Научная статья на тему 'Компетентность педагогов в области развития связной речи детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья'

Компетентность педагогов в области развития связной речи детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1212
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / CONNECTED SPEECH / ДОШКОЛЬНИКИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / PRESCHOOL CHILDREN WITH DISABILITIES / КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ / COMPETENCE OF TEACHERS / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / ХАРАКТЕРИСТИКА ЗНАНИЙ О ПРАКТИЧЕСКИХ ПРИЕМАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ / CHARACTERISTIC OF KNOWLEDGE ABOUT PRACTICAL METHODS OF SPEECH DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN / ФОРМЫ / FORMS / СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ / MEANS OF DEVELOPMENT OF COHERENT SPEECH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипова Лариса Борисовна, Дружинина Лилия Александровна

В статье представлены результаты изучения уровня компетентности педагогов в вопросах развития речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. На основе анализа теоретических источников, посвященных проблеме изучения и развития связной речи детей дошкольного возраста, показана роль взрослого в становлении всех компонентов языка ребенка, особенно ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Акцентировано внимание на необходимости повышения профессиональной компетентности педагогов в данном направлении. В статье описано содержание эксперимента, организованного с целью изучении ориентированности педагогов, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями речи, зрения, задержкой психического развития), в теоретических и практических вопросах развития связной речи воспитанников. В ходе исследования были выявлены затруднения, которые определяются как недостаточной компетентностью педагогов в определении условий, форм, методов и средств развития и коррекции речи, так и сложностью самого предмета развития связной речи при различных вариантах дизонтогенеза. Авторы делают вывод о том, что педагоги нуждаются в расширении, уточнении и систематизации теоретических знаний по вопросам развития связной речи детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, обогащении представлений об основных линиях преемственности задач по развитию речи, способствующих формированию у детей языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи, интереса к разным сторонам языковой действительности, речевого самоконтроля, творческого характера развития речи ребенка. В статье определены направления работы по повышению компетентности педагогов дошкольных учреждений в вопросах развития связной речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осипова Лариса Борисовна, Дружинина Лилия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE OF TEACHERS IN THE FIELD OF DEVELOPMENT OF THE CONNECTED SPEECH OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE WITH RESTRICTED HEALTH OPPORTUNITIES

The article presents the results of studying the level of competence of teachers in the development of speech of preschool children with disabilities. Based on the analysis of theoretical sources devoted to the study and development of coherent speech of preschool children, the role of an adult in the development of all components of the child's language, especially a child with disabilities, is shown. Attention is focused on the need to increase the professional competence of teachers in this direction. The article describes the content of the experiment, organized to study the orientation of teachers educating preschool children with disabilities (with speech, vision, retardation of mental development), theoretical and practical issues of developing coherent speech of pupils. In the course of the study, difficulties were identified, which are defined as insufficient competence of teachers in determining the conditions, forms, methods and means of development and correction of speech, and the complexity of the subject itself-the development of coherent speech in various developmental disorders. The authors conclude that teachers need to expand, refine and systematize theoretical knowledge on the development of coherent speech of children of preschool age with limited health opportunities, enriching the notion of the main lines of continuity of problems in the development of speech, contributing to the formation of language generalizations in children, elementary comprehension phenomena of language and speech, interest in various aspects of linguistic reality, speech self-control, and the creative nature of the child's speech. The article outlines the directions of work to improve the competence of preschool teachers in the development of coherent speech in preschool children with disabilities.

Текст научной работы на тему «Компетентность педагогов в области развития связной речи детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Osipova Larissa Borisovna, Druzhinina Liliya Aleksandrovna COMPETENCE OF TEACHERS IN THE FIELD ...

pedagogical sciences

УДК 371.9

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

© 2018

Осипова Лариса Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Дружинина Лилия Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной педагогики, психологии и предметных методик Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, проспект Ленина 69, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье представлены результаты изучения уровня компетентности педагогов в вопросах развития речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. На основе анализа теоретических источников, посвященных проблеме изучения и развития связной речи детей дошкольного возраста, показана роль взрослого в становлении всех компонентов языка ребенка, особенно ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Акцентировано внимание на необходимости повышения профессиональной компетентности педагогов в данном направлении. В статье описано содержание эксперимента, организованного с целью изучении ориентированности педагогов, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями речи, зрения, задержкой психического развития), в теоретических и практических вопросах развития связной речи воспитанников. В ходе исследования были выявлены затруднения, которые определяются как недостаточной компетентностью педагогов в определении условий, форм, методов и средств развития и коррекции речи, так и сложностью самого предмета - развития связной речи при различных вариантах дизонтогенеза. Авторы делают вывод о том, что педагоги нуждаются в расширении, уточнении и систематизации теоретических знаний по вопросам развития связной речи детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, обогащении представлений об основных линиях преемственности задач по развитию речи, способствующих формированию у детей языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи, интереса к разным сторонам языковой действительности, речевого самоконтроля, творческого характера развития речи ребенка. В статье определены направления работы по повышению компетентности педагогов дошкольных учреждений в вопросах развития связной речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: связная речь, дошкольники с ограниченными возможностями здоровья, компетентность педагогов, инклюзивное образование, характеристика знаний о практических приемах развития речи дошкольников, формы, средства развития связной речи.

COMPETENCE OF TEACHERS IN THE FIELD OF DEVELOPMENT OF THE CONNECTED SPEECH OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE WITH RESTRICTED HEALTH OPPORTUNITIES

© 2018

Osipova Larissa Borisovna, candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, lecturer, Department

of special pedagogy, psychology and meaningful techniques Druzhinina Liliya Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, Professor, head of Department of special pedagogy, psychology and meaningful techniques South Ural State humanitarian and Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Prospekt Lenina 69, e-mail: [email protected])

Abstract. The article presents the results of studying the level of competence of teachers in the development of speech of preschool children with disabilities. Based on the analysis of theoretical sources devoted to the study and development of coherent speech of preschool children, the role of an adult in the development of all components of the child's language, especially a child with disabilities, is shown. Attention is focused on the need to increase the professional competence of teachers in this direction. The article describes the content of the experiment, organized to study the orientation of teachers educating preschool children with disabilities (with speech, vision, retardation of mental development), theoretical and practical issues of developing coherent speech of pupils. In the course of the study, difficulties were identified, which are defined as insufficient competence of teachers in determining the conditions, forms, methods and means of development and correction of speech, and the complexity of the subject itself-the development of coherent speech in various developmental disorders. The authors conclude that teachers need to expand, refine and systematize theoretical knowledge on the development of coherent speech of children of preschool age with limited health opportunities, enriching the notion of the main lines of continuity of problems in the development of speech, contributing to the formation of language generalizations in children, elementary comprehension phenomena of language and speech, interest in various aspects of linguistic reality, speech self-control, and the creative nature of the child's speech. The article outlines the directions of work to improve the competence of preschool teachers in the development of coherent speech in preschool children with disabilities.

Keywords: connected speech, preschool children with disabilities, competence of teachers, inclusive education, characteristic of knowledge about practical methods of speech development of preschool children, forms, means of development of coherent speech.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Инновационные процессы, происходящие в системе образования, обуславливают повышение требований к профессиональной компетентности педагогов [1-7]. Весьма актуально это и в отношении педагогов дошкольных образовательных организаций, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [8-17]. Анализ педагогической практики показывает, что значительные трудности педагоги испытывают в области развития связной речи дошкольников. Значимость формирования компетенций педагогов в данном направлении возрастает в силу того, что речь, выполняя ряд

функций, является ключевым условием социализации ребенка с ОВЗ [18-20]. Исходя из этого, существует необходимость эмпирического изучения теоретической и практической готовности педагогов к осуществлению деятельности в области развития связной речи дошкольников с ОВЗ с целью научного обоснования приоритетных направлений работы по повышению их профессиональной компетентности в данной области.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Речь играет важную роль в психическом развитии ребенка. Она является

304

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)

педагогические науки

Осипова Лариса Борисовна, Дружинина Лилия Александровна КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ...

необходимым условием для его интеллектуального развития, формирования его характера, эмоций и личности в целом, что показано в трудах Л.С. Выготского [21]. Следуя учению Л.С. Выготского, Ф.А. Сохин полагает, что «в формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия и наблюдательности» [22].

Проблеме изучения и развития связной речи у детей дошкольного возраста посвящены работы А.М. Бородич, В.П. Глухова, Н.С. Жуковой, Л.Б. Осиповой, В.И. Ти-хеевой, О.С. Ушаковой, К.Д. Ушинского, Е.А. Флериной и др. Ученые подчеркивают, что обучение связной речи может рассматриваться и как цель, и как средство практического овладения языком [19; 22-26]. Связная речь, по мнению исследователей, вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, словарным составом, его звуковым и грамматическим строем. Установлено, что связная речь предполагает овладение словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, а также практическое их применение и умение пользоваться усвоенным языковым материалом, полно, связно, последовательно и понятно окружающим передавать содержание готового текста или самостоятельно составлять связный рассказ.

Дошкольный возраст является сенситивным периодом речевого развития ребенка. Для нас важно мнение А.Н. Гвоздева о том, что в детской речи реализуется «язык в его непрерывном изменении и росте, направляемом воздействием речи окружающей среды» [19]. Данная теория, безусловно, представляет интерес для нашего исследования, т.к. позволяет выделить определяющую роль взрослого в развитии связной речи ребенка.

Основное содержание работы педагога дошкольной организации по развитию речи ребенка отражено в ФГОС ДО. Так, образовательная область «Речевое развитие» предполагает формирование речи ребенка как средство общения и культуры, развитие всех структурных компонентов языка и речевого творчества. Ведущей задачей развития речи дошкольников является становление связной речи, что особо важно для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), воспитывающихся как в условиях специального, так и инклюзивного образования. В таких условиях возрастают требования к профессиональной компетентности педагогов, большое значение имеет уровень сформированности комплекса профессионально-значимых качеств педагога, необходимых для организации и реализации коррекционно-об-разовательной работы по развитию связной речи детей.

Вместе с тем, у педагогов образовательных организаций возникают затруднения, которые определяются как недостаточной компетентностью в определении условий, форм, методов и средств развития и коррекции речи, так и сложностью самого предмета - развития связной речи при различных вариантах дизонтогенеза [8; 11-14].

Формирование целей статьи (постановка задания). С целью изучения компетентности педагогов в вопросах развития речи детей дошкольного возраста, определения основных трудностей в организации работы по развитию связной речи детей было проведено анкетирование педагогов дошкольных образовательных организаций №2 339, 138, 440 г. Челябинска, работающих с детьми с ОВЗ (нарушениями речи, зрения, задержкой психического развития). В анкетировании приняли участие 32 респондента. Из них 15 человек (46,8 %) составляют педагоги со стажем работы до 5 лет, 17 человек (53,2 %) имеют стаж работы от 5 лет и выше лет. Высшее педагогическое образование имеют 16 человек (50 %), среднее специальное - 16 человек (50 %).

При разработке анкеты было предусмотрено изучение ряда параметров:

- осведомленность педагогов в теоретических вопросах развития связной речи дошкольников;

- сформированность знаний о практических приемах, формах, средствах работы по развитию связной речи детей, в том числе с ОВЗ;

- трудности педагогов в организации работы по развитию связной речи детей (педагогическая деятельность с детьми и работа с семьей);

- знание инноваций в области развития связной речи дошкольников;

- запрос педагогов на повышение компетентности по проблеме «Развитие связной речи детей дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ».

Соответственно, анкета включала 30 вопросов, систематизированных по пяти блокам.

Осведомленность в теоретических вопросах

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Анализ анкетных данных позволил выявить, что 100 % педагогов достаточно ориентированы в содержании программы по развитию речи. Вместе с тем, педагоги испытывают сложности в определении компонентов связной речи. Чаще всего педагоги не дифференцируют базовые компоненты связной речи от видов речевых высказываний.

Большинство педагогов (56 %) подчеркивают важность грамматического строя речи при оформлении связных высказываний. Однако, только 34 % опрошенных отмечают все основные направления работы по формированию грамматического строя речи. Значимости звуковой культуры речи и словарного запаса уделяют внимание 28 % опрошенных. При этом педагоги подчеркивают необходимость развития артикуляционного аппарата и коррекции звукопроизношения, не указывая на роль просодической стороны речи. Следует обратить особое внимание на то, что большинство педагогов упускают роль смысловой стороны в развитии связной речи ребенка. Только 9 % выделяют важность этого компонента.

Определенные сложности педагоги испытывают в знании возрастных особенностей развития речи детей дошкольного возраста с нормальным развитием и с ОВЗ. Результаты анализа данного параметра показали, что 91% опрошенных недостаточно ориентированы в данном аспекте.

Таким образом, из анализа полученных данных наглядно видно, что педагоги нуждаются в расширении, уточнении и систематизации теоретических знаний по вопросам развития связной речи детей дошкольного возраста, обогащении представлений об основных линиях преемственности задач по развитию речи, которые решаются в предыдущей и последующей возрастной группе, и комплексном характере развития каждой задачи.

Дадим анализ состояния сформированности знаний педагогов о практических приемах, формах, средствах работы.

Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах, как на специальных речевых занятиях, так и вне занятий. Однако у педагогов недостаточно сформировано представление о формах работы по развитию речи детей, а значит и снижена осознанность использования в образовательном процессе разнообразных форм работы, обеспечивающих систематичность и комплексность мероприятий в данном направлении. Значительные сложности представила для педагогов дифференцировка форм и приемов развития речи дошкольников. 47 % респондентов называют беседу как одну из основных форм работы в данном направлении, 27 % - инсценирование, 18 % - сюжетно-ролевую игру. В большинстве случаев педагоги перечисляют приемы работы по развитию речи детей (чтение, обсуждение, составление загадок и рассказов, рассказывание по сюжетным картинам, речевые минутки, рассказы из личного опыта, рассматривание, дидактические игры, заучивание стихотворений, моделирование).

Osipova Larissa Borisovna, Druzhinina Liliya Aleksandrovna pedagogical

COMPETENCE OF TEACHERS IN THE FIELD ... sciences

Анализ результатов, представленных в таблице 1, позволяет судить о том, что наиболее распространенными приемами работы педагогов по речевому развитию являются загадки и составление сказок, рассказов (44 %-72 %). Недостаточно часто в своей деятельности педагоги используют художественное слово, чтение, инсценирование, беседы, рассказы из личного опыта (18 %-37 %). Следует отметить, что дидактическую игру как прием развития речи детей назвали только 9 % педагогов.

Таблица 1 - Приемы работы, используемые педагогами по развитию речи детей (в %)*

Приемы работы по речевому развитию Количество педагогов, использующих данный прием работы

Загадки 72

Составление сказок, рассказов 44

Художественное слово 37

Чтение 28

Инсценирование 28

Беседы 18

Рассказы из личного опыта 18

Дидактические игры 9

* составлено автором

Из таблицы видно, что приемы работы по развитию речи, используемые педагогами, недостаточно разнообразны, что не позволяет в должной мере решать взаимосвязанные задачи, охватывающие разные стороны речевого развития - фонетическую, лексическую, грамматическую, и на их основе - развитие связной речи.

Для осуществления эффективной работы по развитию речи детей, формированию у них всех структурных компонентов речи, являющихся предпосылкой развития связной речи (звуковая культура речи, грамматический строй речи, лексическая сторона речи), необходимо использование различных средств. Данные, представленные в таблице 1, позволяют судить о сформированности у педагогов представлений о значимости разнообразных средств развития речи детей. Для анализа оценки педагогами роли определенного средства в развитии речи дошкольников использовался коэффициент значимости (средний показатель места параметра в рейтинге).

Таблица 2 - Характеристика представлений педагогов о значимости средств развития речи детей*

№ Средства развития речи детей (в соответствии с убыванием значимости параметра) Коэффициент значимости

1 речь педагога 1,09

2 языковая среда 1,27

3 чтение художественной литературы 2,55

4 дидактические игры 2,99

5 художественное слово 3,0

6 сюжетно-ролевая игра 3,27

7 театрализованная деятельность 3,64

8 использование предметных и сюжетных картин 3,73

9 книготворчество 4,0

10 познавательно-исследовательская деятельность 4,64

11 художественно-продуктивная деятельность 4,73

12 наблюдение 5,0

13 проектная деятельность 5,0

14 музыкальная деятельность 5,0

15 экскурсия 5,36

* составлено автором

Как видно из таблицы, наибольшую роль в развитии речи детей педагоги отдают языковой среде и речи педагога. При этом 81 % педагогов отмечают, что речь

педагога должна быть грамотной. Чуть больше половины педагогов (63 %) считают, что главные качества речи педагога - выразительность, доступность, четкость, логичность. От 9 % до 18 % педагогов считают, что речь педагога должна быть образной (использование художественного слова), спокойной и развернутой.

Безусловно, речь педагога и языковая среда являются необходимым условием их лингвистического развития, постепенного осознания языковых явлений. Однако при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому необходимо специальное обучение, направленное на освоение ребенком языка, использование таких средств, которые способствуют формированию языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи, интереса к родному языку и обеспечивают творческий характер речи, тенденцию к ее саморазвитию. Для этого необходимо комплексное использование всех выше перечисленных средств развития речи.

Вместе с тем, педагоги недостаточно отмечают значение в этом процессе чтения художественной литературы, дидактических игр, художественного слова, сюжет-но-ролевой игры. Еще меньшими по значимости для педагогов являются такие средства, как театрализованная деятельность, использование предметных и сюжетных картин, книготворчество. Последними в рейтинге значимости оказались такие важные виды деятельности, как познавательно-исследовательская, художественно-продуктивная, проектная, музыкальная, а также наблюдение и экскурсия.

Полученные данные позволяют судить о том, что педагоги недооценивают роль различных видов деятельности в развитии речи детей.

Таким образом, существует необходимость повышения теоретических и практических компетенций педагогов в области содержания и особенностей применения форм, приемов и средств развития связной речи дошкольников, способствующих формированию у детей языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи, интереса к разным сторонам языковой действительности, речевого самоконтроля, творческого характера развития речи ребенка.

Проанализируем трудности, которые испытывают педагоги при организации работы по развитию связной речи детей (педагогическая деятельность с детьми и работа с семьей).

Анализ анкет позволил выявить ряд основных проблемных областей в развитии речи детей.

100 % педагогов указывают на низкий уровень развития связной речи детей. Дошкольники испытывают трудности при составлении рассказов по сюжетным картинам, рассказов-описаний, загадок. Данные сложности обусловлены недостаточной сформированностью структурных компонентов речи, являющихся базовыми для овладения ребенком связной речью. Так, 82 % опрошенных отмечают сложности в овладении детьми грамматическим строем речи (словоизменение, словообразование, сочетаемость и порядок слов, построение простых и сложных предложений), невыразительность речи детей. 72 % респондентов обращают внимание на то, что дети не умеют грамотно отвечать на вопросы, задавать их.

Следует указать на низкую сформированность лексической стороны речи детей. 44 % педагогов отмечают недостаточный словарный запас воспитанников, трудности в точной передаче смысла выбранного слова, употреблению синонимов, антонимов. В связи с этим в развитии словаря детей одним из важных направлений должна быть работа над правильным пониманием значения (смысла) слов, над развитием точности словоупотребления, что в целом определяет в дальнейшем культуру речи.

Отмечая в целом низкий уровень развития речи детей, педагоги субъективно не отмечают тех трудностей, которые он сами испытывают при организации работы Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)

педагогические науки

Осипова Лариса Борисовна, Дружинина Лилия Александровна КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ...

в данном направлении. 44 % опрошенных указывают лишь на недостаточное знание разнообразных приемов работы по развитию речи детей. Только 18 % педагогов испытывают сложности в использовании приемов активизации речи детей в процессе непосредственно образовательной, самостоятельной и совместной деятельности, в повседневном общении. 9 % педагогов отмечают недостаточную культуру речи, сложности по обучению детей составлению описательных рассказов.

На современном этапе развития системы образования важная роль отводится информационно-коммуникативным технологиям, мультимедийным средствам, использование которых значительно повышает интерес и познавательную активность детей, расширяет возможности дидактического сопровождения образовательного процесса, вариативности подачи учебного материала и др. Однако, 91% педагогов не владеют навыками их использования в образовательном процессе, что обуславливает необходимость повышения квалификации педагогического состава ДОУ в данном направлении.

Рассмотрим состояние знаний педагогами инноваций в области развития связной речи дошкольников.

Следует обратить внимание на то, что 100 % педагогов сообщают о том, что не знакомы с инновациями в области развития речи детей дошкольного возраста.

63 % педагогов указывают на потребность в знакомстве с инновациями в данном направлении, а также с особенностями психофизического развития детей с ОВЗ. Особую потребность в повышении квалификации испытывают молодые педагоги: 18 % педагогов желают получить практические навыки проведения занятий, индивидуальной работы с детьми, родителями; 9 % - получить навыки проведения мастер-класса; 9 % - расширить теоретические знания и практические навыки в области использования методов и приемов работы по развитию речи.

Только 9 % респондентов готовы поделиться опытом работы по развитию речи детей посредством театрализованной деятельности.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Полученные в ходе исследования данные говорят о том, что для большинства педагогов образовательных организаций, воспитывающих детей, как с обычным развитием, так и с ОВЗ, характерен сниженный уровень профессиональной компетентности по вопросам развития связной речи дошкольников. Анализ анкетных данных позволил сделать выводы о том, что существует необходимость и потребность педагогов в повышении компетентности по следующим позициям:

- в расширении, уточнении и систематизации теоретических знаний в вопросах развития речи детей дошкольного возраста с нормальным развитием и ОВЗ;

- в получении дополнительных знаний об особенностях психофизического развития детей дошкольного возраста с ОВЗ;

- в уточнении содержания работы по различным направлениям развития речи детей;

- в знакомстве с инновациями в данном направлении и готовность к инновационной деятельности;

- в повышении теоретических и практических компетенций педагогов в области проведения занятий и других форм работы по развитию речи, использовании приемов и средств развития речи дошкольников;

- в расширении форм работы с семьей по вопросам развития речи детей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- в овладении навыками использования информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных средств в образовательном процессе, в частности в процессе работы по развитию речи детей.

Таким образом, современная система образования детей дошкольного возраста, в том числе и с ОВЗ, требует повышения профессиональных компетенций педагогов в области развития речи дошкольников. Поиск

оптимальных и эффективных путей решения данной задачи - весьма важная и актуальная проблема.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аграновская, И. Подготовка специалиста как социокультурная проблема // Высшее образование в России. 2002. № 4. с. 118.

2. Панфилова О.И. Понятие «профессиональная компетентность» и различные подходы к изучению феномена данного понятия // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). Казань: Бук, 2016. С. 3-6. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11080/ (дата обращения: 04.03.2018).

3. Сластенин В.А. Педагогика: профессиональная компетентность педагога М.: Мысль, 1992. 237 с.

4. Умникова Е.Л. Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях инновационной образовательной среды: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Умникова Евгения Леонидовна. Екатеринбург, 2011. 189 с.

5. Владимирова Н.Ю. Методическая служба как условие развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 41-44.

6. Третьяк И.Г. Профессионально-педагогическая компетентность педагога // Самарский научный вестник. 2014. № 4 (9). С. 130-132.

7. Тараносова Г.Н., Абрамова Т.А. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 254-257.

8. Vasilyeva, V.S. Tutoring in a family raising an infant with special health needs [Электронный ресурс] / V.S. Vasilyeva, L.A. Druzhinina, L.M. Lapshina, L.B. Osipova, E.V. Reznikova // Espacios: Education. - 2018. -Vol. 39 (# 02). - P. 32.

9. Анисимова Л.П. Межведомственное сотрудничество и организация деятельности службы ранней помощи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2012. № 6. С. 15-18.

10. Васильева В.С. Современные подходы к формированию коммуникативной компетенции педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями // Особые дети в обществе: сборник научных докладов и тезисов выступлений участников I Всероссийского съезда дефектологов / под редакцией О.Г. Приходько, И.Л. Соловьёвой. М., 2015. С. 29-33.

11. Дружинина Л.А., Осипова Л.Б. Организация и содержание коррекционной работы воспитателя с дошкольниками с нарушениями зрения в условиях общеобразовательного учреждения // Актуальные проблемы дошкольного образования: современные концепции и технологии дошкольного образования: материалы XV Международной научно-практической конференции, г. Челябинск. 16-17 марта 2017 г. Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», 2017. С. 167-169.

12. Дружинина Л.А., Осипова Л.Б., Плаксина Л.И. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования: учеб.-методич. пособие. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2017. 253 с.

13. Дружинина Л.А. Лапшина Л.М., Рязанова Е.В., Цилицкий В.С. Тьюторская деятельность как ресурс формирования графомоторного навыка детей с ОВЗ // Азимут научных исследований: Педагогика и психология. 2017. Том 6. № 4 (21). С. 227-230.

14. Осипова Л.Б., Дружинина Л.А. Сопровождение тьютором семьи, воспитывающей слепого ребенка раннего возраста, в условиях лекотеки дошкольной образовательной организации // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 8. С. 57-65.

Osipova Larissa Borisovna, Druzhinina Liliya Aleksandrovna COMPETENCE OF TEACHERS IN THE FIELD ...

pedagogical sciences

15. Андрюшина И.И. Научно-методические основы речевого развития детей и использования художественного слова в детском саду в трудах Е. А. Флериной: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07 / Андрюшина Ирина Ивановна. М., 2003. 250 с.

16. Ефимова Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 130-133.

17. Курицина О.В. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для ребёнка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях лекотеки // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 60-63.

18. Глухов В. П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития: монография. М.: В. Секачев, 2013. 548 с.

19. Осипова Л.Б., Ульянова Н.В. Использование наглядности в речевом и познавательном развитии дошкольников: методич пособие. Челябинск: Цицеро, 2013. 44 с.

20. Осипова Л.Б. Книга как средство воспитания и обучения слепых и слабовидящих дошкольников: учеб.-методич. пособие. Челябинск: Челяб. Обл. спец. б-ка для слабовидящих и слепых, 2015. 74 с.

21. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. / под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1984. Т. 6. Научное наследство. 400 с.

22. 16Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина. 2-е изд., испр. М.: Просвещение, 1979. 223 с.

23. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. 256 с.

24. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса: дневник научных наблюдений. Саратов: СГУ, 1981. 323 с.

25. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М.: АРКТИ, 2004. 168 с.

26. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. 256 с.

Статья поступила в редакцию 29.03.2018

Статья принята к публикации 26.06.2018

308

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.