ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1 2 Зотова И.В. , Литвиненко С.Л. Email: Zotova673@scientifictext.ru
1Зотова Ирина Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент;
2Литвиненко Светлана Леонидовна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым
Аннотация: в статье рассматривается актуальность исследования развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста, перечислен ряд разновидностей устной монологической речи, характерной для детей старшего дошкольного возраста. Выделены критерии (когнитивный, репродуктивно-речевой), с соответствующими показателями оценивания развития монологической речи, а также подобран и модифицирован соответствующий диагностический инструментарий, состоящий из серии шести заданий. Представлен комплекс методического сопровождения использования мнемотехники в развитии монологической речи детей старшего дошкольного возраста. Показаны результаты проведенных диагностических исследований.
Ключевые слова: монолог, монологическая речь, дети старшего дошкольного возраста, критерии, показатели и уровни развития монологической речи, методическое сопровождение.
METHODICAL SUPPORT OF USE OF MEMORIAL EQUIPMENT IN THE DEVELOPMENT OF MONOLOGICAL SPEECH OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE Zotova I.V.1, Litvinenko S.L.2
1Zotova Irina Vasihvna - PhD in Pedagogy, Associate Professor; 2Litvinenko Svetlana Leonidovna - Student, DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY, CRIMEAN ENGINEERING-PEDAGOGICAL UNIVERSITY, SIMFEROPOL, REPUBLIC OF CRIMEA
Abstract: the article discusses the relevance of the study of the development of monologic speech in older preschool children, lists a number of varieties of oral monologic speech characteristic of older preschool children. Criteria (cognitive, reproductive-speech) were identified, with corresponding indicators for assessing the development of monologic speech, and the corresponding diagnostic tools consisting of a series of six tasks were selected and modified. A complex of methodological support for the use of mnemonics in the development of monologue speech of older preschool children is presented. The results of diagnostic tests are shown.
Keywords: monologue, monologic speech, children of preschool age, criteria, indicators and levels of development of monologic speech, methodical support.
УДК 372.32
Проблема развития связной речи всегда остается актуальной, поскольку выступает одной из центральных образовательных задач в дошкольном возрасте, влияя на
формирование личности ребенка и его социализацию, успешность в школьном обучении. В процессе формирования связной речи постепенно происходит усложнение речевых способностей ребенка.
В старшем дошкольном возрасте диалогическая речь сменяется монологической. В отличие от диалогической речи, которая является ситуативной, монологическая речь характеризуется развернутостью, организованностью, произвольностью, что требует от ребенка обдумывания речевого высказывания, способности найти подходящую языковую форму для выстраивания монолога.
Современные образовательные программы и стандарты предъявляют достаточно высокие требования к развитию речи дошкольников. Одной из главных задач речевого воспитания дошкольника является формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание.
Монологическая речь, то есть развернутые, состоящие из нескольких или многих предложений высказывания, позволяют ребенку систематично и последовательно излагать свои мысли; заложенные в дошкольном возрасте успехи детей в развитии связной речи способствуют эффективной коммуникативной деятельности, обеспечивают и в значительной степени определяют их успех в учебе по всем предметам.
Под монологом понимаем - связную речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. Являясь особым видом речевой деятельности, монологическая речь отличается спецификой выполнения речевых функций. В ней используются и обобщаются такие компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений, а также синтаксические средства. Реализация связанного развернутого высказывания предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения. Последовательность и логичность, полнота и связность изложения, композиционное оформление являются важнейшими качествами монологической речи, вытекающими из ее контекстного и непрерывного характера [1].
Мнемотехника или мнемоника - это технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание у увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Технология развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста, включающая ознакомление с мнемотехникой состоит из следующих этапов: предметная модель - предметно-схематическая - схематическая - и поэтапное формирование речевых умений, значимых для построения текста.
Основными элементами мнемотехники являются мнемодорожки, мнемоквадраты, мнемосхемы.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное - нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа, последовательность рассказа, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей, обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов [3].
Суть работы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое
изображение, воспроизводит текст целиком. Главное наглядно схему изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок активно включается в процесс создания своей схемы.
В экспериментальной части нашего исследования отображена опытно-экспериментальная деятельность, направленная на выявление актуального уровня развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Опираясь на теоретическое исследование В.К. Воробьевой [1] и Ж.М. Глозман, А.Ю. Потаниной, А.Е. Соболевой [2] были выделены следующие критерии: когнитивный критерий с показателями: наличие способности понимать логико-грамматические конструкции: установление причинно-следственных и временных связей, понимание логико-грамматических конструкций, объем необходимой помощи; репродуктивно-речевой критерий с показателями: наличие умения пересказывать адаптированный текст, наличие умения составлять повествовательный рассказ (по серии картинок), наличие умения составлять описательный рассказ, наличие умения составлять рассказ по сюжетной картинке, наличие умения составлять рассказ из личного опыта.
Для экспериментального исследования мы избрали методики, при помощи, которых определили уровень развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста (высокий, средний, низкий). Диагностические задания были модифицированы и адаптированы в соответствии с возрастом детей и состояли из шести заданий, направленных на выявление выделенных нами показателей развития связной монологической речи детей среднего дошкольного возраста.
По результатам диагностического опроса детей старшего дошкольного возраста, был сделан вывод о том, что связная монологическая речь сформирована у большей половины детей в каждой из исследуемых групп, но также присутствуют дети, находящиеся на низком уровне и полностью отсутствуют дети высокого уровня развития связной монологической речи.
Для улучшения полученных результатов нами был апробирован комплекс мероприятий методического сопровождения процесса развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста, который включал в себя работу в трех направлениях: с педагогами, с родителями и с детьми.
В направлении работы с педагогами нами был разработан комплекс методического сопровождения процесса использования мнемотехники по развитию монологической речи старших дошкольников, который включал в себя проведение мастер-класса, а также разработанные нами методические указания - рекомендации педагогам по использованию мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста.
В работе с детьми был разработан и реализован перспективно-тематический план по развитию монологической речи старших дошкольников с использованием приемов мнемотехники, рассчитанный на девять месяцев со сроком реализации. Работа осуществлялась в разных формах организации НОД, дидактическим материалом работы на данном этапе служили мнемотаблицы, мнемосхемы, мнемодорожки, коллажи.
Анализ результатов диагностики показал, что у детей, участвующих в контрольном эксперименте, преобладает средний и высокий уровни развития монологической речи. Так на низком уровне развития монологической речи в группе А и группе Б детей не зафиксировано, на среднем уровне 61,5% детей группы А и 76,9% детей группы Б и, соответственно, на высоком уровне развития монологической речи находятся 38,5% детей группы А и 23,1% детей старшего дошкольного возраста группы Б.
Показатели группы А выше, чем у группы Б, что может свидетельствовать об эффективности апробированного нами комплекса мероприятий по методическому сопровождению использования мнемотехники в развитии монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Список литературы /References
1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. М.: Астрель. Транзиткнига, 2006. 158 с.
2. Глозман ЖМНейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте / Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева. СПб.: Питер, 2006. 80 с.
3. Никандров В.В. Метод моделирования в психологии: учебное пособие / В.В. Никандров. СПб.: Изд-во «Речь», 2003. 55 с.
ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ -ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Абдувалиева А.З. Email: Abduvalieva673@scientifictext.ru
Абдувалиева Адиба Закировна - тарший преподаватель английского языка,
кафедра обучения языкам, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье поднимается вопрос содержания образовательного процесса, который стал личностно-ориентированным, подразумевающий индивидуальный подход к каждому обучающемуся, выявление в нём возможностей, стимулирующих самоутверждение, самореализацию. На сегодняшний день в результате последовательной реализации положений Национальной программы в республике сформирована уникальная модель подготовки кадров, включающая в себя следующие составные части: личность - государство и общество - непрерывное образование -наука - производство.
Ключевые слова: реформы, образовательная политика, стратегические цели модернизации образования, факторы коммуникабельности.
THE MAIN OBJECTIVE OF EDUCATIONAL POLICY - ENSURING MODERN EDUCATION QUALITY Abduvalieva A.Z.
Abduvalieva Adiba Zakirovna - Senior Teacher of English, TEACHING LANGUAGES DEPARTMENT, FERGANA POLYTECHNIC INSTITUTE, FERGANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article raises the question of the content of the educational process, which has become personality-oriented, implying an individual approach to each student, identifying opportunities in it that stimulate self-affirmation, self-realization. Today, as a result of the consistent implementation of the provisions of the National Program, a unique training model has been formed in the republic, which includes the following components: personality - the state and society - continuing education - science - production. Keywords: reforms, educational policy, strategic goals of modernization of education, sociability factors.
УДК 378.1
Происходящие преобразования в системе высшего образования обусловлены движением в сторону инновационной личностно-развивающей парадигмы образования, необходимостью использования интеллектуально-творческого потенциала человека для созидательной деятельности во всех сферах жизни. Одним из важнейших элементов комплексного преобразования сферы высшего образования