Научная статья на тему 'Преемственность в развитии речи и обучении тувинскому языку старших дошкольников и первоклассников'

Преемственность в развитии речи и обучении тувинскому языку старших дошкольников и первоклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ДОШКОЛЬНОЕ И НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / ПЕРВОКЛАССНИКИ / РЕСПУБЛИКА ТЫВА / ТУВИНСКИЙ ЯЗЫК / ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОВОЙ СИСТЕМЫ / ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ / ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ / СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / CONTINUITY / PRESCHOOL AND PRIMARY EDUCATION / SPEECH DEVELOPMENT / SENIOR PRESCHOOLERS / FIRST-GRADERS / REPUBLIC OF TUVA / TUVAN LANGUAGE / FEATURES OF THE SOUND SYSTEM / LEXICAL SIDE OF SPEECH / GRAMMATICAL SYSTEM / COHERENT SPEECH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дамба Наталья Чоодуевна

В статье рассмотрена проблема обеспечения преемственности в речевом развитии и обучении тувинскому языку старших дошкольников и первоклассников. От содержательности и преемственности педагогического сопровождения ребенка зависит успешность его обучения и социализации. Преемственность в образовании часто не находит практической реализации в деятельности образовательных организаций. Необходима совместная работа учителей начальных классов и воспитателей дошкольных образовательных организаций по научно-педагогическому сопровождению речевого развития и обучения родному языку. В работе акцентируется внимание на сущность понятия «преемственность» в контексте непрерывного образования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Представлен краткий анализ исследований по проблемам преемственности дошкольного и начального образования. В работе обоснована необходимость научно-педагогического сопровождения деятельности педагогов образовательных учреждений Республики Тыва по созданию образовательного пространства начальной школы и дошкольных организаций. Выделены в работе целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС, которые направлены не на умение читать, а на овладение устной речью, умение выделять звуки в словах и правильно строить речевые высказывания. Развитие речи дошкольников имеет огромное значение, так как во время поступления детей в первый класс, выявляются проблемы в умении правильно выстраивать высказывания, отсутствие умения рассказывать, описывать, рассуждать, что приводит к неуспеваемости первоклассников. Широкие возможности использования традиционных наглядных, словесных и практических методов при наблюдениях во время прогулок, при словесных описаниях игрушек, при заучивании стихов, при проведении дидактических, сюжетно-ролевых, пальчиковых и хороводных игр, развитии мелкой моторики, позволит педагогам проводить работу по развитию речи на должном уровне. Работа в данном направлении поможет детям усвоить своеобразную систему звуков тувинского языка, освоить лексическую сторону речи. Овладение родным языком, развитие речи является важным приобретением в детстве и рассматривается как общая основа воспитания и обучения детей. Обучение родному языку помогает решать задачи и нравственного воспитания. Через язык усваиваются нормы морали, нравственные оценки, которые при правильном воспитании становятся эталонами собственного поведения человека, отношения к окружающему миру, к людям и к себе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUITY IN THE DEVELOPMENT OF SPEECH AND TEACHING THE TUVAN LANGUAGE OLDER PRESCHOOLERS AND FIRST GRADERS

The article deals with the problem of ensuring continuity in speech development and teaching Tuvan language to senior preschoolers and first-graders. The success of the child's education and socialization depends on the content and continuity of the pedagogical support of the child. Continuity in education often does not find practical implementation in the activities of educational organizations. It is necessary to work together with primary school teachers and teachers of preschool educational organizations on scientific and pedagogical support of speech development and teaching the native language. The paper focuses on the essence of the concept of "continuity" in the context of continuous education of children of preschool and primary school age. A brief analysis of studies on the problems of continuity of preschool and primary education is presented. The paper substantiates the need for scientific and pedagogical support of teachers of educational institutions of the Republic of Tuva to create an educational space of primary school and preschool organizations. The paper highlights the targets at the stage of completion of preschool education in accordance with the GEF, which are not aimed at the ability to read, and to master oral speech, the ability to distinguish sounds in words and correctly build speech statements. The development of speech of preschoolers is of great importance, as during the admission of children in the first class, identified problems in the ability to correctly build statements, lack of ability to tell, describe, reason, which leads to poor performance of first-graders. Wide opportunities of use of traditional visual, verbal and practical methods at supervision during walks, at verbal descriptions of toys, at memorizing of verses, at carrying out didactic, subject-role, finger and round dance games, development of small motor skills, will allow teachers to carry out work on development of the speech at the due level. Work in this direction will help children to learn a peculiar system of sounds of the Tuvan language, to master the lexical side of speech. Mastering the native language, speech development is an important acquisition in childhood and is considered as a General basis for the education and training of children. Teaching the native language helps to solve problems and moral education. Through language are assimilated norms of morality, moral evaluation, which with proper education become the standards of their own human behavior, attitude to the world, to people and to themselves

Текст научной работы на тему «Преемственность в развитии речи и обучении тувинскому языку старших дошкольников и первоклассников»

педагогические науки

Дамба Наталья Чоодуевна ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАЗВИТИИ ...

УДК 373

DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0021

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАЗВИТИИ РЕЧИ И ОБУЧЕНИИ ТУВИНСКОМУ ЯЗЫКУ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И ПЕРВОКЛАССНИКОВ

© 2019

Дамба Наталья Чоодуевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Тувинский государственный университет (667000, Россия, Кызыл, улица Ленина, 36, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье рассмотрена проблема обеспечения преемственности в речевом развитии и обучении тувинскому языку старших дошкольников и первоклассников. От содержательности и преемственности педагогического сопровождения ребенка зависит успешность его обучения и социализации. Преемственность в образовании часто не находит практической реализации в деятельности образовательных организаций. Необходима совместная работа учителей начальных классов и воспитателей дошкольных образовательных организаций по научно-педагогическому сопровождению речевого развития и обучения родному языку. В работе акцентируется внимание на сущность понятия «преемственность» в контексте непрерывного образования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Представлен краткий анализ исследований по проблемам преемственности дошкольного и начального образования. В работе обоснована необходимость научно-педагогического сопровождения деятельности педагогов образовательных учреждений Республики Тыва по созданию образовательного пространства начальной школы и дошкольных организаций. Выделены в работе целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС, которые направлены не на умение читать, а на овладение устной речью, умение выделять звуки в словах и правильно строить речевые высказывания. Развитие речи дошкольников имеет огромное значение, так как во время поступления детей в первый класс, выявляются проблемы в умении правильно выстраивать высказывания, отсутствие умения рассказывать, описывать, рассуждать, что приводит к неуспеваемости первоклассников. Широкие возможности использования традиционных наглядных, словесных и практических методов при наблюдениях во время прогулок, при словесных описаниях игрушек, при заучивании стихов, при проведении дидактических, сюжетно-ролевых, пальчиковых и хороводных игр, развитии мелкой моторики, позволит педагогам проводить работу по развитию речи на должном уровне. Работа в данном направлении поможет детям усвоить своеобразную систему звуков тувинского языка, освоить лексическую сторону речи. Овладение родным языком, развитие речи является важным приобретением в детстве и рассматривается как общая основа воспитания и обучения детей. Обучение родному языку помогает решать задачи и нравственного воспитания. Через язык усваиваются нормы морали, нравственные оценки, которые при правильном воспитании становятся эталонами собственного поведения человека, отношения к окружающему миру, к людям и к себе.

Ключевые слова: преемственность, дошкольное и начальное образование, речевое развитие, старшие дошкольники, первоклассники, Республика Тыва, тувинский язык, особенности звуковой системы, лексическая сторона речи, грамматический строй, связная речь.

CONTINUITY IN THE DEVELOPMENT OF SPEECH AND TEACHING THE TUVAN LANGUAGE OLDER PRESCHOOLERS AND FIRST GRADERS

© 2019

Damba Natalia Chooduevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of pedagogy, Tuva State University (667000, Russia, Kyzyl, Lenin street, 36, e-mail: [email protected])

Abstract. The article deals with the problem of ensuring continuity in speech development and teaching Tuvan language to senior preschoolers and first-graders. The success of the child's education and socialization depends on the content and continuity of the pedagogical support of the child. Continuity in education often does not find practical implementation in the activities of educational organizations. It is necessary to work together with primary school teachers and teachers of preschool educational organizations on scientific and pedagogical support of speech development and teaching the native language. The paper focuses on the essence of the concept of "continuity" in the context of continuous education of children of preschool and primary school age. A brief analysis of studies on the problems of continuity of preschool and primary education is presented. The paper substantiates the need for scientific and pedagogical support of teachers of educational institutions of the Republic of Tuva to create an educational space of primary school and preschool organizations. The paper highlights the targets at the stage of completion of preschool education in accordance with the GEF, which are not aimed at the ability to read, and to master oral speech, the ability to distinguish sounds in words and correctly build speech statements. The development of speech of preschoolers is of great importance, as during the admission of children in the first class, identified problems in the ability to correctly build statements, lack of ability to tell, describe, reason, which leads to poor performance of first-graders. Wide opportunities of use of traditional visual, verbal and practical methods at supervision during walks, at verbal descriptions of toys, at memorizing of verses, at carrying out didactic, subject-role, finger and round dance games, development of small motor skills, will allow teachers to carry out work on development of the speech at the due level. Work in this direction will help children to learn a peculiar system of sounds of the Tuvan language, to master the lexical side of speech. Mastering the native language, speech development is an important acquisition in childhood and is considered as a General basis for the education and training of children. Teaching the native language helps to solve problems and moral education. Through language are assimilated norms of morality, moral evaluation, which with proper education become the standards of their own human behavior, attitude to the world, to people and to themselves.

Keywords: continuity, preschool and primary education, speech development, senior preschoolers, first-graders, the Republic of Tuva, Tuvan language, features of the sound system, the lexical side of speech, grammatical system, coherent speech.

Проблема преемственности считается вечно актуальной. Преемственности посвящены научно-исследовательские работы в разных областях — по педагогике, психологии, социологии и многих других наук. За долгий период развития образования и педагогической

мысли преемственность в обучении и воспитании для разных периодов изучалась и педагогами-классиками И. Г.Песталоцци, Я.А. Коменским и К.Д. Ушинским, который доказывал необходимость воспитания и обучения на родном языке и считал, что родной язык должен быть

Damba Natalia Chooduevna pedagogical

CONTINUITY IN THE DEVELOPMENT ... sciences

главным предметом первоначального обучения [1,2].

Позже вопросы взаимосвязи теории и практики в дошкольном и школьном образовании, аспекты, имеющие отношение к преемственности между детским садом и начальной школой рассматривались и другими исследователями: Д.Б. Элькониным (соотношение обучения и развития ребёнка в детской и педагогической психологии); В.В. Давыдовым (особенности младшего школьного возраста); В.Т. Кудрявцевым (проблематика истории и теории детства); Л.А. Парамоновой (методологические основы дошкольного образования); С.Л. Новоселовой (предметной и игровой деятельности); Ф.А. Сохиным (психолого-педагогические основы методики развития речи); О.С. Ушаковой (теория усвоения языка в дошкольном детстве) [3,4,5].

Теорию речевой деятельности сформулированы в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.А. Леонтьева; закономерности усвоения родной речи обоснованы и Л.П. Федоренко, и Г.А. Фомичевой; система работы по развитию речи в детском саду представлена М.М. Алексеевой и Б.И. Яшиной [6,7,8,9]. Переход дошкольников к школьной жизни считается сложным. Когда ребенок идет в первый класс, его ждут как радостные моменты, так и огорчения. Переход от игровой к учебной деятельности должен быть не очень резким, чтобы ребёнок смог адаптироваться к условиям школьной жизни. Уровень развития речевой готовности является важным составляющим общей готовности к школе. Развитие речи дошкольников имеет огромное значение, так как во время поступления детей в первый класс, выявляются проблемы в умении правильно выстраивать высказывания, отсутствие умения рассказать, описать, рассуждать, что приводит к неуспеваемости первоклассников. Развитие речи детей осуществляется и в ходе общения с взрослыми и сверстниками, и в ходе разных режимных моментов.

Овладение детьми родным (тувинским) языком является также показателем готовности к школе. Тувинский язык (самоназвание Тыва дыл) - язык тувинцев, населения субъекта РФ, Республики Тыва (Центральная Азия). Тувинскому языку свойственна своеобразная система звуков. Особенности произношения звуков - коротких, длинных и фарингализованных гласных (ат «имя», аат «качать, убаюкивать», аът «конь»); сильных и слабых согласных (пар «тигр» — бар «есть») порой вызывают затруднения у некоторых детей. В тувинском алфавите есть буквы ве, YY, н, которые обозначают соответствующие звуки. Подражая пению птиц, напевая колыбельную песню «епей - епей», играя в разные игры, дети учатся правильно произносить звуки е, Y, н. Есть и некоторые особенности использования букв тувинского алфавита: с буквы н не начинаются слова; ь применяется только в заимствованных словах русского происхождения; ъ используется как обозначение фарингализован-ного звука на письме т.е. для обозначения гортанности звука.

Характерное противопоставление сильных и слабых согласных; кратких, долгих и фарингализованных гласных звуков в тувинском языке доставляет определённую трудность при формировании звуковой культуры речи, включающей фонетическую, орфоэпическую правильность речи и четкую дикцию. Воспитание звуковой культуры предполагает и формирование правильного произношения звуков и слов, развитие речевого слуха и умения говорить в соответствии с нормами литературного произношения.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС, направлены на то, что ребёнок должен хорошо владеть устной речью, может выражать свои мысли и желания, правильно строить речевые высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, а умение читать в целевых ориентирах не обозначено.

Ребенок с дошкольного возраста должен пополнять

92

словарный запас, формировать грамотную, связную монологическую и диалогическую речь. Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, где отражено содержание речи. Учить детей различать слова, которые обозначают предметы, явления, признаки и действия. Дети усваивают слова, обозначающие части тела человека, одежду, обувь, посуду, продукты питания, овощи, фрукты, времена года, животный мир (домашние и дикие животные), растительный мир (деревья, цветы). В то же время учатся употреблять многозначные слова, подбирать к словам антонимы и синонимы, упражняются в придумывании слов, в которых звук будет в начале (в середине или в конце), играют в дидактические игры «Кто откуда?» или «Скажи наоборот».

Словарь детей зависит от разных условий, в среднем, рост словаря к 1 году - 10-12 слов, к концу второго года - 300 - 400 слов, а к трем годам около 1500 слов, к 4 годам - 1900, в 5 лет - до 2000 - 2500, а в 6 - 7 лет до 3500 - 4000 слов.

Грамматический строй детьми усваивается практически, путем подражания речи взрослых и языковых обобщений. Надо создавать условия для освоения трудных грамматических форм и с целью предупреждения грамматических ошибок. Развитие связной речи включает развитие и диалогической, и монологической речи. Надо учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и вести себя с учетом ситуации общения. Развитие монологической речи предполагает развитие умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать и строить самостоятельные высказывания.

Освоение лексики, формирование грамматического строя, развитие связной речи взаимосвязанные части процесса овладения системой языка. Развитие одной из сторон речи влечёт за собой и развитие других. Работа над лексикой, грамматикой, фонетикой направлена на развитие связной речи.

Педагоги, работающие в системе образования, должны грамотно и правильно говорить, иметь чёткую дикцию. Дети должны находиться в культурной языковой среде. Для успешной результативности образовательной деятельности, надо эффективно использовать и традиционные наглядные, словесные и практические методы при наблюдениях во время прогулок; при словесных описаниях игрушек, при заучивании стихов, при проведении дидактических игр, драматизации; сюжетно-ролевых и хороводных игр, развивать мелкую моторику, собирать пазлы, бусы, играть в пальчиковые игры. Известно, что по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции.

Овладение родным языком, развитие речи является важным приобретением в детстве и рассматривается как общая основа воспитания и обучения детей. Язык выступает как средство социальной связи и социального развития личности в процессе общения с другими людьми. Коммуникативная функция выступает основной исходной функцией речи.

Обучение родному языку помогает решать задачи и нравственного воспитания. Через язык усваиваются нормы морали, нравственные оценки, которые при правильном воспитании становятся эталонами его собственного поведения, отношения к окружающему миру, к людям и к себе.

Родной язык выступает как средство общения и форма социального взаимодействия, средство присвоения общественно-исторического опыта и социализации личности, средство приобщения к культурным и историческим ценностям. Характеристика языка как средства общения отражает коммуникативную функцию, определяет коммуникативный подход к работе по развитию речи.

Используя устное народное творчество, можно решать разные задачи методики развития ребенка. Например, пальчиковая игра «Матпаадыр» развивает не только мелкую моторику, но и речь, позволяет детям на-

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 1(26)

педагогические науки

Дамба Наталья Чоодуевна ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАЗВИТИИ ...

чать разговор в диалоговой форме.

Подобные игры обучают также счёту, развивают словотворчество. В народной педагогике тувинцев, есть много подвижных игр с речевым содержанием. Например, тувинская народная игра «Аскак-Кадай», которая начинается считалкой. Диалоги прочно и быстро запоминаются детьми, развивают память и речь.

При работе над сказками (волшебными, бытовыми, сказками о животных и др.) можно организовать театрализованную деятельность с целью развития речи детей. Дети с удовольствием обыгрывают как русские, так и тувинские народные сказки («Братья Ак-Сагыш и Кара-Сагыш», «Теремок»). Фольклор и русского, и тувинского народов таит в себе большие возможности для развития речи, воспитывает в детях чувство сострадания, терпимости и взаимопомощи, учит различать добро и зло.

Чтобы полноценно развивать речь детей, надо создавать развивающую предметно-пространственную среду. Во многих детских садах Республики Тыва созданы мини-музеи (уголки) «Русская изба» и «Юрта», где можно устроить конкурсы на знание поговорок и пословиц, загадок и скороговорок. Малые жанры фольклора выступают как эффективное средство развития речи детей, в которых можно упражняться в умении рассуждать и доказывать. Обращают внимание детей на то, что избу строили из дерева, не предназначенное для переноса, а юрта - переносное войлочное жилище из деревянных решетчатых стенок и войлочным покрытием. В избе -женский угол - это самая светлая часть дома с ткацким станком и прялкой. А в мужском углу хранились различные инструменты. Юрта тувинцев условно делится на женскую часть (правую от входа) и мужскую (левую от входа). Надо пробудить желание детей высказаться, задавать вопросы, всячески поощрять речевую активность. На основе своих наблюдений, дети могут сами рассказать, что в избе есть углы, в юрте - нет, она круглая, полы в избе дощатые или земляные, в юрте - войлочный, земляной пол, в избе окна есть, а в юрте - нет и т. д.

Речевое развитие рассматривается в данном контексте, как развитие умения понимать и пользоваться языком (формирование фонематического слуха и звукового анализа, словаря, формирование грамматического строя, развитие умений и навыков связной речи).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Педагогическое наследие. Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци /Я.А. Коменский и др. - М.: Педагогика, 1988. - 416 с.

2. Днепров Э.Д. Ушинский К.Д. / Э.Д. Днепров // Большая советская энциклопедия. - М.: Проспект-М, 2002.

3. Эльконин Д. Б. Как учить детей читать. — М.: Знание, 2006.— Вып. 4

4. Сохин Ф. А. Основные задачи развития речи//Развитие речи детей дошкольного возраста/Под ред. Ф. А. Сохина. — М., 2004

5. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова. - М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2010. - 147 с.

6. Выготский Л.С. "Воображение и творчество в детском возрасте" - М.Просвещение, 1991г. - 210 с.

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т. 1. - 1989

8. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии: Учеб. Пособие для вузов /Под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. - М.: Смысл, 2008. - 511с.

9. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.400 с.

Статья поступила в редакцию 29.01.2019

Статья принята к публикации 27.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.