ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОПИСАТЕЛЬНЫМ
РАССКАЗАМ ПОСРЕДСТВОМ МОДЕЛИРОВАНИЯ
1 2 Зотова И.В. , Цмаколенко Е.В.
1Зотова Ирина Васильевна - доцент, кандидат педагогических наук; 2Цмаколенко Евгения Викторовна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым
Аннотация: в статье рассмотрены особенности развития описательной монологической речи детей старшего дошкольного возраста. Показаны результаты экспериментальной работы по выявлению актуального уровня развития описательной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста. Определены критерии (когнитивный, репродуктивно -речевой), показатели и уровни развития описательной монологической речи детей старшего дошкольного возраста (высокий, средний, низкий), подобран и адаптирован диагностический инструментарий. Представлены результаты работы на констатирующем этапе исследования.
Ключевые слова: монологическая речь, описание, рассказ-описание, моделирование, диагностика, критерии, показатели, уровни развития описательной монологической речи, дети старшего дошкольного возраста.
УДК 372.3
Одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень сформированности связной речи, и, как ее компонента - монологической речи. Также умение рассказывать играет большую роль в процессе общения. Для ребенка это умение является средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок.
Основы методики развития монологической речи типа описания детей дошкольного возраста определены в трудах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной. В своих трудах данные исследователи раскрыли психологическую природу описательной речи и основные механизмы и особенности развития ее у детей.
Рассказ - это самостоятельное составленное развернутое изложение какого-либо факта, события. Описание - это тип речи, который является моделью монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков объекта. У детей старшего дошкольного возраста развитие связной монологической речи достигает высокого уровня [1].
В старшем дошкольном возрасте значительно увеличиваются речевые возможности детей, от правильного использования которых существенно зависит уровень развития связной монологической речи. Наиболее эффективным средством развития описательной монологической речи, соответствующим возрастным особенностям старших дошкольников является наглядное моделирование [3].
Модели: предметные, предметно - схематические, схематические, передавая строение рассказа, его последовательность, служат своеобразным наглядным планом для создания монологов и тем самым облегчают процесс освоения детьми описательной монологической речью [2].
Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как, по данным Л.С. Выготского, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, дошкольный возраст -это период наиболее интенсивного становления и развития личности.
Применение наглядных моделей в работе по развитию описательной монологической речью детей позволяет более успешно обучить детей составлению связного речевого высказывания по заданной или самостоятельно выбранной теме, а также сочинению рассказа-описания по замыслу [4].
Для исследования были выбраны две группы детей старшего дошкольного возраста: Группа А и Группа Б в количестве 60 детей. Также в экспериментальной работе приняли участие педагоги дошкольного образовательного учреждения.
Анализ предметно-пространственной среды и планов педагогов показал, что в детских садах практически отсутствуют методические рекомендации, конспекты занятий, игр, упражнений, предполагающие использование моделирования и разнообразные виды моделей.
Можно отметить, что подобная воспитательно-образовательная работа с детьми, организованная подобным образом, имеет следующие особенности: в практике работы дошкольных учреждений обучение дошкольников составлению рассказов-описаний с использованием моделирования не выступает как специальная задача; педагоги слабо владеют теорией и методикой обучения детей старшего дошкольного возраста связной описательной речи; не используется моделирование как один из приемов обучения дошкольников описанию; анализ речевой среды показывает, что для развития связной речи детей необходимо пополнить ДОУ соответствующими пособиями, играми, моделями, схемами и т.д., которые в свою очередь оказывают влияние на речевое развитие в целом и в, частности, на развитие описательной речи, поскольку предметно - развивающая среда создана без учета развивающего потенциала использования разнообразных видов моделей в процессе развития связной монологической речи дошкольников.
Критерии и показатели оценивания развития описательной монологической речи были нами определены, опираясь на разработанные Л.В. Пашковской компоненты и составляющие связного высказывания, на основе выделенных качеств связной монологической речи [5].
Таким образом, были определены когнитивный и репродуктивно-речевой критерии развития описательной речи старших дошкольников с соответствующими показателями (способен понимать и осмысливать тему, придумывать название текста в соответствии с содержанием произведения; осведомлен как выделять основные структурные части текста и располагать их в верной последовательности (начало -середина - конец); способен наполнять свое высказывание содержанием или дополнять чужое высказывание; умеет пользоваться средствами языка (в том числе языковыми выразительными средствами) в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания; умеет строить высказывание плавно, способен избегать длительных пауз в процессе высказывания). Также выделены уровни развития описательной монологической речи детей старшего дошкольного возраста (высокий, средний, низкий).
Подобран диагностический инструментарий, состоящий из серии четырех заданий (О.С Ушакова), направленных на выявление уровня развития описательной речи дошкольников, согласно выделенным критериям и показателям [6].
Данные о сформированности показателей развития описательной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста, полученные, по всем обозначенным нами критериям и показателям в ходе индивидуального обследования свидетельствуют, что большинство детей соответствуют среднему уровню развития описательной монологической речи. Наблюдаются дети с низким уровнем развития описательной монологической речи и невелик процент детей, отнесенный к высокому уроню.
Так, количество детей в Группе А, находящихся на высоком уровне развития описательной монологической речи составляет 17% детей (5 чел.), а в Группе Б представлены в виде 27% детей (8 чел.). На среднем уровне в Группе А находятся 56% (17 чел.), в Группе Б 67% (20 чел.) соответственно. На низком уровне развития описательной монологической речи в результате проведенной диагностики выявлено 27% детей Группы А (8 чел.), в Группе Б 6% детей (2 чел.).
Таким образом, свою дальнейшую работу видим в разработке и апробации системы работы воспитателя по обучению детей старшего дошкольного возраста описательным рассказам посредством моделирования.
Список литературы
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.
2. Зотова И.В. Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста средствами моделей и картинно-графических схем / И.В. Зотова, Д.А. Тимошенкова // Наука и образование сегодня. М.: «Проблема науки», 2017. № 14 (96). С. 83-85.
3. Зотова И.В. (Russian Federation) Роль и значение моделирования в развитии описательной речи у детей старшего дошкольного возраста / Zotova I.V., Sergienkova A.O. (Российская Федерация) The role and importance of simulation in the development of narrative speech in children of preschool // European Research: Innovation in Science, Education and Technology. М.: «Проблемы науки», 2017. № 6 (29). С. 62-66.
4. Зотова И.В., Сергиенкова А.О. Использование графического моделирования как средства развития описательной речи детей старшего дошкольного возраста / И.В. Зотова, А.О. Сергиенкова // Наука, техника и образование. М.: «Проблемы науки», 2017. № 9 (39). С. 65-69.
5. Пашковская Л.А. Педагогическая технология развития связной речи дошкольников с использованием моделирования: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07./ Л.А. Пашковская. Екатеринбург, 2002. 154 с.
6. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О С. Ушакова, Е.М. Струнина. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 288 с.