Научная статья на тему 'Использование графического моделирования как средства развития описательной речи детей старшего дошкольного возраста в ДОУ'

Использование графического моделирования как средства развития описательной речи детей старшего дошкольного возраста в ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2146
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / VISUAL MODELING / ГРАФИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / GRAPHIC MODELING / ОПОРНЫЕ СХЕМЫ / SUPPORT SCHEMES / СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / CONNECTED SPEECH / ОПИСАТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ / DESCRIPTIVE SPEECH / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / CHILDREN OF THE SENIOR PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Сергиенкова Анастасия Олеговна

В данной статье проанализированы научные исследования по проблеме использования графического моделирования в речевом развитии детей. Рассматривается современный подход к развитию связной речи дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения с использованием метода наглядного моделирования и его значения для развития связной монологической речи, описаны формы работы по использованию наглядных моделей, поэтапное выполнение работы при обучении составлению рассказов-описаний, отмечена целесообразность использования наглядных опорных схем в работе по составлению описательных рассказов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Сергиенкова Анастасия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование графического моделирования как средства развития описательной речи детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ 1 2 Зотова И.В. , Сергиенкова А.О. Email: [email protected]

1Зотова Ирина Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент; 2Сергиенкова Анастасия Олеговна - магистр, кафедра дошкольного образования и педагогики, факультет психологии и педагогического образования, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым

Аннотация: в данной статье проанализированы научные исследования по проблеме использования графического моделирования в речевом развитии детей. Рассматривается современный подход к развитию связной речи дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения с использованием метода наглядного моделирования и его значения для развития связной монологической речи, описаны формы работы по использованию наглядных моделей, поэтапное выполнение работы при обучении составлению рассказов-описаний, отмечена целесообразность использования наглядных опорных схем в работе по составлению описательных рассказов.

Ключевые слова: наглядное моделирование, графическое моделирование, опорные схемы, связная речь, описательная речь, дети старшего дошкольного возраста.

USE OF GRAPHIC MODELING AS A MEANS OF DEVELOPMENT

OF THE DESCRIBED SPEECH OF CHILDREN OF THE SENIOR

PRESCHOOL AGE IN THE PEI 12 Zotova I.V. , Sergienkovа A.O.

1Zotova Irina Vasili€vna - PhD in Pedagogy, Associate Professor; 2Sergienkovа Anastasiya Olegovna - Master, DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY, FACULTY OF PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL EDUCATION CRIMEAN ENGINEERING AND PEDAGOGICAL UNIVERSITY, SIMFEROPOL, REPUBLIC OF CRIMEA

Abstract: this article analyzes scientific research on the problem of using graphic modeling in children's speech development. A modern approach to the development of a coherent speech of preschool children in the conditions of a pre-school educational institution using the visual modeling method and its implications for the development of monologous communication is described, the forms of work on the use of visual models, the phased implementation of the work in teaching the compilation of narrative descriptions, the expediency of using visual reference schemes in the work on the compilation of descriptive stories.

Keywords: visual modeling, graphic modeling, support schemes, connected speech, descriptive speech, children of the senior preschool age.

УДК 372.127

В ФГОС ДО речевое развитие дошкольников вынесено в отдельную образовательную область, что свидетельствует о значимости направления в дошкольном детстве. Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного

69

языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Особенности развития связной речи изучались Л.С. Выготским, А.М. Леушиной, С.Л. Рубинштейном, Ф.А. Сохиным и другими специалистами в области психологии и методики развития речи. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития изучались также В.В. Гербовой, Н.М. Крыловой, В.И. Логиновой, Е.А. Флериной и др. [2].

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. В старшем дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Дети становятся более самостоятельными и начинают общаться с широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Красивая, правильная речь - залог успешного обучения [1].

В посвященных развитию связной речи исследованиях Е.И. Тихеевой отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения, как на занятиях, так и вне занятий - в повседневной жизни. Среди всех видов связной речи особое место занимают описательные рассказы. Для таких рассказов характерно создание словесного образа объекта, находящегося в статичном (неподвижном) состоянии. Отсутствие динамики заметно усложняет для ребенка планирование, и, следовательно, формулирование развернутого высказывания.

К наиболее распространенным затруднениям в работе по составлению описательных рассказов с детьми относят такие затруднения как умение самостоятельно определить при рассматривании объекта его главные свойства и признаки, умение установить последовательность изложения выявленных признаков, способность удержать в памяти эту последовательность, которая и является планом рассказа-описания [5].

В связи с этим, многолетний опыт практической работы убеждает, что при стихийном речевом развитии ребенок не в состоянии овладеть составлением описательных рассказов. Для подобной деятельности недостаточно самого благоприятного речевого окружения. Необходимо целенаправленное, научно обоснованное, системное обучение под руководством специалиста, а также использование особых наглядных средств, которым выступает графическое моделирование, которое, в свою очередь, облегчает детям дошкольного возраста овладение связной речью [6].

Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А. Ветлугиной, Н.Н. Подьяковым. Заключался он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Таким образом, использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание, увеличивает объем памяти и в целом развивает речевую деятельность детей.

Графическое моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Данный метод помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо. В детском саду в основном задействован только один вид памяти - вербальный. Опорные схемы - это попытка задействовать для решения познавательных, речевых задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно графические модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна деталям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности, речевую активность дошкольников.

Использование наглядного моделирования позволяет вызвать интерес и помогает решить эту проблему; также, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из

70

правил укрепления памяти гласит: «Когда - учишь - записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики». Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Таким образом, дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения [4].

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, то использование таблиц, схематичных картин, символов на занятиях по развитию связной описательной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее. Внедрение метода графического моделирования в образовательный процесс позволяет дошкольникам эффективнее запоминать структуру рассказа, воспроизводить информацию.

Наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Игры, направленные на обучение детей рассказыванию, развивают у них умение описывать предмет по основным признакам, действиям; рассказывать о животном, об игрушке; составлять сюжет по картинке, разворачивать его в соответствии с замыслом. В схемах отражены наиболее характерные признаки объектов, относящихся к основным тематическим группам из Государственной программы дошкольного обучения: игрушки, одежда, посуда, продукты, овощи, фрукты, домашние животные, дикие звери, птицы, профессии людей, времена года [5].

Каждый признак представлен в схемах особыми символическими изображениями, доступными детям старшего дошкольного возраста. По мнению психологов, освоение различных знаков и символов помогает ребенку не только анализировать, сравнивать, обобщенно воспринимать действительность, но и повышает умственный возраст ребенка, способствуют переходу его мышления на более высокий уровень.

При обучении составлению рассказов-описаний на начальном этапе можно использовать сенсорно-графическую схему В.К. Воробьевой, отражающую сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой) и сами признаки. Эта схема помогает определить способы сенсорного обследования предмета и закрепить результаты обследования в наглядном виде. Схема составляется в ходе обследования, поэтому дети имеют возможность закрепить действия замещения [3].

На более поздних этапах обучения составлению рассказов-описаний детям предлагается готовый план-мнемотаблица. Далее необходимо учить детей не только рассказывать по готовому плану, но и самостоятельно изображать его графически. Каждый ребенок заполняет свою собственную мнемотаблицу, благодаря которой он имеет возможность составить рассказ-описание о любом предмете по данной теме.

Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также его завершить. Использование наглядных опорных схем значительно облегчают составление описательного рассказа. Они делают высказывания дошкольника четкими, связными и последовательными, формируют навыки построения связного и целостного описательного рассказа [1].

Для рассказа по сюжетной картине графический план просто необходим, поскольку ребенку трудно «сконструировать ситуацию», изображенную на картине, придумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ. Таким образом, графические модели помогут оформить речевым материалом схему построения высказывания: зачин - развитие событий - итог.

Работу по составлению повествовательного рассказа по картине с помощью опорных схем также необходимо осуществлять поэтапно, где воспитатель предлагает детям опорную схему, далее опорная схема составляется вместе с детьми, затем следует самостоятельный выбор опорных схем и только потом самостоятельное изображение опорных схем. Как видим, использование моделей в развитии связной речи дошкольников позволяет эффективно решать задачи образовательных областей ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Таким образом, использование моделей для развития связной описательной речи позволяет раскрывать детям старшего дошкольного возраста существенные особенности объектов, закономерные связи, формирование системных знаний и наглядно -схематического мышления. С помощью моделирования можно повысить эффективность речи дошкольников. Модели могут быть использованы в работе с детьми как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития, навыка связной речи детей дошкольного возраста.

Предлагаемые схемы позволяют ребенку постоянно придерживаться графического плана рассказа, состоящего из нескольких пунктов. Кроме того, схемы помогают дошкольнику: выделить определенные качества объекта, наглядно представить их количество и последовательность, соблюдать эту последовательность при изложении описательного рассказа и тем самым сделать его более полным, точным, связным, непрерывным. Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.

Список литературы /References

1. Зотова И.В., Сергиенкова А.О. Роль и значение моделирования в развитии описательной речи у детей старшего дошкольного возраста // European Research, 2017. № 6 (29). С. 62-66.

2. Зотова И.В. Особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами наглядного моделирования / И.В. Зотова, С.Л. Литвиненко // Наука и образование сегодня, 2017. № 5 (16). С. 49-52.

3. Макарова Ю.А. Использование моделей в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраст / Ю.А. Макарова // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2017. Т. 2. С. 386-389.

4. Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с общим недоразвитием речи / Н. Малетина, Л. Пономарева // Дошкольное воспитание, 2004. № 6. С. 45-49.

5. Спыну В.В. Обучение составлению описательных рассказов дошкольников с ОНР на основе использования мнемотехнических таблиц / В.В. Спыну // Молодой ученый, 2013. № 11. С. 654-657.

6. Ткаченко Т.А. Использование схем составления описательных рассказов / Т.А. Ткаченко // Дошкольное воспитание, 1990. № 10. С. 16-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.