программах и пособиях по развитию речи и внедрить в повседневную практику.
Высококвалифицированный педагог, опытный методист и прекрасный руководитель лаборатории развития речи и творчества ИПППД РАО, постоянно заботящийся о своих родных и коллегах, активная общественница - далеко не полный перечень достоинств Оксаны Семеновны.
Активность - главное в характеристике О.С. Ушаковой и как специалиста, и как женщины, особенно по линии МАНПО. А это значит, что она всегда полна творческих планов, желаний сделать завтрашний день детей интереснее и совершеннее.
Пусть ее усилия и усилия коллег не пропадают даром, и дошкольное воспитание и образование окажется на новом, более качественном уровне!
Г.Г. Новикова
доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Института инновационной деятельности в образовании РАО, ученый секретарь отделения педагогики и методики дошкольного и начального образования, академик Международной академии наук педагогического образования Тел.: 8-916-396-70-35
about jubiler o.S. ushakova AND her creative PATH IN SCIENCE
I.I. Novikova
doctor of psychological sciences, doctor of pedagogical sciences, professor, chief researcher of the Institute of Innovative Activity in Education of the Russian Academy of Education, scientific secretary of the Department of Pedagogy and Methods of Preschool and Primary Education, academician of the International Teacher's Training Academy of Science
РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
О.С. Ушакова
доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией развития речи Института психолого-педагогических проблем детства РАО, академик Международной академии наук педагогического образования Тел.: (499) 194-44-51; 8-905-742-81-15; е- mail: oxu @ bk. ru
Целью обучения родному языку детей дошкольного возраста является развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыками практического общения, формирование предпосылок чтения и письма. Эта проблема тесно связана с обучением родному языку, т. е. педагогическим процессом, в ходе которого осуществляется формирование у ребенка речевых умений и навыков. На этой основе происходит развитие его речи: понимание смысла слова и обогащение словаря, усвоение системы языковых понятий и закономерностей в области морфологии, словообразования, синтаксиса, овладение звуковой культурой речи, формирование связной речи и коммуникативной компетентности. Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного и второго языка, умел их
И
гибко применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями. Рассмотрению этих вопросов и посвящена данная статья.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, обучение родному языку, речевые способности и умения, культура речевого общения, чтение и письмо, языковые понятия и закономерности, словообразование, синтаксис, коммуникативная компетентность.
Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей дошкольников рассматриваются в исследованиях, проводимых в лаборатории развития речи и творческих способностей Института психолого-педагогических проблем детства РАО как основа формирования личности ребенка.
Целью обучения родному языку детей дошкольного возраста является развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыками практического общения, формирование предпосылок чтения и письма.
Речевое воспитание рассматривается в наших исследованиях как взаимодействие педагога и ребенка, овладевающего родным языком. Эта проблема тесно связана с обучением родному языку, т. е. педагогическим процессом, в ходе которого осуществляется формирование у ребенка речевых умений и навыков. На этой основе происходит развитие его речи: понимание смысла слова и обогащение словаря, усвоение системы языковых понятий и закономерностей в области морфологии, словообразования, синтаксиса, овладение звуковой культурой речи, формирование связной речи и коммуникативной компетентности.
В исследованиях психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников четко выделены три основных направления обучения родному языку: структурное (формирование разных структурных уровней системы языка - фонетического, лексического, грамматического); функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи, речевого общения); когнитивное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений).
Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи -решаются на протяжении всего дошкольного
детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.
Речевая компетенция включает элементарное осознание явлений языка и речи, владение всеми сторонами речи - фонетической, грамматической, лексической, - и на этой основе развивается умение строить связное речевое высказывание.
Формирование коммуникативной компетентности, развитие речевого общения происходит параллельно с речевым воспитанием ребенка. На дошкольной ступени детей обучают общаться, ориентироваться на социального партнера, дают первоначальное представление о способах речевого и неречевого общения (спросить, ответить, пользоваться правильной интонацией, жестами, мимикой).
В исследованиях по речевому развитию дошкольников реализуется идея многоаспект-ности и полифункциональности речевого воспитания. Так, развитие речи органически связано с умственным воспитанием, поскольку развитое мышление человека - это речевое, языковое, словесно-логическое мышление.
Речевое воспитание тесно связано с формированием художественно-речевой деятельности, т. е. с эстетическим воспитанием. Владение выразительными средствами родного и русского языка формируется при ознакомлении с фольклорными и литературными произведениями.
Словесное творчество (а это еще одно направление наших исследований) является составной частью общего развития творческих способностей дошкольников в разных видах художественной деятельности. В основе его формирования лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества в единстве содержания и художественной формы. Ознакомление с разными жанрами литературных произведений,
их специфическими особенностями вводит ребенка в мир художественных образов, понимание которых углубляется в изобразительной и театральной деятельности, что способствует развитию творческого воображения, а также воспитывает умение использовать разнообразные языковые средства при создании собственных сочинений.
Одной из важнейших проблем развития речи детей является обучение дошкольников родному и второму языку, что предоставляет возможности и для решения задач нравственного воспитания. Развитие коммуникативных способностей детей, умение общаться со взрослыми и сверстниками как на родном, так и на другом языке, знакомит детей с культурой других народов и воспитывает положительное отношение к ней.
Существенную роль играет воспитание любви и интереса к языку, его богатству и красоте. Воспитательное воздействие оказывает и содержание литературных произведений, начиная с произведений устного народного творчества, а содержание картин, народных игрушек и пособий также развивает у детей любознательность, гордость и уважение к их создателям.
Ознакомление детей с литературой, пересказ художественных произведений, обучение детей составлению коллективного рассказа способствует формированию не только этических знаний и нравственных чувств, но и нравственного поведения детей. Такая методика позволяет развивать у дошкольников коммуникативные способности и подводит их к коммуникативной компетентности, которая необходима ребенку для будущего обучения в школе.
Итак, необходимый уровень развития речи дошкольника включает:
- владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания;
- развитую культуру общения, умение вступать в контакт и вести диалог со взрослыми и сверстниками: слушать, спрашивать, отвечать, возражать, объяснять;
- знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации.
Наши исследования направлены на раскрытие задач и содержания работы по развитию речи и речевого общения детей дошкольного возраста не только в условиях дошкольных образовательных учреждений, но и в семье. Родители могут самостоятельно заниматься с детьми в соответствии с задачами речевого развития детей, которые решаются на уровне общественного дошкольного воспитания.
Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного и второго языка, умел их гибко применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.
Взаимосвязь разных разделов речевой работы является необходимым условием изучения преемственных связей в содержании обучения дошкольников и младших школьников. Соблюдение преемственности в развитии речи как дошкольников, так и школьников должно обеспечивать логическую последовательность всех ступеней освоения родного языка, систематичность в овладении речевыми умениями и навыками.
Несколько слов об истории изучения проблемы обучения родному языку. В Институте дошкольного воспитания АПН СССР, созданном в 1960 г. широко известным ученым, доктором психологических наук, академиком А.В. Запорожцем, в 1972 г. была открыта лаборатории развития речи дошкольников. А.В. Запорожец неоднократно подчеркивал важнейшую роль речи в развитии всех психических функций ребенка дошкольного возраста. Именно он стоял у истоков создания лаборатории развития речи, которую возглавил прекрасный знаток детской психологии, тонкий лингвист и замечательный педагог Ф.А. Сохин
Исследования, проводимые под руководством Ф.А. Сохина, были направлены прежде всего на разработку теории усвоения языка в дошкольном детстве и органически сочетали в теоретическом анализе и эксперименте педагогический, психологический и лингвистический аспекты решения этой проблемы.
Известно, что даже без специального обучения дети, начиная уже с младшего дошкольного возраста, проявляют большой
интерес к языковой действительности, «экспериментируют» со словами, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка (вспомним Чуковского, Гвоздева). Этот интерес Ф.А. Сохин рассматривал как необходимое условие лингвистического развития детей, то есть постепенного осознания ими языковых явлений в контексте развития ме-таязыковой деятельности. Он показал, что только такое развитие ведет к подлинному овладению богатством языка.
В дошкольном детстве практическое овладение родным языком достигает высокого уровня. Вместе с тем подчеркнем, что это требует проведения специальной работы по развитию речи. Элементарное осознание явлений языка и речи возможно развить в том случае, если работу над словом вести в логике языка (а не только в логике предметных связей), а в методике развития речи повысить удельный вес работы над смысловой стороной слова.
Как показали исследования лаборатории, при обучении родному языку на специальных речевых занятиях происходит формирование языковых обобщений и осознание явлений языка и речи. Это прежде всего овладение лексикой, которое происходит на основе как тематических связей слов, так и связей собственно языковых (синонимических, антонимических, ассоциативных). Семантическая сторона усвоения лексики играет определенную роль в развитии понимания детьми значений слов (прежде всего многозначных), в формировании точности словоупотребления. У старших дошкольников формируется ориентировка в семантической стороне слова, они могут разграничивать значение слова и обозначаемый им предмет.
Проведение собственно языковой работы формирует у детей представления о слове, основных свойствах языковой действительности (линейность, дискретность), развивает наблюдательность над языковыми явлениями и пробуждает интерес к слову как структурной единице языка (Е.М. Струнина, Г.П. Белякова, А.А. Смага, А.И. Лаврентьева, Л.А. Колунова и др.).
Основой совершенствования грамматического строя стало формирование языковых обобщений. Оно строится на обучении детей
самостоятельному образованию новых слов, в ходе которого происходит активное усвоение средств и способов словообразования. Перед детьми открывается смысл формально-семантических отношений (зависимость значения слова от его структурных особенностей). И если сначала словообразование носит в значительной мере характер свободного словотворчества, создания «собственных» слов, отсутствующих в языке, то впоследствии дети овладевают обобщенными способами словообразования и видоизменяют слова в соответствии с языковыми нормами.
Наряду с этим выяснилась важность в обучении детей использованию в высказываниях сложных синтаксических конструкций, которое происходит за счет мобилизации и осознания языковых средств, накапливающихся в пассивной речи детей при слушании и понимании речи взрослых. Важным аспектом стало также исследование смыслового состава предложения (Ф.А. Сохин, М.С. Лав-рик, Э.А. Федеравичене, А.Г. Тамбовцева, Г.И. Николайчук и др.).
Специальное внимание в лаборатории было обращено и на развитие фонетической стороны речи детей. Фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, которые служат для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму.
Поскольку от звукового оформления речи во многом зависит сила воздействия на слушателей, выяснилась необходимость специальной работы над звуковой стороной речи детей. Было установлено, что именно на основе анализа звукового строя языка у ребенка создается база для осмысления процессов, происходящих в языке. Исследования показали, какую большую работу проделывает ребенок, овладевая фонологическими средствами языка. Для усвоения отдельных звуков речи ребенку требуется разное время. Правильные условия воспитания и обучения ребенка приводят к усвоению грамматической и звуковой стороны слова в их взаимосвязи.
Исследования лингвистов, психологов, педагогов дают основание полагать, что именно звуковая сторона языка рано становится предметом внимания ребенка, так как сначала ребенок овладевает внешней, звуковой структурой знака.
В проводимых в лаборатории исследованиях учитывалось, что при построении высказывания чрезвычайно важна роль каждого элемента звуковой культуры речи, однако особую роль при этом играет интонационная характеристика произносимой речи. Мастера устного рассказа считают диапазон интонаций, расширяющих смысловое содержание речи, беспредельными. А учителя школы считают формирование интонационных навыков важными и для восприятия письменной речи.
Исследования, которые проводились в лаборатории, показали, что фонетические наблюдения детей над звуковой стороной речи создают основу для развития культуры устной речи в ее произносительном аспекте (Г.А. Тумакова, А.И. Максаков и др.).
Тесная связь развития всех сторон речи особенно отчетливо выступила в формировании связной речи, т. е. речи содержательной, логичной, последовательной, организованной. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временны'е) между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения и связывать их разнообразными способами.
В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспекта. Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребенка.
В исследованиях авторы стремились найти более четкие критерии связности речи, чем просто ее логичность, последовательность и.т. п.
В качестве основных показателей связности было принято сформированное у детей умение структурно правильно строить текст, используя при этом необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания (Л.В. Ворошнина, А.А. Зро-жевская, Р.Х. Гасанова, Н.Г. Смольникова, О.С. Ушакова, Е.А. Смирнова, Л.Г. Шадрина и др.).
Путь, по которому должно идти руководство развитием речи детей в целях формирования у них способности строить связное высказывание (текст), ведет от диалога между взрослым и ребенком, в котором взрослый берет на себя руководящую роль, направляя ход мысли и способы ее выражения к развернутой монологической речи самого ребенка. В процессе перехода от диалога к монологу есть своя четкая логика: взрослый учит ребенка вначале строить простые высказывания, затем соединять их между собой. При этом речь ребенка приобретает произвольный характер, в нее включается элемент планирования. Это дает возможность двинуться дальше - к обучению планированию и составлению самостоятельного рассказа. Но наиболее высокие требования к связной речи представляет переход к «письменному» изложению мысли, когда ребенок диктует, а взрослый записывает.
Целая группа исследований была посвящена развитию образной речи и словесного творчества в разных видах художественной деятельности (Ле Тхи Ань Туэт, Р.И. Боша, Н.В. Гавриш, Л.А. Колунова, Е.В. Савушки-на, Л.В. Танина, Г.А. Куршева, А.П. Илькова и др.).
Исторический аспект становления системы обучения родному языку отражен в исследовании Ж.В. Чуйковой, воспитание культуры речевого общения изучала М.В. Ильяшенко, а особенности вербализации эмоциональных состояний выявляла Н.В. Соловьева.
Таким образом, осознание языковой действительности, при котором ребенок вычленяет новую для него область объективных явлений, выступает как существенная сторона его умственного развития и открывает большие возможности в овладении родным языком.
При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому необходимо проводить специальное обучение, направленное на овладение языком. Центральные задачи такого обучения состоят в формировании языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи. Оно создает у детей интерес к родному языку и обеспечивает творческий характер речи, тенденцию к ее саморазвитию. Таким образом, это осо-
Педагогическое образование и наука, 2011, № 12 ™™—_
знание связано с развитием функций детской речи, формированием речевых умений и навыков и с развитием языковой и коммуникативной способности в целом.
Наряду с глубоким изучением проблем развития речи на родном языке Ф.А. Сохин уделял серьезное внимание и проблемам обучения иностранному языку, а также русскому языку в национальных детских садах. Он считал, что обучение дошкольников второму языку должно осуществляться в тесной связи с обучением родному языку, это повышает «чувствительность» к родному языку и обеспечивает взаимообогащение при владении речью на родном и втором языке.
В лаборатории были выполнены исследования (Е.И. Негневицкая, Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина и др.) по проблеме двуязычия, которые рассматривали следующие вопросы:
- психолого-педагогические и лингводи-дактические основы двуязычного воспитания;
- становление речевого общения на втором языке и развитие связной речи;
- формирование речевых навыков и умений на втором языке;
- взаимосвязь в обучении русского и родного языка (украинского, литовского, латышского, молдавского, узбекского и целого ряда дагестанских языков) - исследования Т.М. Виноградовой, Р.Х. Гасановой, Р.И. Боша, Н.В. Гавриш.
Продолжая это направление, наша лаборатория в 2009 г. принимала участие в проекте Центра национальных проблем образования ФИРО «Двуязычие в дошкольных образовательных учреждениях» совместно с сотрудниками Института дошкольного образования им. А.В. Запорожца. Основной задачей этого проекта была разработка и апробация программы и методических материалов для двуязычных детских садов с целью формирования полноценного владения русским и родным языками детей-билингвов.
Большое внимание Ф.А. Сохин уделял и сравнительному изучению речевого развития нормально слышащих, слабослышащих и глухих дошкольников (группа Э.И. Леонгард).
В дальнейшем Ф.А. Сохин постоянно расширял свой научный поиск, охватывал все новые проблемы речевого развития ребенка. Именно по его инициативе, благодаря его энергии и научной доказательности его
работ развитие речи было выделено в особый раздел «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду».
На основе проведенных исследований в лаборатории подготовлена программа развития речи дошкольников. В программе раскрываются основные направления речевой работы с детьми дошкольного возраста на родном языке, даются отдельные примеры и некоторые методические приемы работы над разными сторонами речевого развития ребенка - фонетической, лексической, грамматической.
Теоретическим фундаментом программы являются представления о закономерностях речевого развития дошкольников, выдвинутые в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохи-на, А.М. Шахнаровича и др. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей и развитие речевой деятельности можно передать в следующих положениях:
- речь ребенка развивается в ходе генерализации (обобщения) языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
- язык и речь представляют собой своеобразный «узел», в который «сплетаются» различные линии психического развития -мышления, воображения, памяти, эмоций;
- ведущим направлением в обучении родному языку является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи;
- ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придает речи творческий характер.
В программе раскрываются задачи и содержание работы по развитию речи и речевого общения детей дошкольного возраста не только в условиях дошкольных образовательных учреждений, но и семьи.
В контексте разработанной программы создан целый ряд методических пособий для всех возрастных групп детского сада: «Развитие речи дошкольника», «Занятия по развитию речи», «Придумай слово», «Развитие речи и творчества» и др.
Система занятий по развитию речи создана на базе комплексного подхода. В целях ее методического обеспечения разработана
~1Ö[
особая развивающая технология, которая направлена на решение в интервалах одного занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития - фонетическую, лексическую, грамматическую, а в итоге - развитие связной монологической речи в целом.
Ведущим принципом при построении этой системы служит взаимосвязь разных речевых задач, которые на каждом возрастном этапе выступают в специфических сочетаниях. Отсюда вытекает необходимость преемственности в решении речевых задач. Выделяются две формы обеспечения преемственности в развитии речи дошкольников: линейная и концентрическая. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется прежде всего линейно, так как от группы к группе идет постепенное уложенные материала внутри каждой задачи, варьируется сочетаемость упражнений, их смена и связь. Однако в этом усложнении на каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В развитии связной речи (связывание предложений в высказывание, в словарной работе) это работа над смысловой стороной слова, в грамматике это формирование языковых обобщений.
В целом система обучения по разработанной методике приводит к крупным сдвигам в речевом и общем умственном развитии дошкольников. У детей формируется высокая культура речи, тенденция к ее саморазвитию, повышается точность речи, ее выразительность, а также развивается умение общаться с взрослыми и сверстниками. Дошкольники начинают уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном словесном творчестве (при сочинении загадок, сказок, стихов), проявляя коммуникативную компетенцию во взаимодействии с речевыми партнерами.
Таким образом, особую актуальность приобретает проблема определения приоритетных линий изменения содержания и структуры каждой речевой задачи на разных возрастных этапах.
Мы постоянно в Москве и других городах страны (Рязань, Санкт-Петербург, Орел) участвуем в проведении конференций, по-
священных актуальным проблемам речевого развития детей на современном этапе, а также посвященных памяти Ф.А. Сохина.
Эффективность разработанной программы развития речи детей выявила возможность ее дальнейшего совершенствования. В настоящее время кроме вышеназванных интенсивно разрабатываются следующие проблемы:
- диагностика речевого и коммуникативного развития детей;
- эмоциональный аспект развития детской речи;
- формирование культуры речевого общения;
- вопросы преемственности развития речи между дошкольными образовательными учреждениями и начальной школой;
- выявление индивидуальных особенностей овладения языком в дошкольном учреждении и семье;
- взаимосвязь речевой и художественной деятельности в развитии словесного творчества дошкольников.
Исследования по разным проблемам развития речи в дошкольном детстве подтвердили необходимость изучения закономерностей и особенностей становления речи и речевого общения дошкольников и определили основные принципы содержания работы по развитию речи, обучению языку и формированию у дошкольников:
- разных структурных уровней языковой системы (фонетики, лексики, грамматики);
- элементарного осознания явлений языка и речи (ознакомление со смысловой и звуковой стороной слова, со структурой предложения и связного текста);
- языковых обобщений в области грамматического строя речи (морфологии, словообразования, синтаксиса);
- речевой активности, воспитания интереса и внимания к родному языку, что способствует повышению уровня самоконтроля.
С учетом психолого-педагогических особенностей овладения речью выстроена система последовательного обучения на специальных занятиях по развитию речи, которая включает:
- отбор речевого содержания, доступного для ребенка-дошкольника, и его методическое обеспечение;
- вычленение приоритетных линий в освоении речи (в словаре это работа над смысловой стороной слова, в грамматике - формирование языковых обобщений, в монологической речи - развитие представлений о структуре связного высказывания разных типов);
- уточнение структуры взаимосвязи разных разделов речевой работы и изменение этой структуры на каждом возрастном этапе.
В настоящее время развитие речи рассматривается в наших исследованиях не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками - фонетическими, лексическими, грамматическим), не только в метаязыковой деятельности (как формирование языковых обобщений и осознания явлений языка и речи), но и в сфере формирования общения детей друг с другом и с взрослыми (как овладение коммуникативными умениями), что важно не только для формирования культуры речи, но и культуры общения.
Мы будем продолжать исследования нашей замечательной и удивительной проблемы - развития речи дошкольника. В перспективах исследований по развитию детской речи - изучение закономерностей развития языковых и коммуникативных способностей, выявление взаимосвязей речевого, умственного и эстетического развития в процессе обучения дошкольников родному языку; определение педагогических условий формирования речевого общения и коммуникативной компетентности детей в разных видах деятельности. Важной является и проблема речи педагога - не только в плане развития культуры речи, но и в плане соотношения уровня речи воспитателя (по ее содержанию и языковой форме) и уровня понимания этой речи детьми.
Чрезвычайно важным является и эмоциональный аспект изучения речи детей. В перспективе у нас и изучение комплексной проблемы «Эмоционально-смысловые аспекты развития языковых, коммуникативных и творческих способностей дошкольников в современном социокультурном пространстве».
В течение многих лет лаборатория развития речи Института дошкольного образования и семейного воспитания осуществляет научные контакты с факультетом дошкольного воспитания МШ У Это сотрудничество началось с совместных заседаний, которые организовывали Ф.А. Сохин, М.М. Конина, М.М. Алексеева и В.И Ядэшко. В настоящее время у нас тесные связи с кафедрой теории и методики воспитания во многом благодаря заведующей кафедрой профессору В.И. Яшиной. В чтении лекций нашими сотрудниками, проведении спецкурсов и спецсеминаров для студентов и магистрантов широко используются материалы наших исследований. Это сотрудничество мы также будем продолжать.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Собр. соч. - Т. 2. - М.: Педагогика, 1982.
2. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М.: Изд-во Мос. психол. - социол. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2002.
3. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001.
4. Шахнарович А.М. Общая психолингвистика. - М., 1995.
SPEECH DEVELOPMENT IN PRESCHOOL CHILDHOOD AS A PEDAGOGICAL PROBLEM
O.S. Ushakova
doctor of pedagogical sciences, professor, head of the Laboratory of Speech Development of the Institute of Psychological and Pedagogical Problems of Childhood
of the Russian Academy of Education, academician of the International Teacher's Training Academy of Science
The goal ofpreschool children training to native language is development of speech abilities and skills, culture of speech communication, development of ways of mastering the skills of preschoolers practical communication, formation of preconditions for reading and writing. This problem is closely connected
with teaching of the native language, i.e. pedagogical process, which helps to form a child's speech skills. Speech development happens on the following basis: understanding the meaning of words and enrichment of vocabulary; mastering of language concepts and laws in the area of morphology, word-formation, syntax; mastering of the sound speech culture; formation of a coherent speech and communicative competence. The main goal of the speech education is a fact that a child masters creatively the rules and regulations of the native and second language, knows how to apply itflexibly in specific situations, masters the basic communicative skills. Consideration of these issues is the subject of this article.
Key words: preschool children, teaching the native language, speech abilities and skills, culture of speech communication, reading and writing, language concepts and patterns, word-formation, syntax, communicative competence.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е.А. Смирнова
доктор педагогических наук, заведующая кафедрой гуманитарных и социальных наук Кинешемского филиала Московского государственного индустриального университета, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования
E-mail: kineshma.msiu@rambler.ru
Одним из важнейших принципов образовательной политики является вопрос становления у студентов профессиональной компетентности, под которой понимается интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста. Эта характеристика отражает не только уровень знаний, умений и опыта, необходимых для профессиональной деятельности, но и уровень социально-нравственной позиции личности. Автор статьи считает, что формирование коммуникативной компетентности - это цель, задача, но больше всего проблема подготовки будущих специалистов для любой профессиональной отрасли, которая в условиях модернизации отечественного образования, современной науки и производства приобретает особую актуальность.
Ключевые слова: образовательная политика, профессиональная компетентность личности, профессиональная деятельность, система непрерывного образования, подготовка будущих специалистов.
В концепции модернизации российского образования до 2010 г. центральной задачей образовательной политики государства определено обеспечение непрерывности обновления процесса образования. Научное и технологическое обоснование данного процесса может осуществляться через комплексные исследования. В концепции речь идет как о модернизации структуры и содержания общего образования, так и о развитии новых педагогических компетенций.
Образовательные проекты решают задачу подготовки компетентного человека,
который должен адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни и активно воздействовать на них. Целью модернизации системы образования является переход к образовательному обществу с высоким уровнем духовной, правовой и профессиональной культуры.
В основе концепций развивающего (и развивающегося), а также личностно-ориен-тированного образования, разработанных отечественными психологами, лежат идеи культурно-исторического развития человека (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец,