Научная статья на тему 'Педагогические результаты реализации проекта по развитию связной речи с помощью мнемотехники'

Педагогические результаты реализации проекта по развитию связной речи с помощью мнемотехники Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1562
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ / CONNECTED SPEECH / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / LANGUAGE DEVELOPMENT / RECEPTION / МНЕМОТЕХНИКА / MNEMONICS / MNEMONIC TABLES / MNEMONIC CHAIN TECHNOLOGY / ЗАПОМИНАНИЕ / MEMORIZATION / ПРИЁМ / МНЕМОТАБЛИЦА / МНЕМОЦЕПОЧКА / ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байгулова Н.В., Чепурная О.В.

В статье обосновывается идея о том, что работу над развитием связной речи старших дошкольников наиболее эффективно проводить с использованием технологических приёмов мнемотехники и наглядного моделирования. Авторы дают обобщённую характеристику определений мнемотехники, основываясь на том, что мнемотехника это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов. Данное определение наиболее точно отображает современное понимание мнемотехники. В статье рассматриваются отличительные особенности данной технологии, трактовки понятия мнемотехника исследователями данного феномена. Для развития связной речи детей с помощью мнемотехники, повышения уровня речевой активности детей был разработан проект «Развитие связной речи с помощью мнемотехники», который реализовывался в 2016 году на базе детского сада №8, г. Томск. Участниками стали 28 воспитанников старшей дошкольной группы, их родители, воспитатель. Практическая значимость реализации проекта состояла в том, что дети научились самостоятельно составлять сказки, загадки, используя собственные мнемотаблицы. Перспективность проекта заключалась в повышении уровня произвольной памяти, внимания детей, развития связной речи; расширении кругозора; повышении интереса к составлению сказок и загадок; выразительном чтении стихов. В ходе реализации проекта возникли трудности, связанные с тем, что современные дети перенасыщены информацией. Необходимо, чтобы процесс обучения был интересным, занимательным, развивающим. В последнее время наблюдается катастрофический разрыв между стремительным ростом высоких технологий и прежней «впитываемостью» информации мозгом человека. Мнемотехника значительно повысит обучаемость любым дисциплинам и даст возможность не отставать от технического прогресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байгулова Н.В., Чепурная О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL PROJECT RESULTS FOR COHERENT SPEEH BY MNEMONICS

The article substantiates the idea that work on the development of coherent speech of the senior preschool children most effectively is carried out when technological methods of mnemonics and visual simulation are used. The authors give a generalized description of the definitions of mnemonics, based on the fact that the mnemonics is a system of internal writing, allowing consistently record information in the brain, transformed into a combination of visual images. This definition more accurately reflects the current understanding of mnemonics. The article reveals features of this technique and interpretation of the concept of mnemonics by researchers. For the development of coherent speech of children with the help of mnemonics, improving speech activity of children was developed by a project “Development of coherent speech using mnemonics”, which was implemented in 2016 on the basis of Kindergarten №8 in Tomsk. The participants were 28 students of the senior preschool group, their parents and teacher. The practical significance of the project is that the children learn to make their own stories, puzzles, using mnemonic tables. The prospect of the project was to increase the level of voluntary memory, attention, children, coherent speech development; expanding knowledge about the world; increasing interest in the compilation of tales and riddles; expressive reading of poems. During the project there were difficulties that modern children are oversaturated with information necessary for education. Recently there has been a catastrophic gap between the rapid growth of high technology and old “absorbency” of information by the human brain. Mnemonics greatly enhance learning all disciplines and will provide an opportunity to keep up with technological advances.

Текст научной работы на тему «Педагогические результаты реализации проекта по развитию связной речи с помощью мнемотехники»

Библиографический список

1. Ильясов И.О., Абдурахманова П.Д., Муртузалиева З.М. Подходы к обучению грамматической категории падежа имени существительного английского языка в многонациональных классах с преобладанием учащихся даргинцев. Мир науки, культуры, образования. 2016; 2 (57).

2. Донцов Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим. Москва, 2007.

3. Нелунова Е.Д. К проблеме компьютеризации обучения иностранным языкам. Якутск, 2004.

4. Нелунова Е.Д. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в школе. Якутск, 2006.

5. Савченко Л.И. Использование ИКТ при обучении английскому языку в начальной школе как средство повышения качества обучения. Available at: http://school22.ru/index.php/-qmeridianq/390-20l2

References

1. Il'yasov I.O., Abdurahmanova P.D., Murtuzalieva Z.M. Podhody k obucheniyu grammaticheskoj kategorii padezha imeni suschestvitel'nogo anglijskogo yazyka v mnogonacional'nyh klassah s preobladaniem uchaschihsya dargincev. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 2 (57).

2. Doncov D. Anglijskij na komp'yutere. Izuchaem, perevodim, govorim. Moskva, 2007.

3. Nelunova E.D. K probleme komp'yuterizacii obucheniya inostrannym yazykam. Yakutsk, 2004.

4. Nelunova E.D. Informacionnye ikommunikacionnye tehnologii v obucheniiinostrannomu yazyku v shkole. Yakutsk, 2006.

5. Savchenko L.I. Ispol'zovanie IKT pri obuchenii anglijskomu yazyku v nachal'noj shkole kak sredstvo povysheniya kachestva obucheniya. Available at: http://school22.ru/index.php/-qmeridianq/390-2012

Статья поступила в редакцию 17.04.16

УДК 373.24

Baygulova N.V., Cand. Of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tomsk State Pedagogical University (Tomsk, Russia),

Е-mail: natali_vasb@sibmail.com

Chepurnaya O.V., kindergarten teacher№8 (Tomsk, Russia), Е-mail: chwlad@sibmail.com

EDUCATIONAL PROJECT RESULTS FOR COHERENT SPEEH BY MNEMONICS. The article substantiates the idea that work on the development of coherent speech of the senior preschool children most effectively is carried out when technological methods of mnemonics and visual simulation are used. The authors give a generalized description of the definitions of mnemonics, based on the fact that the mnemonics is a system of internal writing, allowing consistently record information in the brain, transformed into a combination of visual images. This definition more accurately reflects the current understanding of mnemonics. The article reveals features of this technique and interpretation of the concept of mnemonics by researchers. For the development of coherent speech of children with the help of mnemonics, improving speech activity of children was developed by a project "Development of coherent speech using mnemonics", which was implemented in 2016 on the basis of Kindergarten №8 in Tomsk. The participants were 28 students of the senior preschool group, their parents and teacher. The practical significance of the project is that the children learn to make their own stories, puzzles, using mnemonic tables. The prospect of the project was to increase the level of voluntary memory, attention, children, coherent speech development; expanding knowledge about the world; increasing interest in the compilation of tales and riddles; expressive reading of poems. During the project there were difficulties that modern children are oversaturated with information necessary for education. Recently there has been a catastrophic gap between the rapid growth of high technology and old "absorbency" of information by the human brain. Mnemonics greatly enhance learning all disciplines and will provide an opportunity to keep up with technological advances.

Key words: connected speech, language development, reception, mnemonics, mnemonic tables, mnemonic chain technology, memorization.

Н.В. Байгулова, канд. пед. наук, доц. каф. общей педагогики и психологии, Томский государственный педагогический

университет, г. Томск, E-mail: natali_vasb@sibmail.com

О.В. Чепурная, воспитатель детского сада № 8, г. Томск E-mail: chwlad@sibmail.com

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИКИ

В статье обосновывается идея о том, что работу над развитием связной речи старших дошкольников наиболее эффективно проводить с использованием технологических приёмов мнемотехники и наглядного моделирования. Авторы дают обобщённую характеристику определений мнемотехники, основываясь на том, что мнемотехника - это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов. Данное определение наиболее точно отображает современное понимание мнемотехники. В статье рассматриваются отличительные особенности данной технологии, трактовки понятия мнемотехника исследователями данного феномена. Для развития связной речи детей с помощью мнемотехники, повышения уровня речевой активности детей был разработан проект «Развитие связной речи с помощью мнемотехники», который реализовывался в 2016 году на базе детского сада №8, г. Томск. Участниками стали 28 воспитанников старшей дошкольной группы, их родители, воспитатель. Практическая значимость реализации проекта состояла в том, что дети научились самостоятельно составлять сказки, загадки, используя собственные мнемотаблицы. Перспективность проекта заключалась в повышении уровня произвольной памяти, внимания детей, развития связной речи; расширении кругозора; повышении интереса к составлению сказок и загадок; выразительном чтении стихов.

В ходе реализации проекта возникли трудности, связанные с тем, что современные дети перенасыщены информацией. Необходимо, чтобы процесс обучения был интересным, занимательным, развивающим. В последнее время наблюдается катастрофический разрыв между стремительным ростом высоких технологий и прежней «впитываемостью» информации мозгом человека. Мнемотехника значительно повысит обучаемость любым дисциплинам и даст возможность не отставать от технического прогресса.

Ключевые слова: связная речь, развитие речи, приём, мнемотехника, мнемотаблица, мнемоцепочка, технология, запоминание.

Связная речь - это последовательность слов и предложений, которые связаны между собой определёнными мыслями, понятиями и которые называются в речи точными словами. Связ-

ная речь включает в себя две формы речи: монологическую и диалогическую. Имея практику работы с детьми дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что развитие связной речи у детей до

настоящего времени представляет собой актуальную проблему, это обусловлено значимостью связной речи для социализации будущих школьников. Ведь развитие связной речи детей происходит постепенно и неразрывно связано с развитием творческой активности, воображения, мышления, деятельности и общения.

Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах А.М. Бородич, Л.С. Волковой, Н.К. Воробьевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Е.И. Тихеевой, Е.В. Ушаковой, К.Д. Ушинским, Т.Б. Филичивой, Е.И. Флериной, Г.В. Чиркиной. Так, С.А. Миронова описывает содержание и методы работы по развитию прямой речи. Н.А. Никашина раскрывает цели работы по формированию развёрнутой самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей. В.К. Воробьевой разработана методика поэтапного формирования умений и навыков связной речи с использованием картинно-графического плана. Т.А. Ткаченко предлагается формирование навыков описательного рассказа с использованием моделей и схем. Обучение творческому рассказыванию нашло отражение в работах В.П. Глухова, Т.А. Сидорчука. Т.Б. Фи-личева, А.В. Ястребова выделяют направления и методы работы по исправлению речевых нарушений у детей.

Овладение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляет важнейшее условие качественной подготовки к школе. Составной частью этой работы являются развитие образной речи, воспитание интереса к художественному слову, формирование умения использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании, что становится возможным при использовании приёмов мнемотехники. Проблема развития связной речи остаётся актуальной в современной дидактике. От степени сформированности умений и навыков связной речи зависит дальнейшее развитие ребёнка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения.

Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого развития детей. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи - лексической, грамматической, фонетической. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребёнок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития. Формирование связности речи включает развитие умений строить высказывания разных типов: описание (мир в статике), повествование (динамика событий в движении и времени), рассуждение (установление причинно-следственных связей).

В речи детей старшей группы существуют множество проблем: односложная, бедная речь; употребление нелитературных слов и выражений; неспособность построить монолог; отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов и навыков культуры речи; плохая дикция. Поэтому своё педагогическое воздействие на развитие речи старших дошкольников мы попытались произвести в рамках использования приёмов мнемотехники и наглядного моделирования. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, мы говорим о необходимости построения процесса обучения через занимательные и развивающие задания и формы работы. Таким образом, родилась идея создания и реализации проекта «Развитие связной речи с помощью мнемотехники».

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи [1, с. 14]. Мнемотехнику в педагогике называют по-разному: В.К. Воробьева - сенсорно-графическими схемами, Т.А. Ткаченко - предметно-схематическими моделями, В.П. Глухов [2] - блоками-квадратами, Т.В. Большева - коллажем, Л.Н. Ефименкова - схемой составления рассказа.

Данная технология имеет теоретическую основу. Она базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры человека, тем самым она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания стихотворного текста, пересказа прослушанного или прочитанного рассказа. Самые известные в наше время системы - это «речевая мнемотехника» Самвэла Гарибяна, основанная на речевом мышлении, использующая рассказы и речевые конструкции, и система запоминания «Джордано» В.А. Козаренко,

основанная на чистом визуальном мышлении и потому обладающая высокой эффективностью. Мнемотехника формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в памяти поступившую информацию; развивает образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.

Слово «мнемотехника» происходит от греческого mnemonikon 'искусство запоминания'. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.). Искусство запоминания названо словом mnemonikon по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины - матери девяти муз. Мнемотехника развивает воображение, а от воображения зависит качество усвоения прочитанного материала.

Овладение мнемотехникой - это овладение инструментальным навыком. Обучение мнемотехнике можно сравнить с обучением машинописи, стенографии. Очевидно, что для формирования навыка необходимо выполнять упражнения. Без упражнений освоить мнемотехнику нельзя. После формирования навыка запоминания человек может пользоваться этим навыком, а может и не пользоваться. Сама по себе информация запоминаться не будет. Для запоминания каждый раз придётся применять сформированный навык запоминания - последовательность определённых мыслительных действий, ведущих к фиксации информации в мозге.

Если раньше психологи пытались сравнивать память человека с памятью технических устройств, то в последнее время наблюдается совершенно противоположное. Создатели современных компьютеров и программного обеспечения черпают свои идеи из учебников нейрофизиологии. В результате компьютеры становятся всё умнее и умнее. Ярким примером этого процесса может служить хорошо известная программа распознавания текстов FineReader, в которую заложены принципы работы зрительной анализаторной системы человека.

Можно сделать прогноз, что в самое ближайшее время будут созданы нейропрограммы, моделирующие ассоциативную память человека, на основе которых компьютеры будут иметь неограниченную ёмкость памяти и научатся думать, потому что механизмы ассоциативной памяти одновременно являются и основными механизмами мыслительных процессов у человека [3].

Мнемотехника - система специальных приёмов, служащих для облегчения запоминания. Суть мнемотехнических приёмов запоминания заключается в том, что запоминаемая информация как-то осмысливается, структурируется. Самым распространённым приёмом является организация ассоциативного поля вокруг запоминаемых понятий. Например, элементы воспринимаемой информации могут мысленно привязываться к неким константным в своей последовательности системам - располагаться в строго определённых местах некоего помещения и пр.

Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц - ёлка. Как любая работа, эта деятельность должна строиться от простого к сложному. Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово мальчик, его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Для 3 - 5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко - жёлтое, небо - синее, огурец - зелёный. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам; позже - к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определённая информация [4, с. 75]. Что можно изобразить в мнемота-блице? Можно изобразить практически всё, т. е. произвести графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Общие задачи для всех видов мнемотаблиц (обучающих, развивающих), которые мы используем в своей работе, заключаются в развитии памяти (тренинг по разным приёмам запоминания), логики, образного мышления, смекалки; умения анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, систематизировать, связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию.

Главной задачей развития связной речи ребёнка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, уметь описать предмет связно и последовательно, уметь рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Это необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития и подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников - очень сложный процесс. Чтобы процесс обучения был для детей интересным, занимательным, развивающим, а также чтобы он дал свои результаты, используются нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.

Одним из приёмов, который значительно облегчает ребёнку составление описательного рассказа, является использование мнемотаблиц. Они заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблицы выступают в роли плана-подсказки, значит, ребёнок может строить по ним свой рассказ.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное - нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей. Они используются для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях используются мнемотаблицы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», а также для составления описательных рассказов по лексическим темам.

Гипотеза исследования состоит в том, что целенаправленная и систематическая работа по использованию мнемотаблиц в воспитательно-образовательном процессе предоставляет педагогу дополнительную возможность для успешного развития связной речи и речевой активности старших дошкольников.

Объект: дети старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования выступает процесс развития связной описательно-повествовательной речи детей старшего дошкольного возраста методом мнемотехники.

Цель проекта: развитие связной речи детей с помощью мнемотехники, повышение уровня речевой активности детей.

Задачи:

1. Развитие связной монологической речи, умения с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки.

2. Обогащение словарного запаса детей.

3. Вовлечение родителей в процесс речевого развития детей, их ознакомление с приёмами и методами развития речи детей.

4. Активизация умственной активности (сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки).

Ресурсным обеспечением выступили: литературные произведения - рассказы, сказки, стихи, загадки, скороговорки; мнемотаблицы (демонстрационные и индивидуальные); дидактические игры; канцелярские принадлежности.

Прогнозируемый результат. Реализация данного проекта предполагала определённые результаты. Прежде всего, формирование коммуникативных навыков детей, повышение уровня мотивации к занятиям по развитию речи, расширение круга знаний об окружающем мире, закрепление навыков по составлению рассказов, пересказу текстов. В процессе реализации проекта предполагалось более эффективная работа по заучиванию стихов и скороговорок. Вывести словарный запас на более высокий уровень виделось возможным через совершенствование лекси-ко-грамматических средств языка. Переводя графические символы в «живые» слова, дети развивали своё внимание, мышление, память и, конечно же, речь. Ключевым моментом явилось привитие интереса родителей к проблеме речевого развития их детей.

Этапы реализации проекта

1 этап - подготовительный

1. Изучение передового педагогического опыта, технологий, методик по данному вопросу. Самообразование по вопросу использования мнемотехники в развитии речи.

2. Определение и постановка проблемы проекта. Ознакомление родителей с проблемой проекта (с целью подключения их к актуализации проекта среди своих детей, возбуждения интереса).

3. Разработка комплексного плана по теме проекта.

4. Вовлечение родителей в образовательный процесс.

5. Подбор необходимой литературы (художественные тексты, стихи, загадки, скороговорки).

6. Разработка и изготовление пособий для реализации проекта: мнемодорожки, мнемотаблицы (по определённым лексическим темам; для составления и пересказа рассказов, сказок; для заучивания стихов, загадок, пословиц и поговорок).

2 этап - основной, непосредственная реализация проекта

1. Проведение образовательной деятельности.

- Беседа с детьми «Мнемотаблицы нам помогают».

- Просмотр иллюстраций по теме «Лес. Зима».

- Проведение дидактических игр «Волшебные карточки», «Закончи предложение», «Что такое?», «Кто спрятался?»

- Экскурсия на участок детского сада. Тема «Деревья зимой».

2. Обучение детей работе с мнемотаблицами, мнемодо-рожками непосредственно в организованной деятельности и при индивидуальной работе.

- Работа по мнемодорожкам. Апробация простых мнемота-блиц.

- Разучивание стихотворения «Детство», «Штанишки для малышки» и др. с использованием мнемотаблиц.

- Составление рассказа по схеме-описанию «Одежда людей зимой».

- Составление мнемотаблицы к рассказу С. Прокофьева «Про башмачки», пересказ по мнемотаблице.

- Составление мнемотаблиц дома на тему «Весна».

На данном этапе дети показывали своё понимание работы с мнемотаблицами. Используя наглядное моделирование, мы пытались облегчить и ускорить процесс запоминания и усвоения текста. Приёмы работы с памятью вызвали речевую активность, помогли следить за развитием событий, отвечать на вопросы, переводить графические символы в «живые» слова. Научить составлять небольшой описательный рассказ с помощью мнемотаблиц, самостоятельно определять главные свойства и признаки, устанавливать последовательность изложения, обогащать словарный запас стало чрезвычайно интересным процессом для воспитанников старшего дошкольного возраста.

3. Работа с родителями.

3 этап - заключительный

1. Итоговая НОД «Осень» с использованием схемы-описания. Воспитатель уточняет знания детей по теме проекта (систематизация представлений детей о зиме, о зимних явлениях природы). Даются задания на выявление состояния активного словарного запаса воспитанников, что предполагает развитие связной речи.

2. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата. Проведение творческого отчёта о проделанной совместной работе в форме электронной презентации.

3. Презентация проекта.

Чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше можно подготовить их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

Диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста в начале учебного года выявило 20% детей с низким уровнем развития связной речи, 60% - со средним уровнем развития, 20% - с высоким уровнем развития связной речи. К концу учебного года не было выявлено детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем развития связной речи, 20% детей имели средний уровень развития связной речи, 80% - высокий. Таким образом, реализация проекта подтверждает эффективность использования мнемотехники на занятиях по развитию речи.

Библиографический список

1. Давыдова Т.Г., Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2008; 1: 14.

2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. Москва, 2004.

3. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика. Москва, 2005.

4. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Санкт-Петербург, 2005.

References

1. Davydova T.G., Vvoznaya V.M. Ispol'zovanie opornyh shem v rabote s det'mi. Spravochnik starshego vospitatelya doshkol'nogo uchrezhdeniya. 2008; 1: 14.

2. Gluhov V.P. Formirovanie svyaznoj rechi detej doshkol'nogo vozrasta s obschim rechevym nedorazvitiem. Moskva, 2004.

3. Dushkov B.A., Korolev A.V., Smirnov B.A. 'Enciklopedicheskijslovar': Psihologiya truda, upravleniya, inzhenernaya psihologiya i 'ergonomika. Moskva, 2005.

4. Bol'shova T.V. Uchimsya po skazke. Razvitie myshleniya doshkol'nikov s pomosch'yu mnemotehniki. Sankt-Peterburg, 2005

Статья поступила в редакцию 08.05.16

УДК 378.1: 94-057.87

Bryleeva Yu.V., assisting teacher, Department of Russian History, postgraduate, Surgut State University (Surgut, Russia),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: ogorodnikovajv@mail.ru

Rasskazov F.D., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Surgut State University (Surgut, Russia),

E-mail: lesi_rasskazov@mail.ru

THE TECHNOLOGY OF FORMING METHODICAL READINESS OF HISTORY STUDENTS TO TEACH IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS. The article reveals the history of study of methodological problems of formation of readiness of students, the basics of methodical readiness of students who major in history. The authors identify the necessary pedagogical approaches that implement the design and organization of the process of formation of methodical readiness of students of the historical profile of the teaching in the educational organization, contents and methods of the process. The article presents the criteria and indicators for assessing the methodological readiness of the history students to teach in an educational organization. The authors have worked out a system of methods how to form pedagogical readiness of students to teach history in school. The paper shows the contents of 4-technology units, and identifies the specific of application of formulated principles.

Key words: methodical readiness of student, major in history, technology to form pedagogical readiness of students.

Ю.В. Брылеева, ассистент каф. истории России Сургутского государственного университета, г. Сургут,

E-mail: ogorodnikovajv@mail.ru

Ф.Д. Рассказов, д-р пед. наук, проф. Сургутского государственного университета, г. Сургут,

E-mail: lesi_rasskazov@mail.ru

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ К ПРЕПОДАВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье раскрывается история изучения проблемы формирования методической готовности студентов, сущность методической готовности студентов исторического профиля. Авторами определены необходимые педагогические подходы, реализующие проектирование и организацию процесса формирования методической готовности студентов исторического профиля к преподаванию в образовательной организации, содержание и методы данного процесса. Представлены критерии и показатели оценки методической готовности студента исторического профиля к преподаванию в образовательной организации. Разработана и представлена технология процесса формирования методической готовности студента исторического профиля к преподаванию в образовательной организации, раскрыто содержание 4-х блоков технологии, выявлены специфические принципы реализации.

Ключевые слова: методическая готовность студента, исторический профиль, технология формирования методической готовности, педагогические подходы.

Исследование генезиса проблемы формирования методической готовности студентов как исторического профиля, так и в целом, позволило выделить 3 основных периода её развития: на первом этапе (20 - 40-е гг. XX в.) появляется интерес к вопросам становления профессиональной готовности личности, отмечается важность владения педагогической наукой для учителя, выделяется понятие «готовность» как совокупность профессиональных знаний, умений и навыков; на втором этапе (середина XX в.) оформилась теория деятельности, рассматривающая научно-теоретические основы подготовки будущего учителя, термин «профессиональная готовность» определён с позиции структуры деятельности; на третьем этапе (конец XX века по настоящее время) термин «готовность» определён как овладение профессиональными функциями, приобретёнными на основе освоения знаний, умений, навыков; также на данном этапе появились работы, направленные на исследование формирования методической готовности студентов, будущих учителей различных профилей.

Анализ проблемы формирования методической готовности студента исторического профиля к преподаванию в образова-

тельной организации в историческом развитии позволяет говорить о её актуальности и значимости для реализации успешной педагогической деятельности учителей, воспитания учащихся в образовательной организации, а также целей профессионального образования в целом.

Говоря о современном этапе исследования проблемы, можно выделить работы В.И. Вдовюк [1], Э.Ф. Насыровой [2], С.М. Косенка [3], Ф.Д. Рассказова [4] (научные основы процесса формирования и совершенствования профессиональных и личностных качеств), А.В. Барабанщикова [5], И.В. Иппо-литовой [6] (вопросы готовности и профессионально-педагогической деятельности начинающих педагогов), публикации В.П. Беспалько [7], В.А. Сластенина [8] (теоретические основы и специфику процесса формирования готовности будущего учителя к педагогической деятельности в современных условиях).

Большинство авторов рассматривают методическую готовность студента как активно-действенное субъектное состояние, позволяющее ему реализовать свою теоретическую и методиче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.