Научная статья на тему 'Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста средствами моделей и картинно-графических схем'

Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста средствами моделей и картинно-графических схем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5955
354
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / MONOLOGUE SPEECH / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / SENIOR PRESCHOOL AGE / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ / SPEECH DEVELOPMENT OF CHILDREN / ЗАДАЧИ / TASKS / МОДЕЛИ / MODELS / КАРТИННО-ГРАФИЧЕСКИЕ СХЕМЫ / PICTURE-GRAPHIC SCHEME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Тимошенкова Дарья Александровна

В данной статье раскрывается значимость использования моделей и картинно-графических схем в организации работы с детьми дошкольного возраста по формированию монологической речи, которая соответствовала бы задачам современного дошкольного образования в области речевого развития детей. Также раскрыты теоретические основы развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования моделей и картинно-графических схем, выделены методы и приемы работы со схемами, предложенные различными исследователями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Тимошенкова Дарья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста средствами моделей и картинно-графических схем»

РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МОДЕЛЕЙ И КАРТИННО-ГРАФИЧЕСКИХ СХЕМ Зотова И.В.1, Тимошенкова Д.А.2 Email: Zotova1796@scientifictext.ru

'Зотова Ирина Васильевна — кандидат педагогических наук; 2Тимошенкова Дарья Александровна — студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым

Аннотация: в данной статье раскрывается значимость использования моделей и картинно-графических схем в организации работы с детьми дошкольного возраста по формированию монологической речи, которая соответствовала бы задачам современного дошкольного образования в области речевого развития детей. Также раскрыты теоретические основы развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования моделей и картинно-графических схем, выделены методы и приемы работы со схемами, предложенные различными исследователями.

Ключевые слова: монологическая речь, старший дошкольный возраст, речевое развитие детей, задачи, модели, картинно-графические схемы.

THE DEVELOPMENT OF MONOLOGUE SPEECH OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE BY MEANS OF MODELS AND PICTURESQUELY GRAFIC SCHEMES Zotova I.V.1, Timoshenkova D.A.2

'Zotova Irina Vasilievna — PhD of Pedagogical;

2Timoshenkova Daria Aleksandrovna — Student, THE DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY, CRIMEAN ENGINEERING - PEDAGOGICAL UNIVERSITY, SIMFEROPOL, REPUBLIC OF CRIMEA

Abstract: this article reveals the importance of the use of models and picturesquely-graphic schemes in the organization of work with children of preschool age on the formation of monologic speech, which would meet the objectives of modern preschool education in the area of speech development of children. Also describes theoretical basis for the development of monologue speech of children of preschool age through the use of models and paintings and graphic schemes of selected methods and techniques for working with the schemes proposed by various researchers.

Keywords: monologue speech, senior preschool age, speech development of children, tasks, models, Picture-graphic scheme.

УКД 373.2:796.011.3

Постановка проблемы. Дошкольный возраст является периодом активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности дошкольника. Монологическая речь является одним из базовых компонентов в составлении связных высказываний и текстов, и именно она оказывается наиболее несформированной в дошкольном возрасте. От уровня развития монологической речи во многом зависит успешность обучения детей в школе. Умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои рассуждения, отстаивать свою точку зрения, убедительно доказывать - все эти учебные действия требуют достаточного уровня развития монологической речи. Задачи развития связной монологической речи дошкольников отображены во многих нормативных документах, среди которых: Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, современные программы дошкольного образования и т.д.

В связи с актуальностью развития данного вида речи у дошкольников, перед педагогами на сегодняшний день стоит задача поиска эффективных методов и средств

развития монологической речи дошкольников, одним из которых могут выступать модели и картинно-графические схемы.

Цель статьи. Статья раскрывает значимость использования моделей и картинно-графических схем в организации работы с детьми дошкольного возраста по формированию монологической речи. Раскрыты основные виды моделирования в работе с детьми, дана их характеристика. Выделены методы и приемы работы со схемами, предложенные различными исследователями.

Изложение основного материала. Сложившиеся к настоящему времени психологические подходы к проблеме формирования монологической речи дошкольников основываются на рассмотрении онтогенеза развития связной речи: взаимосвязь речи и мышления, механизмы порождения речевого высказывания, речь как средство общения. Психолингвистические исследования раскрывают закономерности усвоения детьми лексического разнообразия родного языка, норм и правил построения синтаксических конструкций (О.А. Бизикова [1], Л. П. Якубинский [10]). Достаточно широко описан методический аспект развития монологической речи дошкольников (Г.М. Лямина [5], Н.А. Стародубова [7], Л.Г. Шадрина [9]). Некоторыми исследователями (В.П. Глухов, Е.А. Ефименкова, Н.Г. Смольникова, Т.А. Ткаченко, Д.Б. Эльконин) отмечено, что одним из средств развития монологической речи дошкольников является использование моделей и картинно-графических схем, относящихся к методу моделирования.

Эффективность использования метода моделирования основывается на положениях о том, что дошкольный возраст это период образных форм сознания, когда ребенок овладевает различными образными средствами: сенсорными, символическими, знаковыми, схематическими и др. В связи с этим, применение в работе с детьми символических аналогий облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала детьми. Овладение данными приемами решает задачи не только развития связной монологической речи, но и развития основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики. Использование наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними.

Помимо этого, выступая нетрадиционной формой обучения, наглядное моделирование в работе с дошкольниками имеет ряд преимуществ: применение в работе символов и аналогий облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения детьми материала; использование графических аналогий позволяет дошкольникам выделять главное, систематизировать полученные знания; наглядное моделирование вызывает интерес детей, стимулирует к активной деятельности.

На сегодняшний день существует несколько типов моделирования, используемых в работе с дошкольниками: пиктограммы, заместители, мнемотаблицы.

Пиктограмма - символическое изображение, заменяющее слова. Символами в пиктограмме выступают рисунки, с помощью которых можно записать слова и выражения.

Замещение - вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными (круги, квадраты, овалы) различного размера и цвета. С помощью данных символов указывают на отличительные особенности предмета или явления (цвет, размер, форму).

Мнемотаблица - графическое изображение персонажей, явлений природы, действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

Применение различных видов моделей осуществляется при помощи методов и приемов работы, предложенных различными исследователями (Т.В. Большева [2], В.П. Глухов [3], Е.А. Ефименкова [4], Н.Г. Смольникова [6], Т.А. Ткаченко [8]). Их разнообразие обусловлено необходимостью развития различных компонентов монологической речи детей.

Например, Т.В. Большевой предложен сюжетный метод запоминания текстов по мнемотаблице, которая призвана помочь детям разучивать стихотворения; составлять рассказ-описание, творческие рассказы, обучать пересказу [2].

Для формирования умений пересказа текстов В.П. Глухов разработал методику моделирования сюжета с помощью условно -наглядной схемы (блоков-квадратов, которые размещаются на штативе, после чтения и разбора текста заполняются изображениями персонажей и значимых объектов, соответствующих каждому из последовательных фрагментов-эпизодов). Педагог объясняет назначение размещаемых на штативе блоков -квадратов, указывает, что блоки-квадраты обозначают отдельные части рассказа, следующие друг за другом [3].

Для обучения детей составлению предложений Е.А. Ефименкова предлагает использовать материал, позволяющий обучать детей составлению предложений из отдельных слов, который представляет собой схему составления предложения [4].

Для восприятия детьми различных текстов Н.Г. Смольникова предлагает использовать специальные модели, которые представляют собой опорный материал для составления высказываний и пересказов произведений (круг, разделенный на три неравные подвижные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа). В обучении используются в качестве модели структуры повествовательного текста серии сюжетных картинок, разные способы их предъявления, направленные на формирование умений выстраивать сюжетную линию, композиционно завершать текст [6].

Для обучения дошкольников составлению рассказов-описаний Т.А. Ткаченко разработала сенсорно-графическую схему, которая состоит из листа картона 45 х 30 см, разделенного на квадраты, соответствующие количеству признаков предметов, о которых детям необходимо рассказать [8].

Независимо от использования методов и приемов работы с мнемотаблицами и опорными схемами, алгоритм обучения детей приемам моделирования включает в себя три этапа: начальный этап, совместная работа педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей.

Методы и приемы обучения дошкольников моделированию можно разделить на наглядные, словесные и практические:

- наглядные (использование в работе графических схем, иллюстраций произведений, детских рисунков и схем, сюжетних картинок);

- словесные (чтение произведений, беседы, загадки, малые фольклорные формы);

- практические (рассказ по плану-схеме, по опорным вопросам, лексико-грамматические упражнения, драматизация).

Вывод. Из сказанного следует, что наглядное моделирование является эффективным средством развития связной монологической речи и творческих способностей дошкольников. Основанное на психологических особенностях развития дошкольников, образности мышления, моделирование призвано осуществлять преобразование абстрактных символов в образы, тем самым облегчить усвоение детьми материала. К методам моделирования относят следующие: пиктограммы, заместители, мнемотаблицы. В педагогике накоплен большой опыт использования различных методов моделирования в работе с детьми (составление рассказов и пересказ текста по опорным схемам, таблицам, составление предложений из отдельных слов-символов и т.п.).

Список литературы / References

1. Бизикова О.А. Развитие монологической речи у дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений./ О.А. Бизикова. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. 235 с.

2. Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. / Т. Большева. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. 253 с.

3. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В.П. Глухов // Дефектология, 1994. № 2. С. 56-73.

4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: Дети с общим недоразвитием речи / Л.Н. Ефименкова. М.: Просвещение, 1981. 112 с.

5. Лямина Г.М. Формирование речевой деятельности / Г. М. Лямина // Дошкольное воспитание, 2005. № 9. С. 49-55.

6. Смольникова Н.Г. Обучение связной речи детей с ОНР. / Н.Г. Смольникова. М.: Просвещение, 1991. 159 с.

7. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. / Н.А. Стародубова. М.: Академия, 2011. 239 с.

8. Ткаченко Т.А. Схемы для составления описательных рассказов. / Т.А. Ткаченко. М.: «АРКТИ», 2009. 87 с.

9. Шадрина Л.Г. Развиваем связную речь. Методические рекомендации / Л.Г. Шадрина, Е.П. Фомина. М.: Сфера, 2012. 128 с.

10. Якубинский Л. П. О диалогической речи: язык и его функционирование / Л.П. Якубинский. М.: Наука, 1986. 315 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.