Научная статья на тему 'Кинезиологические и музыкально-ритмические упражнения как средство развития вербальной сенсомоторики детей с ОВЗ'

Кинезиологические и музыкально-ритмические упражнения как средство развития вербальной сенсомоторики детей с ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1499
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗДРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / КИНЕЗИОЛОГИЯ / ВЕРБАЛЬНАЯ СЕНСОМОТОРИКА / МУЗЫКАЛЬНАЯ РИТМИКА / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Коробейникова И.Ю., Тарасенко Н.И.

В статье представлен опыт работы по формированию сенсорной активности и психомоторной сферы у детей с речевыми нарушениями посредством музыкально-ритмической деятельности и кинезиологических упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кинезиологические и музыкально-ритмические упражнения как средство развития вербальной сенсомоторики детей с ОВЗ»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070

пространственного праксиса подчиняется тем же закономерностям, что и при нормальном развитии, однако этот процесс осуществляется медленнее, в более поздние сроки и с отклонениями из-за особенностей психического развития данной категории детей Отрицательное влияние на формирование пространственных функций у детей с ОНР III уровня речевого развития оказывает недоразвитие зрительного восприятия, произвольного внимания и памяти, свойственное детям этой категории Недостатки развития пространственного праксиса носят, как правило, вторичный характер, а, следовательно, могут быть скорректированы с помощью специально организованного обучения.

Своевременная и целенаправленная коррекция нарушений у дошкольников является одним из важнейших условий их речевого развития. Проблема поиска новых моделей и технологий коррекционной работы не теряет своей актуальности и предполагает возможность проведения дальнейших исследований. Список использованной литературы:

1. Мусейибова Т. С. Ориентировка в пространстве. //Дошкольное воспитание. [Текст] / Мусейибова Т. С. -2003. - № 8. - с.23- 26.

2. Семаго, Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практ. Пособие [Текст] / Н.Я. Семаго - М.: Айрис-пресс, 2007.-360с.

3. Семенович А.В., Умрихин С.О. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. - [Текст] / Семенович А.В., Умрихин С.О. М.: МГУ., 1999 год . - 46 с.

© Коновалова Е.Г., 2017

УДК 376

И.Ю. Коробейникова

учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 111»

Н.И. Тарасенко воспитатель

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 111» г. Курган, Российская Федерация

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ СЕНСОМОТОРИКИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Аннотация

В статье представлен опыт работы по формированию сенсорной активности и психомоторной сферы у детей с речевыми нарушениями посредством музыкально-ритмической деятельности и кинезиологических упражнений.

Ключевые слова

Здровьесберегающие технологии, кинезиология, вербальная сенсомоторика, музыкальная ритмика, речевая деятельность.

Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это реальность нашего времени и образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является актуальной задачей современного общества, значимость которой обозначена Законом РФ «Об образовании» и ФГОС. Признание прав особого ребенка на образование, учет его индивидуальных потребностей и возможностей, обеспечение оптимальных условий для его социализации и интеграции в общество в настоящее время представляется одной из важнейших задач педагогической практики

Организация комплексной помощи детям с ОВЗ, проблемы поиска эффективных

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

здоровьесберегающих и коррекционных технологий остаются важными и для нашего дошкольного учреждения, где функционируют группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Речь и психомоторные функции занимают особое место в формировании личности ребенка. [1,с.23; 4, с.79; 5, с. 35; 6, с.82]. С точки зрения физиологии, нарушения речи представляют собой и нарушение моторики. Функциональные нарушения мелкой и общей моторики обусловливают неспособность к нормальной речевой деятельности. [8,с.15;12, с.22].

При этом ряд авторов утверждают, что традиционные педагогические методы во многих случаях не приносят желаемых результатов и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекции [3, с. 221; 9, с.42; 11, с.65]. В этой связи, разработка рациональных двигательных режимов для формирования моторной и речевой функции средствами кинезиологических упражнений и музыкальной ритмики у детей с общим нарушением речи является актуальной задачей.

Проведенная в начале учебного года диагностика коммуникативно-речевого развития и психомоторных функций показала, что при установлении контакта, большинство детей пользуются мимикой и жестами - невербальными средствами общения, а недостаточная переключаемость, малый объем, истощаемость движений характерны не только для артикуляционной моторики, но и для общей и мелкой.

Выявленные особенности позволили сформулировать проблему, какие педагогические условия необходимы для формирования вербальной сенсомоторики детей с речевой патологией, и цель работы: определить педагогические условия формирования вербальной сенсомоторики детей среднего возраста и проверить их эффективность в практической деятельности.

Основываясь на методологических принципах логопедии, возможно предположить, что процесс развития вербальной сенсомоторики детей с речевой патологией может стать наиболее эффективным, если будет:

- базироваться на речедеятельностном подходе, разработанном в рамках психолингвистики как теории речевой деятельности А.А. Леонтьева[10, с.122];

- осуществляться на основе модели развития речевой деятельности в раннем возрасте, раскрывающей особенности функционирования сенсорной и моторной основ речевой функции детей, с учетом критериев и показателей их развития [8, с.15];

- реализовываться в системе планирования кинезиологических и музыкально - ритмических упражнений.

Задачи работы:

1. Исследовать состояние проблемы речевого развития детей с ОНР в среднем дошкольном возрасте в теории и практике и определить подход к формированию сенсомоторных умений у детей среднего возраста с позиции психолингвистики.

2. Выявить показатели сенсомоторного развития ребенка 4-х лет.

3. Разработать планирование упражнений для сенсомоторного развития детей среднего возраста с нарушениями речи и проверить их эффективность в системе занятий по коррекции речи.

Теоретическую основу работы составили: положения теории речевой деятельности, сформулированные в трудах Л.С.Выготского, Н.А.Гвоздева, Н.И.Жинкина, А.Р.Лурии, Л.В.Сахарного; положения личностно-деятельностного подхода (И.А.Зимняя, А.А.Леонтьев). [4,с.87; 6, с.54;10, с.97.].

На начальном этапе проводился анализ методик коррекции речи детей с речевыми нарушениями. Были изучены особенности речевого и двигательного развития. Далее проведена диагностика развития функций речевого и двигательного анализаторов. Проводилось наблюдение за деятельностью детей (игровой, двигательной продуктивной). В заключение, материал систематизировался в виде составления планирования и внедрения упражнений в систему коррекционных занятий. Была проведена вторичная диагностика и выявлена динамика развития двигательных и речевых умений у детей среднего возраста.

В ходе работы определены особенности речи в раннем возрасте:

1.Содержанием речевой деятельности в среднем возрасте выступают потребность в двигательной активности и сотрудничестве со взрослым. Продуктом детской речевой деятельности в раннем возрасте

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

является ситуативное высказывание.

2. Движение выступает как стимул, вызывающий потребность в общении и обеспечивает развитие двигательных и речевых способностей.

На основе этих особенностей выделены следующие показатели и критерии речевого (вербального) и сенсомоторного развития детей четырех лет:

Сенсомоторные умения.

-комплексно воспринимать и дифференцировать тактильные, кинестетические, вестибулярные, зрительные и слуховые ощущения,

- концентрировать внимание,

- проявлять усидчивость, терпение и выносливость.

Языковые умения.

-дети могут правильно произносить звуки (с, з, ш, щ, ж, ц, ч, я, е, ю, ё;

- владеют словарным составом в рамках программы (знают, показывают, называют предметы, узнают и выделяют целое и части),

- могут рассказывать стишки, чистоговорки, петь песенки.

В процессе реализации Адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи было разработано планирование упражнений для формирования вербальной сенсомоторики у детей среднего возраста. Планирование нацелено на развитие коммуникативных, речевых и языковых способностей современных детей в разных видах деятельности (двигательной, музыкально-ритмической). Данное планирование предполагает формирование сенсорной активности ребенка в двигательной деятельности на основе кинезиологических упражнений (модуль «Веселые движения»)и развитие психомоторной сферы ребенка и крупной моторики ребенка посредством музыкально-ритмической деятельности - модуль «Раз словечко, два словечко, будет песенка...».

Таблица1

Пример планирования на 1 месяц.

Модуль Задачи Содержание

«Веселые «Веселые движения» «Кулак - ребро - ладонь». Выполняется каждой рукой отдельно,

движения» затем двумя руками вместе.

«Ухо - нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой - за

противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос,

хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до

наоборот».

«Пар овозик». Пр аву ю руку положить под леву ю ключицу, делая 10

кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперёд..

Поменять позиции рук.

«Думающая шляпа». Мягко расправить и растянуть одноименной

рукой внешний край каждого уха в направлении вверх наружу от

верхней части к мочке.

«Упрямый ослик».

Ослик по тропе идет. Иа-иа.

Ослик тюк травы несет. Иа-иа.

Ослик маленький устал. Иа-иа.

Посреди дороги встал. Иа-иа.

Развитие психомоторной «Желтые цыплята».

«Раз словечко, сферы ребенка и крупной Ходят желтые цыплята. Пи-пи-Пи!

два словечко, моторики ребенка посредством -Хоть они и маловаты. Пи-пи-Пи!

будет песенка.» му зыкально-ритмической -Могут зернышки искать. Пи-пи-Пи!

деятельности -Землю лапкой разгребать. Пи-Пи-пи!

Процесс обучения упражнениям имеет свои специфические особенности: индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота знаний и умений, повторяемость.

Повышение количественных и качественных показателей в конце учебного года позволило констатировать положительную динамику речевого и двигательного развития детей, что явилось подтверждением эффективности предложенных кинезиологических и музыкально - ритмических

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

упражнений.

Список использованной литературы:

1. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М.,2010.

2. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение,2011.

3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Г.А. Волкова. - М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2009. - 272 с. - (Коррекционная педагогика).

4. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 2008

5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.,2011.

6. Жинкин Н. И. Механизмы речи. М.,2009. - 370 с.

7. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичёва Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. -М.,2010.

8. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение,2011.

9. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Гаркуша Ю.Ф. - М., 2010.

10. Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности М.,2011. - 245 с.

11. Лопухина И.С. Логопедия. Речь, ритм, движение. - СПТб, 2009.

12. Нищева Н.В. Логоритмические упраженния в системе коррекционной работы. «Детство-Пресс», 2011 г.

© Коробейникова И.Ю., Тарасенко Н.И., 2017

УДК 372.881.111.1

М.В. Купряшкина

Студент

НИ МГУ им. Н.П. Огарева г.Саранск, РФ Н.С. Адушкин

Студент

НИ МГУ им. Н.П. Огарева г.Саранск, РФ А.В. Абрамова

Преподаватель Саранский государственный промышленно-экономический колледж

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г.Саранск, РФ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ФОРМИРОВАТЬ УСТОЙЧИВУЮ МОТИВАЦИЮ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация

В данной статье рассматриваются методические приемы формирования мотивации к изучению английского языка у студентов неязыковых вузов.

Ключевые слова Английский язык для студентов неязыковых специальностей, мотивация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.