Научная статья на тему 'Мнемотехника как способ коррекции звукопроизношения и лексико-грамматической стороны речи'

Мнемотехника как способ коррекции звукопроизношения и лексико-грамматической стороны речи Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
2473
376
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
логопедия / автоматизация звука / мнемотехника / логопедическая технология / speech therapy / sound automation / mnemonics / speech therapy technology

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Болгова Анастасия Борисовна

В статье рассматривается одна из набирающих популярность логопедических технологиймнемотехника: описываются основные виды мнемотехники, а также приведены конкретные авторские примеры стихотворений, которые можно использовать на логопедических занятиях. Данная технология является фундаментом, на котором появляется мотивация речевого общения, автоматизации звуков и коррекции лексико-грамматической стороны речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Болгова Анастасия Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MNEMONICS AS METHOD OF PRONUNCIATION CORRECTION AND LEXICO-GRAMMATICAL ASPECT OF SPEECH

One of the increasing popular speech therapy techniques – mnemonics is considered in that article, the main types of mnemonics, and also specific examples of the author’s poems which may be used for speech therapy classes is described. This technology is foundation for motivation of verbal communication, sound’s sound automation, and correction of lexico-grammatical aspect of speech.

Текст научной работы на тему «Мнемотехника как способ коррекции звукопроизношения и лексико-грамматической стороны речи»

УДК 376.36

МНЕМОТЕХНИКА КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

Болгова Анастасия Борисовна.

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр творческого образования «Престиж», г. Красноярск, учитель-логопед, asja210390@rambler.ru.

Аннотация. В статье рассматривается одна из набирающих популярность логопедических технологий - мнемотехника: описываются основные виды мнемотехники, а также приведены конкретные авторские примеры стихотворений, которые можно использовать на логопедических занятиях.

Данная технология является фундаментом, на котором появляется мотивация речевого общения, автоматизации звуков и коррекции лексико-грамматической стороны речи.

Ключевые слова: логопедия, автоматизация звука, мнемотехника, логопедическая технология.

MNEMONICS AS METHOD OF PRONUNCIATION CORRECTION AND LEXICO-GRAMMATICAL ASPECT OF SPEECH

Bolgova Anastasia B.

Municipal autonomous educational institution of additional education «Creative Education Center «Prestige», Krasnoyarsk, speech therapy teacher, asja210390@rambler.ru.

Abstract. One of the increasing popular speech therapy techniques - mnemonics is considered in that article, the main types of mnemonics, and also specific examples of the author's poems which may be used for speech therapy classes is described.

This technology is foundation for motivation of verbal communication, sound's sound automation, and correction of lexico-grammatical aspect of speech.

Key words: speech therapy, sound automation, mnemonics, speech therapy technology.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.

Опираясь на современные требования к образованию, педагоги, в первую очередь, должны учитывать индивидуальность каждого отдельного учащегося и удовлетворять особые потребности каждого ребенка. В связи с тем, что правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного

24

развития любого человека, процесса социальной адаптации, выявление и устранение нарушений речи необходимо проводить в более раннем возрасте и с помощью соответствующих методов и приемов [10; 11].

У детей с нарушением речи нарушения имеют чаще всего комплексный характер - помимо речевых проблем у ребенка наблюдаются проблемы с памятью, зрительным и слуховым восприятием, вниманием и много других им сопутствующих проблем, что еще раз доказывает необходимость комплексной работы с дефектом [4]. В связи с этим параллельно с задачей коррекции звукопроизношения и развития лексико-грамматической сторон речи должна решаться другая не менее важная: развитие основных психических функций, а также создание условии для всестороннего развития ребенка в рамках логопедических занятий.

Многие логопеды согласятся с тем, что автоматизация звука - это один из наиболее трудных этапов работы над звуком, требующих больших затрат времени и усилий. Если детям постоянно давать однотипные задания, связанные с бесконечным повторением, проговариванием и заучиванием обычного текста, то вскоре вся работа станет не целесообразной. Интерес, на котором, в основном, основывается успех на занятии, пропадает. Вот тут на помощь может прийти технология мнемотехники. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в любое логопедическое занятие [1].

Данная технология является фундаментом, на котором появляется мотивация речевого общения, автоматизации звуков и коррекции лексико-грамматической стороны речи.

Мнемотехника - это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей) [2; 12].

Всем известно, что слова с неизвестным, абстрактным значением запомнить большинству людей сложно, тем более детям с ОВЗ (в автоматизации подбираются слова, показывающие разное место звука в слове, и они не всегда соответствуют словарному запасу ребенка). Если такое слово «заучить», то оно исчезает из памяти через несколько дней. Многим детям данный способ и вовсе не доступен.

Для прочного и одновременно лёгкого запоминания, слово наполняется содержанием - чем-то, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. У детей с ОВЗ это может быть опора на сохранный анализатор (если говорить о сочетанных дефектах).

Для дошкольников мнемотехники имеют особое значение, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

У детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, кроме этого у нее есть удивительное свойство - исключительная фотографичность. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо трехкратное повторение его в течение первых пяти дней. Зрительный образ, сохранившейся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и

непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение. Данная технология способствует возникновению мотивации речевого общения, автоматизации звуков и коррекции лексико-грамматической стороны речи.

Актуальность и целесообразность использования мнемотехники в логопедической практике объясняется тем, что технология:

- открывает новые возможности, способствующие оптимизации работы учителя -логопеда;

- гармонично вписывается в работу по развитию индивидуальных способностей каждого, использование мнемотехники не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность;

- способствует обогащению и актуализации словаря;

- способствует развитию лексико-грамматической стороны речи;

- способствует более качественной автоматизации звуков;

- носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

Мнемосхемы служат дидактическим материалом в работе, в основном, по развитию связной речи детей [9]. Но мало кто использует их для автоматизации звуков.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: сенсорно-графическими схемами [5], предметно-схематическими моделями [12], блоками-квадратами [6], коллажем [3].

Существует несколько основных приемов мнемотехники:

- образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации;

- рифмизация;

- запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных;

- нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией;

- метод Цицерона на основе пространственного воображения;

- метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти;

- методы запоминания цифр: закономерности, знакомые числа [8].

В логопедической работе с детьми ОВЗ наиболее приемлем способ нахождения ярких необычных ассоциаций (картинки), которые соединяются с запоминаемой информацией.

Суть данного способа заключается в том, что ребенок придумывает рисунок [3], соответствующий (шифрующий) одно из слов стихотворения, содержащее автоматизируемый звук, тем самым облегчая его запоминание.

В дальнейшем, глядя на эти рисунки, ребенок с легкостью воспроизводит информацию [7]. При выборе данного способа автоматизации звука учитываются все особенности детей, в том числе даже художественные способности детей: картинки можно нарисовать, приклеить, изобразить схематично.

Мнемотехника может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать стихотворение, выучить и т.д.

В ходе работы ребенку предлагается одно из стихотворений, соответствующее автоматизируемому звуку, прослушав которое, ребенок может нарисовать свой собственный рисунок-ассоциацию: Пример, звук «Л»: Лодка, лапа, ложка, лук, Колокол, пила, каблук, Белка, молоток, лопата, Лампа, ласточка, свекла, Клумба, платье, луч, луна, Скалка, вилка и клубок, Лошадь, дятел, поплавок.

С данными стихотворениями могут быть использованы такие задания:

1. Выучить стихотворение по картинкам;

2. Назвать все предметы по порядку;

3. Поставить на каждый предмет фишку и добавлять к называемому слову «мой» (для развития умения согласовывать существительные с местоимением);

4. Назвать все предметы, добавляя живой - неживой;

5. Назвать предмет, на который ставят фишку, сначала в единственном числе, затем, во множественном;

6. Закрыв каждый предмет, ответить на вопрос: «Нет чего?» и т.д.

Таким образом, практический опыт доказывает, что составление и использование стихов с помощью мнемотехники облегчает процесс усвоения автоматизируемого звука, способствует расширению и актуализации словарного запаса, лексико-грамматической стороны речи, развивает память, мышление, воображение, а технология «Мнемотехника» гармонично сочетает в себе элементы основных образовательных систем и может успешно применяться в логопедической практике.

Библиографический список:

1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011. - 109 с.

2. Белоусова Л.Е. Веселые встречи. - СПб.: Детство-Пресс, 2003. - 128 с.

3. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - СПб.: Детство-Пресс, 2005. - 96 с.

4. Волкова Л.С. Логопедия. - М.: Инфра-М., 2015. - 703 с.

5. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. - М., 2005. - 88 с.

6. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М., 2004. - 182 с.

7. Житникова Л.М. Учите детей запоминать. - М.: Просвещение, 1985. - 87 с.

8. Лапинская Л. Методы и упражнения мнемотехники как способ запоминания и воспроизведения информации: сайт Память + [Электронный ресурс]. - URL: http://pamyatplus.ru/razvitie/uprazhneniya-mnemotexniki.html#h2_2 (дата обращения: 16.01.2017).

9. Малетина Н., Пономарева Л. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // Воспитание и обучение. - 2004. - № 6. - 7 с.

10. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. - СПб., 2009. - 60 с.

11. Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первичных естественнонаучных представлений у дошкольников// Дошкольная педагогика. - 2006. - № 7, 8. - 22 с.

12. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 1990 - №10. - 16 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.