_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х_
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378.014.3
Баранова Галина Анатольевна
канд. пед. наук, доцент ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО»,
г. Тула, РФ E-mail: [email protected] Маркова Анна Васильевна Учитель-логопед МКДОУ «д/с № 9 к/в», г. Ефремов Тульской области, РФ E-mail: [email protected]
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ К
ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация
В статье рассмотрен процесс подготовки учителя-логопеда к применению метода наглядного моделирования в коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (в условиях повышения квалификации)
Ключевые слова
процесс подготовки учителя-логопеда к применению метода наглядного моделирования, формирование профессиональных компетенций, коррекционно-развивающее обучение детей дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи, повышение квалификации
Keywords: the process of preparation of the teacher-speech therapist to the application of the method of visual simulation, the formation of professional competencies of the correctional developing training of children of preschool age with General underdevelopment of speech, training
Процесс реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требует применения педагогами дошкольных образовательных организаций качественно новых подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), организации всего педагогического процесса. Новые требования предъявляются и к подготовке специалистов (учителей-логопедов), осуществляющих сопровождение детей с ОВЗ.
Следует отметить, что формирование профессиональных компетенций учителя-логопеда происходит «в процессе непрерывной профессиональной подготовки, которая может реализовываться в условиях учебно-информационной среды учреждений дополнительного профессионального образования» [1,с.65]. В системе дополнительного профессионального образования разрабатываются программы повышения квалификации, направленные на совершенствование профессионального уровня учителей-логопедов, работающих с детьми с ОВЗ.
Содержание данных программ связано с организацией и проведением коррекционно-логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи (далее - ОНР). Особое внимание в организации коррекционно-развивающего обучения отводится процессу подготовки учителя-логопеда к применению метода наглядного моделирования в работе с детьми с общим недоразвитием речи.
В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как продукт сложной познавательной деятельности, включающей мыслительную переработку исходного чувственно
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х_
воспринимаемого материала (В.В. Давыдов) и создание модели - обобщенного образа существенных свойств моделируемого объекта[3].
В условиях дошкольной образовательной организации, моделирование - это наглядно-практический метод обучения, позволяющий обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях и скрытых характеристиках предметов, объектов окружающего мира, о связях и отношениях, имеющихся между ними[3].
Эффективность использования наглядных моделей в качестве средств обучения дошкольника основана на моделирующем характере главных видов детской деятельности: игры, рисования, лепки, конструирования. В игре дошкольники моделируют взаимоотношения в мире взрослых, в конструировании - строение предметов. Овладение моделированием становится основой развития умственных способностей детей.
Моделирование исключает формальную передачу знаний. Изучение объекта или явления происходит в ходе интенсивной практической и умственной деятельности, способствуя развитию мышления и творческих способностей детей. Умение создавать и применять модели дает возможность в наглядной форме выделять свойства, скрытые связи и отношения вещей, учитывать их в своей деятельности, планировать решение задач.
Использование наглядного моделирования в коррекционном процессе отвечает одному из основных принципов коррекционной педагогики - принципу обходного пути. Опираясь на первично сохранное зрительное восприятие и сформированное к старшему дошкольному возрасту наглядно-образное мышление, мы формируем речь в обход ведущих, но нарушенных функций речеслухового и речедвигательного анализаторов.
Коррекция ОНР представляет собой системное многоуровневое воздействие, затрагивающее все структурные компоненты речи. Наглядное моделирование с этой точки зрения может служить той базой, связующим звеном, позволяющим объединить все компоненты языка в единое целое, т. е. сформировать речь как систему.
Метод наглядного моделирования позволяет детям знакомиться с графическим способом предоставления информации - моделью. В основе метода лежит использование заменителя (модели), в роли которого могут выступать другие предметы, реалистические и условные изображения, схемы, чертежи, планы, пиктограммы. Опорные схемы - это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Наглядное моделирование в дошкольной логопедии называют по-разному: методика сенсорно-графических схем (В.К. Воробьева); предметно-схематические модели (Т.А. Ткаченко); блоки-квадраты (В.П. Глухов), коллажи (Т.В. Большева); схема составления рассказа (Л.Н. Ефименкова) и др.
Процесс моделирования включает три этапа: усвоение сенсорного материала, перевод на знаково-символический язык, работа с моделью.
Использовать готовые наглядные модели иконического (рисуночного) характера можно уже на подготовительном этапе коррекции ОНР. Так, для совершенствования мелкой и артикуляционной моторики используются наглядные модели для самомассажа пальцев рук, ладоней, лица, шеи, для пальчиковой и артикуляционной гимнастики.
Для совершенствования просодических компонентов речи применяются графические изображения простых и сложных ритмов, основных видов интонации. На основном этапе при формировании произносительных умений и навыков используются готовые модели основных артикуляционных укладов (модели артикуляционных укладов В.М. Акименко), комплексов упражнений артикуляционной гимнастики для различных групп звуков (Е. Н. Краузе). На этапе автоматизации звука в предложении и тексте использование мнемодорожек, мнемотаблиц и готовых картинно-графических планов позволяют ребёнку при рассказывании сосредоточиться на отрабатываемом звуке[3] .
При нарушениях слоговой структуры слова моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, используя заместители слогов, из которых оно состоит, научиться определять количество
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х
слогов в слове, соотносить слово со слоговой схемой. Дети подготавливаются к формированию навыка послогового чтения.
При формировании лексико-грамматического строя речи использование метода моделирования предполагает формирование умений анализировать языковой материал и систематизировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребёнку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, уточнить и обобщить понятие о роде предметов, явлений природы на основе их существенных признаков, способствует расширению словарного запаса, усвоению различных типов предложений и предложно-падежных конструкций, формированию языкового чутья. Дети подбирают схемы к словам, к предлогам («маленьким словам»), придумывают предложения к схеме.
Отметим, что в условиях повышения квалификации, усвоение учителями-логопедами различных приемов наглядного моделирования происходит прежде всего на практических занятиях, которые «...направлены на обучение учителей - логопедов применению в работе разнообразных форм, методов логопедического сопровождения детей с речевыми нарушениями; использованию нетрадиционных методик по коррекции нарушений речи» [2,с.77].
Список использованной литературы:
1. Баранова Г.А. - Повышение профессионального уровня педагога в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - М. - 2015. - № 10-3. - С. 65.
2. Баранова Г.А. - Подготовка учителя-логопеда к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях повышения квалификации //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - М. - 2016. - № 4-8. - С. 77.
3. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. - Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед: науч. - метод. журнал. - 2005. - № 1. - С. 16-19.
© Баранова Г.А., Маркова А.В. 2016
УДК 371
Бебешко Лариса Олеговна аспирант ОГПУ г. Оренбург e-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ТАЛАНТЛИВЫХ
ДЕТЕЙ ГИМНАЗИИ
Аннотация
Идея данной статьи заключается в раскрытии сущности работы с одаренными детьми в контексте речевой деятельности. Обосновываются уровни речевой культуры учащегося и условия их развития в образовательном центре при Гимназии №1. Предложены дискуссионные методы воспитания речевой культуры.
Ключевые слова
Персональная образовательная среда. Речевая деятельность. Учебная дискуссия.
Речевая культура личности — показатель общей культуры человека, культуры мышления, чувств, поведения. Именно речевая культура во многом определяет качество образовательного процесса, являясь содержательной основой и важнейшим компонентом речевой деятельности. [1] Любой педагог должен