_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_
Список использованной литературы:
1. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан: Утв. Президентом РФ 28 апреля 2011 г. N Пр-1168 // Российская газета. 2011. N 151.
2. Постановление Правительства РФ от 17 мая 1995 г. N 482 "О Федеральной целевой программе повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 862.
3. Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 26 декабря 2016 г. № 479 «Об утверждении государственной программы Республики Северная Осетия-Алания «Развитие государственной молодежной политики в Республике Северная Осетия-Алания» на 2017-2019 годы» // Гарант.Ру
4. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности [Электронный ресурс] / Отв. ред. Е.А. Лукашева. - М.: Наука,1988.- 142с.
5. Балаклеец И.И. Правовая культура в условиях модернизации России: реалии, тенденции и перспективы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2012. - 26с.
6. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юристь, 2011. - 528с.
7. Медведев В.А. Правовая культура российского общества: особенности и тенденции развития: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2004. - 25с.
8. Петручак Л.А. Правовая культура современной России: теоретико-правовое исследование: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2012. - 44с.
9. Проект Стратегии развития правового просвещения граждан в Российской Федерации // Электронный ресурс - URL: http://clck.yandex.ru/redir/dv/*data=url%3Dhttp%253A%252F%252Fnews.alrf.ru%252Fuser%252F87%252Fstrat egia_pp.doc%26ts%3D1450012443%26 uid%3D6663773321415716622&sign=0afecd7b4112948b3f65a2a0 a4661135&keyno=1.
10.Шашин П.А. Правовая культура в правовой системе общества: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2006. - 25с.
©Кибизова Е.К., 2017
УДК 376.37
Коновалова Е. Г.
учитель-логопед МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №1 "Снежинка" поселка Троицкий, Губкинского района, Белгородской области
ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПРАКСИСА У ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация
В данной статье рассмотрены особенности развития пространственного праксиса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова
Пространственный праксис, общее недоразвитие речи, пространственные представления
Своевременное формирование пространственного праксиса у ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_
самоорганизации поведения, в формировании социальных связей, в проявлении важнейших психических процессов — памяти, восприятия, эмоций. Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве.
Изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве исследователи установили, что их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. Поэтому считается актуальным развитие у дошкольников адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве.
Актуальность рассмотрения вопроса о формировании пространственного праксиса у дошкольников с ОНР III уровня речевого развития обусловлена рядом причин психолого-педагогического характера. В современных методических и психологических исследованиях отмечается, что несформированность всех компонентов речи у детей с ОНР III уровня речевого развития ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, препятствует усвоению знаний.
Нарушение пространственного праксиса у дошкольников с ОНР проявляется в нарушении восприятия собственной схемы тела: формирование представлений о ведущей руке, о частях лица и тела происходит позднее чем у нормально развивающихся сверстников. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, вверху, внизу) усваиваются только в ходе специального обучения.
У детей третьего речевого уровня отмечается незнание названий многих частей предметов; дети плохо различают форму предметов: не могут найти овальные, квадратные, треугольные предметы; характерны также ошибки употребления предлогов: опускание («даю тетитькой» - «я играю с сестричкой», «паток лезит тумпе» - «платок лежит в сумке»), замена («кубик упай и тая» - «кубик упал со стола»).
Способность воспринимать пространство, пространственные представления не даны ребенку изначально, они являются результатом сложного и длительного процесса онтогенетического развития, в свою очередь, определяя становление высших психических процессов, письма, чтения.
Решение данной проблемы связано с осуществлением индивидуализированного, а также дифференцированного и поэтапного коррекционного воздействия; с преобразованием методических систем, учитывающих неоднородность контингента детей с нарушениями речи и ведущие тенденции обновления содержания образования.
Поэтому ранняя диагностика и начало коррекционных мероприятия с учетом особенностей конкретного сенситивного периода и особенностей нарушения, имеют большое значение в развитии у ребенка пространственного праксиса и затем формирование пространственных представлений.
Мною проводилось исследование, на базе МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №1 "Снежинка". Было подобрано 6 методик А.Р. Лурия, О.С Бот, Р.И. Лалаевой, М.М. Кольцовой , с целью изучения состояния развития пространственного праксиса у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня речевого развития. Изучения способности каждого ребенка проводилось с помощью следующих заданий « Зрительный образец». Цель - выявить умение ребенка воспроизводить позы по зрительному образцу. «Тактильный образец». Цель- выявить умения воспроизводить позы по тактильному образцу. «Перенос поз». Цель - выявить умения воспроизвести позу сначала одной а потом другой рукой. «Смена трех положений кисти». Цель - выявить умения последовательной передачи позы сначала одной рукой потом другой. «Графическая проба». Цель - выявить сформированность у ребенка зрительных образов-представлений. «Реципрокная координация». Цель - выявить умение одновременно изменять положение обеих кистей.
В результате проведенного исследования установили, что у 29% детей с ОНР сформированность пространственного праксиса находится на высоком уровне, так как оптико-пространственные функции хорошо развиты, дети правильно воспроизводят позы, в основном задания не вызывали трудностей; у 57% детей выявили средний уровень сформированности пространственного праксиса, так как самостоятельно задания выполнялись не полностью, требовалась помощь, дети затруднялись в переносе поз с одной руки на другую; и у 14% детей выявили низкий уровень сформированности пространственного праксиса, так как задания не выполнялись без посторонней помощи, дети не могли выразить пространственное отношение. Таким образом можно сделать вывод что, у детей с общим недоразвитием речи формирование
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070
пространственного праксиса подчиняется тем же закономерностям, что и при нормальном развитии, однако этот процесс осуществляется медленнее, в более поздние сроки и с отклонениями из-за особенностей психического развития данной категории детей. Отрицательное влияние на формирование пространственных функций у детей с ОНР III уровня речевого развития оказывает недоразвитие зрительного восприятия, произвольного внимания и памяти, свойственное детям этой категории. Недостатки развития пространственного праксиса носят, как правило, вторичный характер, а, следовательно, могут быть скорректированы с помощью специально организованного обучения.
Своевременная и целенаправленная коррекция нарушений у дошкольников является одним из важнейших условий их речевого развития. Проблема поиска новых моделей и технологий коррекционной работы не теряет своей актуальности и предполагает возможность проведения дальнейших исследований. Список использованной литературы:
1. Мусейибова Т. С. Ориентировка в пространстве. //Дошкольное воспитание. [Текст] / Мусейибова Т. С. -2003. - № 8. - с.23- 26.
2. Семаго, Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практ. Пособие [Текст] / Н.Я. Семаго - М.: Айрис-пресс, 2007.-360с.
3. Семенович А.В., Умрихин С.О. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. - [Текст] / Семенович А.В., Умрихин С.О. М.: МГУ., 1999 год . - 46 с.
© Коновалова Е.Г., 2017
УДК 376
И.Ю. Коробейникова
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 111»
Н.И. Тарасенко воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 111» г. Курган, Российская Федерация
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ СЕНСОМОТОРИКИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Аннотация
В статье представлен опыт работы по формированию сенсорной активности и психомоторной сферы у детей с речевыми нарушениями посредством музыкально-ритмической деятельности и кинезиологических упражнений.
Ключевые слова
Здровьесберегающие технологии, кинезиология, вербальная сенсомоторика, музыкальная ритмика, речевая деятельность.
Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это реальность нашего времени и образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является актуальной задачей современного общества, значимость которой обозначена Законом РФ «Об образовании» и ФГОС. Признание прав особого ребенка на образование, учет его индивидуальных потребностей и возможностей, обеспечение оптимальных условий для его социализации и интеграции в общество в настоящее время представляется одной из важнейших задач педагогической практики
Организация комплексной помощи детям с ОВЗ, проблемы поиска эффективных