Kharchenko Svetlana Albertovna EXPERIENCE OF DEVELOPMENT .
pedagogical sciences
УДК 37.01
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ ВОЖАТЫХ ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЕЙ
© 2018
Харченко Светлана Альбертовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Иркутский государственный университет (664011, Россия, Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6, e-mail: svl707@bk.ru)
Аннотация. В статье представлен опыт разработки и реализации образовательных программ подготовки вожатых (старших вожатых) детских оздоровительных лагерей. Автор уделяет внимание проблеме построения образовательных программ с учетом требований ведущих работодателей региона в сфере отдыха и оздоровления детей, содержания законодательных актов, профессиональных стандартов, а также осуществляет сравнительный анализ их содержательных характеристик. Материалы статьи представляют собой описание опыта организации подготовки обучающихся к продуктивной педагогической деятельности в условиях детского оздоровительного лагеря, осуществляемого на базе Педагогического института Иркутского государственного университета с 2015 года по настоящее время. В основной части статьи раскрыты требования к результатам освоения программ, тематическое содержание, особенности проведения практических занятий и организации самостоятельной работы обучающихся. Содержание статьи свидетельствует о том, что деятельность вожатого является определяющей в обеспечении широкого спектра воспитательных результатов и эффектов, тем самым, процесс разработки и успешной реализации программ для подготовки педагогического персонала детских оздоровительных лагерей актуализирует потребность в описании требований к профессиональной деятельности педагогов через трудовые функции, трудовые действия, умения и знания.
Ключевые слова: система отдыха и оздоровления детей, детский оздоровительный лагерь, образовательная программа, вожатый, старший вожатый, Единый квалификационный справочник профессий работников образования, профессиональный стандарт, трудовые функции, трудовые действия.
EXPERIENCE OF DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS FOR THE TRAINING OF CHILDREN'S HEALTH CAMPS COUNSELORS
© 2018
Kharchenko Svetlana Albertovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor
of the department of "Pedagogy" Irkutsk State University (664011, Russia, Irkutsk, Nizhnaya Naberezhnaya Street, 6, e-mail: sv1707@bk.ru)
Abstract. The article presents the experience in the development and implementation of educational programs for the training of counselors (senior counselors) in children's health camps. The author pays attention to the problem of constructing educational programs taking into account the requirements of the leading employers of the region in the sphere of recreation and health improvement of children, the content of legislative acts, professional standards, and carries out a comparative analysis of their content characteristics. The materials presented in the article are a description of the experience of organizing training for productive pedagogical activity in the conditions of a children's health camp, implemented at the Pedagogical Institute of the Irkutsk State University from 2015 to the present. In the main part of the article, the requirements to the results of mastering the programs, the thematic content, the features of conducting practical classes and organizing the independent work of the students are presented. The content of the article indicates that the activity of the counselor is decisive in providing a wide range of educational results and effects, thus, the process of developing and successfully implementing programs for the training of pedagogical personnel of children's health camps actualizes the need for describing the requirements for the professional activities of teachers of children's health camps through labor functions, labor, skills and knowledge.
Keywords: system of rest and health improvement of children, children's health camp, educational program, counselor, senior counselor, the single qualification reference book for occupations of educators, professional standard, labor functions, labor actions.
Система отдыха и оздоровления детей в настоящее время характеризуется значительной содержательной трансформацией, детерминированной, прежде всего, изменением самой миссии детского лагеря: сегодня лагерь - это не просто площадка для отдыха и оздоровления детей, а социальный институт, включенный в контекст образовательной системы и обеспечивающий тем самым создание условий для достижения современных образовательных результатов. Так, например, В.В. Круглов отмечает, что «традиционно, в бытовом понимании, задачей летней оздоровительной кампании являются отдых и оздоровление. Однако это неверный взгляд. Летний оздоровительный лагерь - уникальное воспитывающее пространство, ресурсы которого нельзя недооценивать. В летнем лагере ребенок может быть погружен в среду, которая окажет серьезное влияние на становление и развитие его личности» [1].
Данная точка зрения подтверждается сегодня многими исследователями проблемы организации летнего отдыха детей, а также практиками, обеспечивающими процесс эффективного функционирования детских оздоровительных лагерей (И.И. Фришман [2; 3], А.Ю. Аванесян [4], М.Е. Вайнфдорф-Сысоева [5], А.А. Данилков, Н.С. Данилкова [6], А.В. Бородина, О.В. Решетняк [7],
Д.И. Демченко [8], М.В. Метелица [9] и др. [10-15]). В этой связи существенно изменяются требования к качеству подготовки педагогического персонала детского оздоровительного лагеря. Особенно актуален вопрос компетентности современного вожатого как профессионала, способного к проектированию разнообразных форматов социально-полезной деятельности детей, к участию в непосредственном управлении образовательными ресурсами региональной образовательной среды. Тем самым деятельность вожатого является определяющей в обеспечении широкого спектра воспитательных результатов и эффектов. Именно поэтому в современной образовательной ситуации особую значимость приобретает решение проблемы разработки и реализации наиболее конкурентоспособных образовательных программ для подготовки вожатых. В рамках данной статьи автору хотелось бы представить опыт разработки и реализации образовательных программ, осуществляемый на базе Педагогического института Иркутского государственного университета с 2015 года. Отметим, что за истекший период мы подготовили более 500 студентов разных вузов, которые впоследствии успешно отработали в качестве вожатых не только в лагерях Иркутской области, но и в Краснодарском крае, р. Крым.
298
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)
педагогические науки
Харченко Светлана Альбертовна ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ...
С целью организации системной подготовки вожатых нами были разработаны дополнительные профессиональные программы повышения квалификации для подготовки вожатых (старших вожатых). Процесс разработки программ организовывался с учетом необходимости реализации трех последовательных этапов: диагностического (предварительного); технологического (основного); корректирующего (заключительного). Важно отметить, что традиционно «первый этап содержит процедуры: мониторинг потребностей «заказчика»; анализ и систематизация полученного информационного обеспечения» [16].
Нами также учитывалась необходимость соблюдения ряда основополагающих принципов с целью обеспечения возможности непрерывной реализации разрабатываемых программ. Анализ существующих классификаций позволил выделить в качестве основообразующей для разработки программ классификацию принципов, авторами которой являются В.В. Афанасьев и С.С. Ермолаева. В качестве наиболее значимых авторы указывают принцип личностных приоритетов, принцип диагностического целеполагания и др. [17].
Ориентиром для нас послужило мнение Р.У. Богдановой, которая выделяет основные пять групп задач, стоящих перед вожатым детского оздоровительного лагеря, а именно: видеть ребенка в процессе его жизнедеятельности и педагогически организуемом образовательном процессе в ДОЛ; строить воспитательный процесс ДОЛ, ориентированный на создание условий для раскрытия каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными стремлениями и возрастными особенностями; устанавливать взаимодействие с разными субъектами образовательного процесса в ДОЛ; создавать и использовать в целях воспитания и развития ребенка образовательное пространство ДОЛ; проектировать и осуществлять собственное профессиональное самообразование как вожатого [18].
Полагаем, что данная информация является основанием для разработки программы наряду с требованиями профессионального стандарта. Однако, описывая собственный опыт, в качестве основной проблемы отмечаем неразработанность профессионального стандарта для профессии вожатого в условиях детского оздоровительного лагеря. Вместе с тем отметим, что функционально деятельность вожатого определяет Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. При этом должность вожатого в Едином квалификационном справочнике относится к учебному вспомогательному персоналу. Единый квалификационный справочник определяет должностные обязанности, в соответствии с которыми вожатый:
- способствует развитию и деятельности детского коллектива (группы, подразделения, объединения) в различных учреждениях (организациях), осуществляющих работу с детьми разного возраста, в том числе в оздоровительных образовательных учреждениях, организуемых в каникулярный период или действующих на постоянной основе (далее - учреждениях);
- оказывает помощь воспитателю в программировании деятельности воспитанников, детей на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма с учетом их инициативы, интересов и потребностей;
- в соответствии с возрастными интересами и требованиями жизни воспитанников, детей способствует обновлению содержания и форм деятельности детского коллектива, организует коллективную творческую деятельность;
- совместно с воспитателем и другими работниками учреждения заботится о здоровье и безопасности воспитанников, детей, создает благоприятные условия, позволяющие им проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить сво-
бодное время, используя передовой опыт работы с детьми и подростками;
- обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников, детей во время образовательного процесса; осуществляет взаимодействие со старшим вожатым, органами самоуправления, педагогическими коллективами образовательных учреждений и общественными организациями;
- выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
В соответствии с требованиями Единого квалификационного справочника вожатый должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы возрастной и специальной педагогики и психологии, физиологии, гигиены; тенденции развития детских общественных организаций; основы детской возрастной и социальной психологии; индивидуальные и возрастные особенности воспитанников, детей; специфику работы детских общественных организаций, объединений, развития интересов и потребностей воспитанников, детей; основы творческой деятельности; методику поиска и поддержки талантов, организации до-суговой деятельности; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности. Документ также определяет требования к квалификации вожатого, а именно: среднее (полное) общее образование и профессиональная подготовка в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы [19].
Содержание Единого квалификационного справочника послужило основанием для разработки дополнительной профессиональной программы подготовки вожатых «Теория и практика организации летнего отдыха детей и подростков». Категории слушателей, на обучение которых рассчитана программа повышения квалификации (далее программа): студенты высших и средних специальных учебных заведений, педагоги образовательных и социальных организаций, учреждений дополнительного образования. Общая трудоемкость программы составила 72 часа, из них по 18 часов лекционных и практических занятий, 36 часов - СРС.
Характеризуя требования к результатам освоения программы, укажем, что по окончании учебного курса обучающийся должен знать индивидуальные и возрастные особенности воспитанников; особенности работы вожатого с различными контингентами детей; требования к охране жизни и здоровья детей и др. Сформированные умения предполагают возможности осуществлять планирование воспитательной работы в условиях детского оздоровительного лагеря; использовать педагогическую диагностику; координировать деятельность детей, коллег, социальных партнеров; обеспечивать условия для охраны жизни и здоровья детей и подростков. Вожатый также будет владеть навыками решения профессиональных педагогических задач; алгоритмом разработки и реализации программного обеспечения летнего отдыха детей и подростков; методами конструктивного взаимодействия с детьми и коллегами (работы в коллективе); навыками создания педагогически целесообразной и психологически безопасной образовательной среды; навыками обеспечения охраны жизни и здоровья детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря.
Проведение практических занятий предполагало реализацию интерактивных форм, а именно, Case-study (ситуационный анализ), обучение в парах (спарринг-партнерство), brainstorming брейнсторминг (групповая генерация идей), работа в малых группах, проблемно-ориентированная деловая игра, дискуссия, игровой тренинг и т. д. Таким образом, содержание и формат программы позволили слушателям оперативно овладеть основами вожатского мастерства, ключевыми навыками организации деятельности временных детских коллективов.
Kharchenko Svetlana Albertovna pedagogical
EXPERIENCE OF DEVELOPMENT ... sciences
Потребность вожатых в продолжении образования послужила причиной разработки дополнительной профессиональной программы повышения квалификации для подготовки старших вожатых «Педагогическое сопровождение вожатских и временных детских коллективов в оздоровительных лагерях». Целевой аудиторией данной программы явились вожатые, педагоги, работающие в детских оздоровительных лагерях, площадках, организаторы программ детских оздоровительных лагерей. Общая трудоемкость программы составила 144 часа, из них по 36 часов лекционных и практических занятий, 72 часов - СРС. Форма обучения - без отрыва от работы (учёбы).
В процессе разработки программы для подготовки старших вожатых мы опирались на содержание профессионального стандарта «Специалист в области воспитания». Отметим, что стандарт представляет собой нормативно-методический документ, который был утвержден 10 января 2017 года. Содержание вида профессиональной деятельности специалиста в области воспитания раскрывается в стандарте в системе обобщенных трудовых функций (ОТФ), подчеркивающих специфику каждой должности, и затем каждая обобщенная функция подробно охарактеризована через трудовые действия, умения и знания.
На основании анализа содержания профессионального стандарта нами были выделены ключевые трудовые умения, преобладающие в деятельности старшего вожатого образовательной организации, такие как: «организация участия обучающихся в проектировании содержания совместной деятельности по основным направлениям воспитания»; «педагогическое стимулирование детских социальных инициатив»; «определение педагогических средств развития самоуправления обучающихся совместно с другими субъектами воспитания»; «оказание обучающимся первой помощи» и др. [20].
Содержание стандарта послужило основанием для разработки и определения ключевых позиций программы подготовки старших вожатых. Представим наиболее значимые темы в содержании модулей программы.
Модуль 1. Нормативно-правовые и психолого-педагогические основы деятельности старшего вожатого в условиях детского оздоровительного лагеря.
Тема 1.1. Старший вожатый как профессионал, курирующий деятельность вожатых. Должностные обязанности старшего вожатого. Профессионально важные качества. Имидж и этика старшего вожатого.
Тема 1.2. Нормативно-правовые основы профессионально-педагогической деятельности старшего вожатого.
Тема 1.3. Основы безопасности жизнедеятельности в детском оздоровительном лагере.
Тема 1.4. Взаимодействие старшего вожатого в структуре организации.
Тема 1.5. Организационно-педагогическое сопровождение воспитательной деятельности вожатых. Основы формирования коллектива вожатых. Эффективное управление педагогическим коллективом.
Тема 1.6. Развитие систем детского самоуправления. Формирования функционально-ролевой структуры группы самоуправления.
Тема 1.7. Осуществление собственного профессионального самообразования вожатого.
Модуль 2. Проектирование содержания воспитательного процесса в детском оздоровительном лагере.
Тема 2.1. Проектирование и реализация программ воспитания в ДОЛ.
Тема 2.2. Программное обеспечение летнего отдыха детей и подростков. Сущность и классификация программ воспитательной работы. Этапы разработки. Структура программы.
Тема 2.3. Проектирование содержания тематических смен в ДОЛ.
Тема 2.4. Личный план старшего вожатого. 300
Тема 2.5. Методическая подготовка старшего вожатого. Методическая копилка: цель, задачи, структура, содержание. Анализ итогов дня и проблемных ситуаций.
Тема 2.6. Технология организации и проведения массовых досуговых мероприятий в детском оздоровительном лагере. Режиссура мероприятий.
Тема 2.7. Особенности работы вожатого с детьми разных социальных категорий.
Анализ представленного содержания показывает, что в процессе подготовки слушатели приобретают проективные, конструктивные и аналитико-рефлексивные умения, позволяющие планировать коллективную и индивидуальную работы с детьми и вожатским коллективом, разрабатывать собственные проекты и программы, анализировать и корректировать собственную деятельность и деятельность вожатского коллектива. В этой связи обращаем внимание на необходимость включения в содержание обучения старших вожатых вопросов формирования корпоративной культуры и корпоративной этики. Программа подготовки старших вожатых обеспечивает подготовку управленческого состава детских оздоровительных лагерей и характеризуется использованием технологий рефлексивного обучения, социального проектирования, командного коучинга, анализа конкретных ситуаций, организации имитационных и деловых игр и др. Тем самым достигается главный качественный результатом обучения старших вожатых - способность выпускников самостоятельно проектировать и реализовывать воспитательные программы.
На основе сравнительного анализа содержания данных программ можно сформулировать следующие выводы. Программы подготовки вожатых и старших вожатых детских оздоровительных лагерей должны иметь как взаимосвязанные элементы, так и существенные различия. Их объединяют область, объекты, базовые виды профессиональной деятельности, практико-ориен-тированный формат. Различия же наблюдаются в сроках освоения, трудоемкости образовательной программы, соотношении видов профессиональной деятельности, результатах освоения.
Данные мониторинга потребностей ведущих работодателей региона в сфере отдыха и оздоровления детей убеждают в том, что социальный заказ на специалистов по работе с временными детскими коллективами с каждым годом существенно возрастает. Очевидно, что проблема недостаточной разработанности нормативных и научных основ деятельности детских оздоровительных лагерей требует скорейшего и системного решения. Подчеркнем, что процесс разработки и успешной реализации программ для подготовки педагогического персонала детских оздоровительных лагерей актуализирует потребность в описании требований к профессиональной деятельности педагогов через трудовые действия, умения и знания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Круглов В.В. Теоретические основы подготовки студентов педагогических вузов для работы вожатыми // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 77-81.
2. Фришман И.И. Роль вожатого в развитии общественной активности подрастающего поколения. Салехард: ГАУ ДПО ЯНАО «РИРО», 2016. - 24 с.
3. Фришман И. Детский оздоровительный лагерь как воспитательная система // Народное образование. 2006. - № 3. С. 77-81.
4. Аванесян А.Ю. Педагогика лета: новые тенденции в образовательной парадигме ГБОУ до Республики Марий Эл «дворец творчества детей и молодежи» Проблемы и перспективы развития дополнительного образования в Республике Марий Эл. Каникулярный отдых. Йошкар-Ола: ГБОУ ДО Республики Марий Эл «Дворец творчества детей и молодёжи», 2016. 49 с.
5. Вайнфдорф-Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей и подростков: учеб. пособие для приклад-
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)
педагогические науки
Харченко Светлана Альбертовна ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ...
ного бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2016. 160 с. ресурс] - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения
6. Данилков А.А., Данилкова Н.С. Детский оздо- 18.03.2018). ровительный лагерь: организация и деятельность, личность и коллектив: монография. Новосибирск: Изд. Статья поступила в редакцию 17.04.2018 НГПУ, 2010.183 с. Статья принята к публикации 27.06.2018
7. Бородина А.В., Решетняк О.В. Проектирование и реализация системы подготовки персонала к организации занятости и отдыха детей в условиях Краснодарского педагогического колледжа // Информационно-методический журнал «Артек - Со-бытие». 2017. № 1 (15). С. 68-70.
8. Демченко Д.И. К проблеме разработки профессионального стандарта вожатого детского лагеря // Информационно-методический журнал «Артек - Событие». 2017. № 1 (15). С. 48-52.
9. Метелица М.В. Современные требования к лич-ностно-профессиональным качествам вожатого детского лагеря // Информационно-методический журнал «Артек - Со-бытие». 2017. № 1 (15). С. 44-47.
10. Виноградов А.С. Повышение эффективности стимулирования сезонных педагогических работников на основе учета трудового мотивационного профиля (на примере МДЦ «Артек») // Информационно-методический журнал «Артек - Со-бытие». 2017. № 1 (15). С. 58-61.
11. Кудряшова С.К., Кижаева Д.В., Сорокина Т.Н. Подготовка студентов педагогического вуза к летней практике в детском оздоровительном лагере // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2015. Том 7. № 2. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 15.05.2018).
12. Львова А.С., Любченко О.А. Моделирование подготовки студентов педагогических университетов к работе с временными детскими коллективами в современных условиях на примере образовательного центра «Сириус» и международного детского центра «Артек» // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-1. С. 129-134. URL: http://www.top-technologies.ru/ru/ article/view?id=36191 (дата обращения: 17.05.2018).
13. Мурашова А.Г. Слово главного редактора // Информационно-методический журнал «Артек - Событие». 2017. № 1 (15). С. 2.
14. Набиев В.Ш. Признаки и предпосылки изменений в подготовке вожатых для организации летнего отдыха детей // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. С. 68-70.
15. Попова И.Н. Актуальные модели и технологии развивающего детского отдыха // Информационно-методический журнал «Артек - Со-бытие». 2017. № 1 (15). С. 27-30.
16. Полупан К.Л. Особенности и этапы проектирования образовательных программ в вузе (практический аспект) // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. Вып. 11. С. 49-59.
17. Афанасьев В.В., Ермолаева С.С. Педагогическое проектирование образовательного процесса как вид профессиональной деятельности педагога в вузе // Теория и практика общественного развития. 2012. № 2. С. 129.
18. Богданова Р.У., Базина Н.Г., Пономарева Ю.Б. Студенческий педагогический отряд и его деятельность: учебно-методическое пособие № 12. СПБ: Изд-во ЦПО «Информатизация образования», 2006. 84 с.
19. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»// [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 17.04.2018).
20. Приказ Минтруда России от 10.01.2017 N 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»» (Зарегистрировано
в Минюсте России 26.01.2017 N 45406) // [Электронный_