Научная статья на тему 'Модель формирования готовности будущих педагогов к построению социального пространства отношений дошкольников'

Модель формирования готовности будущих педагогов к построению социального пространства отношений дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ / ДОШКОЛЬНИКИ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ОТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ / TRAINING PRESCHOOL TEACHERS / UNIVERSITY EDUCATION / MODEL OF READINESS’S FORMATION / PRESCHOOL CHILDREN / SOCIAL SPACE OF PRESCHOOL CHILDREN''S RELATIONSHIPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краковская Марина Сергеевна

Охарактеризована разработанная автором модель формирования готовности будущих педагогов к построению социального пространства отношений дошкольников с учетом требований профессионального и образовательного стандартов. Описаны блоки модели, ориентированной на совокупность измеряемых образовательных результатов, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) высшего образования, требованиям ФГОС дошкольного образования и требованиям стандарта профессиональной деятельности педагога дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Краковская Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the future teachers’ readiness to form social interaction abilities in preschool children

The article describes an authentic model of the formation of future teachers’ readiness to facilitate the development of social interaction skills in preschool children. The proposed model meets the requirements of the current standards of professional education. The author describes the essence of the model focused on a set of measurable learning outcomes formulated in line with the Federal State Educational Standard of Higher Education, the Federal State Educational Standard for Preschool Education and the Professional Standard of Preschool Education.

Текст научной работы на тему «Модель формирования готовности будущих педагогов к построению социального пространства отношений дошкольников»

88

УДК 378:37.015.324.2-053.4

М. С. Краковская

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПОСТРОЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ОТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Охарактеризована разработанная автором модель формирования готовности будущих педагогов к построению социального пространства отношений дошкольников с учетом требований профессионального и образовательного стандартов. Описаны блоки модели, ориентированной на совокупность измеряемых образовательных результатов, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) высшего образования, требованиям ФГОС дошкольного образования и требованиям стандарта профессиональной деятельности педагога дошкольного образования.

The article describes an authentic model of the formation of future teachers' readiness to facilitate the development of social interaction skills in preschool children. The proposed model meets the requirements of the current standards of professional education. The author describes the essence of the model focused on a set of measurable learning outcomes formulated in line with the Federal State Educational Standard of Higher Education, the Federal State Educational Standard for Preschool Education and the Professional Standard of Preschool Education.

Ключевые слова: подготовка будущих педагогов в вузе, модель формирования готовности, дошкольники, социальное пространство отношений дошкольников.

Key words: training preschool teachers, university education, model of readiness's formation, preschool children, social space of preschool children's relationships.

В Российской Федерации в связи с модернизацией педагогического образования профессиональная подготовка специалистов психолого-педагогического профиля ориентирована на становление компетентности, представляющей собой совокупность определенных компетенций и являющейся важнейшей характеристикой теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. В последние годы Министерство образования и науки РФ приступило к реализации проектов по разработке инновационных модулей основных профессиональных образовательных программ бакалавриата и магистратуры в рамках проекта модернизации педагогического образования и Федеральной целевой программы развития образования на период до 2020 г. [10], цель которой — «создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации» [10, с. 2], что создает условия для качественно новой подготовки будущих педагогов в вузе. Профессиональная компетентность педагога трактуется как «характеристика лич-

© Краковская М. С., 2016

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. 2016. № 4. С. 88—95.

ности специалиста, выраженная в единстве его теоретических знаний, практической подготовленности, способности осуществлять все виды профессиональной деятельности» [5, с. 125], из чего следует, что обществу нужны такие педагоги, которые смогут компетентно решать профессиональные задачи.

Очевидно, что введение ФГОС высшего образования (ВО) обусловливает появление новых требований к результатам освоения основных образовательных программ и к уровню профессиональной подготовленности будущих педагогов по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» [11; 12]. Перечень компетенций, зафиксированных в ФГОС ВО, является ориентиром в процессе профессиональной подготовки педагогов для системы дошкольного образования.

На современном этапе развития в соответствии с Законом об образовании в России дошкольное образование является первым уровнем общего образования [14, с. 37]. При этом одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования выступает «обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования» [14, с. 11].

В сложившихся условиях при гуманизации образовательного процесса, обращении к личности ребенка, развитии его потенциала и личностных качеств, формировании разносторонней и полноценной личности требуется внедрение нового подхода к воспитанию и обучению дошкольников, организации образовательного процесса.

Введение ФГОС дошкольного образования (ДО) [13], представляющего собой совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня [14, с. 3], способствовало обозначению новых направлений его развития и определению критериев его качества. Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы охватывает пять направлений развития и образования детей, основным из которых является социально-коммуникативное [13, с. 6]. При этом в стандарте отмечается, что на этапе завершения дошкольного образования «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру... другим людям и самому себе. активно взаимодействует со сверстниками. может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со сверстниками» [13, с. 28 — 29]. Более того, один из объектов профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата и магистратуры — социализация [11; 12], что актуализирует изучение проблемы социального пространства отношений дошкольников.

В стандарте профессиональной деятельности педагога (воспитателя) [7] представлены обобщенные трудовые функции, в частности педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательной организации дошкольного образования и педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ. Важно подчеркнуть, что стандарт задает соответствующие ориентиры для педагога системы дошкольного образования и требует его соответствия высокому уровню осуществления профессиональной деятельности с детьми дошкольного возраста. Поэтому согласно требованиям государственных образова-

89

90

тельных стандартов построение социального пространства отношений дошкольников является одним из направлений деятельности педагогов дошкольного образования.

Отметим, что в отечественной психолого-педагогической науке традиционно выделяются следующие структурные компоненты педагогической деятельности: гностический (исследовательский), конструктивный, организаторский, коммуникативный [9, с. 167—168]. При этом «гностическая, конструктивная, организаторская и коммуникативная стороны педагогической деятельности присущи любому квалифицированному труду» [9, с. 168], что, в свою очередь, свойственно деятельности педагога дошкольного образования. В соответствии с положениями государственных образовательных стандартов, теоретическим и практическим анализом состояния проблемы готовность будущих педагогов к построению социального пространства отношений дошкольников рассматривается нами как сложное структурное образование, состоящее из взаимосвязанных компонентов: мотивационного, когнитивного, деятельностного и коммуникативного. В работе проблема сущности исследуемой готовности рассматривается на основе следующих положений: понимание готовности к деятельности как устойчивой характеристики личности, как синтеза свойств личности, определяющих ее пригодность к деятельности (А. А. Деркач [1], М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович [2], В. А. Крутецкий [4] и др.), готовность специалиста к профессиональной деятельности (Б. С. Гершунский, Э. Ф. Зеер [3], А. В. Петровский [8] и др.), представленной специальными структурными компонентами, определение сущности построения социального пространства отношений дошкольников.

В соответствии с требованиями ФГОС ВО, требованиями, содержащимися в профессиональном стандарте педагога, а также с целевыми ориентирами на этапе завершения ребенком дошкольного образования, содержащимися в ФГОС ДО, спецификой психолого-педагогической деятельности, проводимой с дошкольниками, были определены структура и содержание готовности будущих педагогов к построению социального пространства отношений дошкольников (рис. 1).

На этапе внедрения ФГОС ДО, стандарта профессиональной деятельности педагога и введения ФГОС ВО особое внимание необходимо уделить практике профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе.

Анализ учебных планов и программ подготовки будущих педагогов показал, что предметы, входящие в цикл преподаваемых дисциплин, определенным образом способствуют формированию готовности будущих педагогов к построению социального пространства отношений дошкольников. Тем не менее этого недостаточно по той причине, что данный процесс проходит неравномерно, что приводит к отсутствию целостного представления о будущей профессиональной деятельности по указанному направлению. Ориентация образовательного процесса на формирование у будущих педагогов рассматриваемой готовности фрагментарно отражена в целях и задачах высшего психолого-педагогического образования, его содержании, кроме того, между ними отсутствуют соответствующие педагогической системе связи, также не разработано теоретико-методическое обеспечение построения такой системы.

Структура готовности будущих педагогов к построению социального пространства отношений дошкольников

♦ ♦ ♦ ♦

Мотивационный компонент Когнитивный компонент Деятельностный компонент Коммуникативный компонент

* * * *

Формирование мотивации к деятельности, направленной на построение социального пространства отношений дошкольников

Усвоение совокупности психолого-педагогических знаний о специфике деятельности, направленной на построение социального пространства отношений дошкольников

Формирование умений, необходимых для осуществления деятельности, направленной на построение социального пространства отношений дошкольников

Формирование умений осуществления эффективной коммуникативной деятельности

Сформированность мотивации к деятельности, направленной на построение социального пространства отношений дошкольников

Сформированность совокупности психолого-педагогических знаний о специфике деятельности, направленной на построение социального пространства отношений дошкольников

Сформированность умений, необходимых для осуществления деятельности, направленной на построение социального пространства отношений дошкольников

Сформированность умений осуществления эффективной коммуникативной деятельности

91

Рис. 1. Структура готовности будущих педагогов к построению социального пространства отношений дошкольников

В рамках новой парадигмы образования, основанной на создании условий для проявления и развития профессиональных и личностных функций субъектов педагогического процесса, основным требованием к подготовке студентов становится развитие у них готовности к профессиональной деятельности, в связи с чем формирование готовности к построению социального пространства отношений дошкольников является неотъемлемой частью процесса профессиональной подготовки в вузе, которая может быть осуществлена при помощи новых способов обучения. Решение данной проблемы эффективно через разработку модели формирования готовности.

В соответствии с законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями ФГОС ВО, ФГОС ДО и стандартом профессиональной деятельности педагога нами разработана модель формирования готовности будущих педагогов к построению социального пространства отношений дошкольников (рис. 2).

Рис. 2. Модель формирования готовности будущих педагогов к построению социального пространства отношений дошкольников

Опираясь на сложившиеся в теории представления о целостном педагогическом процессе, при моделировании необходимо реализовать целевой, содержательно-процессуальный и результативный блоки. Блок характеризуется как: «1) часть сооружения, механизма, изделия, представляющая собой группу функционально объединенных элементов, частей; 2) совокупность, группа, целостность» [6, с. 51]. Соответственно, в рамках нашего исследования блоки — это часть модели, представляющие собой группу отдельно функционально объединенных целостных элементов.

Социальный заказ на подготовку выпускников, готовых к построению социального пространства отношений дошкольников, находит свое отражение в существующих стандартах, определяющих содержание и результаты профессиональной подготовки будущих бакалавров и магистров психолого-педагогического образования, что составляет нормативную основу процесса их подготовки. В качестве методологической основы, определяющей стратегические и тактические ориентиры данного процесса, выступает совокупность системного, компетент-ностного и личностно-деятельностного подходов. Данные подходы реализуются в принципах, определяющих функционирование модели (научности, систематичности, профессиональной направленности, практико-ориентированности, контекстности обучения, интеграции).

С учетом нормативных и методологических оснований определяется цель разработанной модели, заключающаяся в формировании готовности будущих педагогов к построению социального пространства отношений дошкольников. Сформулированная цель предполагает решение ряда взаимосвязанных задач: 1) создание мотивации к деятельности, направленной на построение социального пространства отношений дошкольников; 2) усвоение совокупности психолого-педагогических знаний о специфике деятельности, направленной на построение социального пространства отношений дошкольников; 3) развитие умений, необходимых для осуществления деятельности, направленной на построение социального пространства отношений дошкольников; 4) формирование умений осуществления эффективной коммуникативной деятельности. В контексте разработанной модели поставленная цель детализируется как достижение будущими педагогами максимального уровня рассматриваемой готовности.

Содержательно-процессуальный блок направлен на формирование мотивационного, когнитивного, деятельностного и коммуникативного компонентов и включает инновационные методы, средства, формы и технологии, одной из которых является ресурсный центр (РЦ). В общем значении РЦ представляет собой объединение, созданное на кооперативных условиях группой учреждений и заинтересованных деловых партнеров. Оно представляет собой новую форму функционирования системы образования, основанную на объединении, интеграции и концентрации ресурсов различных образовательных организаций. Стратегическим видением деятельности РЦ выступает практика как ведущий инструмент формирования образовательных результатов в пространстве профессионального и социального взаимодействия. Главной це-

93

94

лью РЦ является создание системы практико-ориентированного обучения будущих педагогов, соответствующего современным образовательным потребностям. Основная задача заключается в объединении усилий организаций в модернизации современного педагогического образования и педагогической практики и повышении качества подготовки будущих педагогов путем создания системы практико-ориентирован-ного обучения в вузе. Методологической основой деятельности и развития РЦ являются деятельностный подход, предполагающий активные и рефлексивно-деятельностные методы и формы обучения; компе-тентностная парадигма педагогического образования, ориентированного на формирование и развитие личностно-профессиональной компетентности будущих педагогов, и практикоориентированный подход, обозначающий включенность студентов в деятельность РЦ (который предоставляет им уникальную возможность решать профессиональные задачи в реальных современных образовательных условиях), а также предполагающий практическую подготовку будущих педагогов к самостоятельному профессиональному развитию — развитию своей деятельности в новых и каждый раз уникальных условиях.

Результативный блок разработанной модели позволяет выявить степень достигнутых результатов, оценить уровень сформированности готовности будущих педагогов к построению социального пространства отношений дошкольников, предполагает наличие минимального, стабильного и максимального уровней.

Формирование исследуемой готовности эффективно при реализации следующего комплекса психолого-педагогических условий. 1. Оно должно рассматриваться в качестве цели обучения студентов в вузе. 2. Его осуществление происходит с опорой на системный, компетент-ностный, личностно-деятельностный подходы. 3. Должно достигаться целенаправленное включение будущих педагогов в деятельность, направленную на построение социального пространства отношений дошкольников в процессе педагогической практики (использование практико-ориентированных технологий обучения).

Разработанная модель представляет собой отражение исследуемого явления как целостной и логически выстроенной образовательной системы, результатом которой выступает сформированность всех компонентов данной готовности.

По нашему мнению, модель формирования готовности будущих педагогов к построению социального пространства отношений дошкольников может способствовать результативному качеству профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе и выходу на максимальный уровень ее сформированности.

Список литературы

1. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала / РАО, Моск. психол.-соц. ин-т. М. ; Воронеж, 2004.

2. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы (Особенности деятельности студентов и преподавателей вуза) : монография. Минск, 1978.

3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования : учеб. пособие. 2-е изд., перераб. М. ; Воронеж, 2003.

4. Крутецкий В. А. Психология. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1986.

5. Никитина Л., Шагеева Ф., Иванов В. Технология формирования профессиональной компетентности / / Высшее образование в России. 2006. № 9. С. 125-127.

6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М., 2003.

7. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)». URL: mosmetod.ru/ metodicheskoe-prostranstvo/documenti/ prikaz-mintruda-rossii-544n-ot-18-oktyabrya-2013-g-ob-utverzhdenii-professionaInogo-standarta-pedagog-pedagogicheskaya-deyatelnost-v-sfere-doshkolnogo-nachalnogo-o.html (дата обращения: 21.05.2016).

8. Психология развивающейся личности / под ред. А. В. Петровского. М., 1987.

9. Петровский А. В., Абраменкова В. В., Зеленова М. Е. и др. Социальная психология : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. М., 1987.

10. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 — 2020 годы // Министерство образования и науки Росссийской Федерации. URL: минобрнауки. рф/documents/5930/fiIe/4787/FCPRO_na_2016-2020_gody.pdf (дата обращения: 15.07.2016).

11. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» (уровень бакалавриата) : приказ Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 г. № 1457. URL: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/ fgosvob/440302.pdf (дата обращения: 11.06.2016).

12. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» (уровень магистратуры) : приказ Министерства образования и науки РФ от 12.05.2016 г. № 549. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgosvom/440402.pdf (дата обращения: 11.06.2016).

13. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155. URL: минобрнауки.рф/документы/6261/файл/ 5230/Приказ%20№%201155%20от17.10.2013%20г^ (дата обращения: 06.03.2016).

14. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 29.12.2012 № 273. URL: минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12. 12.29-ФЗ_Об_образовании_в_Российской_Федерации.pdf (дата обращения: 15.06.2016).

Об авторе

Марина Сергеевна Краковская — соискатель, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.

E-mail: [email protected]

About author

95

Marina Krakovskaia, PhD student, I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.