8. Kallist (Ujer), ep. Tainstvo chelovecheskoj lichnosti // Vestnik Russkogo hristianskogo dvizhenija. 2000. № 3(181). S. 15.
9. Lazar' (Kulikov), ig., Rjaskina L.V. Voz-mozhnost' postroenija svjatotroichnoj pravo-slavnoj paradigmy pravoslavnoj pedagogiki // Pod svodami pravoslavnoj kul'tury: sb. nauch. st.: materialy raboty Nauch.-metod. centra ped. issledovanij «Afon». Volgograd: Izd-vo VGIPK RO, 2008. Vyp. 2.
10. Losskij V.N. Bogoslovskoe ponjatie chelovecheskoj lichnosti // Bogoslovie i Bogovidenie. M., 2000.
11. Luk'janova O.V. Ponimanie cerkovnoj obshhnosti: teoreticheskij aspekt // Pod svodami pravoslavnoj kul'tury: sb. nauch. st.: materialy raboty Nauch.-metod. centra ped. issledovanij «Afon». Volgograd: Izd-vo VGAPK Ro, 2009. Vyp. 3.
12. Nechiporov B., prot. Vvedenie v hristianskuju psihologiju. M., 1999.
13. Slobodchikov V.I. Ocherki psihologii obrazo-vanija. Birobidzhan: Izd-vo BGTI, 2005.
14. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psihologija cheloveka. M.: Shkola-press, 1995.
15. Jannaras H. Istina i edinstvo Cerkvi: per. s novogrech. / pod red. A.V. Markova. M.: Svjato-Filaretovskij prav.-hrist. in-t, 2006.
Theological and anthropological characteristics of establishment of the educational environment of the Orthodox educational institution
There is given the analysis of the basic tendencies in implementation of Russian citizens' rights for religious freedom in the educational sphere. The theses of the classical educational paradigm are correlated with the Holy Trinity paradigm. There is researched the connection of the notions of God similitude as the essential characteristics of a personality and spiritual education, as the revelation or establishment of the "God image" in a person through God similitude. There are represented the ideas of the theoretical and methodological foundations of establishment of the educational space at an Orthodox educational institution.
Key words: Holy Trinity paradigm, god similitude, koinonia (Koivrnvia) method, co-existence community.
(Статья поступила в редакцию 30.10.2015)
вопросы
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
А.н. Сергеев
(волгоград)
формирование икт-коМПЕтЕнтности педагога в процессе профессиональной подготовки будущих учителей
Рассматриваются требования профессионального стандарта к ИКТ-компетентно-сти педагога. Анализируется связь общепользовательских, общепедагогических и предметно-педагогических компонентов ИКТ-компетентности с ключевой, базовой и специальной компетентностями педагога. Описываются этапы формирования компонентов ИКТ-компетентности при подготовке будущих педагогов, целевые установки, содержание, методы и формы реализации каждого этапа.
Ключевые слова: педагогическое образование, профессиональный стандарт педагога, ИКТ-компетентность педагога, профессиональная компетентность педагога.
Профессиональный стандарт педагога, утвержденный в 2013 г., определяет перечень ИКТ-компетенций педагога, рассматриваемых на общепользовательском, общепедагогическом и предметно-педагогическом уровнях. В стандарте отмечается, что ИКТ-компетентность педагога является профессиональной и означает «квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно» [5]. Не вызывает сомнений, что положения профессионального стандарта педагога должны служить основой и стандартов подготовки учителей, реализуемых по направлениям педагогического образования основных профессиональных образовательных программ. Соответствующие изменения в системе подготовки учителей стали предметом обсуждения и апробации в рамках программы модернизации педагогического образования, реализуемой в нашей стране с 2014 г. [6].
О Сергеев А.Н., 2015
вопросы профессиональной педагогики
Как соотносятся положения профессионального стандарта педагога в части требований к его ИКТ-компетентности и в целом структура профессиональной компетентности педагога? Анализ исследований по проблемам педагогической подготовки показал, что, как правило, профессиональная компетентность педагога раскрывается через описание трехуровневой структуры. В профессиональной компетентности педагога выделяются: 1) общая часть, инвариантная для самых разных профессий; 2) базовая часть, инвариантная для профессии учителя в целом; 3) специальная часть, отражающая специфику предметной области конкретного специалиста. такого подхода придерживаются многие авторы, предлагая, например, такие блоки компетенций:
- социально-личностные, общепрофессиональные, специальные (В.Д. Шадриков [10]);
- общекультурные, методологические, предметно-ориентированные (Ю.В. Фролов, Д.А. Махотин [9]);
- ключевые, общепрофессиональные, специальные (Н.А. Селезнева, И. Н. Медведева и др. [4]);
- ключевые, базовые, специальные (О.В. Акулова, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпи-цына [1; 3; 7; 8] и др.).
наиболее полно структура профессиональной компетентности педагога в педагогической теории была разработана коллективом ученых российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, которые описали эту компетентность на ключевом, базовом и специальном уровнях [7]. По их мнению, компоненты ключевой компетентности являются общими и они необходимы для любой профессиональной деятельности, связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире, приобретают особую значимость и проявляются, прежде всего, в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникаций, а также социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе.
Базовая компетентность, как указывают авторы, отражает специфику профессиональной деятельности педагога. Она необходима для построения профессиональной деятельности педагога в контексте требований к системе образования, позволяет решать профессиональные педагогические задачи.
Специальная компетентность, в свою очередь, отражает специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности педагога, реа-
лизует базовые и ключевые компетентности в области учебного предмета применительно к специфике профессиональной деятельности конкретного педагога.
Подобная структура профессиональной компетентности педагога позволяет понять место и роль трех компонентов ИКТ-ком-петентности, представленных в профессиональном стандарте педагога. Так, общепользовательский компонент профессиональной ИкТ-компетентности педагога относится к уровню ключевой компетентности и определяет требования к педагогу, включая знания, умения и навыки работы с программным и аппаратным обеспечением средств ИкТ, использования информационных ресурсов, баз данных и Интернета, взаимодействия в системах электронных коммуникаций.
Общепедагогический компонент, описывающий требования к педагогу, определяет целостную готовность к реализации профессиональных педагогических задач с использованием средств ИкТ и относится к уровню базовой компетентности. В свою очередь, предметно-педагогический компонент, требования к которому в профессиональном стандарте педагога раскрываются с учетом специфики изучаемых наук, относится к уровню специальной компетентности.
Представленное соответствие компонентов ИкТ-компетентности общей структуре профессиональной компетентности педагога позволяет описать этапы формирования ИкТ-компетентности педагога в процессе подготовки будущих учителей. Согласно теории ключевой, базовой и специальной компетент-ностей педагога, их становление и развитие реализуется в логике трех этапов:
- первый этап - становление и развитие ключевой компетентности;
- второй этап - «погружение» обучающегося в профессиональные задачи, освоение способов решения которых содействует становлению и развитию базовой компетентности на основе ключевой;
- третий этап - становление и развитие специальной компетентности путем «проекции» неразрывно связанных базовой и ключевой на специфику учебного предмета [1].
Такая логика процесса педагогической подготовки означает, что в части формирования ИкТ-компетентности педагога требуется выделить следующие этапы:
1. Этап формирования общепользовательской ИКТ-компетентности. На данном этапе у студентов, обучающихся по направлениям подготовки будущих учителей, должны
формироваться знания, умения и личностные установки для работы с современными цифровыми устройствами (компьютеры, ноутбуки, мобильные цифровые устройства, фотоаппараты, видеокамеры, документ-камеры, принтеры, мультимедийные проекторы и др.); использования информационных ресурсов, баз данных, локальных и глобальных компьютерных сетей (поиск, получение, просмотр информации, ее использование для составления текстовых и составных медиадокументов); взаимодействия в информационной среде (обмен информацией при помощи разнообразных коммуникационных средств, общение в открытой информационной среде, совместная работа по созданию общих продуктов при помощи сетевых специализированных средств); обеспечения информационной безопасности и соблюдения медико-санитарных правил.
2. Этап формирования общепедагогической ИКТ-компетентности. Этот этап, относящийся к уровню становления и развития базовой компетентности педагога, должен реа-лизовываться на основе «погружения» студентов как будущих учителей в контекст решения профессиональных педагогических задач, связанных с применением средств ИКТ. Согласно мнению Н.Ф. Радионовой и А.П. Тряпицыной, имеется пять групп задач, опыт решения которых характеризует базовую часть профессиональной компетентности педагога:
1) «видеть» ребенка (ученика) в образовательном процессе;
2) строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования;
3) устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, партнерами школы;
4) создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (пространство школы);
5) проектировать и осуществлять профессиональное самообразование [7].
Каждая из указанных групп задач позволяет описать компоненты подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности с использованием средств ИКТ. Так, первая группа («видеть» ученика в образовательном процессе) определяет необходимость изучения технологий психолого-педагогической диагностики обучаемых с использованием средств ИКТ, определения их личностных характеристик через анализ их деятельности в открытой информационной среде, оценки учебных достижений обучаемых на основе электронного портфолио и др.
Вторая группа (строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования) задает два достаточно автономных направления формирования общепедагогической ИКТ-компетентности педагога - изучение способов проектирования образовательного процесса с использованием средств ИКТ (проектирование содержания и этапов образовательного процесса с использованием специализированных и универсальных средств ИКТ), а также освоение методов технологий непосредственно обучения (предъявление нового материала, организация работы обучающихся, проверка знаний и др. с использованием средств ИКТ).
Третья группа (устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, партнерами школы) приводит к необходимости обучения будущих педагогов применению средств ИКТ для подготовки и проведения выступлений, поиска и установления связи с партнерами в сетевой телекоммуникационной среде, разработки собственных ресурсов Интернета, позволяющих представить себя и реализуемые проекты для других участников сетевого взаимодействия.
Четвертая группа (создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду) определяет широкий круг вопросов профессиональной педагогической подготовки, связанных с поиском, разработкой, оцениванием, выбором и применением цифровых образовательных ресурсов, использованием специализированных информационных систем для сферы управления образованием, созданием и применением интернет-ресурсов для дистанционной поддержки обучаемых и др.
Пятая группа задач (проектировать и осуществлять профессиональное самообразование) в аспекте их решения с использованием средств ИКТ определяет необходимость изучения студентом педагогического вуза широкого спектра профессионально ориентированных интернет-ресурсов, участия в деятельности профессиональных сообществ Интернета уже на этапе педагогической подготовки, получения опыта профессиональной подготовки на основе применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
Как видим, этап формирования общепедагогической ИКТ-компетентности непосредственно связан с подготовкой будущих педагогов к решению профессиональных педагогических задач. Это, в свою очередь, означает, что такая подготовка на данном этапе яв-
вопросы профессиональной педагогики
ляется в полной мере профессиональной педагогической.
3. Этап формирования предметно-педагогической ИКТ-компетентности. На этом этапе, согласно теории ключевой, базовой и специальной компетентностей педагога, а также требованиям профессионального стандарта педагога, должны произойти расширение и углубление сформированных знаний, умений и личностных установок будущих педагогов с учетом специфики предмета профессиональной педагогической деятельности с использованием средств ИКТ. В указанном плане в профессиональном стандарте подробно описываются элементы Икт-компетентности, относящиеся к профессиональной компетентности учителей естественных и математических наук, географии, биологии, истории, об-ществознания и др. Данные компоненты во многом отражают специфику применения информационных технологий в области тех или иных наук, деятельность педагога задается решением не только профессиональных педагогических, но и специфических задач конкретных научных областей.
как реализуется описанная трехэтапная модель формирования профессиональной Икт-компетентности при подготовке будущих учителей? Первый этап (формирование общепользовательской ИКТ-компетентности) опирается на имеющиеся знания, умения и личностные установки обучаемого, полученные еще в период школьного обучения, и реализуется путем академической подготовки студента педагогического вуза по дисциплинам информатики в базовой части основных профессиональных образовательных программ («Информационные технологии» и др.).
второй этап (формирование общепедагогической ИКТ-компетентности) - это этап профессиональной педагогической подготовки, который в данном случае может быть реализован в рамках дисциплин информатизации образования («Информационные технологии в образовании» и др.), а также учебных практик, предполагающих моделирование решения профессиональных педагогических задач с использованием средств ИКТ.
Отличительной особенностью данного этапа, согласно теории контекстного обучения A.A. Вербицкого [2], должно стать применение технологий обучения в форме квазипрофессиональной деятельности, когда в студенческой аудитории и на языке учебной информации моделируются условия, содержание и динамика профессиональной деятельности, воссоздается предметное, социальное и психо-
логическое содержание реального профессионального труда специалиста, задается целостный контекст его деятельности. в своей основе применение таких технологий возможно в случае, когда обучение студентов направлено не столько на освоение информационных технологий, применимых в образовании, сколько на подготовку будущего педагога в области решения профессиональных педагогических задач в аспекте использования средств ИКТ.
Третий этап (формирование предметно-педагогической ИКТ-компетентности) относится к вариативной части основных профессиональных образовательных программ, отражающей специфику подготовки учителя по тому или иному предмету. Это означает, что формирование предметно-педагогической ИКТ-ком-петентности может осуществляться в рамках дисциплин предметных методик и предметных дисциплин (включая специальные курсы, посвященные применению средств информационных технологий в рамках тех или иных наук), а также производственных практик, научно-исследовательской работы, подготовки ВКР.
Как видим, формирование ИКТ-компе-тентности педагога является частью профессиональной педагогической подготовки. Процесс формирования указанной компетентности глубоко интегрирован с этапами становления педагога, формирования его ключевых, базовых и специальных компетенций. При этом, однако, высокий уровень ИКТ-компетенций достижим лишь в случае, когда в структуру основных профессиональных образовательных программ будут включены специальные курсы ИКТ-подготовки, а также внесены изменения в содержание, методы и формы предметной и методической подготовки, организацию практической и научно-исследовательской работы будущих педагогов.
Успех решения последней обозначенной задачи, по всей видимости, будет связан и с изменениями подготовки на первом, «академическом» этапе формирования ИКТ-компетентности. на данном этапе необходимо изучать не только общеупотребительные технологии, применимые в работе педагога, но и технологии, востребованные студентами для успешного освоения предметных и методических дисциплин. Такой принцип, однако, задающий логику «двойного отражения» ИКТ-компетентности в профессиональной компетентности педагога, требует специальной проверки, что может стать предметом специальных методических исследований в области информатизации педагогического образования.
список литературы
1. Акулова О.В., Козырев В.А., Маленкова Л.О., Радионова Н.Ф., Синицина А., Тряпи-цын А.В., Тряпицына А.П. Подготовка профессорско-преподавательского состава к реализации компетентностного подхода в образовательном процессе вуза: метод. пособие. СПб.: Академия исследования культуры, 2008.
2. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
3. Компетентностный подход в педагогическом образовании / под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой. СПб., 2004.
4. Настройка образовательных программ в российских вузах // Настройка образовательных структур в Европе / Гос. ун-т «Высшая школа экономики». 2008. URL: http://www.tempus-russia.ru/Day-12-11-08/3Zhelezov_Tuning.pdf.
5. Педагог: профессиональный стандарт / Утв. приказом М-ва труда и социальной защиты Российской Федерации 18 окт. 2013 г., № 544н (любое изд.).
6. Программа «Модернизация педагогического образования в Российской Федерации»: аналитическая справка о ходе реализации проекта / под ред. В.А. Болотова, В.В. Рубцова, И.Д. Фрумина // Проект модернизации педагогического образования. 2015. URL: http://педагогическоеобразование. рф/documents/show/150.
7. Радионова Н.Ф., Тряпицына А.П. Компе-тентностный подход в педагогическом образовании // Вестник Омского государственного педагогического университета: электрон. науч. журн. 2006. URL: http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-75.pdf.
8. Структура профессиональной компетентности бакалавров и магистров образования в области гуманитарных технологий: метод. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
9. Фролов Ю.В., Махотин Д.А. Компетентност-ная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 34-41.
10. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 26-31.
* * *
1. Akulova O.V., Kozyrev V.A., Malenkova L.O., Radionova N.F., Sinicina A., Trjapicyn A.V., Trjapicy-na A.P. Podgotovka professorsko-prepodavatel'skogo sostava k realizacii kompetentnostnogo podhoda v obrazovatel'nom processe vuza: metod. posobie. SPb.: Akademija issledovanija kul'tury, 2008.
2. Verbickij A.A. Kompetentnostnyj podhod i teorija kontekstnogo obuchenija: materialy k
chetvertomu zasedaniju metodologicheskogo seminara 16 nojabrja 2004 g. M.: Issled. centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004.
3. Kompetentnostnyj podhod v pedagogicheskom obrazovanii / pod red. V.A. Kozyreva, N.F. Radionovoj. SPb., 2004.
4. Nastrojka obrazovatel'nyh programm v rossijskih vuzah // Nastrojka obrazovatel'nyh struktur v Evrope / Gos. un-t «Vysshaja shkola jekonomiki». 2008. URL: http://www.tempus-russia.ru/Day-12-11-08/3Zhelezov_Tuning.pdf.
5. Pedagog: professional'nyj standart / Utv. prikazom M-va truda i social'noj zashhity Rossijskoj Federacii 18 okt. 2013 g., № 544n (ljuboe izd.).
6. Programma «Modernizacija pedagogiches-kogo obrazovanija v Rossijskoj Federacii»: analitiches-kaja spravka o hode realizacii proekta / pod red. V.A. Bolotova, V.V. Rubcova, I.D. Frumina // Proekt modernizacii pedagogicheskogo obrazovanija. 2015. URL: http://pedagogicheskoeobrazovanie.rf/ documents/show/150.
7. Radionova N.F., Trjapicyna A.P. Kompe-tentnostnyj podhod v pedagogicheskom obrazovanii // Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogiches-kogo universiteta: jelektron. nauch. zhurn. 2006. URL: http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-75.pdf.
8. Struktura professional'noj kompetentnosti ba-kalavrov i magistrov obrazovanija v oblasti guma-nitarnyh tehnologij: metod. posobie. SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2008.
9. Frolov Ju.V., Mahotin D.A. Kompetentnostnaja model' kak osnova ocenki kachestva podgotovki specialistov // Vysshee obrazovanie segodnja. 2004. № 8. S. 34-41.
10. Shadrikov V.D. Novaja model' specialista: innovacionnaja podgotovka i kompetentnostnyj pod-hod // Vysshee obrazovanie segodnja. 2004. № 8. S. 26-31.
Formation of ICT competence of a teacher in the process of professional training of future teachers
There are regarded the requirements of the professional standard to the ICT competence of a teacher. There is analyzed the connection of general user's, general pedagogic and subject and pedagogic components of the ICT competence with the key, basic and special competences of a teacher. There are described the stages of formation of the components of the ICT competence in training of future teachers, guidelines, contents, methods and forms of implementation of each stage.
Key words: pedagogic education, professional standard of a teacher, ICT competence of a teacher, professional competence of a teacher.
(Статья поступила в редакцию 14.12.2015)