Б01: 10.12731/2218-7405-2015-7-26 УДК 378.1, 37.013
сопряжение образовательных стандартов
высшего и дошкольного образования с профессиональным стандартом педагога
полякова о.д., шмелева Е.А.
В статье рассматриваются процесс согласования и преемственности федеральных образовательных стандартов высшего и дошкольного образования, их соотношение с требованиями профессионального стандарта педагога дошкольного образования.
Проведен анализ требований, предъявляемых к выпускникам бакалавриата по направлению подготовки педагогическое образование и к педагогам дошкольного образования с точки зрения компетентностного подхода.
Выделены и раскрыты отличия между требованиями к выпускникам программ прикладного и академического бакалавриата, обнаружена имеющаяся несогласованность с требованиями профессионального стандарта педагога и стандартом дошкольного образования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Вектор в сопряжении стандартов задается посредством участия педагога в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации; приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в процессе социализации воспитанников; сохранения и поддержки индивидуальности воспитанников, развития их индивидуальных способностей и творческого потенциала; способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся; образовательно-воспитательной деятельности педагога при инклюзивном образовании; обеспечением преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Профессиональная компетентность педагога выступает как ядро взаимодействия и взаимопроникновения профессиональных требований, предъявляемых образовательными стандартами дошкольного и высшего образования, а также профессионального стандарта к педагогу дошкольного образования.
ключевые слова: компетентность; компетенции; дошкольное образование; стандарты.
the correlation of educational standards of higher education and of preschool education with the professional standard of the pedagogue
polyakova o.D., shmeleva E.A.
The article deals with the problem of coordination and continuity of federal educational standards of higher professional and pre-school education, and also their relationship to the requirements of the professional standard of teacher in preschool education.
Analysed the requirements for a bachelor degree graduates in the direction of teacher education and training to teachers ofpre-school education in terms of the competence approach.
Isolated and revealed the differences between the requirements for graduates of applied and academic programs of undergraduate, found existing inconsistency with the requirements of the professional standard of the teacher and the standard of preschool education in terms of personnel implementing the basic educational program of preschool education. The vector in conjunction standards given by the teacher participation in the development of the basic educational program of educational organizations; introducing them to the socio-cultural norms and traditions of the family, society and the state in the process of pupils ' socialization; preservation and promotion of pupils' individuality,developing their individual abilities and creativity; the ability to lead teaching and research activities of students; educational and educational activity of the teacher in the inclusive education; ensuring continuity of basic educational programs of preschool and primary education. Professional competence of the teacher acts as the core of the interaction and interpenetration of professional requirements for educational standards of preschool and higher education, as well as the professional standard for teachers of preschool education.
Keywords: competence; competency; preschool; education; standards.
За последние несколько лет система российского образования претерпела ряд существенных изменений. Эти изменения коснулись не только общего и высшего образования, но и первой ступени всей системы - дошкольного образования, модернизируемого внедрением и действием федеральных образовательных стандартов (ФГОС). Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают требования к основным образовательным программам, в т.ч. высшего образования педагогического направления, к результатам освоения этих программ, квалификационным характеристикам выпускников, чьи педагогические ком-
петенции и профессиональная компетентность становятся инструментом реализации образовательных программ дошкольного образования [5].
В связи с этим требует анализа проблема согласования и преемственности стандартов, реализуемых в сфере дошкольного образования и подготовки педагогов, на уровне:
■ требований к результатам освоения основных образовательных программ «академического и прикладного бакалавриата» по направлению подготовки педагогическое образование;
■ требований профессионального стандарта педагога к выполнению трудовой функции педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования;
■ требований, предъявляемых федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Цель такого анализа состоит в оптимальном обеспечении непрерывности требований федеральных образовательных стандартов дошкольного и высшего образования по педагогическому направлению подготовки, как академического, так и прикладного бакалавриата, а также профессионального стандарта педагога. В процессе согласования стандартов нам необходимо установить, каким образом реализуется преемственность стандартов разных уровней.
Во ФГОС высшего образования по направлению подготовки педагогическое образование, в требованиях, предъявляемых со стороны заказчиков труда, работодателей выделены три группы компетенций: общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Формирование этих компетенций и является требованием к результатам освоения образовательных программ по данному направлению подготовки.
Модернизация образования неизбежно влияет на изменение и обновление квалификационных требований и квалификационных характеристик современных педагогов, центральное место в которых занимают общие и специальные профессионально-педагогические компетентности, выступающие основой продуктивного функционирования педагога. Профессиональная компетентность педагога отражает уровень профессиональной подготовки, достигнутый специалистом и выраженный в устойчивом позитивно-мотивированном отношении к профессиональной деятельности, способности решать разнообразные профессиональные задачи, выходя за рамки стереотипных подходов и приёмов деятельности [9].
Общекультурные компетенции основаны, в первую очередь, на мировоззрении выпускника, его знании и понимании естественнонаучной картины мира. Они включают умение обоб-
щать, анализировать, воспринимать не только личностные, социальные, философские проблемы, но и информацию с последующей формулировкой и постановкой цели и выбора путей ее достижения. Общекультурные компетенции предусматривают способность к саморазвитию, самообразованию и самовоспитанию с целью повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья; способность и готовность к работе с новыми информационными технологиями; способность правильно оценивать и использовать знания и информацию о культурно-историческом наследии, политической организации общества, в котором будет осуществляться профессиональная деятельность. Общекультурные компетенции выступают «фундаментом» на котором выстраиваются профессиональные компетенции.
Общепрофессиональные компетенции основаны на понимании и осознании значимости будущей профессии, мотивации к осуществлению профессиональной деятельности, умении ставить, решать задачи и нести ответственность за результаты своей деятельности. Общепрофессиональные компетенции выпускника способствуют формированию основ профессионального мастерства, предметности профессионального мышления, приобщению его личности к духовному и ценностному контексту профессии, направленности на профессию, четкой мотивации в ее получении.
Профессиональные компетенции «академического бакалавра» и «прикладного бакалавра», в большинстве своем, имеют одну и ту же цель и предусматривают способность применять и реализовывать современные программы, методики, технологии, использовать возможности образовательной и культурной среды, опыта работы отечественных и зарубежных педагогов по обеспечению качества учебно-воспитательного процесса; готовность включаться во взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса; готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования.
Вместе с тем необходимо выделить существенные отличия результатов образования программ академического и прикладного бакалавриата, имеющуюся несогласованность с требованиями профессионального стандарта педагога к выполнению основной трудовой функции по реализации программ дошкольного образования, и требованиями, предъявляемыми ФГОС дошкольного образования, к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Во-первых, одним из первых, и на наш взгляд главным, требованием профессионального стандарта является участие педагога в разработке основной общеобразовательной программы (ООП) образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования, за-
дающего требование непосредственного включения работников образовательной организации в разработку ООП с учетом образовательных потребностей и интересов воспитанников, членов их семей и самих педагогов. Компетенции «академического бакалавра» в проектной деятельности подтверждают способность выпускника проектировать образовательные программы, компетенции же «прикладного бакалавра» - лишь готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов. Указанное различие выражается в том, выпускник программы академического бакалавриата более подготовлен к научно-исследовательской деятельности теоретико-методического характера. Выпускник программы прикладного бакалавриата - практико-ориентированный специалист в педагогической деятельности [1, 2].
Во-вторых, ФГОС дошкольного образования важным принципом выделяет приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в процессе социализации воспитанников. ООП должна быть направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка. Исходя из этого, одной из задач педагогов дошкольников заключается в создании благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Содержание непосредственно образовательной деятельности должно обеспечивать развитие первичных представлений о себе, других людях, социальных нормах и культурных традициях общения, объектах окружающего мира (предметах, явлениях, отношениях).
Все это возможно лишь только при построении образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития, при осознанной поддержке педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности.
В состав трудовых действий педагога входит создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в т.ч. разных национально-культурных, религиозных общностей и социальных слоев, с различными возможностями здоровья; организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности. Данное условие соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования, предъявляемым к выпускникам, в наличии компетенций, необходимых для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают:
■ создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а так же с различными, в том числе ограниченными, возможностями здоровья;
■ вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения.
Выпускник программы бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр», должен обладать профессиональной компетенцией в педагогической деятельности, а именно способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации обучающихся. В требованиях же к результатам освоения программ бакалавриата по направлению подготовки педагогическое образование с присвоением квалификации «прикладного бакалавра» данная компетенция отсутствует.
В-третьих, согласно ФГОС одной из задач дошкольного образования является сохранение и поддержка индивидуальности воспитанников, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Поэтому основная образовательная программа дошкольного образования проектируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста.
Согласно ФГОС дошкольного образования, каждый ребенок - уникальная личность, которую необходимо развивать и обогащать путем создания определенных условий развития, формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей. Исходя из этого, для успешной реализации ООП необходимо обеспечивать условие использования в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям [9].
Для этого у педагога должны быть сформированы такие компетенции, обеспечивающие:
■ эмоциональное благополучие каждого ребенка посредством проявления чуткости к интересам и возможностям детей; непосредственное общение с каждым ребенком;
■ построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности, которое должно обеспечить уважение индивидуальности каждого ребенка, его право быть непохожим на других.
В профессиональном стандарте к воспитателю предъявляются требования, ориентированные на индивидуализацию образования и построение индивидуального образовательного маршрута, а именно:
■ участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста;
■ реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефек-толога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями;
■ организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей.
Согласно требованиям, предъявляемым к выпускникам программы академического бакалавриата, они должны обладать способностью проектировать индивидуальные образовательные маршруты. У выпускников программы прикладного бакалавриата соответствующая компетенция не предусмотрена.
В-четвертых, еще одной отличительной компетенцией «академического бакалавра», в отличие от «прикладного», является способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся. Если рассматривать ее на уровне дошкольного образования, то выпускник должен обладать способностью руководить познавательно-исследовательской деятельностью воспитанников. Данный вид деятельности в раннем и дошкольном возрасте характеризуется проявлением самостоятельности, инициативности в выборе предмета исследования, будь то игрушка или природное явление, участников совместной деятельности и способов изучения.
Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности. Для обеспечения успешной реализации ООП должны быть соблюдены следующие психолого-педагогические условия:
■ поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
■ возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности.
Для выполнения этих условий педагог должен обладать компетенцией обеспечения недирективной помощи и поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности [4]. Организация познавательно-исследовательской деятельности, осуществляе-
мой в раннем и дошкольном возрасте, входит в обязанности педагога дошкольной организации согласно профессиональному стандарту.
В-пятых, ФГОС дошкольного образования большое внимание уделяет образовательно-воспитательной деятельности дошкольной организации при инклюзивном образовании и учитывает особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями и решает задачи обеспечения:
■ равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
■ физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);
■ вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
■ равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)
[3].
Для выполнения этих задач, а также для получения без дискриминации качественного образования детьми с ОВЗ создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказание ранней коррекционной помощи (посредством диагностики и построения индивидуального маршрута образования и воспитания). Главным требованием к педагогам при реализации инклюзивного образования является наличие такой компетенции как обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка посредством создания позитивного психологического и морально-нравственного климата в группе; создания условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья.
Требования к педагогу, осуществляющему инклюзивное образование, сформулированы также в профессиональном стандарте:
■ участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста;
■ реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефек-толога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями;
■ создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья [6].
В перечне требований ФГОС высшего образования к результатам освоения программы по направлению педагогическое образование, компетенций, относящихся к организации и осуществлению инклюзивного образования, не представлено [7].
Шестое отличие заключается в решении задачи обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования со стороны ФГОС дошкольного образования. Реализация этого вопроса заключается в построении ООП, нацеленной не на освоение и получение детьми определенных знаний, умений и навыков, а на развитие у воспитанников социальных и психологических характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования. Таким образом, дошкольное образование психологически готовит ребенка к переходу на новую ступень образования, чего требует от воспитателей и профессиональный стандарт. В то время как во ФГОС высшего образования не уделяется внимания формированию психологической готовности воспитанников к школьному обучению.
Таким образом, профессиональная компетентность педагога как совокупность и единство педагогических знаний, опыта деятельности, свойств самой личности, ее качеств, позволяющих эффективно строить и осуществлять образовательно-воспитательный процесс и способствовать инновационному развитию личности и педагогического мастерства, является ядром взаимодействия и взаимопроникновения профессиональных требований, предъявляемых образовательными стандартами разных уровней: дошкольного и высшего, а также профессионального стандарта педагога. Образовательные программы высшего образования по направлению педагогическое образование, благодаря предоставляемой вариативности при проектировании программ, должны обеспечить условия для формирования компетенций выпускников в соответствии с трудовыми функциями и действиями педагога дошкольного образования.
Список литературы
1. Шмелева Е.А. Сопряжение образовательных стандартов высшего и общего образования // Научный поиск. 2014. № 2.8. С. 14-15.
2. Полякова О.Д. ФГОС дошкольного образования: основные идеи и принципы // Научный поиск. 2014. № 2.1. С. 22.
3. Полякова О.Д. Реализация дошкольного инклюзивного образования в условиях модернизации // Научный поиск. 2014. № 4.1. С. 51-53.
4. Румянцева И.Б. Готовность педагогов дошкольных учреждений к реализации задач федерального государственного стандарта дошкольного образования (на примере образовательной области «Познавательное развитие») // Начальное образование. 2014. Т. 2. №5. С. 3843.
5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: [Приказ Минобрнауки России: 17 октября 2013 г. № 1155]. Российская газета. 2013. 25 ноября. № 6241.
6. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель): [Приказ Минтруда России: 18 октября 2013 г. № 544н]. Российская газета. 2013. 18 декабря. №6261.
7. Силаева О.А. Принципы проектирования инклюзивной физкультурно-образовательной среды дошкольного образовательного учреждения // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2014. №4 (36). С. 14.
8. Кисляков П.А. Методологические принципы подготовки будущего педагога в области безопасности жизнедеятельности и здоровьесбережения // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 4 (8) С. 22-25.
9. Лебедева С.А. Социальная ситуация развития способностей дошкольников в детском саду // Детский сад от А до Я. 2015. № 1 (73). С. 39-43.
References
1. Shmeleva E.A. Sopryajenie obrazovatelnih standartov visshego i obschego obrazovaniya [correlation of educational standards of higher and general education] // Nauchniiy poisk, no. 2.8 (2014): 14-15.
2. Polyakova O.D. FGOS doshkolnogo obrazovaniya osnovnie idei i printcipi. [the federal state educational standard for preschool education: the main ideas and principles] // Nauchniiy poisk, no. 2.1. 2014. Р. 22.
3. Polyakova O.D. Realizatciya doshkolnogo inclyuzivnogo obrazovaniya v usloniyah modernizat-cii [realization of preschool inclusive education in the conditions of modernization] // Nauchniiy poisk, no. 4.1. 2014. Рр. 51-53.
4. Rumyantceva I.B. Gotovnost pedagogov doshkolnih uchrejdeniiy k realizatcii zadach federal-nogo gosudarstvennogo standarta doshkolnogo obrazovaniya (na primere obrazovatelnoiy oblasti «poznavatelnoe razvitie») [the teachers' of preschool establishments preparedness for realization of the federal state preschool educational standard] // Nachalnoe obrazovanie, no. 5, 2014. Рр. 38-43.
5. Ob utverjdenii federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta doshkolnogo obrazovaniya: prikaz minobrnauki Rossisi: 17 oktyabrya 2013 g., no. 1155. Rossiiyskya gazeta. No.6241. 2013.
6. Professionalniiy standart «Pedagog (pedegogichrskya deyatelnost v sfere doshkolnogo, nachal-nogo obschego, osnovnogo obschego, srednego obschego obrazovaniya) (vospitatel, uchitel)». Prakaz Mintruda Rossii № 544 n ot 18 oktyabrya 2013 g.
7. Silaeva O.A. Printcipi proektirovaniya inklyuzivnoi fizkulturno-obrazovatelnoi sredi doshkolnogo obrazovatelnogo uchrejdeniya [Principles of projecting of inclusive physical culture and educational sphere of preschool educational establishment] // Sovremennie issledovaniya socialnih problem (electronnii nauchnii jurnal) 2014, no. 4 (36). Р. 14.
8. Kislyakov P.A. Metodologicheskie printcipi podgotovki buduschego pedagoga v oblast bezopas-nosti schiznideyatelnosti I zdorovjesberejeniya [Methodological principles of the future teacher's training in the sphere of life safety and health care] // Gumanitarnie nautici I obrazovanie. 2011, no. 4(8). Pp. 22-25.
9. Lebedeva S.A. Sotcialnaya situatciya razvitiya sposobnostey doshkolnikov v detskom sad [Social situation of the development of the preschool children abilities in the kindergarten] // Detskii sad or A do Ya. 2015, no. 1(73). Pp. 39-43.
данные об авторах
шмелева Елена Александровна, заместитель директора по научной работе, доктор психологических наук, доцент
Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» ул. Кооперативная, д. 24, г. Шуя, Ивановская область, 155908, Россия e-mail: [email protected] SPIN-код в SCIENCE INDEX: 3992-6436
полякова ольга дмитриевна, аспирантка Шуйского филиала ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»; воспитатель дошкольного отделения ГБОУ гимназии 1272 г. Москва
ГБОУ гимназия 1272 г. Москва
ул. Автозаводская, д. 5, г. Москва, 115280, Россия
e-mail: [email protected]
DATA ABouT THE AUTHORS
shmeleva elena alexandrovna, Deputy Director for Science, Doctor of Psychological Sciences, Associate Professor
Shuya branch of Ivanovo State University
24, Kooperativnaya street, Shuya, Ivanovo Region 155908 Russia
e-mail: [email protected]
polyakova olga dmitrievna, graduate student, Shuya branch Ivanovo State University; educator, Gymnasium 1272 Moscow Gymnasium 1272
ul. Avtozavodskaya, 5, Moscow, 115280, Russia e-mail: [email protected]