Научная статья на тему 'Роль и значение моделирования в развитии описательной речи у детей старшего дошкольного возраста'

Роль и значение моделирования в развитии описательной речи у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2341
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
СРЕДСТВА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ / GRAPHIC MODELING / СХЕМЫ-МОДЕЛИ / SCHEMA / MODEL / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / PRESCHOOL CHILDREN / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / SPEECH DEVELOPMENT / СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / SPEECH / РАССКАЗЫ-ОПИСАНИЯ / STORIES-DESCRIPTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Сергиенкова Анастасия Олеговна

В данной статье проанализированы научные исследования по проблеме моделирования в речевом развитии детей. Рассматриваются современный подход к развитию связной речи дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения с использованием метода наглядного моделирования в познавательной деятельности детей для активизации связной речи и роль данного метода для более полноценного восприятия ребенком окружающего мира. Описаны виды моделирования, используемые в педагогической практике, также формы работы по использованию наглядных моделей в процессе формирования связных речевых высказываний, в частности, описательной речи в старшем дошкольном возрасте с целью повышения эффективности работы по формированию монологической речи детей в условиях ДОУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Сергиенкова Анастасия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и значение моделирования в развитии описательной речи у детей старшего дошкольного возраста»

6. Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта: учебник для студ. учережд. высш. проф. образования / Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, Т.А. Родионова. 2-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 240 с.

7. Виленский М.Я. Физическая культура работников умственного труда. М.: Знание, 1987. 60 с.

THE ROLE AND IMPORTANCE OF SIMULATION IN THE DEVELOPMENT OF NARRATIVE SPEECH

IN CHILDREN OF PRESCHOOL

1 2 Zotova I.V. , Sergienkova A.O. (Российская Федерация)

Email: Zotova329@scientifictext.ru

1Zotova Irina Vasilievna - PhD in Pedagogy, Associate Professor;

2Sergienkova Anastasiya Olegovna - Student, THE DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY, CRIMEAN ENGINEERING-PEDAGOGICAL UNIVERSITY, SIMFEROPOL

Abstract: this article analyzes research on the problem of modeling in the speech development of children. Discusses the current approach to the development of coherent speech of preschool children in conditions of preschool educational institution using the visual modeling of cognitive activities to enhance the coherent speech, and the role of this method for more fully understanding the child's world. Describes the types of simulation used in teaching practice also forms of work on using visual models in the process of forming coherent speech utterances, in particular, descriptive language in preschool age with the purpose of increase of efficiency of work on the formation of monologue speech of children in the institution.

Keywords: graphic modeling, schema, model, preschool children, speech development, speech, stories-descriptions.

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ

ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА 12 Зотова И.В. , Сергиенкова А.О. (Russian Federation)

1 Зотова Ирина Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент;

2Сергиенкова Анастасия Олеговна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь

Аннотация: в данной статье проанализированы научные исследования по проблеме моделирования в речевом развитии детей. Рассматриваются современный подход к развитию связной речи дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения с использованием метода наглядного моделирования в познавательной деятельности детей для активизации связной речи и роль данного метода для более полноценного восприятия ребенком окружающего мира. Описаны виды моделирования, используемые в педагогической практике, также формы работы по использованию наглядных моделей в процессе формирования связных речевых высказываний, в частности, описательной речи в старшем дошкольном возрасте с целью повышения эффективности работы по формированию монологической речи детей в условиях ДОУ.

Ключевые слова: средства наглядного моделирования, схемы-модели, дети дошкольного возраста, речевое развитие, связная речь, рассказы-описания.

УДК 372.122

Проблема развития умения рассказывать у дошкольников нашла отражение в трудах таких известных педагогов, как Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, Н.Ф. Ладыгина. Закономерности речевого развития дошкольников изучались А.Н. Гвоздевым, Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, А.А. Леонтьевым и др. Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах М.С. Лаврик, Т.А. Ладыженской, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич, Т.Б. Филичевой и др.

Однако, в настоящее время, несмотря на традиционное декларирование необходимости развития умения рассказывать, у детей старшего дошкольного возраста эта проблема не достаточно исследована в педагогике.

По мнению психологов, педагогов и логопедов, использование метода моделирования облегчает процесс формирования связной речи. В современной научной литературе моделирование рассматривается как исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей [7, с. 73].

В процессе моделирования окружающих объектов совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные и практические действия. С этих же позиций моделирование используется в процессе обучения детей составлению рассказов - описаний. Рассказ - описание может быть разной степени сложности. В нем нередко описываются абстрактные свойства и качества предметов, явлений, связи между ними, что вызывает затруднения у дошкольников. Преобладающим видом мышления является наглядно -образное, поэтому очень важно использовать моделирование в процессе формирования связной речи, поскольку наглядность помогает лучше усвоить и запомнить материал.

На подходы к изучению умения рассказывать дошкольника оказали влияние исследования, выполненные под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой (Г.А. Кудрина, Л.В. Ворошнина, А.А. Зрожевская, Н.Г. Смольникова, Е.А. Смирнова, Л.Г. Шадрина).

В центре внимания этих исследований находится поиск критериев оценки связности речи, и в качестве основного показателя ими выделено умение структурно выстраивать текст и использовать различные способы связей между фразами и частями разных типов связных высказываний, видеть структуру текста, его основные композиционные части, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Таким образом, дошкольник начинает овладевать текстом как определенной моделью [1].

Рассказывание по зрительному, осязательному или слуховому восприятию носит описательный характер и подводит ребенка к рассуждениям. Дети рассказывают о тех предметах или явлениях, которые воспринимают в данный момент. Содержание текстов, создаваемых детьми, определяют сами предметы и явления, а наглядно воспринимаемые признаки и качества облегчают выбор соответствующих языковых средств. К данному виду рассказывания относятся описания игрушек, картин, натуральных предметов, явлений природы. В рассказывании по восприятию обеспечивается единство сенсорного, умственного и речевого развития.

Моделирование - это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. В исследованиях многих психологов (Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.

На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения, например метод обучения дошкольников грамоте (Д.Б. Эльконин, Л.Е. Журова) предполагает построение и использование наглядной модели звукового состава слова.

Остановимся подробнее на использовании наглядного моделирования в формировании связной речи, а именно процесса рассказывания, у детей дошкольного

возраста. Дети дошкольного возраста, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. Большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания. В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью.

Основной формой обучения детей рассказыванию с использованием моделирования является занятие. К занятию определяются задачи, методы и приемы. Затем планомерно идет усвоение объема знаний, умений, навыков посредством других форм детской деятельности (игры, драматизации сказок, создании наглядности детьми, работе в книжном уголке).

Моделирование используется в старшей и подготовительной к школе группах. Модель -это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании), средства внутритекстовой связи [4].

На занятиях по развитию речи дети учатся пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать загадки и небылицы.

На занятиях по ознакомлению с художественной литературой работают над развитием художественного вкуса, воображения, умения чувствовать и понимать выразительные средства родного языка. Моделирование является обязательной составной частью каждого занятия.

Виды моделирования:

1. Предметное моделирование (детские рисунки сюжетных фрагментов героев, предметов для игры; плоскостные театры; фланелеграф; иллюстрации рассказов, сказок, стихотворений).

2. Предметно-схематическое моделирование (структура текста - круг, разбитый на сектора (начало, середина, конец); театры геометрических фигур, театр-символизация; схемы предлогов: нас, в, к).

3. Графическое моделирование (структуры описательного рассказа об игрушках, транспорте и другие; схемы к рассказам, стихотворениям; наборы схем для графического плана; детские схемы).

При обучении детей рассказыванию с использованием моделирования главными выступают следующие методические приемы:

• чтение текста, беседы, загадки, малые фольклорные формы, сюрпризы, игры, театры, кроссворды;

• рассказ: по плану-схеме; по опорным вопросам;

• по цепочке, выборочный; по следам демонстрируемого действия; с использованием элементов драматизации; с элементами творчества (языковая трансформация); после деформированного текста;

• упражнения: лексико - грамматические; специально - коррекционные, эмпатические;

• технические средства обучения: аудиозаписи текста, музыкальных фрагментов для развития темы произведения;

• моделирование: графические схемы, фланелеграф, иллюстрации произведений, детские рисунки сюжетных фрагментов, детские схемы; иллюстрации рассказа одного ребенка другим (подбором картинок) [6, с. 22-39].

Т.А. Ткаченко, автор трудов по использованию моделирования в целях развития связной (описательной) речи старших дошкольников, обратила внимание на факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Одним из них является использование наглядности. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их

характерные признаки, производимые с ними действия. Вторым фактором является создание плана высказывания.

Наше внимание привлекли схемы - модели для составления описательных рассказов [5]. Схемы - модели рассматриваются как основа для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, диких и домашних животных и птицах, временах года, профессиях. Составные части схем отражают основные свойства объектов (цвет, форма, величина, материал, действия с объектами, части объекта). Логопед - практик рекомендует усложнять выбор описываемых предметов. Так, вначале можно предлагать детям описать пирамидку, матрешку, коробочку с мозаикой, коляску для кукол. Позже, когда дети хорошо освоят схему, можно предлагать им игрушки, при описании которых используются не все пункты, например, мяч, скакалку, кубик, мишку, куклу [3].

Моделирование в своей практике используют и Н. Малетина, Л. Пономарева [2, с. 64-68]. Авторы отмечают, что описательная речь детей требует значительной корректировки с целью развития умений, необходимых для построения описательного текста: умения вычленять и называть признаки объекта; умения перечислять признаки в определенной последовательности; - умения связывать слова, фразы и периоды в целостный текст.

Необходимо обратить внимание на то, что обучению связной речи должна предшествовать подготовительная работа, направленная на устранение лексико -грамматических недостатков с помощью словарных и грамматических упражнений. Эти упражнения сопровождают рассматривание и предназначены для обогащения словаря названиями признаков, синонимами, антонимами, образными средствами языка, а также для усвоения подчинительных связей между существительными, прилагательными и глаголами, способов словообразования, построения описательных предложений.

Таким образом, связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Таким образом, связная речь - это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Особым видом связной речи является монолог, который понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщение о каких - либо фактах, явлениях окружающей действительности, к которому относится и описательная сторона речи. Моделирование рассматривается как эффективное средство развития связной речи, а схемы -модели рассматриваются как основа для составления описательных рассказов в работе с детьми дошкольного возраста.

Список литературы/References

1. Лурия А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия; под ред. Е.Д. Хомской. М., 1998. 124 с.

2. Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с общим недоразвитием речи / Н. Малетина, Л. Пономарева // Дошкольное воспитание, 2004. № 6. С. 45-49.

3. Семенова Н.В. Обучение высказываниям типа рассуждений детей седьмого года жизни: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.В. Семенова. М., 2001. 17 с.

4. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Т.А. Ткаченко // Дошкольное воспитание, 1991. № 10. С.24-48.

5. Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов / Т.А. Ткаченко. М., 2004. 116 с.

6. Ушакова О.С. Развитие связной речи / О.С. Ушакова // Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду. М., 1987. С. 59-64.

7. Штофф В.А. Моделирование и познание / В.А. Штофф. Минск, 1977. 118 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.