Щ РОБЛЕМА КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына
(г. Санкт-Петербург)
К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Необходимость обращения к разработке профессиональных стандартов в области образования обусловлена рядом причин:
- неудовлетворенностью работодателей качеством профессиональной деятельности работников сферы образования;
- устаревшими квалификационными характеристиками работников сферы образования;
- «жесткостью» действующих государственных образовательных стандартов высшего педагогического образования;
- их несогласованностью с требованиями современного рынка труда;
- реальным процессом вхождения России в европейское экономическое пространство, что предполагает соотнесение отечественных профессиональных стандартов с европейской квалификационной рамкой.
Предлагаемый в статье вариант разработки профессиональных стандартов в области образования в контексте европейской квалификационной рамки опирается на несколько принципов:
■ принцип адекватности квалификационных требований к профессиональной деятельности социокультурной ситуации развития мирового сообщества;
■ принцип непрерывности образования;
■ принцип учета изменений в общем образовании в контексте его модернизации;
■ принцип ориентации на новое качество общего образования;
■ принцип реализации компетентност-ного подхода как одного из оснований обновления общего образования;
■ принцип реализации задачного подхода в профессиональной деятельности педагога.
На развитие профессиональной деятельности влияют многие факторы, прежде всего экономические. Но в сложном современном мире свести все изменения только к экономическим факторам, к ориентации исключительно на существующие потребности существующего рынка труда невозможно. Сегодня все большее значение приобретает осознание самого человека как уникальной и неповторимой индивидуальности, готовой взять на себя ответственность за направляемое им самим развитие общества.
Отсюда следует, что ценностно-целевая ориентация профессионального стандарта заключается в содействии становлению интегральных личностных харак-
теристик, которые и выступают как непосредственные показатели профессиональной зрелости, профессионального развития человека, сформированности опыта целостного (системного) видения профессиональной деятельности - и одновременно являются механизмом стимулирования потребности в непрерывном образовании.
В существующей литературе по данной проблеме имеется несколько подходов к построению уровневой характеристики квалификации педагога на основе выделения в качестве основных следующих личностных характеристик: готовность к профессионально-педагогической деятельности (Н. К. Сергеев, Е. О. Галицких); компетентность (Г. Н. Сериков, В. Г. Воронцова, Т. Е. Ковина и др.); мастерство (В. А. Сла-стенин, И. А. Колесникова); образованность (Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына); профессионализм (И. И. Проданов); субъектная позиция (А. Г. Гогоберидзе).
Общепризнано, что менталитет специалиста начала XXI в. основан на самодеятельном разрешении профессиональных задач, которое в качестве центрального момента содержит проблематику самоактуализации - стремления личности к самопознанию и самореализации в личностном и профессиональном аспектах, что является ответом самобытного начала «Я» на совокупность нормативных установок и моральных побуждений.
В условиях поливариантности, плюрализма форм социальной жизни объективно пробивают себе дорогу наиболее жизнеспособные тенденции. Начинает формироваться новая модель жизнедеятельности, в центре которой находится динамическая личность, способная ориентироваться в состоянии крайней неопределенности и отвергающая жесткое запрограммированное поведение в строго фиксированной системе координат. Вариативность ситуации прямо детерминирует возвышение социального типа, более адекватно соответствующего требованиям времени. Такой социальный генотип в той же мере, в которой он для настоящего и будущего, в прошлом был не востребован, а во многих случаях отчуждаем и наказуем. Этот социальный генотип обладает целым комплексом характеристик: инициативой, образованностью, профессионализмом, опорой на собственные силы (self-made man / woman), компетентностью. Образованность, профессионализм, конкурентоспособность, компетентность а, следовательно,
и новое качественное состояние специалиста можно отнести к числу стратегических ценностей, которые наряду с ориентацией на собственные силы и предприимчивостью позволяют преодолевать индивидуальные психологические барьеры, подавленность, пессимизм, неопределенность в жизненной перспективе, упорядочивать всю систему жизнедеятельности и в конечном счете способствуют выходу личности и социума из тупиковой ситуации.
Проанализируем определение профессиональной компетентности учителя - как наиболее распространенной профессиональной роли специалиста в области образования.
Под профессиональной компетентностью учителя понимается интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. «Способность» в данном случае понимается не как «предрасположенность», а как «умение». «Способен», т.е. «умеет делать». Способности -индивидуально-психологические особенности (свойства, качества) личности, которые являются условием успешного выполнения определенного вида деятельности.
Компетентность всегда проявляется в деятельности - предметно-информационной, коммуникативной, ценностно-ориентационной. Нельзя выявить непроявлен-ную компетентность. Профессиональную компетентность учителя можно «увидеть» при решении им профессиональных задач. При этом важно всегда рассматривать контекст, в котором она проявляется. Природа компетентности такова, что она может проявляться только в органическом единстве с ценностями человека, то есть при условии глубокой личностной заинтересованности в данном виде деятельности. На практике содержанием деятельности, имеющей личностную ценность, может быть достижение конкретного результата или способа поведения.
Анализ сказанного выше позволяет выделить ряд основных параметров, значимых для определения профессиональной компетентности, которые должны быть учтены в профессиональных стандартах.
Отметим, что прежде всего профессиональную компетентность характеризуют такие параметры, как знания и умения. В рассматриваемом контексте данные параметры целесообразно описывать через такие показатели, как системность, глубина, действенность (знания); обобщенность, перенос (умения). Особенность представления этих показателей на разных уровнях квалификационной рамки заключается в том, что их содержательное описание предполагает использование глаголов действия.
При определении профессиональной компетентности особо подчеркивается, что это личностное качество является интегральным, неразрывно связанным с мотивационно-ценностными характеристиками личности. В психолого-педагогических исследованиях доказано, что выбор способа решения профессиональной задачи, интерпретация полученного решения определяется именно мотивационно-ценностными характеристиками личности. Кроме этого, в современных европейских и общемировых квалификационных требованиях, предъявляемых к специалисту в сфере образования, отмечается, что именно личностные качества личности во многом обусловливают успех в профессиональной деятельности. Следовательно, при определении параметров профессиональной компетентности необходимо учесть личностные качества специалиста (а, значит, и предложить методы их диагностики).
Однако анализ отечественного и зарубежного опыта свидетельствует о том, что личностные характеристики довольно трудно диагностируются; что эта диагностика требует существенных временных затрат, что, основываясь на качественных методах, она носит нередко субъективный характер окончательных выводов. Думается, что именно поэтому в европейской квалификационной рамке указаны именно «личностные компетенции», т.е. те сферы профессиональной деятельности, в которых максимально проявляются собственно личностные характеристики специалиста, отвечающие требованиям времени (информационная, коммуникативная, социальная, мотивация непрерывного образования и самообразования).
Учитывая сказанное, правомерно сделать вывод о том, что рассматриваемый параметр целесообразно определить как «личностно-профессиональные компетенции», а в качестве показателей выбрать
умения, характеризующие деятельность, связанную с работой с информацией, организацией социального взаимодействия, общения. Подчеркнем, что при этом мотивационная готовность к самообразованию не выделяется отдельно, поскольку без нее вообще невозможна профессиональная педагогическая деятельность, а также невозможен и переход с одного уровня квалификации на следующий, более высокий. Отметим также, что если квалификационную рамку (профессиональный стандарт) рассматривать как механизм совершенствования профессиональной деятельности, то он должен подразумевать необходимость освоения более высокой ступени образования для получения более высокого квалификационного уровня.
При решении педагогической задачи (как, наверное, и любой профессиональной задачи в производственной сфере «человек-человек») большую роль играют мировоззренческие и инструментальные ценности, которые обусловливают поведение, стиль общения, характер управленческих действий специалиста, определяют характер реализации способов педагогической деятельности - и в силу этого становятся профессионально-значимыми. Для педагога это, прежде всего, умения, способы осуществления
- общения;
- взаимодействия с разными субъектами педагогического процесса;
- работы с информацией.
Поэтому в соответствии с форматом европейской квалификационной рамки, мы выбрали, опираясь на имеющееся в отечественной педагогике понимание профессиональной компетентности специалиста в области образования, структуру определения уровня квалификации, представленную в Таблице 1.
Очевидно, что от уровня к уровню квалификации должен меняться контекст профессиональной деятельности, что, опираясь на представленное выше понимание профессиональной компетентности, можно выразить через характеристику усложнения задач и изменения позиции специалиста в процессе решения этих задач (см. Таблицу 2). Исходя из этого, мы смогли конкретизировать предложенные уровни европейской квалификационной рамки, соответствующие европейским требованиям и в то же время отражающие отечественный опыт и результаты исследований (Таблица 3).
Таблица 1.
Параметры профессиональной компетентности специалиста в области образования (учителя)
Знания Умения Личностно-профессиональные компетенции
Коммуникативная компетенция Социальная компетенция Информационная компетенция
Таблица 2.
Параметры определения уровня квалификации
Усложнение задач Изменение позиции
■ Расширение среды профессиональной деятельности, круга социальных партнеров. ■ Использование новых ресурсов (технологий, средств) в решении профессиональных задач. ■ Увеличение доли исследовательской деятельности. ■ Увеличение доли участия в управлении ОУ, системы образования в целом. ■ Переход от эпизодической к системной оценке качества своей деятельности.
Таблица 3.
Структура квалификационных требований к профессиональной педагогической деятельности.
У р о в е н ь 6
Знания Умения Личностно-профессиональные компетенции
социальная коммуникативная информационная
^пользо"а2ь систематизированные теоретические и практические знания: для проектирования и реализации педагогического процесса, направленного на образование обучающихся (воспитанников) в имеющейся среде образовательного учреждения; для оценки своей деятельности по результатам деятельности обучающихся (воспитанников). Oополня2ь профессиональные знания путем: использования культуры; рефлексии оригинальных источников, в том числе электронных, из разных областей общей и профессиональной практического опыта; проведения педагогической диагностики и мониторинга результатов педагогического процесса; участия в инновационных процессах. dеMOHC2рирO -"а2ь критическое осмысление различных теорий, концепций, подходов к построению педагогических процессов и развитию образовательных сред. Проектировать педагогический процесс, ориентированный на решение современных задач конкретной образовательной ступени, конкретного образовательного учреждения, соответствующий предметной области, воспитательной ситуации на основе использования известных методов педагогической диагностики. Реализовывать образовательные и учебные программы базовых и элективных курсов, используя различные методы, формы, технологии, соответствующие особенностям образовательной ступени, в том числе и информационные технологии. Использовать разнообразные методы оценивания образовательных достижений, соответствующих особенностям ступени образования. Использовать имеющиеся возможности среды образовательного учреждения для обеспечения качества образования. Оценивать собственные образовательные достижения и проблемы, определять потребности в дальнейшем образовании. Ориентироваться в современной социокультурной ситуации, используя некоторые ее возможности для обеспечения качества образования. Включаться во взаимодействие с социальными партнерами, заинтересованными в качестве образования. Создавать условия для проявления субъектами педагогического процесса социальных инициатив на уровне образовательного учреждения. Организовывать сообщества обучающихся (воспитанников) и обучающих (воспитателей) для овладения ими опытом взаимодействия при решении определенных задач (учебных, социальных, бытовых и др.). Нести ответственность за результаты своих действий и действий воспитанников и обучающихся. Бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса. Предъявлять различные образцы общения. Включаться в совместную деятельность с коллегами, работая командой. Владеть профессиональными основами речевой коммуникации. Использовать различные средства коммуникации с коллегами (e-mail, Интернет, телефон, мультимедиа). Организовывать сотрудничество обучающихся (воспитанников). Создавать условия для мотивации обучающихся (воспитанников) к активной деятельности, самостоятельности, самооцениванию и взаимооценива-нию. Анализировать информацию с разных точек зрения, выделять в ней главное, структурировать, оценивать, представлять в доступном для других виде. Использовать возможности информационных технологий в педагогическом процессе для решения задач конкретной образовательной ступени, конкретного образовательного учреждения, соответствующей предметной области. Использовать возможности информационных технологий в са-мообразователь-ной деятельности. Использовать возможности информационной среды образовательного учреждения, региона, страны для решения педагогических задач. Разрабатывать элементы учебнометодического комплекса для конкретной образовательной ступени на электронных носителях.
Таблица 3 (продолжение).
У р о в е н ь 7
Знания Умения Личностно-профессиональные компетенции
социальная коммуникативная информационная
Использовать глубокие теоретические и практические знания: для проектирования, реализации и психоло-го-педагогиче-ского сопровождения педагогического процесса, направленного на образование обучающихся (воспитанников) в различных средах; для развития этих сред; для организации социального партнерства; для построения системы оценки собственной деятельности. Пополнять профессиональные знания на основе: использования оригинальных источников, в том числе электронных и на иностранном языке, из разных областей общей и профессиональной культуры; рефлексии практического опыта; проведения опытно-экспериментальной работы; участия в инновационных процессах. Выбирать ту или иную теорию, концепцию, подход, технологию на основе ее критического осмысления. Помогать выстраивать индивидуальный образовательный маршрут обучающегося (воспитанника) на основе активного включения его в анализ, систематизацию, обобщение собственных достижений и проблем, в поиск возможных путей решения этих проблем. Реализовывать образовательные и учебные программы различной направленности и разного уровня, используя разнообразные методы, формы и технологии, в том числе информационные и исследовательские. Проектировать и реализовывать учебные программы элективных курсов, используя разнообразные методы, формы и технологии, в том числе информационные и исследовательские. Использовать разнообразные методы оценивания образовательных достижений, соответствующих особенностям ступени образования, в том числе достижений в самостоятельной дополнительной образовательной деятельности. Использовать имеющиеся возможности образовательной среды (региона, города, образовательного учреждения и др.) для обеспечения качества образования, проектировать и реализовывать новые образовательные среды, в том числе информационные. Проектировать и реализовывать собственную программу профессионально-личностного роста, участвовать в опытно-экспериментальной работе. Ориентироваться в современной социокультурной ситуации, широко используя ее возможности для обеспечения качества образования. Расширять круг социальных партнеров, включая во взаимодействие с ними обучающихся (воспитанников). Создавать условия для проявления субъектами педагогического процесса социальных инициатив, социальной активности на уровне образовательного учреждения, региона. Организовывать сообщества обучающихся (воспитанников) и обучающих (воспитателей) для овладения ими опытом различного взаимодействия при решении актуальных задач (учебных, социальных, бытовых и др.). Учитывать особенности решения этнических, межконфессио-нальных проблем взаимодействия, возникающих в педагогическом процессе на определенной образовательной ступени. Нести ответственность за качество образования и результаты действий воспитанников и обучающихся. Бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса. Предъявлять различные образцы межкультур-ного общения, в том числе путем включения обучающихся в анализ разнообразных жизненных ситуаций. Организовывать совместную деятельность с коллегами в различных командах. Владеть профессиональной речевой коммуникацией. Использовать различные средства коммуникации с коллегами и обучающимися (е-шаП, Интернет, телефон, мультимедиа). Организовывать сотрудничество обучающихся (воспитанников) в коллективах постоянного и сменного состава. Стимулировать обучающихся (воспитанников) к систематической самостоятельной и исследовательской деятельности. Оценивать и отбирать информацию, создавать на ее основе самостоятельно или в соавторстве новую информацию. Оценивать, отбирать и использовать информационные технологии в педагогическом процессе для решения задач конкретной образовательной ступени, конкретного образовательного учреждения, в соответствующей предметной области. Использовать информационные технологии в са-мообразователь-ной и исследовательской деятельности, а также в организации исследовательской деятельности других. Проектировать информационную среду предметной области с учетом потенциала региона и страны и использовать ее возможности. Разрабатывать учебно-методический комплекс для конкретной образовательной ступени на электронных носителях. Использовать информационные технологии для решения типичных исследовательских задач. Использовать имеющиеся программы дистанционной поддержки педагогического процесса.
Таблица 3 (продолжение).
У р о в е н ь 8
Знания Умения Личностно-профессиональные компетенции
социальная коммуникативная информационная
Использовать глубокие теоретические и практические знания: для проектирования, реализации, психолого-педаго-гического сопровождения и исследования педагогического процесса, направленного на образование обучающихся (воспитанников) в развивающихся средах; для исследования этих сред; для расширения социального партнерства; для поиска эффективных форм общественно-государствен-ного управления; для реализации системы оценки качества своей деятельности и поиска ее резервов. Пополнять профессиональные знания на основе: использования оригинальных источников, в том числе электронных и на иностранном языке, из разных областей общей и профессиональной культуры; рефлексии практического опыта; получения нового научного знания; участия в инновационных процессах. Обосновывать выбор той или иной теории, концепции, подхода. Разрабатывать новые пути включения обучающихся (воспитанников) в индивидуальный образовательный маршрут на основе результатов исследования. Проектировать и реализовывать программы различной направленности и уровня; разрабатывать научнометодическое обеспечение этих программ. Разрабатывать систему оценки образовательных достижений в учебной, самостоятельной, профессиональной деятельности на основе анализа результатов исследования. Использовать имеющиеся возможности образовательной среды (региона, города, образовательного учреждения и др.) для обеспечения качества образования, проектировать и реализовывать новые образовательные среды, в том числе информационные, включая в эти процессы самих обучающихся (воспитанников). Исследовать актуальные проблемы образования; участвовать в коллективной исследовательской работе; руководить опытно-экспериментальной работой. Исследовать факторы социокультурной ситуации, влияющие на качество образования, и учитывать их при организации образовательного процесса и разработке научно-методического обеспечения. Расширять круг социальных партнеров, включая во взаимодействие с ними обучающихся (воспитанников). Исследовать эффективность различных форм об-щественно-госу-дарственного управления. Создавать условия для проявления субъектами педагогического процесса социальных инициатив, социальной активности. Расширять способы межэтнического, межконфес-сионального, межличностного и других взаимодействий. Стимулировать социальную ответственность обучающихся и свою собственную за качество образования. Бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса. Предъявлять различные образцы межкультурного общения, в том числе путем включения в исследовательские международные проекты и программы. Разрабатывать проекты для организации коллективной работы коллег по решению различных актуальных проблем образования. Владеть профессиональной речевой коммуникацией, в том числе на иностранном языке. Использовать различные средства коммуникации с коллегами, обучающимися и в исследовательских целях (е-шаП, Интернет, телефон, мультимедиа). Исследовать сотрудничество обучающихся (воспитанников) в коллективах постоянного и сменного состава. Стимулировать обучающихся к систематической самостоятельной и исследовательской деятельности и осуществлять экспериментальную работу. Оценивать и отбирать информацию, адекватную задачам исследования, создавать на ее основе самостоятельно или в соавторстве новую информацию. Оценивать адекватность информационных технологий для решения задач педагогического процесса и поставленных задач исследовательской деятельности. Разрабатывать методики использования информационных технологий в самообразовательной и исследовательской деятельности. Создавать собственную информационную исследовательскую среду. Разрабатывать научно-методическое обеспечение различных программ с использованием информационных технологий. Использовать информационные технологии для решения оригинальных исследовательских задач. Осуществлять дистанционную поддержку программ различного уровня в педагогическом процессе.