них коллективных черт, формированию активности, самостоятельности, обучению различным организаторским умениям и навыкам. В активных и специфичных формах жизнедеятельности летнего оздоровительного лагеря наиболее продуктивно удается организовать разнообразную деятельность школьников, придать ей общественно полезный характер, связать с романтикой и игрой. Надо иметь в виду, что выбор средств, форм воспитания определяется всякий раз конкретно, исходя из поставленных целей и особенностей создаваемой воспитательной среды в условиях летней оздоровительной смены. От опыта воспитателей, вожатых, студентов-практикантов, инструкторов, от их знаний, умений, отношения к делу во многом зависит, будет ли школьникам интересно в летнем лагере, приобретут ли они полезные навыки, укрепят ли здоровье. В современных условиях организации летнего отдыха детей существенно изменились и запросы родителей к организаторам смен, к содержанию программы смены, форума - это не просто отдых по принципу «море, солнце, сто фантазий», а развитие детей, подростков, новые знания, навыки, умения, компетенции, а также новые возможности для продвижения ребенка в определенном направлении [2, с. 116].

С учетом вышеизложенного в деятельности летнего оздоровительного лагеря существенное значение приобретает воспитыва-

О Чудина Е.Е., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.