Научная статья на тему 'Профессиональные задачи педагога при реализации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде'

Профессиональные задачи педагога при реализации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1337
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ УЧИТЕЛЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ / PROFESSIONAL TASKS OF THE TEACHER / COMMUNICATIVE ACTIVITY / ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT / COMPETENCE APPROACH / TEACHER TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костикова Наталья Анатольевна

На основе анализа научной литературы, нормативных документов и учета групп профессиональных задач, предложенных в рамках компетентностного подхода к организации высшего педагогического образования, сконструирована система профессиональных задач педагога при организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде. Обновление содержания профессиональных задач позволит вносить изменения в систему подготовки будущих учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костикова Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes a system of professional tasks the teacher can carry out to engage students in communicative activities in the electronic educational environment. The system is based on the analysis of scientific literature, normative documents and the consideration of groups of professional tasks constructed within the framework of the competence approach to the organization of higher pedagogical education. The author proposes updating the content of professional tasks to make it possible to introduce changes in the system of training future teachers.

Текст научной работы на тему «Профессиональные задачи педагога при реализации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде»

H.A. КОСТИКОВА (Санкт-Петербург)

профессиональные задачи педагога при реализации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде

На основе анализа научной литературы, нормативных документов и учета групп профессиональных задач, предложенных в рамках ком-петентностного подхода к организации высшего педагогического образования, сконструирована система профессиональных задач педагога при организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде. Обновление содержания профессиональных задач позволит вносить изменения в систему подготовки будущих учителей.

Ключевые слова: профессиональные задачи учителя, коммуникативная деятельность, электронная образовательная среда, компе-тентностный подход, подготовка учителя.

В настоящее время в условиях стремительного развития цифрового образования [6], применения технологий электронного обучения, дистанционных образовательных технологий возникает необходимость особой организации деятельности педагога и обучающихся в электронных образовательных средах. Компоненты профессиональной деятельности педагога претерпевают значительные изменения в таких средах, при этом отдельного рассмотрения заслуживает коммуникативный аспект, поскольку взаимодействие с обучающимися составляет сущность преподавательской деятельности.

В электронной образовательной среде как особом пространстве коммуникации изменяются все компоненты коммуникативной деятельности участников образовательного процесса: цели, задачи, содержание, субъекты, результаты и обратная связь [3], что, в свою очередь, следует учитывать педагогу в профессиональной деятельности. Современные нормативные документы также указывают на необходимость особой организации деятельности педагога, связанной с коммуникацией в электронных образовательных средах. В соответствии с профессиональным стандартом [4; 5], педагог должен осуществлять дистанционное консультирование обучающихся при выполнении задания, организовывать образователь-

О Костикова H.A., 2018

кие науки -

ный процесс, «при котором учащиеся систематически в соответствии с целями образования ведут деятельность и достигают результатов в открытом контролируемом информационном пространстве», организовывать и проводить групповую, в том числе межшкольную, деятельность в телекоммуникационной среде, при этом педагогу необходимо уметь разрабатывать и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные «на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде» [5]. Для решения указанных задач учитель должен иметь знания в области основ психодидактики, закономерностей поведения в социальных сетях, уметь разрабатывать и реализовывать программы развития у обучающихся навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формировать толерантность и позитивные образцы поликультурного общения [2; 5].

Коммуникативная деятельность как часть профессиональной деятельности учителя связана с решением профессиональных задач. В научной литературе, посвященной исследованию вопросов профессиональной деятельности педагога, рассматриваются группы профессиональных задач в зависимости от различных факторов, в том числе предметной области, ступени школьного образования. Однако в электронной образовательной среде при организации коммуникативной деятельности перед учителем возникает необходимость решения новых профессиональных задач, в связи с чем особую актуальность приобретает проблема уточнения, а также разработки системы педагогических задач применительно к реализации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде с учетом требований нормативных документов и специфики сетевой образовательной коммуникации. Конструирование системы указанных профессиональных задач педагога, опыт решения которых характеризует базовую педагогическую компетентность, и составляет цель настоящего исследования.

Решение данной проблемы позволит вносить изменения в содержание и процесс подготовки будущих педагогов к коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде, тем самым повысить эффективность и качество использования возможностей электронных образовательных сред в педагогическом процессе для достижения образовательных результатов на разных ступенях школьного образования.

ИЗВЕСТИЯ вгпу

в контексте разработки концепции компе-тентностного подхода к организации высшего педагогического образования Н.Ф. Радионова,

в.А. козырев и А.П. Тряпицына определили пять групп задач профессиональной деятельности учителя [1]:

1) видеть ученика в образовательном процессе;

2) строить образовательный процесс, направленный на достижение целей школьного образования;

3) устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса;

4) создавать и использовать образовательную среду;

5) проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.

коллектив ученых под руководством

г.А. Бордовского, Н.Ф. Радионовой, Е.в. Пи-скуновой [7] предлагает расширить перечень профессиональных задач, включив группы задач, касающиеся управления, коммуникации, работы с информацией, а также личностные, или поведенческие.

следует отметить, что содержание всех предложенных исследователями задач предусматривает организацию образовательного процесса в классе, т. е. контактное обучение. в случае осуществления взаимодействия в электронной образовательной среде необходимо определить группы задач и их содержание, которые непосредственно связаны с реализацией коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде.

На основе анализа научной литературы, содержания предложенных учеными групп профессиональных задач, нормативно-правовых документов по вопросам организации профессиональной деятельности педагога, а также особенностей коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде нами были выделены группы задач, определено содержание профессиональных задач учителя применительно к реализации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде и предложена система профессиональных задач, связанных с реализацией коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде. с учетом вышесказанного считаем необходимым выделить следующие группы задач:

1) понимать ученика в образовательном процессе (видеть ученика в образовательном процессе) при реализации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде;

2) строить образовательный процесс, направленный на достижение целей соответствующей ступени школьного образования, с учетом организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде;

3) устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса в электронной образовательной среде;

4) создавать и использовать образовательную среду для организации коммуникативной деятельности;

5) проектировать и осуществлять профессиональное самообразование в области организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде;

6) управлять коммуникативной деятельностью участников педагогического общения в электронной образовательной среде;

7) организовывать работу с информацией при осуществлении коммуникативной деятельности в электронной образовательной -среде.

Рассмотрим подробнее содержание указанных задач.

1. Понимать ученика в образовательном процессе (видеть ученика в образовательном процессе) при реализации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде значит:

- выявлять особенности развития ребенка как личности и ученика, в том числе уровень сформированности коммуникативной (сетевой коммуникативной) и икТ-компетенций, коммуникативной культуры, особенностей мышления (в том числе «клиповость мышления»), восприятие информации на основе педагогической диагностики и анализа психолого-педагогических основ взаимодействия и закономерностей поведения участников общения в электронной образовательной среде;

- определять коммуникативные интересы и потребности школьников в зависимости от ступени обучения;

- формулировать цели и задачи коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде с учетом возможностей, потребностей, интересов и индивидуального опыта обучающихся;

- обеспечивать мотивацию взаимодействия в электронной образовательной среде;

- анализировать особенности взаимодействия, отслеживать динамику изменения взаимоотношений обучающихся, диагностировать коммуникативную активность обучающихся в электронной образовательной среде;

- выбирать коммуникативные стратегии с учетом индивидуальных особенностей об-

учающихся, особенностей группы обучающихся;

- оценивать результаты и эффекты коммуникации;

- выявлять причины успехов и неудач, затруднений и барьеров коммуникации в электронной образовательной среде, определять направления коррекционной работы.

2. строить образовательный процесс, направленный на достижение целей соответствующей ступени школьного образования, с учетом организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде значит:

- выбирать модель образования с учетом особенностей электронной образовательной среды, организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде, анализа собственного педагогического стиля взаимодействия;

- определять цели и задачи образования, планируемых результатов в условиях взаимодействия в электронной образовательной среде в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта к предметным, метапредметным и личностным результатам обучения на соответствующей ступени школьного образования;

- соотносить цели и задачи коммуникативной деятельности с практическими задачами на каждой ступени обучения;

- определять этапы организации коммуникативной деятельности участников педагогического общения в электронной образовательной среде;

- отбирать содержание учебного материала, адаптировать его к реалиям образовательного процесса, в соответствии с особенностями организации коммуникативной деятельности, в частности специфики образовательного контента, а также в зависимости от конкретной ступени обучения;

- осуществлять коммуникативные действия по формированию содержания сообщений в электронной образовательной среде;

- определять объем необходимой работы, предшествующей коммуникативной деятельности в электронной среде, а также осуществляемой после коммуникационного взаимодействия в электронной среде;

- знакомить обучающихся с правилами этикета при общении в электронной среде;

- создавать обучающие коммуникативные ситуации;

- разрабатывать учебно-методическое обеспечение коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде;

- определять оптимальные формы, методы, приемы и средства организации коммуникативного взаимодействия участников педагогического общения в электронной образовательной среде;

- выбирать технологии обучения, а также коммуникативные стратегии и тактики при организации учебного взаимодействия в электронной образовательной среде;

- организовывать электронную проектную деятельность в рамках конкретных предметов, а также на межпредметном и метапред-метном уровнях;

- организовывать коммуникативную деятельность обучающихся в электронной образовательной среде для овладения опытом межкультурного взаимодействия при решении учебных задач;

- выбирать формы и режимы коммуникации в электронной образовательной среде обучающихся как на уровне одной образовательной организации, так и на межшкольном и других уровнях;

- организовывать взаимодействие в электронной среде для сопровождения научно-исследовательской деятельности обучающихся;

- проектировать индивидуальный образовательный маршрут;

- обеспечивать консультирование обучающихся по вопросам взаимодействия в электронной образовательной среде, в том числе с помощью средств самой среды;

- контролировать результативность осуществления коммуникативной деятельности и решения учебных задач в электронной образовательной среде;

- определять способы, виды, формы оценивания результативности коммуникативной деятельности обучающихся в электронной образовательной среде при решении образовательных задач;

- оценивать качество компонентов педагогического общения в электронной образовательной среде: текста, канала передачи информации, кода, способа передачи информации и организации приема, обратной связи.

3. устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса в электронной образовательной среде значит:

- организовывать разновозрастные коллективы (группы и сообщества) для осуществления коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде;

- обеспечивать взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, в том числе и по вопросам организации коммуникативной деятельности в электронной образователь-

известия вгпу

ной среде, сохранения здоровья обучающихся, преодоления нежелательных эффектов электронной сетевой коммуникации;

- включать субъектов образовательного процесса в коммуникативную деятельность в электронной образовательной среде;

- объединять учителей, заинтересованных в реализации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде и решении определенных профессиональных задач;

- взаимодействовать с администрацией, родителями и партнерами образовательного учреждения по вопросам организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде.

4. Создавать и использовать образовательную среду для организации коммуникативной деятельности значит:

- создавать и использовать компоненты электронной образовательной среды для организации коммуникативной деятельности и решения конкретных педагогических задач;

- анализировать эффективность использования компонентов среды.

5. Проектировать и осуществлять профессиональное самообразование в области организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде значит:

- проводить рефлексию собственной деятельности по организации коммуникации в электронной образовательной среде, выявлять проблемы (затруднения) в осуществляемой профессиональной деятельности, определять способы и пути их решения;

- проектировать пути, способы, формы повышения своей педагогической, коммуникативной (сетевой коммуникативной) и ИКТ-компетентности.

6. Управлять коммуникативной деятельностью участников педагогического общения в электронной образовательной среде значит:

- создавать оптимальные условия для реализации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде;

- знакомить участников педагогического общения с правилами и требованиями к осуществлению коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде;

- мотивировать участников педагогического общения к коммуникативной деятельности;

- планировать, координировать, контролировать и регулировать коммуникативную деятельность в электронной образовательной среде.

7. Организовывать работу с информацией при осуществлении коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде значит:

- знакомить обучающихся с правилами поиска, обработки, оценки и использования информации в электронных образовательных средах;

- оценивать содержание сообщений в электронной образовательной среде;

- разрабатывать материалы для организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде;

- работать с документами, регламентирующими деятельность участников педагогического общения в электронной образовательной среде;

- анализировать профессиональную информацию для организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде.

В данной статье были рассмотрены профессиональные задачи, которые необходимо решать педагогу при организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде. Перечень задач педагога может расширяться и дополняться в зависимости от изменения требований к реализации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде, а также направлений дальнейшей модернизации образования.

Список литературы

1. Компетентностный подход в педагогическом образовании: кол. моногр. / под ред. проф. В.А. Козырева, проф. Н.Ф. Радионовой и проф. А.П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.

2. Костикова H.A. Анализ требований к результатам подготовки будущих педагогов к коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде // Казанская наука. 2017. № 9. С. 99103.

3. Костикова H.A. Особенности коммуникативной деятельности педагога в дистанционной образовательной среде // Фундаментальные исследования. 2012. № 3. Ч. 2. С. 281-285.

4. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»: приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н г. Москва [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2010/10/20/teacher-dok. html (дата обращения: 28.07.2017).

5. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основ-

ного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/ orders/129 (дата обращения: 28.07.2017).

6. Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: httpV/минобр науки.рф/проекты/современная-цифровая-образова тельная-среда (дата обращения: 28.07.2017).

7. Совершенствование образовательных программ и технологий подготовки специалистов для инновационной деятельности в сфере образования: кол. моногр. / под ред. Г.А. Бордовского, Н.Ф. Радионовой, Е.В. Пискуновой. СПб.: Изд-во РГПУ

им. А.и. герцена, 2009.

* * *

1. Kompetentnostnyj podhod v pedagogicheskom obrazovanii: kol. monogr. / pod red. prof. V.A. Kozyreva, prof. N.F. Radionovoj i prof. A.P. Trjapicynoj. SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Kostikova N.A. Analiz trebovanij k rezul'tatam podgotovki budushhih pedagogov k kommunikativnoj dejatel'nosti v jelektronnoj obrazovatel'noj srede // Kazanskaja nauka. 2017. № 9. S. 99-103.

3. Kostikova N.A. Osobennosti kommunikativnoj dejatel'nosti pedagoga v distancionnoj obrazovatel'noj srede // Fundamental'nye issledovanija. 2012. № 3. Ch. 2. S. 281-285.

4. Ob utverzhdenii Edinogo kvalifikacionnogo spravochnika dolzhnostej rukovoditelej, specialistov i sluzhashhih, razdel «Kvalifikacionnye harakteristiki dolzhnostej rabotnikov obrazovanija»: prikaz Min-zdravsocrazvitija Rossii ot 26 avgusta 2010 g. № 761n g. Moskva [Jelektronnyj resurs]. URL: https://rg. ru/2010/10/20/teacher-dok.html (data obrashhenija: 28.07.2017).

5. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v sfere do-shkol'nogo, nachal'nogo obshhego, osnovnogo ob-shhego, srednego obshhego obrazovanija) (vospitatel', uchitel')»: prikaz Mintruda Rossii №544n ot 18 ok-tjabrja 2013 g. [Jelektronnyj resurs]. URL: http:// www.ro smintrud .ru/doc s/mintrud/orders/129 (data obrashhenija: 28.07.2017).

6. Prioritetnyj proekt «Sovremennaja cifrovaja obrazovatel'naja sreda v Rossijskoj Federacii» [Jelektronnyj resurs]. URL: http://minobrnauki.rf/proekty/ sovremennaja-cifrovaja-obrazovatel'naja-sreda (data obrashhenija: 28.07.2017).

7. Sovershenstvovanie obrazovatel'nyh programm i tehnologij podgotovki specialistov dlja in-novacionnoj dejatel'nosti v sfere obrazovanija: kol. monogr. / pod red. G.A. Bordovskogo, N.F. Radionovoj, E.V. Piskunovoj. SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2009.

Professional tasks of the teacher in the implementation of communicative activities in the electronic educational environment

The article describes a system of professional tasks the teacher can carry out to engage students in communicative activities in the electronic educational environment. The system is based on the analysis of scientific literature, normative documents and the consideration of groups of professional tasks constructed within the framework of the competence approach to the organization of higher pedagogical education. The author proposes updating the content of professional tasks to make it possible to introduce changes in the system of training future teachers.

Key words: professional tasks of the teacher, communicative activity, electronic educational environment, competence approach, teacher training.

(Статья поступила в редакцию 31.07.2018)

н.ю. лесконог, л.ф. шаламова

(Москва)

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ*

Рассматривается роль воспитательной среды образовательной организации (как школы, так и вуза) для формирования социальной активности обучающихся, а также некоторые аспекты и результаты подготовки вожат-ских кадров.

Ключевые слова: школьники, студенты, вожатые, воспитательная среда, воспитывающая среда, образовательные организации, организации отдыха детей и их оздоровления, образовательный модуль, педагогическая практика.

в современных условиях, когда актуальными являются модернизация всех сфер экономической и общественной жизни, внедрение современных инновационных прорывных

* Статья публикуется в рамках Межрегиональной конференции «Подготовка специалистов для реализации воспитательной деятельности: теория и практика».

О Лесконог Н.Ю., Шаламова Л.Ф., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.