Научная статья на тему 'Комплексная дифференциация стертой дизартрии и дислалии у детей старшего дошкольного возраста'

Комплексная дифференциация стертой дизартрии и дислалии у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5159
919
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА / СТЕРТАЯ ДИЗАРТРИЯ / ДИСЛАЛИЯ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПАРАМЕТРЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ / НЕВРОЛОГИЧЕСКАЯ МИКРОСИМПТОМАТИКА / ПРОСОДИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ РЕЧИ / ОСОБЕННОСТИ ФОНАЦИОННОГО ДЫХАНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА / ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ / DIFFERENTIAL DIAGNOSTICS / ERASED DIZARTRIYA / DISLALIYA / CHILDREN OF THE ADVANCED PRESCHOOL AGE / INSPECTION PARAMETERS / NEUROLOGIC MICROSYMPTOMATOLOGY / PROSODIC COMPONENTS OF THE SPEECH / FEATURE OF FONATSIONNY BREATH / PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE IDENTITY OF THE CHILD / THE LOGOPEDIC CONCLUSIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Волосатова Елена Леонидовна, Шереметьева Елена Викторовна

В настоящее время среди детей дошкольного возраста распространенными речевыми нарушениями являются дислалия и стертая дизартрия. Ввиду схожести внешних проявлений данных речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста дифференциальная диагностика стертой дизартрии и дислалии вызывает трудности у логопедов. В статье рассматриваются вопросы реализации дифференциальной диагностики стертой дизартрии и дислалии у детей старшего дошкольного возраста: выделены основные параметры, позволяющие четко дифференцировать данные нарушения речевого развития. Также отмечены важные моменты, на которые обязательно следует обращать внимание при проведении дифференциальной диагностики дислалии и стертой дизартрии у старших дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Now among children of preschool age widespread speech violations of the dislaliya and the erased dizartriya. Due to similarity of external manifestations of these speech violations at children of the advanced preschool age, differential diagnostics of the erased dizartriya and dislaliya causes difficulties in logopedists. In this article questions of realization of differential diagnostics of the erased dizartriya and a dislaliya at children of the advanced preschool age are considered: the key parameters allowing to differentiate accurately these violations of speech development are allocated. Important points to which surely it is necessary to pay attention when performing differential diagnostics of a dislaliya and the erased dizartriya at the senior preschool children are also noted.

Текст научной работы на тему «Комплексная дифференциация стертой дизартрии и дислалии у детей старшего дошкольного возраста»

Е.Л. Волосатова, Е.В. Шереметьева

О

см

3. Professional standard of teacher. Approved by the Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of 18 October 2013 № 544n. [in Russian].

4. Salavatulina L.P. Typization of independent work at higher school. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 10. P. 62-67. [in Russian].

5. Tsiulina M.V. Patriotic education of general education school students via socio-educactional environment. Dis. ... cand. of sciences (Education). Chelyabinsk, 2012. P. 217. [in Russian].

6. Shabalina A.A., Parfentieva L.V. Fund of assessment tools as an instrument to organize independent work of higher school students. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University. 2015. № 10. P. 92-98. [in Russian].

Сведения об авторе:

Андриевская Людмила Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: ludmila_andrievskaja@icloud.com

Диулина Марина Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии,

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: ciulinamv@cspu.ru

Information about author:

Andrievskaya Lyudmila Anatolievna,

Candidate of Sciences (Education), Associate Professor,

Department of Pedagogy,

Psychology and Subject Methods, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: ludmila_andrievskaja@icloud.com

Tsiulina Marina Vladimirovna,

Candidate of Sciences (Education), Associate Professor,

Department of Pedagogy and Psychology South-Ural State Humanitarian Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: ciulinamv@cspu.ru

УДК 371.9 ББК 74.5

Е.Л. Волосатова, Е.В. Шереметьева

КОМПЛЕКСНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИИ И ДИСЛАЛИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время среди детей дошкольного возраста распространенными речевыми нарушениями являются дислалия и стертая дизартрия. Ввиду схожести внешних проявлений данных речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста дифференциальная диагностика стертой дизартрии и дислалии вызывает трудности у логопедов. В статье рассматриваются вопросы реализации дифференциальной диагностики стертой дизартрии и дислалии у детей старшего дошкольного возраста: выделены основные параметры, позволяющие четко дифференцировать данные нарушения речевого развития. Также отмечены важные моменты, на которые обязательно следует обращать внимание при проведении дифференциальной диагностики дислалии и стертой дизартрии у старших дошкольников.

Ключевые слова: дифференциальная диагностика, стертая дизартрия, дислалия, дети старшего дошкольного возраста, параметры обследования, неврологическая микросимптоматика,

просодические компоненты речи, особенности фонационного дыхания, психологические особенности личности ребенка, логопедические заключения.

E.L. Volosatova, E.V. Sheremetyeva

COMPLEX DIFFERENTIATION OF THE ERASED DIZARTRIYA AND DISLALIYA OF THE ADVANCED PRESCHOOL AGE CHILDREN

Now among children of preschool age widespread speech violations of the dislaliya and the erased dizartriya. Due to similarity of external manifestations of these speech violations at children of the advanced preschool age, differential diagnostics of the erased dizartriya and dislaliya causes difficulties in logopedists. In this article questions of realization of differential diagnostics of the erased dizartriya and a dislaliya at children of the advanced preschool age are considered: the key parameters allowing to differentiate accurately these violations of speech development are allocated. Important points to which surely it is necessary to pay attention when performing differential diagnostics of a dislaliya and the erased dizartriya at the senior preschool children are also noted.

Key words: differential diagnostics, erased dizartriya, dislaliya, children of the advanced preschool age, inspection parameters, neurologic microsymptomatology, prosodic components of the speech, feature of fonatsionny breath, psychological features of the identity of the child, the logopedic conclusions.

В настоящее время отмечается тенденция к росту речевых нарушений у детей дошкольного возраста. По данным Е.Ф. Архиповой [1], от 40 до 60 % детей старшего дошкольного возраста в массовых детских садах имеют отклонения в речевом развитии. Наиболее распространенными речевыми нарушениями являются дислалия и стертая дизартрия.

Согласно исследованиям ряда авторов (Л.В. Мелехова [10], И.И. Панченко [11], Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская [13], Р.И. Мартынова [8; 9], Э.Я. Сизова [12], Е.Н. Винарская [3], Л.В. Лопатина [7], Е.Ф. Архипова [1] и др.), у детей со стертой дизартрией недостатки произношения по своему внешнему проявлению напоминают дислалию. Ввиду схожести внешних проявлений данных речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста дифференциальная диагностика стертой дизартрии и дис-лалии вызывает трудности у логопедов.

Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и дислалии у детей старшего дошкольного возраста имеет очень важное значение, так как от правильности логопедического заключения зависят содержание индивидуальной

программы логопедической помощи ребенку и ее эффективность.

С учетом распространенности стертой дизартрии и дислалии у детей дошкольного возраста, а также важности и трудности разграничения данных речевых нарушений, изучение вопроса реализации их дифференциальной диагностики у старших дошкольников является теоретически актуальным и практически значимым.

Цель экспериментального исследования - провести комплексное обследование детей старшего дошкольного возраста, дифференцировать стертую дизартрию и дислалию у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Для реализации поставленной цели применялись следующие методы исследования:

• теоретические: аналитическое изучение психолингвистической, психологопедагогической и специальной литературы по теме исследования;

• эмпирические методы: изучение медицинской и психолого-педагогической документации на ребенка; наблюдения за деятельностью детей в различных условиях; анкетирование и беседа с родите-

Комплексная дифференциация стертой дизартрии и дислалии у детей старшего дошкольного возраста

см

Е.Л. Волосатова, Е.В. Шереметьева

см

см

лями; констатирующий эксперимент; интерпретация результатов эксперимента.

В 1989 году в работе Б.М. Гриншпуна приводится определение термина «дис-лалия», которое используется для обозначения нарушений звукопроизношения и в настоящее время.

Дислалия (от греч. dis - приставка, означающая частичное расстройство, и lalio - говорю) - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата [4].

По определению Л.В. Лопатиной, стертая дизартрия является речевой патологией, которая проявляется в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникает вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга [7].

Анализ определений данных речевых нарушений показывает, что для стертой дизартрии, помимо нарушения звукопроизношения, характерны и стойкие нарушения просодических компонентов речи. Наличие неврологической микросимптоматики, указывающее на органическое поражение центральной нервной системы при стертой дизартрии, доказывает, что причины возникновения данных речевых нарушений, а также их механизмы различаются. Таким образом, для дифференциации стертой дизартрии и дислалии недостаточно обследовать только особенности звукопроизношения у детей с данными нарушениями речевого развития. Необходимо проведение комплексного обследования с целью выявления особенностей состояния общей, ручной, артикуляционной и мимической моторики, дыхательной и голосовой функции, просодических компонентов речи, звукопроизношения, а также психологических особенностей детей со стертой дизартрией и дислалией.

Вопросами дифференциальной диагностики стертой дизартрии и дисла-лии у детей дошкольного возраста в разные годы занимались Р.И. Мартынова, Л.В. Мелехова, И.Б. Карелина, Э.Я. Сизова, Э.К. Макарова, Р.А. Белова-Давид, Л.В. Лопатина, Е.Ф. Архипова и др.

Изучение вопроса дифференциальной диагностики стертой дизартрии и дислалии у детей старшего дошкольного возраста в отечественной логопедии позволяет сделать вывод, что в работах Р.И. Мартыновой, Л.В. Мелеховой, Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольской, И.Б. Карелиной, Р.А. Беловой-Давид подробно рассматриваются вопросы сравнения симптоматики дислалии и стертой дизартрии. Л.В. Лопатина и Е.Ф. Архипова, помимо сравнения симптоматики данных речевых нарушений, выделили параметры сравнения детей дошкольного возраста со стертой дизартрией и дислалией, определили порядок проведения обследования, а также разработали методические рекомендации к проведению дифференциальной диагностики.

Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и дислалии у детей старшего дошкольного возраста с ФФН проводилась нами на базе МБДОУ «ДС № 307 г. Челябинска» с 2014 по 2016 год. В экспериментальном исследовании принимали участие 40 детей старшего дошкольного возраста. Согласно заключению МАУ «Центр психологопедагогической, медицинской и социальной помощи Центрального района г. Челябинска» (МАУ «ЦППМСП Центрального района г. Челябинска») отмечается фонетико-фонематическое недоразвитие речи у 28 детей со стертой дизартрией. Логопедическое заключение у 12 детей - фонетико-фонематическое недоразвитие при дислалии.

Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и дислалии у старших дошкольников с ФФН проводилась по методике обследования ребенка с фонетикофонематическим недоразвитием (дисла-лия, стертая дизартрия, ринолалия), разработанной Л.В. Лопатиной [5].

В ходе экспериментального исследования изучались следующие параметры: психологические особенности ребенка; состояние слуховой функции: слуховое внимание, восприятие речи; состояние зрительного восприятия, пространственного праксиса; состояние общей моторики; состояние ручной моторики; состояние артикуляционной моторики; работа

мышц лицевой мускулатуры; анатомическое строение периферического отдела артикуляционного аппарата; состояние звукопроизношения; состояние дыхательной и голосовой функции; состояние просодических компонентов речи; состояние фонематических функций.

Для более комплексного и углублённого обследования отдельные тестовые задания, а также критерии оценки параметров мы взяли из методики, разработанной Е.Ф. Архиповой [2], при изучении следующих параметров обследования: состояние общей моторики; состояние ручной моторики (кинетическая основа движения руки); состояние артикуляционной моторики (кинестетический артикуляционный праксис); состояние дыхательной и голосовой функции (тип физиологического дыхания и сила воздушной струи, особенности фонационного дыхания, модуляции голоса по высоте и силе); состояние просодических компонентов речи (воспроизведение ритма и интонации, определение темпа речи ребенка).

Для исследования и оценки тембра голоса мы использовали шкалу оценки тембра, разработанную Е.С. Алмазовой.

Перед процедурой обследования была изучена документация на каждого ребёнка. Для сбора анамнестических сведений и уточнения обстоятельств раннего развития и особенностей поведения детей проводились беседы с родителями, а также мы анализировали анкеты, заполненные родителями. С помощью метода наблюдения мы исследовали поведение обследуемых детей в процессе их деятельности и общения с окружающими, выявляли психологические особенности личности каждого ребенка.

В ходе проведения дифференциальной диагностики стертой дизартрии и дислалии у детей старшего дошкольного возраста мы определили ключевые параметры, позволяющие четко дифференцировать данные нарушения речевого развития. Также нами были отмечены важные моменты, на которые обязательно следует обращать внимание при проведении дифференциальной диагностики дислалии и стертой дизартрии у старших дошкольников.

Во-первых, к базовым параметрам обследования в процессе дифференциации стертой дизартрии и дислалии у детей старшего дошкольного возраста мы отнесли особенности фонационного дыхания и состояние просодических компонентов речи, оцениваемых в процессе спонтанной организованной речи (прочтение стихотворения наизусть) или в спонтанной неорганизованной речи (при составлении рассказа из собственного опыта). Как показала практика, оценка данных параметров речи в отдельных тестовых заданиях или в процессе привычных для ребенка речевых ситуаций, как принято в традиционных методиках диагностики, не всегда является информативной.

Приведем пример: во время беседы с Ксенией Ш. (возраст на момент обследования 6 лет) на знакомые для нее темы, а также при выполнении тестовых заданий не были отмечены нарушения фонационного дыхания и состояния просодических компонентов речи. Однако при прочтении стихотворения наизусть речь Ксении Ш. стала нечеткой, смазанной, повысилась саливация. Просодические компоненты и фонационное дыхание нарушились: голос стал тихим, с недостаточными модуляциями по высоте и силе, речь стала неэмоциональной, монотонной, темп речи замедлился, появилось много пауз. В силу сложности данного задания для Ксении Ш., она даже отказывалась от его выполнения. «Сохранность» просодических компонентов речи и фонационного дыхания в процессе спонтанных привычно реализуемых форм речи, по мнению С.Г. Щербак [14], объясняется ситуативностью монологической речи детей, которая выражается в преобладании глагольной лексики, замене номинативной лексики указательными местоимениями и сопровождении высказывания указательными жестами. Также для детей со стертой дизартрией характерны различия между уровнем развития лексико-грамматических средств и их использованием в речевом общении [14]. В результате, выявленные особенности реализации и оформления спонтанной организованной речи, а также данные повторного более глубокого

Комплексная дифференциация стертой дизартрии и дислалии у детей старшего дошкольного возраста

со

см

Е.Л. Волосатова, Е.В. Шереметьева

СМ

обследования остальных параметров позволили прийти к выводу, что у Ксении Ш. стертая дизартрия.

При проведении экспериментального исследования особенностей фонационного дыхания, голосовой функции и состояния просодических компонентов речи в процессе спонтанной организованной речи ребенку давалась инструкция наизусть выразительно прочитать стихотворение А. Барто «Уронили мишку на пол» (или другое знакомое ребенку стихотворение). Результаты обследования фиксировались в протоколах. Далее нами были разработаны следующие критерии оценки исследуемых параметров.

Критерии оценки особенностей фонационного дыхания и модуляций голоса по высоте и силе в процессе спонтанной организованной речи: 4 балла - речь на выдохе, объем речевого дыхания хороший; задание выполняется с достаточными модуляциями голоса по высоте и по силе; 3 балла - речь на выдохе, объем речевого дыхания ограничен; задание выполняется с недостаточными модуляциями голоса по высоте и по силе; 2 балла - речь на выдохе, но речевой выдох ослаблен; задание выполняется без модуляций голоса по высоте и по силе, повышение саливации; 1 балл - речь возможна на вдохе, дискоординация дыхания и фонации; задание выполняется без модуляций голоса по высоте и по силе; 0 баллов - отказ от выполнения задания.

Критерии оценки просодических компонентов в спонтанной организованной речи: 4 балла - стихотворение прочитывается выразительно, паузы расставляются правильно, темп речи нормальный (4-5 слогов в секунду); 3 балла - стихотворение прочитывается маловыразительно, иногда ребенок делает необоснованные паузы, отмечается незначительное отклонение темпа речи от нормы (± 1 слог); 2 балла - стихотворение прочитывается маловыразительно, часто ребенок делает необоснованные паузы, отмечается либо убыстренный темп речи (7-8 слогов в секунду), либо замедленный темп речи (2-3 слога в секунду); 1 балл - стихотворение прочитывается невыразительно, часто ребенок де-

лает необоснованные длительные паузы, отмечается очень быстрый темп речи (более 9 слогов в секунду) или очень медленный темп речи (1-2 слога в секунду); 0 баллов - отказ от выполнения задания.

Во-вторых, при проведении дифференциальной диагностики стертой дизартрии и дислалии у детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать психологические особенности личности каждого ребенка и события, происходящие в его семье. Приведем пример: при обследовании голоса у Марка Т. (возраст на момент обследования 5 лет 11 месяцев) периодически был отмечен тихий голос, вплоть до шепота, что, казалось бы, указывает на нарушение просодической составляющей речи. Однако при выполнении заданий на обследование особенностей фонационного дыхания и просодических компонентов речи отклонений от нормы выявлено не было. При прочтении стихотворения наизусть речь ребенка также выразительная, эмоциональная, с достаточными модуляциями голоса по высоте и силе. Позже, при беседе с воспитателем и мамой ребенка, было выяснено, что в семье есть маленький ребенок, и Марка Т. часто просят говорить тише, что он послушно и выполняет. Таким образом, получается, что тихий голос, переходящий на шепот - это не показатель нарушения просодики, а привычка, сформированная ближайшим окружением.

Следующим примером, подтверждающим данный факт, является случай Софьи В. (возраст на момент обследования 6 лет 2 месяца). При знакомстве с девочкой, а также в начале проведения логопедического обследования было отмечено, что Софья В. часто говорит тихим голосом, ответы на вопросы дает кратко, неэмоционально, часто боится дать неправильный ответ. При выполнении заданий на обследование особенностей фонационного дыхания была зафиксирована речь с недостаточными модуляциями голоса по силе. Но после того как были установлены доверительные отношения с ребенком, Софья В. начала первой вступать в диалог, стала отвечать на вопросы развернутыми ответами, речь стала

эмоциональной, голос нормальным. Поэтому было проведено повторное обследование особенностей фонационного дыхания и просодических компонентов речи, в результате которого отклонений от нормы выявлено не было. В итоге, тихий голос Софьи В. также не является симптомом нарушения просодики, а указывает на психологические особенности личности ребенка: ввиду завышенных требований, предъявляемых к девочке в семье, она не чувствует уверенности в себе, когда её спрашивают, испытывает сильное напряжение и боится дать неправильный ответ.

Учёт индивидуальных особенностей личности каждого ребенка важен не только на этапе проведения диагностики, но и при последующей дифференциации процесса логопедической коррекции стертой дизартрии и дислалии у детей старшего дошкольного возраста с ФФН. Также учет индивидуальных особенностей позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных способностей каждого ребенка (Л.А. Дружинина, 2000) [6].

В-третьих, мы выяснили, что не следует однозначно подходить к оценке параметров дифференциальной диагностики. Так, Р.А. Белова-Давид [2], систематизируя многообразные формы нарушений звукопроизношения, выделила две основные группы: дислалии (функциональный характер нарушения) и дизартрии (органический характер нарушения). Исходя из этого, автор выделила в качестве основного критерия дифференциации нарушений звукопроизношения наличие или отсутствие симптомов органического ряда. При этом отмечается, что органическая симптоматика часто может быть выражена в микропроявлениях, выявляемых только специальными приемами неврологического обследования. Таким образом, все случаи нарушений звукопроизношения такого патогенеза Р.А. Белова-Давид [2] предлагает рассматривать как расстройства дизартрического ряда.

Однако нами в процессе обследования Даниила Б. (возраст на момент обследования 5 лет 7 месяцев) была отмечена следу-

ющая особенность: выявленная органическая микросимптоматика в неврологическом статусе (нарушение статической координации движений при обследовании общей моторики; незначительное дрожание языка, наличие дополнительных движений, неточность и ограниченный объем движений языка при обследовании состояния артикуляционной моторики) не вызывает стойкого нарушения просодических компонентов речи, а также физиологического и речевого дыхания. Так, при выполнении заданий на обследование особенностей фонационного дыхания, просодических компонентов речи и в спонтанной организованной речи не отмечается общая смазанность речи, просодические компоненты в норме, предложения различной структуры произносит плавно на одном выдохе, отклонений от нормального тембра голоса не отмечается, мимика ребенка подвижна.

При обследовании артикуляционного аппарата у ребенка обнаружена укороченная подъязычная связка, вызывающая затруднения в подвижности кончика языка и, как следствие, в динамической организации движений языка. Этой же причиной объясняется и наличие «синкинезий» при обследовании состояния артикуляционной моторики: дополнительными движениями нижней челюсти и головы ребенок пытается компенсировать ограниченную подвижность языка. Анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что, несмотря на выявленную органическую микросимптоматику в неврологическом статусе, данный случай нарушения звукопроизношения относится к механической дислалии, обусловленной короткой подъязычной связкой.

Таким образом, проведение комплексного обследования, учет анамнестических сведений, обстоятельств раннего развития детей, обследование особенностей фонационного дыхания и просодических компонентов в процессе спонтанной организованной или неорганизованной речи, учет психологических особенностей личности каждого ребенка, событий, происходящих в его семье, а также комплексный подход к оценке параметров дифференциальной

Комплексная дифференциация стертой дизартрии и дислалии у детей старшего дошкольного возраста

Ю

СМ

Е.Л. Волосатова, Е.В. Шереметьева

см

диагностики позволят логопедам вывести логопедическое заключение, соответствующее структуре речевой недостаточности, а значит разработать эф-

фективные индивидуальные программы логопедической коррекции стертой дизартрии и дислалии у старших дошкольников с ФФН.

Библиографический список

1. Архипова, Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ : Астрель, 2006. - 320 с.

2. Белова-Давид, Р.А. К вопросу систематизации речевых расстройств у детей [Текст] / Р.А. Белова-Давид // Нарушение речи у дошкольников. - М. : Просвещение, 1969. - С. 11-47.

3. Винарская, Е.Н. Дизартрия [Текст] / Е.Н. Винарская. - М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. -141 с. : ил.

4. Гриншпун, Б.М. Дислалия [Текст] / Б.М. Гриншпун // Хрестоматия по логопедии: в 2 т. Т. 1 / под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 1997.- С. 108-119.

5. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]: сб. методических рекомендаций. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 240 с.

6. Дружинина, Л.А. Индивидуальный и дифференцированный подходы при организации коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Л.А. Дружинина. - М., 2000. - 160 с.: ил.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Лопатина, Л.В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения [Текст] / Л.В. Лопатина // Материалы конференции «Реабилитация пациентов с расстройствами речи». - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - С. 177-182.

8. Мартынова, Р.И. О психолого-педагогических особенностях детей дислаликов и дизартриков [Текст] / Р.И. Мартынова // Очерки по патологии речи и голоса. - М.: Учпедгиз, 1967. - Вып. 3. -С. 98-111.

9. Мартынова, Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией [Текст] / Р.И. Мартынова // Расстройства речи и методы их устранения / под ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской. - М.: Изд-во МПГИ им. В.И. Ленина, 1975.- С. 79-91.

10. Мелехова, Л.В. Дифференциация дислалий [Текст] / Л.В. Мелехова // Очерки по патологии речи и голоса / под ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Просвещение, 1967. - С. 77-97.

11. Панченко, И.И. Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий при дислалических и ди-зартрических нарушениях речи [Текст] / И.И. Панченко // Расстройства речи и голоса в детском возрасте. - М.: Изд-во МПГИ им. В.И. Ленина, 1973. - С. 152-160.

12. Сизова, Э.Я. О механизме бокового сигматизма [Текст] / Э.Я. Сизова, Э.К. Макарова // Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации. - Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1979. - С. 89-98.

13. Соботович, Е.Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики [Текст] / Е.Ф. Со-ботович, А.Ф. Чернопольская // Дефектология. - 1974. - № 4. - С. 20-26.

14. Щербак, С.Г Формирование устной монологической речи детей с минимальными дизартри-ческими расстройствами [Текст]: дис. канд. пед. наук / С.Г Щербак. - М., 2011. - 170 с.

References

1. Arkhipova E.F. The erased dizartriya at children. M.: AST: Astrel, 2006. P. 320. [in Russian].

2. Belova-David R. A. To a question of systematization of speech frustration at children. Violation of the speech at preschool children. M.: Prosveshchenie. 1969. P. 11-47. [in Russian].

3. Vinarskaya. E. N. Dizartriya. M. AST: Astrel, Khranitel, 2006. P 141. [in Russian].

4. Grinshpun B. M. Dislaliya. Anthology of logopedics. Collect. of 2 vols. M.: VLADOS, 1997. V. 1. P 108119. [in Russian].

5. Diagnostics of violations of the speech at children and the organization of logopedic work in the conditions of preschool educational institution. SPb. : DETSTVO-PRESS, 2001. P 240. [in Russian].

6. Druzhinina L. A. Individual and differentiated approaches at the organization of the correctional help to children with squint and an ambliopiya. Dis. ... cand. of sciences (Education). M., 2000. P 160. [in Russian].

7. Lopatina L.V. Differential diagnostics of the erased dizartriya and functional frustration of a sound pronunciation. Materials of the “Rehabilitation of Patients with Speech Disturbance” conference. SPb. : RGPU of A.I. Herzen. 2000. P 177-182. [in Russian].

8. Martynova R. I. On psychology and pedagogical features of children of dislaliya and dizartriya. Sketches on pathology of the speech and a voice. M. : Uchpedgiz. 1967. Release 3. P 98-111. [in Russian].

9. Martynova R. I. The comparative characteristic of the children suffering from easy forms of dizartriya and a functional dislaliya. Speech disturbance and methods of their elimination. M. : Izd-vo MPGI im. V. I. Lenina. 1975. P 79-91. [in Russian].

10. Melekhova L.V. Differentiation of dislaliya. Sketches on pathology of the speech and a voice. M. : Pros-veshchenie. 1967. P. 77-97. [in Russian].

11. Panchenko I.I. Features of the Phonetic and phonemic analysis of frustration of a sound pronunciation and some principles of medical and correctional actions at the dislalical and the dizartrical violations of the speech. Speech disturbance and voices at children’s age. M. : Izd-vo MPGI im. V. I. Lenina. 1973. P 152-160. [in Russian].

12. Sizova E. Ya. About the mechanism of a side sigmatizm. Mental and speech violations at children. Questions of rehabilitation. L. : Izd-vo LGPI im. A. I. Gerzena. 1979. P 89-98. [in Russian].

13. Sobotovich E. F., Chernopolskaya A. F. Manifestations of the erased dizartriya and methods of their diagnostics. Defectologia, 1974. № 4. P 20 - 26. [in Russian].

14. Shcherbak S.G. Formation of the oral monologic speech of children with the minimum dizartric frustration. Dis. ... cand. of sciences (Education). M., 2011. P 170. [in Russian].

Сведения об авторах:

Волосатова Елена Леонидовна,

магистрант кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик,

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: volosatovael@rambler.ru

Шереметьева Елена Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: sheremetevaev2@cspu.ru

Information about the authors: Volosatova Elena Leonidovna,

Master student,

Department of Special Pedagogy,

Psychology and Subject Methods, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: volosaovael@rambler.ru

Sheremetyeva Elena Viktorovna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Special Pedagogy, Psychology and Subject Methods South-Ural State Humanitarian Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: sheremetevaev2@cspu.ru

Комплексная дифференциация стертой дизартрии и дислалии у детей старшего дошкольного возраста

1^-

см

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.