https://doi.org/10.30853/pedaqoqy.2018.4.5
Вершинина Наталья Викторовна
ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Статья посвящена проблеме формирования связной речи дошкольников на этапе подготовки к школе. Общеизвестно, что период дошкольного детства характеризуется как время динамичного становления и развития фонетической, лексической, грамматической сторон родной речи. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы продуктивной речевой деятельности. Умение дошкольников создавать собственные высказывания является своеобразным показателем уровня интеллектуального и социального развития ребенка. Неотъемлемым требованием, предъявляемым к любому речевому высказыванию, является соблюдение логичности как коммуникативного качества речи. Логичность речи обеспечивается рядом логических умений, основанных на логических операциях. В этой связи немаловажное значение приобретает обучение детей логическим операциям на этапе подготовки к школе. В данной статье предлагаются конкретные приемы работы по формированию элементарных логических умений у детей старшего дошкольного возраста.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/4/2018/4/5.html
Источник
Педагогика. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2018. № 4(12) C. 23-26. ISSN 2500-0039.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/4.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/4/2018/4/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
Теория и методика обучения и воспитания
Theory and Methods of Teaching and Upbringing
УДК 37 Дата поступления рукописи: 10.11.2018
https://doi.org/10.30853/pedagogy.2018A5
Статья посвящена проблеме формирования связной речи дошкольников на этапе подготовки к школе. Общеизвестно, что период дошкольного детства характеризуется как время динамичного становления и развития фонетической, лексической, грамматической сторон родной речи. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы продуктивной речевой деятельности. Умение дошкольников создавать собственные высказывания является своеобразным показателем уровня интеллектуального и социального развития ребенка. Неотъемлемым требованием, предъявляемым к любому речевому высказыванию, является соблюдение логичности как коммуникативного качества речи. Логичность речи обеспечивается рядом логических умений, основанных на логических операциях. В этой связи немаловажное значение приобретает обучение детей логическим операциям на этапе подготовки к школе. В данной статье предлагаются конкретные приемы работы по формированию элементарных логических умений у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова и фразы: старший дошкольник; развитие речи; связная речь; логичность речи; логические операции.
Вершинина Наталья Викторовна, к. пед. н., доцент
Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск versok3@mail. гы
ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Современная система образования предъявляет высокие требования к речевому развитию детей, воспитанию осознанного отношения к языку как национально-культурной ценности, овладению его литературными нормами. М. М. Алексеева, В. И. Яшина утверждают: «Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании» [1, с. 18]. Е. И. Тихеева констатирует: «...ничто не отражается так отрицательно на общем развитии ребенка, как отсталость в развитии языка» [10, с. 2]. Развитие речи в современной методике трактуется и как процесс овладения ребенком родным языком, и как целенаправленный педагогический процесс, содействующий развитию речи детей [2, с. 3].
Для подготовки дошкольников к предстоящему школьному обучению необходимо формирование у них связной речи. Нельзя не согласиться с О. С. Ушаковой, которая отмечает, что «основное развитие связной речи связано с овладением письменной речью и относится к школьному возрасту. Но важное значение имеют основы связной устной речи, которые закладываются в дошкольном возрасте» [12, с. 3]. От уровня овладения речевыми умениями зависит успешность обучения: обладая хорошо развитой связной речью, обучающийся сможет давать развернутые ответы, последовательно и полно, аргументированно и логично строить собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, писать изложения и сочинения.
Под связной речью принято понимать «смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание» [1, с. 253]. Связность, как считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» [9, с. 468]. Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.
Связная речь - это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего/пишущего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи. Необходимое требование, предъявляемое к любому тексту, речевому высказыванию, - это логичность.
Отсюда следует, что формированию логических операций должно уделяться большое внимание в процессе образования дошкольников.
На этапе подготовки к школе у детей активно развивается логическое и понятийное мышление [5; 8; 9], для них посильно овладение некоторыми логическими действиями - элементарными операциями. Среди них: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериация, классификация объектов; элементарное обобщение; подведение под понятия, выведение следствий; установление элементарных причинно-следственных связей; построение простейшей логической цепочки рассуждений и доказательств; элементарное моделирование. Представим направления работы по формированию описанных операций у старших дошкольников.
Для формирования таких действий, как анализ, можно дать задание на определение логических связей между предметами, например: найди подходящее слово, обоснуй свой выбор: 1. Ель - дерево. Одуванчик - ... (луг, лето, цветок). 2. Медведь - шерсть. Рыба - ... (речка, щука, чешуя). 3. Овца - ягненок. Лошадь - ... (скакать, жеребенок, гнедая). 4. Шкаф - мебель. Трамвай - ... (автобус, машина, транспорт). 5. Птица - гнездо. Собака - ... (нора, конура, берлога) [2, с. 72-75]. Заметим, что детям обязательно следует показывать картинки с изображением названных предметов, поскольку в данном возрасте наглядное мышление преобладает [7; 9].
Развитие такой мыслительной операции, как сравнение, можно начать с нахождения общего и различного в предметах и понятиях. Например, что общего у розы и ромашки? А чем они отличаются? Далее по аналогии: кукла и машинка? Бабочка и пчела? Осень и весна? Собака и кошка? Можно использовать задание «Дополни предложения», где дети дополняют предложение, начатое педагогом, нужным по смыслу словом, обозначающим признак предмета (цвет, форма, размер, материал): «Кубик жесткий, твердый, а мячик.», «Мячик круглый, а кубик.», «Кубик пластмассовый, а мячик.» и т.д. Дошкольникам можно предложить составление предложений по вопросам: «Какой формы арбуз и дыня?», «Каковы на вкус лук и клубника?», «Какого цвета апельсин и огурец?» и т.д. Для формирования первоначальных навыков сравнительной характеристики следует использовать прием параллельного описания (по частям) двух предметов - педагогом и ребенком (описание арбуза и дыни, собаки и кошки и т.д.).
Для выделения и обозначения контрастных признаков двух предметов, связанных с их пространственными характеристиками, используются такие задания: слон - большой, а мышь - маленькая; береза - высокая, а шиповник - низкий; река - широкая, а ручей - узкий.
На основе контрастных признаков могут в дальнейшем выстраиваться такие мыслительные операции, как классификация и обобщение: «Я тебе буду говорить слово, а ты придумывай, какое слово будет наоборот. Например: маленький, а наоборот - большой, чистый, а наоборот - грязный. Понятно? А теперь поиграем: "Ночью на улице темно, а днем - ...", "Ветер бывает холодный, а бывает - ...", "Вода бывает чистая, а бывает - ...", "Дом бывает большой, а бывает - ..."».
В процессе освоения детьми классификации сначала предлагаются задания на образование групп предметов (выделить из нескольких предметов те, которые обладают одинаковыми свойствами, и объединить их в группу). Можно предложить назвать понятия одним словом: «Шуба, шарф, пижама, халат, плащ, платье -это ...». А затем, сделав обобщение, дети могут детально классифицировать явления или понятия: «Транспорт может быть ... (грузовой, пассажирский, водный)». И усложняем задание: «Велосипед, мотоцикл, пароход, лодка, самолет, вертолет, грузовик, легковая машина - это ...».
Многие методисты отмечают, что «для формирования у ребенка обобщающих понятий важно научить его объединять предметы в однородную группу по их назначению, функции, которую они выполняют в жизни человека» [6]. В процессе обобщения ребенок находит одно слово, наиболее подходящее для всей группы. «Работу в этом направлении хорошо проиллюстрирует задание на выделение лишнего предмета:
Давай-ка подумаем, что же здесь лишнее:
Картофель, пила, огурец, помидор...
Три из картинок подружатся с пищею,
А для четвертой подходит топор.
Решим и другую задачу на лишнее:
Клубника, малина, черника и кот...
Какие картинки подружатся с вишнею?
Какая с животными в дружбе живет?
А дальше найдем мы хороших друзей
Для кресла, жука и столовых ножей...
В продолжении ребенок называет мебель, насекомых, посуду и т.д.» [Там же].
Простейшие умозаключения дети смогут сделать на основе следующих вопросов: «Сорока больше воробья, значит, воробей .» (меньше), «Река глубже ручья, значит, ручей .» (мельче).
Большое значение для развития логических действий имеет умение проводить сериацию - мысленное установление связи между предметами и расположение их в определенной последовательности, а также систематизацию - выявление закономерности в создании определенной системы, определение места или явления в этой системе. Например, взрослый дает ребенку карточки и предлагает после внимательного просмотра разложить их по порядку так, чтобы получился какой-нибудь рассказ. Для этого надо понять, что было
сначала, что потом и чем могло закончиться. Следует обратить внимание ребенка на детали рисунка, поскольку именно они подсказывают правильное решение. В конце упражнения обязательно следует уточнить, кажется ли ребенку сюжет смешным, странным, интересным и почему.
Для формирования умений выводить элементарные следствия, устанавливать причинно-следственные связи, строить простейшие логические цепочки рассуждений и доказательств можно использовать картинки «Что перепутал художник?», «Что не так со зверями»? (картинки-иллюстрации широко представлены в методических пособиях для дошкольников).
Полезными также будут такие задания, которые направлены на поиск причины: «Мы взяли зонт, потому что ...» (на улице идет дождь), «На улице холодно, потому что ...» (пришла зима). Задания на определение следствия могут быть такими: «Идет дождь, поэтому ...» (надо взять зонт) и т.п.
Попытаемся усложнить задание (для его выполнения придется одновременно включить несколько логических операций).
- Послушай внимательно, найди одинаковые слова и попробуй объяснить, чем они отличаются в предложениях: 1. Автобус шел по дороге. 2. Человек шел в гости. 3. Вова перенес тяжелую ангину. 4. Петя перенес груз через дорогу [Там же].
В процессе самостоятельного создания высказывания (элементарное моделирование) целесообразно предложить сначала составление рассказа описательного характера. Например, для описания предмета быта предлагается алгоритм-напоминание. Воспитатель предлагает ребенку ряд предметов для описания: подушка, стул, телевизор. Затем показывает карточки с изображением геометрических фигур: круга, овала, треугольника, квадрата, прямоугольника. Ребенок выбирает, каков его предмет по форме. Карточки с изображением цвета подсказывают, каков выбранный предмет по цвету (изображение пятен основных цветов). Далее по аналогии: твердый - мягкий, большой - маленький, для чего используется, из чего сделан и т.д.
Затем можно включать в описания элементы повествования и рассуждения, с опорой на логические операции, описанные выше. Если дети в группе достаточно подготовлены, то можно использовать алгоритм моделирования высказывания [3, с. 59-60]. Важно: чтобы все задания подавались в форме игры, удерживали интерес и внимание, воспитателю необходимо помнить, что «психологами доказана зависимость активизации мотивационной сферы личности ребенка от эмоционального, эстетического переживания, в результате чего появляется внутренняя потребность в выражении мыслей, чувств» [4, с. 28].
Являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, связная речь выполняет важнейшую роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает как средство получения знаний и средство контроля над этими знаниями. Она занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. «Все нормальные дети способны подняться на определенный уровень развития при обучении со стороны взрослого, если это обучение проводится с опорой на активность детей и с использованием этой активности» [11].
Речь является показателем того, насколько ребенок владеет фонетикой, лексикой и грамматикой родного языка, отражает уровень его эстетического и эмоционального развития. Спонтанное развитие умений и навыков связной речи не достигает того уровня, который будет необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально уже на этапе подготовки к школе, и важная роль, по нашему мнению, отводится формированию элементарных логических операций, на основе которых развиваются логические умения.
Список источников
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие. М.: Академия, 2000. 400 с.
2. Бизикова О. А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах: учебное пособие. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. 93 с.
3. Вершинина Н. В. Конструирование устных и письменных высказываний на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 1 (29). С. 57-60.
4. Вершинина Н. В. Творческая самостоятельность как основа для формирования языковой личности младшего школьника // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 1 (21). С. 27-31.
5. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. СПб.: Питер, 2013. 464 с.
6. Ишимова О. А., Худенко Е. Д., Шаховская С. Н. Развитие речемыслительных способностей детей [Электронный ресурс]. URL: http://www. studmed.ru/ishimova-oa-hudenko-ed-shahovskaya-sn-razvitie-rechemyslitelnyh-sposobnostey-detey_9c558f4a6aa.html (дата обращения: 29.12.2018).
7. Карелина И. О. Дошкольная педагогика: курс лекций. Рыбинск: Филиал ЯГПУ, 2012. 71 с.
8. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М.: ВЛАДОС, 2001. 356 с.
9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 1989. 720 с.
10. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М.: Просвещение, 1981. 111 с.
11. Усова А. П. Обучение в детском саду [Электронный ресурс]. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/usova_obuchenie-v-detskom-sadu_1981/ (дата обращения: 29.12.2018).
12. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. 256 с.
LOGICAL OPERATIONS FORMATION IN THE CONTEXT OF SENIOR PRESCHOOLERS' COHERENT SPEECH DEVELOPMENT
Vershinina Natal'ya Viktorovna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev, Saransk versok3 @mail. ru
The article is devoted to the problem of preschoolers' coherent speech formation at the stage of preschool training. It is well known that the period of preschool childhood is characterized as the time of the dynamic formation and development of the phonetic, lexical, grammatical sides of native speech. It is in preschool age that the foundations of productive speech activity are laid. Preschoolers' ability to create their own statements is a kind of the indicator of the level of a child's intellectual and social development. An inherent requirement for any speech statement is the observance of consistency as a communicative quality of speech. Speech consistency is provided by a number of logical skills based on logical operations. In this regard, teaching logical operations to children at the stage of preschool training is of considerable importance. The author offers specific methods of work on senior preschoolers' elementary logical skills formation.
Key words and phrases: senior preschooler; speech development; coherent speech; speech consistency; logical operations.
УДК 372.82 Дата поступления рукописи: 08.11.2018
https://doi.org/10.30853/pedagogy.2018.4.6
С 1994 г. дисциплина «теология» в России преподается как в религиозных, так и в светских высших учебных заведениях. При этом предполагается, что академическая теология, в отличие от богословия, преподаваемого в религиозных учебных заведениях, имеет критический характер, не связана с религиозной практикой и отправлением культа, не готовит священнослужителей, автономна по отношению к религиозным организациям. Тем не менее на практике принцип секулярности в преподавании названной дисциплины далеко не всегда реализуется. Данная работа представляет собой компаративный анализ церковного богословия и академической теологии, основанный на изучении учебных планов образовательных программ по соответствующей дисциплине в религиозных и светских вузах на примере Омского государственного университета и Свято-Тихоновского православного университета, а также исследовательских работ, опубликованных выпускниками Белгородского государственного национального университета соответствующего направления.
Ключевые слова и фразы: теология в вузах; теологическое образование; богословие; наука и религия; религия и образование.
Выхованец Алена Егоровна
Санкт-Петербургский филиал Института истории естествознания и техники имени С. И. Вавилова Российской академии наук а. vykhovanets@mail. ги
ТЕОЛОГИЯ В СВЕТСКИХ И ДУХОВНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ:
КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ
Публикация подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта № 16-33-01186 «Религия, наука и образование в современной России».
Начиная с 1990-х гг. теология все глубже проникает в систему светского образования России. В 1993 г. был принят первый образовательный стандарт по данной дисциплине, который включал в образовательную программу значительный религиоведческий блок. Предполагалось, что академическая теология будет иметь внеконфессиональный характер, тем не менее в первом стандарте акцент делался на христианскую богословскую традицию, присутствовали такие предметы, как патрология, гомилетика, экзегетика, литурги-ка и др. Выпускники, в соответствии со стандартом 1993 г., готовились в том числе к катехизаторской деятельности [11]. Первым государственным университетом, создавшим направление подготовки по специальности «теология», стал Омский государственный университет в 1994 г.
В 2001 г. вышел обновленный Федеральный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Теология», в котором указывалось, что данная дисциплина имеет светский характер, во время обучения не предполагается отправление культа, образовательные программы государственных университетов по данному направлению не ставят целью подготовку священнослужителей и катехизаторов. Дисциплины, выбранные для преподавания в соответствии с данным стандартом, делились на два блока - блок общей гуманитарной подготовки, включающий историю, основы права, основы экономики, иностранные языки, основы религиоведческих знаний и др., и собственно блок теологических дисциплин. При этом стандарт не указывал, о теологии какой именно конфессии будет идти речь, и формулировки носили достаточно общий характер (священные тексты конфессии, культ конфессии и т.п.). Предполагалось, что для преподавания