педагогические науки
ного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/ orders/129 (дата обращения: 28.07.2017).
6. Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: httpV/минобр науки.рф/проекты/современная-цифровая-образова тельная-среда (дата обращения: 28.07.2017).
7. Совершенствование образовательных программ и технологий подготовки специалистов для инновационной деятельности в сфере образования: кол. моногр. / под ред. Г.А. Бордовского, Н.Ф. Радионовой, Е.В. Пискуновой. СПб.: Изд-во РГПУ
им. А.и. герцена, 2009.
* * *
1. Kompetentnostnyj podhod v pedagogicheskom obrazovanii: kol. monogr. / pod red. prof. V.A. Kozyreva, prof. N.F. Radionovoj i prof. A.P. Trjapicynoj. SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2008.
2. Kostikova N.A. Analiz trebovanij k rezul'tatam podgotovki budushhih pedagogov k kommunikativnoj dejatel'nosti v jelektronnoj obrazovatel'noj srede // Kazanskaja nauka. 2017. № 9. S. 99-103.
3. Kostikova N.A. Osobennosti kommunikativnoj dejatel'nosti pedagoga v distancionnoj obrazovatel'noj srede // Fundamental'nye issledovanija. 2012. № 3. Ch. 2. S. 281-285.
4. Ob utverzhdenii Edinogo kvalifikacionnogo spravochnika dolzhnostej rukovoditelej, specialistov i sluzhashhih, razdel «Kvalifikacionnye harakteristiki dolzhnostej rabotnikov obrazovanija»: prikaz Min-zdravsocrazvitija Rossii ot 26 avgusta 2010 g. № 761n g. Moskva [Jelektronnyj resurs]. URL: https://rg. ru/2010/10/20/teacher-dok.html (data obrashhenija: 28.07.2017).
5. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v sfere do-shkol'nogo, nachal'nogo obshhego, osnovnogo ob-shhego, srednego obshhego obrazovanija) (vospitatel', uchitel')»: prikaz Mintruda Rossii №544n ot 18 ok-tjabrja 2013 g. [Jelektronnyj resurs]. URL: http:// www.ro smintrud .ru/doc s/mintrud/orders/129 (data obrashhenija: 28.07.2017).
6. Prioritetnyj proekt «Sovremennaja cifrovaja obrazovatel'naja sreda v Rossijskoj Federacii» [Jelektronnyj resurs]. URL: http://minobrnauki.rf/proekty/ sovremennaja-cifrovaja-obrazovatel'naja-sreda (data obrashhenija: 28.07.2017).
7. Sovershenstvovanie obrazovatel'nyh programm i tehnologij podgotovki specialistov dlja in-novacionnoj dejatel'nosti v sfere obrazovanija: kol. monogr. / pod red. G.A. Bordovskogo, N.F. Radionovoj, E.V. Piskunovoj. SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2009.
Professional tasks of the teacher in the implementation of communicative activities in the electronic educational environment
The article describes a system of professional tasks the teacher can carry out to engage students in communicative activities in the electronic educational environment. The system is based on the analysis of scientific literature, normative documents and the consideration of groups of professional tasks constructed within the framework of the competence approach to the organization of higher pedagogical education. The author proposes updating the content of professional tasks to make it possible to introduce changes in the system of training future teachers.
Key words: professional tasks of the teacher, communicative activity, electronic educational environment, competence approach, teacher training.
(Статья поступила в редакцию 31.07.2018)
н.ю. лесконог, л.ф. шаламова
(Москва)
воспитательная среда образовательной организации как фактор развития социальной Активности обучающихся*
Рассматривается роль воспитательной среды образовательной организации (как школы, так и вуза) для формирования социальной активности обучающихся, а также некоторые аспекты и результаты подготовки вожат-ских кадров.
Ключевые слова: школьники, студенты, вожатые, воспитательная среда, воспитывающая среда, образовательные организации, организации отдыха детей и их оздоровления, образовательный модуль, педагогическая практика.
В современных условиях, когда актуальными являются модернизация всех сфер экономической и общественной жизни, внедрение современных инновационных прорывных
* Статья публикуется в рамках Межрегиональной конференции «Подготовка специалистов для реализации воспитательной деятельности: теория и практика».
О Лесконог Н.Ю., Шаламова Л.Ф., 2018
ИЗВЕСТИЯ вгпу
технологий, самой важной становится задача формирования социально активной, креативной личности молодого человека, обладающей сформированным социальным потенциалом, готовой включаться в инновационные процессы, развивать современные технологии во всех сферах жизнедеятельности государства.
При этом, реализуясь в социальной деятельности, потенциал личности предопределяет степень включенности и выражается в ее социальной активности. В этом случае целесообразна активизация этого интегрального качества, понимание сущности человека как социального субъекта, его возможности к самореализации в различных сферах общественной жизни. При рассмотрении данной категории следует учитывать также тот факт, что социальные действия человека зависят не только от уровня его мотивации, от культурных и социально-психологических характеристик, способностей, потребностей и установок, но и от состояния его здоровья, физического развития. Существенную роль в развитии социальной активности обучающихся играет воспитательная среда образовательной организации.
Под воспитательной средой наиболее часто понимают совокупность психолого-педагогических, нравственных, знаково-симво-лических, информационных и предметно-материальных средств, влияющих на процесс формирования целостной личности ребенка и его полноценное развитие. Одним из первых большое значение воспитательной среде в формировании личности подрастающего человека придал Л.С. Выготский. Он рассматривал ее как искусственную среду, организация и регулирование которой определяется взрослым человеком, преподавателем [7].
С введением понятия «воспитательная среда» она стала рассматриваться как один из элементов трехстороннего процесса воспитания, представленного активностью трех субъектов: обучаемого, преподавателя и заключенной между ними воспитательной среды. Главное назначение воспитательной среды Л.С. Выготский видел в создании возможностей для социализации обучающихся.
Анализ научной литературы, в которой освещаются рассматриваемое понятие и его составляющие, показывает, что наиболее часто к элементам воспитательной среды в школе относят:
- организацию воспитательной работы педагогов с обучающимися во время уроков / занятий;
- вовлечение обучающихся в проектную деятельность по изучаемым в образовательной организации предметам / дисциплинам;
- классные часы;
- беседы;
- внеучебные воспитательные мероприятия;
- работу специалистов с детьми группы риска;
- работу педагогов дополнительного образования;
- деятельность родительских комитетов;
- деятельность ученических / студенческих органов самоуправления;
- микроклимат образовательной организации.
В последнее время расширяется интернет-коммуникация педагогов и обучающихся, но пока потенциал подобного взаимодействия недостаточно эффективно используется как элемент воспитательной среды.
Может ли современная школа, имея такой набор элементов для воспитания, в полной мере создать воспитательную, воспитывающую среду в школе? Что мы хотим получить в результате воспитания? На наш взгляд, на сегодняшний день воспитательная среда должна быть направлена на формирование у школьников прежде всего следующих позиций:
• российской национально-государственной идентичности детей и молодежи;
• ценностных ориентацией, способствующих формированию социально активной личности;
• развитие коммуникативных способностей обучающихся, направленных на эффективное взаимодействие в процессе социальных практик, в том числе и посредством конструктивной интернет-коммуникации;
• приобретение навыков коллективной творческой деятельности при формировании личной ответственности за порученный участок работы;
• развитие самостоятельности при адекватной оценке собственной деятельности;
• грамотное самоопределение в мире увлечений и профессиональных ориентаций;
• креативность и гибкость мышления, творческий подход при решении поставленных задач.
Решить эти и подобные им задачи невозможно только средствами образовательной организации и ее педагогического коллектива. Существенную роль в создании воспитывающей среды играют молодежные и детские
общественные объединения. Переосмысление советского опыта деятельности массовых организаций для детей и молодежи только укрепляет этот подход к воспитанию. Не случайно в настоящее время набирает обороты деятельность общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (далее - РДШ). Деятельность РДШ целиком сосредоточена на развитии и воспитании школьников. Целью организации является «совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей» [4]. Региональные координаторы РДШ работают во всех субъектах нашей страны.
Однако для того чтобы организация стала действительно эффективной и выполняла в полной мере поставленные перед нею задачи, необходимо не только создание ячеек РДШ в каждой образовательной организации, но и наличие молодых вожатских кадров, которые способны организовать вокруг себя детей, сформировать актив, увлечь участием в социально полезной деятельности. Молодым вожатым проще донести до школьников ценности и смыслы современного общества, т. к. они являются частью одной субкультуры - субкультуры молодежи.
Впервые термин вожатый появился в 1922 г. Одной из ведущих функций его деятельности являлись содействие развитию детских общественных организаций, помощь в разработке программ их деятельности, развитии инициативы детей, организация коллективной творческой деятельности, создание благоприятных условий для социально полезной деятельности детей, формирования их гражданской позиции, нравственных качеств и т. д.
Сохраняя лучшие традиции вожатского движения, на базе Московского педагогического государственного университета (далее -МПГУ) при поддержке Минобрнауки России реализуется проект «Всероссийская школа вожатых». С 2018 г. основной задачей проекта является подготовка вожатых к созданию воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления. На базе университета создан Федеральный координационный центр по подготовке и сопровождению вожатских кадров, а в каждом федеральном округе - окружной центр. РДШ является ключевым партнером проекта.
По состоянию на июнь 2018 г. в 132 вузах страны, имеющих направления подготов-
КИЕ НАУКИ -
ки в рамках УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки», ведется подготовка вожатских кадров. В рамках модуля «Основы вожатской деятельности», разработанного МПГу и утвержденного ФуМО ВО «Образование и педагогические науки», студенты в течение учебного года знакомились с деятельностью РДШ и в пилотном режиме принимали участие в мероприятиях РДШ во время педагогической практики в школах и пришкольных лагерях. С марта по май 2018 г. более 12 000 студентов российских вузов, реализующих модуль «Основы вожатской деятельности», вышли на практику в школы, работающие по направлениям деятельности РДШ. Более 8 000 студентов работали вожатыми в пришкольных лагерях, в том числе в сотрудничестве с РДШ.
В целом в 2017/18 уч. г. в рамках модуля «Основы вожатской деятельности» подготовлено более 25 000 студентов. Программа обучения универсальна и включает в себя семь тематических разделов: «Психолого-педагогическое сопровождение деятельности вожатых», «История вожатского дела», «Нормативно-правовые основы работы вожатого», «Информационно-медийное сопровождение деятельности вожатого», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Организация массовых мероприятий», «Профессиональная этика и культура вожатого». При поддержке специалистов Костромского государственного университета разработаны программы педагогических (вожатских) практик. Решением ФуМО ВО «Образование и педагогические науки» 21 мая 2018 г. летняя педагогическая практика в лагере включена в программу модуля «Основы вожатской деятельности», что создает предпосылки для обязательной практики будущих педагогов в лагере.
Авторы ранее неоднократно отмечали, что освоение студенческой молодежью дополнительных образовательных программ по основам вожатской деятельности существенно влияет не только на формирование профессиональных компетенций будущих учителей, но и на развитие их личностных качеств [8], а значит, и на качество создаваемой ими воспитывающей среды, на содержание и технологии воспитательной работы с детьми.
Пилотажный опрос студентов*, отработавших в пришкольных летних лагерях в июне 2018 г., показал, что 95% респондентов считают все знания и навыки, полученные в процес-
* В опросе приняли более 600 студентов из 6 федеральных административных округов.
известия вгпу
се вожатскои подготовки, полезными в полном объеме. Практика в лагере существенно повлияла на личностный рост студентов: 80% участников опроса отметили у себя расширение кругозора и эрудиции, 77,6% - возрастание ответственности за свои действия, 67,2% - рост социальной активности. По итогам практики 97% студентов написали, что приобрели опыт работы с детьми, необходимый в будущей педагогической деятельности, а 35% студентов повысили свою мотивацию к работе педагогом.
Немаловажно, что педагогическая практика в школах и пришкольных лагерях помогла 83% студентов лучше узнать о деятельности РДШ. Более 40% из них установили тесное сотрудничество с региональными координаторами РДШ, а это значит, что будет продолжаться взаимное сотрудничество по созданию воспитывающей среды.
список литературы
1. Лесконог Н.Ю., Владимирова Т.Н. К вопросу о подготовке вожатых в рамках проекта «Всероссийская школа вожатых» // Мир образования - образование в мире. 2017. № 2. С. 106-109.
2. Массёров Н.Н. Технологии управления активизацией социального потенциала молодежи в рискогенных условиях [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования: электрон. науч. журн. 2012. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5755 (дата обращения: 21.08.2018).
3. О включении программы в основные профессиональные образовательные программы: письмо МОН РФ № ТС-566/09 от 8 авг. 2017 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.herzen.spb.ru/ uploads/eamolotkova/files/письмо_Синюгиной.pdf (дата обращения: 26.08.2018).
4. О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»: Указ Президента Российской Федерации № 536 от 29 окт. 2015 г. [Электронный ресурс] // Президент России: [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40137 (дата обращения: 23.08.2018).
5. Теория, история, методика детского движения: информац. бюллетень. М.: Пресс-соло, 1999. Вып. 5. С. 80-81.
6. Ховрин А.Ю., Шаламова Л.Ф. Студенческая молодежь и государственная молодежная политика // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 4. С. 112-130.
7. Хуселова З.А. Воспитательная среда по Л.С. Выготскому // Молодой ученый. 2016. № 27.1. С. 31-33.
8. Шаламова Л.Ф. Некоторые проблемы профессионального становления молодого вожатого // Нар. образование. 2006. № 3. С. 109-112.
1. Leskonog N.Ju., Vladimirova T.N. K voprosu o podgotovke vozhatyh v ramkah proekta «Vserossij-skaja shkola vozhatyh» // Mir obrazovanija - obrazo-vanie v mire. 2017. № 2. S. 106-109.
2. Massjorov N.N. Tehnologii upravlenija akti-vizaciej social'nogo potenciala molodezhi v riskogen-nyh uslovijah [Jelektronnyj resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija: jelektron. nauch. zhurn. 2012. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/ article/view?id=5755 (data obrashhenija: 21.08.2018).
3. O vkljuchenii programmy v osnovnye profes-sional'nye obrazovatel'nye programmy: pis'mo MON RF № TS-566/09 ot 8 avg. 2017 g. [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.herzen.spb.ru/uploads/eamo lotkova/files/pis'mo_Sinjuginoj.pdf (data obrashhenija: 26.08.2018).
4. O sozdanii Obshherossijskoj obshhestvenno-gosudarstvennoj detsko-junosheskoj organizacii «Ros-sijskoe dvizhenie shkol'nikov»: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii № 536 ot 29 okt. 2015 g. [Jelek-tronnyj resurs] // Prezident Rossii: [sajt]. URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/40137 (data obrashhenija: 23.08.2018).
5. Teorija, istorija, metodika detskogo dvizhenija: informac. bjulleten'. M.: Press-solo, 1999. Vyp. 5. S. 80-81.
6. Hovrin A.Ju., Shalamova L.F. Studencheskaja molodezh' i gosudarstvennaja molodezhnaja politi-ka // Social'no-gumanitarnye znanija. 2007. № 4. S. 112-130.
7. Huselova Z.A. Vospitatel'naja sreda po L.S. Vygotskomu // Molodoj uchenyj. 2016. № 27.1. S. 31-33.
8. Shalamova L.F. Nekotorye problemy profes-sional'nogo stanovlenija molodogo vozhatogo // Nar. obrazovanie. 2006. № 3. S. 109-112.
The educational environment of the educational organization as a factor in the development of social activity of students
The article considers the role of the educational environment of educational organizations (both schools and universities) in the formation of social activity of the students, as well as some aspects and results of camp counsellor training.
Key words: schoolchildren, students, counselor, child training environment, educating environment, educational organizations, organising children's leisure and recreation, educational module, pedagogical practice.
(Статья поступила в редакцию 03.09.2018)
* *
*