УДК 376.3
Г. С. Родионова, С. Н. Соловьева
ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ХОДЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
В статье описаны результаты экспериментального исследования связной монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития. Обоснованы возможности сюжетно-ролевой игры в диагностике особенностей речи детей. Приведено описание сюжетно-ролевых игр, в ходе которых был выявлен уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, воспитанников детского сада комбинированного вида.
Ключевые слова: связная речь, монологическая речь, сюжетно-ролевая игра, задержка психического развития.
Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования одним из направлений развития и образования детей является речевое развитие. Данная образовательная область включает обогащение словаря, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Одной из конкретных задач данной образовательной области является развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Связная речь представляет собой сложную речемыслительную деятельность и является одним из критериев оценки мышления ребенка.
Связное высказывание должно быть развернутым, иметь смысл и быть понятным для собеседника. Необходимо, чтобы связи в высказывании были осознаны говорящим человеком и верно переданы в экспрессивной речи. Связная речь подразделяется на диалогическую и монологическую.
«Монологическая речь — связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей» [1, с. 254]. По мнению Л. В. Щербы,
Родионова Галина Сергеевна — кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики, психологии и логопедии (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан); e-mail: [email protected]
Соловьева Светлана Николаевна — воспитатель (Детский сад комбинированного вида № 200, Хабаровск); e-mail: [email protected]
© Родионова Г. С., Соловьева С. Н., 2015
101
А. А. Леонтьева, она стимулируется внутренними мотивами, имеет более сложное строение, нежели диалогическая речь, и выражает мысль, неизвестную слушателям. Высказывание должно быть не только развернутым, но и логически завершенным и синтаксически оформленным. Для ведения монолога необходимы длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном, адекватное использование па-ралингвистических средств общения.
Монологической речью дети начинают овладевать к пяти годам жизни. К шести годам навык составления связного высказывания совершенствуется. Дошкольники составляют пересказы, рассказы по картинкам, пробуют свои силы в составлении рассказов с элементами творчества. К началу обучения в школе рассказы становятся более структурированными, логически последовательными.
У детей с задержкой психического развития уровень сформирован-ности связной речи не соответствует возрастной норме. Как отмечают Р. И. Лалаева, Д. И. Бойков, Н. Ю. Борякова, Е. С. Слепович, С. Г. Шевченко, у детей данной категории наблюдаются нарушения внутреннего программирования и языкового оформления связных высказываний, трудности сохранения предмета высказывания на протяжении всего монолога. Нарушения связности высказывания ярко проявляются при составлении рассказов по серии сюжетных картинок. Дети быстро отвлекаются, устают, не всегда понимают связи между отдельными картинками, с трудом устанавливают причины и следствия поступков изображенных персонажей. Рассказы часто представляют собой перечисление изображенных объектов и их действий.
Рассказы по сюжетной картинке даже при максимальной помощи со стороны педагога составляются с наличием лексико-грамматических ошибок. Дети не могут реализовать замысел высказывания, допускают ошибки в передаче причинно-следственных, пространственных и временных связей, «застревают» на незначимых деталях.
Нарушения связной речи служат препятствием для расширения возможностей общения со сверстниками и взрослыми, дальнейшего успешного усвоения материала школьной программы. Поэтому проблема своевременного выявления трудностей составления связных высказываний у дошкольников с задержкой психического развития является актуальной.
Целью настоящего исследования являлось изучение особенностей связной монологической речи у старших дошкольников с задержкой психического развития в ходе сюжетно-ролевой игры.
Игра как ведущий виц деятельности детей дошкольного возраста предоставляет большие возможности для оценки способностей ребенка. Играя, дети не замечают оценивающей позиции педагога, ведут себя свободно, не испытывая сильного волнения и страха допустить ошибку. Мы считаем, что, организуя с детьми сюжетно-ролевую игру и приняв в
102
ней участие, педагог может максимально точно выявить особенности их связной речи.
Наше исследование проводилось на базе МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 200» г. Хабаровска. В исследовании приняли участие 20 детей старших групп (5 — 6 лет) с задержкой психического развития.
Нами были разработаны и организованы следующие игры с детьми: «В гостях у сказки», «Времена года», «Художественный музей». Для того, чтобы каждая игра не была продолжительной по времени, дети были распределены на три подгруппы. В игре «В гостях у сказки» дошкольникам предлагалось переместиться в сказочную страну. Все дети «превращались» в гномиков, которые должны были спасти Белоснежку. На роль Белоснежки была выбрана одна из воспитанниц. Экспериментатор взял на себя роль подруги Белоснежки. В течение игры детям необходимо было пройти ряд испытаний (построить мост, спасти тонувшего и пр.). Но самое главное — им нужно было собрать все ключи, чтобы открыть дверь башни, в которой злая колдунья закрыла Белоснежку. Ключи лежали в шкатулках, которые дети находили по ходу игры. Чтобы открыть шкатулку, нужно было подобрать код к ее замку. Кодом являлись сюжетные картинки, данные в произвольном порядке. Детям необходимо было разложить картинки в правильной последовательности и составить рассказ. Каждый ребенок подбирал код для одной шкатулки. Количество картинок было одинаково. Однако их содержание в целях получения более объективных результатов для каждого ребенка быпло несколько различным.
Игра «Времена года» проходила по известному сюжету игры «Дочки-матери». Экспериментатор исполнял роль бабушки, которая болеет и не выыходит на улицу. Остальные члены семьи должны быпли «фотографировать собыгтия», происходящие на улице, приносить фотографии (сюжетные картинки) бабушке и рассказывать о собыгтиях. Собыгтия в игре длились целый год. В данной игре выявлялись навыки составления детьми рассказа по сюжетной картинке.
Оценка навыка составления описательного рассказа происходила в ходе игры «Художественный музей». В данной игре одновременно участвовали две подгруппы дошкольников. Дети одной подгруппы были посетителями музея, а каждый ребенок из второй подгруппы стоял в определенном «зале», в котором презентовалась только одна картина. Тема выставки — «Игрушки». На каждой картине быта изображена игрушка (кукла), которую ребенок должен был описать.
Критериями оценки связных высказываний детей являлись следующие: смысловая целостность, лексико-грамматическое оформление, самостоятельность составления рассказа. Под смыютовой целостностью мы понимали последовательность изложения событий или свойств предмета, логичное завершение рассказа. Лексико-грамматическое оформление оцени-
103
валось с точки зрения адекватного употребления слов, наличия ошибок при словообразовании и словоизменении, правильности построения предложений. Оценка самостоятельности составления высказывания давалась в зависимости от характера оказанной экспериментатором помощи (предложения начала рассказа, наводящие вопросы, стимулирующие вопросы).
Отметим, что игры очень понравились воспитанникам, необходимость помочь Белоснежке и бабушке мотивировала детей к составлению связных высказываний. Рассмотрим подробнее результаты исследования, полученные в ходе сюжетно-ролевых игр.
Анализ результатов исследования позволил распределить всех участников эксперимента на три группы в зависимости от уровня развития связной речи.
В первую группу вошел ребенок с высоким уровнем развития связной речи (5 % от общего числа испытуемых). Девочка выполнила все задания, не прибегая к помощи педагога. В речи она в основном использовала простые распространенные предложения. Но встречались и сложносочиненные предложения. Девочка стремилась как можно подробнее рассказать о событиях. Ее рассказы отличались завершенностью и целостностью. Но, поскольку в ее речи встречались ошибки словообразования и словоизменения («заплыл за реку», «много бусинков»), высокий уровень развития ее связной речи можно считать условным. В дальнейшей работе с девочкой требуется обратить особое внимание на развитие грамматического строя речи, развитие навыков составления и употребления в речи сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Вторую группу составили дошкольники со средним уровнем развития связной речи (25 % от общего числа испытуемых). Их рассказы, составленные по серии сюжетных картинок, характеризовались небольшим объемом, отсутствием четкой последовательности при передаче событий, несмотря на то, что картинки дети раскладывали правильно, замечая развитие изображенных действий. При составлении рассказов по сюжетной картине также отмечалось нарушение логического построения связного высказывания, «застревание» на второстепенных деталях. Отмечалось сужение поля восприятия картинок (например, указание на действия только одного персонажа), что свидетельствует о недостаточной организации внимания в процессе речевой деятельности. При составлении рассказов по серии сюжетных картинок и по сюжетной картинке дети практически не использовали прилагательных, за исключением прилагательных, характеризующих размер предмета («сделали большой снеговик», «кидают маленький мячик» и пр.). Особые трудности вызвало задание по составлению описательного рассказа, хотя дети и старались рассказать как можно больше о «картине, представленной в художественном музее». Описания были непоследовательными, с наличием лексических и грамматических ошибок. Дошкольникам со средним уровнем развития связной речи требовалась незначительная помощь со стороны экспериментатора в виде стимулирующих и
104
наводящих вопросов. Исходя из характера выявленных нарушений в содержание работы по коррекции и развитию связной речи у детей данной группы следует включить задания на развитие навыков словоизменения и словообразования, на обогащение и активизацию словарного запаса (особенно предикативного и атрибутивного словаря). Внимание необходимо уделить и совершенствованию умения придумывать замысел высказывания, понимать и точно передавать в речи причинно-следственные, пространственные и временные отношения между собыпиями.
Дошкольники с задержкой психического развития, показавшие низкий уровень развития связной речи, вошли в третью группу детей (70 % от общего числа испытуемых). Дошкольникам этой группы требовалась значительная помощь со стороны экспериментатора. Так, двум детям педагог дополнительно разъяснял смысл задания по составлению рассказа по серии сюжетных картинок, в четырех случаях предлагал начало рассказа и почти каждому ребенку задавал наводящие вопросы. Дети этой группы лишь перечисляли изображенные на сюжетных картинках объекты и их действия. Нарушалось смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету. Во многих случаях рассказ практически сводился к ответам на вопросы и терял характер связного повествования. При составлении описательного рассказа нарушения связной речи проявились особенно ярко. Дети не могли описать игрушку, а лишь перечисляли ее элементы и их цвет. При этом не придерживались последовательности в описании, то есть, начиная описывать одежду, перескакивали на описание частей тела и вновь на одежду («У куклы красные бантики, розовые щеки», «У нее красивое платье, красивые бантики, волосы...»). В последующей работе по развитию связной речи у детей этой группы необходимо совершенствовать навыки полных ответов на вопросы, составления распространенных предложений, обогащать и активизировать номинативный, предикативный и атрибутивный словарь, совершенствовать элементарные навыки словоизменении и словообразования.
Таким образом, проведенное исследование показало значительные возможности сюжетно-ролевой игры при изучении особенностей связной речи дошкольников с задержкой психического развития. Игра помогла легко включить детей в процесс составления связных высказываний. Дошкольники проявляли интерес к игровому сюжету и старались хорошо вытолнить все задания-испытания. Отказов от выыполнения заданий не наблюдалось, что, на наш взгляд, обусловлено включением обследования в ход сюжетно-ролевой игры (при проведении нами исследований, не основанных на игре, встречались отказы от составления рассказов). Выявленные в ходе игр особенности речевого развития дошкольников свидетельствуют о необходимости проведения целенаправленной коррекционно-развивающей работы. Работа по коррекции и развитию речи детей так же, как и диагностика, может быгть основана на использовании сюжетно-ролевых игр.
105
Список литературы
1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. М.: Академия, 2000. 400 с.
2. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / под ред. С. Г. Шевченко. М.: АРКТИ, 2001. 224 с.
3. Лалаева Р. И. Серебрякова Н. В., Зорина С. В. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. М.: Владос, 2004. 303 c.
4. Слепович Е. С. Некоторые особенности монологической речи старших дошкольников с ЗПР // Дефектология. 1981. № 1. С. 68 — 74.
* * *
Rodionova Galina S., Solovyova Svetlana N.
STUDYING OF THE COHERENT MONOLOGICAL SPEECH OF PRESCHOOL CHILDREN WITH A DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT DURING A SUBJECT ROLE-PLAYING GAME
(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan; Nursery school № 200, Khabarovsk)
The results of the experimental study of the coherent monological speech of the senior preschool children with mental retardation are described in the article. Possibilities of a subject role-playing game in diagnostics of features of the children's speech are justified. The description of the subject role-playing games of pupils of the nursery school of the combined type is provided in the course of which the level of development of the coherent speech of the senior preschool children with a delay of mental development was revealed.
Keywords: coherent speech, monological speech, subject role-playing game, mental retardation.
References
1. Alekseeva M. M., Yashina B. I. Metodika razvitiya rechi i obucheniya rodnomu yazyku doshkol'nikov (The methodic of speech development and teaching native language preschool children), Moscow, 2000. 400 p.
2. Shevchenko S. G. Diagnostika i korrektsiya zaderzhki psikhicheskogo razvitiya u detey (Diagnostics and correction of mental retardation among children,) Moscow, 2001. 224 p.
3. Lalaeva R. I., Serebryakova N. V., Zorina S. V. Narushenie rechi i ikh korrektsiya u detey s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya (The speech disorders and the correction of speech among children with mental retardation), Moscow, 2003. 303 p.
4. Slepovich E. S. Some peculiarities of monological speech of senior preschool children with mental retardation [Nekotorye osobennosti monologicheskoy rechi
starshikh doshkol'nikov s ZPR], Defektologiya, 1981, no.1, pp. 68 — 74.
* * *
106