Филиппова Оксана Николаевна
РАЗВИТИЕ РАЗЛИЧНЫХ СТОРОН РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РЕЧЕВОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ
В статье поднимается вопрос о развитии различных сторон речи дошкольников посредством речевого манипулирования. Автор статьи обосновывает мнение о том, что применение речевого манипулирования создает наиболее благоприятные условия для развития детской речи. Речевое манипулирование чаще всего представлено в различных видах игр, поскольку именно игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Статья вносит определенный вклад в развитие онтолингвистики. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2017/5-1/58.11^1
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 5(71): в 3-х ч. Ч. 1. C. 207-210. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/materials/2/2017/5-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 8; 81
В статье поднимается вопрос о развитии различных сторон речи дошкольников посредством речевого манипулирования. Автор статьи обосновывает мнение о том, что применение речевого манипулирования создает наиболее благоприятные условия для развития детской речи. Речевое манипулирование чаще всего представлено в различных видах игр, поскольку именно игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Статья вносит определенный вклад в развитие онтолингвистики.
Ключевые слова и фразы: детская речь; речевое манипулирование; звуковая культура речи; словарь; грамматическая сторона речи; диалогическая речь; монологическая речь.
Филиппова Оксана Николаевна, к. филол. н.
Таганрогский институт имени А. П. Чехова (филиал)
Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
khovanskayaO@mail. ru
РАЗВИТИЕ РАЗЛИЧНЫХ СТОРОН РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РЕЧЕВОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ
Детская речь во все времена привлекала к себе пристальное внимание ученых различных областей знания, однако на сегодняшний день данное явление остается изученным не в полной мере. Детская речь отражает становление речевых способностей человека. С момента рождения ребенка начинается непрерывный процесс развития речи. Общеизвестно, что у каждого ребенка речь развивается индивидуально и зависит от многих факторов, в частности от психофизического состояния, окружения, влияющего на формирование и развитие различных сторон речи, эмоционального климата в семье и т.д. Однако исследователями установлено, что существуют свои специфические черты, закономерности в развитии речи, общие для всех детей определенного возрастного периода, например, к 1-му году ребенок должен знать в среднем 10-15 слов, а к моменту поступления в школу (к 6-7-летнему возрасту) - около 3500 слов. Один период поэтапно сменяет другой, постепенно совершенствуются речевые способности детей и связанные с ними их коммуникативные навыки. Целенаправленный процесс речевого развития ребенка начинается в период дошкольного возраста.
Цель данной статьи состоит в том, чтобы рассмотреть специфику речевого развития ребенка, а затем выявить особенности развития различных сторон речи детей дошкольного возраста посредством речевого манипулирования.
Процесс формирования речевой деятельности и усвоения системы родного языка в онтогенезе изучался такими исследователями, как А. А. Леонтьев, A. M. Шахнарович, А. Н. Гвоздев, P. M. Боскис, Г. А. Каше, Ф. А. Pay, Е. М. Верещагина, Д. Слобина, В. М. Белянин и др. Учеными установлено, что наиболее благоприятный и интенсивный период в развитии речи ребенка - первые 3 года жизни, поскольку именно в этот период формируются все функции центральной нервной системы, обеспечивающие адекватную работу системы условно-рефлекторных связей, лежащих в основе поэтапно формирующихся речевых и языковых навыков. Если условия развития в это время неблагоприятны, то формирование речевой деятельности может задерживаться или даже протекать в «искаженном» варианте [1, с. 230].
Одной из принципиальных задач педагога при развитии речевых способностей дошкольника является организация таких условий, при которых ребенок приобретает навыки и умения, соответствующие высокому уровню его речевого развития. Основным источником приобретения навыков речевого развития для дошкольника является опыт межличностного общения. Именно из общения формируется сложный комплекс речевых знаний и умений.
Дошкольный этап характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. В этот период наблюдается активное формирование всех сторон детской речи: лексической, грамматической, фонетической и др. В это время активный словарь детей достаточно быстро пополняется новыми словами; дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, при этом весьма часто в их речи можно встретить элементы детского словотворчества, что является для них нормой. Процесс усвоения языка протекает настолько активно, что после трех лет дети с хорошим уровнем речевого развития свободно общаются не только при помощи грамматически правильно построенных простых предложений, но и некоторых видов сложных предложений.
В дошкольный период наблюдается достаточно активное становление фонетической стороны речи, дети овладевают умением воспроизводить слова различной слоговой и звуковой структуры. Если и отмечаются отдельные ошибки, то присутствуют они, как правило, в наиболее трудных для воспроизведения, малоупотребительных или незнакомых детям словах. При этом достаточно всего один-два раза поправить ребенка, дать образец правильного произношения, как он сможет быстро ввести новое слово в свою речь.
Развивающийся навык речеслухового восприятия помогает контролировать собственное произношение и слышать ошибки в речи окружающих. В этот период у детей формируется «чувство языка», что обеспечивает правильное употребление в самостоятельных высказываниях всех грамматических категорий и форм слов [Там же, с. 23].
К концу дошкольного периода дети в норме овладевают развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно строят свои высказывания. Отступления от орфоэпических норм устной речи не имеют стойкого фиксированного характера и при соответствующей педагогической корректировке достаточно быстро устраняются. Дети в период дошкольного возраста легко вступают в контакт
208
^БЫ 1997-2911. № 5 (71) 2017. Ч. 1
с окружающими людьми. Одна из главных задач педагога в период дошкольного возраста (с 2-3 лет до 6-7 лет) состоит в том, чтобы как можно больше уделять внимания речевому развитию ребенка: активизировать его словарный запас, формировать грамматическую сторону речи, развивать нормы и правила диалогической и связной монологической форм речи и т.д.
Наиболее эффективной организации развития речевых умений и навыков детей дошкольного возраста, с нашей точки зрения, будет способствовать применение различных приемов речевого манипулирования в процессе общения педагога с детьми. На сегодняшний день существуют различные определения самого понятия «манипуляция». Большинство исследователей, в частности Э. А. Щеглова, Л. И. Рюмшина, Е. Л. Доценко, А. О. Руслина, Е. В. Сидоренко и др., под манипулированием понимают определенное психологическое воздействие говорящего на собеседника в процессе общения, при котором манипулятивные намерения для собеседника скрыты, в процессе же общения под воздействием скрытых речевых интенций собеседник начинает совершать определенные действия, заранее запланированные говорящим [3, с. 73].
В период дошкольного возраста, как уже отмечалось ранее, у ребенка уже сформирован определенный комплекс умений и навыков, в том числе и речевых. Для того чтобы ребенку реализовать эти умения и навыки в своей речевой практике, необходимы определенные условия, которые создает педагог [2, с. 65]. Речевое манипулирование, на наш взгляд, может способствовать более эффективному развитию различных сторон детской речи. Мы можем часто наблюдать ситуации, когда ребенок проявляет инициативу во время общения: рассказывает о чем-то, задает вопросы, проявляет интерес к тем или иным фактам действительности и т.д. Во время общения с окружающими людьми можно наблюдать также такие речевые ситуации, в которых ребенок хочет быть или казаться окружающим «взрослым». В это время его необходимо всячески поддерживать, быть внимательным как к нему, так и к его речи: при необходимости корректировать его речь, ход мыслей, действий, поступков и т.д. Особое внимание должно уделяться речевому развитию, формированию полноценной, коммуникативно развитой личности.
На наш взгляд, речевое манипулирование можно использовать на различных этапах процесса обучения в дошкольных образовательных учреждениях: на этапе воспитания звуковой культуры речи дошкольника, в процессе обогащения словаря, на этапе развития диалогической и связной монологической форм речи и др.
Рассмотрим конкретные примеры использования речевого манипулирования в процессе работы над развитием различных сторон детской речи. Так, на этапе воспитания звуковой культуры речи дошкольника можно применять следующие виды заданий, содержащих речевое манипулирование.
Задание 1. Давайте поиграем. Нужно произнести скороговорки. Выиграет тот, кто не допустит ни одной ошибки при их проговаривании.
Скороговорки:
На дворе трава, на траве дрова.
Король орел.
У четырех черепашек четыре черепашонка.
Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке.
Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Задача говорящего, в данном случае педагога, состоит в том, чтобы побудить ребенка к внимательному выполнению задания, правильному произношению всех звуков в словах. Фраза, содержащая речевое манипулирование, для взрослого очевидна (Выиграет тот, кто не допустит ни одной ошибки), а для ребенка она является своеобразным стимулом. В данной ситуации ребенку важно не допустить ошибок, чтобы победить, ибо победа для него - источник радости, превосходства перед другими детьми.
Задание 2. Сейчас мы с вами вспомним, кто какие звуки издает. Выиграет тот, кто быстрее всех назовет звуки и не допустит ошибок. Кто сможет изобразить... как жужжит муха? (-ж—ж-ж); Как воет волк? (—у—у—у); Как поют комарики? (—з—з—з); Как фыркает кот? (—ф—ф—ф); Как шипит змея? (—ш—ш—ш); Как рычит собака? (—р—р—р).
Задача говорящего состоит в том, чтобы побудить ребенка к быстрому реагированию на вопрос и правильному произношению звуков. Ребенок не осознает себя в роли манипулируемого. Цель речевого манипулирования завуалирована игровой ситуацией, но она очевидна для педагога: создать наиболее благоприятные условия для развития звуковой стороны речи детей.
Рассмотрим пример использования речевого манипулирования в процессе обогащения словаря.
Задание 1. Давайте посоревнуемся, кто знает больше названий... птиц (ворона, сорока, грач и т.д.), домашних животных, диких животных, рыб, насекомых, овощей, фруктов, цветов, ягод, деревьев, посуды, одежды, мебели и т.д.
Задание 2. А сейчас мы с вами посмотрим, кто знает больше слов с определенной буквой. Будем называть слова по очереди, причем каждое последующее слово будет начинаться на последнюю букву предыдущего слова. Например, слоН, НоС, СилА, АбрикоС и т.д. Кто не смог подобрать слово, тот проиграл.
Задача педагога состоит в том, чтобы побудить ребенка к правильному подбору слов в соответствии с заданием. А для ребенка стимулом также остается победа.
Рассмотрим пример использования речевого манипулирования в процессе развития грамматической стороны речи детей.
Задание 1. Послушайте предложения и скажите, все ли в них верно. Кто первым сможет найти ошибки?
Зимой в саду расцвели яблони.
Внизу появилась ледяная пустыня.
В ответ я киваю ему рукой.
Мальчик стеклом разбил мяч.
После грибов будут дожди.
Весной луга затопили реку.
Снег засыпало пышным лесом.
В задании к упражнению содержится речевое манипулирование (Кто первым сможет найти ошибки?), побуждающее ребенка не только к быстрому, но и при этом правильному его выполнению.
Проанализируем другой пример.
Задание 2. Внимание! У животных пропали их детеныши. Давайте поможем их найти, пока с ними не случилась беда!
Например, кошке мы должны найти котенка, барану - ..., мышке - ..., волку - ..., лисе - ..., зайцу - ..., сове - ..., тигру - ..., собаке - ..., утке - ..., курице - ..., козе - ..., лошади - ..., грачу - ..., медведю - ...
В данном задании речевое манипулирование содержится во фразе пока с ними не случилась беда! Известно, что дети дошкольного возраста очень эмоциональны. Все, что связано с эмоциями, вызывает у них особый интерес и ответную эмоциональную реакцию, поэтому выполнять это задание они будут всегда охотно.
Рассмотрим пример использования речевого манипулирования в процессе развития диалогической речи детей дошкольного возраста.
Задание 1. Как вы думаете, правы ли сказочные герои, утверждающие следующее... ?
Карлсон: «Нужно есть много-много сладкого. С друзьями лучше не делиться. Тогда тебе больше достанется».
Колобок: «Никогда никого не слушай, всегда все делай по-своему».
Кощей: «Всегда гуляй без родителей и подальше от дома».
Кто сможет доказать свой ответ, тот получит зеленый флажок, но флажков мало, поэтому не все смогут его получить.
Речевое манипулирование содержится в предложении Кто сможет доказать свой ответ, тот получит зеленый флажок, но флажков мало, поэтому не все смогут его получить, т.е. ребенок должен выполнить определенное задание, прежде чем он получит флажок. К тому же флажки получат не все дети, при этом важно помнить, что каждый ребенок желает его получить.
Задание 2. Я вам сейчас буду рассказывать о чем-то. Кто первым заметит ошибку, тот должен поднять руку и исправить ее, объяснив, почему так считает. За правильный ответ каждый получает фишку, победит тот, у кого будет больше фишек.
Примеры суждений:
- Баба-Яга в сказках всегда летает на ковре-самолете.
- Буратино - лучший друг Карабаса-Барабаса.
- Волк съел Колобка.
- Если на деревьях зеленые листья, то это лето.
- Если слушаться взрослых, то ничего интересного не будет.
- Карлсон живет на опушке леса.
- Красная Шапочка несла пирожки дедушке.
- Четверг идет после субботы.
Речевое манипулирование представлено во фразе победит тот, у кого будет больше фишек. После выполненного задания ребенка ожидает поощрение. Задача же педагога состоит в том, чтобы побудить детей к активной речевой деятельности, к желанию вступить в диалог с взрослым и доказать свою точку зрения.
Приведем пример использования речевого манипулирования с целью развития монологической речи детей дошкольного возраста: А сейчас мы с вами посоревнуемся, кто придумает самую интересную автобиографию сказочному герою (Незнайке, Красной Шапочке, сестрице Аленушке и братцу Иванушке и др.). Или другой пример задания: Кто придумает самую интересную сказку с вымышленными героями (например, узелок, пуговица, нитка и др.).
Речевое манипулирование представлено во фразе А сейчас мы с вами посоревнуемся. Соревнование всегда вызывает оживленный интерес не только у самого участника речевого акта, но и у окружающих, поэтому оно является также одним из эффективных средств развития связной монологической речи, основанных на речевом манипулировании.
Речевое развитие ребенка - это сложный, многообразный и достаточно длительный процесс. Дети не сразу овладевают лексико-грамматическим строем, словоизменением, словообразованием, звукопроиз-ношением и слоговой структурой. Одни группы языковых знаков усваиваются раньше, другие - позже. Поэтому на различных стадиях развития детской речи некоторые элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие - освоены лишь частично. При этом усвоение фонетического строя речи тесно связано с общим поступательным формированием лексического и грамматического строя родного языка. В целом же онтогенез языковой способности представляет собой сложнейшее взаимодействие, с одной стороны, процесса общения взрослых и ребенка, с другой - процесса развития предметной и познавательной деятельности.
В период дошкольного возраста, на наш взгляд, весьма эффективными являются формы работы, основанные именно на речевом манипулировании, особенно те из них, которые ориентированы непосредственно на развитие различных сторон речи ребенка: звуковой культуры речи, словаря, грамматических норм, диалогической и монологической форм речи и т.д. Речевое манипулирование в процессе организации различных
210
ISSN 1997-2911. № 5 (71) 2017. Ч. 1
форм деятельности детей, направленных и на развитие их речи, чаще всего представлено в различных видах игр, поскольку игра остается основным видом деятельности детей на всем протяжении дошкольного возраста.
Список источников
1. Глухов В. П., Ковшиков В. А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. М.: АСТ; Астрель, 2007. 320 с.
2. Семенова В. Г., Филиппова О. Н. Положительные эмоции как одна из составляющих речевого манипулирования в образовательном процессе // Социология образования. М., 2016. № 6. С. 64-70.
3. Филиппова О. Н. Манипулирование в речи воспитателей детского сада // Актуальные процессы формирования науки в новых условиях: сборник статей Международной научно-практической конференции. М., 2016. С. 73-77.
THE DEVELOPMENT OF VARIOUS ASPECTS OF SPEECH OF PRESCHOOLERS THROUGH VERBAL MANIPULATION
Filippova Oksana Nikolaevna, Ph. D. in Philology Taganrog Institute named after A. P. Chekhov (Branch) of the Rostov State University of Economics
khovanskayaO@mail. ru
The article raises the question of the development of various aspects of preschoolers' speech through verbal manipulation. The author substantiates the view that the use of verbal manipulation creates the most favorable conditions for the development of children's speech. The verbal manipulation is most often represented in various types of games, because the game is the main activity of children of preschool age. The paper contributes to the development of ontological linguistics.
Key words and phrases: children's speech; verbal manipulation; sound culture of speech; vocabulary; grammatical aspect of speech; dialogical speech; monologue speech.
УДК 81'373.21 / 37
В настоящей статье рассматривается функция изучения иностранных языков в эпоху современной глобализации, в которой межкультурная коммуникация играет важную роль; обосновывается необходимость включения топонимов в обучение иностранному языку, ибо топонимы являются неотделимой частью лексики любого естественного языка, его картины мира и служат показателем культурной самобытности.
Ключевые слова и фразы: культура; межкультурная коммуникация; топонимы; обучение иностранному языку; представитель культуры.
Чинь Тхи Тинь
Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина, г. Москва tinh. tula@gmail. com
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ВКЛЮЧЕНИЯ ТОПОНИМОВ В ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
В контексте современной глобализации изучение иностранного языка считается важным и нужным на сегодняшний день. Иностранный язык можно сравнить с ключом, открывающим нам дверь в другой мир и другую культуру.
Целью изучения иностранного языка является направленность на эффективное общение с носителем языка, а также участие в межкультурной коммуникации. Однако, даже владея одним и тем же иностранным языком, люди не всегда правильно понимают друг друга, так как между представителями разных стран существует как языковой, так и культурный барьер. Поэтому помимо основных видов речевой деятельности (слушать, говорить, читать и писать) изучение иностранного языка включает в себя знание культуры народа, говорящего на данном языке. С. Г. Тер-Минасова считает, что «каждый урок иностранного языка - это перекресток культур, это практика межкультурной коммуникации, потому что каждое иностранное слово отражает иностранный мир и иностранную культуру: за каждым словом стоит обусловленное национальным сознанием (опять же иностранным, если слово иностранное) представление о мире» [3]. Так как язык является важной составной частью культуры, он не может существовать вне ее. Поэтому мы должны изучать язык совместно с культурой говорящего на нем народа.
Существует около трехсот определений понятия «культура», но мы остановимся на понимании данного понятия Э. Сепиром: это «то, что данное общество делает и думает» [2, с. 193]. Топонимия является продуктом развития общества, накопленным поколениями опытом, передаваемым от родителей к детям. Это - образование из языковых знаков и по основным законам языка народа, говорящего на нем в определенном месте и в определенное время. Поэтому нет необходимости разъяснять важность включения топонимов в обучение иностранному языку, в том числе и обучение русскому языку как иностранному (далее - РКИ).
Межкультурная коммуникация является также и межперсональной, т.е. когда один участник обнаруживает культурное отличие другого. По определению В. М. Верещагина, межкультурная (или кросс-культурная)