педагогические науки
Галкина Ирина Александровна, Галеева Елена Владимировна МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ...
УДК 373.2
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ВОПРОСАМ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2018
Галкина Ирина Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования Галеева Елена Владимировна, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики дошкольного образования Иркутский государственный университет (664008, Россия, Иркутск, ул. Н. Набережная, 6, e-mail: [email protected]) Аннотация. В статье представлены результаты исследования использования разнообразных форм повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации по вопросам речевого развития дошкольников. Определены технологии эффективного методического сопровождения педагогов по вопросам речевого развития дошкольников в условия ФГОС ДО. Изучены механизмы формирования профессиональной компетентности педагога в организации эффективного речевого взаимодействия в условиях современного дошкольного образования. Обобщение теоретических исследований позволило определить ключевую дефиницию исследования. Профессиональная компетентность педагога по вопросам речевого развития детей представляет собой комплексную характеристику педагогической деятельности в области речевого развития детей, включающую целевой, мотивационно-потребностный, содержательно-операционный и оценочный компоненты. В статье обоснованы педагогические условия, представлены варианты методической поддержки работы с педагогами. Рассмотрены условия наиболее успешного развития речи включающие: консультативную и практическую работу по методической поддержке педагогов, направленной на повышение уровня готовности к развитию речи детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, речевое развитие, педагог дошкольного образования, педагогическое проектирование, функции управления педагогическим проектированием.
METHODICAL MAINTENANCE OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER
ON QUESTIONS OF SPEECH DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN IN THE CONDITIONS OF FGOS OF PRESCHOOL EDUCATION
© 2018
Galkina Irina Aleksandrovna, candidate of psychological sciences, associate professor of psychology and pedagogics of preschool education Galeyeva Elena Vladimirovna, senior teacher of department of psychology and pedagogics of preschool education Irkutsk State University (664008, Russia, Irkutsk, N. Naberezhnaya St., 6, e-mail: [email protected])
Abstract. Results of a research of use of pedagogical design as one of effective technologies of methodical escort of the teacher on questions of speech development of preschool children in modern conditions are presented in article. Aspects of formation of professional competence of the teacher of the organization of preschool education to realization of problems of speech development of children in the conditions of realization of FGOS of preschool education are studied. Generalization of theoretical researches has allowed to define a key definition of a research. The professional competence of the teacher on questions of speech development of children represents the complex characteristic of pedagogical activity in the field of speech development of children including target, motivational, substantial and operational and estimated components. In article pedagogical conditions are proved, options of methodical support of work with teachers are presented.
Keywords: professional competence, speech development, teacher of preschool education, pedagogical planning, and management functions pedagogical planning.
Определяющим условием развития и модернизации образовательной системы дошкольного образования является обеспечение образовательных учреждений квалифицированными кадрами. Современное образование нуждается в компетентном, ответственном педагоге, действующем в соответствии с государственной политикой и принципами психолого-педагогической науки. В связи с этим, возникает необходимость поиска путей и технологий оптимизации методического сопровождения педагогов по вопросам реализации задач речевого развития дошкольников
Одним из основных направлений деятельности педагогов дошкольных учреждений занимает работа по речевому развитию детей, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка.
На современном этапе, как представлено в исследованиях, связная, логически последовательная, лексически богатая речь у детей дошкольного возраста очень редкое явление. В речи дошкольников существуют множество проблем, одними из них выступают- несвязность изложение, бедность речи, аграмматичность, краткость построения речевых конструкций и др. [1]
Результатом успешной речевой подготовки детей дошкольного возраста является профессиональная компетентность педагогов в области речевого и лингвисти-Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3(24)
ческого развития детей и использование разнообразных технологий обучения, обеспечивающих активную поисковую деятельность детей.
Современная образовательная ситуация диктует изменения в содержании профессионально-педагогической деятельности специалистов дошкольного образования, что обуславливает необходимость поиска средств, стимулирующих педагогов к профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию, развитию творческих способностей, обуславливающее их готовность развиваться, совершенствовать свои знания, умения и способности.
Исследователи приходят к общему выводу, что успешное развитие ребенка возможно лишь во взаимодействии с развивающимся педагогом, творческая индивидуальность которого проявляется, прежде всего, в способности к самоизменению.
Авторы отмечают, что развивающийся педагог не тот, кто учит, а кто осознает закономрности, связи и отношения развития дошкольника. В данной связи педагогу дошкольного образования необходимо обладать соответствующими профессиональными компетенциями, характеризующимися умениями создавать речевое пространство, занимать познавательную позицию, динамично использовать лингводидактические технологии, поддерживать инициативы воспитанников в познании
Galkina Irina Aleksandrovna, Galeyeva Elena Vladimirovna pedagogical
METHODICAL MAINTENANCE OF PROFESSIONAL ... sciences
речи
При изучении психолого-педагогической литературы, нами было выявлены следующие противоречия:
- между требованиями Профессионального стандарта педагога в области владения современными лингво-дидактическими технологиями обучения и формирования детской речи и недостаточной готовностью педагогов ДОО к данной деятельности;
- формирование готовности педагогов к реализации речевых задач препятствуют такие негативные факторы, как интенсификация образовательного процесса, несоответствие программ и технологий обучения возрастным и индивидуальным особенностям речевой деятельности обучающихся.
В связи с этим возникает необходимость в поиске путей оптимизации речевого развития дошкольников, повышения профессиональной компетентности педагогов, в их теоретической и практической подготовки к реализации задач речевого развития дошкольников.
Методологическую основу нашего исследования составили общенаучные положения о профессиональной компетентности педагога представленные в трудах В.А. Сластенина, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С.Г. Молчанова, Г.В. Яковлевой и др., авторы в содержательную характеристику компонентов профессиональной готовности включают:
1. Мотивационный: профессиональная мотивированность на организацию эффективной речевой деятельности, способность педагога организовать продуктивное речевое взаимодействие детей, педагог осознает огромный потенциал лингводидактических технологий для развития речи детей; стремится совершенствовать свои научные знания и профессиональные умения.
2. Практический: способен организовать активное речевое пространство детей, владеет системой методических и технологических умений для решения речевых задач и организации эффективной речевой деятельности дошкольников, знает особенности психолого-педагогического сопровождения коммуникативной деятельности, проявляет активность, инициативность, творческий подход в организации речевой деятельности.
3. Теоретический: имеет представление о значении речевого развития дошкольников детей; знает особенности, методы развития и руководства речевой деятельности дошкольников
4. Рефлексивный: осуществляет контроль, самоконтроль и анализ собственной профессиональной деятельности и деятельности детей
Следуя из данных положений, можно обосновать основной тезаурус проблемы, где под «профессиональной компетентностью», следует понимать «совокупность профессионально обусловленных требований к педагогу и употребляется с такими терминами, как «квалификационная характеристика», «профессиограмма личности», «профессиональная готовность» [2].
Притчина Л.Р. рассматривает данную категорию как интегративное свойство личности педагога, характеризующего его осведомлённость в психолого - педагогической области знаний, профессиональные умения и навыки, личностный опыт, при этом важно , чтобы специалист был нацелен на перспективность в работе, открыт к динамическому обогащению необходимыми знаниями, уверен в себе и способен достигать профессионально значимых результатов [3].
В целях эффективной реализации образовательной области «развитие речи» и повышения ее эффективности на современном этапе определяет факторы эффективного взаимодействия, где содержанием профессиональной компетентности по вопросам речевого развития дошкольников выступает набор общепедагогических и специальных компетенций, которые представляют собой комплекс характерных профессиональных умений и навыков для всех уровней профессиональной подготовки. Автор заявляет, что изменяются и могут варьиро-180
ваться только степень осмысления, глубина понимания проблемы [4].
К общепедагогическим компетенциям относятся: ценностно-смысловые, коммуникативные и культуро-ведческие. Содержанием этих компетенций выступают: ценностные ориентиры в отношении родного языка, который является формой отражения национальной культуры, отношение к речи детей как самоценного образования, активное участие воспитанников в познании родной речи; развитие речевых умений и способностей дошкольников , использования языка в различных видах профессиональной деятельности и ситуациях педагогического общения; знания норм, правил, традиций жизни в поликультурном обществе, основ культуры межнационального общения [5].
Следуя нашему контексту проблемы можно констатировать, следующие характеристики профессиональных компетенций необходимых педагогу в данной области знания.
К специальным компетенциям педагогов относят: лингвистические, научно-методические и практическо-методические. методы и средства направлены на речевое развитие дошкольников
Таким образом, профессиональная компетентность педагога по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста следует рассматривать как комплексную характеристику педагогической деятельности в области речевого развития детей, включающую целевой, моти-вационно-потребностный, содержательно-операционный и оценочный компоненты. Это целостное образование, содержащее взаимосвязанные и взаимозависимые компоненты:
Целевой компонент - осознание педагогом значимость речевого развития дошкольников, как основы дальнейшего успешного развития и адаптации ребенка, как ключевой образовательной области ФГОС дошкольного образования, сензитивности возраста к реализации задач развития данного направления.
Мотивационно-потребностный компонент- профессиональные установки, заинтересованность в профессиональном росте, ориентация педагога на доминантные ценности,: знания как ценности. Содержательно-операционный компонент- педагог не только владеет научными знаниями , способен их применять и адаптировать в зависимости от ситуации , потенциала детей и запросов родителей Данный компонент включает комплекс педагогических умений - аналитические, гностические, конструктивные, проективные, рефлексивные.
Оценочный компонент - самооценка своей успешности, продуктивности деятельности с оптимальным педагогическим образцам [4].
В качестве ведущего условия повышения профессиональной компетентности педагогов и эффективности построения образовательной деятельности с детьми выступает рационально и эффективно организованное методическое сопровождение педагогов, включающее «комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий, мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи педагогу в решении возникающих затруднений, способствующих его развитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности» [4], [9].
Проведенный нами научный анализ особенностей организации методической службы в ДОО, показал, что зачастую методическая служба построена таким образом, что спланированное для реализации содержания работы с педагогами имеет случайный характер, характеризуется бессистемностью, слабостью связей между основными направлениями повышения квалификации работников детских садов, отсутствием в планах методической работы ряда необходимых блоков содержания, самых острых и актуальных проблем. Во многих детских садах реальные проблемы учебно-воспитательного процесса, проблемы конкретных педагогов и воспитанников и со-Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)
педагогические науки
Галкина Ирина Александровна, Галеева Елена Владимировна МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ...
держание методической работы существуют параллельно от самих педагогов, не учитываются их интересы, не отслеживаются интересующие вопросы или трудности, проводятся не интересные информационные лекции и т.д., методический кабинет существует для галочки [5].
В настоящее изменения системы работы методической службы возросла в связи с переходом на вариативную систему образования, появлению многообразия новых методов, форм, технологий в планировании организации работы с детьми.
В целях эффективной реализации образовательной Программы по речевому развитию дошкольников важным в профессиональном развитии и становлении специалиста дошкольного учреждения считаем информационное обеспечение его деятельности (консультации, участие в работе семинаров, практикумов, мастер-классах) и психолого-педагогическую поддержку (организация ситуации успеха, поддержка и оценка успешной деятельности, в том числе и материальное поощрение; постоянная помощь в тех пределах, в которых он нуждается) » [6].
В качестве ведущих методических средств формирования профессиональной компетентности практикующего педагога по вопросам речевого развития в новых условиях реализации ФГОС дошкольного образования выступила система технологий и методов, таких как: консультативная поддержка, которая включала: консультации-парадоксы с запланированными ошибками; мультимедийные презентации практикоориентирован-ных наработок педагогов; гостевой обмен опытом; консультации, по опорным словам, консультации - практикумы; консультации - тренинги; мастер - классы; семинары - практикумы; деловые игры; дискуссионные площадки; творческие микрогруппы и др.
Консультативная поддержка предполагает создание на базе ДОО специализированного кабинета по вопросам речевого развития дошкольников, оснащение его методической литературой, мультимедийными презентациями, приглашение узких специалистов, осуществляющих консультирования как педагогов, так и родителей по вопросам речевого развития дошкольников. В ходе проведения дискуссий, консультаций диалогов по проблемным вопросам с узкими специалистами, педагоги дискуссировали сталкивались и обсуждали разные точки зрения, демонстрировали разный взгляд на подходы и технологии речевого развития дошкольников, в конце выбирался наиболее приемлемый вариант исходя из внутренних проблем и и интересов. По форме и содержанию дискуссия напоминают беседу. Она предполагает выбор актуальной, проблемной для коллектива темы, в ходе совместного обсуждения и диалога, педагоги делают важные для себя выводы и принимают решения дальнейших действий. Технология же проведения дискуссии предполагает борьбу мнений, постановку спорных вопросов. [6].
Организуя методическую работу, направленную на овладение воспитателями ДОУ вопросов речевого развития дошкольников, мы исходили из того, что продуктивность освоения профессиональной деятельности зависит не от накопления профессиональных знаний, а работа должна быть представлена как целостность познавательной и инновационной деятельности, входе которой педагог получает видимый реальный продукт своей деятельности, где приобретенные знания становятся свойствами личности, способной выполнять определенные действия в заданных или новых условиях на основе сформированности профессиональных умений [6].
Теоретическое содержание осваивалось в процессе тематических консультаций с элементами проблемных дискуссий, диалога, педагогических мастерских. Однако главный акцент был сделан нами на самостоятельное изучение воспитателями, справочной, научной, методической литературы, информации в Интернет в процессе индивидуальной, парной, подгрупповой или
коллективной познавательной деятельности (теоретические микроисследования). Происходило теоретическое обогащение знаний.
Практическое овладение осуществлялось через создание конкретных методических разработок по общей теме «Современные технологии речевого развития детей старшего дошкольного возраста», через включение воспитателей не в процесс традиционного информирования, а в деятельностное «проживание». Деятельностное «проживание» - личностное «вхождение» воспитателя в процесс повышения профессиональной компетентности, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются, т.е. педагог занимает активную позицию субъекта своей деятельности [6].
В качестве деятельностного и коммуникативного акта педагогического взаимодействия активно выступали совместная деятельность, межличностное общение и непосредственно сама личность партнера по контакту. Присутствие этих ориентиров позволило старшему воспитателю более гибко «простраивать» тот или иной акт взаимодействия и оперативно влиять на его результат.
Разработанные нами система конструктивных диалогов (коллективное рассуждение, обсуждение психолого-педагогических проблем, путей их преодоления), обеспечила актуализацию знаний, и способствовал переносу их в творческую деятельность каждого педагога. Мы считаем, что именно в процессе диалогового общения происходят «встречи» старых и новых знаний, позиций, концепций. Таким образом, осуществлялся не просто обмен «информацией, действиями, эмоциями» (Н.Ф. Радионова), а своего рода «обмен с приращением», «обмен с профицитом». Представляется, что подобный обмен позволяет обогащать внутренние потенциалы и практический опыт каждой из сторон, влиять на состояние их общности и характер складывающихся между ними взаимоотношений. Элементы такого обмена существуют и в других видах социально обусловленных контактов, но именно в педагогическом взаимодействии взаимообогащающий обмен внутренними потенциалами осуществляется целенаправленно и систематически [7].
В качестве своеобразного механизма обмена между взаимодействующими сторонами выступают, как нам представляется, два основных процесса: объективация и субъективация. Объективация основана на активной передаче человеком миру того, чем он реально обладает. Субъективация, в свою очередь, направлена на присвоение актуализированных в ходе обмена-взаимодействия ресурсов партнера. Для данного процесса характерны принятие, структурирование и избирательное включение индивидом в свой «внутренний фонд» содержательных элементов такого рода обмена [7].
Таким образом, формирование профессиональной готовности педагогов к реализации задач речевого развития строится на основе принципов - интегративности, профессионального общения, стимулирование интереса и мотивации к самообразованию, повышение уровня активности и самостоятельности, развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности, развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии и др. [8].
Значительная роль в структурно-функциональной модели развития профессиональной компетентности педагога по речевому развитию дошкольников включает три компонента - мотивационно-потребностный, содержательно-операционный, оценочный компонент [10].
Мотивационно - ценностный компонент предполагает заинтересованность педагога в активном познании, потребность в самообразовании, стремление решать поставленные задачи, преодолевать трудности.
Содержательно-операционный содержит в себе систему знаний, которыми должен овладеть педагог: знание приемов и способов решения профессиональных практических задач и умение их творчески использовать.
Оценочный компонент - умение проанализировать
Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3(24)
181
Galkina Irina Aleksandrovna, Galeyeva Elena Vladimirovna METHODICAL MAINTENANCE OF PROFESSIONAL ..
pedagogical sciences
и дать оценку своей деятельности, своевременно найти пути коррекции [10].
Особую значимость в аспекте данной проблемы выступает организация методического сопровождения педагогов, через насыщения интерактивной среды, использования активных форм работы с педагогами, развития креативного потенциала педагога, создание комплекса проблемно-креативных ситуаций в ходе коллективных и индивидуальных занятий, оснащенность методической среды необходимыми материалами и литературой по теме. Оказание всесторонней помощи педагогам в вопросах речевого развития посредством индивидуальных консультаций, проведение конструктивных диалогов, информационное обеспечение, проведение индивидуальных встреч с узкими специалистами и др.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. - М., 2000. - 325с.
2. Федотова Е.Л. Теоретико-методологические основы педагогического взаимодействия: монография. -Иркутск, 1997. - 175с.
3. Притчина Л.Р.Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам развития речи дошкольников / Ы1р://открытыйурок.рф/статьи/55Ш30/
4. Макарова В.Н. Подготовка педагогов к речевому и лингвистическому развитию детей дошкольного возраста в системе непрерывного профессионального образования / автореферат диссертации
5. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в ДОУ. М. 1995. с.-109.
6. Шумовская К. Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов по речевому развитию детей https://pandia.ru/text/79/163/58943.php
7. Педагогический вестник. - Научный журнал: -Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 1 (1). - 108 с.
8. Шадрина Л.Г. Формирование предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраст: монография. - М.,1997. -175с.
9. Макарова В.Н. Педагогические умения в области речевого развития детей дошкольного возраста и условия их формирования у будущих воспитателей // Наука и школа. 2010. №1. - С.94-99.
10. И.А. Галкина, Е.В. Галеева. Детская речь с элементами языкознания. - Иркутск: 2015. - 252 с.
Статья поступила в редакцию 17.07.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018
182
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)