Научная статья на тему 'The results of diagnostics of speech development in preschool children of educational institutions of Kostroma region in 2008-2009'

The results of diagnostics of speech development in preschool children of educational institutions of Kostroma region in 2008-2009 Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
176
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ / РЕЧЕВАЯ ПАТОЛОГИЯ / ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ / PRESCHOOL CHILDREN SPEECH DEVELOPMENT / VOCAL PATHOLOGY / LOGOPAEDICAL CHECK-UP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Chernaya I. G.

The results of diagnostics of speech development of preschool children held by the laboratory of disadaptation and corrective-developmental education of Kostroma Regional Institution for Education Development in the districts of Kostroma Region are presented in the article. The data are adduced on the presence of vocal disorders, degree of their prevalence among the children of upper preschool age.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Chernaya I. G.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «The results of diagnostics of speech development in preschool children of educational institutions of Kostroma region in 2008-2009»

лассника как субъекта многонационального социума положены в основу критериев воспитанности: когнитивного, эмоционального, деятельностного и рефлексивного, уровни которых определены в ходе исследования (НУ - низкий уровень, СУ - средний уровень, ВУ - высокий уровень). Результаты констатирующего (массив -103 человека) и формирующего (массив - 96 человек) этапов эксперимента по экспериментальной школе представлены в виде диаграмм (рис. 1,

2, 3, 4).

Итак, количество респондентов с высоким уровнем воспитанности после формирующего эксперимента увеличилось по всем критериям (на 12,6% - когнитивный, 11,5% - эмоциональный, 7,6% - деятельностный и 7% - рефлексивный критерии). Соответственно, снизилось количество респондентов с низким уровнем воспитанности (на 10% - когнитивный, 4,8% - эмоциональный, 6,7% - деятельностный и 5,6% - рефлексивный критерии).

Таким образом, результаты формирующего двухлетнего эксперимента показывают, что содержание воспитания влияет на готовность старшеклассника к реализации себя субъектом многонационального социума и является одним из воспитательных направлений в формировании национального самосознания, толерантности, культуры межнационального общения и рефлексии, составляющих основу взаимоотношений человека в современном обществе.

Библиографический список

1. Галагузова М.А. Социальная педагогика. Курс лекций. - М.: Владос, 2006. - 416 с.

2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - 176 с.

3. Колесникова И.А., Борытко Н.М., Поляков С.Д., Селиванова Н.Л. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. - М.: Академия, 2005. - 336 с.

4. Кукушин В.С. Этнопедагогика: Учебное пособие. - М.: Московский психолого-соци-альный институт, 2002. - 304 с.

5. Михневич О.А. Психолого-педагогические проблемы формирования национального самосознания будущих учителей. - Минск: Харвест, 2007. - 368 с.

6. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Владос, 2001. - 256 с.

7. Седова Н.Н. Интернационализм. Патриотизм. Личность. - Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1989. - 129 с.

8. Сластенин В.А, Исаев И. Ф, Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. - 4-е изд. - М.: Школьная пресса. - 512 с.

9. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Г ардарики, 2002. - 519 с.

УДК 378

Черная Ирина Геннадьевна

Костромской областной институт развития образования

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ В 2008-2009 ГОДАХ

В статье представлены результаты диагностики речевого развития детей-дошкольников, проведенной лабораторией проблем школьной дизадаптации и коррекционно-развивающего обучения Костромского областного института развития образования в районах Костромской области. Приводятся данные о наличии речевых расстройств, степени их распространенности среди детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: речевое развитие дошкольников, речевая патология, логопедическое обследование.

Известно, что наша страна переживает сейчас один из самых сложных, болезненных периодов своей истории, вторгшийся в нашу жизнь кризис еще больше усугубляет сложившуюся ситуацию. Увеличилось количество семей, имеющих официальные доходы ниже прожиточного минимума. Положение де-

тей в современной России вызывает обоснованную тревогу всех, кто причастен к сохранению здоровья детей, к их воспитанию и обучению.

Раннее выявление речевой патологии, точность диагностики, своевременная и качественная коррекция, с учетом компенсаторных возможностей ребенка, позволяют надеяться на бла-

гоприятный прогноз в преодолении недостатков речи у детей.

В специальной научно-методической литературе указываются основные направления логопедического обследования, намечаются его разделы, предлагается речевой материал для проверки состояния речевых навыков детей.

Система логопедического обследования достаточно полно описана в литературе по логопедии и разработана в различных инструктивнодирективных и методических документах, в «Справочнике логопеда» М.А. Поваляевой, в сборнике В.М. Акименко «Речевые нарушения у детей»; выпущены дидактические материалы непосредственно по обследованию речи детей. Как отмечается в тексте комплекта рабочих материалов по психолого-медико-педагогическому обследованию ребенка под общей редакцией М.М. Семаго, в разделе «Логопедическое обследование», никакая схема логопедического обследования не может предусмотреть всех встречающихся случаев нарушения речи у детей. Действительно, эта схема никогда не бывает самодостаточной и широко варьируется в зависимости от цели, которую ставит перед собой исследователь; нельзя предусмотреть всех вопросов, которые могут возникнуть при обследовании ребенка. Можно выделить лишь основные направления обследования и те его этапы, без которых представление о речевом развитии ребенка будет недостаточным для его описания.

С сентября 2006 года при Костромском областном институте повышения квалификации работников образования существует лаборатория проблем школьной дизадаптации. Основная цель деятельности лаборатории - обеспечение департамента образования и науки Костромской области достоверной информацией об уровне распространенности в регионе детей с признаками школьной дизадаптации, а также детей группы риска, для принятия соответствующих управленческих решений, направленных на сокращение школьной дизадаптации и ее социально-негативных последствий.

Коллектив лаборатории состоит из трех человек: заведующего - кандидата психологических наук, врача-педиатра - кандидата медицинских наук по детской психиатрии и логопеда.

Основная цель проведенного мною в 20082009 гг. логопедического исследования была направлена на выявление особенностей речевого

развития старших дошкольников и учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений, проживающих в районах Костромской области, а также на выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, глубины и степени распространенности.

Задачами исследования являлись:

- определение степени овладения детьми всеми компонентами речевой системы: уровнем речевой коммуникации, звукопроизношением, достаточным словарным запасом, грамматическим строем речи и связной речью;

- выявление особенностей психического и со-матоневрологического развития детей,

- изучение условий развития и воспитания детей на основе анализа медицинской документации и педагогических характеристик, представленных педагогами ДОУ и школ, на основе наблюдений за детьми, бесед с родителями детей, педагогами и администрацией.

При логопедическом обследовании использовался системный подход к анализу речевых нарушений: выявлялось не только то, какой компонент речевой деятельности является нарушенным, но и какова его взаимосвязь с другими нарушениями (или же с сохранными компонентами речи), к каким возможным последствиям такие взаимоотношения могут привести.

В качестве инструментария диагностики речевого развития детей-дошкольников использовались:

- изучение уровня речевой коммуникации и связной речи детей по материалам «Справочника логопеда» М.А. Поваляевой;

- обследование состояния артикуляционного аппарата по общепринятым в логопедии критериям;

- методики обследования детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи Т.Б. Филичевой, ГВ. Чирки-ной, рекомендованные Министерством образования РФ;

- «Дидактический материал по обследованию речи детей» Т.П. Бессоновой и О.Е. Грибовой 2-х частях.

В результате наблюдений за детьми исследовались и так называемые неречевые психические функции: особенности внимания; характер игровой деятельности; состояние зрительно-пространственного гнозиса и праксиса (ориентировка в пространстве, складывание разрезных картинок, фигур из палочек).

Для обследования состояния моторики старших дошкольников подбирались пробы по шкале Н.И. Озерецкого с учетом возраста. Особенностью методики является игровая форма приемов, что отвечает требованиям данного возраста.

Каждый ребенок обследовался индивидуально, в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения, с выборочным использованием указанных выше стандартных логопедических методик.

Полученная во время обследования информация фиксировалась в протоколах обследования.

За 2008-2009 гг. в районах Костромской области было обследовано 333 ребенка-дошкольника. Нормальное речевое развитие было выявлено у 115 детей. Речевая патология выявлена у 218 человек, что составляет 65,5%. Данные обследования представлены в таблице.

Данные таблицы наглядно иллюстрируют, что у детей старшего дошкольного возраста среди всех видов речевых расстройств доминирует фонети-ко-фонематическое недоразвитие (ФФН) - 35,8% от общего числа детей с речевыми нарушениями.

В логопедии ФФН рассматривается как нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К основным проявлениям данного нарушения относятся: недифференцированное произношение пар или групп звуков (например, один и тот же звук является для ребенка заменителем одного и более звуков); замена одних звуков другими, более простыми по артикуляции; а также смешение звуков, то есть «неустойчивое» употребление звуков в различных словах (дети в одних словах употребляют звук правильно, а в других заменяют близкими по артикуляционному укладу или акустическим признакам). ФФН свидетельствует

о недоразвитии фонематического слуха.

Большинству детей с ФФН звуковой анализ недоступен даже в его элементарной форме, так как у них не сформирована база фонематичско-го анализа - фонематический слух.

В процессе проводимого нами обследования многие дошкольники затруднялись в выделении 1-го звука в слове, называя или 1-й слог, или же все слово, а также в подборе картинок на заданный звук, в придумывании и назывании слов с заданным звуком.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что словарный запас ребенка не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки (ребенок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, не дифференцирует их). В дальнейшем объем словарного запаса начинает существенно отставать от возрастной нормы. Также нарушение фонематического восприятия затрудняет формирование на должном уровне и грамматического строя речи (при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребенка оказываются «неуловимыми»). Таким образом, у ребенка возникает целый комплекс нарушений: фонетико-фонематические и лексико-грамматические, которые впоследствии могут привести к общему недоразвитию речи.

Второе место по частоте распространения занимают дефекты звукопроизношения в виде изолированного фонетического дефекта (чаще всего в группе сонорных звуков) или же в нескольких видах различных фонетических групп, называемые фонетическим недоразвитием.

Нарушения звукопроизношения проявлялись в отсутствии некоторых звуков, в искажениях и заменах.

По данным проведенного обследования дети с изолированным фонетическим дефектом и дети

Таблица

Структура речевых нарушений, выявленных в ходе логопедического обследования

№ п/п Виды речевых расстройств Количество детей %

1 Фонетико-фонематическое недоразвитие 78 35,8

2 Фонематическое недоразвитие 5 2,3

3 Общее недоразвитие речи III уровня 37 17

4 Нарушение звукопроизношения: - изолированный фонетический дефект; - фонетическое недоразвитие 32 31 28,9

5 Нерезко выраженное общее недоразвитие речи 32 14,7

6 Общее недоразвитие речи II уровня 3 1,3

с фонетическим недоразвитием составляют 28,9% от общего числа детей-логопатов.

На третье место по частоте распространенности выходит общее недоразвитие речи (ОНР) -18,3% от общего числа детей с речевыми расстройствами. В логопедии понятие ОНР применимо к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики. Обусловливается недоразвитие речи нарушением деятельности речеслухового и речедвигательного анализаторов. В результате воздействия различных патогенных факторов запаздывает созревание нервных клеток зон коры головного мозга и развитие речи происходит на дефектной основе. Это нарушение впервые было установлено РЕ. Левиной, оно выражается в различной степени, и условно выделяют три уровня речевого недоразвития:

I уровень - отсутствие речи (так называемые «безречевые дети»), они пользуются лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными словами бытовой тематики, сопровождая это мимикой и жестами. В ходе нашего исследования таких детей не выявлено.

II уровень - это уже начатки общеупотребительной речи, имеется фразовая речь, но высказывания детей бедны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых им предметов, действий, явлений. Было выявлено двое детей с данной речевой патологией.

III уровень характеризуется наличием относительно развернутой фразовой речи, но с элементами фонетико-фонематического и лексикограмматического недоразвития.

В процессе проведенного исследования из общего числа детей с недостатками речи у 17% выявлено ОНР III уровня. У детей со стороны звуко-произношения выделяются лишь дефекты отдельных звуков, речевое развитие позволяет активно общаться со сверстниками, но им в полной мере еще не доступно словообразование и словоизменение. В устном речевом общении обследуемые дети «обходили» трудные для них слова и выражения, испытывали трудности при самостоятельном составлении предложений, мало пользовались прилагательными и наречиями, допускали ошибки в словообразовании, а это обедняет возможности накопления словарного запаса, не позволяет различать морфологические элементы слов. У де-

тей всегда были нарушения в грамматическом строе речи: неправильное согласование прилагательных и числительных с существительными, ошибки в использовании предлогов (их пропуски, замены), недоговаривание окончаний.

У 14,7% из общего числа детей-логопатов выявлено не резко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР).

У детей имеются нарушения фонетико-фоне-матического компонента речевой системы; дефектное произношение 2-5 звуков, распространяющееся на 1-2 группы звуков, у некоторых детей звукопроизношение было в пределах нормы.

Кроме этого выявлены и нарушения лексикограмматического компонента речевой системы: лексический запас детей ограничен рамками обиходно-бытовой тематики; качественно неполноценен (неправомерно сужено или расширено значение слов), ошибки в употреблении слов, смешения их по смыслу и акустическим свойствам. Грамматический строй речи у дошкольников недостаточно сформирован, отсутствуют сложные синтаксические конструкции, недостаточно развита связная речь.

В процессе проводимого логопедического обследования выявлено, что моторика детей старшего дошкольного возраста, имеющих ФФН и ОНР, а также и у детей с ЗПР, развита неравномерно: около 2/3 этих детей имеют незначительное моторное отставание от возрастной нормы и около 1/3 - задержку моторного развития, причем степень этой задержки колеблется от несущественных погрешностей при выполнении моторных проб до средней моторной неловкости.

На основании представленных данных (это был анализ амбулаторных карт детей, в некоторых случаях приносимых родителями на обследование; сбор анамнеза; беседы с педагогами и медработниками ДОУ о ходе психического и речевого развития детей; знакомство с медицинской документацией ДОУ) делалось общее заключение о сложности и полиморфизме этиологических факторов, вызывающих речевые расстройства у детей-дошкольников.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о своеобразной триаде этиологических факторов нарушений речи:

- наследственная предрасположенность;

- неблагоприятное окружение ребенка;

- повреждения или же нарушения созревания головного мозга под влиянием различных небла-

гоприятных воздействий в период внутриутробного развития, в момент родов или в первые три года жизни ребенка.

У детей с тяжелыми нарушениями речи «лидируют» два последних причинных фактора.

Выявленные речевые расстройства у детей отражают феменологический подход к нарушениям речевого развития, данный подход не претендует на патогенетический анализ структуры дефектов, это является прерогативой врача-специалиста.

У многих детей-логопатов с фонетико-фоне-матическим недоразвитием имеется неполная сформированность психических функций, тесно связанных с речью (внимание, память, словеснологическое мышление и др.).

Таким образом, в ходе проведенного исследования была предпринята попытка выявить степень распространенности речевых расстройств у детей старшего дошкольного возраста, посещающих районные и сельские ДОУ Костромской области, а также проанализировать структуру речевых нарушений, выявить особенности психического и речевого развития детей-логопатов. Анализ контингента обследованных детей наглядно показал, что речевое развитие соответствует возврасту у 34,5% старших дошкольников. Дети с недостатками речи, находящиеся в ДОУ, представляют собой сложную и разнородную группу как по тяжести проявления дефекта, так и по природе его возникновения.

Дети, недостатки речи которых не будут своевременно выявлены и устранены, составят значительную часть неуспевающих учащихся в начальных классах школы. Дошкольный возраст -период наиболее благоприятный для развития и формирования речи у детей, ранняя квалифицированная диагностика нарушений речи в этом возрасте позволяет предотвратить многие осложнения речевого развития и будущую школьную дизадаптацию детей-логопатов.

Жизненные реалии наших дней выдвигают необходимость изменения организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям с речевыми расстройствами. Сравнительно недавно при анализе состояния логопедической помощи дошкольникам в качестве основных негативных тенденций отмечались отсутствие квалифицированных специалистов-логопедов и недостаточное количество логопедических групп. Затем ситуация изменилась в связи с увеличением дефектологических факультетов в ву-

зах, возможностей переподготовки специалистов в области логопедии, появлением новых видов коррекционных учреждений. А в настоящее время, в условиях разразившегося кризиса, ситуация может кардинально измениться. Недостаточное финансирование не позволит органам управления образованием повсеместно расширять сеть логопедических групп. Как найти резервы эффективной помощи детям с речевой патологией? Необходим поиск новых, вариативных форм организации логопедической помощи детям-дошколь-никам, оптимизация методов и содержания коррекционно-речевой работы. По мнению автора, в связи с переходом ДОУ к финансово-управленческой самостоятельности, возможно широкое создание логопедических кабинетов на территории ДОУ в рамках услуг дополнительного образования. По нашему мнению, такие кабинеты целесообразней создавать в районных центрах, так как финансовые возможности родителей де-тей-дошкольников по понятным причинам там больше, чем в сельской местности. В свое время приоритет в коррекции речевых нарушений детей отдавался логопедическим группам, а открытие логопунктов при ДОУ «не приветствовалось» некоторыми чиновниками в сфере образования. Но знакомство с опытом работы дошкольных логопедических пунктов свидетельствует о том, что они смогли заявить о себе как эффективная модель коррекционно-речевой работы с детьми и могут органично вписаться в систему любого дошкольного образовательного учреждения. Они экономичны, что очень важно в современных условиях. Возможно, на наш взгляд, и создание мобильных «передвижных» логопунктов, когда логопед (или несколько, это уже зависит от численности детей и количества ДОУ в районе) последовательно перемещается в закрепленные за ним учреждения, в зависимости от особенностей речевой патологии у детей и от этапов коррекционной работы с ними.

Необходимо увеличивать количество детских объединений в учреждениях дополнительного образования («Школа Буквоешки», «Говорим правильно» и др.).

Реализация модели коррекционно-речевой работы педагогов ДОУ и качественное овладение ими широким спектром профессионально значимых знаний и умений, их применение в условиях ДОУ общеразвивающего вида выдвигает необходимость курсовой подготовки воспитате-

лей по данной проблематике. Сегодня остро нужны специалисты нового поколения, знакомые с основами коррекционной педагогики и психологии, с основами логопедии, восстановительного обучения. Автором данной статьи разработан тематический план и программа занятий для воспитателей ДОУ «Состояние проблемы речевого

развития детей-дошкольников на современном этапе». Социальная и психолого-педагогическая острота данной проблемы требует активного развертывания курсовой подготовки воспитателей ДОУ в этом направлении, соответствует реалиям современной жизни.

УДК 37.01:001.51:519.8

Ядровская Марина Владимировна

кандидат физико-математических наук, доцент Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону)

marinayadrovskaia@rambler.ru

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ

Качество образования связано с эффективными технологиями обучения. В работе предложен один из способов проектирования таких технологий, состоящий в комплексном применении элементов моделирования для реализации информационной, кибернетической и деятельностной сторон процесса обучения. Создаваемые на основе предложенного подхода технологии обучения с элементами моделирования (ТОЭМ) позволяют преодолевать недостатки технологизации обучения и осуществлять личностно ориентированное, деятельностное, творческое обучение.

Ключевые слова: педагогическая технология, технология обучения, элементы моделирования, технология обучения с элементами моделирования.

Тхнологичность становится характерной чертой любой деятельности. В связи с этим формируемые системы образования и особенности их проектирования связывают с педагогическими технологиями, составляющими «предмет исследования дидактической инженерии» [12]. Аккумулируя различные представления, под педагогической технологией будем понимать образовательную деятельность, реализуемую посредством единой системы процессов обучения, воспитания, развития, которая строится на основе научных методов и системного подхода, предполагает организацию управления и контроля при четком проектировании и характеризуется свойством воспроизводимости.

Можно согласиться с мнением И.Н. Быстровой о том, что качество современного образования связано с внедрением в учебный процесс технологий обучения, которые «обеспечили бы качественные изменения в подготовке будущих специалистов» [2] и позволили бы осуществить переход от «экстенсивно-информационного обучения к интенсивно-фундаментальному» [4].

Отметим, что «технология обучения - совокупность форм, методов, приемов и средств передачи социального опыта, а также техническое

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

оснащение этого процесса» [5, с. 592]. Целесообразное использование моделирования в учебном процессе, на наш взгляд, является одним из способов формирования эффективных технологий обучения. Моделирование - познание объекта (процесса, явления), связанное с построением и исследованием его модели. Применение моделирования в познании прошло ряд этапов: из формы отражения действительности и приема познания моделирование превратилось сначала в метод, а затем в объективную и универсальную технологию познания. Учёт гносеологических функций применяемых в обучении модельных средств и технологического аспекта моделирования позволяет формировать технологичный способ обучения, который можно назвать технологией обучения с элементами моделирования (ТОЭМ). Элементами моделирования назовем:

- приемы моделирования: приемы (наблюдение, анализ, синтез, построение гипотез, формализация), логические процедуры (идеализация, абстрагирование, сравнение, аналогия, конкретизация, обобщение, классификация, систематизация, построение умозаключений: индуктивные или дедуктивные рассуждения) познания и практические действия моделирования (интерпретация, верификация, экспериментирова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.